Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ход собрания





1. Вводная часть

Классный руководитель «Уважаемые взрослые! Каждый родитель желает вырастить

своего ребёнка счастливым, здоровым, успешным, умным. Чтобы он выбрал правильную

дорогу, смог получить хорошую профессию, создал счастливую семью и достойно

воспитал своих детей. Об этом думают все родители, и каждый родитель для своего

ребёнка желает лучшей доли. Поэтому мы сегодня поговорим о стилях воспитания.

2. Проведение анкетирования родителей с целью выяснения стиля семейного Воспитания

По поводу воспитания детей существует множество теорий. Родители, воспитывая детей,

обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывают

интуиция, жизненный опыт и складывающиеся обстоятельства. Короче – как получится. А как же получается? С помощью этого нехитрого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый для вас предпочтительный.

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека –

наследственностью или воспитанием?

А. Преимущественно воспитанием.

Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

В. Главным образом врожденными задатками.

Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

Б. Абсолютно с этим согласен.

В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли

родителей как воспитателей своих детей.

Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться(Эдгар

Хоу)

Б. Цель воспитания — научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)

В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)

Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер).

4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у

детей интерес к этим вопросам.

В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А вшкольном возрасте главное — позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений

безнравственности.

Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

А. Если попросит, можно и дать.

Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и

контролировать расходы.

В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на

месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.

Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди

порядочных людей, это не принято.

Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с

невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не

выходит за разумные пределы.

Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?

А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и

повеселиться, пускай делают это под надзором старших.

Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.

В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее

отсутствие буду немного беспокоиться.

Г. Не вижу причины запрещать.

9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

В. Расстроюсь

Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

А. Безусловно.

Б. Стараюсь.В. Надеюсь.

Г. Не знаю.

Обработка результатов

Стиль поведения

Номера вопросов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Авторитетный Б В В Г В Г А Б Г Б

Авторитарный А А Г В Б Б Б А А А

Либеральный В Б Б Б А А Г В В В

Индифферентный Г Г А А Г В В Г Б Г

 

 

Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие

одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов

ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.

Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все- таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.

3. Сообщение классным руководителем о стилях семейного воспитания

Отношения в семье можно представить в виде формулы:

СИСТЕМА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ = (родители + родители) + (родители + дети) +

(дети + дети).

Сегодня на собрании мы рассмотрим отношения родителей и детей. Эти отношения

принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и в целом – общее развитие ребенка.

Авторитарный стиль (в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование») — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всемдолжен подчиняться их воле, авторитету.

Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами,

выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность

родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки

сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают

родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки

приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо

самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным.

Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между нимии родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности,

постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Демократический стиль (в терминологии других авторов — «авторитетный»,

«сотрудничество») — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.

Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном

соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

Попустительский стиль (в терминологии других авторов — «либеральный»,

«снисходительный», «гипоопека») — ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет

указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание

руководить детьми. Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.

Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались. Впоследствии были выделены и другие характерные стили семейного воспитания.

Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого

подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.

Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и

провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных

ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.

При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.

Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) — стремление

постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители

бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

4. Обсуждение проблемы

Уважаемые родители, я прошу желающих высказать свою точку зрения на данную тему.

А особо хочется особо поговорить о том, какие методы воздействия вы применяете к

своим детям? О том, какие из них вы считаете наиболее действенными.

 Только поощрение.

 Частое порицание.

 «Метод кнута и пряника».

Дискуссия по поводу методов воспитания, принятых в их семье, ведущий показывает

эффективность того или иного метода/.

5. Выводы:

Слово ведущего: «Ещё в XIX веке передовые русские писатели и педагоги понимали

воспитание как взаимодействие равноправных участников. Отмечали, что все воспитание

в семье держится на любви к детям. А любовь родителей обеспечивает полноценное

развитие и счастье детей.

Воспитание любовью не отрицает контроль со стороны родителей. По мнению

психологов, исследующих проблемы семейного воспитания, контроль необходим ребенку,

потому что вне контроля со стороны взрослых не может быть целенаправленного

воспитания. Ребенок теряется в окружающем мире, среди людей, правил, вещей.

Одновременно контроль вступает в противоречие с потребностью ребенка быть

самостоятельным. Надо найти такие формы контроля, которые бы соответствовали

возрасту ребенка и не ущемляли его самостоятельности, одновременно способствуя

развитию самоконтроля.

Закончить сегодняшнюю встречу мне бы хотелось словами Ш. Л. Амонашвили: «Плохими

дети не рождаются. Ребенок рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей или

учителя. Тело ребенка – это форма, в которой природа опредмечивает себя. Настоящая

основа человека – не отдельные его качества, а образ жизни. Ребенок живет с первых

минут рождения, а не готовится к жизни. Ребенок – существо социальное. Всякая

личность развивается в общении. Ребенку необходимо сотрудничество. В сотрудничестве

ребенок оказывается гораздо умнее, сильнее, чем при самостоятельной работе».

Понимание ребенка, принятие его не только сердцем, но и умом, осознание своей

ответственности за судьбу маленького человека поможет взрослым выбрать тот стиль

воспитания, который принесет благо и ребенку и родителям.

 

6. Интервью для родителей:

1. Чем помогла Вам сегодняшняя встреча?

2. Какая часть вызвала особый интерес?

3. Ваши пожелания на будущее

 

Date: 2015-09-27; view: 187; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию