Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка состояния и нормир-е кач-ва воды. Охрана и рац исп-ние вод ресурсов РБ

Вод ресурсы мира и РБ. Осн направления их использования.

"Водные рес-сы"(ВР) — все пригодные для хоз.использ-я запасы поверхностных вод(ПВ),вкл. почвенную и атмосф. влагу. ВР – пресные и слегка солоноватые воды суши. Большая часть речного стока формир-ся в пределах РБ, приток воды с тер-рии соседних гос-в (РФ и Украины) Удельная обеспечен-ть стоком речных вод в РБ несколько выше, чем в среднем по СНГ. Для РБ гос. водный фонд вкл запасы вод: рек, болот, водохранилищ и т.д. Реки принадл. к бассейнам 2х морей —Черногои Балтийского.
В пределах границы РБ насчит-ся около 11000 озер.
Осн. направления использ-я ВР.На 1-е место по объему потребления воды вышло с\х произв-во. На орошение 1 га посевов расходуется в течение года 12—14 тыс.м3 воды. Растет потребление воды в промышл.произв-ве. Осн. масса воды в промышленности использ-ся для произв-ва энергии и охлаждения.
По мере роста народонаселения и городов увеличивается расход воды на коммунально-бытовые нужды.

Оценка состояния и нормир-е кач-ва воды. Охрана и рац исп-ние вод ресурсов РБ.

В наст. время в разл. странах мира для оценки кач-ва воды установлено более 100 показателей. При оценке степени загрязненности поверхностных вод учитываются: содержание плавающих примесей и взвешенных вещ-в, запах, привкус,окраска и темп-ра воды, состав и концентрация минер. примесей и растворенного в воде кислорода, болезнетворных бактерий. Опред-е допустимого состава сточных вод проводится в завис-ти от преобладающего вида примесей и с учетом харак-ки водоема, в к-рый сбрасывают сточные воды.
Проблемы охраны и рац. использ-я водных рес-сов(ВР) в РБ решаются в значит. степени путем гос. регулир-я, в 1-ю очередь, через сис-му прогнозир-я и планир-я (ПиП). Осн. задача—поддержание ВР в пригодном для потребит-я состоянии и их воспроизв-во в целях полного удовлетво-рения нужд нар. хоз-ва и населения в воде.

 

17 Земельные ресурсы Земельные ресурсы — это та часть мирового земельного фонда, которая пригодна для хозяйственного использования. Они создают основу для сельскохозяйственного производства, ведения лесного хозяйства, а также для городской застройки и расселения сельского населения, размещения промышленных предприятий, транспортных коммуникаций и всех других видов наземной деятельности человека.Сельскохозяйственные угодья — это участки земли, используемые в сельскохозяйственном производстве, они различаются по природным особенностям и сельскохозяйственному назначению. К ним относ: пашни (земли, систематически обрабатываемые и используемые для посева различных сельскохозяйственных культур), многолетние насаждения (сады, ягодники), залежи (пашня, не обрабатываемая в течение длительного времени), сенокосы и пастбища. Под сельскохозяйственными угодьями в Беларуси -- 44%. Основной качественной характеристикой земельных ресурсов, используемых в сельском и лесном хозяйстве, является плодородие, обусловленное особыми свойствами самого верхнего слоя — почвы. Важнейшими факторами плодородия почвы выступают: содержание в ней необходимых питательных веществ (азота, фосфора, калия, кальция и др.); наличие доступной для растений влаги в течение всего вегетационного периода; Различают естественное и искуственное плодородие.Деградация земель означает снижение или потерю биологической и экологической продуктивности богарных пахотных земель, орошаемых пахотных земель, лесов и лесных участков в результате землепользования или действия одного или нескольких процессов, в том числе с деятельностью человека. Загрязнение земель — это внесение химических загрязнителей в количествах и концентрациях, превышающих способность почвенных экосистем к их разложению, утилизации и включению в общий круговорот веществ.Значительную опасность для здоровья человека представляет загрязнение земель тяжелыми металлами, в том числе такими как железо, марганец, цинк, медь, молибден.


18. Учет и оценка земель РБ.Пути улучшения использования и охраны земельных ресурсов В настоящее время наибольшие и примерно равные площади земель заняты сельхозугодьями и залесенными территориями. На территории Беларуси имеются разнообразные типы почв: дерново-подзолистые, дерново-подзолисто-заболоченные, дерновые и дерново-карбонатные, дерновокарбонатные заболоченные, торфяно-болотные и пойменные. Наиболее пригодными для сельского хозяйства являются легко- и среднесупесчаные почвы.Самым низким плодородием характеризуются песчаные почвы. Территория Беларуси отличается значительным распространением торфяно-болотных почв. Размещение последних в пределах отдельных регионов республики неравномерно.
Гос. земельный кадастр - свод систематизир-х сведений о прир., хоз. и правовом положении земель.Он содержит данные: ● о распредел-и земель по катего-риям, землевладельцам, землепользователям и видам земель; ● о составе, структуре и состоянии зем. фонда; ● о местоположении, размерах и границах зем. участков, их кач-ной хар-ке.
Охрана земель регулируется Кодексом РБ о земле. Сис-ма рац. использ-я земель должна носить природоохр-й, ресурсосберег-й хар-р и предусматривать сохранение почв, ограничение воздействия на растит. и животный мир, геолог-е породы и др. компоненты окр. среды.
В природоохр. целях землепользователи, землевладельцы, обязаны осуществлять: ● восстановление и повышение плодородия почв ● защиту зем. участков от водной и ветровой эрозии,заболачивания,загрязн-я отходами произв-ва ● защиту с\х земель от зарастания кустарником и мелколесьем


19.Эколого-экономичесое значение лесных и других биологических русурсов.Особенности лесопольз и лесовоспр. Растения как единственные созидатели органической материи служат биоэнергетической основой функционирования всей биосферы. От состояния растительного покрова территории отдельных стран и планеты в целом зависит общий баланс веществ и энергии на Земле. Растительность создает особые условия климата в приземном слое атмосферы, играет стабилизирующую роль в окружающей среде. Растения служат источником питания людей, для кормления сельскохозяйственных животных, в качестве лекарственного сырья и для многих других целей. Среди растительных ресурсов нашей планеты особое место занимают лесные формации. Лес представляет собой природный комплекс, в составе которого преобладают деревья одного или многих видов, растущие близко друг от друга и образующие более или менее сомкнутый древостой.Леса выполняют водоохранные, защитные, очистительные санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, улучшают окружающую среду, создают условия для обитания диких животных.
Степень облесенности территории оценивается с помощью показателя лесистости, т. е. отношения лесопокрытий площади к общей площади (континента, страны, региона), выражается в процентах.

К сожалению, итогом последнего десятилетия ХХ столетия явилась потеря значительной площади природных лесов в результате вырубок.

Особенности лесопольз-я и лесовоспроизводства (ЛиЛ)
Осн. функции ЛиЛ в РБ выполняет лесное хоз-во—отрасль нар. хоз-ва, к-рая обеспечив-т потребности страны в древесине и др. продуктах Л.Лесопольз-е,как один из важн. видов природопольз-я, закл-ся в заготовке древесины, извлечении из Л ср-в для получения технич-го и лекарственного сырья, пищевых продуктов, пушнины, дичи, а также в его использ-и в защитных, водоохранных, рекреационных и др. спец. целях. Лесная площадь-это не только площадь,занятая лесом, но и площадь вырубок, гари, пустырей,лесных пашен-около 10%.

20.Охрана лесов, экономическое стимулирование и нормативно-правовое
регулирование рационального лесопользования
Лес (Л)- географ. ландшафт, сост. из сов-ти древесных растений, суши и представляет собой высокопродуктивную эколог. систему.
В основе лесн. законодат-ва сформ. осн. принципы использ-я, воспр-ва и охраны Л.Принципы 1)непрерывного, неисточительного пользования Л. Этот принцип означ-т повышение продуктив-ти лесной защиты. (защиты рубок ухода,улуч. возраст. состава,повышения плодородия почв,сохран. хвойного подроста). 2) Полной реализации расчетной лесосеки по всем породам деревьев.(по лиственным-недоруб, по хвойным-переруб). 3) Интенсификация лесопольз-я:он регулир. соотнош-е меж гл. пользователями и побочными.4) Комплексное использ-е всей древесной массы 5)использ-е недревесных пород Л 6)Воспроизв-во лесных рес-сов. 7)Охрана лесных рес-сов. Мероприятия по борьбе с вредителями и болезнями Л в завис-ти от принципа действия и техн-и применения подразд-ся на лесохоз-е, биолог-е, хим-е и др.
В сохранении биолог. разнообразия главенствующая роль принадлежит особо охраняемым прир. тер-риям (заповедники и нац. парки)

 

21. Особо охраняемые природ тер-рии и объекты, их роль в сохран биологич разнообраз РБ. Согласно закону РБ «Об особо охраняемых прир. тер-риях и объектах» (1994), к таковым относятся: гос. заповедники, нац. парки, заказники, памятники природы, а также животные и растения, относящиеся к видам, занесенным в Красную книгу РБ. Заповедники явл. исключит-но природоохр-ми научно-исследовательскими учреждениями гос. знач-я, в задачи к-рых входит: ● сохранение в натур. состоянии прир. комплекса, входящего в состав заповедника; ● проведение научных исследований; ● организация мониторинга окр. среды; ● содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны природы; ● популяризация природоохр-х взглядов и дела охраны природы.
В наст. время функционирует Березинский биосферный и Полесский радиационно-эколог. заповедники. Нац. парки – комплексные природоохранно-хоз-е и научно-исследоват-е учреждения, задачами к-рых явл.:◘сохранение эталонных и уникальных прир. комплексов и объектов природы; ◘организация экол-го просвещения и воспитания населения; ◘проведение научных исследов-й; ◘организация рекреационной деят-ти; ◘ведение комплексного хоз-ва.
На тер-рии РБ 4 нац. парка: Беловежская пуща, Припятский, Нарочанский и Браславские озера.

22 Роль минеральных ресурсов в воспроизводственном процессе
Минерально-сырьевые ресурсы — это природные вещ-ва минерального происхождения, используемые для получения энергии, сырья и материалов.
Минеральное топливо (уголь, нефть, природный газ) — основной источ­ник энергии и важнейшее промыш­ленное сырье. Переработка минераль­ного топлива является базой формиро­вания промышленных ком­плексов(нефтехимических, газохи­мических, углехимических). Для минерально-сырьевых ресурсов характерны: 1)резкая неравномерность размещения; 2)невозобновляемость конкретных видов ресурсов; 3)возмож-ть восполн. разведкой, освоения новых объектов; 4)разнообразие горнотехнич. и природно-экономич. условий эксплуатации;5)ограниченность крупных и благо­приятных месторождений,).


23 Оценка минерально-сырьевых ресурсов Территория Беларуси перспективна на руды черных и цветных металлов, открыты два месторождения железных руд.Выявлено и разведано 5 тыс. месторо­ждений(30 видов мин. сырья). Важ­нейшими пол/иск явл калийные и каменные соли, нефть, торф, строймат и сырье для их произ-ва, подземные пресные и минеральные воды.
1)Топливные мин ресурсы РБ(нефть, нефтяные газы, торф, бурый уголь и горючие сланцы).58 месторождений нефти, 30 эксплуатируются, остальн разведываются,рес нефти-338,3млн. т, рес торфа-3 млрд т, бурые угли-Полесье,запасы-1350,8 млн т.Житковичи,Бриневск, Тонежск-150,0 млн т, горючие сланцы(юг РБ бассейн-20 тыс. км2. Любанское и Туровское месторождения, для развития энерге­тики, хим пром, произв строймат.
2)Горно-химическое сырье(калийные, каменные соли, фосфоритами). Калий­ные соли (Старобин и Петриков) - 6,9 млрд т, ПО "Беларускалий". Каменная соль(неисчерпаемые), Мозырь, Давыдовск и Старобинском - 22 млрд т. Два фосфоритоносных бассейна: Сожский, Припятский (Мстиславль и Лобковичи - 30 млн т), Брестский фосфоритоносный район - 52,9 млн т). Руды черных и цветных метал­лов(Околовское и Новоселковское месторожд.- 340 млн.), болотные железные руды повсеместно (300 месторождений) - сырьем для произ­водства минеральных красок. При­пятский прогиб - давсанитовые руды (сырье для производства глинозема и кальцинированной соды).
Кодекс РБ о недрах (1997) определяет требования по рациональному исполь­зованию и охране недр:1)соблюдение установл законодат порядка предоставл недр в пользова­ние и недопущение самовольного пользования недрами;2)полное и комплексное геологическое изучение недр, обеспечивающее достоверную оценку запасов пол/иск;3)недопущение порчи разрабатывае­мых месторождений пол/иск в ре­зультате пользования недрами;
4)обеспечение полного извлечения из запасов пол/иск и попутных компо­нентов;

24 Понятие «хозяйственный механизм»
Опыт многих развитых стран мира свидетельствует о том, что как в формировании рыночной экономики, так и в обеспечении ее эффективного функционирования важная роль принадлежит государству. Даже в тех странах, где официально провозглашается принцип невмешательства государства в хозяйственные процессы (например, в США), на деле оно активно влияет на развитие экономики. Институциональные механизмы регулирования социально-экономических процессов представляют собой совокупность институтов, то есть элементов социальной структуры общества, форм организации и регулирования его жизни посредством закрепления правовых норм и правил, использования системы учреждений, организаций, управленческих структур, разрабатывающих и контролирующих выполнение этих норм и правил.

Одним из институциональных механизмов, осуществляющих государственное регулирование и управление экономикой и ее отдельными структурными звеньями является хозяйственный механизм, который представляет собой систему форм и методов организации и регулирования экономической жизни общества. Хозяйственный механизм выполняет следующие основные функции:
-обеспечивает взаимосвязанность, сбалансированность всех структурных элементов общественного производства как целостной системы;-согласовывает экономические интересы общества, коллективов, каждого работника, отдельных предпринимателей.

25 Система прогнозирования и планирования природоохранной деятельности Важное место в хозяйственном механизме природопользования отводится прогнозированию и планированию природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов, или эколого-экономическому прогнозированию и планированию. Одна из существенных особенностей разработки плана-прогноза природопользования состоит в том, что объектом планирования являются не только социально-экономические, но и природные процессы и явления. Природа, как известно, инерционна, консервативна, изменения в ней происходят намного медленнее, чем в общественной жизни. В связи с этим огромное значение приобретают заблаговременное предвидение возможных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, составление долгосрочных программ и прогнозов, в которых определяется экологическая стратегия хозяйственного развития. Такой прогноз предполагает прежде всего определение основных направлений и масштабов воздействия хозяйственной деятельности на качество окружающей среды, рассматриваемой как важнейшее условие жизни людей и устойчивого экономического роста.Объектами природоохранного прогнозирования и планирования являются и отдельные природные комплексы и экологические системы. Природоохранное прогнозирование и планирование осуществляется на территориальном и отраслевом уровнях.
. Примером отраслевого природоохранного планирования являются программы, отражающие экологические аспекты отдельных народнохозяйственных комплексов и видов деятельности, - «Экология и энергетика», «Экология и транспорт», «Экологизация сельского хозяйства» и др.

 

26. Управление природопользованием: сущность, методы, функции
Управление природопользованием– это деятельность государства по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды, а также по обеспечению режима законности в эколого-экономических отношениях. Методы управления – это способы воздействия на поведение и деятельность управляемых объектов с целью обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды. Применяются следующие основные методы управления: административные (командно-распорядительные)– обеспечиваемые возможностью государственного принуждения;-экономические – создающие непосредственную материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в выполнении необходимых экологических мероприятий, решений органов управления в сфере природопользования;-социально-психологические – методы морального стимулирования, которые реализуются посредством мер как поощрительного характера, так и воздействия на нарушителей (благодарности или, напротив, выговоры, устные или в приказах администрации и т.п.).

Общими для всех отраслей и звеньев управления природопользованием являются следующие функции:-нормотворчество и законодательная инициатива в области охраны окружающей среды и природопользования;-учет природных объектов и ведение природных кадастров;-осуществление мониторинга окружающей среды;-экологический контроль, экспертиза и аудит;-эколого-экономическое прогнозирование и планирование;-экономическое стимулирование природоохранной деятельности;-разрешение споров о праве пользования природными ресурсами, применение санкций за нарушение природоохранного законодательства и др.

27 Особенности административного управления природопользованием До недавнего времени наиболее распространенными и действенными в системе управления природопользованием были административные методы. Они применялись в условиях монопольного владения государства природными ресурсами, установления правовых норм и порядка воздействия на окружающую среду заинтересованными ведомствами-природопользователями, сохранения предприятий, наносящих ущерб природе, в десятки раз превышающий стоимость выпускаемой продукции. В такой обстановке только административное управление позволяло без применения жестких экономических санкций (которые попросту разорили бы предприятие) в какой-то мере сдерживать эколого-катострофические ситуации.
Функции административного управления включают виды деятельности: 1)планирование, формирование целей, задач, определение ресурсов для их выполнения (мат, финансовых, кадровых), прогнозирование результатов; 2)выполнением детальной классиф предстоящих работ;

3)подбор кадров; 4)нормирование хоз деятельности, кач выпускаемой продукции и окружающей среды; 5)контрольные и учетные функции, лицензирование, мониторинг окр среды, нормативно-правовые акты..
Экологические стандарты: 1)стандарты качества окружающей среды(допустимое сост воздушного, водного бассейнов, почв и др природных сред. Устанавливаются по уровню концентрации загрязнений в природной и техногенной средах). 2)стандарты воздействия на окр среду(уровень выбросов (сбросов) из данного точечного источника применения очистного оборудования). 3)технологические стандарты(требования к технике, оборудованию, процессам производства или очистной технологии). 4)стандарты качества продукции(содержания вредных примесей в продуктах питания, питьевой воде).
Главный принцип администр управления в РБ — разрешительно-запретительный.(устанавливаются лимиты на пользование природными ресурсами, выбросы, размещение отходов и т.д. выдаются разрешения на природопользование).

 

28 Организационные структуры управления Важнейшим звеном механизма управления являются его организационные структуры – система органов власти и управления природопользованием.Организационное управл-е природопользованием осуществляется посредством территориального и отраслевого принципов.

Территориальный(с одной стороны, целостность природы, с другой — ее региональное своеобразие). Реализуется через декреты, указы, распоряжения, директивы президента, контроль за соблюдением природоохранного законодат-ва.
Отраслевой(осуществление гос контроля за состоянием природных рес и принятии мер по их охране и рац использ), органам специальной компетенции, Мин прир рес и охр окр среды (Минприроды РБ).
Подведомственными Минприроды РБ органами упр природопольз на местах являются 6 областных, Минский городской комитеты и 123 гор(рай)инспекции природных ресурсов и охраны окр среды, применяют и меры административного воздействия, налагают штрафы, направляют представления в суд.Специально уполномоченными гос органами области охраны окр среды явл: 1)Гос комитет по земельным ресурсам, 2)Министерство здравоохранения РБ, 3)Министерство по ЧС РБ, 4)Министерство лесного хоз-ва РБ, 5)Гос комитет по гидрометеорологии РБ, 6) МВД экологическая милиция;
7)Гос таможенный комитет РБ (предотвращения вывоза животных и растений, занесенных в Красную книгу), 8) Управление делами администрации Президента РБ.

29.Правовое регулирование природопользования и природоохранной
деятельности
В наши дни в Белоруссии сделаны важные шаги по развитию нормативно-правовой базы регулирования в сфере экологии. Только за последние 6 лет Парламентом были приняты в новой редакции 16 важнейших законов, отвечающих требованиям происходящих в экономике преобразований. Основу современного законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования составляют: Конституция Республики Беларусь (статьи 34, 46, 55) (1994 г. с дополнениями и изменениями от 24 ноября 1996 г.);
– Законы Республики Беларусь:«Об охране окружающей среды», «О государственной экологической экспертизе», «Об отходах», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
«Об охране и использовании животного мира» (1996 г.),«Об охране атмосферного воздуха», «О радиационной безопасности», «Об охране озонового слоя»,
Ответственность за нарушение природоохранного законодательства:
1. административная(вплоть до закрытия предпр-я, запрет на польз-е прир. рес-ми)2. дисциплинарная(выговоры, лишение премий) причина: невыполнение своих обязательств 3. уголовная ответственность(конфискация имущ-ва, лишение свободы)


30 Сущность и задачи мониторинга окр.среды. Мониторинг окружающей природной среды — это непрерывные комплексные наблюдения за ее состоят загрязнением, природными явлениями, которые происх в ней, а также оценка и прогноз состояния окружающей прир среды и ее загрязнения. В систему мониторинга входят наблюдения за состоянием природных сред: воздушной среды, поверхностных вод и водных экосистем, геологической среды и наземных экосистем.
Мониторинг состояния природных ресурсов включает наблюдение и контроль за состоянием атмосферного воздуха, водных, минерально-сырьевых и биологических ресурсов; результаты его включаются в отраслевые кадастры природных ресурсов.
По содержанию различают несколько видов мониторинга:
-биосферный (глобальный) — слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях;-медицинский (санитарно-токсикологический) —слежение и контроль за показателями качества окружающей человека среды, соблюдение которых обеспечивает условия, благоприятные для жизни и безопасные для здоровья;
-импактный — слежение за природными процессами и явлениями, а также их изменениями под влиянием антропогенных факторов в особо опасных для состояния природной среды районах и точках:
-чрезвычайных ситуаций (при угрозе и возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий);-локальный (наблюдение за воздействием на окружающую промышленных объектов или отдельных источников);

 

31 Основы экологического нормирования и стандартизации в области охраны окружающей среды Экологическое нормирование представляет собой процесс установления показателей предельно допустимого воздействия человека на окружающую природную среду.
Главная цель экологического нормирования — обеспечение взаимоприемлемого сочетания экономических и экологических интересов. Предельно допустимые нормативы представляют собой компромисс между экологией и экономикой, позволяющий развивать хозяйство и сохранять окружающую среду.В основе технологических показателей нормирования лежит способность экономики обеспечивать выполнение установленных пределов воздействия на человека и окружающую природную среду.


32 Учет и анализ природопользования и охраны окружающей среды
Для учета количественных, качественных и иных характеристик природных ресурсов, а также объема, характера и режима их использования ведутся государственные кадастры природных ресурсов. Оценка рационального природопользования и природоохранной деятельности, принятие управленческих решений основывается на статистическом и бухгалтерском учете.Кадастр природных ресурсов — это систематизированный свод сведений количественных, качественных и территориально-адресных показателей о естественно-физических, экологических, хозяйственных, экономических характеристиках и правовом статусе природных ресурсов. Кроме того, кадастр отражает характер изменений состояния ресурсов под воздействием природных и антропогенных факторов, рекомендации по рационализации использования ресурсов и необходимым мерам их охраны. В настоящее время статистика окружающей среды является одним из инструментов управления природоохранной деятельностью и рациональным природопользованием. Ее важнейшими функциями являются:-сбор, обработка, обобщение и анализ статистической информации на основе научно-обоснованной статистической методологии;-контроль за выполнением принятых государственных заданий и специальных программ в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;-информационное обеспечение работ по ведению кадастров природных ресурсов и национальной системы мониторинга окружающей среды.

33 Экологический аудит Одной из форм контроля соответствия деятельности предприятий требованиям экологических норм и правил является экологический аудит. Международная торговая палата определяет экологический аудит как инструмент управления, состоящий в систематизированной, документально подтвержденной, объективной оценке соответствия организационной системы управления и функционирования производственных процессов экологическим требованиям.

Объектом экологического аудита могут выступать действующие и строящиеся предприятия и организации, деятельность которых оказывает или может оказывать воздействие на окружающую среду. Экоаудит нацелен на выявление существующих или потенциальных проблем, связанных с воздействием хозяйствующих субъектов на окружающую среду, и выработку мер по их решению. Экологический аудит может быть использован:-для проверки соблюдения природоохранного законодательства;-для оценки эффективности функционирования систем управления окружающей средой;-при оценке финансовых рисков инвестирования проектов финансовыми структурами, акционирования, заключения договоров, долгосрочной аренды и договоров страхования ответственности за причинение убытков, вызванных загрязнением окружающей среды;-при реализации процедуры объявления банкротства;
Экологическое аудирование – может быть добровольным и обязательным. Обязательный аудит проводится для организаций и видов деятельности (например, при изменении собственника объекта, передаче объекта в аренду или в качестве залога при ипотеке и пр.), перечень которых утверждается специально уполномоченным органом по экологическому аудиту, а также может инициироваться специально уполномоченными государственными органами при урегулировании исков к нарушителям природоохранного законодательства. Добровольный (инициативный) экоаудит проводится исключительно по инициативе хозяйствующего субъекта в процессе создания и внедрения системы управления окружающей средой, контроле за эффективностью ее функционирования. В зависимости от того, кто проводит аудирование, различают внутреннее (проводится аудиторами из числа работников предприятия) и внешнее (проводится независимой командой аудиторов).

34 Государственная экологическая экспертиза и контроль Конечной задачей экологической экспертизы является составление заключения о влиянии на окружающую среду, на основании которого делается вывод об экологической безопасности и целесообразности реализации проекта. Одна из главных целей проведения соответствующих исследований состоит в том, чтобы сделать анализ состояния окружающей среды составной и неотъемлемой частью технико-экономического обоснования проекта. Законами Республики Беларусь "О государственной экологической экспертизе" (1993) и "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственной экологической экспертизе" (2000) определяются цели экспертизы, ее место в системе принятия решений, устанавливается общий порядок организации и проведения экспертизы, оговариваются права и обязанности сторон. Проведение государственной экологической экспертизы возложено на органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, в его системе функционирует специализированная инспекция по государственной экологической экспертизе проекто. Экологический контроль подразделяется:— на государственный;— ведомственный;
— производственный;— общественный.
Государственный контроль имеет своей задачей обеспечить соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (правил, норм) и эффективность проведения работ по изучению, рациональному использованию и охране всеми пользователями природных ресурсов Ведомственный контроль осуществляется республиканскими органами государственного управления и объединениями в целях обеспечения выполнения подведомственными предприятиями и организациями планов и мероприятий по охране окружающей среды. Производственный контроль проводит экологическая служба предприятий, организаций и других хозяйственных субъектов. Общественный контроль вправе осуществлять общественные объединения, трудовые коллективы с целью проверки выполнения требований Закона "Об охране окружающей среды".

35 Экономическое стимулирование природоохр.деят-ти. Экономический механизм природопользования Платежи, штрафные санкции, возмещение ущерба могут быть отнесены к методам негативной мотивации.Но экономическое стимулирование осуществляется и методами позитивной мотивации, или мерами заинтересованности. С целью совершенствования хозяйственного механизма природопользования в 1990 г. впервые была установлена плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, сбросы загрязнителей в водные объекты и размещение отходов. На этапе перехода к рыночной модели хозяйствования главным элементом экономического механизма природопользования становится ценовое, или налоговое, регулирование. Инструменты ценового регулирования

1)поощрительные (льготное налогообложение, льготное
2)принудительные (ресурсные платежи, платежи за загрязнение, штрафы за превышение лимитов) и
3)компенсационные меры (возмещение нанесенного ущерба, создание природоохранных фондов и др.)


36. Особенности формирования система платного природопользования Земельный налог и механизм его взимания
Им облагаются земли:• с/х назначения(уплачивается по ставкам в зависимости от кадастровой оценки)• лесного фонда• водного фонда
При отсутствии кадастровой оценки налог уплачивается по ср. ставкам по районам.Ставки налога на земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хоз-ва, строительства и обслуживания жилого дома, ведения коллективного садоводства, огородничества и т.д. умножаются на повышающие показатели
• нас. пунктов• пром-ти, транспорта, связи, обороны и иного назначения
37 Зарубежный опыт экономического стимулирования природоохранной деятельности. Формирование системы эколого-экономического регулирования в переходный период развития экономики требует изучения, осмысления и критического анализа зарубежного опыта в этой области, особенно опыта промышленно высокоразвитых стран. Известно, что механизм экономического стимулирования в этих странах отрабатывается, по сути, с начала века, и те модели, которые существуют в США, Японии, Западной Европе, — это результат многолетних поисков. Анализ их опыта необходим для выявления некоторых общих закономерностей, конкретных подходов к оптимизации природопользования и оценки их эффективности. На Западе применяются как бы две разновидности экономических методов регулирования экологической сферы — ценовое, или налоговое, регулирование и собственно рыночные механизмы. Инстр-ты ценового экол.-экон. регулир. зарубежом:1) платежи за загрязнение окр. среды
2) платежи за пользование муниципальными очистными сооружениями
3) ресурсные платежи – плата за право пользования прир. рес-сами, их воспроизводства и охраны; для исчерпаемых рес-сов прим-ся след. виды:
• налог на объем продаж• налог на прибыль или рентный• ройялти – выплата добывающими компаниями правит-ву опред. %-та от стоим-ти извлеченного рес-са
4) продуктовые налоги: надбавка к цене продукции, произ-во кот. или дальнейшее использование отриц. влияет на окр. среду (разновидность – экол. залог) 5) субсидии – безвозмездная помощь гос-ва. М. б. в виде:
• грантов• низкопроц-ых кредитов на осуществление экологизации произ-ва• налоговых льгот.

38 Совершенствование производственных показателей с учетом
экологических требований
Заинтересованность субъектов хозяйствования в результатах природоохранной деятельности можно повысить путем корректировки производственных показателей с учетом экологических требований. Так, одним из основных итоговых показателей работы предприятий служит рентабельность, отражающая как количественные, так и качественные ее результаты. Показатель общей рентабельности (R) рассчитывается как отношение общей (балансовой) прибыли (Пб) к стоимости основных средств производства (основных фондов) и нормируемых оборотных средств (Ф):

Рост рентабельности производства возможен как за счет возрастания прибыли, так и за счет экономного использования фондов, но это никак не отражает последствий воздействия предприятия на окружающую среду, степени природоемкости производства. Необходим расчет прибыли в таком виде, который бы отражал как результат производственной деятельности, так и степень ее негативного влияния на окружающую среду. Воздействие на среду наносит ущерб окружающей среду и обществу. В случае наращивания фондов без учета экологических требований предприятие увеличивает балансовую прибыль, но одновременно растет и ущерб, так как с увеличением объемов производства, как правило, растет его природоемкость. Поэтому при определении рентабельности нужно оперировать размерами чистой прибыли (Пч), рассчитываемой как разница между балансовой прибылью (Пб) и наносимым производственной деятельностью ущербом (У).
В итоге интегральный показатель оценки работы предприятия – рентабельность – будет рассчитываться следующим образом:

Из этого следует, что чем меньше природных ресурсов потребляет производитель и чем меньше наносит урон природе, тем выше будет показатель рентабельности.

39 Основные источники финансирования. Целевые фонды охраны природы Финансир. природоохр. меропр. – целевое распредел. фин-ых средств, кот. наход-ся в распоряжении гос-ва, предприятий и организаций, аккумулированы в соотв. фондах и предназначены для покрытия затрат, связанных с нейтрализацией, ликвидацией негативных последствий наруш. окр. среды.Финансир-ие природоохр. программ и мероприятий произв. за счет:1) средств республиканских и местных бюджетов 2) средств гос. целевых бюдж. фондов охраны природы
3) средств юридич. лиц и индивид. предприним-ей 4) кредитов банков
5) иностранных инвестиций 6) средств граждан, в т. ч. иностранных
7) иных внебюдж. источников, не запрещенных законодат-вом РБ
Источники формирования цел. бюдж. фонда:
1) платежи за выбросы, сбросы2) платежи за размещение отходов
3) платежи за переработку пластмасс.
Под эффективным поним-ся такое исп-ие фин. рес-сов, кот. приводит к достижению оптимального уровня качества окр. среды и рациональному использ-ю прир. рес-сов.
Новые подходы:1) создание экологич. банков. Экол. банк может на конкурсной основе кредитовать предприятия под конкр. природохр. программы, организовывать рыночную продажу акций, обслуживать рынок квот на загрязнение, оценивать имущество и потенциал предприятия. 2) эколог. облигации как гос. ценные бумаги.
4) эколог. страхование – это страхование гражданской ответственности предприятий-источников повышенного риска за причинение ущерба окр. среде и третьим лицам в связи с внезапным аварийным загрязнением окр. среды.

40 Экологическое страхование В мировой практике экологическое страхование означает страхование ответственности объектов-источников повышенного экологического риска за причинение ущерба третьим лицам вследствие внезапного, непреднамеренного (аварийного) загрязнения окружающей среды и экономическое стимулирование таким образом предотвращения данного загрязнения. Цель экологического страхования состоит в наиболее полной компенсации нанесенного эколого-экономического ущерба. Суть страхования заключается в объединении ресурсов отдельных собственников в целях компенсации возможных убытков любому из них.
Различают следующие виды экологического страхования: личное, имущественное, экологической ответственности. Личное и имущественное страхование имеют значение для граждан; в страховании экологической ответственности отдельные граждане не участвуют, хотя оно безусловно затрагивает их интересы, создавая дополнительные финансовые гарантии компенсации эколого-экономического ущерба.
Экологическое страхование особенно выгодно для экологически опасных производств, поскольку уменьшает в конечном итоге их издержки по компенсации ущерба в случае аварий, так как в соответствии со страховым договором значительную часть этих затрат несет страховой экологический фонд (выступающий в роли страховщика).


41 Экономический ущерб от загрязнения и истощения природной среды Выделяют 3 вида ущерба:1) эколог. ущерб хар-ся разрушениями, возник-ими в прир. Экосистемах 2) эконом. ущерб – выраж. в денежной форме фактический или возможные потери народного хоз-ва, обуслов-ые ухудшением экол. ситуации в рез-те антропогенной деят-ности
3) соц. – наносится здоровью людей загрязн. воздухом, загрязн. продуктами питания, низким качеством питьевой воды, шумом и т. д.
Эк. ущерб можно схематически представить в виде 2 составляющих:
1) натур. потерь в ден. выражении (прямой ущерб) 2) затрат на ликвидацию отриц. последствий или замену деградир. рес-сов (косвенный ущерб). Т. о. экон. ущерб явл-ся комплексной величиной и слагается из ущербов, наносимых отдельным видам реципиентов от загрязн. разл. прир. сред. Реципиент – объект, кот. несет ущерб от загрязн. окр. среды.


42 Социальный и совокупный экономический ущерб от загрязнения природной среды Соц. ущерб можно условно подразд. на восполнимый и невосполнимый. Соц. восполн. ущерб выраж. в стоимостных показателях и включает:1) потери произ-ва от невыходов на работу (недополуч. продукция) 2) прямые расходы в соц. обеспечении на оплату больничных листов 3) прямые расходы в здравоохр.:затраты на лечение
4) сниж. произ-сти труда
Невосполнимый соц. ущерб невозм. оценить стоим. показателями. Н-р:
1) потеря здоровья 2) сниж. творч. актив. 3) досрочный уход на пенсию
4) псих. дискомфорт.
Сов. эк ущерб отражает потери эк-ки и общ-ва при отсутствии прир.-охр. мероприятий. Его можно определить как сумму след. локальных ущербов:
1) ущерб промышл. 2) ущерб с/х и лесному хоз-ву 3) ущерб ЖКХ
4) ущерб от повышения заболеваемости населения 5) прямой эконом. ущерб населению 6) ущерб от повышения текучести кадров.

43 Природоохранные затраты. Все природоохранные затраты (экологические издержки) по их экономической сущности можно подразделить на издержки предотвращения (предзатраты: затраты на мероприятия, проводимые либо в источнике загрязнения, либо на путях миграции загрязняющих веществ к реципиентам) и экономический ущерб, включающий прямые потери ресурсов природы и затраты на ликвидацию.
По времени реализации различаются две категории природоохранных затрат: капитальные и текущие, или в современной «рыночной» терминологии - инвестиции в основной капитал и эксплуатационные издержки. К капитальным вложениям на охрану окружающей среды относятся единовременные затраты на создание, обновление, реконструкцию, замену и расширение основных фондов природоохранного назначения, совершенствование технологии производства с целью сокращения его воздействия на природную среду.
Капитальные вложения природоохранного назначения включают как прямые, так и сопряженные капитальные затраты.В результате освоения капитальных вложений происходит создание фондов природоохранного назначения, процесс эксплуатации которых влечет за собой возникновение природоохранных текущих затрат. К текущим затратам относятся расходы на содержание и обслуживание основных фондов природоохранного назначения, а также на оплату услуг, связанных с охраной окружающей среды. В состав текущих затрат на содержание и обслуживание основных фондов входят ежегодные затраты на зарплату обслуживающего персонала, текущий и капитальный ремонты, амортизационные отчисления, энергетически расходы, затраты на реагенты.

 

44 Состав текущих экологических затрат По времени реализации различаются две категории природоохранных затрат: капитальные и текущие, или в современной «рыночной» терминологии - инвестиции в основной капитал и эксплуатационные издержки. Текущие затраты экологического назначения значительно превосходят годовые капитальные затраты: по народному хозяйству стран СНГ они обычно соотносятся как 3:1 (по воздушному бассейну – 5:1, по водным ресурсам – 4:1). Это свидетельствует о том, что обновление природоохранных фондов в наших странах происходит очень медленно. В то же время в США это соотношение текущих и годовых капитальных затрат составляет 1:1. В соответствии с рекомендациями Комплексной системы эколого-экономического учета (2002) в отчетность субъектов хозяйствования должны включаться следующие виды текущих затрат на охрану окружающей среды: - на содержание и эксплуатацию основных фондов --природоохранного назначения;-на рекультивацию нарушенных земель (кроме включенных в капитальные вложения;- на организацию самостоятельного контроля за воздействием на окружающую среду, научно-технических исследований, управления природоохранной деятельностью на предприятии;- на текущие мероприятия по восстановлению нарушенной природной среды и прочие текущие мероприятия по снижению вредного воздействия на природную среду.

45 Проблемы интернализации экстернальных экологических издержек Экологические издержки хозяйствующих субъектов включаются в общие производственные затраты, то есть являются внутренними (интернальными) для предприятия. Издержки же, вызываемые загрязнением окружающей среды (то есть собственно экономический ущерб), являются для предприятия-загрязнителя внешними (в экономике природопользования их принято называть экстернальными), поскольку для самого производителя ущерб, вызванный его деятельностью, не влияет на издержки производства.
Одним из возможных путей превращения внешних издержек во внутренние является создание институционального механизма, понуждающего предпринимателя учитывать экологический фактор в процессе принятия хозяйственных решений. Это, во-первых, законодательное закрепление принципа компенсации ущерба, тогда реципиенты через суд могут предъявить предпринимателю иск и взыскать с него сумму ущерба.
Второй способ — ввести платежи за загрязнение, рассчитанные на основе предельных природоохранных затрат.


46 Инвестирование природоохранной деятельности

Различают две конкретные формы природоохранной деятельности:
- текущая природоохранная деятельность(непрерывно осуществляемая деятельность, направленная на достижение стабильности или улучшение состояния окружающей среды. Она связана, в основном, с эксплуатацией, а не созданием основных фондов природоохранного назначения);
-природоохранные мероприятия(природоохранная деятельность, предпринимаемая в целях существенного улучшения состояния окружающей природной среды или создания условий для ее улучшения. Результатом природоохранных мероприятий может быть создание основных фондов природоохранного назначения)
Осуществляются следующие виды природоохранной деятельности:
-защита атмосферного воздуха и климата; - охрана водных источников от загрязнения сточными водами; - управление отходами; - защита почвы и подземных вод; - борьба с шумом и вибрациями (исключая мероприятия внутризаводского характера);
В соответствии с видами природоохранной деятельности выделяются следующие затраты экологического назначения: - текущие затраты предприятий, организаций и учреждений на охрану окружающей среды;
- затраты на капитальный ремонт основных фондов природоохранного назначения; - капитальные вложения на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов (прямые и сопряженные); - затраты на содержание заповедников и иных особо охраняемых природных территорий, а также затраты на охрану ресурсов животного мира, охрану лесных ресурсов и других элементов ландшафта;
- затраты на научные исследования в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

47 Сущность и основные показатели экономической эффективности природоохранных затрат Экономич эффект-ть затрат- соотношение между результатами и обеспечившими их затратами. Исполь-ся показатели общей и сравнит эффект-ти.
Определение общей эффект-ти экологических издержек необходимо, чтобы оценить фактическую результативность природоохранных мероприятий, для экономического стимулирования повышения эффективности средозащитной деятельности:

Э3= Э:(С + ЕН • К),
где Э3 — общая эффективность природоохранных затрат; Э — полный годовой эффект; С — текущие затраты; К — капит вложения; Ен — норматив эффект-ти капит. вложений.
Экономич. эффект Э, предотвращенный экономич. ущерб и дополнит. доход от улучшения производств. деят-ти предприятий в условиях лучшей экологической обстановки Э = П+Д.
Величина годового предотвращенного экономич ущерба от загрязнения среды опр-ся по формуле:
П = У1 - У2, где У1, У2 — величины ущерба до проведения природоохр. мероприятия и остаточного ущерба после осуществления мероприятия.


48 Понятие социальная эффективность экологических затрат
Социальная эффективность — это, по сути, экономическая эффективность природоохранных затрат на предотвращение потерь чистой продукции вследствие заболеваемости, снижение выплат из фонда социального страхования, сокращение расходов общества на лечение трудящихся по причинам загрязнения окружающей среды и т.д.
Показатель социальной эффективности Эс определяется, как и общая экономическая эффективность, в виде отношения годового эффекта (Э) (в данном случае — социального) к совокупным экологическим затратам (З): Эс = Э/ З Социальный эффект охраны природы проявляется в снижении заболеваемости населения, улучшении условий труда и отдыха. Он непосредственно не имеет стоимостной формы, вместе с тем улучшение здоровья населения сопровождается целым рядом экономических результатов: экономией затрат на социальное страхование и лечение больных, ликвидацией потерь продукции за дни болезни и из-за снижения производительности труда и т.п. Таким образом, в общем виде социальный эффект Э можно определить через экономические показатели: Э = Эч.п. + Эс.с. + Эз.л. + Эп.т.
1. где Эч.п. — эффект от предотвращения потерь чистой продукции вследствие заболеваемости трудящихся из-за загрязнения среды;
Эч.п. = Б Пч (P1 - Р2) где Б — количество больных; Пч — чистая продукция на один человеко-день работы; p2 и Р1 — количество человеко-дней работы на одного работника до и после проведения природоохранного мероприятия соответственно.
2. Эс.с. — эффект от сокращения выплат из фонда социального страхования (по больничным листам) в результате тех же причин;
Эс.с. =Б Вп (P1 - Р2) где Вп — средний размер пособия (оплата больничного) на одного заболевшего.
3. Эз.л. — эффект от сокращения затрат на лечение трудящихся в результате тех же причин;
Эз.л. = Ба·Да·За+Бс·Дс·Зс где Ба, Бс – число больных, лечившихся соответственно амбулаторно и в стационарах от заболеваний, вызванных загрязнением среды; Да, Дс – среднее количество дней лечения одного больного в поликлинике и стационаре; За, Зс – средние затраты на лечение одного больного соответственно в поликлинике и стационаре.
4. Эп.т. — эффект от повышения производительности труда вследствие нормализации экологической обстановки.
Можно определить также эффект Эп.т. от роста производительности труда вследствие нормализации экологической обстановки Он рассчитывается по приросту чистой продукции в отраслях материального производства, а в непроизводственной сфере — по сокращению затрат на обслуживание.

 

49 Стратегия устойчивого человеческого развития Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020) разрабатывается в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь». В НСУР-2020 главное внимание уделено особенностям прогнозного периода, дальнейшей реализации «Повестки дня на XXI век», гармонизации социального, экономического и экологического развития как равноценных взаимодополняющих составляющих в едином сбалансированном комплексе «человек–экономика–окружающая среда». В основу построения структуры Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь положена следующая логика. В первых разделах дана оценка стартовых условий Беларуси в контексте мировых тенденций экономического развития, определены основные компоненты (подсистемы) модели устойчивого развития и императивы (требования) к их функционированию и взаимодействию, дана оценка национальных ресурсов и социально-экономического потенциала страны. Это позволило в последующих разделах обосновать стратегические цели, этапы и сценарии перехода страны к устойчивому развитию, определить важнейшие направления и пути перехода белорусской экономики к устойчивому развитию по главным его составляющим – «человек–экономика–окружающая среда». Совершенствование экологической политики и экономического механизма природопользования
Проводимая в настоящее время экологическая политика предусматривает снижение негативного воздействия на окружающую среду и улучшение ее качественного состояния на основе последовательного осуществления структурной перестройки экономики, совершенствования технологического уровня производства, включающего ресурсосбережение, применение малоотходных и безотходных технологий и производств, сокращение объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, утилизацию и переработку отходов, а также сохранение биоразнообразия, расширение сети особо охраняемых территорий. Республика Беларусь осуществляет разностороннее международное сотруд­ничество по вопросам окружающей среды и природопользования, участвует в работе межправительственных организаций и органов, выполняет свои обязательства по международным конвенциям, протоколам и соглашениям. Стратегическими целями экологической политики Республики Беларусь являются улучшение качества и создание благоприятной окружающей среды; улучшение условий проживания и здоровья населения; обеспечение экологической безопасности в интересах нынешнего и будущих поколений.

50 ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ наиболее актуальны: изменения окружающей среды
-изменение климата Земли;разрушение озонового слоя;
-трансграничный перенос вредных примесей и загрязнение воздушного бассейна;-истощение запасов пресной воды и загрязнение вод Мирового океана;-оскудение биологического разнообразия;-загрязнение земель, разрушение почвенного покрова. Глобальное потеплении: влияние антропогенной деятельности на глобальный климат связано с действием нескольких факторов:- увеличение количества атмосферного углекислого газа, а также некоторых других газов, поступающих в атмосферу в хо де хозяйственной деятельности, что усиливает в ней парнико вый эффект;
- увеличение массы атмосферных аэрозолей; - возрастание количества вырабатываемой в процессе хозяй ственной деятельности тепловой энергии, поступающей в атмоферу.Разрушение озонового слоя Земли. Основное количество озона образуется в верхнем слое атмосферы — стратосфере, на высотах от 10 до 45 км. Слой озона защищает все живое на Земле от жесткого ультрафиолетового излучения Солнца. Поглощая это излучение, озон существенно влияет на распределение температуры в верхних слоях атмосферы, что в свою очередь оказывает влияние на климат.Истощение озонового слоя планеты ведет к разрушению сложившегося биогенеза океана вследствие гибели планктона в экваториальной зоне, угнетению роста растений, резкому увеличению глазных и раковых заболеваний, а также болезней, связанных с ослаблением иммунной системы человека и животных, повышению окислительной способности атмосферы, коррозии металлов и т.д.
Разрушение почвенного покрова Земли: Причины: 1)климатич. изменения; 2)Нерацион. Ведение с\х; 3)техногенное загрязнение земель; 4)вырубка лесов


51 Региональные экологические проблемы стран СНГ Экологическая ситуация по отдельным странам СНГ улучшается медленно, за исключением тех отдельных регионов, где были остановлены (или существенно сократили свою деятельность) экологически вредные производства из-за разрыва экономических связей, военных конфликтов и по другим причинам. В природоохранном законодательстве Российской Федерации используются такие понятия, как зона повышенного экологического риска и чрезвычайная экологическая ситуация, которые утверждаются на основании заключения экологической экспертизы.
Регионы радиоактивного загрязнения. Такие регионы занимают наибольшие площади в Белоруссии, Украине, России, Казахстане. Взрыв термоядерного устройства беспрецедентной мощности на Новой Земле чрезвычайно загрязнил приполярную тундру, и оленеводы Крайнего Севера получили дозы облучения в 100—1000 раз более высокие, чем остальное население, через оленину — их основной продукт питания, так как главный корм животных (мох ягель) имел очень высокую концентрацию радиоактивных элементов.
Наиболее масштабной и сложной по радиационно-экологическим последствиям является зона влияния аварии на Чернобыльской АЭС. Авария на ЧАЭС по совокупности последствий является самой крупной катастрофой современности, она затронула судьбы миллионов людей в Белоруссии, Украине и в России. Из всех регионов бывшего Советского Союза наибольшее количество радиоактивных пятен с наиболее высокими уровнями загрязнения находится на территории Белоруссии
Регионы России. Огромные размеры территории России, большое разнообразие природных ресурсов, неравномерность в уровне хозяйственного освоения обусловливают разнообразие экологических проблем. Украина. Ее региональные экологические проблемы многообразны, но, безусловно, главной являются последствия аварии на Чернобыльской АЭС. Отметим также, что наиболее напряженные взаимоотношения между хозяйственным комплексом и окружающей природной средой сложились в Донецко-Приднепровском районе и, прежде всего в Донецко-Макеевском, Днепропетровском, Запорожском и Криворожском промышленных узлах.

52 Экологические проблемы РБ Наиболее серьезными экологическими проблемами являются:- загрязнение более 1/5 территории республики радионуклидами, что не только резко ограничило ее природно-ресурсный потенциал (загрязнено более 22% сельскохозяйственных и 21% лесных угодий), но и потребовало огромных затрат на снижение радиационной опасности; - многократное превышение нормативного уровня загрязнения воздушного бассейна в городах с высоким уровнем концентрации экологоопасных производств и большим парком автотранспорта; - интенсивная трансформация водосборных бассейнов и водного режима речной сети в результате крупномасштабного осушения заболоченных земель и как следствие – исчезновение множества малых рек и ручьев; - стойкое увеличение индекса загрязнения вод по всем рекам республики на фоне сокращения общего объема сбрасываемых в них стоков, что свидетельствует о нарушении процессов самоочищения водоемов; - опасное загрязнение промышленными, коммунальными и поверхностными сточными водами акваторий уникальных водных объектов Белорусского Поозерья (оз.Нарочь, Свитязь, Голубых, Браславских озер), - техногенная деградация ландшафтов Белорусского Полесья – негативные последствия широкомасштабной, экологически и экономически не обоснованной осушительной мелиорации заболоченных земель, проводившейся в регионе в 60-80-х годах ХХ ст.; -неблагополучная экологическая ситуация в сельской местности, связанная с многолетним воздействием на среду обитания отходов крупных животноводческих комплексов, химизацией сельского хозяйства, использованием тяжеловесной сельскохозяйственной техники, изъятием плодородных земель для несельскохозяйственных целей, эрозией почв антропогенного происхождения.

53 Международное сотрудничество в природоохранной деятельности Периоды формирования современной системы международного экологического сотрудничества:1913—1948 гг.;1948—1968 гг.; 1968—1992 гг.; 1992 г. по настоящее время.
Первый этап В 1923 г. в Париже прошел I Международный конгресс по охране природы. В 1928 г. в Брюсселе было открыто Международное бюро защиты природы.
Второй этап начался с созданием ООН. Международный союз защиты природы был создан в 1948 г. В 1956 г. Международный союз защиты природы был переименован в Международный союз охраны природы и природных ресурсов
Третий этап В 1968 г. сессия Генассамблеи ООН приняла резолюцию, в Стокгольме 1972. Международную конференцию по окружающей человека среде был учрежден постоянно действующий орган ООН по охране окружающей среды — ЮНЕП. Начало четвертого этапа 1992 г. в Рио-де-Жанейро Конференция ООН по окружающей среде и развитию, разработала концепцию устойчивого человеческого развития, открыла для подписания международные конвенции об охране климатических ресурсов и о биологическом разнообразии
Являясь одним из учредителей ООН, Республика Беларусь на постоянной основе поддерживает контакты с межправительственными организациями ООН: ЮНЕП, ЮНЕСКО, Всемирной метеорологической организацией (ВМО), ВОЗ, ЕЭК по проблемам окружающей среды и водным ресурсам, Международной справочной системой источников информации по окружающей среде (ИНФОТЕРРА), ОЭСР

 

54 Участие РБ в международном экономическом сотрудничестве Республика Беларусь присоединилась к значительному числу важнейших природоохранных конвенций и протоколов ООН, ряду европейских договоров и соглашений СНГ, а также подписала двусторонние документы с сопредельными государствами в области охраны и рационального использования приграничных природных ресурсов и комплексов. Она подписала и ратифицировала следующие международные конвенции:
- Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния; - Венская конвенция об охране озонового слоя и Монреальский протокол о веществах, разрушающих озоновый слой, а также Лондонская поправка к Монреальскому протоколу; - Конвенция о биологическом разнообразии; - Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения;
- Конвенция о сохранении мигрирующих видов диких животных;
- Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием; - Конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата; - Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением;
В среднесрочный период (2011–2015 гг.) предполагается осуществить следующие меры по обеспечению согласования национального природоохранного законодательства: - совершенствование системы государственных стандартов качества атмосферного воздуха с учетом международного опыта и рекомендаций в целях унификации со стандартами ЕС; - завершение создания экономико-правового механизма охраны окружающей среды, соответствующего требованиям устойчивого развития и обеспечивающего реализацию принципа «загрязнитель платит»; - совершенствование правового механизма государственного контроля за трансграничным перемещением промышленных и опасных отходов; - формирование рынка экологических услуг, развитие страхования экологических рисков, аудита и предпринимательства;
- создание эффективной системы стимулирования производства экологически чистой и безопасной продукции.

 

 


<== предыдущая | следующая ==>
Детские общественные объединения как институт социализации | Кастлевания: начало

Date: 2015-09-22; view: 394; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию