Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Религия, политика, война
Вопрос. Участвует ли церковь в политической жизни?
Ответ. Религиозные организации, возникнув под влиянием религиозных идей, постепенно превратились в специфические социальные институты, которые, помимо культовых, выполняют экономические и политические функции. В эксплуататорском обществе церковь всегда выступала на стороне господствующих классов, защищала их интересы и, естественно, не стояла в стороне от политической жизни, а порой и держала бразды правления в своих руках. Так, в феодальном обществе, где церковный приход совпадал с территориальной общиной, религиозные организации монополизировали выполнение многих нерелигиозных функций. В средние века церковь определяла идеологические принципы и установки общества. В ее распоряжении или под ее жестким контролем находились учебные и воспитательные учреждения. Церковь присвоила себе право судить и наказывать. Особенно этим прославилась католическая церковь. Она создала свой суд — инквизицию, которая оставила в истории кровавый след. Особенно свирепствовала инквизиция в Испании, где за 18 лет бесчинств главного инквизитора Торквемады было сожжено заживо более 10 тысяч человек. А всего «святая» инквизиция уничтожила более 10 миллионов человек. В условиях феодальной раздробленности Европы католической церкви принадлежала фактически и политическая власть. На поклон к князьям церкви приходили светские князья и короли. Известно, что в Каноссу на унизительный поклон к римскому папе Григорию VII в январе 1077 года на коленях приполз низложенный император Священной Римской империи Генрих IV. В XVII веке кардиналы Ришелье и Мазарини были фактически правителями Франции. В эпоху капитализма, когда со многих общественных явлений были сорваны «святые покровы», роль религии в политической жизни существенно снизилась. В некоторых буржуазных странах церковь даже была отделена от государства. Но, являясь крупным собственником, она продолжала проводить политику, обеспечивающую ее коренные интересы. Если же иногда между буржуазией и «святыми отцами» возникали конфликты, они в конце концов улаживались. В России духовенство также активно участвовало в политической жизни. «При царском правительстве, — отмечается в книге «Русская православная церковь», — церковь находилась в услужении у государства… Правительственный Синод всецело подчинялся царю и являлся его орудием, так как состоял из епископов и духовенства, назначавшихся туда по распоряжению царя… Русская православная церковь получала большие средства от царского правительства, что являлось еще одной из причин ее зависимости от него и от царя». Она не только выполняла религиозные функции, но и активно проводила политику царского самодержавия. Правительство назначало митрополитов в епископов, подбирало кандидатов в святые, а Синод задним числом утверждал эти решения. Особенно сильным было влияние царского двора на духовенство в последнее царствование дома Романовых. Однажды архиепископа Антония упрекнули в том, что Синод не одобрил кандидатуру, рекомендованную окружением царицы. На это архиепископ ответил: «Кто же знал? Сказали бы, что это воля Царского Села, мы бы и черного борова избрали митрополитом». Политическая направленность религиозных организаций России с предельной ясностью обнажилась после Великой Октябрьской социалистической революции. Духовные пастыри всех вероисповеданий встретили ее с нескрываемой враждебностью. Церковную контрреволюцию возглавил только что избранный патриарх Тихон. Церковники участвовали в вооруженных восстаниях, заговорах, диверсиях против Советской власти. Борьбу против власти рабочих и крестьян религиозные организации вели вплоть до конца 20-х — начала 30-х годов. Последний открытый политический бой церковники дали в период коллективизации, когда они, прикрываясь рясой и церковным знаменем, активно вели антисоветскую работу. С победой социализма в нашей стране закончился период активной политической деятельности религиозных организаций. Большинство служителей культа постепенно стали переходить на лояльные позиции по отношению к Советской власти. Окончательный переход церкви на эти позиции завершился в годы Великой Отечественной войны, в ходе которой незначительная часть служителей культа пыталась выступить против Советской власти, оказавшись прямыми пособниками немецко-фашистских войск. В настоящее время религиозные объединения в нашей стране действуют в соответствии с законодательством о религиозных культах, разработанным на основе ленинского декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Они занимаются исключительно удовлетворением религиозно-культовых потребностей. Большинство религиозных организаций в нашей стране, за исключением незначительных экстремистски настроенных групп — последователей Совета церквей евангельских христиан-баптистов, свидетелей Иеговы и других, лояльно относятся к политике Советского государства по отношению к религии и церкви и выполняют требования законов о религиозных культах. Таким образом, религиозные организации в нашей стране выполняют исключительно религиозные функции. Но верующие, как полноправные граждане социалистического государства, участвуют в политической жизни, и это отражается на позициях религиозных организаций. Так, религиозные организации СССР активно участвуют в борьбе за мир на земле. Опыт взаимоотношений религиозных организаций и социалистического государства в СССР получил широкое применение в других социалистических странах. Отношения государства и религиозных организаций строятся в них на принципе отделения церкви от государства и светского характера публично-правовых и общественно-политических институтов. Во всех социалистических странах, кроме Румынии, церковь отделена от государства, а школа от церкви. Религиозные служители социалистических стран в основном лояльно относятся к существующему строю, а некоторые из них открыто заявляют о своей поддержке политики мира этих стран и планов построения нового общества. Однако процесс нормализации взаимоотношений в различных странах протекал по-разному. В некоторых он сопровождался острыми конфликтами, которые обусловливались факторами политического порядка, иначе говоря, антисоциалистической политикой церкви. Особенно напряженно складывались отношения между государством и римско-католической церковью в Польской Народной Республике. Во время кризисных событий в этой стране в начале 80-х годов католический епископат занял открытые враждебные позиции к социализму. Религиозная идеология в ПНР стала идейным знаменем контрреволюции, а костелы — ее опорными пунктами, откуда антисоциалистические силы вели борьбу с социалистическим государством. Контрреволюция в Польше получила достойный отпор.
Вопрос. Участвует ли церковь в идеологической борьбе?
Ответ. В последнее десятилетие произошло небывалое обострение идеологической борьбы двух противоположных общественных систем. Буржуазная пропаганда всячески стремится очернить социалистический строй, подорвать единство нашего общества. Империализм, перешедший к открытой психологической войне против социалистических стран и объявивший «крестовый поход» против социализма, не гнушается никакими средствами, чтобы подорвать его изнутри. Большая роль в «крестовом походе» против социализма отводится клерикальному (церковному) антикоммунизму, то есть использованию религии в идеологической борьбе против марксистско-ленинского учения, социалистического мировоззрения. Ежедневно и ежечасно распространяются небылицы о «насильственном искоренении» религии в СССР, о существовании «гонимой церкви» и преследованиях за веру. Буржуазные пропагандисты придают вопросам атеизма, положениям религии и церкви в СССР значение, далеко выходящее за рамки чисто мировоззренческих и правовых проблем. Их интерпретация приобретает идеологическое звучание. Цель такова: разжечь религиозный фанатизм у представителей различных национальностей нашей страны, подтолкнуть верующих и религиозных деятелей к конфронтации с государственной властью. Для идеологических и психологических диверсий против стран социализма не без помощи разведслужб на Западе созданы всевозможные «религиоведческие» центры и подрывные организации. Только в одной Западной Европе насчитывается 25 таких организаций. Различные «советологические» центры в числе прочих проблем «исследуют» положение религии в социалистических государствах. В их числе — «Центр по изучению религии и прав человека в закрытых обществах», «Христианский поход против коммунизма», «Иисус — коммунистическому миру», «Подпольная евангелизация в странах коммунизма», «Центр изучения религии коммунизма» и многие другие. О размахе их деятельности может говорить один лишь факт. Финансируемая ЦРУ организация «Иисус — коммунистическому миру» развернула свою деятельность в 52 странах. В ложном свете западная пропаганда представляет положение верующих СССР. Если верить штатным радиоклеветникам, то многие верующие-сектанты не только не могут справлять религиозные обряды, но и подвергаются преследованиям и строгим наказаниям. В конце 70-х годов на Западе появилось сенсационное сообщение западногерманской радиостанции «Немецкая волна» о том, что советскими властями за религиозные убеждения замучен военнослужащий Виктор Седлецкий. В действительности он погиб вследствие несчастного случая. В сопровождении товарищей по службе тело Седлецкого повезли в г. Хотин Черновицкой области. На панихиду прибыли «братья» и «сестры» из Хотина, Черновиц, Стрыя. И начались разговоры о том, что Виктор не утонул, а его убили, замучили за слово божье. Возбужденные фанатики вскрыли гроб. Откуда-то появились фотографы. Самозванные «эксперты» стали сочинять акт о насилии над покойником. Организаторами провокации были члены Совета церквей евангельских христиан-баптистов Банар и Гаврилов. Это они, попирая элементарные нормы человеческих отношений, спекулируя на горе матери, организовали недостойный спектакль. Это они и им подобные «братья» из Совета церквей в подполье печатают «братские листки», различные бюллетени, в которых извращаются факты, распространяются ложь, вымыслы о положении верующих в нашей стране. На следующий день содержание этих листовок дружно подхватывается различными радиоголосами, чтобы еще больше извратить истинное положение дел в странах социализма. Проводят нелегальную работу с верующими приверженцы униатской (греко-католической) церкви — религиозной организации, переставшей официально существовать в 1946 году. Так, у сектанта С. Скалыча, отбывшего в свое время наказание за участие в организации украинских националистов и пособничестве бандеровским бандам, при обыске было изъято большое количество литературы антисоветского и националистического содержания, полной клеветы на советский образ жизни и призывов к борьбе с «безбожным коммунизмом». Среди записей обнаружены адреса нескольких десятков лиц, которых фанатики намеревались подвергнуть религиозной и националистической обработке. В идеологическом противоборстве двух систем империализм широко использует разветвленную сеть специальных радиостанций. Это такие радиоцентры, как «Ватикан», «Монте-Карло») (Монако), «Голос Анд» (Эквадор), «Голос Востока» (Филиппины) и т. д. Помимо этого, регулярные передачи на антисоветские религиозные темы ведут радиостанции «Голос Америки», «Би-Би-Си», «Свобода», «Немецкая волна», «Свободная Европа» и др. В последние годы значительно расширился объем специальных передач для мусульман СССР. О том, какие цели преследуют они в своих передачах для верующих, откровенно сказал директор радио «Монте-Карло»: «Наша главная цель, наша главная мишень — Советский Союз и коммунистический блок». Все эти радиоцентры — звенья буржуазно-пропагандистской машины. Как отмечалось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, противник пустился на сущий разбой в эфире. Он пытается превратить радио- и телевизионные каналы в орудие вмешательства во внутренние дела государств и проведения подрывных акций и не скрывает своих намерений — подорвать единство социалистического общества, очернить наш строй. «Особая ставка, — подчеркивалось на Пленуме, — делается на религиозных экстремистов». Распространяя ложь и клевету о жизни верующих в Советском Союзе, буржуазные пропагандисты стремятся, «чтобы человек, на которого следует оказать влияние, не обнаружил ложности утверждений, поддающихся проверке на месте. На войне надо лгать и мошенничать, но не следует попадаться». Таково откровенное признание одного из руководителей радиостанции «Свободная Европа» Э. Ламбендорфа. Но попадаются они довольно часто. Вот что писал член кемеровской общины евангельских христиан-баптистов Пьяных: «Радиостанция «Голос Востока», ведя передачи из Манилы, все 30 минут вместо проповеди евангелия занималась не тем, чем нужно. Она распространяла агитацию против «коммунистической власти», заявляла, что коммунисты не имеют ничего и ни к чему не способны, даже не могут сделать керосиновой лампы. Передайте этим лжецам, чтобы они не засоряли своей ложью воздушное пространство…» Одним из средств, используемых империализмом в целях воздействия на верующих нашей страны, является распространение религиозной литературы. Прикрытая религиозными одеждами, она на деле оказывается откровенно антисоветской — в ней содержатся клеветнические и подстрекательские писания. Такую литературу направляют и неверующим. Так, однажды ветеран войны профессор А. Цыганков обнаружил в своем почтовом ящике письмо и бандероль из Австралии. Неизвестное ему братство «Православное дело за рубежом» предлагало «дорогому другу» заполнить пробел в образовании — прочитать присланные брошюры, а затем распространить их среди знакомых. В присланных брошюрах говорилось о том, как хорошо было бы в России, если бы в ней не водворился «новый порядок жизни», то есть социализм, который, как признают издатели, их не устраивает. Далее следуют столь же «невинные» рекомендации: создавать маленькие молитвенные собрания, идти на личные контакты с зарубежными представителями, которые научат, как надо действовать, чтобы возродилась «патриархальная Русь». Авторы подобных листовок не только предупреждают, но и угрожают. Можно понять возмущение людей, получающих подобные «наставления». Не надо быть особенно проницательным, чтобы увидеть: прикрываясь словами о «чистой религии», авторы стремятся протащить антисоветские идеи, запутать верующих. Подобные брошюры и книги в ярких суперобложках, листовки с кричащими заголовками нелегально засылают в нашу страну многие западные религиозные центры. Попадают они по различным каналам. По данным американского журнала «Тайм», контрабанда литературы «осуществляется сетью, состоящей по меньшей мере из 40 организаций». Этим занимаются как профессионалы, снабженные паспортами нейтральных стран, так и обычные бизнесмены, туристы, студенты, совершающие одноразовые поездки в нашу страну. Перед этим они проходят краткосрочные курсы подготовки. В распоряжение «эмиссаров» от религии предоставляются автомобили, оборудованные тайниками. Религиозную антисоветскую литературу нередко находят в контейнерах с оборудованием для предприятий. Пакеты с ней можно обнаружить в любом предмете, который отправляется с Запада в СССР. Мутный поток религиозной литературы направляется не для «восполнения образования» советских людей, а для того, чтобы сеять среди них неверие в идеалы коммунизма.
Вопрос. Являются ли войны божьим наказанием?
Ответ. В современном мире нет более острого и жгучего вопроса, чем вопрос о войне и мире. Он волнует широкие народные массы. О каких бы сложных проблемах современной жизни ни шла речь, люди различных стран и континентов, разных профессий и убеждений, молодые и пожилые говорят: «Лишь бы не было войны». Естественно, они невольно задаются вопросом: почему государства, классы воюют друг против друга, каковы причины войн и как их предотвратить? Наука и религия дают разные ответы на эти вопросы. Все без исключения существующие религии считают войну актом божественной воли. Бог, мол, посылает людям страдания за грехи. Еще в IV веке один из «святых отцов» А. Августин назвал войну «божественным предопределением», актом божественной воли. В соответствии с религиозным мировоззрением он представлял жизнь общества в виде борьбы двух противоположных царств — «грешного» и «божественного». Отсюда и понимание войны как божье наказание за грехи людские и своего рода искупительная жертва за место вбиблейском раю. Соответственно и справедливость войны «святой отец» выводил из божественного предопределения: если война во имя христианской веры, за ее святыни, — она справедлива. Такие войны религия освящает, благословляет их ведение. На протяжении многих столетий народным массам настойчиво внушалась мысль о божественном происхождении войн, их необходимости для очищения грешных людей. Смерть на поле брани считалась надежным средством обретения места в раю. «Смерть на поле боя, — говорил немецкий евангелический епископ Дибелиус в 1914 году, — блаженная смерть для христианина, и поэтому не следует печалиться об утрате жизни. Война железной метлой выметает все гнилое и испорченное». В 50-е годы, будучи председателем совета евангелической церкви в ФРГ, он продолжал твердить о блаженстве смерти на войне: «…мы все стремимся к вечной жизни. И если, например, только одна водородная бомба умертвит миллион человек, то они достигнут наиболее быстро вечной жизни». С подобными аргументами обращаются к солдатам американские капелланы, обещая райские кущи в случае гибели. Те же мотивы — в проповедях священнослужителей иудаизма и ислама. Причиной столкновений народов разных стран в прошлом не раз являлись религиозные распри. Мусульманская религия, например, и в настоящее время столкновения с иноверцами объявляет священной войной. Во имя «креста и гроба господнего» католическая церковь организовала восемь крестовых походов, превратившихся в затяжные кровопролитные войны. Религиозные распри до сих пор нередко являются поводом для братоубийственных вооруженных столкновений. Веками люди молили бога избавить их от набегов чужеземных полчищ или даровать победу. Служились специальные молебны, читались специальные молитвы и заклинания. Но люди заметили, что их обращения к богу остаются безответными, и тогда они начинали роптать: «Если войны — божье наказание, то почему в них гибнут ни в чем не виновные младенцы?» За какие грехи в «детском крестовом» походе (1212 г.) погибли десятки тысяч детей, специально отобранных церковью, как «чистые помыслами и невинные душой»? Ответа они не получали. Передовые мыслители прошлого мечтали о вечном мире и страстно звали людей покончить с войной. Но все их призывы разбивались о человеконенавистническую реальность эксплуататорского общества. Научный ответ на вопрос, являются ли войны божьим наказанием, стал возможен лишь с открытием законов общественного развития. «Война — не случайность, — писал В. И. Ленин, — не «грех», как думают христианские попы… а неизбежная ступень капитализма, столь же законная форма капиталистической жизни, как и мир». Было время, когда люди не знали войн. Например, при первобытнообщинном строе, когда не было собственности и классов. Конечно, и в то время случались вооруженные столкновения различных родов и племен, но это скорее походило на охоту, драку или, говоря словами Маркса, на большую современную работу по захвату объективных условий существования. Да и велась такая борьба орудием труда и заканчивалась чаще всего примирением. Столкновения первобытных племен превратились в кровопролитные войны, когда в обществе появилась частная собственность на средства производства (землю и орудия труда), когда появились классы и имущественное неравенство между людьми. С той поры начинается постоянная борьба за обладание средствами производства и соответственно за материальные блага жизни. Нередко эта борьба принимала острые формы взаимного истребления друг друга. Войны становятся постоянным спутником общества, основанного на частной собственности. Если бы не было понятий «мое» и «твое», говорил английский писатель Г. Филдинг, на земле давно царил бы всеобщий мир. Пока существует частная капиталистическая собственность на средства производства, сохраняются экономические основы возникновения войны. Господствующие классы развязывают войны не по божьему велению, а ради своих корыстных экономических интересов. Рабовладельцы, строй которых держался на рабском труде, вели войны для захвата пленных и превращения их в рабов. Феодалы вели войны с целью захвата чужих земель с прикрепленными к ней крестьянами. Капитализм, придя на смену феодализму, превратил войны в средство завоевания новых источников сырья и рынков сбыта, ограбления других народов и укрепления своего господства. Большинство всех грабительских войн велось с благословения и при прямой поддержке церкви, которая является в эксплуататорском обществе крупным собственником и сама преследует в войнах корыстные цели. Иное отношение церкви к войнам, которые вели угнетенные против своих поработителей. В России вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции с церковных амвонов предавали анафеме Степана Разина, Емельяна Пугачева, возглавлявших крестьянские войны в XVII и XVIII веках против царского самодержавия. Позиция церкви в этих войнах также определялась ее собственническими интересами, тесными связями с помещиками и капиталистами. Таким образом, причины войн кроются не в божественном предопределении, не в сверхъестественных силах, а в земных условиях жизни людей. Война — не божье наказание, как писал В. И. Ленин, а «продолжение политики иными средствами. Всякая война нераздельно связана с тем политическим строем, из которого она вытекает. Ту самую политику, которую известная держава, известный класс внутри этой державы вел в течение долгого времени перед войной, неизбежно и неминуемо тот самый класс продолжает во время войны, переменив только форму действия». Если войны порождены частной собственностью и эксплуатацией человека человеком, то и исчезнут они из жизни людей, когда не станет условий, порождающих эти всенародные бедствия. С войнами будет покончено, когда люди покончат с эксплуататорским строем. Народам социалистических стран, где нет враждебных классов и эксплуататоров, войны не нужны. Для того чтобы построить коммунизм, создать подлинно человеческие условия жизни для каждого человека, им нужен мир. Поэтому они страстно и последовательно борются за него. В борьбе за мир принимают участие многие религиозные организации и видные священнослужители. Коммунисты с пониманием и уважением относятся к их позиции и практической деятельности, которая вытекает из земных условий, из осознания духовенством реальной опасности, грозящей существованию самого человечества. Но агрессивные устремления империализма молитвой не остановишь. Человечество переживает тревожное время. Безрассудные, авантюристические действия агрессивных сил империализма, прежде всего американского, создали ныне серьезную угрозу для всех народов земного шара. Неприкрытое стремление Вашингтона к военному превосходству, развязанная им гонка вооружений привели к резкому усилению военной опасности. Сложность современной обстановки, агрессивные происки американского империализма обязывают удвоить, утроить усилия в проведении политики мира. Меры, предпринимаемые Советским Союзом, его союзниками и друзьями, служат стабилизации обстановки на земном шаре. Существенной предпосылкой сохранения мира служат дальнейшее укрепление обороноспособности нашего государства и других стран социализма, постоянная готовность наших воинов дать сокрушительный отпор любым проискам агрессора.
Вопрос. Какую роль играет религия в идеологической обработке военнослужащих империалистических армий?
Ответ. Современный мир трудно удивить чем-либо, но то, что творила израильская солдатня в Ливане летом 1982 года, повергло человечество в ужас. А когда был разрушен и сожжен город Тир, его обитатели перебиты или взяты под стражу, «солдаты облачились в храмовые накидки и принялись торжественно распевать молитвы с огромным энтузиазмом». Позже они двинулись на Бейрут, размахивая автоматами и книжками талмуда. Двинулись, чтобы заставить содрогнуться мир, когда он узнает о массовом уничтожении женщин и детей в лагерях Сабра и Шатила. Кто же воспитал этих солдат такими? Ответ на это частично дает преподаватель Иерусалимского университета Исраэл Шахак: «…У нас… духовное воспитание в учебных заведениях осуществляют раввины. А они проповедуют нетерпимость и враждебность к иноверцам, особенно мусульманам — арабам. Они выгораживают религиозных фанатиков и шовинистов. Более того, в армии наши капелланы прививают… солдатам оголтелую ненависть ко всем арабам». Вся система воспитания солдат в империалистических армиях направлена на то, чтобы формировать у них крайнюю жестокость, беспредельный эгоизм, бесчеловечность, неуважение к другому человеку. Где бы ни воевали солдаты этих армий, они везде бесчинствуют, совершают насилие, грабежи. Это стало нормой поведения военнослужащих современных буржуазных армий, что является следствием их идеологической обработки, в которой участвуют военные священники. Они находятся в штате воинских частей, соединений и учебных заведений, имеют офицерские и даже генеральские звания, носят военную форму, пользуются дисциплинарными правами, определенными воинскими уставами. В вооруженных силах США военно-религиозная служба выделена в самостоятельный корпус военных капелланов. В нее входят: совет по делам капелланов при министерстве обороны, управление главных капелланов видов вооруженных сил, отделы и отделения капелланов в штабах объединений и соединений, учебных заведений, гарнизонов, баз. В отдельных полках, полку морской пехоты, авиационной бригаде и на крупных кораблях имеются, как правило, по два-три военных священника (протестантского, католического и иудейского вероисповедания). Кроме того, в армии США есть священники-капелланы православной, мусульманской, буддистской и других религий. Всего корпус капелланов насчитывает 2200 офицеров военно-религиозной службы в звании от лейтенанта до генерал-майора (контр-адмирала). Для выполнения вспомогательных религиозных обязанностей, а на подводных лодках и для религиозных служб, в подразделениях имеются специально подготовленные унтер-офицеры. Так же широко развита военно-пасторская служба в бундесвере ФРГ. Ее возглавляют военные епископы католического и евангелического вероисповедания. Помимо военных священников, религиозной обработкой в небольших гарнизонах занимаются гражданские пасторы по договоренности с военным церковным управлением. Военно-религиозные службы существуют практически во всех капиталистических армиях. Если и есть некоторые различия, то они обусловлены национальными особенностями этих стран. Назначение же их одно — активная идеологическая обработка военнослужащих. Религиозные различия в этом особой роли не играют. Так, на крупных подводных лодках американского военно-морского флота религиозную службу во время учебных плаваний исполняют два капеллана — протестант и католик. Религия всегда оправдывала войны и насилие. В современных условиях она стала важнейшим орудием в формировании послушных воле господствующих классов солдат-наемников. Если мы хотим сохранить «христианскую культуру» внушается солдатам армий стран НАТО, нужно готовиться к «священной войне», то есть к войне с коммунизмом. Эта война неизбежна, она предопределена богом. Поэтому, говорится в одной из брошюр, выпущенных службой капелланов США, «если ты идешь против коммунистов, то бог простит убийство». Военные священники стран НАТО убеждают солдат и матросов в том, что в мире идет борьба «богом благословленных наций Запада» с безбожными коммунистами, и призывают «верующие нации» к «крестовому походу», а мусульман — к «священной войне» с неверными. Таким образом, военные священники, прикрываясь религиозной обрядностью, ведут целеустремленную политическую пропаганду среди военнослужащих, стремясь в первую очередь вызвать у них ненависть к социалистическим странам и их армиям, особенно к СССР и его Вооруженным Силам. Служители культа в натовских мундирах оправдывают гонку вооружений, объявляют ядерную войну, планируемую Пентагоном, богоугодным актом в борьбе с коммунизмом. Они проводят многочисленные религиозные церемонии и молебны «во славу нашего оружия», устраивают религиозно-пропагандистские шоу перед началом и по окончании маневров. Возможности для этого широкие: помимо церквей в частях и гарнизонах имеются так называемые «религиозные центры», «дома уединения», «уголки капеллана» и другие пункты, через которые проходит основная масса военнослужащих. В армии США с 1963 года введены специальные религиозные дни, когда капелланы проводят индивидуальные беседы и исповеди, узнают о политических настроениях военнослужащих, а затем информируют офицеров, рекомендуют «меры пресечения неблагонадежности». В ряде капиталистических армий военные священники заполняют карточки на каждого солдата. По таким записям можно получить полное представление об образе мыслей военнослужащих. Мнение капелланов учитывается и при продвижении военнослужащих по службе. Но далеко не все солдаты обращаются к капелланам. Многие из них игнорируют церковные мероприятия, уклоняются от богослужений. Поэтому военные священники изыскивают новые средства для воздействия на военную паству. Например, в английской армии церковные службы нередко сопровождаются джазовой музыкой. В бундесвере в храмы приглашают певиц и хоры молодых девушек, после молебнов устраиваются праздничные обеды и ужины, концерты. Используя различные идеологические и политические методы и средства, в том числе и религию, империалисты стремятся держать массы, в частности личный состав своих армий, в повиновении и посылают их сражаться за чуждые им интересы.
Date: 2015-09-26; view: 229; Нарушение авторских прав |