Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ювенальные технологии Ростовской области
Впервые термин "ювенальная юстиция" был введен в правовой оборот в Российской Федерации в сентябре 1995 года "Основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальным планом действий в интересах детей)", утвержденным Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 года №942, которыми было предусмотрено "создание системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних", "создание правовой базы по профилактике безнадзорности и правонарушений подростков". Поэтапная интеграция Российской Федерации в международное правовое поле, в том числе, вступление в Совет Европы, обусловили необходимость совершенствования национального законодательства в сфере защиты прав и законных интересов детей, обеспечения гарантий при отправлении правосудия по делам несовершеннолетних. Практика внедрения ювенальных технологий в уголовное судопроизводство с участием несовершеннолетних в Ростовской области стала формироваться в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних" от 14 февраля 2000 г. №7, рекомендовавшим применение норм международного права в судебной практике. Непосредственно апробирование норм международного права в сфере ювенальной юстиции в Ростовской области началось в январе 2001 года с начала реализации пилотного проекта в соответствии с Соглашением Ростовского областного суда, Управления Судебного департамента в Ростовской области и Программы Развития ООН "Поддержка правосудия в отношении несовершеннолетних" /ПРООН/ (2001-2003 г.г.). Основное содержание проекта ПРООН – экономия уголовной репрессии и оказание судом помощи несовершеннолетнему – правонарушителю в реабилитации, введение нового для России института - социального работника при суде, который готовил для суда доклад о личности несовершеннолетнего (Ростовским областным судом для этого была разработана совместно с министерством общего и профессионального образования Ростовской области "Карта социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя", одобренная Координационным Советом); при установлении фактов нарушения прав несовершеннолетнего подсудимого – готовил для судьи предложения о привлечении социальных служб (органов и учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних) для проведения с несовершеннолетним индивидуальной профилактической работы в соответствии с Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Такая профилактическая работа с несовершеннолетним стала проводиться после суда на основании частного постановления судьи (ч.4 ст.29 УПК РФ). В 2001-2003 г.г. в качестве социального работника при суде работали представители разных профессий - юристы, психологи, педагоги. Их отбор осуществлялся на конкурсной основе в соответствии с рекомендациями Программы ООН, все они в рамках проекта работали на основе контракта с ПРООН и финансировались этой программой. К окончанию проекта в декабре 2003 г. стала ясна необходимость сохранения института социального работника при суде, поскольку именно социальный работник оказывал неоценимую помощь судье в подготовке доклада о личности несовершеннолетнего подсудимого, ресурсах семьи по его воспитанию и исправлению (эта информация позволяла шире применять такие меры, как принудительные меры воспитательного воздействия - передача несовершеннолетнего под надзор семьи, назначение наказаний, которые отбываются в обществе). Кроме этого, именно через социального работника при суде к участию в судопроизводстве стали активно привлекаться социальные службы (органы и учреждения системы профилактики), которым суд поручал проведение с подростком индивидуальной программы реабилитации после суда, а также оказание семье подростка, находящейся в социально опасном положении, предусмотренной законом помощи. Например, при исследовании условий жизни и воспитания несовершеннолетнего суд может установить, что подросток проживает в неблагополучной семье, находящейся в социально опасном положении, родители подростка не принимают мер по его содержанию и воспитанию, не контролируют его поведение. жестоко с ним обращаются; может быть также установлено, что подросток вообще утратил родительское попечение- не имеет родителей и лиц, их заменяющих. Либо, наоборот, семья подростка благополучная, совершенное подростком преступление осознается и тяжело переживается как им самим, так и его родителями, которые готовы со своей стороны принять все меры по устранению последствий преступления и могут оказать и оказывают на несовершеннолетнего положительное воздействие. Учет обстоятельств жизни и воспитания несовершеннолетнего для суда крайне важен, поскольку от этого во многом зависит выбор меры реагирования: применение принудительных мер воспитательного воздействия либо назначение наказания, а также его вид и размер, возможность применения ст.73 УК РФ, либо вообще освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием или за примирением с потерпевшим. Не только ученые-юристы, но и юристы-практики единодушны в том, что Уголовный кодекс РФ очень психологизирован, достаточно сказать, что введение в правовой оборот новых положений о так называемой "возрастной невменяемости несовершеннолетних" (положения ч.3 ст.20 УК РФ) до сего времени вызывает вопросы в правоприменительной практике. Поэтому с самого начала реализации проекта ПРООН в Ростовской области к участию в судопроизводстве по делам несовершеннолетних стали активно привлекаться специалисты - психологи и педагоги Областного психолого-педагогического и медико-социального Центра министерства образования Ростовской области, а также аналогичных центров и служб, расположенных в районах и городах области. Именно эти специалисты показали возможности их участия в судопроизводстве при проведении психологической диагностики несовершеннолетнего до суда, а также в проведении курса психологической коррекции несовершеннолетних после суда силами специалистов указанных центров. Поскольку имелась возможность оказания несовершеннолетним психологических услуг, суды стали применять такую меру как возложение обязанности на несовершеннолетнего пройти курс психологической коррекции в указанных выше психологических центрах. Такие обязанности на несовершеннолетнего возлагались как при применении принудительных мер воспитательного воздействия в соответствии со ст.ст.90-92 УК РФ (например, в форме установления особых требований к поведению несовершеннолетнего) либо в качестве одного из обязательств при условном осуждении в соответствии со ст.73 УК РФ. Деятельность по проведению курса психолого-педагогической коррекции (социально-педагогической реабилитации) образовательными учреждениями, оказывающими педагогическую и психологическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии, предусмотрена Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Но какой "обычный" судья знает эти положения специального законодательства, если только он не специализируется на рассмотрении дел с участием несовершеннолетних? Важно, чтобы эта деятельность специалистов психологов, педагогов была востребована судами при рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних. Следует отметить, что одной из сложившихся ювенальных технологий в Ростовской области является судебное решение, содержащее индивидуальный план реабилитации конкретного подростка. Например, суд возлагает на условно осужденного несовершеннолетнего обязанности вернуться в общеобразовательное учреждение, получить основное общее образование или трудоустроиться. Однако возложенные судом обязанности подросток зачастую выполнить не может по объективным причинам: в связи с тем, что его не берут в общеобразовательное учреждение, отказывают в устройстве на работу. Поскольку причины, способствовавшие совершению преступления, оказываются неустраненными, подросток становится для уголовно-исполнительной инспекции формально злостным неисполнителем возложенных на него судом обязанностей. Поэтому возложение обязанности оказать содействие подростку в обеспечении его прав и свобод на должностных лиц органов и учреждений государственной системы профилактики правонарушений приняло форму частного постановления суда (часть 4 статьи 29 УПК РФ). Такое судебное решение является правовой основой помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и в социально опасном положении. Тем самым суд выполняет профилактическую функцию в отношении правонарушений несовершеннолетних. Описанные выше ювенальные технологии (возложение обязанности пройти курс социально-педагогической реабилитации, получение заключения психолого- медико-педагогической комиссии органа образования перед возложением на несовершеннолетнего обязанности возвратиться в образовательное учреждение), апробированные в практике работы судов Ростовской области, впоследствии нашли отражение в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2007 года №2 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания". Сотрудничество судов со специалистами органов образования, педагогами и школьными психологами показало, что не всегда целесообразно формальное возложение судом на несовершеннолетнего такой обязанности (в соответствии со ст.73 УК или ст.ст.90-92 УК РФ) как обязанности возвратиться в образовательное учреждение, потому что не все дети могут выполнить эту обязанность в силу имеющихся у них сложностей в освоении учебной программы. Именно поэтому суды стали принимать во внимание рекомендации специалистов - психологов и педагогов, о том, что прежде чем возложить на несовершеннолетнего обязанность возвратиться в образовательное учреждение для продолжения обучения, необходимо получить заключение психолого - медико-педагогической комиссии органа управления образованием о том, что несовершеннолетний по своему психофизиологическому состоянию может обучаться. Эта практика работы судов Ростовской области также нашла отражение в названном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ. Уже в рамках проекта ПРООН начал формироваться механизм взаимодействия судов с органами, исполняющими наказание. По инициативе Ростовского областного суда руководством ГУФСИН по Ростовской области была введена специализация работников уголовно-исполнительных инспекцией по ведению дел несовершеннолетних, осужденных к наказаниям, которые отбываются в обществе. Изменился подход к рассмотрению судами ходатайств об отмене условного осуждения несовершеннолетнего. Суд стал внимательно разбираться с причинами неисполнения несовершеннолетним условий условного отбывания наказания за весь период, стал вызывать в судебное заседание не только представителей органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного (уголовно-исполнительной инспекции), но и представителей ПДН ОВД, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образовательных учреждений и т.д. Практика такого неформального рассмотрения указанной категории дел показала, что подростки, зачастую, самостоятельно не могли выполнить такие возложенные на них в соответствии со ст.73 УК РФ обязанности, как возвращение в образовательное учреждения либо трудоустройство, поскольку в школу и на работу их отказывались брать. Исходя из этого, Ростовским областным судом было рекомендовано судам области одновременно с возложением на несовершеннолетнего обязанностей условного осуждения по приговору суда, направление письма либо частного постановления в адрес, прежде всего, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, об оказании подростку помощи в выполнении судебного решения (помощь в трудоустройстве, продолжении учебы). Если несовершеннолетний, с участием которого осуществлялась правоприменительная процедура, нуждался в педагогической, медицинской, юридической помощи или в социальной реабилитации, то суды стали поручать комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав принятие соответствующих мер и просили уведомить суд о предпринятых действиях. Показательным в этом плане является следующий пример из практики Ювенального суда г. Шахты. Так, в ходе рассмотрения уголовного дела в отношении несовершеннолетнего В. по ст. 30 ч. 3, 161 ч. 1 УК РФ, суд установил, что В. по месту учебы в школе и по месту жительства характеризуется с положительной стороны; на учете в ОППН МОБ при 2 отделе УВД г. Шахты не состоит; на заседаниях Комиссии по делам несовершеннолетних администрации Мэрии г. Шахты его поведение не рассматривалось; В. не судим, к уголовной и административной ответственности не привлекался, на учете в специализированных психиатрическом и наркологическом учреждениях не состоял, его родители по месту жительства и работы характеризуются положительно, спиртными напитками не злоупотребляют, нарушений трудовой и производственной дисциплины не имеют. Рассмотрев все обстоятельства, при которых было совершено преступление, суд пришел к выводу, что В., совершивший преступление впервые, относящееся к категории средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, и в отношении него могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия, предусмотренные ст. 90 УК РФ, в виде: - передачи под надзор специализированному государственному органу – Комиссии по делам несовершеннолетних администрации Мэрии г.Шахты; - ограничения досуга и установления особых требований к поведению несовершеннолетнего В.: не появляться вне места своего жительства после 22 часов без сопровождения взрослых; продолжить обучение в образовательном учреждении. Контроль за ограничением досуга возложен на ОППН МОБ при 2 отделе УВД г. Шахты. Во исполнение ст. 89 УК РФ органами предварительного расследования были представлены характеризующие материалы на несовершеннолетнего В. в полном объеме, а именно: - характеристики на несовершеннолетних с места учебы и жительства; - акты обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего В.; - характеристики на родителей с места жительства и работы; - протоколы допроса соседей, учителей о поведении несовершеннолетних в семье и среди сверстников; - протоколы допроса инспектора ПДН. Вся совокупность вышеперечисленных документов позволила суду составить верное представление о личности подростка, условиях его воспитания и социальной среде, в которой он росл. В ходе следствия потерпевшими гражданский иск не заявлялся. С учетом того, что несовершеннолетний В. совершил преступление в возрасте 14 лет, в деле участвовал его законный представитель – мать и педагог. Постановления о прекращении данных уголовных дел участниками процесса не обжаловались. По уголовному делу в отношении В. было вынесено 1 частное постановление в 3 адреса: - на имя председателя КПДН администрации Мэрии г. Шахты; - на имя заведующего Департамента образования Мэрии г. Шахты; - на имя начальника ОППН МОБ при 2 отделе УВД г. Шахты. При рассмотрении уголовного дела в отношении В. по существу было выяснено, что одним из условий, способствовавших совершению подростком преступления, стало не только отсутствие надлежащего контроля за его поведением со стороны родителей, но и очевидное бездействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Также было установлено, что В. на момент совершения преступления был предоставлен сам себе. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что от воспитания подростка, защиты его законных прав устранились как родители, так и названные выше органы, на которых в соответствии с Федеральным законом лежит прямая обязанность по предупреждению правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому. Такое бездействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних грубо нарушает права и законные интересы В. Следствием такого отношения к интересам подростка явилось совершение им преступления. Суд в частном постановлении обязал председателя КПДН Мэрии, администрации, ОППН МОБ при 2 отделе УВД г. Шахты принять меры к восстановлению прав несовершеннолетнего В., к надлежащему его воспитанию, а также принять меры по оказанию ему педагогической и социально-психологической помощи. После вступления постановления в законную силу в отношении несовершеннолетних оформлены наблюдательные материалы с составлением социальных карты несовершеннолетнего, в которой отражены его данные, сведения о родителях, месте жительства и учебы, также к материалу приобщены копии постановления, характеристик, имеющихся в деле. По данным материалам ежеквартально направляются запросы в соответствующие органы, в целях контроля за исполнением принудительных мер воспитательного воздействия, а также за поведением несовершеннолетнего. Так, согласно сообщению начальника Департамента образования Мэрии г. Шахты в отношении В., учащегося 9 класса, приняты следующие меры по защите прав несовершеннолетнего и психологической коррекции его поведения: 1. социальным педагогом и психологом школы проведены беседы с родителями и учащимся о необходимости контроля и о вреде спиртных напитков, организованы рейды по месту жительства с целью выяснения причины длительного отсутствия в школе (отсутствовал по болезни); 2. В. был поставлен на учет в ОПДН 18.01.2007 г. за употребление спиртных напитков; 3. В. привлечен к занятиям в школьной секции легкой атлетики; 4. Администрации школы рекомендовано: - постоянно вести работу с В. о вреде употребления спиртных напитков (через наркологический диспансер); - психологу школы совместно с социально-психологической службой Департамента образования провести коррекцию поведения учащегося В. Согласно сообщению председателя КПДН Мэрии г. Шахты, В. состоит на учете в КПДН с 27.03.2008 г. За время нахождения на учете зарекомендовал себя с удовлетворительной стороны. Регулярно является в КПДН для проведения с ним профилактической работы. Поведение В. на заседаниях комиссии не обсуждалось. По месту учебы и жительства подросток характеризуется удовлетворительно. В свободное от учебы время В. занимается в кружке легкой атлетики и помогает отцу в выполнении им договоров подряда в строительстве частного жилья. В период летних каникул подросток будет занят: - в июне: сдача выпускных экзаменов за 9 класс; - в июле: сдача вступительных экзаменов в ПУ. После сдачи экзаменов, в июле, августе, В. будет работать с отцом по строительству частного жилья. КПДН считает, что родители уделяют должное внимание воспитанию и обучению сына. По запросу Ювенального суда г. Шахты начальник ОПДН МОБ 2 отдела УВД г. Шахты предоставил справку-характеристику на несовершеннолетнего В., согласно которой он состоит на профилактическом учете с 13.12.2007 г. за употребление спиртных напитков. За этот период несовершеннолетний зарекомендовал себя с удовлетворительной стороны. С момента применения к В. принудительных мер воспитательного воздействия к административной ответственности не привлекался, обязанности, возложенные на него судом, исполняет, регулярно является в КПДН при Мэрии г. Шахты, ОПДН МОБ 2 отдела УВД г. Шахты, на проводимые профилактические беседы реагирует нормально. На основании вышеизложенного материала, можно сделать вывод о том, что в данном случае, были соблюдены все нормы закона в отношении несовершеннолетнего В., судом подробно были исследованы все обстоятельства дела, личность подростка, индивидуально избран я вид принудительной меры воспитательного воздействия, которая должна способствовать исправлению подростка. В центре рассмотрения данного уголовного дела находилась личность подсудимого, а также причины и условия, способствующие совершению преступления. Анализ проведенного обобщения дает достаточные основания к выводу о том, что специализированными государственными органами проводится воспитательная работа с несовершеннолетними, результатом которой является психологическая коррекция поведения подростков и социальная адаптация подростка в обществе, что и является одной из задач ювенальной юстиции. Еще одна новация в работе судов Ростовской области стала складываться при применении части 7 статьи 88 УК РФ, а именно: при постановлении приговора или иного судебного решения суд стал давать указание органу, исполняющему наказание, учесть определенные особенности личности несовершеннолетнего при обращении с ним. Такие же указания суд мог давать специализированному учебно-воспитательному учреждению, в которое помещался несовершеннолетний, освобожденный от наказания в соответствии со ст.92 УК РФ. Формой такого указания суда органу, исполняющему наказание, стало направление одновременно с копией приговора/постановления также и "Карты социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя" (направляется в уголовно-исполнительную инспекцию, если наказание отбывается в обществе, либо в воспитательную колонию, если реально назначено наказание в виде лишения свободы). Указанные выше ювенальные технологии также нашли отражение в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 года №2 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания" (п.п.24,47). Следующая ювенальная технология - это ограничение гласности при судебном рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних и обеспечение права несовершеннолетних на конфиденциальность. Судам Ростовской области рекомендовано непосредственно руководствоваться положениями "Минимальных Стандартных Правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних", согласно которым право несовершеннолетнего на конфиденциальность должно уважаться на всех этапах судопроизводства, чтобы избежать причинения несовершеннолетнему вреда из-за ненужной гласности или из-за ущерба репутации; не должна публиковаться никакая информация, которая может привести к указанию на личность несовершеннолетнего правонарушителя. При взаимодействии со средствами массовой информации судам необходимо учитывать положения ст.41 Федерального закона РФ "О средствах массовой информации", согласно которой редакция СМИ не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в его совершении, а равно совершившего административное правонарушение или антиобщественное действие, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя, также редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего потерпевшего, без согласия самого несовершеннолетнего и (или) его законного представителя. Обеспечение конфиденциальности при рассмотрении дел с участием несовершеннолетних соответствует правовым позициям Европейского суда по правам человека. По завершении проекта ПРООН в Ростовской области институт "социального работника при суде" был трансформирован (с учетом возможностей российского законодательства и местных условий) в институт помощника судьи с функциями социального работника с сохранением прежних направлений работы социального работника. Судья по делам несовершеннолетних привлекает помощника судьи (либо помощника судьи с функциями социального работника) для обеспечения надлежащего применения судом положений ст.ст.73, 88-92 УК РФ, ст.т.108-109, 421, 430, ч.4 ст.29 УПК РФ, а также Федеральных законов "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ". В своей работе помощник судьи (помощник судьи с функциями социального работника) руководствуется "Типовым положением о помощнике председателя суда (судьи) федерального суда общей юрисдикции", утвержденным приказом Судебного Департамента при Верховном Суде РФ от 14 июля 2002 г. №71. Помощник судьи (помощник судьи с функциями социального работника) по поступившему в суд уголовному делу о преступлении несовершеннолетнего проводит работу по следующим основным направлениям: 1) в соответствии со ст.421 УПК РФ собирает данные об условиях жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровне его психического развития и иных особенностях его личности (социально-психологическое обследование несовершеннолетнего подсудимого с целью уточнения данных о его личности и подготовки предложений о мерах по его реабилитации и ресоциализации; 2) о проведенном социально-психологическом обследовании несовершеннолетнего подсудимого представляет отчет суду (судье)- составляет Карту социально-психологического сопровождения несовершеннолетнего (в соответствии со ст.ст.73, 86, 58, 285 УПК РФ); 3) взаимодействует со специалистами органов и учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при социально-психологическом обследовании несовершеннолетнего подсудимого, подготовке индивидуальной реабилитационной программы несовершеннолетнего подсудимого; 4) проводит примирительные процедуры между потерпевшим и несовершеннолетним подсудимым; 5) готовит предложения суду (судье) о необходимости направления частного постановления в соответствующие организации либо должностным лицам для принятия мер по предупреждению преступлений несовершеннолетних, по поручению судьи готовит проекты судебных постановлений, частных постановлений в адрес органов и учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; 6) осуществляет контроль за исполнением судебного решения (приговора, постановления, частного постановления суда)- проведением органами профилактики социально-реабилитационной работы с несовершеннолетним осужденным или с несовершеннолетним, которому судом применены принудительные меры воспитательного воздействия (в соответствии с Федеральными законами "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" и "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; 7) направляет копию приговора и карту социального сопровождения несовершеннолетнего в уголовно-исполнительную инспекцию (в отношении несовершеннолетних, которым назначено наказание, отбываемое в обществе) или в воспитательную колонию; в отношении несовершеннолетних, к которым применены принудительные меры воспитательного воздействия, направляет копию постановления и карту социального сопровождения в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для установления контроля за поведением несовершеннолетнего; вместе с копией приговора в порядке ч.2 ст.92 УК РФ направляет карту социального сопровождения несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием; 8) обобщает судебную практику рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних и материалов о применении ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (помещение несовершеннолетних в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, направление несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием); ведет учет своей работы и отражает его в отчете. Отчет о проделанной работе помощника судьи с функциями социального работника представляется по итогам полугодия и года в Управление судебного департамента для составления сводного отчета. Основные показатели отчета: сколько всего рассмотрено судом несовершеннолетних лиц, из них - сколько лиц получили социальное сопровождение; количество лиц, которым оказана помощь в трудоустройстве; количество лиц, которым оказана психологическая помощь; количество лиц, направленных к наркологу; восстановлены на учебе (возобновили учебу, поступили в учебные заведения); оказана помощь семье социальными службами по инициативе суда; налажены отношения в семье; проведены примирительные процедуры; количество лиц, отказавшихся от предлагаемой помощи. Работа судов по ювенальным технологиям выявила пробелы правового регулирования и необходимость совершенствования регионального законодательства: по вопросам исполнения несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия (например, какому органу поручать контроль за их исполнением несовершеннолетним, если ни УК, ни УПК РФ на содержат указания на такой орган), работы по исполнению частного постановления суда о проведении с несовершеннолетним индивидуальной профилактической работы и др. Поскольку сфера правового регулирования деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, согласно Федеральному закону "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, то ряд правовых пробелов был устранен региональным законодательством, в подготовке которого приняли участие члены Координационного Совета при Ростовском областном суде. Например, указанные выше проблемы правового регулирования в Областном Законе Ростовской области "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ростовской области" от 26.12.2005 г. №425 решены следующим образом. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав выполняют функции специализированного государственного органа, которому суд передает под надзор несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности (ч.3 статьи 4 Областного Закона). КДН при защите и восстановлении прав и законных интересов несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обращаются в суд за защитой прав и законных интересов несовершеннолетних и принимают участие в рассмотрении судом дел, возбужденных по инициативе комиссий; принимают участие в рассмотрении судом иных дел в случаях, предусмотренных законодательством РФ; утверждают подготовленный органом опеки и попечительства план по защите прав ребенка в отношении несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, и контролируют его исполнение (ч.1 ст.6 Областного Закона). КДН при работе с несовершеннолетними правонарушителями обладают следующими полномочиями: осуществляют контроль исполнения назначенных несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия и проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетним, переданным судом под надзор комиссии в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством РФ; в случаях систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия, назначенной судом, обращаются в суд с представлением о ее отмене и о направлении материалов для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности; ходатайствуют перед судом о возможности освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности и применении к нему принудительных мер воспитательного воздействия, освобождения несовершеннолетнего от наказания и применении к нему принудительных мер воспитательного воздействия, назначения несовершеннолетнему наказания, не связанного с лишением свободы; в случаях и порядке, установленном Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", рассматривают вопрос о возможности применения к несовершеннолетнему мер воспитательного воздействия либо ходатайствуют перед судом о помещении указанного несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (статья 7 Областного Закона). КДН при социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних обладают следующими полномочиями: на основании решения суда разрабатывают индивидуальную программу реабилитации несовершеннолетнего, включающую в себя оценку/экспертизу/ состояния несовершеннолетнего, в том числе, проведенную учреждениями здравоохранения оценку состояния здоровья несовершеннолетнего, психологические и иные антикризисные меры, а также долгосрочные меры по социальной реабилитации несовершеннолетнего, которые комиссиями осуществляются самостоятельно или совместно с образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения и другими учреждениями; своим постановлением поручают проведение индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (статья 8 Областного закона). Следует отметить, что сначала на практике сложились ювенальные технологии, которые затем уже были закреплены в Областном Законе "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ростовской области". В системе уголовного судопроизводства с участием несовершеннолетних комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются одним из главных координирующих органов, с которыми взаимодействует суд по вопросам реабилитации, профилактики, защиты прав несовершеннолетних. Однако до настоящего времени на федеральном уровне отсутствует закон о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, который бы соответствовал требованиям времени и изменившемуся российскому законодательству. Становление в России ювенальной юстиции как правовой основы социальной политики в отношении несовершеннолетних - это задача трех ветвей власти. Судебная власть эту задачу решает путем совершенствования судопроизводства с участием несовершеннолетних, приведения его в соответствие с международно-правовыми стандартами в этой сфере. Опыт Ростовской области показал, что специализированное судопроизводство в отношении несовершеннолетних (как центральное звено ювенальной юстиции) является не только инструментом профилактики, но и выступает как системный механизм, обеспечивающий законность, персональную адресность и квалифицированность решений в отношении несовершеннолетнего и его семьи, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. Именно судейское сообщество сегодня все больше берет на себя инициативу по разработке механизмов взаимодействия судов с органами и службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, разработке методических рекомендации по совершенствованию правоприменительной практики названных органов и изменению законодательства о несовершеннолетних. Одной из инициатив судейского сообщества Ростовской области является идея формирования опытной модели пробации (на сегодняшний день осуществляется без каких-либо финансовых затрат), поскольку применение ювенальных технологий в суде показало настоятельную необходимость внедрения ювенальных технологий в сферу уголовно-исполнительного производства. О формировании опытной региональной модели пробации более подробно будет сказано ниже. Проект Программы Развития ООН в Ростовской области положил начало формированию механизмов взаимодействия "суд - социальные службы", показал возможность совершенствования процедур отправления правосудия в отношении несовершеннолетних без каких-либо дополнительных финансовых затрат только путем решения организационных вопросов. Следует отметить, что одной из сложившихся ювенальных технологий в Ростовской области является судебное решение, содержащее индивидуальный план реабилитации конкретного подростка. Например, суд возлагает на условно осужденного несовершеннолетнего обязанности вернуться в общеобразовательное учреждение, получить основное общее образование или трудоустроиться. Однако возложенные судом обязанности подросток зачастую выполнить не может по объективным причинам: в связи с тем, что его не берут в образовательное учреждение, отказывают в приеме на работу. Поскольку причины, способствовавшие совершению преступления, оказываются неустраненными, подросток становится для уголовно-исполнительной инспекции формально злостным неисполнителем возложенных на него судом обязанностей. Поэтому возложение судом обязанности оказать содействие подростку в обеспечении его прав и свобод на должностных лиц органов и учреждений государственной системы профилактики правонарушений приняло форму частного постановления суда (часть 4 статьи 29 УПК РФ). Такое судебное решение является правовой основой помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и в социально опасном положении. Тем самым суд выполняет профилактическую функцию в отношении правонарушений несовершеннолетних. Другой процессуальной формой, которая используется судами Ростовской области для подготовки программы реабилитации несовершеннолетнего, взаимодействия с его семьей и оказания помощи семьям, находящимся в социально опасном положении, является постановление суда, вынесенное в соответствии со статьей 6 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Согласно данной статье основанием проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются обстоятельства, предусмотренные статьей 5 названного Закона, если они зафиксированы в приговоре, постановлении или определении суда. Суд также принимает меры по оказанию помощи ребенку и его семье путем вынесения постановления или направления письма суда в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". К особенностям формирующейся модели ювенальной системы в Ростовской области можно отнести активное использование элементов восстановительного правосудия, заключающегося в применении примирительных процедур, проводящихся с обоюдного согласия потерпевшего и несовершеннолетнего правонарушителя. С одной стороны, эти процедуры могут способствовать обоснованному прекращению дела за примирением сторон. С другой стороны, обязанности, добровольно взятые на себя несовершеннолетним правонарушителем в процессе примирительной процедуры, могут быть возложены на него в соответствии с положениями статей 73 и 90 УК РФ. Процедуры восстановительного правосудия имеют воспитательное значение и способствуют подлинной ресоциализации несовершеннолетнего правонарушителя, формируя у него ответственное отношение к своим поступкам, а также дают реальную возможность защитить законные интересы потерпевшего. Так, 22.02.2008 года постановлением Ювенального суда города Шахты прекращено уголовное дело в отношении четверых несовершеннолетних с применением принудительных мер воспитательного воздействия в виде передачи под надзор родителей и ограничения досуга. Подростки обвинялись в совершении преступления средней тяжести, предусмотренного ст. 158 ч. 2 п.п. "а", "б" УК РФ (кража, совершенная группой лиц по предварительному сговору, с незаконным проникновением в помещение). К несовершеннолетним были применены меры воспитательного воздействия в виде передачи под надзор родителей на сроки от 1 года 6 месяцев до 11 месяцев, а также ограничения досуга (не появляться вне места своего жительства в период с 22 до 6 часов без сопровождения взрослых) на те же сроки. При принятии решения о применении принудительных мер воспитательного воздействия судом было принято во внимание, что все подсудимые и их родители характеризуются положительно, ранее ни в чем предосудительном замечены не были, причиненный ущерб возместили путем возврата похищенного. Однако освобождение несовершеннолетних от наказания в данном случае не означает, что государство их полностью простило. В случае, если кто-либо из них, к примеру, в срок передачи под надзор родителей, систематически будет появляться на улице в период после 22 до 6 часов, то по представлению подразделения по делам несовершеннолетних 2 отдела УВД г. Шахты, принудительные меры воспитательного воздействия будут отменены судом с привлечением их к уголовной ответственности. Один из вариантов осуществления примирительной процедуры, проводимой на тех же условиях, используется в судах Ростовской области в рамках досудебной подготовки гражданских дел. По инициативе суда к участию в деле привлекаются специалисты-психологи. При проведении психологом обследования и тестирования истец и ответчик (например, оба родителя), при общении со специалистом-психологом, могут прийти к взаимопониманию и учесть интересы ребенка, а в ряде случаев, психологическая помощь, полученная родителями, приводит к тому, что они вообще прекращают судебную тяжбу и находят компромиссное решение, устраивающее обе стороны и соответствующее интересам ребенка. Даже небольшой опыт внедрения ювенальных технологий в гражданское судопроизводство с участием несовершеннолетних показал их положительное значение, поскольку с помощью новых процедур удается сохранить и поддержать семью, помочь родителям найти взаимопонимание и сохранить семейные связи. Остановимся подробнее на вопросах формирования на региональном уровне элементов пробации. Вот как описывает взаимодействие уголовно-исполнительных инспекцией с судами, работающими по ювенальным технологиям, заместитель начальника управления психолого-педагогической работы с осужденными - начальник ОРУИИ ГУФСИН России по Ростовской области полковник внутренней службы Копылов Ф.В. (письмо в Ростовский областной суд №62/17/3-165 от 11.12.2007 г.): "Отделом РУИИ ГУФСИН России по Ростовской области проанализирована деятельность уголовно-исполнительных инспекций области по взаимодействию с судами, работающими по ювенальным технологиям. В 15 городах и районах области в судопроизводство с участием несовершеннолетних активно внедряются международно-правовые стандарты, действующие в сфере ювенальной юстиции. В штаты судов введена должность помощника с функциями социального работника, с помощью которых поддерживается тесный контакт уголовно-исполнительной инспекции с судом по социальному сопровождению несовершеннолетних, осуществляется контроль за отбыванием ими наказания и прохождением индивидуальной программы реабилитации. Качественно проводится профилактическая работа по недопущению совершения несовершеннолетними новых преступлений и правонарушений в городах Азове Батайске, Новочеркасске, Таганроге, Ленинском, Пролетарском и Советском районах г. Ростова-на-Дону, Шахты, Аксайском и Егорлыкском районах. По предложению областного суда ГУФСИН принято решение о специализации сотрудников уголовно-исполнительных инспекции по работе с несовершеннолетними. В помещении ювенальных судов г. Таганрога и Егорлыкского района выделены рабочие кабинеты для сотрудника УИИ. Это позволяет проводить индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними, постоянно корректируя ее с помощью суда, а также оперативно решать вопросы о наказании осужденных в случае, если они не наполняют возложенные на них судом обязанности, или, наоборот, поощрении за их примерное поведение. В г. Таганроге в здании ювенального суда ежеквартально проводятся дни профилактики, в которых принимают участие несовершеннолетние осужденные, их родители или законные представители, инспектор ПДН УВД, УИИ, представители комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, опеки и попечительства. Несовершеннолетние отчитываются о своем поведении; по необходимости вносятся коррективы в их программу реабилитации. Ежемесячно при судах г. Азова и Таганрога, а в Ленинском районе г. Ростова-на-Дону (из-за отсутствия отдельного помещения в суде – в помещении ПДН ОВД или районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав) проводится день взаимодействия представителей всех органов системы профилактики. Представители УИИ, ПДН ОВД, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также других органов системы профилактики обмениваются информацией о проведенной профилактической работе с несовершеннолетними осужденными, определяют "группу риска", разрабатывают дополнительный индивидуальный план работы, способствующий исправлению каждого осужденного. 06.02.2007 года в ювенальном суде г. Шахты прошло заседание "круглого стола" по вопросу взаимодействия сотрудников суда, правоохранительных органов и социальных служб по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Еженедельно на базе ювенального суда г. Таганрога с несовершеннолетними осужденными проводится групповой психологический тренинг по профилактике асоциального поведения с элементами правовых знаний, целью которого является расширение осведомленности несовершеннолетних в области права и повышения личной ответственности за свои действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Помощник судьи с функциями социального работника ювенального суда Егорлыкского района оказала содействие УИИ № 29 в заключение договора с "Социально-реабилитационном центром" по проведению постоянной индивидуальной работе психолога с осужденными несовершеннолетними. Помощники судей с функциями социального работника судов городов Азова, Батайска, Новочеркасска, Таганрога, Ленинского и Советского районов г. Ростова-на-Дону, Егорлыкского района ежемесячно принимают участие в рейдах УИИ по проверке осужденных несовершеннолетних по месту их жительства в ночное время контроль за выполнением такой обязанности как обязанности находиться дома с 22..00 до 06.00 часов. Программа индивидуальной реабилитации несовершеннолетнего, определенная судом, практически снимает проблемы, с которыми ранее сталкиваются работники уголовно-исполнительных инспекций. Так, не возникает сложностей при решении вопросов трудоустройства осужденных несовершеннолетних, возвращении их в образовательные учреждения и т.п. Тесное сотрудничество с судами, работающим по ювенальным технологиям, повышает квалификацию сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, позволяет им лучше ориентироваться в вопросах права, педагогики, психологии, совершенствует их работу с подростками, способствует снижению рецидива". Выше описана модель работы с осужденными несовершеннолетними, которые отбывают наказание в обществе. А как быть с теми, кто отбывает наказание в местах лишения свободы? Не только в Ростовской области, но и в целом по России есть проблемы реабилитации и ресоциализации несовершеннолетних, а также молодых людей (отбывших наказание за преступление, совершенное в несовершеннолетнем возрасте), которые возвращаются в общество из колонии. В первую очередь, такие молодые люди сталкиваются с трудностями в трудоустройстве, продолжении обучения, а нередко, и с невозможностью проживания в семьях с асоциальными родителями и родственниками, в которые им приходится возвращаться после колонии. Отсюда - неизбежен рецидив преступлений. На сегодняшний день реальным оказанием помощи условно-досрочно освобождаемым лицам в нашем государстве не занимается ни одна служба. Органы внутренних дел по месту жительства обязаны лишь осуществлять контроль за их поведением, но на них по закону не возложены полномочия по оказанию социальной помощи. Не возложены эти полномочия и на уголовно-исполнительные инспекции. Таким образом, условно-досрочно освобожденные лица "выпадают" из реабилитационного пространства, поскольку их ресоциализацией и реабилитацией после освобождения не обязана заниматься ни одна из существующих служб. Проблема может быть решена, если законодательно функции оказания помощи в ресоциализации и реабилитации условно-досрочно освобожденным из мест лишения свободы лицам возложить на уголовно-исполнительные инспекции с соответствующим финансовым обеспечением этой деятельности. Ведь сегодня уголовно-исполнительные инспекции занимаются контролем за исполнением наказаний, которые отбываются в обществе, например, обязательных работ, имеют опыт взаимодействия с муниципалитетами по созданию рабочих мест для отбывания обязательных работ. В случае передачи уголовно-исполнительным инспекциям полномочий по контролю за поведением и оказанию помощи условно-досрочно освобожденным лицам данные инспекции могли бы на основании договоров с муниципальными службами оказывать помощь освобожденным лицам в решении бытовых вопросов, трудоустройстве и т.п. Но это проблема за один день не решится. Что же можно сделать уже сейчас и что зависит от суда в решении проблемы условно-досрочного освобождения и предупреждения рецидива? Ростовским областным судом в 2007 году была обобщена практика рассмотрения судами области в 2006 году дел об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания несовершеннолетних, а также лиц, осужденных за преступления, совершенные в несовершеннолетнем возрасте (ст.79 УК РФ, п.п.4, 4.1 ст.397 УПК РФ). В соответствии с действующим законодательством, защита прав и законных интересов потерпевших от преступлений, равно как и соблюдение прав и процессуальных гарантий осужденных должны быть обеспечены на всех стадиях уголовного судопроизводства, в том числе, на стадии рассмотрения судом вопроса об условно-досрочном освобождении осужденных от отбывания наказания. Законодатель не устанавливает, какое именно значение при решении вопроса об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания могут иметь те или иные сведения, предоставляя тем самым суду право в каждом конкретном случае решать, достаточны ли эти сведения для признания осужденного не нуждающимся в полном отбывании назначенного судом наказания и подлежащим условно-досрочному освобождению. Важно при этом своевременное принятие мер по обеспечению общественной безопасности, предупреждению совершения вновь преступлений лицами, условно- досрочно освобожденными от отбывания наказания. В соответствии с ч.1 ст.175 УИК РФ ходатайство осужденного от отбывания наказания направляется в суд администрацией учреждения или органа исполняющего наказание вместе с характеристикой на осужденного. Обобщение показало, что вносимые в суд характеристики и заключения администраций учреждений, в целом, соответствуют ч.1 ст.175 УИК РФ. В то же время, в таких характеристиках, практически, не содержится информации о том, каким образом осужденный загладил причиненный преступлением вред, чем подтверждается заявление осужденного о том, что он раскаялся в содеянном, не приводятся иные сведения, свидетельствующие об исправлении осужденного, отсутствуют предложения администрации о необходимости возложения на осужденного обязанностей в соответствии с ч.2 ст.79, ч.5 ст.73 УК РФ, о принятых администрацией мерах по оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве и оказании им необходимой помощи после освобождения (постпенитенциарные условия). Таким образом, обобщение показало, что необходимо совершенствование практики применения законодательства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, в связи с чем судам Ростовской области даны следующие рекомендации. Судам рекомендовано учитывать следующие критерии применения ч.1 ст.79 УК РФ: -отсутствие злостных нарушений; -добросовестное отношение к обязанностям; -уважительное отношение к другим осужденным и сотрудникам исправительной системы; -поведение осужденного за весь период отбывания наказания; -наличие у осужденного как поощрений, так и взысканий; -в совокупности со всеми обстоятельствами должна оцениваться категория тяжести совершенного виновным преступления; -оставшийся не отбытый срок наказания; -число и характер судимостей, интервал между ними; -причины, по которым ранее примененное к лицу наказание не достигло своих целей (например, была ранее применена ст.73 УК РФ об условном осуждении, которая была отменена и лицо направлено для реального отбывания лишения свободы, осужденный отбывает это наказание и ходатайствует об УДО); - возможности бытового и трудового устройства после освобождения, сведения о наличии у осужденного семьи, близких родственников или иного жилья, куда бы он мог быть направлен после освобождения; -меры по возмещению ущерба и заглаживанию вреда, причиненного потерпевшему; - отношение осужденного к исполнению обязанностей в соответствии с ч.2 ст.79, ч.5 ст.73 УК РФ в случае применения к нему условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. Судам рекомендовано обеспечивать воспитательное значение судебных процессов: ходатайства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания рассматривать с обязательным участием осужденного в судебном заседании, непосредственно выяснять отношение осужденного к преступлению, принятые осужденным меры по заглаживанию вреда, причиненного преступлением, отношение осужденного к исполнению обязанностей, предусмотренных ч.2 ст.79, ч.5 ст.73 УК РФ. О поступлении ходатайства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания несовершеннолетнего следует уведомлять его законного представителя. Суду необходимо учитывать информацию и предложения администрации учреждения о постпенитенциарных условиях освобожденных лиц (наличие места жительства, семьи, перспектив трудоустройства и т.д.). При удовлетворении судом ходатайства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания возлагать на осужденных обязанности в соответствии с ч.2 ст.79, ч.5 ст.73 УК РФ, а контроль за поведением условно -досрочно освобожденных от отбывания наказания лиц возлагать на ОВД по месту их жительства. Копии постановлений об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания судам направлять в ОВД по месту жительства для постановки их на профилактический учет. Изменение судебной практики об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания в связи с указанными выше рекомендациями влечет за собой необходимость учитывать их и учреждениями, в которых отбывают наказание осужденные. Поэтому Ростовским областным судом изложенное выше было доведено до сведения руководства ГУФСИН России по Ростовской области, которое, в свою очередь, довело до сведения руководителей учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, изложенные выше рекомендации, с указанием учитывать рекомендации областного суда при подготовке характеристик и заключений по УДО, представляемых в суд. Идею создать опытный модельный ювенальный суд с пенитенциарными вопросами Ростовскому областному суду предложило руководство ГУФСИН РФ по Ростовской области. Идея заключается не в том, чтобы открыть отдельное здание, а в том, чтобы изменить технологии работы с несовершеннолетними, которые условно-досрочно освобождаются от отбывания наказания из Азовской воспитательной колонии. Этот вопрос был предметом обсуждения на заседании Совета судей Ростовской области и им поддержан. Как указано в постановлении Совета судей Ростовской области от 27.04.2007 г., на территории Ростовской области имеется воспитательная колония для несовершеннолетних, расположенная в Азовском районе, материалы об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания воспитанников данной колонии рассматриваются Авзовским городским судом. Эта работа нуждается в совершенствовании, необходимо разработать механизм обеспечения преемственности начатой в колонии воспитательной работы в целях предупреждения рецидива и социальной адаптации отбывших наказание лиц и модельного ювенального пенитенциарного суда, на основании судебного решения при рассмотрении вопросов условно-досрочного освобождения от отбывания наказания необходимо привлекать к оказанию помощи освободившимся из колонии лицам социальные муниципальные службы по месту их жительства, общественные организации. Поддержана инициатива по созданию Азовского модельного ювенального пенитенциарного суда. Советом судей Ростовской области направлено письмо в Администрацию г. Азова о выделении помещения для такого модельного суда. Вопрос решен положительно. Организационная работа на этом не окончена, поскольку уже на протяжении 2-х лет проводятся межведомственные встречи и совещания по налаживанию механизма взаимодействия всех служб с судом по вопросам социальной реабилитации условно-досрочно освобожденных несовершеннолетних. В этом процессе ценная информация об опыте взаимодействия суда со службами, обеспечивающими исполнение наказаний несовершеннолетних, была нами получена при реализации российско-канадского проекта "Усовершенствование работы с молодежью группы риска в Российской Федерации" (2006-2009 г.г.) (Ростовская область является пилотным регионом данного проекта). В канадской системе ювенальной юстиции имеется специальная служба пробации, специалисты которой взаимодействуют с судом (готовят доклад о личности несовершеннолетнего, используют специальный тестовый инструментарий "Оценка рисков и потребностей несовершеннолетнего", позволяющий выявить причины совершения преступления подростком и дать рекомендации по оказанию ему необходимой помощи для предупреждения рецидива). Инструментарий по оценке рисков и потребностей был апробирован в Ростовской области различными службами: для системы ранней профилактики, для учреждений исполнения наказаний (как уголовно-исполнительных инспекций, так и воспитательной колонии), судом на стадии судебного разбирательства (технология сбора юридически значимой информации о несовершеннолетнем по ст.421 УПК РФ, подготовка мер по защите и предупреждении рецидива ч.4 ст.29 УПК РФ). На сегодняшний день разработанным ростовскими специалистами универсальным инструментарием могут легко пользоваться специалисты любого профиля (психологи, педагоги, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, работники ПДН ОВД, инспектора уголовно-исполнительной инспекции, сотрудники колонии, помощники судьи и т.п.). По сути, этот новый инструментарий позволил нам усовершенствовать ранее успешно зарекомендовавшую себя "Карту социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя" (доклад суду о личности). Такую карту для суда сегодня легко может подготовить не только помощник судьи с функциями социального работника, но и по поручению суда любой специалист системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. А это, в свою очередь, позволяет внедрять ювенальные технологии в работу судов, практически, всем регионам России, поскольку в каждом из них действуют органы и службы системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних, с которыми могут взаимодействовать суды при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних. Специализация работы судов по ювенальным технологиям предусматривает необходимость обеспечения высокой профессиональной ориентации судей и работников аппаратов судов, которая достигается путем обучения не только по вопросам права, но и педагогики, социологии, психологии. В Ростовской области эта проблема решается с участием специалистов Ростовского филиала Российской академии правосудия. Судьей Ростовского областного суда Вороновой Е.Л. разработан учебно-методический комплекс "Ювенальная юстиция" (спецкурс) для студентов очной и заочной форм обучения (специальность 030501.65-"Юриспруденция"), который преподается также и на курсах повышения квалификации работников судебной системы РфРАП. Начиная с 2001 г. постоянной формой повышения квалификации судей и помощников судей по делам несовершеннолетних является проведение Ростовским областным судом совместно с Управлением Судебного департамента в Ростовской области 1-2-х дневных занятий, на которых выступают не только судьи Ростовского областного суда, но и специалисты органов и служб системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, специлисты- психологи, детские психиатры. Эффективной формой обучения является также знакомство судей и помощников судей с работой модельных ювенальных судов непосредственно на месте, а также знакомство с работой таких учреждений как социальные приюты, центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел. Неоценимую помощь, по мнению судей и работников аппаратов судов, оказывают Методические рекомендации, которые постоянно готовятся Ростовским областным судом по различным аспектам правосудия с участием несовершеннолетних. В целях оперативного и эффективного разрешения проблемных вопросов, возникающих в судебной практике судов области при рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних, совершенствования аналитической работы и оказания судьям районных (городских) судов методической помощи, в соответствии с Постановлением Президиума Ростовского областного суда от 4.02.2008 г. в областном суде образован судебный состав по делам семьи и несовершеннолетних, в который вошли судьи всех коллегий областного суда.
Date: 2015-09-22; view: 490; Нарушение авторских прав |