Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Консерватизм. Консерватизм возник в конце XVIII века как реакция на французское Просвещение и Великую французскую ре­волюцию





Консерватизм возник в конце XVIII века как реакция на французское Просвещение и Великую французскую ре­волюцию. Консервативная идеология была ответом на вызов либерализма и радикализма. Поскольку консерва­тизм возникает именно как противопоставление либе­ральным воззрениям на природу человека, свободу, ра­венство и братство, то его не считают самостоятельной, "чистой" идеологией. Консерватизм трактуется как эпи­феномен либерализма, т.е. явление, сопутствующее ли­берализму, придаток либерализма. Подобное рождение консерватизма не помешало ему превратить в достаточ­но стройную систему взглядов, которая претерпела зна­чительную эволюцию, адаптируясь к современному миру.

Интеллектуальная консервативная традиция бы­ла разработана англичанином Э.Берком (1729-1797 гг.), французами Ж. де Местром (1754-1821 гг.). Л. де Бональдом (1754-1840 гг.). Они стали основоположниками традиционного консервативного направления, которое отличалось неприятием нигилистического характера французской революции XVIII века, буржуазной демо­кратии и индивидуальной свободы. "Отцы-основатели" политической идеологии консерватизма выражали инте­ресы аристократии, тех слоев, которых капитализм ли­шал устойчивого социального состояния и сословных привилегий.

Оптимистическому взгляду либералов на приро­ду человека, разум и воля которого в состоянии преоб­разовать общество на началах свободы, консерваторы противопоставили идею об изначальном несовершенст­ве человеческой природы, в силу чего прекрасные про­екты радикального переустройства общества обречены на неудачу, поскольку нарушают веками установленный порядок. Подлинной "природе" человека, считали кон­серваторы, вообще чуждо понятие "свобода". Смысл имеют только конкретно-исторические свободы, добы­тые предками, проверенные традициями и принимае­мые как исторической наследие.

Важнейшим принципом консервативной идео­логии является нравственный абсолютизм, признание существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей. Эти нравственные идеалы и ценности лич­ности должны формироваться всеми способами общест­венного и государственного воздействия и обуздывать "греховную" природу человека. Политика в этом смысле тоже не может быть свободной от морали.

Другим важнейшим принципом консерватизма является традиционализм. Традиционные начала - это, по мнению теоретиков консерватизма, фундамент лю­бого здорового общества. Общественные реформы должны опираться на созданные всеми прежними поко­лениями духовные традиции и ценности. Э.Берк считал, что в любом обществе складывается солидарность поко­лений. Каждый политический деятель, принимающий решения, должен делать это ответственно не только пе­ред своими современниками, но и предками, и потом­ками. Конструктивному рационализму либералов Э.Берк демонстративно противопоставлял апологию "предрассудков". Именно в "обычных предрассудках", в традиции аккумулируется мудрость, унаследованная от предков, отражается коллективный разум, в том числе и политический.

Традиционализм консервативной идеологии тес­нейшим образом связан с политическим реализмом. Консерватизму чужд доктринерский подход. Политиче­ская практика, как считают консерваторы, не должна опираться на голые теоретические схемы. Реформы, которые проводятся в обществе, должны быть рассчитаны не на абстрактного человека, а на реальных людей, из плоти и крови, образ жизни которых, устоявшиеся при­вычки нельзя внезапно изменить без больших несча­стий. Консерватизм возвращал политической мысли чувство историчности, отстаивал в бурное революцион­ное время непрерывность исторического развития и со­хранение полезных частей "старого общественного зда­ния", вместо изобретения абстрактных конструкций на "чистом листе" революционной истории.

Консерватизм, особенно современный, позитив­но относится к идее равенства людей перед богом. Но все формы консервативной идеологии не приемлют социального равенства, являются антиэгалитарными. Никакое обще­ство немыслимо без иерархии и, следовательно, нера­венства. Именно в этом основа порядка, соответствую­щего "природе". Эгалитаризм же разрушает социальную иерархию, на которой базируется социальная стабиль­ность. Еще в конце XVIII века Э.Берк сформулировал принцип меритократии, в соответствии с которым власть должна находиться в руках достойных людей, выходцев из различных социальных групп. Приняв со временем политическую демократию, консерваторы ста­ли сторонниками элитарной демократии, когда демо­кратический механизм дает возможность формировать профессиональную политическую элиту и выдвигает к власти достойных. Достойное - достойным - таков принцип консерваторов применительно к социальному статусу личности.







Date: 2015-09-22; view: 385; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию