И через юго-восточную Азию

22 июня 1999 года мы (я, Андрей Филиппов и Александр Передерий – все из Новосибирска) рейсом Аэрофлота отправились из Москвы в Бангкок, откуда (после шестичасового пребывания в нем) должны были вылететь в Сидней. Так начинался пятый этап моей кругосветки – вокруг Австралии, – имевший основную цель проехать от самой восточной точки австралийского континента мыса Байрон до самой западной – Стиип Пойнта (Крутой Точки). Через три недели я планировал оказаться (вместе с новосибирцем Олегом Пономаревым) в Индонезии для того, чтобы пересечь остров Ява, а затем от самой южной точки Азии (мыса Пиай в Малайзии) двинуться на север и проехать через Юго-Восточную Азию (это уже будет шестой, добавочный, этап кругосветки).

В Бангкоке при регистрации на рейс до Сиднея австралийской компании «Квантас» неожиданно возникли проблемы. Служащим этой компании показалось, что у нас липовые визы, и они с лупой в руках принялись изучать наши паспорта и выспрашивать, с кем именно в посольстве Австралии в Москве мы разговаривали. В конце концов нас пропустили в самолет.

Прилетели в Сидней 24 июня рано утром. Нас встречал Владимир Кузьмин, мой знакомый, с которым в 1995 году мы летели из Сиднея в Москву. Пересылать мой «Вольво-240» из России в Австралию было немыслимо дорого, поэтому я отказался от такого варианта. Мы решили арендовать машину в самой Австралии. Хотели это сделать сразу в аэропорту Сиднея, но и здесь возникли проблемы – оказалось, что австралийские служащие (правда, это имеет место лишь в штате Новый Южный Уэльс) не признают наши международные водительские права без перевода их с французского (или русского) языка на английский. Пришлось еще несколько часов «убить» на то, чтобы заверить в российском посольстве перевод моих водительских прав на английский язык, причем это обошлось нам в 65 австралийских долларов (1$ AU=0,67$ US). В конце концов мы арендовали автомобиль «Тойота Кэмри» за 65 австралийских долларов в день. И вечером, проехав 150 км, прибыли в Ньюкасл, где находится основной дом Владимира Кузьмина. Володя разместил нас в «Русском доме» при православной церкви. Нас радушно встретили местные русские люди, эмигранты из СССР, и вечером состоялась небольшая вечеринка.

На следующий день нам показали город (Ньюкасл). Экскурсию провел Виталий, выходец из Белоруссии, который вместе со своими родителями эмигрировал оттуда с немцами, опасаясь советской власти. После Германии он попал в Австралию, где и живет поныне. Особое впечатление на нас произвело посещение англиканского храма. Виталий также помог нам с приобретением некоторых необходимых для дальнейшего путешествия вещей. А затем, проехав около 700 км, мы остановились на ночь возле города Кейп Байрон в одном из «караван-парков» – кемпингов, где можно переспать в автомобиле-трейлере или в своей палатке (по желанию). Мы приехали туда ночью (в 23 часа), служащего парка уже не было на месте, и мы переночевали бесплатно (я и Андрей – в спальниках на улице, а Александр – в машине).

26 июня утром побывали на мысе Байрон – самой восточной точке Австралии. Там находится маяк. А затем, проехав около полутора тысяч километров, оказались в Таунсвилле – одном из главных городов штата Квинсленд (начинали же мы свой маршрут в штате Новый Южный Уэльс, граница между этими штатами проходит перед Брисбеном).

В Таунсвилле мы сначала (рано утром 27 июня) заехали домой к Диме и Инне Вал – эмигрантам из России с четырехлетним стажем (они родом из Москвы). А затем провели день на морской экскурсии по Большому Коралловому Рифу в Тихом океане – одной из самых больших достопримечательностей Австралии. Мы (в масках и ластах) ныряли в воду и плавали над кораллами, а также проплывали над ними на катере с частично стеклянным днищем. Какие красивые мы видели кораллы! Разной формы и разного цвета. Много диковинных рыб. Наблюдали за захлопывающимися раковинами (ловившими таким путем рыбок себе на обед). Правда, эта экскурсия обошлась нам по 126 американских долларов на человека. Кстати, раз речь зашла о деньгах, то стоит сообщить, что в Австралии бензин (Unleaded, то есть токонепроводящий) стоит от 0,6 до 0,7 австралийского доллара за литр (соответственно 40-49 американских центов).

Вечер провели вместе с Димой, Инной и еще одним эмигрантом из России Андреем. Переночевали в новом доме супругов Вал.

Но я пока еще не упомянул об особенностях дорожного движения в Австралии. Во-первых, оно там левостороннее. А во-вторых, на маршруте часто встречаются кенгуриные места, и, к сожалению, много этих животных гибнет на дорогах. Только за одни сутки движения от Кейп Байрона до Таунсвилля мы увидели на обочине хай-вэя около двадцати мертвых кенгуру. Зрелище было ужасным. А сколько еще раненных кенгуру уходит (после удара автомашиной) умирать в буш (последнее слово буквально означает кустарник, хотя в Австралии так называют и лес)!

28 июня доехали до Кэрнса. Накануне Дима Вал уверял нас, что на нашей «Тойоте Кэмри» мы никак не доедем до мыса Йорк (самой северной точки Австралии), а сделать это очень хотелось. Поэтому мы потратили полдня на то, чтобы арендовать на четверо суток джип «Буш-Кэмпер» на базе «Тойоты Лэнд Круизера» с тремя спальными местами, рукомойником, газовой плитой и прочими «наворотами» за 135 долларов/день. На ночь разместились в «караван-парке» «Лэйк-Плэсид» в «кэбин» (домике) за 49 долларов/ночь. В домике есть и телевизор, и электрическая печь, и вода (лишь туалет на улице).

А затем (29 июня) начался бросок на север – к самой северной точке Австралии мысу Йорк (Кейп Йорк). На это ушло три дня (хотя до него немногим более тысячи километров). Дело в том, что мои компаньоны захотели идти достаточно трудным маршрутом – по так называемому «телеграфному пути». Так что пришлось преодолевать вброд многочисленные реки и грязные лужи, а также проехать через полуразрушенный мост. Не всё прошло гладко. Трижды застревали на бродах, причем последний раз серьезно – нас вытащил лебедкой другой «Лэнд Круизер» (у нашего «Буш-Кэмпера» ее, к сожалению, не было). Это случилось на последней речке перед крупной рекой Джардин. Кстати, сразу замечу, что в Северном Квинсленде (а именно здесь находится Кейп Йорк) практически все ездят на «Лэнд Круизерах». Да и вообще, это самая популярная машина в Австралии.

От наиболее северного в Австралии поселка Бамага примерно за час мы доехали до лагеря вблизи мыса Йорк и затем пешком дошли до самой северной точки континента.

Таким образом, позади были и самая восточная, и самая северная точки Австралии. И теперь наш путь лежал на запад – к самой западной точке материка мысу Стиип Пойнт (Крутая Точка). Сначала мы вернулись в Кэрнс, а затем проехали по маршруту: Таунсвилль – Чартерс Тауэрс – Джулия Крик – Маунтин Иза – Три Вэйс (Три Пути), потом свернули немного на юг – до Теннант Крика, вернулись обратно – в Три Вэйс, и далее маршрут следования был такой: Катерина – Виктория Ривер – Холлс Крик – Брум – Нунутарра – Камарвон.

Во время этого пути окружающий нас пейзаж менялся через каждую тысячу километров – то леса, то степь, то пустыня (последняя – в центральной части Австралии). По-прежнему на дороге встречались многочисленные тела сбитых машинами кенгуру. Кстати, скажу заранее, однажды (а это уже будет в южной части континента, в штате Виктория) я чудом увернулся от выпрыгнувшего на дорогу кенгуру, чтобы не сбить его. А дело было так: ехал я по шоссе со скоростью 120 км/час (а медленнее мы не шли; в начале броска от Таунсвилля на запад неслись со скоростью 160—183 км/час – более 183 км/час машина не давала, – однако расход топлива при этом был огромный, в 2,5 раза выше, чем обычно – 20 литров на 100 км пути вместо «экономичных» 8 литров, – что требовало больших денег, поэтому позже мы решили ехать со скоростью 120 км/час, тем более, что в Австралии предел разрешенной скорости 110 км/час, за 111—119 км/час еще не штрафуют, за скорость немногим более 120 км/час штраф 200 долларов, а за большее превышение нормы могут отобрать водительское удостоверение; впрочем, на Северной Территории ограничения скорости вроде нет). Итак, я ехал со скоростью 120 км/час. И вдруг справа налево дорогу стал пересекать (прыгая) кенгуру. Я немного сбросил скорость и вижу, что прохожу мимо него, не задевая. Но тут справа на дорогу выскакивает второй кенгуру и, никак не реагируя на приближение нашей машины, начинает пересекать наш путь. Я резко выворачиваю руль влево и проношусь мимо него где-то в двадцати сантиметрах от его морды. Я опасался, что это животное вдруг быстро рванет вперед (прямиком под машину), но этого не случилось. У меня на сердце отлегло. Фактически я въехал в ворота из двух движущихся кенгуру.

