Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философские учения Сократа, Платона и Аристотеля





5-3 вв. до н.э. Что такое человек, что такое общество. 1)Сократ. “Познай самого себя”, “Я знаю, что ничего не знаю” Своей задачей он считал оказание помощи человеку в познании самого себя. Метод исследования - субъективная диалектика. Считал, что истина единственна. Знать - это иметь понятие о чем-либо. Знание является наивысшей добродетелью. Совесть - гарантия достижения истинного знания. Нравственность - плод знаний. Этика - глубоко рационалистична по своему духу. Активно способствовал переводу внимания с природы на человека. В человеке обратил внимание на душу и знание, взаимоотношения с другими людьми и обществом.

 

2) Платон (школа философов). Родоначальник объективного идеализма (т.е. реально существует некое духовное начало, которое породило из себя материальный мир). Мир представляет единство двух уровней: 1)мир вещей (временные, матер, несовершен) 2)мир идей (вечные, абсолютные, в ед. числе) вещи - несовершенные копии идей. Души переходят по телам, тело - темница души. Тело - ущерб, душа - совершенна. Человек изначально находиться в пещере. Он должен оттуда выбраться. Философы пытаются объяснить людям, что есть Солнце, но люди этого не понимают. Чувственно воспринятый мир - лишь когда не настоящий. Душа пребывает в царстве идей. Когда человек рождается, душа все забывает. Весь путь жизни - это познание. Знание - это воспоминания. Сознание - наибольшее учение. В государстве должны быть представлены 3 группы: мудрые правители - философы, мужественные войны, ремесленники и земледельцы. Существующее соц. Неравенство было создано когда-то богами. Отрицательно относился к демократии.

 

3)Аристотель. 1)Материя- вещество 2)Форма- сущность вещи. Разделил по наукам и систематизировал все знания. Сущность вещи внутри самой вещи в виде ее формы. Основатель логики. Разделил формы гос. устройства на «неправильные» (тирания, олигархия, демократия) и «правильные» (монархия, аристократия, политика). Положил начало политической науки об общественной жизни, биологии. 4 первопричины: материя, форма, движение, цель.

 

6. Становление и развитие философской мысли на Востоке: буддизм, конфуцианство, даосизм.

Зарождается в 6-5 вв. до н.э. Лао-цзы, Конфуций, Будда. Занималось высшее сословие. Главное познать себя, а не природу. Нет смысла менять мир, надо менять себя. Носит созерцательный характер. В основе интуитивный тип познания. Материальные ценности вторичны. Гл. цель жизни развитие. Чел. сущ. исполнено страданий, но можно выйти из страданий, приобрести полное счастье. Культ учителя, книги играют вторичную роль.

 

Буддизм возник в 6 в. до н.э. Основатель - индийский принц- Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды. Особенность этого учения - этико-практическая направленность. В основе буддизма «четыре благородные истины»:

 

1) существование человека от рождения до смерти неразрывно связано со страданием

2) существует причины страдания, которой явл жажда, ведущая через радости к перерождению

3) сущ освобождение от страдания, устранение причин страдания (устранение жажды)

4) сущ путь, ведущий к освобождению от страданий, кот отвергает как жизнь так и путь самоистязания.

Ключ. понятия Буддийской философии:

1)Сансара - поток перерождений, в кот. все живые существа. Происходит вследствие кармы. 2)Карма- причинно - следственный закон, суть которого заключается в том, что каждая мысль, слово или действие обязательно имеют свое последствие: позитивная + или негативная-(проблемы др. людям => к самому)

 

3)Нирвана- состояние противоположное сансаре, такое существ. в котором достигнута высшая мудрость и чистота, состояние высшего блаженства

 

Конфуцианство одно из наиб важных направлений развития китайской философии. Основатель - Конфуций (551-479 до н.э.). Конфуция мало интересуют проблемы материального мира и космогонии. Небо Конфуций рассматривает прежде всего в связи с человеком, а не природой, именно человек является главным предметом философии. В центре его учения - человек, его умственное и нравственное развитие и поведение. Конфуций гл внимание уделяет вопросам воспитания идеального человека, которое должно осуществляться в духе уважения к окр людям и обществу. В основе всех общественных норм поведения и воспитания у Конфуция находится религиозный ритуал. Стержень мудрости - соблюдение ритуала. Для понимания того, в чем состоит суть воспитания идеального человека, следует обратить внимание на важнейшую категорию в философии - жэнь, в кот находят свое выражение этические и др категории его учения. Жэнь переводится по-разному - доброта, гуманность, милосердие, человеколюбие… Жэнь - человечность. Именно она - основное требование, предъявляемое к чел. Основой жэнь выступает сяо. Сяо означает сыновнюю почтительность, уважение к родителям и старшим. Большое значение в воспитании имеет концепция «чжэн мин» - «исправления имен». Суть ее в том, что все вещи д б приведены в соответствие с их названиями. Если имена неправильны, речь противоречива; когда речь противоречива, дела не завершаются успехом. Конфуций не разъединяет слово и дело, а рассматривает их в единстве.

 

Даосизм - важнейшая философская школа в Китае, возникшая во второй пол 1 тыс. до н.э. Основатель - Лао-цзы. В центре учения - категория дао. Дао - невидимый всеобщий естественный закон природы, чел общества, поведения и мышления индивида. Дао неотделим от материального мира и управляет им. В учении дао обнаруживаются элементы первонач диалектики: дао - пусто и одновременно неисчерпаемо; оно бездействует, но тем самым делает все; покоится, но одновременно движется; оно само для себя начало, но у него нет ни начала, ни конца и т.д. Небо, в отличии от конфуцианства, как и все остальное, зависит от воли дао, кот явл самодовлеющим началом. «Человек зависит от земли, земля - от неба, небо - от дао, а дао - от самого себя». Одна из гл категорий даосизма - бездействие. Соблюдая закон дао, чел может бездействовать. Лао-цзы отрицает любое усилие как индивида, так и общества по отношению к природе. Гл принцип поведения личности - сохранение «меры вещей». Поэтому недеяние и явл одной из осн и центр идей даосизма, именно она приводит к счастью, полной свободе. Отсюда мудрый правитель следует дао, ничего не предпринимая, чтобы управлять страной, и тогда народ процветает, а в обществе само собой воцаряется порядок и гармония. В дао все равны между собой - знатный и раб, урод и красавец, богатый и бедный и т.д.

 

7. Средневековая философия: период патристики. Философия Августина.

Хронологическими рамками этапа патристики считать 1-7 вв. на этом этапе происходит разработка и оформление основного содержания христианской философии на основе религиозного учения Иисуса Христа и философской системы Платона. Крупнейшим философом периода патристики был Августин Аврелий, причисленный католической церковью за свои услуги перед нею к лику святых. Августин родился в семье мелкого собственника. Родители дали ему достаточно солидное образование. Долгое время он работал преподавателем в своем городе, а затем в Милане. Христианство он принял уже в зрелом возрасте. Вскоре он стал священником, а затем епископом. Гл заслуга Августина в том, что он разработал теологию христианства. Два труда «исповедь» и «О граде Божьем». В центре его внимания - проблемы бытия, исторического прогресса и человеческой личности. Разрабатывая проблемы онтологии, Августин прежде всего обосновывал один из гл догматов христианства о сотворении мира Богом из ничего. По его мнению, Бог не только упорядочил, организовал мир, как это представлялось Платону, из уже имевшейся вечной, первичной материи, но и создал саму субстанцию, из которой мир состоит. Бог сотворил не только мир, но и его свойства, в том числе и такое, каким является время, кот не было до создания мира.

 

Большое место в философии Августина заняли и проблемы антропологии, природы человеческой личности. Природа чел, по его мнению, двойственна. Гл способность человеческого духа - его способность верить в Бога. Это высшая из всех человеческих способностей. Но она не явл единственной. Другая духовная ценность - разум, мышление, с пом которого чел способен познавать природу и общество. Однако разум лишь подкрепляет положения веры, но сам истины найти не может.

 

Ценность антропологической концепции Августина состоит в том, что в ней впервые было четко сказано о равенстве людей, об уникальных способностях и возможностях чел и о его ответственности перед Богом и др людьми за свои дела.

 

8. Средневековая философия: период схоластики. Номинализм и реализм. Философия Ф.Аквинского.

Схоластика - 9 - 15 вв. на этапе схоластики осуществляется разработка и систематизация осн понятий христианской философии под решающим влиянием философского наследия Аристотеля.

 

Наиб ярким представителем этого периода является Фома Аквинский. Он родился в Италии в аристократической семье. Начальное образование получил в монастырской школе, учился в Парижском университете, а затем стал преподавателем философии.

 

Гл положения созданной им философской системы составляют основу католической философии - неотомизма. Важнейшая его заслуга - разработка одной из центр проблем средневековой философии - проблемы соотношения религии и науки, веры и разума. Учения Фомы о возможности гармонического сочетания разума и веры включало в себя след положения:

 

Сходства м/у методами познания с помощью веры и с помутнением разума:

1. и вера и разум познают один и тот же предмет - Бога и созданный им мир;

2. оба метода познания - вера и разум - не исключают, а дополняют друг друга;

3. оба источника наших знаний созданы Богом и потому имеют один право на существование

 

Различия:

1. вера принимает истину о существовании Бога-творца, основываясь на желании, воле, эмоционального переживании;

2. разум постоянно колеблется, сомневается в правильности добытых истин.

 

Вера выше разума. Гл внимание Аквинский уделял рациональным доказательствам существования, бытия Бога. С этой целью он разработал пять широко известных доказательств бытия Бога. Они были основаны на разработанных еще Аристотелем положениях об источнике движения; понятиях причины и следствия; необходимого и случайного; категориях совершенства и одухотворенности мира.

 

Особенность периода - спор об универсалиях. Спор привел к формированию 2-х позиций: 1) номинализм - позиция, полагающая, что универсалии существуют только в уме человека, т.е. имена, которые человек дает вещам и ничего более. Всеобщие понятия не имеют вне мышления никакого действительного прообраза и поэтому представляют собой только формы мысли. Хотя номинализм по своему содержанию оставался еще религиозным учением, тем не менее его появление уже предвещало новый этап противостояния религиозной и научной философии, идеализма и материализма, эмпиризма и рационализма. Номинализм - предвестник философии Нового времени. Впервые идеи номинализма изложил Иоганн Росцелин. 2) реализм - позиция, считающая, что наиб значимыми является не индивидуальные, а общие понятия, обозначающие род, класс, вид, к которым относятся те или иные отдельные предметы, а также понятия сущности. Представитель: Фома Аквинский (1225-1274гг.) - привел 5 доказательств существования Бога.

 

Из желания примирить противоположные стороны в споре об универсалиях родилось третье, компромиссное решение, получившее название концептуализма. Представители - Иоанн Дунс Скот. С его точки зрения каждая вещь представляет собой единство общего и частного, сущности и явления. Общее отражает сущность вещей, а конкретное - проявления этой сущности.

 

Date: 2015-09-27; view: 738; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию