Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пребывает ли естественный закон в нас
... Может показаться, что естественный закон отсутствует в нас. Ведь достаточно того, что человек управляется вечным законом. Сказано же Августином: вечный закон—это такой закон, в соответствии с которым справедливо, чтобы все в наивысшей степени было упорядочено. Природа же не изобилует излишествами, как и не испытывает нужды в необходимом. Поэтому у человека нет какого-либо естественного закона.... Отвечаю: как было сказано выше, закон, являясь правилом и мерилом, может присутствовать в ком бы то ни было двумя способами: одним — как в том, кто правит и оценивает, другим — как в том, кем управляют и кого оценивают. Насколько что-либо со-причастно (patricipat) правилу и мерилу, настолько оно управляется и оценивается. Поэтому, если все подвластное божественному провидению управляется и оценивается вечным законом, как явствует из сказанного, то очевидно, что все в той или иной степени со-причастно вечному закону. А поскольку он запечатлен в них, постольку они имеют и побуждение к собственным поступкам, и цель. Разумная же тварь более прочих живых существ подвластна божественному провидению. Ведь она сопричастна провидению, будучи провидицей как для себя самой, так для других. Поэтому она сопричастна вечному разуму, от которого воспринимает естественную склонность к подобающему поступку и цели. И эта сопричастность вечного закона разумной твари называется естественным законом. Недаром Псалмопевец сказал: «Приносите жертвы правды» (Пс. 4, 6). И, словно его спрашивали, каковы труды справедливости, добавил: «Многие говорят: „Кто покажет нам благо?"». В ответ на этот вопрос он молвил: «Свет лица твоего лежит на нас, Господи» (Пс. 4, 7), то есть свет естественного разума, с помощью которого мы различаем, что хорошо, а что плохо, относится к естественному закону и представляет собой не что иное, как печать божественного света на нас. Итак, очевидно, что естественный закон есть не что иное, как сопричастность вечного закона разумной твари... ... Следует сказать, что даже неразумные животные по-своему причастны вечному разуму, как и разумная тварь. Но поскольку разумная тварь причастна ему интеллектуально и рационально, участие вечного закона в разумной твари, собственно, называется законом. Ведь закон есть нечто от разума, как сказано выше. В неразумных же тварях вечный закон действует не через разум, а потому это действие нельзя назвать законом, разве что по подобию. Статья 3 Date: 2015-09-26; view: 355; Нарушение авторских прав |