В Камарвоне мы еще раз арендовали джип «Лэнд Круизер» и через Оверлэндер (здесь свернули направо) добрались до Стиип Пойнта, самой западной точки Австралии. На этом отрезке пути основным препятствием были пески. Здесь (так же, как и на самых северной и южной точках континента) – национальный парк, и за въезд в него надо платить, правда, сравнительно небольшую сумму (20 долларов; а вот за посещение мыса Йорк, находящегося в национальном парке «Инджину» (Injinoo), где расположена резервация аборигенов, и за паромную переправу через реку Джардин мы заплатили 80 долларов).

На то, чтобы из Камарвона добраться до Стиип Пойнта и обратно (а это 780 км) ушел весь день (хорошо еще, что половину пути ехали по асфальту). Заплатили за машину 125 (за день эксплуатации)+170 [(780—100)х0,25 за километраж]=295 долларов. Но игра стоила свеч. Тем самым мы выполнили главную задачу австралийской экспедиции – пересекли Австралию от самой восточной точки до самой западной (по оси восток-запад этот континент несколько длиннее, чем по оси север-юг).

Таким образом, я формально завершил свое кругосветное путешествие через крайние (из доступных на легковом автомобиле) точки Северной и Южной Америк, Африки, Европы, Азии и Австралии.

Но сама австралийская экспедиция еще не была полностью закончена. Теперь мы двинулись к самой южной точке континента – Саут Пойнту (Южной Точке) на Юго-Восточном мысе. Проехали через Гералдтон. Перед Пертом свернули налево, на восток. И далее наш маршрут был такой: Саутерн Кросс – Кулгардье – Норсемен – Эукла – Пучера – Порт Аугуста – Аделаида – Хоршам – Мельбурн – Варрагул. Затем мы съехали с хай-вэя и двинулись на юг до национального парка Вильсон. Заплатив взнос за въезд в последний, добрались до Кар-Парка, откуда далее (а до Южной Точки оставалось примерно 16,5 км) разрешают идти только пешком. Причем если первые 13,5 км маршрута предстояло пройти по грунтовой дороге, то последние 3 км – по горной тропе типа индонезийской или непальской. Но мы преодолели и эти сложности. И в 16.30 (а начали пешую часть маршрута в 11.30) были на самой южной точке Австралии. В отличие от трех предыдущих крайних точек этого континента, Саут Пойнт находится в глухом месте – ни на горной тропе, ни возле самой Южной Точки мы не встретили ни одного человека.

Вернулись к машине, совершив тридцатитрехкилометровый поход, в 19.30, когда уже стемнело. Здесь случилась небольшая неприятность. В темноте мы сразу не заметили, что на лобовом стекле машины под одним из «дворников» лежала записка от местных рейнджеров о том, что они не нашли на нашем автомобиле пермит, полученный нами при въезде в национальный парк, и поэтому мы должны показать эту квитанцию-разрешение в соседнем поселке. А к моменту обнаружения нами этой записки мы уже проехали довольно большое расстояние от места парковки, и я решил случившееся недоразумение (мы ведь не знали, что этот пермит нужно оставлять на лобовом стекле автомобиля, а не показывать при выезде из национального парка) уладить на границе парка Вильсон. Но там в 20 часов никого не оказалось. Поэтому я оставил и пермит, и записку прямо на окошке в будке на въезде в парк.

Попав на крайнюю южную точку Австралии, мы тем самым пересекли австралийский континент и с севера на юг (а не только с востока на запад). Это случилось 11 июля. До отъезда из Австралии (вылета из Сиднея) оставалось четыре дня (как и планировалось), и я хотел посетить своего приятеля Джона Моррелла, который нас курировал в мою первую поездку в Австралию в декабре 1994 года, когда мы с Владимиром Кузнецовым сплавились по реке Сноуи (Снежной). Кроме этого, я хотел осуществить восхождение на Косцюшко (Косзиоско, как зовут ее сами австралийцы) – самую высокую вершину Австралии (хотя, конечно, она и не слишком-то высокая, 2230 м).

К Джону в Бэридэйл прибыли вечером 12 июля. Джон встретил нас весьма гостеприимно. У него мы познакомились с Николаем Альмуковым, лыжным тренером молодежной сборной Австралии, который тут же пригласил нас к себе на ужин. Николай с семьей уже два года живет в Австралии, оба его сына учатся в местной школе (уже хорошо освоили английский язык), жена работает в небольшой гостинице, хозяин которой – русский, приехавший в Австралию из Китая. Николай, возможно, станет тренером и взрослой национальной сборной по лыжам.

13 июля я поднялся на Косцюшко. Это восхождение получилось неожиданно долгим и драматичным из-за непрекращавшейся весь день метели, видимости 20-30 метров, глубокого снега и отсутствия тропы (я сначала вообще толком не знал, куда нужно идти и в какой стороне находится вершина). Я явно недооценил ситуацию и заставил поволноваться и своих компаньонов по экспедиции, и Джона с Николаем.

14 июля утром мы попрощались с Джоном и Николаем (Ником, как все его здесь называют) и в 15 часов прибыли в Сидней, а в 18 часов были в доме Володи Кузьмина и его жены Веры. Вот таким образом и завершилась наша австралийская экспедиция.

Кольцо вокруг Австралии замкнулось. За двадцать дней мы проехали 17,5 тысяч километров, причем в один из дней (перед Камарвоном) установили свой рекорд – 2150 км в день (точнее, за 21 час передвижения с учетом всех остановок; а мой предыдущий рекорд, установленный в Перу и Чили, был 2050 км в сутки), хотя обычно мы проходили по 1000—1100 км в день. Во время экспедиции мы посетили самые крайние точки континента: восточную, северную, западную и южную.

И самое главное. Я в полном объеме завершил свое кругосветное путешествие на машине по всем континентам через наиболее удаленные точки: от самой северной окраины Северной Америки (куда можно добраться на машине) до аналогичной южной точки Южной Америки; от самой южной точки Африки до самой северной; от самой западной точки Евразии до самой восточной, куда можно доехать на легковом автомобиле, и, наконец, от самой восточной окраины Австралии до самой западной. Впрочем, заодно мы пересекли австралийский континент и с севера на юг.

Путешествие по Австралии получилось удачным и максимально насыщенным. Удалось сделать все задуманное. И, кроме этого, посмотрели природу разных штатов Австралии. Много раз видели кенгуру (не только мертвых), кроликов, разных попугаев, орлов и прочую живность. А поздно вечером на юге Австралии (в национальном парке Вильсон) нам дорогу дважды пересекали сумчатые медведи коала. Одного из них даже удалось заснять на видеопленку. Но ситуация с многочисленными сбитыми автотранспортом кенгуру сильно огорчает. Видимо, нужно делать более высокими заборы вдоль магистрали (где они есть), а где нет – эти заборы поставить.

Народ Австралии очень дружелюбен, и многие ее жители готовы в случае необходимости бескорыстно вам помочь. В этом мы убедились сами.

Погода менялась в зависимости от места нашего пребывания. Тепло и сравнительно сухо на севере, холодно и мокро на юге.

Теперь немного о стоимости бензина. Она варьировалась от 0,7 австралийского доллара (0,5 американского) в Сиднее и в районе Мельбурна до 1,05 на Северной Территории и в Западной Австралии.

15 июля вместе с Володей Кузьминым доехали до аэропорта, сдали машину. И в 15.30 вылетели из Сиднея в Бангкок.

В моих автомобильных планах появилась еще одна цель – пересечь Евразию с юга на север. Поэтому мы летели в Бангкок, где ко мне должен был присоединиться Олег Пономарев, и с ним вдвоем мы собирались перелететь в Индонезию (а Андрей Филиппов и Александр Передерий после недельного отдыха в Таиланде вернутся в Новосибирск). Нам с Олегом предстояло проехать через индонезийский остров Ява и от самой южной точки Азии мыса Пиай (в Малайзии) начать пробег по азиатской части света на север через Малайзию, Таиланд и Мьянму (бывшую Бирму) до ее границы с Китаем. И если хватит времени и денег, то затем пересечем Бангладеш и Индию. А в мае-августе 2000 года я продолжу свое путешествие на машине, на этот раз через Китай, Среднюю Азию, Россию, Финляндию и Норвегию до самой северной точки Евразии, куда можно доехать на легковой автомашине – мыса Нордкап в Норвегии. И тогда я окончательно закрою для себя автомобильную кругосветку, напишу книгу о ней и займусь другими видами путешествий – в частности, парусным (на яхте). А пока… А пока летим в Таиланд.

В Бангкоке приземлились в 21 час. Подождав около часа, встретили Олега Пономарева, который прилетел рейсом Аэрофлота из Москвы.

16 июля мы с Олегом прибыли в Джакарту на самолете авиакомпании «Сингапур Аирлайнс», сделав промежуточную посадку в Сингапуре.

В период с 17 по 20 июля, арендовав у частника машину «Тойота Крессида», пересекли индонезийский остров Ява (Джава) по маршруту: Пачитан – Ватес (на берегу Индийского океана) – Йоджиакарта – Кебумен – Пурвокерто – Тасикмалайя – Бандунг – Чипанас – Джакарта (на берегу моря Джава). Проехали примерно 700 км. Пересекли все четыре провинции острова Ява: Восточную Яву, Йоджиакарту, Центральную и Западную Яву.

Бензин в Индонезии весьма дешевый. Его стоимость была 1000 рупий за литр, то есть около 15 американских центов (во время нашего визита 6580 рупий равнялись одному доллару).

21 июля рейсом индонезийской компании «Мерпати» вылетели из Джакарты в столицу Малайзии Куала-Лумпур. Поразил международный аэропорт Куала-Лумпура. Более грандиозного, красивого и удобного для пассажиров аэровокзала мне не приходилось ранее видеть.

Арендовав в фирме ФАЛ примерно за 50 долларов в день автомобиль «Тойота Королла» (с объемом двигателя 1,6 литров, у «Тойоты Кэмри» было 2,2 л, а у «Тойоты Крессиды» – 1,5), мы в 14 часов 22 июля были на самой южной точке Азии – мысе Пиай. Отсюда, собственно, и началось наше транс-юго-восточно-азиатское путешествие.

В отличие от Индонезии (где временами мы ехали по очень плохим дорогам), в Малайзии дороги хорошие, а экспресс-вэй, проходящий через всю страну (от Сингапура до Таиланда), не уступает ни европейским, ни американским хай-вэям и спид-вэям. Средняя скорость передвижения по нему у нас была около 100 км/час (кстати, ограничение скорости в Малайзии 110 км/час, в то время как в Индонезии – 80, и лишь на хай-вэе возле Джакарты – 100 км/час).

Итак, от мыса Пиай мы тронулись на северо-северо-запад и, миновав Кукуп, достигли Понтиан Кечила. Здесь мы свернули на восток, в сторону Джохор Бахру, и через сорок километров доехали до границы с Сингапуром (эта граница проходит через мост, соединяющий континентальную Азию и остров Сингапур). Затем мы развернулись, и далее наш путь лежал по экспресс-вэю на северо-запад через всю Малайзию до границы с Таиландом по маршруту: Джохор Бахру – Симпанг Ренггам – Йонг Пенг – Серембон – Куала-Лумпур – Тапах – Куала Кангсар – Тайпинг – Алор Сетар – Кайю Хитам. Последний находится уже на границе Малайзии и Таиланда.

Ночевали (с 22 на 23 июля) в мотеле (район Мелаки) недалеко от экспресс-вэя. Ночью с разных сторон до нас доносились крики каких-то животных и птиц.

Что же касается бензина, то в Малайзии он намного дороже, чем в Индонезии. Стоимость малайзийского бензина 1,06 ринггита за литр, то есть 0,28 доллара (при курсе 1 доллар=3,76 ринггита). Есть и еще одно финансовое обстоятельство: экспресс-вэй в Малайзии – платный (примерно 3 доллара за каждые 100 км).

В Куала-Лумпуре пообщался с корреспондентом РИА «Новости» Константином Слюсаренко.

Впечатление о Малайзии – очень сильное. Дороги – отличные. Уровень развития страны – где-то на подходах к европейско-американскому. По крайней мере, сложилось впечатление, что он выше, чем в России. Малайский язык имеет латинский алфавит (в отличие от тайского языка), и многие слова понятны. Малайзия – в целом мусульманская страна, но умеренная в этом отношении.

24 июля вечером въехали в Таиланд. В находящемся недалеко от границы городе Хат Яй арендовали машину «Мицубиси Лансер» и 25 июля тронулись в путь, предварительно вернувшись к границе Малайзии и Таиланда. Машину арендовали на три дня до северной границы Таиланда с Мьянмой (бывшей Бирмой) возле города Чанг Рай за 11 000 батов (около 300 долларов; в это время 1 доллар равнялся 37 таиландским батам).

Общая нитка маршрута по Таиланду была следующей: Садао – Хат Яй – Пхаттхалунг – Сурат Тхани – Чумпхон – Прачуап Кхири Хан – Бангкок – Кампхаенг Пхет – Так – Лампанг – Пхаяо – Чанг Рай – Мае Сай (последний – на границе с Мьянмой).

В отличие от Малайзии, в Таиланде свой (не латинский) алфавит, поэтому многие надписи не понимаешь. Таиланд – в основном, буддистская страна, но в нем живут и мусульмане (хотя девочек, зашоренных в платки, здесь несравнимо меньше, чем в Малайзии). Кроме всего прочего, Таиланд особо известен своими женщинами, в частности, как они делают так называемый тайский массаж.

Проехали по Таиланду 2020 км. Цена бензина была 12,5 бата=0,34 доллара за литр. В придорожных отелях платишь по 5 долларов за комнату на двоих.

Дороги в Таиланде, в целом, неплохие (особенно в Бангкоке), но явно хуже, чем экспресс-вэй в Малайзии. Да и уровень жизни в Таиланде ниже, чем у южного соседа (думаю, он примерно такой же, как в России, или еще ниже).

27 июля мы пересекли границу Таиланда и Мьянмы.

Предыстория этого пересечения такова. Еще в посольстве Мьянмы в Москве нам сказали (а потом это подтвердили и в представительстве «Мьянмар Аирлайнс» в Бангкоке), что попасть в эту страну наземным путем невозможно, возможен только воздушный путь – самолетом в Рангун (вернее, Янгун), столицу Мьянмы. Лишь центральная и частично южная части этой страны открыты для посещения туристов, а все приграничные районы (с Таиландом, Бангладеш и Индией) закрыты. По официальной версии, это вызвано очень плохими дорогами в приграничных районах (оползни и прочее) и активностью бандитов. Возможно, все это – правда. Но наверняка основная причина запрета – желание гарантированно контролировать перемещение иностранных гостей. Итак, мы должны были попасть в Мьянму только самолетом, но очень уж хотелось проникнуть в нее по дороге. Поэтому мы решили все-таки рискнуть «сунуться» в эту страну через пропускной пункт Мае Сай (Таиланд)/Тачилек (Мьянма). Правда, каждый из нас при этом потерял одну из трех своих таиландских виз, но попытка удалась. Хотя в центральную часть страны (в частности, в Мандалай) нас не пустили, но позволили проехать на машине до границы Мьянмы и Китая в Монг Ла. А это было самым главным. Ведь именно достижение китайской границы было основной целью шестого этапа кругосветки.

Я очень обрадовался такому обстоятельству. Нам выписали пермит на посещение этого, самого восточного, района Мьянмы, а именно восточной части штата Шан. За пермит мы заплатили по 18 долларов каждый. Еще необходимо было обязательно поменять 240 долларов на местные деньги «чатс» (kyats) (кстати, их курс был такой: 1 доллар=290 чатс). Впрочем, оказалось, что сначала нужно обменять 240 американских долларов на 240 так называемых мьянмских долларов (это – аналог советских валютных чеков), которые нигде (кроме некоторых гостиниц) не берут. А уже эти мьянмские доллары нужно было менять на чатс или таиландские баты, или китайские юани. Как оказалось, вблизи таиландской границы в ходу, в основном, баты, а возле китайской – юани. В частности, за въезд в особую зону возле городка Монг Ма нужно было заплатить 90 юаней (80 – за машину, и по 5 – за каждого человека), и только юанями.

В Тачилеке, в пятидесяти метрах от границы Таиланда и Мьянмы, мы за 200 долларов арендовали «Тойоту Короллу» и тронулись в путь. Нам предстояло проехать по маршруту: Тачилек – Талай – Монг Пьяк – Янгха – Кьянг Тонг (или, как говорят местные жители, Чайн Тон) – Монг Ма – Монг Ла (последний пункт – перед китайской границей; а по ту сторону границы находится городок Талоу, откуда можно доехать до китайского города Джинг Гонг, расположенного за рекой Мае Кхонг (на российских картах эта река обозначена как Меконг)).

Заправились бензином (а он стоил сначала 7 таиландских батов за литр, то есть около 0,2 доллара; в Кьянг Тонге – 8 чатс=0,27 доллара, а в деревнях – еще дороже) и тронулись в путь. Но чтобы преодолеть первые 165 км (до Кьянг Тонга), нам потребовалось… 12 часов. Дело в том, что так называемая дорога оказалась даже по российским меркам бездорожьем (по крайней мере, треть ее пути). Глубокие канавы и мокрая глина сделали свое дело. Мы дважды основательно застревали. И далеко не мы одни. Грузовики по радиатор увязали в таких колеях. Короче, само по себе перемещение с любой скоростью уже становилось событием. Проезжающий люд, естественно, группировался в колонны, чтобы совместно вытаскивать застрявшие машины.

В конце концов поздно вечером мы добрались до Кьянг Тонга. А утром 28 июля выехали в сторону Монг Ла (дорога была уже хорошей) и в 14 часов достигли китайской границы. Тут произошло приятное событие. Хотя в Монг Ла к нам прикомандировали двух местных представителей госбезопасности, но зато позволили пересечь китайскую границу перед городком Талоу без китайской визы (правда, проникнув лишь на сто метров в глубь Китая). Здесь же находилась большая толпа китайских туристов, приехавших на легковых машинах. Оказалось, что этим туристам также позволяется пересечь границу и углубиться в Мьянму, чтобы посетить великолепную буддистскую пагоду Двенахгра перед Монг Ла и сам городок Монг Ла (в котором живут, в основном, китайцы, и большинство вывесок и плакатов здесь – на китайском языке). Мы также побывали в этой пагоде. Кстати, еще один красивый буддистский храм есть в Кьянг Тонге.

Люди в Мьянме неплохие, девушки – красивые. Но вот что опечалило, так это многочисленные полицейские чек-посты, где нужно отмечаться. Твое продвижение по стране фиксируется в твоем пермите. Так что поехать туда, куда тебе хочется, без согласования с полицией нельзя. Даже в гостинице в Кьянг Тонге, если уходишь из нее, администратор интересуется, куда именно ты идешь. Скопировать какой-либо документ (например, свой же пермит) без разрешения полиции нельзя.

По Мьянме мы проехали 520 км.

Итак, основная задача шестого этапа кругосветки выполнена – проехав 5000 км по дорогам Индонезии, Малайзии, Таиланда и Мьянмы, мы достигли китайской границы и даже оказались в Китае.

Но это был выполнен, так сказать, план-минимум. А в основной план еще входило пересечение Бангладеш и части Индии. Так что предстояло постараться осуществить и его, хотя деньги кончались (оставалось всего 800 долларов).

Еще несколько фраз о пройденных странах. Если жители Малайзии используют латинский алфавит и арабские (нам привычные) цифры, то в Таиланде уже используется местный алфавит, но цифры – арабские. А в Мьянме (так же, как, например, в Непале) и буквы, и цифры – свои, нам непонятные. Поэтому по номеру машины сразу можно определить, из какой именно страны (из этих трех) она.

Если Малайзия – мусульманская страна, то Таиланд и Мьянма – буддистские. В двух последних странах женщины раскованы и обладают тем же статусом в обществе, что и мужчины. Интересно и то, что в Мьянме половина мужчин ходит в юбках (такого ни в Малайзии, ни в Таиланде нет).

На северо-востоке Мьянмы местность горная, с достаточно буйными реками. Мы сравнительно долго (на участке между селениями Талай и Янгха) ехали вдоль реки Намхо. Она где-то четвертой категории сложности. А места здесь – очень красивые.

Попав затем в республику Бангладеш, мы 3 августа оказались возле границы Бангладеш и Мьянмы в районе городка Укия, откуда на арендованной у частника «Тойоте Эксив» начали автопробег по Бангладеш.

В Укии можно было оказаться и днем раньше, но мы вынуждены были потерять 1,5 дня в Читтагонге из-за 30-часовой всеобщей по Бангладеш забастовки, организованной четырьмя оппозиционными (в том числе, мусульманскими) партиями, протестовавшими против намерения правительства разрешить транзит через страну из Западной Бенгалии в восточную часть Индии (и наоборот) индийских товаров. Это, с моей точки зрения, правильное решение правительства, укрепляющее непростые (из-за религиозных различий) отношения между двумя странами, оппозиционеры оценивали как вредное для экономических интересов и безопасности Бангладеш. Но если бы всё ограничилось мирными демонстрациями, то это было бы полбеды. А дело сложилось так, что уже во время предварявших эту забастовку демонстраций было взорвано несколько бомб. При этом были ранены люди. Демонстранты повредили многие транспортные средства. А сторонники правительства, в свою очередь, кидали бомбы в ряды забастовщиков. И хотя демонстрация в Читтагонге прошла, как сначала показалось, сравнительно мирно (мы в этот момент были на улице, и мимо нас прошло около ста скандировавших разные лозунги человек), в других городах имели место более серьезные инциденты. Однако на следующий день газеты сообщили, что в Читтагонге ранено более двадцати человек (это, видимо, произошло уже после нашей встречи с демонстрантами). А когда мы подъезжали к Читтагонгу повторно, со стороны Мьянмы, то вынуждены были сделать большой объезд одного участка дороги – там был убит человек, и происходили какие-то беспорядки.

Итак, начав путь возле границы Бангладеш и Мьянмы, мы пересекли Бангладеш по маршруту: Укия – Коат Базар – Морича – Эйдгаон – Чокориа – Амирабад – Читтагонг – Чандаур – Дакка – Савар – Дхамраи – Аричагат – Даулатдиагат – Фаридпур – Магура – Дженайдах – Джессоре – Бенаполе (на границе с Индией). Проехали по стране около 750 км. На участке Аричагат-Даулатдиагат переплыли на пароме основную протоку Ганга. Ее ширина – несколько километров (плыли около часа). Провоз машины на пароме стоит 300 бангладешских така (1 доллар=47 така), то есть 6,4 доллара (кстати, забегая вперед, скажу, что 1 индийская рупия=1,1 така). Много суденышек снует между обоими берегами основной протоки Ганга. Много рыбацких шхун и лодок.

Вообще, впечатление о Бангладеш сложилось таким: чуть ли не половина территории страны покрыта водой. Здесь и многочисленные протоки Ганга, и озера, и пруды, и рисовые поля. Так что, как пелось в популярной ранее песне: «Вода, вода… Кругом вода».

Бангладеш нам понравился больше, чем Индия. Намного меньше формальностей при въезде в страну, нет неприятных (как в Индии) допросов (куда, мол, едешь, в каком именно отеле будешь ночевать, кем и где работаешь и т. д.). И нет ограничения на перемещение по стране.

Бензин, правда, в Бангладеш дороговатый – 21-23 така=0,45-0,5 доллара за литр. Гостиницы дорогие, но с хорошим сервисом.

В Бенаполе мы пересекли бангладешско-индийскую границу и попали в индийское селение Петраполе. И далее продолжили маршрут по Индии. Проехали через Бангаон, Хабру, Барасат, Ранагхат, Бахрампур, Джангипур, Райгандж, Силигури, Какарбхитту, Калимпонг, Рангпо, Гангток, Пходонг и вернулись в Калькутту.

Кстати, именно здесь, в штате Западная Бенгалия, двумя днями раньше нашего появления в Индии произошла самая крупная в истории страны железнодорожная катастрофа. Два встречных поезда столкнулись, и погибло около тысячи человек.

Влажность в Калькутте – стопроцентная. И это при высокой (более 300С) температуре.

Перелетев затем в Таиланд, в курортном городке Паттайя посетили крокодиловую ферму и парк с окаменевшими деревьями возрастом миллион лет. Сфотографировался вместе с живыми крокодилом, тигром, азиатским медведем и тигренком. Осмотрели действующий буддистский монастырь с храмом Чаймонгкол (весьма впечатляющее сооружение). Паттайя известна также своими девушками – делающими тайский массаж и просто проститутками (к слову, у большинства из этих девушек – прекрасные фигуры).

И, наконец, 13 августа мы оказались в Москве. При приземлении в Шереметьево-2 вспомнились слова Нансена: «Прелесть всякого путешествия в возвращении».

Итак, шестой (южноазиатский) этап моей кругосветки завершен. Мы проехали почти семь тысяч километров по Индонезии, Малайзии (от самой южной точки Азии мыса Пиай), Таиланду, Мьянме, Бангладеш и Индии. В апреле-мае 2000 г. планируется пересечь Китай и Среднюю Азию, а в августе 2000 г., достигнув мыса Нордкап в Норвегии (самой северной точки Евразии, куда можно доехать на легковой машине) и посетив еще пару стран Северной Европы, я собираюсь окончательно завершить свое кругосветное путешествие на автомобиле.

Date: 2015-09-26; view: 274; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...

mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию