Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
доц.О.И.Рябкова__
ГЕОГРАФИЯ» I семестр
Составитель
для направления 100200.65 «Туризм»
- Каковы основные особенности экономической географии как географической науки? В чем заключаются критерии географичности?
- Как соотносятся экономическая и физическая география? Каковы общие черты и главные различия экономико-географических и физико-географических объектов?
- Дайте определение социально-экономической географии.
- Раскройте содержание и значение основных этапов экономико-географического исследования.
- Каковы важнейшие тенденции в развитии современной экономической и социальной географии?
- В чем заключается сущность системного подхода в географии? Дайте определение понятиям «система», «территориальная система», «геосистема». Назовите основные компоненты и свойства геосистем. Для решения каких экономико-географических задач используется системный подход?
- Приведите три-четыре примера географических объектов, представляющих собой сложные социально-экономические геосистемы. Определите, как проявляются в них отмеченные в данной главе основные признаки системы.
- Приведите наиболее распространенные классификации методов географических исследований. Какие признаки положены в основу этих классификаций?
- Проведите сравнительный анализ двух выбранных вами географических объектов (природных, социально-экономических и природно-социальных геосистем).
- Дайте краткую характеристику картографического метода исследования. Приведите конкретные примеры анализа тематических карт?
- Какими причинами вызвано широкое распространение геоинформационных методов? Для решения каких научных и прикладных задач используются эти методы?
- Что такое математико-географическое моделирование? Назовите его основные этапы и сферы применения?
- Какие причины определили зарождение экономико-географических идей в античную эпоху и в эпоху средневековья?
- Какую роль сыграл в развитии экономико-географических представлений начальный период капиталистической эпохи?
- Каковы особенности и главные результаты развития экономико-географических представлений в России в XVIII веке?
- В трудах каких ученых второй половины XIX — начала XX в. нашло отражение исследование процесса взаимодействия общества (общественного производства) и природы?
- Чем обусловлен процесс гуманитаризации географической науки и как этот процесс отразился на развитии общественно-географических дисциплин?
- Каково содержание понятия «географическое разделение труда»?
- Какие факторы влияют на характер и уровень развития географического разделения труда? Как оно, в свою очередь, воздействует на развитие производительных сил?
- Какова сущность международного разделения труда? Дайте характеристику основных условий формирования международной специализации стран мира. Каковы характерные процессы развития всемирного (мирового) хозяйства и всемирного разделения труда в современную эпоху? Как влияет на эти процессы научно-техническая революция, интернационализация жизни человечества?
- Укажите главные черты и особенности пространственной (территориальной) структуры современного всемирного хозяйства. Как соотносятся ее главные территориально-экономические компоненты в мировом производстве и в международной торговле?
- Используя доступные статистические издания, проанализируйте характерные черты товарной структуры экспорта и импорта нашей страны в целом и 2-3 крупными государствами.
- Какое содержание вкладывается в понятие экономико-географическое положение (ЭГП)?
- Каковы главные отличия ЭГП от физико-географического положения?
- В чем заключается исторический подход в анализе ЭГП того или иного объекта? Приведите примеры изменения значения ЭГП страны (города, района и т.п.).
- Каковы основные подходы к количественной и качественной оценке ЭГП?
- Дайте сравнительную характеристику ЭГП двух-трех крупных городов мира (по собственному выбору).
- Охарактеризуйте особенности ЭГП своей области (республики, края) внутри территории России (используйте для этого типовой план характеристики ЭГП и его основные компоненты).
- Охарактеризуйте макро-, мезо- и микроположение любого административного центра региона — субъекта Российской Федерации.
- Каково содержание понятий «территория» и «территориальные ресурсы»? Почему их изучению и роли в общественной практике придается большое значение?
- В чем заключается общегеографический смысл категории «территориальная организация»?
- Какие из рассмотренных закономерностей территориальной организации общества наиболее характерны, по вашему мнению, для современной России? Покажите это на конкретных примерах.
- На преодоление (сглаживание, ослабление) каких негативных черт территориальной организации общества в первую очередь должна быть направлена региональная стратегия нашего государства?
- Назовите основные направления региональных исследований.
- На какие стороны жизни общества и каким образом влияет природно-географическая среда? Охарактеризуйте основные направления этого влияния.
- В чем заключаются основные черты современного глобального экологического кризиса?
- Что относится к природным ресурсам?
- Каковы основные подходы к классификации природных ресурсов?
- Какие характеристики населения представляют наибольший интерес для социально-экономической географии, и с каких позиций они изучаются географией населения?
- Подберите основные количественные характеристики этнического (национального) состава, динамики численности населения, возрастно-половой структуры населения региона — субъекта Российской Федерации, в котором вы живете, и двух-трех соседних с ним регионов. Подготовьте краткий сравнительный географический анализ этих регионов по данным показателям.
- Каковы основные направления влияния населения и расселения на развитие и размещение производства? Приведите по каждому направлению конкретные примеры.
- В чем заключается сущность процесса расселения населения? Каковы основные факторы, определяющие этот процесс?
- По каким признакам различают религии?
- Каким образом распределяются христиане по всему миру?
- География распространения православных христиан по всему миру.
- Православные мировые центры.
- География распространения католицизма и протестантизма в мире.
- Основные реликвии и центры католицизма и протестантизма.
- География распространения ислама. Их религиозные центры.
- География распространения буддизма в мире.
- Назвать и охарактеризовать основные центры буддизма в мире.
- Какими причинами обусловлен процесс социологизации географической науки и возрастание роли социальной географии?
- В чем состоит своеобразие социальной географии как общественно-географической науки и каково ее место в системе географических наук?
- Каковы наиболее актуальные задачи социально-географических исследований на современном этапе развития российского общества? Какими причинами они обусловлены?
- Каковы основные элементы социально-географического исследования? Чем они отличаются от содержания экономико-географического исследования?
- Каковы характерные черты отраслевой структуры народного хозяйства?
- Раскройте содержание понятия территориальная структура народного хозяйства (ТСНХ). Почему ученые рассматривают ТСНХ как основной и наиболее общий объект экономико-географических исследований? Каковы основные формы ТСНХ?
- Раскройте содержание понятия «экономический район». Как и почему различаются процессы районирования и районообразования?
- Какие районообразующие факторы вы знаете? Охарактеризуйте их значение в процессе формирования экономических районов.
- Что такое система таксономических единиц экономического районирования и для чего она необходима?
- Каковы принципы экономического районирования?
- Как должны взаимодействовать экономическое районирование, политико-административное деление и национально-территориальное устройство?
- Что такое территориально-производственный комплекс? Сформулируйте факторы дополнительной экономической эффективности ТПК.
- Каковы различия и взаимосвязь понятий «экономический район», «территориально-производственный комплекс», «территориальная социально-экономическая система»?
- В чем заключаются главная цель и задачи экономико-географического прогнозирования?
- Назовите принципы географического прогнозирования. Дайте краткую характеристику каждого из них.
- В чем заключается взаимосвязь глобальных и региональных географических прогнозов? Приведите примеры каждого из этих видов прогноза.
- Какие новые вопросы (проблемы) географических исследований социальной инфраструктуры вы считаете наиболее актуальными применительно к современному этапу развития России в целом и вашего региона в частности?
- Чем определяются территориальные различия в потреблении населением материальных благ и услуг между странами и внутри крупных по занимаемой площади государств?
- Определите, сформировалась ли в вашем регионе территориально-рекреационная система. Если сформировалась, то какие основные компоненты она включает?
- Какие факторы обусловили ведущую роль в международном туризме следующих стран: Франции (60 млн туристов в год), Испании (45 млн), Италии (29 млн), Великобритании (23 млн), Венгрии (22 млн), Польши (19 млн), Австрии (18 млн), ФРГ (17 млн), Швейцарии (14 млн) и Бельгии (13 млн)?
- Каковы взаимосвязи политико-географических исследований и изучения глобальных проблем человечества? Приведите конкретные примеры.
- Составьте краткую сравнительную характеристику политико-географического положения современной Российской Федерации и бывшего СССР.
- Выявите черты сходства и основные различия государственного строя (формы правления) и административно-территориального устройства Российской Федерации и США.
- Каково содержание понятий «государственная территория» и «государственная граница»? На конкретных примерах покажите, как в современном мире соблюдается принцип неприкосновенности и целостности государственной территории.
- Какие причины определили возникновение глобальных проблем и вызвали необходимость глобального мышления (глобального видения мира)?
- Какова сущность глобалистики как научного междисциплинарного направления? Почему географическая наука призвана сыграть большую роль в развитии этого направления?
- Какие из указанных классы глобальных проблем особенно нуждаются в экономико- и социально-географических исследованиях? Почему?
- В чем заключается суть понятия «ноосфера» и каковы основные положения ноосферной концепции В. И. Вернадского?
Date: 2015-09-26; view: 514; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|