Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблематика: Роль печати и СМИ в ВОВ





Все СМИ во время Великой Отечественной войны работали в особом режиме. В газетах и на Всесоюзном радио появились военные отделы. Их главной задачей было показать коварные замыслы врага, раскрывать его захватнические планы по отношению к народам СССР, а также разъяснять населению и воинам, что война для нашего народа является справедливой, ибо призвана защищать Отечество от вероломных захватчиков.

Война сразу же изменила весь облик советской печати: более чем в два раза сократилось число даже центральных газет – до войны их было 39, а осталось 18. Перестали выходить многие специализированные, отраслевые такие, как «Лесная промышленность», «Текстильная промышленность», а также комсомольские издания. Сократилась и местная пресса. Но была создана сеть новых изданий, прежде всего, фронтовых газет. Это были газеты военных подразделений всех уровней: армейские, бригадные, стрелковые, танковые, общевойсковых соединений, войск противовоздушной обороны. Всего к концу 1942 г. было создано около 700 таких газет. Для работы в них проводились специальные мобилизации журналистов в соответствии с директивами партийных органов.

В армии и на флоте выходило 5 центральных газет. Главная из них — «Красная звезда». В ней с началом войны стали публиковаться произведения известных писателей: А. Суркова, В. Гроссмана, К. Симонова, А. Толстого и других. 1200 номеров этой газеты военной поры — героическая летопись нарастающей мощи армии и военного искусства ее военачальников. Центральным органом на флоте была газета «Красный флот». А в конце 1941 г. стала издаваться специальная газета для личного состава военно воздушных сил «Сталинский сокол», чуть позже — «Красный сокол» — для личного состава авиации дальнего действия.

Выходили и журналы для армии и флота, политического и литературно-художественного направления. Важную роль играли и тыловые газеты, которые писали о положении на фронте, о героизме бойцов, но главное — призывали оставшихся в тылу делать все возможное и невозможное для того, чтобы обеспечивать действующую армию всем необходимым. «Все для фронта, все для победы!» — этот лозунг определял главный смысл таких публикаций.

Кроме фронтовых газет, были еще подпольные (около 200 в 1944 г.) и партизанские издания, выходившие на оккупированной территории. Их задача — борьба с врагом в его тылу. Было создано 17 газет, рассчитанных на разложение войск противника. Важное значение в период войны приобретали листовки, плакаты, воззвания. Обращения, которые выпускались массовыми тиражами, предназначались как для распространения среди своих войск, так и в армии противника. Надо признать, что на оккупированных землях выпускались профашистские местные газеты, вещали профашистские местные радиостанции. Но они просуществовали недолго, до освобождения этих районов от оккупации[A1].

Публицистика времен войны весьма разнообразна. Она не знала себе равных в мировой истории и рождалась из сплава таланта журналистов, их личной убежденности в необходимости борьбы за свободу Родины и их связи с реальной жизнью. В газетах публиковалось немало писем рабочих, бойцов армии, тружеников тыла, это создавало у людей ощущение единения народа перед лицом общего врага. В годы войны особенно незаменимым стало самое оперативное средство информации – радиовещание, первые военные передачи которого появились одновременно с правительственным сообщением о вероломном нападении на Советский Союз фашистской Германии. Неизменно, начиная с самых первых радиопередач о событиях на фронте, они завершались призывами: Враг будет разбит, победа будет за нами!». О возросшей роли радиовещания в условиях войны свидетельствует оперативное создание филиалов Всесоюзного Радиовещания в Куйбышеве, Свердловске, Комсомольске-на-Амуре. В ноябре 1942 г. Из Москвы началось вещание на украинском белорусском языках. Одновременно из Саратова на украинском языке вела передачи радиостанция им. Т. Шевченко, в составе которой писатель публицист Ярослав Галан. Неизменными стали по радио передачи «Письма на фронт» и «Письма с фронтов Отечественной войны». В них было использовано свыше двух миллионов писем, благодаря которым более 20 тысяч фронтовиков нашли своих близких, эвакуированных в восточные районы страны. С первых же дней войны выдающиеся писатели-публицисты М. Шолохов, А. Толстой, Н. Тихонов, К. Симонов, Б. Горбатов, Л. Леонов, М. Шагинян и другие начали писать о войне для газет. Они создали сильные произведения, убеждавшие людей в грядущей победе, рождавшие в них патриотические порывы, поддерживавшие веру и уверенность в несокрушимости нашей армии. В первые годы войны эти произведения звали людей на защиту отечества, на преодоление препятствий и лишений, на борьбу с врагом. Произведения этих авторов публиковались во многих фронтовых газетах. Важную роль играли статьи военных корреспондентов. Публицистика использовала и сатирические жанры. Памфлеты, карикатуры, фельетоны широко применялись газетах и журналах. Эти «душевные боеприпасы» поставляли героям фронта и тыла прежде всего, центральные газеты «Правда», «Известия», «Комсомольская правда», «Красная звезда», поднимая советский народ на героическую борьбу за свободу и независимость своей Родины. Веру в нашу победу в сердца советских людей вселял каждый из тысячи трехсот номеров «Правды», изданных в годы Великой Отечественной. Яркую страницу в историю советской печати периода Отечественной войны вписали «Известия». Двести сорок известинцев ушли на фронт. Сорок четыре из них погибли. В редакции свято чтут их память.

С первых же дней войны редакционному коллективу пришлось пережить немало трудностей. 24 июля в здании редакции попала немецкая авиабомба. Немецкое радио сообщило, что «отважные ассы» сравняли с землёй здание редакции ненавистной им газеты. Но на следующий день читатели снова получили «Известия». Нередко известинцам приходилось тушить зажигательные бомбы на Пушкинской площади. Когда линия фронта проходила по Подмосковью, редакция «Известий» стала общежитием военных корреспондентов, которые на рассвете выезжали на передовую, а вечером возвращались, чтобы сдать материал в номар.

Выходили специализированные сатирические издания “Фронтовой юмор”, “Сквозняк” и другие. Важнейшее место в журналистике военных лет заняла фотопублицистика. Фотокорреспонденты запечатлели, донесли до современников и сохранили для потомков героику и будни того времени. С 1941 г. выходил специальный журнал «Фронтовая фотоиллюстрация» и «Фотогазета».

Зарубежные русские издания, которые создавались русскими эмигрантами, также имели патриотический настрой. Они сочувствовали бедам соотечественников на родине, выступали в поддержку их справедливой борьбы, но отделяли победу России в войне от торжества сталинизма. Но кое-кто из живших в Германии эмигрантов начал сотрудничать с фашистами, и благодаря им были озвучены идеи русского фашизма. Но в целом эмигрантская среда настороженно относилась к фашизму и сочувствовала России в ее борьбе с ним. Некоторые из эмигрантов после войны даже приняли советские подданство и вернулись на родину.

 

Date: 2015-09-27; view: 1481; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию