Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Диалектика как система принципов, законов и категорий
философия онтология диалектика мировоззрение
Диалектика [греч. dialektiké (téchnе) - искусство вести беседу, спор, от dialégomai - веду беседу, спор], учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей. В этом смысле диалектика, начиная с Гегеля, противопоставляется метафизике - такому способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга. По характеристике В. И. Ленина, диалектика - это учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи. В истории диалектики выделяются следующие основные этапы: стихийная, наивная диалектика древних мыслителей; диалектика философов эпохи Возрождения; идеалистическая диалектика немецкой классической философии; диалектика русских революционных демократов 19 в.; марксистско-ленинская материалистическая диалектика как высшая форма современной диалектика В философии марксизма получило научно обоснованное и последовательное выражение единство материализма и диалектики
Последовательно материалистическое истолкование диалектики, было дано К. Марксом и Ф. Энгельсом - основоположниками учения диалектического материализма. Критически переработав достижения предшествующей диалектики, К. Маркс и Ф. Энгельс применили созданное ими учение к переработке философии, политической экономии, истории, к обоснованию политики и тактики рабочего движения. Выдающийся вклад в развитие материалистической диалектики принадлежит В. И. Ленину. Классики марксизма-ленинизма рассматривают материалистическую диалектику как учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития бытия и мышления.
Материалистическая диалектика выражается в системе категорий и законов. Характеризуя диалектику, Ф. Энгельс писал: "Главные законы: превращение количества и качества - взаимное проникновение полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности, - развитие путем противоречия, или отрицание отрицания, - спиральная форма развития" ("Диалектика природы", 1969, с. 1). Среди всех законов диалектики особое место занимает закон единства и борьбы противоположностей, который В. И. Ленин назвал ядром диалектики.
Принцип всеобщей связи явлений Ленин называл одним из основных принципов диалектики Отсюда методологический вывод: чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все стороны, все связи и опосредования. Характеризуя диалектику как учение о развитии, Ленин писал: "Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе (“отрицание отрицания”), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; - развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное; - “перерывы постепенности”; превращение количества в качество; - внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в пределах данного явления или внутри данного общества; - взаимозависимость и теснейшая, неразрывная связь всех сторон каждого явления..., связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения, - таковы некоторые черты диалектики, как более содержательного (чем обычное) учения о развитии" (Полное собрание соч., 5 изд., т. 26, с. 55).
Диалектическая концепция развития, в противоположность метафизической, понимает его не как увеличение и повторение, а как единство противоположностей, раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношение между ними. Д. видит в противоречии источник самодвижения материального мира (см. там же, т. 29, с. 317). Подчёркивая единство субъективной и объективной диалектики диалектический материализм отмечал, что диалектика существует в объективной действительности, а субъективная диалектика - отражение объективной диалектики в человеческом сознании: диалектика вещей создаёт диалектику идей, а не наоборот. Диалектика - это учение об относительности бесконечно углубляющегося и расширяющегося человеческого знания. Материалистическая диалектика - последовательное критическое и революционное учение, она не терпит застоя, не налагает никаких ограничений на познание и его возможности и показывает исторически преходящий характер всех форм общественной жизни. Неудовлетворённость достигнутым - её стихия, революционная активность - её суть. "Для диалектической философии нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. Она сама является лишь простым отражением этого процесса в мыслящем мозгу" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 276).
Сознательное применение диалектики даёт возможность правильно пользоваться понятиями, учитывать взаимосвязь явлений, их противоречивость, изменчивость, возможность перехода противоположностей друг в друга. Только диалектико-материалистический подход к анализу явлений природы, общественной жизни и сознания позволяет вскрыть их действительные закономерности и движущие силы развития, научно предвидеть грядущее и находить реальные способы его созидания. диалектика не совместима с застойностью мысли и схематизмом. Научный диалектический метод познания является революционным, ибо признание того, что всё изменяется, развивается, ведёт к выводам о необходимости уничтожения всего отжившего, мешающего историческому прогрессу.
Категории (от греч. kategoría - высказывание, обвинение; признак) в философии, наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. К. возникли и развиваются как результат обобщения исторического развития познания и общественной практики.
20. Познание, как отражение действительности. Проблемы познания в философии.Субъект и объект познания:проблема взаимосвязи
Вторая сторона основного вопроса философии – это познаваем ли мир?
Диалектический материализм, основываясь на опыте, приобретенным человеком.
На завоевание науки считает, что мир познаваем. разум человека способен составить представление о мире. С точки зрения диалектического материализма, познание – это отражение в голове человека внешних предметов, ограниченность таких взглядов отражается в том, что:
1.они не смогли применить диалектику в процессе сознания. 2.рассм-ли отражения, как пассивный отпечаток вещей и явлений в человеческом сознании. 3.непонимаемым активности познающего субъекта. 4.не понимаем ранг практики познания. В диалектико – материалистической точки сознания практика выступает, как: 1. основа процессопознания, и исходный 2.как критерии истины. Практика – активная деятельность людей, по преобразованию природы и общества. Виды практики: 1. материальное производство; 2.социально- преобразующая деятельность; 3.научн. дисперемент. Практика есть исл. пункт и основа познания, т.к. 1. само познание возникает на основе практики под влиянием развивающего капиталистического производства. В период нового времени происходит бурное развитие науки. 2. практика ставит перед познанием определенные цели, это двигает познание вперед. 3. практика вооруж-ет познание определенными инструментами, оборудованими (освоение космоса невозможно без современных технологий) Практика является целью познания. Человек познает мир, чтобы использовать результаты познания в своей практическ. деятельности.
Что является объектом познания? С точки зрения объективного идеализма, объектом познания является абсолютная идея мирровой С точки зрения объективного идеализма – человеческое ощущение. С точки зрения диалектического материализма – вся природа, окружающий мир, человеческое общество и сам человек. Что является субъектом познания? Субъект познания, т.е. его носителем является человеческое общество. Признание общественной природы познания есть важнейшая черта в диалектический материалист т. Познания.
21.Чувственное и рациональное в познавательном процессе
По вопросу о роли, месте и отношении чувственного и рационального познавательном процессе в истории философии существовали две противоположные точки зрения:
- сенсуалисты (чувства, ощущения) считали, что решающая роль в процессе познания принадлежит органам.
- рационалисты (разум, мышление) стремились доказать, что всеобщие и необходимые истины невыводимые непосредственно из данных чувственного опыта и его обобщений, а может быть почерпнуты только из самого мышления.
Развитие философской науки показывает, что в действительности любое знание есть единство двух противоположных сторон: чувственного и рационального. Оно невозможно без одного из них. Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств – зрения, слуха, осязания и обоняния. Органы чувств – это единственные ворота, через которые могут проникать сведения об окружающем нас мире. Живое содержание осуществляется в трех взаимосвязанных основных формах: - ощущение – отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов и явлений материального мира, внутреннее состояние организма. Наглядный образ предмета, воздействующего на органы чувств в прощлом, но не воспринимаемого в данный момент; - восприятие – целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон. Рациональное наиболее полно выражено в мышлении. Мышление – осуществляется в ходе практики процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Два основных уровня мышления: рассудок – исходный уровень мышления, способность последовательно и ясно рассуждать, правильно выстраивать мысли. Разум – высший уровень рационального познания. Главная задача разума – объединение многообразного и выявления конкретных причин и изучаемых явлений.
Date: 2015-09-27; view: 560; Нарушение авторских прав |