Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финансирование мероприятий по охране труда





2.12.1.Классификация затрат на охрану труда по направлениями

На базе действующей системы финансирования охраны труда
выполнена классификация затрат предприятий по направлениям
трудоохранной деятельности. Выделены две принципиально разные
группы направлений:

обязательные вынужденные затраты, предусмотренные
нормативно-правовыми актами (возмещение материальных­
последствий несчастных случаев на производстве, льготы и
компенсации за неблагоприятные условия труда, штрафы за несчастные случаи на производстве и за несоблюдение
нормативных требований безопасности труда, затраты на спецодежду,
средства коллективной и индивидуальной защиты и т.п.);

не регламентированные затраты на финансирование мероприятий по охране труда. Определение рациональных соотношений затрат
по этим группам направлений является одной из основных задач, от
успешного решения которой зависит состояние условий и охраны
труда и перспективы их изменения на каждом предприятии и
в государстве в целом. Уменьшение вынужденных затрат на возмещения матириальных потерь по причине травматизма и профессиональных заболеваний можно достичь лишь благодаря усилению профилак­
тической деятельности, то есть увеличением затрат на мероприятия по
охране труда.

Национальное законодательство по охране труда (Закон
,,Об охране труда”) предусматривает использование разнообразныхх мероприятий и средств относительно улучшения безопасности, гигиены
труда и производственной среды, затраты на которые можно раз­
делить за следующими основными направлениями:

-доведение условий и безопасности труда к нормативным требованиям
(ст. 17, 21,22);

-повышение существующего уровня охраны труда (ст.21, 22);

-устранение причин, которые приводят к несчастным случаям
на производстве или профессиональным заболеваниям и выполнение
профилактических мероприятий, определенных комиссиями по результатам расследования этих причин (ст.17, 21);

-льготы и компенсации за трудные и вредные условия труда
(ст.9);

-спецодежда, другие средства индивидуальной и коллективно­й
защиты, моющие и обезвреживающие средства (ст.10);

-обеспечение функционирования служб охраны труда
(ст.17);

-внедрение прогрессивных технологий, достижений на­
уки и техники, средств механизации и автоматизации производства, требований эргономики, положительный опыт по охране
труда (ст.17);

-аттестация рабочих мест на соответствие нормативным
актам по охране труда (ст.17);

-разработка, утверждение и обеспечение нормативниы
ми актами по охране труда (ст.17);

-контроль за соблюдением работниками технологических
процессов, правил обращения с машинами, механизмами,
оборудованием и другими средствами производства, использованием средств коллективной и индивидуальной защиты,
выполнением работ в соответствии с требованиям охраны труда
(ст.17);

-пропаганда безопасных методов труда (ст.17);

-обязательные медицинские обзоры работников (ст.19);

-обучение по вопросам охраны труда (ст.20);

-экспертиза проектов, приемка в эксплуатацию производственных объектов и выдача разрешения на начало работы (ст.24);

-расследование и учет несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий (ст.25);

-обеспечение функционирования комиссий по вопросам охраны труда предприятия (ст.26);

-стимулирование охраны труда (ст.29-32);

-обеспечение деятельности уполномоченных трудовых ко­
ллективов по вопросам охраны труда (ст.47).

 

Среди приведенного перечня направлений вкладывание средств в охрану труда на данное время, в связи с отменой обязательных отчислений 1 % средств от реализации изготовленной продукции в фонды охраны труда, затраты, которые предполагались из фонда охраны труда предприятия на доведение условий и безопасности работы к нормативным требованиям, повышение существующего уровня охраны труда и на устранение причин, которые приводят к несчастным случаям на производстве или профессиональных заболеваний, могут осуществляться на усмотрение собственника, с отнесением их к валовым затратам производства.

Затраты на мероприятия по доведению условий и безопасности
труда к нормативным требованиям, на устранение причин, которые при­
водят к несчастным случаям на производстве или к профес­
сионалльным заболеваний и на повышение существующего уровня охраны труда на предприятии, в дальнейший - на мероприятия по
охране труда, могут осуществляться в виде одномомен-
тних или текущих (многоразовых на протяжении года) вложений.

Одномоментные затраты на внедрение мероприятий по охране труда могут быть капитальными (срок эксплуатаци которых превышает один год, а стоимость переносится на себестоимость продукции путем амортизации) и затратами, которые отображаются в себестоимости продукции на протяжении одного производственного цикла или одного года.

Текущие затраты - это затраты, которые периодически возобновляются в процессе производства в связи с необходимостью обеспечения постоянного действия мероприятий. Эти затраты в установленном порядке относятся к валовым затратам производства, то есть списываются также на себестоимость.

Затраты на мероприятия по охране труда, в зависимости от
влияния на них изменений объемов производства, делятся на
сменные (условно-сменные) и постоянные (условно-постоянные).

Сменные (условно-сменные) затраты изменяются пропорционально изменениям объемов производства. К ним относятся: затраты на сырье и основные и вспомогательные материалы; затраты на энергию, заработную плату рабочих; затраты на возмещения пострадавшим вследствие несчастных случаев на производстве и на льготы и компенсации за работу в неблагоприятных и вредных условиях работы и прочие затраты трудоохранного назначения, которые изменяются при изменении объемов производства.

Постоянные (условно-постоянные) затраты - это общие для предприятия или его структурных подразделений затраты на мероприятия по охране труда, которые не изменяются при изменении объемов производства или изменяются совсем мало. К ним относятся затраты на производственную санитарию, вентиляцию, содержание производственных помещений;

спецодежда и спецобувь и их ремонт, стирка, дезинфекцию, затраты на эксплуатацию оснащения

 

 

26. Согласно Закону Украины \"Об охране труда\" служба охраны труда создается работодателем для организации выполнения правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических, социально-экономических и л лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предотвращение несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий в процессе рабоцесі праці.

Работодатель с учетом специфики производства, видов деятельности, численности работников, условий труда и т.д. разрабатывает и утверждает Положение о службе охраны труда соответствующего предприятия, опреде ачае структуру службы охраны труда, ее численность, основные задачи, функции и права ее работников в соответствии с законодательством.

Служба охраны труда создается на предприятиях с количеством работающих 50 человек и более В других случаях функции этой службы могут выполнять по совместительству лица, имеющие соответствующую подготовку Н На предприятии с количеством работающих до 20 человек для выполнения функций службы охраны труда могут привлекаться посторонние специалисты на договорных началах, имеющие соответствующую подготовкуку.

Служба охраны труда подчиняется непосредственно работодателю По своим должностям и заработной плате руководители и специалисты службы охраны труда приравниваются к руководителям и специалистам основ в них производственно-технических служб предприятия Служба охраны труда в зависимости от численности работающих может функционировать как самостоятельное структурное подразделение или в виде группы специалистов или равно го специалиста, в том числе по совместительству Служба охраны труда формируется из специалистов, имеющих высшее образование и стаж работы по профилю производства не менее трех лет Специалисты со средним специальным образованием принимаются в службу охраны труда в исключительных случаях Обучение и проверка знаний по охране труда работников службы охраны труда происходят при приеме на работу и п ериодично один раз в три рок роки.

Работники службы охраны труда имеют право выдавать руководителям структурных подразделений обязательные для исполнения предписания по устранению имеющихся недостатков Предписание специалиста по охране труда, в том чис сли о прекращении работ, может отменить только работодатель Работники службы охраны труда не могут привлекаться к выполнению функций, не предусмотренных Законом Украины \"Об охране труда\" и Типового изображением о службе охраны труда Ликвидация службы охраны труда допускается только в случае ликвидации предприятия или прекращения использования наемного труда физическим особозичною особою.

Служба охраны труда решает задачи:

- обеспечение профессиональной поддержки решений работодателя по вопросам охраны труда;

- обеспечение безопасности производственных процессов, оборудования, зданий и сооружений;

- обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;

- профессиональной подготовки и повышения квалификации работников по вопросам охраны труда, пропаганды безопасных методов труда;

- выбору оптимальных режимов труда и отдыха работников;

- информирование и предоставление разъяснений работникам предприятия по вопросам охраны труда.

Служба охраны труда выполняет следующие основные функции:

- разрабатывает эффективную целостную систему управления охраной труда;

- осуществляет оперативно-методическое руководство работой по охране труда;

- составляет вместе со структурными подразделениями предприятия комплексные мероприятия по достижению установленных нормативов безопасности, гигиены труда и производственной среды, а также раздел \"Охрана труда\" в к коллективном договоре договорі;

- проводит с работниками вводный инструктаж по охране труда;

- готовит проекты приказов и распоряжений по вопросам охраны труда и представляет их на рассмотрение работодателю;

- обеспечивает надлежащее оформление и хранение документации по вопросам охраны труда;

- рассматривает факты наличия производственных ситуаций, опасных для жизни или здоровья работников или людей, которые их окружают, в случае отказа по этим причинам работников от выполнения порученной им работы;

- организует обеспечение работающих правилами, стандартами, нормами, положениями, инструкциями и другими нормативными актами по охране труда; паспортизацию цехов, участков, рабочих мест на ответст идности их требованиям охраны труда, учет, анализ несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий, а также вреда от этих событий, подготовку статистических отчетов предприятия по вопросам охраны труда; ро зробку перспективных и текущих планов работы предприятия по созданию безопасных и безвредных условий труда; работу методического кабинета охраны труда, пропаганду безопасных и безвредных условий труда и; помощь комиссии по вопросам охраны труда предприятия в разработке необходимых материалов и реализации ее рекомендаций, повышение квалификации и проверку знаний должностных лиц по вопросам охраны пра эти

- принимает участие в расследовании несчастных случаев и аварий; проведении внутреннего аудита; организации обучения по вопросам охраны труда; работе комиссии по проверке знаний по вопросам охраны труда; работе комиссии по вопросам охраны труда предприятия; работе комиссий по приемке в эксплуатацию завершенных строительством, реконструкцией или техническим перевооружением объектов производственного и социального назначь ения, отремонтированного или модернизированного оборудования; разработке положений, инструкций, нормативных актов по охране труда, действующие в пределах предприятия; работе комиссии по вопросам аттестации рабочих мест ь по условиям труда

- контролирует соблюдение действующего законодательства, требований нормативно-правовых актов, выполнение работниками должностных инструкций по вопросам охраны труда, выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора, выполнение мероприятий, предусмотренных коллективным договором, использование целевых средств, выделенных на мероприятия по охране труда, состояние предохранительных и защитных устройств, вентиляционных систем своевременное е проведение обучения и инструктажей работающих, аттестации и переаттестации по вопросам безопасности труда должностных лиц и лиц, выполняющих работы повышенной опасности, а также соблюдение требований безопасности п ри выполнении этих работ, обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, моющими средствами, санитарно-быт овыми помещениями; использование труда несовершеннолетних, женщин и инвалидов согласно действующему законодательству; прохождения предварительного и периодических медицинских осмотров работников, выполнение мероприятий, приказов, распоряжений по вопросам охраны труда, а также мероприятий по устранению причин несчастных случаев и аварий, которые определены в актах расследования.

Специалисты службы охраны труда имеют право:

- беспрепятственно посещать производственные объекты, структурные подразделения предприятия, останавливать работу производств, участков, машин, механизмов, оборудования и других средств производства в случае нарушений, я создающих угрозу жизни или здоровью работников

- получать от должностных лиц необходимые сведения, документы и объяснения по вопросам охраны труда;

- проверять состояние безопасности, гигиены труда и производственной среды на объектах предприятия, выдавать руководителям проверенного объекта, цеха, производства обязательное для выполнения предписание;

- требовать от должностных лиц отстранения от работы работников, которые не прошли медицинского осмотра, обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда, не имеющих допуска к соответствующим работам или н не выполняют нормативно-правовых актов по охране труда

- направлять работодателю представление о привлечении к ответственности работников, нарушающих требования по охране труда;

- ходатайствовать о поощрении работников, принимающих активное участие в повышении безопасности и улучшении условий труда.

 

 

27. 1. Комиссия по вопросам охраны труда предприятия (далее - Комиссия) может создаваться в соответствии с Законом Украины «Об охране труда» (статья 26) на предприятиях, в организациях, хозяйствах (далее -предприятие) с количеством работающих 50 и более человек независимо от форм собственности и видов хозяйственной деятельности.
2. Комиссия является постоянно действующим консультативно-совещательным органом трудового коллектива и собственника или уполномоченным им органа (далее -собственник), создается с целью привлечения представителей собственника и трудового коллектива (непосредственных исполнителей работ, представителей профсоюзов) к сотрудничеству в области управления охраной труда на предприятии, согласованного решения вопросов, возникающих в этой области.
3. Решение о целесообразности образования Комиссии, ее количественном и персональном составе, сроке полномочий принимается трудовым коллективом на общем собрании (конференции) но предложению собственника, органа самоуправления трудового коллектива и профсоюзного комитета (комитетов).
Общее собрание (конференция утверждает Положение о комиссии по вопросам охраны труда предприятия, разрабатываемое с участием сторон на основании данного Типового положения.
4. Комиссия формируется на началах равного представительства лиц от собственника и от трудового коллектива.
В состав Комиссии от собственника включаются специалисты по безопасности и гигиене труда, производственной, юридической и других служб предприятия,
В состав Комиссии от трудового коллектива рекомендуются работники основных профессий, уполномоченные трудовых коллективов по вопросам охраны труда, представители профсоюза (профсоюзов).
5. Комиссия в своей деятельности руководствуется законодательством о труде, межотраслевыми и отраслевыми нормативными актами по охране труда, а также
Положением о комиссии по вопросам охраны труда предприятия.
6. Комиссия действует на принципах взаимного уважения, доверия, равноправия и ответственности сторон за выполнение принятых решений и достигнутых договоренностей.
7. Основными задачами Комиссии являются:
защита законных прав и интересов работников в области охраны труда;
подготовка на основании анализа состояния безопасности и условий труда на производстве рекомендаций собственнику и работникам по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний, практической реализации принципов государственной политики в области охраны труда на производстве;
согласование путем двусторонних консультаций позиций сторон в решении практических вопросов в области охраны труда с целью обеспечения сочетания интересов государства, собственника и трудового коллектива, каждого работника, предупреждения конфликтов;
выработка предложений по включению в коллективный договор отдельных вопросов по охране труда и использованию средств фонда охраны труда предприятия.
8. Комиссия имеет право:
обращаться к собственнику или уполномоченному им органу, органу самоуправления трудового коллектива, профсоюзному комитету (комитетам) с предложениями по регулированию отношений в области охраны труда;
создавать рабочие группы из числа членов Комиссии для выработки согласованных решений по конкретным вопросам охраны труда с привлечением в их состав на договорной основе по согласованию сторон соответствующих специалистов, экспертов, инспекторов государственного надзора по охране труда;
получать от отдельных работников, служб предприятия, профсоюзного комитета (комитетов) информацию, необходимую для выполнения функций и заданий, предусмотренных данным Типовым положением;
устанавливать степень вины потерпевшего в порядке, определяемом трудовым коллективом по представлению собственника и профсоюзного комитета, при решении вопроса о размере единовременного пособия, если несчастный случай произошел вследствие невыполнения потерпевшим требований нормативных актов об охране труда и факт наличия его вины установлен комиссией по расследованию несчастных случаев;
осуществлять контроль за соблюдением требований законодательства по вопросам охраны труда непосредственно на рабочих местах, обеспечением работающих средствами коллективной и индивидуальной защиты, моющими и обезвреживающими средствами, лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, газированной соленой водой, состоянием использования санитарно-бытовых помещений и т. п.;
знакомиться с любыми материалами по вопросам охраны труда, анализировать состояние условий и безопасности труда на предприятии, выполнение соответствующих программ и коллективных договоров;
свободного доступа на все участки производства и обсуждения с работающими вопросов охраны труда;
делегировать своих представителей для участия:
в разрешении совместно с представителями государственного надзора за охраной труда конфликтов, связанных с отказом работника выполнять порученную работу по мотивам опасной для его здоровья или жизни производственной ситуации на предприятии, где отсутствует профсоюзная организация;
в обсуждении вопросов охраны труда собственником или уполномоченным им органом, профсоюзным комитетом или органом самоуправления трудового коллектива (по согласованию с этими органами).
9. Комиссию возглавляет председатель, избираемый на ее заседании.
Из состава комиссии избирается также заместитель председателя и секретарь Комиссии.
Не рекомендуется избирать председателем Комиссии руководителя предприятия.
На должность секретаря желательно избирать работника службы охраны труда с тем, чтобы он отвечал за организационные вопросы: созыв заседаний, ведение документации, оформление решений и доведение их до сторон и т. п.
10. Члены Комиссии исполняют свои обязанности, как, правило, на общественных началах. При привлечении к отдельным проверкам, проведении обучения они могут освобождаться от основной работы на предусмотренный коллективным договором срок с сохранением за ними среднего заработка.
11. Комиссия осуществляет свою деятельность на основании планов, разрабатываемых на квартал, полугодие или год и утверждаемых ею.
12. Комиссия проводит заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
13. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует от каждой из сторон большинство ее членов.
14. Решения Комиссии оформляются протоколами и имеют рекомендательный характер, внедряются в жизнь приказами собственника. При несогласии собственника с рекомендациями Комиссии он дает аргументированный ответ.
15. Комиссия не реже одного раза в год отчитывается о своей работе на общем собрании (конференции) трудового коллектива.
Общее собрание (конференция) трудового коллектива вправе вносить изменения в состав Комиссии, распустить Комиссию в случае признания ее деятельности неудовлетворительной и провести новые выборы.

Председатель
Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда
СОГЛАСОВАНО с Министерством труда, Министерством здравоохранения, Министерством внутренних дел, Государственным комитетом по ядерной и радиационной безопасности, с Федерацией профсоюзов Украины, ЦК профсоюза работников АН Украины, Советом профсоюзов Вооруженных Сил Украины, профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей Украины, Советом Федерации профсоюза работников кооперации и других форм свободного предпринимательства, независимым профсоюзом горняков Украины.

 

 

28. ключевым моментом совершенствования системы охраны труда в условиях рыночной экономики является создание экономического механизма взаимодействия государства, работодателя и работника. Важнейшим из них являет-ся механизм экономического стимулирования работодателей в создании достойных условий труда.
Экономические стимулы являются неотъемлемой частью комплекса мер, связанного с предупреждением производственного травматизма, заболеваемости работающих, улучшением производственной среды.
Применяемые в настоящее время модели экономического стимулирования условий труда направлены на идентификацию профессиональных рисков и на опре-деление усилий по их снижению. Основными элементами модели экономического стимулирования условий труда являются:
- сокращение страхового взноса в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве, особенно благодаря усилиям по снижению производственных рисков по сравнению с уровнями, установленными нормативными актами;
- установление полноразмерного взноса в зависимости от максимального совокупного риска (а не по среднему риску);
- возможность создания полномасштабных взносов за мероприятия различ-ного характера по улучшению производственной среды.

Принципы и инструменты экономического стимулирования
Снижение себестоимости выпускаемой продукции на предприятии может быть получено разными путями, в том числе за счёт сокращения налогов, разных ти-пов субсидий, воздействия на наличный капитал, сокращения размеров страховых взносов, помощи в области маркетинга и др. Каждый из этих инструментов может быть использован и в негативном плане, т.е. в виде повышения налогов, размеров страховых взносов и т.д.
Одним из наиболее широко распространённых на западе видов стимулиро-вания мероприятий по охране и гигиене труда является финансирование (например, в виде налоговой скидки) государством (правительством) приобретения предприяти-ем более безопасного технологического оборудования, а также машин и агрегатов, которые могут обеспечить лучшие условия труда. В настоящее время в Европейском союзе существует множество различных систем налоговых скидок.
Наличие средств (капитала) для трудоохранных инвестиций может быть проблемой для большинства малых и средних предприятий. Поэтому в подобных случаях может применяться система предоставления кредитов без или с ограничен-ной гарантией (“рисковый капитал”) предприятиям, которые стремятся добиваться улучшения условий труда и обеспечения требований трудоохранного законодатель-ства. Эта система может быть связана с прямыми субсидиями, выдаваемыми под проценты. Если в результате принятых мер с использованием кредитов, были дос-тигнуты заранее намеченные положительные результаты, то кредит может быть преобразован в грант, т.е. получить форму безвозвратного.
Дифференцирование размеров страхового взноса в настоящее время при-меняется широко, хотя и не даёт высокого результата, поскольку связано с резуль-татами внедрения мероприятий по улучшению охраны труда, к тому же страховые компании не в состоянии предложить значительных сокращений взносов в качестве экономических стимулов.
Дифференцирование размеров страхового взноса при добровольном и обя-зательном страховании может быть показано на следующем примере:
- Добровольное страхование. Если страхование от несчастных случаев на производстве добровольное, то страховые компании могут изменять размеры вы-плачиваемых страховых премий по своему усмотрению. Если на рынке доброволь-ного страхования существует конкуренция, то размеры выплачиваемых премий мо-гут стать предметом конкуренции.
- Обязательное страхование. Дифференцирование получаемых взносов может осуществляться в зависимости от числа и тяжести несчастных случаев. Если в стране насчитываются десятки страховых агентств, то используемые ими методы отличаются. В случае наличия в стране одной страховой компании, работающей в области улучшения условий труда, то размеры взносов зависят от показателей предприятий в этой сфере (например, коэффициентов частоты и тяжести). Такая система ставит в неровное положение мелкие и средние предприятия по сравнению с крупными.
При наличии в стране одного страховщика все претензии по страхованию (изменение размеров взносов) проходят через него, что облегчает рассмотрение всех возникающих проблем. В случае, когда в стране действует несколько страхов-щиков, да ещё в разных отраслях хозяйства, то приходится создавать специальные фонды, которые помогают регулировать размеры и порядок выплат.
Самой мягкой формой воздействия на условия труда и их улучшение может считаться помощь государства в области маркетинга. Точно так же, как существуют знаки качества для товаров, поступающих на рынок, так же можно сертифицировать и соответствующим образом помечать товары, отвечающие требованиям безопас-ности и охраны труда.
Эффективность организационных мер в области улучшения охраны и гигие-ны труда оценить весьма сложно, т.к. не известно как она зависит от затрачиваемых на это средств. Не всегда, например, увеличение штата специалистов по охране труда приводит к ожидаемой эффективности. Более высокий уровень эффективно-сти охраны труда может быть достигнут в результате соответствующей организаци-ей производственного процесса, т.е. процесса труда. Например, организация чере-дования выполняемых работ может благотворно сказаться на сокращении болезней, количестве невыходов на работу по болезни и рисков получения травм. На произ-водствах, где уменьшается монотонность труда благодаря ротации людей на рабо-чем месте и изменению режима труда, добиваются заметного улучшения условий труда, а работодатель получает право на сокращение страховых взносов.
Наряду с техническими и организационными мероприятиями важнейшее значение имеет обучение персонала в области охраны труда, что также может по-ощряться с помощью экономических стимулов (сокращение страховых взносов, уменьшение процентов на выдаваемые кредиты и т.п.). При этом следует иметь в виду, что обучение в области охраны труда повышает рыночную стоимость пред-приятия, а меры по экономическому стимулирования фактически компенсируют за-трачиваемые на обучение средства.
Таким образом, экономические стимулы могут быть эффективно использо-ваны в рамках обязательной системы страхования от несчастных случаев на произ-водстве. При этом средства для предоставления экономических стимулов формиру-ются за счёт сбора страховых взносов, которые взимаются на основе оценки рисков травмирования и заболеваемости на предприятиях.

Методы экономической мотивации улучшения условий и
охраны труда
Методы или инструменты экономического стимулирования улучшения охра-ны труда включают в себя:
- дифференцирование размеров страховых взносов;
- предоставление бонусов (сокращение размеров страховых взносов) за прилагаемые усилия;
- инвестиционную помощь;
- выдачу специальных свидетельств сертификации – ярлыков для помощи в маркетинге.
Эти инструменты могут быть успешно применены на различных объектах системы страхования. Они могут стать мощным дополнением к нормам по условиям и охране труда.
Указанные экономические стимулы не могут быть предоставлены предпри-ятиям, на которых требования трудового законодательства и нормативных актов на-рушаются, даже если они были зафиксированы лишь в одном цехе или подразделе-нии.
Установление самой большой скидки с полноразмерного страхового взноса и предоставление самого большого бонуса (сокращение размера страхового взноса) может допускаться в случаях, когда принимаемые на предприятии меры значитель-но превосходят установленные законодательством нормы.
Предприятия, состояние производственной среды которых находится ниже
или на нижней границе требований охраны труда, должны выплачивать самые высо-
кие страховые взносы, что позволяет их администрации предпринимать меры для исправления положения.

Изменение размеров взносов
Полноразмерный взнос, самый высокий, взимаемый с предприятия при на-личии самого высокого предполагаемого риска, может состоять из трёх компонентов:
- базового компонента, который отражает аспект общей ответственности и покрывающих несколько видов ответственности, а так же административные расхо-ды;
- компонента, связанного с отраслью хозяйства, с присущими ей производ-ственными процессами, технологией и организацией труда, которые являются глав-ными доминантами рисков;
- компонента, связанного с функциональным характером работы, с которым в свою очередь связан риск получения травмы.
Размеры первого компонента взноса составляют примерно 10%, второго – примерно 30% и третьего – примерно 60%.
Базовый компонент. Последствия несчастного случая при одном и том же риске могут значительно отличаться (например, гибель одного молодого несемейно-го человека или гибель матери большого семейства и поэтому требует больших компенсационных выплат). Поскольку страхование при одинаковом риске предпола-гает примерно равную компенсацию, то базовый компонент представляет собой своеобразный фонд для покрытия иногда имеющих место весьма высоких компен-сационных расходов. Таким образом, элементы базового компонента являются той частью страхового взноса, который как бы приводит к общему финансовому знаме-нателю несчастные случаи с различными последствиями.
Часть взноса, идущая на управление может быть сокращена благодаря от-лаженной работе и сокращению административного аппарата.
Компонент отрасли хозяйства и размеров предприятий. В этом компонен-те находит отражение общий риск получения производственной травмы, связанной с условиями труда в отрасли промышленности и размерами предприятий. Поэтому этим рискам можно противостоять на базе общих мер. Например, некоторые риски могут быть ликвидированы или уменьшены применением новых технологий, не ис-пользующих токсичные вещества. Так, отказом от некоторых растворителей и пере-хода к использованию красок на водной основе можно ликвидировать риск получе-ния поражений головного мозга. Таким образом, часть взноса, которая заложена в отрасли, может быть сокращена как на отдельном предприятии, где найден способ уменьшения риска, так и на предприятиях отрасли в целом.
Функциональный компонент. Риски получения травм в основном обуслов-лены выполнением определённого вида трудовой деятельности. При этом процесс труда и характер используемых материалов являются ключевыми элементами рис-ка, связанного с выполняемой работой, и эти элементы, в том числе постоянно по-вторяющиеся движения, в профилактическом порядке полезно менять с целью пре-дупреждения травм. Предприятия, добивающиеся в этом успеха, могут рассчиты-вать на сокращение взносов в рамках третьего компонента за счёт системы бонусов.
Получение бонусов зависит от принимаемых мер на отдельных предприяти-ях по улучшению организации и охране труда, по уменьшению рисков. Чтобы полу-чить бонус предприятие должно доказать, что его производственная среда находит-ся в хорошем состоянии, которое, как минимум, соответствует требованиям охраны труда.

Система бонусов
Предоставление бонусов в виде сокращения размера страхового взноса осуществляется в качестве поощрения усилий предприятия по внедрению мер, по-зволяющих улучшить условия труда выше нормативных требований. Для получения бонусов могут служить следующие примеры мероприятий.
Меры в области техники: установка на новых машинах и механизмах высо-косовершенных приспособлений повышающих безопасность условия труда; тройная защита систем безопасности машин вместо двойной; применение новых химических веществ вместо старых, вредных.
Организационные мероприятия: реорганизация труда таким образом, чтобы при поднятии тяжёлых грузов снизить нагрузку на каждого работника.
Мероприятия по обучению и стажировке: повышение квалификации ин-спекторов по охране труда; финансирование обучения по охране труда больших групп сотрудников.
Предоставление бонусов начинается с установления полноразмерного стра-
хового взноса, с которого затем делаются скидки, т.е. предоставляются бонусы.
Бонусы могут состоять из слагаемых элементов или суб-бонусов, которые
имеют определённую связь с разными компонентами страховых взносов и предос-тавляются за усилия в улучшении условий труда.
Например, суб-бонус 1 полагается за принятие мер универсального характе-ра. Он является поощрением предприятиям, которые уже добились успехов по срав-нению с другими, и он может быть выдан по заявлению предприятия. Суб-бонус 2 полагается за общий вклад в решение проблемы, характерной для данной отрасли экономики или вида работ. Он выдаётся по заявлению предприятия и рассчитан на стимулирование предприятий всей отрасли развивать результаты, достигнутые од-ним из них. Суб-бонус 3 полагается за осуществлённые предприятием мероприятия по решению определённых проблем охраны труда на данном предприятии или в ор-ганизации.
Воздействие мер экономического стимулирования со стороны государствен-ных органов управления может быть усилено путём общественного поощрения за развития производства, системой социального страхования, посредством коллек-тивных соглашений между объединениями работодателей и работников и т.п.

29. Закон Украины "Об охране труда"

Закон Украины "Об охране труда" - данный Закон определяет основные положения относительно реализации конституционного права работников на охрану их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, регулирует при участии соответствующих органов государственной власти отношения между работодателем и работником по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды и устанавливает единственный порядок организации охраны труда в Украине.

Содержание Закона об охране труда в Украине по разделам и статьям:

Раздел I. Общие положения

· Статья 1. Определение понятий и терминов.

· Статья 2. Сфера действия Закона.

· Статья 3. Законодательство об охране труда.

· Статья 4. Государственная политика в области охраны труда.

Раздел II. Гарантии прав на охрану труда

· Статья 5. Права на охрану труда при заключении трудового договора.

· Статья 6. Права работников на охрану труда во время работы.

· Статья 7. Право работников на льготы и компенсации за тяжелые и вредные условия труда.

· Статья 8. Обеспечение работников спецодеждой, другими средствами индивидуальной защиты, моющими и обезвреживающими средствами.

· Статья 9. Возмещение вреда в случае повреждения здоровья работников или в случае их смерти.

· Статья 10. Охрана труда женщин.Статья 11. Охрана труда несовершеннолетних.

· Статья 12. Охрана труда инвалидов.

Раздел III. Организация охраны труда

· Статья 13. Управления охраной труда и обязанности работодателя.

· Статья 14. Обязанности работника по соблюдению требований нормативно-правовых актов по охране труда.

· Статья 15. Служба охраны труда на предприятии.

· Статья 16. Комиссия по вопросам охраны труда предприятия.

· Статья 17. Обязательные медицинские осмотры работников определенных категорий.

· Статья 18. Обучение по вопросам охраны труда.

· Статья 19. Финансирование охраны труда.

· Статья 20. Регулирование охраны труда в коллективном договоре, соглашении.

· Статья 21. Соблюдение требований по охране труда при проектировании, строительстве (изготовление) и реконструкции предприятий, объектов и средств производства.

· Статья 22. Расследование и учет несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий.

· Статья 23. Информация и отчетность о состоянии охраны труда.

· Статья 24. Добровольные объединения граждан, работников и специалистов по охране труда.

Раздел IV. Стимулирование охраны труда

· Статья 25. Экономическое стимулирование охраны труда.

· Статья 26. Возмещение юридическим, физическим лицам и государству убытков, причиненных нарушением требований по охране труда.

Раздел V. Нормативно-правовые акты по охране труда

· Статья 27. Документы, относящиеся к нормативно-правовых актов по охране труда.

· Статья 28. Разработка, принятие и отмена нормативно-правовых актов по охране труда.

· Статья 29. Временное прекращение действия нормативно-правовых актов по охране труда.

· Статья 30. Распространение действия нормативно-правовых актов по охране труда на сферу трудового и профессионального обучения.

Раздел VI. Государственное управление охраной труда

· Статья 31. Органы государственного управления охраной труда.

· Статья 32. Компетенция Кабинета Министров Украины в области охраны труда.

· Статья 33. Полномочия министерств и других центральных органов исполнительной власти в области охраны труда.

· Статья 34. Полномочия Совета министров Автономной Республики Крым и местных государственных администраций и местных государственных администраций в области охраны труда.

· Статья 35. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны труда.

· Статья 36. Полномочия объединений предприятий в области охраны труда.

· Статья 37. Организация научных исследований по проблемам охраны труда.

Раздел VII. Государственный надзор и общественный контроль

· Статья 38. Органы государственного надзора за охраной труда.

· Статья 39. Права и ответственность должностных лиц специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда.

· Статья 40. Социальная защита должностных лиц специально уполномоченного органа исполнительной власти по надзору за охраной труда.

· Статья 41. Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда.

· Статья 42. Уполномоченные наемными работниками лица по вопросам охраны труда.

Раздел VIII. Ответственность за нарушение законодательства об охране труда

· Статья 43. Штрафные санкции к юридическим и физическим лицам, использующим в соответствии с законодательством наемный труд, должностным лицам и работникам.

· Статья 44. Ответственность за нарушение требований об охране труда.

Раздел IX

· Заключительные положения

30. Оплата труда за работу во вредных и опасных условиях Мнение о том, что трудовое законодательство, в частности ст. 147 ТК РФ, стимулирует работу во вредных и опасных условиях труда, требует более пристального внимания и является, по-моему, тенью более сложной, задавненой и неправильно решенной проблемы, которая не имеет отношения к тексту Трудового кодекса. В статье 147 ТК РФ записано, что повышение заработной платы работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда производится по результатам аттестации рабочих мест. Здесь необходимо кратко исследовать значение терминов “вредные и опасные условия труда”, “аттестация рабочих мест” и историю их появления. Во время существования союзного государства повышенные тарифные ставки для рабочих, занятых на тяжелых и горячих работах, на работах с вредными условиями труда, а также на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, устанавливались в соответствии с Типовыми перечнями профессий, рабочих и работ, утверждаемыми Госкомтрудом и ВЦСПС по отдельным отраслям. В соответствии с Типовыми перечнями на предприятиях с учетом специфических их условий разрабатывались заводские перечни профессий и работ, оплачиваемых по повышенным тарифным ставкам. Эти перечни утверждались администрацией по согласованию с фабзавместкомом. При этом работы и профессии, отсутствующие в Типовом перечне, запрещалось включать в перечни, применяемые на предприятии. Термин «вредные и опасные условия труда» использовался и для определения других льгот и компенсаций, каждая из которых выдавалась по отдельному перечню. Существовал Список № 1 и Список № 2 для права на пенсию с возрастом на льготных условиях, Список производств, цехов, профессий и должностей на право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день и другие. В 1986 г. происходят изменения в оплате труда, и по оплате труда за вредные и опасные условия труда все отрасли делятся на две группы. Для первой группы предусмотрена оплата по тарифным ставкам (окладам), установленным для работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, и для второй рабочим устанавливаются доплаты по условиям труда. Для первой группы Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС № 442/26-41 от 3 ноября 1986 г. утверждаются два Типовых перечня производств, профессий рабочих и работ предприятий химической, нефтехимической, химико-фармацевтической, микробиологической, нефтяной и газовой промышленности, промышленности по производству минеральных удобрений, переработке нефти, сланцев, газа и производству нефтепродуктов, работники которых оплачиваются по тарифным ставкам (окладам), установленным для работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда. Формирование второй группы начинается изданием Типового перечня работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда на предприятиях машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦРПС № 381/22-68 от 2 октября 1985г. Текст Постановления отменял все принятые ранее постановления с повышенными тарифами (окладами) за условия труда для всех отраслей, которые не вошли в первую группу, для них предлагалось на основе Типичного перечня, утвержденного настоящим Постановлением, и по согласованию с соответствующими ЦК профсоюзов создать и утвердить отраслевые перечни работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда. В соответствии с этим, за период до 21. 10. 1986 г. Госкомтруда СССР и Секретариат ВЦРПС принимают семнадцать постановлений по отраслям с типичными перечнями работ. Обратим внимание, что для первой группы достаточно наличия профессий рабочих и работ в Типовом перечне для оплаты работникам по этим тарифным ставкам и окладам. Для второй группы в названии употребляется слово «могут», т.е. наличие профессий и работ в отраслевых перечнях недостаточно для установления этих доплат. В п. 2 Постановления № 381/22-68, а также и во всех последующих записано, что объединения, предприятия и организации утверждают перечни рабочих мест, на которых устанавливаются конкретные размеры доплат рабочим по условиям труда на основе отраслевых перечней и аттестации рабочих мест. Так, впервые в союзном законодательстве об охране труда появляется термин «аттестация рабочего места». Второй и последний раз этот термин появился в одном из последних законов Союза ССР. 15 мая 1990 года Верховный Совет СССР принимает Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан СССР», согласно ст. 14 которого пенсии по возрасту на льготных условиях даются по результатам аттестации рабочих мест. В этой же статье поручается Совету Министров СССР разработать и утвердить Положение об органах Государственной экспертизы условий труда и порядок проведения аттестации рабочих мест. 13 августа 1990 г. Совет Министров СССР издает Постановление № 812 «О Государственной экспертизе условий труда», п. 4 которого поручает ряду органов исполнительной власти совместно с ВЦРПС в 3-х месячный срок предоставить в Совет Министров СССР предложение о порядке проведения экспертизы организации и условий труда. Впоследствии союзное государство распалось, и это Постановление не было выполнено. Т.е. до 1990 г. порядка проведения аттестации рабочих мест не существовало. Как же происходило определение доплат за условия труда? Для этого в том же 1986 г., когда происходило разделение отраслей для этих целей, Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦРПС № 387/22-78 от 3 октября 1986 г. утверждено Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядок применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условиями труда. Степень вредности факторов производственной среды и тяжести работ в Типовом положении предложено устанавливать в баллах по критериям, приведенным в Гигиенической классификации труда, утвержденной Министерством здравоохранения СССР 12 августа 1986 г. № 4137-86. Оценка состояния условий труда берется по показателям фактического состояния факторов производственной среды, и в Карте условий труда учитываются только показания, превышающие ПДК и ПДУ. Отсюда становится ясным, что деление отраслей на две группы происходило именно по опасности от выделения в рабочую зону вредных и особо вредных веществ. К первой группе отнесены предприятия, вырабатывающие и перерабатывающие вредные и особо вредные вещества, или те, где эти вещества образуются на промежуточных стадиях. К второй группе отнесены те, где переработка этих веществ или их использование имеет нетехнологичный, разовый, случайный, кустарный характер. Ведь перечень на доплаты имели и предприятия первой группы. В утвержденном 16 января 1987 г. Минхимпромом СССР и ЦК отраслевого профсоюза перечне было записано, что созданный отраслевой перечень на доплаты и порядок оценки условий труда применяется только в ремонтных, обслуживающих и вспомогательных цехах химических предприятий и предприятий цветной металлургии. В самом Типовом положении об оценке условий труда записано, что превышение ПДК и ПДУ на рабочем месте считается нарушением норм и правил по охране труда, что не исключает возможности использования техническими инспекторами труда профсоюзов предоставленных им прав. Перечень этих рабочих мест согласовывается с профкомом, включается в колдоговор с мероприятиями по улучшению условий труда и каждый год пересматривается с учетом выполненных мероприятий. Т.е. целью положения об оценке условий труда была как бы не сама оценка, а намерение на основании своеобразного компромиссного решения между производством и контролирующими органами на доплату за превышения ПДК произвести легализацию примитивного и низко технологичного использования вредных веществ во вспомогательных производствах и цехах и затем попытаться техническими мероприятиями поставить преграду этому использованию. Понятно, что этот документ мог иметь только временное предназначение и не мог считаться порядком аттестации рабочих мест. И в этой связи обратим внимание на Гигиеническую классификацию труда, утвержденную Министерством здравоохранения СССР 12 августа 1986 г. № 4137-86, которая впервые упоминается в Типовом положении об оценке труда. В Типовом положении используется не сама Гигиеническая классификация, а только таблица показателей вредности и опасности факторов производственной среды. Но кроме таблицы, в Гигиенической классификации впервые дается определение вредных и опасных условий и характера труда. Итак, на основании Гигиенической классификации труда, утвержденной Министерством здравоохранения СССР 12 августа 1986 г. № 4137-86, вредные и опасные условия труда это – условия и характер труда, при которых, вследствие нарушения санитарных норм и правил, возможно воздействие опасных и вредных факторов производственной среды в значениях, превышающих гигиенические нормативы, и психофизиологических факторов трудовой деятельности, вызывающих функциональные изменения организма, которые могут привести к стойкому снижению работоспособности и/или нарушению здоровья работающих.


31. 1 Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний

Физическое лицо, выполняя свои обязанности по трудовому или по гражданско-правовому договору, может получить травму (увечье) или приобрести профессиональное заболевание. В результате наступает временная или стойкая утрата им профессиональной трудоспособности. Это, в свою очередь, может повлечь за собой потерю работником заработка, признание его инвалидом и другие негативные последствия.
На защиту имущественных интересов работников, чье здоровье пострадало в результате выполнения ими трудовых функций, и направлено обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Суть этого страхования в том, что работодатель обязан платить за работников страховые взносы. А работники, которые приобрели профессиональное заболевание или получили травму, имеют право на соответствующую выплату по страховке.

 

Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает покрытие рисков, связанных с профессиональными заболеваниями и травмами полученными на рабочем месте или в рабочее и сопутствующее ему время.

Законодательные требования устанавливаются Законом "Об обательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (Федеральный Закон № 125-ФЗ от 24.07.1998г., Закон Украины № 1105-XIV от 23.09.1999г.).

Объект обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - имущественные интересы физических лиц, связанные с утратой этими физическими лицами здоровья, профессиональной трудоспособности либо их смертью вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

Основные принципы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:
- гарантированность права застрахованных на обеспечение по страхованию;
- экономическая заинтересованность субъектов страхования в улучшении условий и повышении безопасности труда, снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- обязательность регистрации в качестве страхователей всех лиц, нанимающих (привлекающих к труду) работников, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- обязательность уплаты страхователями страховых взносов;
- дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска.



Обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат:
- физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем;
- физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем.

Страховщиком при обязательном социальном страховании от от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является Фонд социального страхования.

Право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют:
- нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания;
- ребенок умершего, родившийся после его смерти;
- один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за состоявшими на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими возраста 14 лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы (далее - учреждение медико-социальной экспертизы) или лечебно-профилактических учреждений государственной системы здравоохранения признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе;
- лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет со дня его смерти.

Страховые выплаты в случае смерти застрахованного выплачиваются:
- несовершеннолетним - до достижения ими возраста 18 лет;
- учащимся старше 18 лет - до окончания учебы в учебных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до 23 лет;
- женщинам, достигшим возраста 55 лет, и мужчинам, достигшим возраста 60 лет, - пожизненно;
- инвалидам - на срок инвалидности;
- одному из родителей, супругу (супруге) либо другому члену семьи, неработающему и занятому уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, - до достижения ими возраста 14 лет либо изменения состояния здоровья.

Обеспечение по страхованию осуществляется:
1. В виде пособия по временной нетрудоспособности.
2. В виде страховых выплат:
- единовременной страховой выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти;
- ежемесячных страховых выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти;
3. В виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая.


Страховые тарифы, дифференцированные по группам отраслей (подотраслей) экономики в зависимости от класса профессионального риска, устанавливаются Законом.

Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.

 

32. КОНВЕНЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА — международный договор на уровне правительств государств по вопросам трудовых отношений (включая охрану труда), предусматривающий соблюдение общепризнанных, согласованных правил.Конвенция(франц. convention < лат. conventio — договор, соглашение) принимается на проходящей ежегодно Международной конференции труда, которая является высшим органом Международной организации труда (МОТ).

В Декларации об основополагающих принципах и правах в сфере труда, принятой МОТ в 1998 г., заявлено, что все государства — члены МОТ имеют обязательство, вытекающее из единственного факта их членства в Организации, — соблюдать, укреплять, реализовывать в духе доброй воли и в соответствии с Уставом основополагающие принципы в сфере труда:

свободу ассоциации и реальное признание права на ведение коллективных переговоров;

упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;

реальное запрещение детского труда;

недопущение дискриминации в сфере труда и занятости.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы РФ. Если международным договором РФ установлены др. правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора (ст. 10 ТК РФ).

МОТ приняты 177 конвенций и 184 рекомендации. Они охватывают практически все аспекты трудового права и права в области социального обеспечения. 50 конвенций были ратифицированы СССР, из них 43 продолжают действовать в РФ. К числу наиболее важных конвенций (далее — К.) по вопросам ОТ относятся:

принятая Генеральной конференцией МОТ К. 1947 г. (№ 81) об инспекции труда в промышленности и торговле и Протокол 1995 г. к К. 1947 г. об инспекции труда;

К. 1948 г. (№ 90) о ночном труде подростков в промышленности;

К. 1952 г. (№ 103) об охране материнства;

К. 1960 г. (№ 115) о защите трудящихся от ионизирующей радиации;

К. 1977 г. (№ 148) о защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах;

К. 1978 г. (№ 150) о регулировании вопросов труда;

К. 1981 г. (№ 155) о безопасности и гигиене труда и производственной среде;

К. 1983 г. (№ 159) о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов;

К. 1986 г. (№ 162) об охране труда при использовании асбеста.

 

33. ISO 26000 — Руководство по социальной ответственности.

Содержание [убрать] · 1 Введение · 2 Краткая история создания стандарта · 3 Содержание стандарта · 4 Воздействие, интересы и ожидания · 5 Руководство по основным аспектам социальной ответственности · 6 Основные темы и проблемы социальной ответственности [5] · 7 Преимущества · 8 См. также · 9 Примечания · 10 Ссылки

28 октября 2010 г. был опубликован Международный стандарт ISO 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности»[1][2]
Данный международный стандарт был подготовлен с использованием подхода, основанного на участии экспертов, представляющих различные заинтересованные стороны из более чем 90 стран, и 40 международных или региональных организаций с широким охватом, вовлеченных в различные аспекты социальной ответственности. Эти эксперты представляли шесть различных групп заинтересованных сторон:
1. потребители;
2. государства;
3. промышленность;
4. трудящиеся;
5. неправительственные организации (НПО);
6. а также организации, оказывающие услуги, поддержку или ведущие исследования в области социальной ответственности, и другие.
Кроме того, были обеспечены особые условия для достижения баланса между развивающимися и развитыми странами, а также гендерного баланса в проектных группах. Хотя были предприняты усилия для того, чтобы обеспечить широкое и представительное участие всех групп заинтересованных сторон, достижение полного и справедливого баланса заинтересованных сторон было ограничено различными факторами, включая доступность ресурсов и необходимость в навыках английского языка.
На данный момент в разработке стандарта принимало участие более 400 экспертов и около 200 наблюдателей из 94 стран-членов ISO.

Введение[править | править исходный текст]

Международный Стандарт ISO 26000 представляет руководство по принципам, лежащим в основе социальной ответственности, основным темам и проблемам, касающимся социальной ответственности, и способам интеграции социальной ответственного поведения в стратегии, системы, практики и процессы организации. Этот Международный Стандарт подчеркивает важность результатов и улучшения результативности.
ISO 26000 предназначен для того, чтобы быть полезным для организаций всех типов, как больших так и малых, функционирующих как в развитых, так и развивающихся странах. Хотя не все части настоящего Международного Стандарта будут одинаково полезны для всех типов организаций, все основные темы применимы для каждой организации. Определение того, что для организации применимо и на что ей важно реагировать, путем самостоятельного анализа и диалога с заинтересованными сторонами является ответственностью отдельной организации.
Государственные организации могут по желанию использовать этот Международный Стандарт. Он, однако, не предназначен для того, чтобы заменить, изменить или каким-либо образом поменять обязательства государства.
Стандарт ISO 26000 предназначен для добровольного применения, и он не предназначен и не подходит для целей сертификации, обязательного или контрактного применения. Он не предназначен для создания нетарифных барьеров в торговле, а также для изменения законодательно определенных обязательств организации. Более того, он не предназначен для того, чтобы составить надлежащую основу для юридических действий, жалоб, защиты в суде или других заявлений в любых международных, национальных или иных судебных процессах, а также не предназначен для того, чтобы цитироваться в качестве свидетельства эволюции обычного международного права.
Каждой организации рекомендуется повысить уровень своей социальной ответственности, применяя данный Международный Стандарт, в том числе принимая во внимание ожидания заинтересованных сторон, соблюдая законодательство, а также согласуясь с международными нормами поведения.
ISO 26000 был подготовлен РГ «Социальная ответственность», образованной при Техническом совете ISO.

Краткая история создания стандарта[править | править исходный текст]

· 2001 г. Рассмотрение комитетом ISO по потребительской политике (КОПОЛКО) возможности разработки международного стандарта в области, определенной в то время как «корпоративная социальная ответственность».[3]

· 2005 г. Решение о разработке международного стандарта, основными принципами которого станут добровольность применения руководства по социальной ответственности.

· 2010 г. Публикация стандарта. Представители правительств, неправительственных организаций, промышленности, потребительских групп и трудовых организаций по всему миру приняли участие в его разработке.[4].

34. 11 Органы государственного управления и их компетенцииії.

12 Служба охраны труда предприятияа,

13 Государственный надзор за охраной трудаці.

14 общественных контроль за охраной трудаці.

Date: 2015-09-27; view: 551; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию