Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Средства образования ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 В качестве средств образования и источников развития для ребенка выступают: специально подготовленная среда; педагог, как создатель среды, организатор и помощник в собственной деятельности ребенка, использующий различные механизмы научения. При этом важнейшее место занимает собственная деятельность ребенка. 1. Подготовленная среда. Если мы признаем наличие у детей впитывающего сознания и ведущую роль ребенка в собственном развитии, то мы не можем недооценивать роль среды, дающей ребенку возможность впитывать информацию, впечатления и накапливать жизненный опыт. Для того, чтобы ребенок мог полноценно развиваться, ему необходима такая окружающая среда, которая позволяет в полной мере задействовать все возможности растущего человека, удовлетворяет потребность ребенка в спонтанной деятельности, дает пищу разуму и не сковывает движения. Она должна соответствовать возрастным и сензитивным возможностям и потребностям ребенка, быть строго упорядоченной, представлять в доступном для впитывания сознанием ребенка виде систему понятий и явлений окружающего мира. Для создания такой среды используется Монтессори - материал и другие специально подобранные предметы и пособия. Существуют определенные требования к материалу: он должен быть автодидактичен, иметь точный алгоритм действия и возможность самоконтроля, отвечать эстетическим и экологическим требованиям. Все оборудование должно быть абсолютно доступным для ребенка. Основные составляющие среды расположены на уровне до 80 см. от пола. Сочетание универсальных законов, индивидуальных особенностей ребенка и окружающей среды дает каждый раз неповторимую, уникальную картину развития личности. 2. Педагог (обучающий взрослый). Частью социальной среды, окружающей ребенка, являются взрослые. У взрослого в Монтессори-группе есть своя роль и своя задача. Кроме безусловной любви и принятия ребенка таким, какой он есть, взрослый является еще и посредником между ребенком и его окружением. Когда ребенок осознает себя как отдельную личность, он уже много чего хочет, но далеко не всё может сделать сам. «Помоги мне это сделать самому!» – вот чего ждет ребенок от взрослого к своим трем годам, и именно в этом мы видим роль взрослых в Монтессори – группе. В группе «Вместе с мамой» в роли педагога для ребенка выступает не только подготовленный Монтессори – учитель, но и мама (или другой близкий родственник). В индивидуальной работе с ребенком педагог использует следующие методы: 1 Презентация – точный, медленный, разделенный на фазы показ одному ребенку основного способа работы с материалом. Включает в себя этапы подготовки к работе (переноску, раскладку и т.п.), показ основного алгоритма, способ самоконтроля ошибок, уборку. Во время презентации педагог находится справа от ребенка на его уровне. Показ действия и комментарий во время презентации всегда разделены: когда показываем действие – молчим, когда говорим – ничего не показываем. Это позволяет ребенку достичь концентрации внимания. 2 Упражнения – показ нового, более сложного (а в некоторых случаях –наоборот, упрощенного) способа работы. В показе упражнений отсутствует фаза подготовки и фаза уборки – это ребенок уже умеет делать сам. 3 Трехступенчатый урок для расширения словарного запаса. Для проведения урока выбирают не более трех новых понятий сразу.(Иногда это могут быть два знакомых ребенку понятия, а одно – новое) На первой ступени взрослый знакомит ребенка с эталоном, задействуя, по возможности, все органы чувств и ассоциации ребенка.(Например, поочередно обводят пальцем, трогают, рассматривают и затем называют геометрические фигуры-вкладыши: круг, квадрат, треугольник) На второй ступени понятие переводят в пассивный словарь (называет взрослый, а ребенок показывает, находит, прячет и т.д.). На третьей ступени понятие переходит в активный словарь ребенка. (Взрослый показывает – ребенок называет). Весь урок занимает не более 5 минут. Самая длинная – вторая ступень. Здесь очень важно «попасть в темп». Ребенка нельзя торопить, но как только он выполнил одно задание, сразу же предлагаем следующее. Взрослый не должен давать длинных многословных объяснений и инструкций. Звучать должны именно те слова, которые нужно запомнить.
К коллективным формам работы относится проведение кругов, праздников и проектов в изобразительной деятельности.
В результате правильной организации свободной работы ребенка в специально подготовленной среде ему удается максимально использовать внутреннийпотенциал, запустить механизм саморазвития, достичь состояния нормализации, то есть внутренней гармонии и самодисциплины при высокой активности, стабильной положительной самооценке.
Зная эти законы и особенности, взрослый может создать условия, в которых ребенок может действовать спонтанно и произвольно, осуществляя переход от действия к деятельности, развивая мышление, память, волю, органы чувств, крупную и мелкую моторику, получая знания и опыт. Присутствие в разновозрастной группе других детей позволяет получить опыт и навык социального общения, наблюдения за действиями других, понимания общих правил.
|