Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законодательная власть. Правовая концепция и принцип организации государственного аппарата предполагают, что все основные государственные органы самостоятельны в рамках своих





Правовая концепция и принцип организации государственного аппарата предполагают, что все основные государственные органы самостоятельны в рамках своих полномочий и не могут произвольно вмешиваться в деятельность друг друга. В практике государственного строительства выделяют законодательную, исполнительную и судебную власти.

Высший законодательный орган государства, в котором заседают избранные народом представители, называется парламентом.

Парламент существует сегодня в абсолютном большинстве стран. Впервые парламент возник в XIII в. в Англии. В Англии, Франции, Италии он так и называется - парламент, В США и Латинской Америке - конгресс, в Польше - сейм, в ФРГ - бундестаг, В России - Федеральное собрание, в Беларуси - Национальное собрание.

Функции парламента:

· законодательная - деятельность по принятию законов;

· представительная - избранные в парламент депутаты представляют и защищают интересы своих избирателей. Также парламент - это форум, на котором открыто обсуждаются различные вопросы жизни страны.

Полномочия парламента:

· принятие законов;

· утверждение государственного бюджета и отчета о его выполнении;

· участие в формировании правительства и контроля за его деятельностью;

· определение внешнеполитического курса государства.

Современные парламенты бывают одно- или двухпалатные. Исторически создание двух палат отражало идею компромисса между аристократией и буржуазией. Двухпалатный парламент обычно состоит из нижней - палаты представителей, и верхней - сената. Депутаты нижней палаты прямо избираются гражданами. Верхняя палата формируется через назначение главой государства (Канада), наследование (Британия), избрание (Италия). Как правило, нижняя палата больше верхней по числу депутатов.

Национальное собрание Республики Беларусь состоит из Палаты Представителей в составе 110 депутатов, которые избираются населением, и Совета Республики, в который входят по 8 депутатов от каждой области, 8 - от г. Минска, 8 - назначаются президентом.

Существует классификация парламентов, основанная на устройстве высшей государственной власти.

Первая модель характерна для парламентских республик и ряда конституционных монархий. Это парламенты, которые имеют право вынесения вотума недоверия правительству, т.е. право отправлять последнее в отставку. Например, английский парламент (отсюда Вестминстерская система).

Вторая модель присуща странам с президентской формой правления, где существует жесткий принцип разделения властей. Такие парламенты не обладают вотумом недоверия правительству, а исполнительная власть не вправе распускать парламент. Здесь действует механизм противовесов властей - (пример - США).

Третья модель характерна для стран со смешанной формой правления. Здесь парламент наделен вотумом недоверия, но, в свою очередь, может быть распущен президентом - (пример - Франция).

Четвертая модель характерна для стран, где парламент играет практически декоративную роль. Здесь основные решения принимаются не парламентом - (пример - Куба, КНДР и др.).

Парламент состоит из трех основных структурных элементов:

1. Партийные депутатские фракции - организованная группа депутатов, принадлежащая чаще всего к одной партии и проводящая в парламенте определенную политическую линию. Зарегистрированная фракция имеет право на помещение в здании парламента, на гарантированное выступление своего представителя в дебатах, на представительство в руководящих и вспомогательных органах парламента.

2. Парламентские комиссии и комитеты палат образуются для разработки законопроектов на основе пропорционального представительства от фракций. Парламентские комиссии делятся на постоянные и временные и отвечают за определенные направления (по международным делам, по культуре и др.). В белорусском парламенте работает 14 постоянных комиссий.

3. Руководящие органы палат - входят их председатель, заместители, секретари. Председатель - спикер (оратор) руководит прениями, подводит итоги голосования.

Депутаты обладают рядом парламентских привилегий: иммунитет - парламентская неприкосновенность; индемнитет - депутаты не несут ответственности за свои выступления в парламенте и те меры, за которые голосовали.

Не всегда в парламенте заседают все депутаты, поэтому возникает проблема кворума. Кворум - заранее установленное количество депутатов, полномочное принимать решения. Чаще всего это 2/3 от общего числа депутатов.

Выделяют четыре стадии законодательного процесса.

1. Законодательная инициатива - вынесение проекта закона на рассмотрение парламента. Правом законодательной инициативы обладают глава государства, правительство, депутаты, ряд других органов и лиц.

2. Обсуждение законопроекта в комиссиях и на пленарных заседаниях палат. Чтений бывает не менее двух. В период обсуждения законопроектов используются следующие приемы:

· Флибустьерство - затягивание прений.

· Бойкот - отказ присутствовать на заседаниях.

· Гильотина, когда, несмотря на желание продолжать прения, переходят к голосованию.

· Челнок, когда проект отправляется из одной палаты в другую.

· «Суварикоми» - преграждение входа в зал одной группой депутатов другой.

3. Принятие законопроекта палатой. Голосование в парламенте обычно личное.

4. Промульгация - публичное объявление. Она включает в себя подписание законопроекта президентом и его опубликование.

3. Исполнительная власть: роль и место в политической системе общества

Исполнительная власть реализует правовые нормы, принятые законодателями. Высшим органом исполнительной власти государства является правительство.

Правительство - коллегиальный орган, который проводит в жизнь определенный политический курс, осуществляет исполнительную и распорядительную власть в обществе.

Правительство чаще всего называют Кабинетом Министров. В Беларуси это Совет Министров. Правительство состоит из нескольких министров и возглавляется премьер-министром. Существуют государственные министры, статс-секретари, («министры без портфеля») - заместители премьер-министра. В большинстве стран предусмотрена должность заместителя премьер-министра. В Беларуси 28 министров и 38 членов правительства.

Выделяют два основных способа образования правительства.

1. Парламентский способ имеет несколько разновидностей. Английская модель, когда лидер партии, победившей на парламентских выборах, образует правительство. Если ни одна партия не обладает большинством в парламенте, то создается коалиционное правительство.

2. Внепарламентский - существует в президентских республиках, когда правительство формируется президентом независимо от соотношения представительства партий в палатах парламента. Существуют и беспартийные, «чиновничьи» правительства.

Правительство является высшей исполнительной властью. В числе его полномочий разработка программы экономического и социального развития общества, подготовка проекта государственного бюджета; обеспечение его выполнения; руководство отдельными отраслями хозяйства, а также наукой, культурой, образованием, социальной сферой; ведение международных переговоров и заключение договоров.

В Беларуси Совет Министров формируется президентом. Премьер-министр назначается президентом и одобряется Палатой Представителей. Правительство в своей деятельности подотчетно президенту и ответственно перед парламентом. Количество членов правительства определяется президентом.

В республике главой государства является, как правило, президент (от лат. «сидящий во главе»). Первым президентом в истории стал в 1798 г. Дж. Вашингтон. Президентский пост выборный. Весьма значительна роль президента в республиках смешанного типа. В парламентских республиках роль президента сравнима с ролью монарха в конституционной монархии. Срок пребывания у власти может быть различным, но достаточно долгим для проведения определенной политики и подведения ее промежуточных итогов.

Церемония вступления президента в должность - инаугурация (от лат. inauguro - посвящаю).

Полномочия президента:

1. Представительская функция во внешних и внутренних делах - президент обращается с приветствиями и посланиями к парламенту и народу, совершает официальные визиты, участвует в международных форумах, подписывает международные договоры и соглашения.

2. Полномочия в области государственного управления - принимает участие в назначении правительства и в его отставке, назначает должностных лиц.

3. Полномочия в законодательной сфере - имеет право созывать парламент на очередные и внеочередные сессии, распускает парламент и назначает выборы, имеет право законодательной инициативы, утверждение законов.

4. Полномочия в военной сфере - является верховным главнокомандующим, решает ряд военных вопросов, имеет определенные права в сфере государственной безопасности - вопросы разведки, контрразведки, борьба с террористической деятельностью и др.

5. Полномочия в сфере определения экономического курса страны, выбора экономических приоритетов.

На основе закона осуществляется отставка президента. Она может быть добровольной или вынужденной. Последняя происходит, если президент нарушает конституцию, или совершает какое-либо преступление.

Вопрос об импичменте решает парламент. Это особый случай привлечения президента к ответственности.

Помимо обычных полномочий, президент в определенных случаях берет на себя и чрезвычайные полномочия - в условиях угрозы целостности территории, утраты независимости народа и т.д.

Будучи фигурой, олицетворяющей государство, президент всегда находится под пристальным вниманием общественности. Он несет ответственность за все происходящее в стране.

Date: 2015-09-27; view: 376; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию