Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хронологические рамки палеолита и его периодизация. 6 page





 

Неолитическое искусство Балканского полуострова

Неолитизация Европы началась с Балканского полуострова, куда,согласно концепции Гордона Чайлда проникли новые волны переднеазиатских скотоводов и земледельцев.Самые ранние неолит.посёлки в Греции,ещё незнакомые с керамикой.представлены соответствующими культурными горизонтами на Теллях Аргисс-Магула,Сескло,Суфли в Фессалии.Одним из наиболее ранних неолитич.поселений Европы,обитателямуже была известна керамика,явл-ся Неа-Никомедия в Македонии,в низовьях реки Вистурицы.-отн. К 1половине YIтыс.до нэ.В тоже время на юго-востоке Европы возникает обширная культурно-историческая область земледельческо-скотоводческих племён.Определённые связиЬалкан и Малой Азии.что бескерамических культурах Фессалии (Телль Суфли)были найдены-костяные рыболовные крючки и каменные застёжки с ушком,которые происходят из ХаджилараYI,разрушенного около 5600г.до нэ.Рыболовные крючки были посными крючками.типичные для Чатал-Хююка,датирумого 5950-5880 г.до нэ.Арх.Мелларт считал,хорошую керамику на побережье Эгейского моря,остр.Хиос,Скирос и далее принесли выходцы из Хаджилара.При раскопках Неа-Никомедия –в одном из помещений(святилище) найдено пять глиняных статуэток,похожие на анатолийские,большая часть керамики покрывалась монохромной обмазкой и лощилась. Сосуды красного,тёмно-жёлтого,сероватого цвета напоминают по форме хаджиларские,встречается роспись красным по белому или белым по красному фону, а также более грубая посуда с отпечатками пальцев или ногтей.В теч-и Yтыс.до нэ формируются сепаратные культуры.в которых демонстрируются индивидуальные стили в иск-ве.Одним из значимых памятников Зап.причерноморья явл-ся Телль Карново,расположенный в Болгарии,это жилой холм имеет культурные напластования.Неолитические слои дат.YI-Yтыс.до нэ, в этих слоях обнаруж-жилища прямоугольной формы длиной 6-8м,шир.4-7м.Стены построены из кольев,оплетенных прутьями и обмазан.глиной, в последн.периоде у жилищ появляются сени,а стены раскрашиваются белыми,чёрными и коричн.лентами,в нижнем слое керамика имеет белую роспись по красному фону,во вторм горизонте матовая или блестящая чёрная посуда инкрустируется белой пастой. Для раннего неолита характерны тюльпановидные сосуды,выстой 21-25 см,на полом поддоне.Разнообразные декорат.мотивы выполнялись белой матовой краской.положенной на ярко-красную поверхность орнаментального поля сосуда.Обычными являлись волютообразные завитки в сочетании с зигзагообразными ломанными линиями.

 

Подддон.иногда и тулово сосуда покрывала сетка из косых полос.Сходные по форме и орнаментации высокие чаши,но без поддона иногда украшались изобр.сильно стил.человеческой руки.В след.фазе неолита (периодКарановоII-середина Yтыс.до нэ)исчезает росписная орнаментация с её многообразием декоративных элементов и изысканной расцветкой,достигаемой благодаря сочетанию резко контрастирующих белого и красного цветов.Монохромная окраска или узкие горизонтальные каннелюры придают керамическим сосудам строгость и изящество.Встречаются антропоморфные сосуды и треуголные святильники,ножки украшены нарезными и инкрустированными белой краской геометрическими орнаментами,сост.из кружков,точек,треугольников,волют и др.декоративных элементов.Во 2пол.Yтысдо нэ(КарановоIII)формы сосудов изменяются настоько.что это указывает о кардинальной смене предшествующей керамической традиции.Монохромная красно-коричн.посуда исчезает,на её место приходит исключительно серо-глиняная или чёрно-лощённая керамика-это другая технология изготовлении глиняного теста и обжига сосудов.Появляются чаши на невысоких поддонах с изогнутой,цилиндрической в сечении ручкой.увенчан.набалдашнтком,а также сосуды в виде пивной кружки,алтари.столики с небольшой закраиной по периметру на четырёх ножках.используется декор виде жемчужин,расположенных по вертикали,а ручки кружек и чаш ассоциируются с сильно стилизованными изобр.животных.Интерес к зооморфной пластике проявляется в изготовлении культовых сосудов в виде различных животных.Роль оленя в символике неолитического иск-ва определяется не просто внешним видом,красотой и грацией, а связана с цикличностью регенерации и роста его рогов.Этот аспект был очень важен для земледельцев неолита.Кухонная керамика представлена грубыми горшками,тесто которых содежит примесь соломы и шамота,столовая посуда(миски,чаши)-имеютполые низкие ножки.Характерны глиняные сосуды шаровидной или полусферической формы на кольцевых поддонах или на 4 ножках(в венгерском варинте культуры называемом «кёреш»-3,5,8,10,.12 ножках).своеобразные бутыли.плоские с одной стороны и выпуклые с другой, с несколькими ушками-чтобы бутыль носить за спиной.Это отн.старчевокриш.сюда отн.также монохромная полированная или лощённая керамика коричневого цвета.В более позднее время сосуды расписывали белой краской по красному фону и тёмной по жёлтому меандровидными,зигзагообразн.и др.орнаментами.След.балканский блок культур-винча,кукутени,тиса и др.представляют поздний неолит.Можно рассказать о кукутени…

 

Художественное бронзовое литье Центральной Европы

На бронзовый век приходится проникновение в Европу индоевропейских племён, которое положило конец многовековому развитию Старой Европы. Основные культуры бронзового века в Европе — унетицкая, погребальных полей, террамарская, лужицкая, белогрудовская.

[править] Эгейские острова

Основная статья: Минойская цивилизация

Первые города-государства, образованные в XVII—XVI вв. до н. э. — Микены, Тиринф, Пилос — имели тесные культурные и торговые связи сКритом, микенская культура многое заимствовала от минойской цивилизации, влияние которой ощущается в культовых обрядах, светской жизни, художественных памятниках; несомненно, от критян было воспринято искусство постройки судов.

В XV—XIII вв. до н. э. ахейцы завоевали Крит и Киклады, колонизировали многие острова в Эгейском море, основали ряд поселений в глубине территории Греции, на месте которых позднее выросли знаменитые античные города-государства — Коринф, Афины, Дельфы, Фивы. Этот период считается временем расцвета микенской цивилизации.

Эгейская цивилизация установила крупную торговую сеть. Эта сеть импортировала олово и древесный уголь на Кипр, где олово сплавлялось смедью для получения бронзы. Бронза пользовалась огромнейшим спросом не только в Средиземноморье, но и за его пределами. Изотопный анализ некоторых образцов меди показал, что некоторая её часть импортировалась даже из такой отдалённой области как Великобритания. В то время получило широчайшее развитие такое ремесло как навигация. Навигация к тому моменту достигла такого уровня, какого не достигала до приблизительно 1750 н. э. Например, мореходы Эгейского моря умели определять долготу, на которой они находятся. Очевидно, чтоминойская цивилизация с центром в Кноссе, координировала и защищала эту торговлю.

Мастера Крита предпочитали не скульптуру, а пластику, работу в малых формах и мягких материалах. Они использовали не камень, а мрамор, в изделиях из слоновой кости, фаянса, бронзы обыгрывали блеск поверхности и живописную трактовку формы. Очевидно развитие от предельной схематизации кикладских идолов к «пространственному натурализму» крито-микенского искусства. Для критской пластики типичны пространственные композиции, например, фигурка «акробата» на рогах быка или женщины на качелях (мотив почти невозможный в скульптуре). Живописная тенденция в критском искусстве была столь сильна, что она приводила к диковинным (ни архитектурным, ни скульптурным и ни живописным) формам: изделиям из глазурованной керамики, «изображающим растения, коралловые рифы и раковины, морских раков и летающих рыбок. Эванс составил из них примерную панораму подводного царства, которая, возможно, находилась на дне бассейна и, таким образом, была видима сквозь прозрачную поверхность воды».

 

Культура триполье-кукутени

археологическая культура, распространенная в VI—III тыс. до н. э. в Дунайско-Днепровском междуречье Трипольская культура была распространена в эпоху энеолита на территории правобережной Украины, в Молдавии, в восточной Румынии (Кукутень), а также в Венгрии[1]. Трипольская культура — энеолитическая (медно-каменный век).
Трипольская культура названа по имени села Триполье Киевской губернии, где в 1897 году археолог Викентий Хвойка обнаружил материальные остатки энеолитической культуры. Для трипольской культуры характерны высокий уровень развития хозяйства и развитые общественные отношения. Во времена этой культуры произошло значительное увеличение плотности населения в ареале её распространения. Трипольские посёлки чаще всего располагались на пригодных для земледелия пологих склонах, возле воды. Их площадь достигала нескольких десятков, а в некоторых случаях — 200—450 гектаров. Они состояли из наземных глинобитных жилищ, разделённых иногда внутренними перегородками или двухэтажных. Часть помещений, служившая для жилья, отапливалась печами, открытыми очагами, имела круглые окна, часть использовалась под кладовые. В таких домах, вероятно, жила одна или несколько семей. Посёлок использовался около 50 лет, до истощения окружающей его земли (чернозёмы тогда ещё не образовались), потом обязательно сжигался по особому ритуалу, а племя переселялось на новое место. Племенами управляли вожди, существовали так же и верховные вожди союзов племён.
Орудия труда и оружие изготавливались из костей животных, кремня и камня, иногда из меди, существуют свидетельства торговли заготовками из кремня

Трипольцы выращивали пленчатую пшеницу, пленчатый и голозёрный овёс, просо, горох, ячмень, бобы, виноград, алычу, абрикосы. Для обработки земли применяли подсечную или подсечно-огневую систему земледелия. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей. Охотились при помощи лука и стрел. Использовали на охоте собак. Высокого уровня достигло гончарное ремесло. Трипольская керамика занимала одно из видных мест в Европе того времени по совершенству выделки и росписи.
Религия — аграрные культы, почитание Великой Богини (см. Старая Европа), священным животным была собака, важным предметом культа были глиняные монокли, бинокли и тринокли.
Трипольцы, в бассейне Южного Буга, создали протогорода-гиганты размерами 250—400 га с населением до 20 тыс. человек и более (Майданецкое — 270 га, Доброводы — 250 га, Тальянка — 400 га), что сравнимо с Киевом в домонгольскую эпоху, когда он превосходил многие крупные центры средневековой Европы.
По периодизации Т. С. Пассек выделяются 3 этапа развития трипольской культуры:
• Ранний этап — (Триполье А)- вторая половина VI — начало первой половины V тысячелетия до н. э. Жилища — землянки и небольшие наземные глинобитные «площадки». Орудия делались из кремня, камня, рога и кости; медных изделий немного (шилья, рыболовные крючки, украшения); лишь Карбунский клад в Молдавии отличается богатством медных изделий. Кухонная керамика имеет примесь шамота, песка, шероховатую поверхность (горшки, миски), орнамент в виде насечек, налепов, столовая украшена каннелированным (горшки, кувшиновидные сосуды, чашки, черпаки) и углубленным орнаментом («фруктовницы», грушевидные сосуды, крышки). Много статуэток, изображающих сидящую женщину, меньше — зооморфных фигурок; известны глиняные креслица, модели жилищ, украшения. Обнаружено единичное погребение в жилище (Лука-Врублевецкая).
• Средний этап — (Триполье В — Триполье С1)- вторая половина V тысячелетия до н. э. — 3200/3150 гг. до н. э. Ряд поселений на мысах укреплён валами и рвами, увеличилась площадь поселений, иногда жилища располагались по кругу. Встречаются двухэтажные дома. Известны модели жилищ с двускатной крышей и круглыми окнами. Обработка кремня совершенствуется, появляются мастерские по изготовлению орудий. Начинается добыча медного сырья (руда и самородная медь), а также выплавка металла на территории между Днестром и Днепром. Увеличивается количество и ассортимент медных изделий (топоры, ножи, кинжалы, тёсла, шилья, украшения). Появляется расписная керамика, кухонная керамика иная — с примесью в массе толчёных раковин или песка, полосчатым сглаживанием и «жемчужным» орнаментом. Меняется форма статуэток — стоячие фигурки с округлой головкой, наряду с женскими есть и мужские изображения. Найдены погребения в жилищах. • Поздний этап — (Триполье С2)- 3150—2650 до н. э. Расширяется территория трипольской культуры за счёт продвижения племён на север и восток. Небольшие поселения располагаются на укреплённых местах, наряду с небольшими наземными жилищами встречаются землянки. Продолжает развиваться добыча и обработка металла. Уменьшается количество расписной керамики, появляется посуда округлой формы с примесью песка и толчёных раковин с орнаментом по краю венчика (защипы, оттиски, верёвочки, наколы). Совершенствуется обработка кремня, много шлифованных кремнёвых топориков. Распространены женские статуэтки удлинённых пропорций со схематизированной головкой и слитыми ногами. Известны грунтовые и курганные могильники. В Поднепровье найдены погребения по обряду кремации. Погребальный инвентарь: кремнёвые серпы, каменные боевые топоры-молоты, медные кинжалы, шилья, ножи, украшения, — браслеты, пронизи, медные, каменные и стеклянные бусы; керамика — шаровидные амфоры, чаши, миски, антропоморфные статуэтки.

 

 

Мегалиты Кавказа. Майкопская культура

Мегалитические памятники, к которым принадлежат дольмены, охватывают практически всю область Западного Кавказа и большую часть северо - восточного Причерноморья по обе стороны Главного Кавказского хребта. Этот феномен мегалитической культуры в европейской археологической традиции подразумевает достаточно протяжённое во времени и пространстве культурное явление, связанное с использованием в ритуальной (погребальной) практике мегалитических сооружений Наиболее ранние формы мегалитических памятников Кавказа - дольменов появились на рубеже 111 тыс. до н.э. Анализ этих памятников в контексте изучения мегалитического компонента показывает, что большинство мегалитов Западного Кавказа (исключая дольмены-монолиты и полумонолиты) своими архитетурно - смысловыми особенностями построек имеют самые близкие и синхронные параллели в Западной Европе, средиземноморском регионе и Южной Индии.
Носители мегалитической культуры Западного Кавказа возводили плиточные, составные, полумонолитные и монолитные дольмены учитывая многие астрономически значимые направления. Памятники сооружались из двух типов горных пород - песчанника и гранита, причем, по - видимому, для дольменостроителей не было существенной разницы из какой горной породы сооружать дольмен (есть плиточные дольмены и дольмены-полумонолиты сделанные из гранита по архитектурным особенностям неотличимые от аналогичных построек, но изготовленных из песчанника). Многие постройки возведены на искусственных насыпях. У части дольменов Западного Кавказа перед фасадом фиксируется коридор-дромос от 12 до 3 метров длиной, причём дромос характерен как для подкурганных, так и надземных построек плиточной, составной и полумонолитной конструкций. Существуют памятники заключённые в кольцо камней - кромлех, часто разомкнутый в фасадной части памятника (плиточные и составные сооружения). По своим конструктивным особенностям, на территории Западного Кавказа помимо достаточно известных типов выделяются также: плиточные дольмены без отверстий, плиточные дольмены с двумя отверстиями, плиточные ложнопортальные дольмены, составные ложнопортальные дольмены, дольмены-полумонолиты с двумя отверстиями, дольмены-полумонолиты с двумя ложными фасадами. Для сакрально-смысловой орнаментации дольменов Западного Кавказа выделены следующие направления: достаточно характерный для эпохи бронзы зигзаг (резьба, боковые и фасадные плиты плиточных и составных дольменов); солярная и календарная символика (резьба, рельеф дольменных пробок, ложных пробок, фасадов плиточных, плиточных ложнопортальных и полумонолитных дольменов); рельефные изображения женской груди (фасады, торцы дополнительных приставных портальных плит плиточных сооружений, фасады дольменов-полумонолитов). К памятникам мегалитической (дольменной) культуры Западного Кавказа относятся также достаточно редко, встречающиеся в пределах дольменных групп комплексы валунов с так называемыми " чашевидными метками (углублениями) ", каменные корыта, жертвенники-ступки, менгиры (на одном из них изображена так называемая "дольменная богиня"). Отдельный этап развития мегалитической культуры Западного Кавказа представлен подземными и полуподземными купольными гробницами

Культура населения Северного Кавказа в III тысячелетии до н.э., в эпоху ранней бронзы, получила название майкопской по знаменитому памятнику, ее представляющему, - Майкопскому кургану исследованному в 1897 году археологом Н. И. Веселовским.. Майкопская культура была распространена от Таманского полуострова на северо-западе до Дагестана на юго-востоке. В этом ареале известны как погребальные, так и бытовые памятники. Наибольшая концентрация их наблюдается в ПрикубаньеВ Майкопском кургане был погребен старейшина рода или племенной вождь, выполнявший одновременно и жреческие функции. Красной краской было посыпано и дно могилы. Главный покойник был усыпан золотыми штампованными бляшками с изображением зверей, колец. Здесь было 68 пластинок в виде фигурок львов (двух размеров), 19 пластинок с маленькими изображениями бычков и 40 колец. Украшения эти, по-видимому, были нашиты на полог или покрывало, которым был накрыт покойник. Кроме того, на скелете найдена масса золотых и серебряных бус различной величины и формы, а также много сердоликовых и бирюзовых бус. У пояса лежали пять крупных золотых бус, у черепа - золотые серьги, а под черепом две узкие золотые диадемы в виде тонких лент, с маленькими просверленными дырочками, расположенными парами. От этих диадем происходят найденные здесь же золотые двойные розетки - одна большая, другая меньшая, нашивавшиеся друг на друга. Диадемы, украшенные розетками, были нашиты, по-видимому, на высокий головной убор, найденный на покойнике. Перед скелетом лежали параллельно друг другу восемь серебряных стержней длиной 1,17 м. Два из них были сплошь серебряные, у четырех нижние концы золотые, на них были надеты массивные фигурки золотых бычков, и два с золотыми вставками, с насаженными на серебряные нижние концы фигурками серебряных бычков. Верхние концы стержней были украшены винтообразной насечкой и имели прорези. Все восемь стержней должны были принадлежать одному предмету. Большинство исследователей, начиная с В.Фармаковского, считали, что стержни с надетыми на них фигурками бычков составляли остов балдахина, который несли над покойником. На месте погребения балдахин был разобран, и остов его, состоящий из серебряных стержней, положен рядом с покойником. В настоящее время некоторые исследователи (Ю.Ю.Пиотровский) считают, что интерпретация стержней как составной части балдахина полностью исключается, и склонны рассматривать трубки с бычками как штандарты.

Майкопский курган по своему богатству, по художественной и исторической ценности найденных вещей представляет выдающийся памятник на Северном Кавказе. В нем был погребен старейшина рода или племенной вождь, выполнявший одновременно и жреческие функции. Майкопский курган большинство исследователей относят к середине III тысячелетия до н.э. майкопской культуре в настоящее время выделяют два хронологических этапа - ранний, представленный Майкопским курганом и примыкающими к нему курганными погребениями и поселениями, и более поздний, получивший название новосвободненского этапа по курганному могильнику близ станицы Новосвободной Майкопского района
Майкопская культура представлена не только курганами, но и бытовыми памятниками. Важным достижением советской археологической науки в изучении майкопской культуры явилось открытие и исследование в конце 50-х-60-х годах большой группы поселений в бассейне реки Белой и по реке Фарс южнее Майкопа (Мешоко, Скала, Хаджох, Каменномостская пещера, Ясенова Поляна и др.).
Большинство известных в настоящее время поселений расположены на труднодоступных мысах, плато или на высоких речных террасах. Кроме того, открыты и пещерные стоянки майкопской культуры. Лучше изучено поселение Мешоко, расположенное на окраине поселка Каменномостского. Поселение было укреплено мощной каменной стеной, толщиной в 4 м. Такие же стены имеет и поселение Ясенова Поляна близ поселка Колосовки. Раскопки поселений позволили судить о занятиях населения, о чем умалчивали курганы. Основное значение в хозяйстве майкопских племен имело животноводство, причем в раннее время преобладало свиноводство. На втором месте стоял крупный рогатый скот, а затем мелкий. На некоторых поздних поселениях майкопской культуры наблюдается увеличение в составе стада мелкого рогатого скота. В прикубанских поселениях майкопской культуры хотя и в очень незначительном количестве были найдены кости домашней лошади. Наравне со скотоводством было развито и земледелие, о чем говорят находки кремнёвых вкладышей от серпов, которые вставлялись в деревянную или костяную основу серпа, каменных зернотерок и мотыги из поселения Мешоко. Но в хозяйстве племен майкопской культуры земледелие стояло на втором месте после скотоводства и не имело столь важного значения, как в экономике племен Закавказья в эпоху ранней бронзы. Развитие скотоводства давало значительно больше прибавочного продукта, чем земледельческое хозяйство, а это приводило к росту и накоплению богатства в отдельных семьях и вело к возникновению имущественной дифференциации, что и находит отражение в погребальных памятниках (Майкопский курган).

 

Неолитическое искусство Циркумбалтийского региона

А Северо-Западная к тому же оказывается в ряде культур, которые на научном жаргоне называют иногда циркумбалтийскими (от латинского «циркум» — вокруг). Получается — вокругбалтийскими.

Date: 2015-09-27; view: 549; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию