Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория потребностей А. Маслоу





Гуманистическое направление в педагогике, сформиро­вавшееся в 50-е годы, ориентирует учителей прежде всего на изучение ценностных ориентации и жизненных планов обучаемых. При их изучении современная западная педаго­гика опирается на концепцию мотивации и самоактуализа­ции личности, разработанную американским профессором психологии Абрахамом Маслоу, эмигрировавшим, к слову сказать, из бывшего Советского Союза, где он носил «ред­кую» фамилию Маслов.

Фундаментальным тезисом этой теории является утвер­ждение о необходимости изучения человека как общего, уникального, организованного целого. В иерархической структуре потребностей мотивация влияет на человека как на целое, а не на отдельные аспекты поведения. А. Маслоу считает, что определяющей является мотивация поиска личных целей, смысла жизни.

У каждого человека есть низшие и высшие потребности. Они связаны в сложную иерархическую зависимость, на­глядной моделью которой является пирамида. В основании пирамиды индивидуальной мотивации (рис. 29) лежат фи­зиологические потребности в пище, воде, тепле, отдыхе, движении, здоровье, жилье, сне, защите от стихийных сил природы и т. д. Следующий уровень занимают потребности в безопасности, в защите от насилия и угроз (стабильность, экономика, работа, защищенность и т. д.). За ними идут по­требности в общении, привязанности и любви. Потребности в оценке и уважении (престиж, статус, превосходство, при­знание, внимание, достоинство, понимание) расположились еще выше. Вершину пирамиды занимают значительно менее «узкие», не всем доступные потребности — в самосо­вершенствовании (желать стать кем-то, найти себе приме­нение, потребность в успехах), знании и понимании (любо­пытство, знание, осмысление окружающего). Венчают пира­миду потребности эстетические (красота, упорядочен­ность, симметрия, системность, аккуратность, гармония).

Рис 29

В основании пирамиды групповой мотивации А. Маслоу — совпадение интересов, взаимное давление и группирование людей. В процессе межличностного общения формируются различные микрогруппы, которые тянутся друг к другу. Эти групповые тенденции становятся базисом интеграции лю­дей в более крупные сообщества. На третьей и четвертой ступенях иерархии появляются многие феномены фупповой динамики — от ненависти и вражды до группового духа и гордости за коллектив.

Вершину обеих мотиваций составляют цели — индивиду­альные и групповые. Пользуясь данной моделью, мы в дальнейшем сможем обосновать возникновение одних це­лей и отмирание других.

Большое эвристическое значение для педагогики имеет выделение А. Маслоу двух типов мотивации: преодоления дефицита (так называемая «дефицитарная мотивация» или Д-мотивация — Д) и стремления к развитию («мотивация бытия» или Б-мотивация). Эти типы мотивации естественно связаны с категориями «удовлетворение» и «неудовлетво­рение». Единственной целью Д-мотивации является устра­нение дефицитарных состояний (например, чувства голода). В этом смысле Д-мотивы являются устойчивыми детерми­нантами поведения.

Изучая людей с Б-мотивацией, А. Маслоу установил, что у них удовлетворение личных потребностей усиливает, а не ослабляет мотивацию, обостряет, а не уменьшает потреб­ность. Такие люди поднимаются над собой и вместо того, чтобы хотеть все меньше и меньше, хотят все больше и больше, например, знаний.

VII. Верно или неверно?

1. Потребность в учении является врожденной.

2. Человеку определено природой, как именно он будет обучаться.

3. Физиологические потребности также влияют на учение.

4. Одна и та же потребность может быть активирована че­рез многие мотивы.

5. Больше всего стимулируют учение потребности в само­выражении.

6. Потребности человека неизменны.

7. Школа решающим образом влияет на формирование потребностей обучаемых.

8. Удовлетворение одной познавательной потребности вызывает новую, более высокую познавательную потреб­ность.

9. Мотив учения всегда обусловлен только одной потреб­ностью.

10. Представление о потребностях учитель получает, на­блюдая поведение обучаемых.







Date: 2015-09-27; view: 315; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию