Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Основные характеристики информационного общества





ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

1. Что такое данные, информация и знания?

Начнем с того, что простого и однозначного определения понятия «информация» не существует. Понятие информации одно из наиболее широко употребляемых категорий современной науки. Термин «информация» встречается почти во всех отраслях науки и техники, тенденция состоит в проникновении во все предметные области и науки о природе, обществе и мышлении.

ДАННЫЕ - факты и идеи, представленные в виде, позволяющем производить их передачу и обработку.

- данные в определенной степени подобны письменному сообщению, передающему какие-то сведения грамотному человеку и остающиеся набором непонятных знаков для неграмотного

- если данные воспринимаются и интерпретируются человеком, то они становятся для него информацией

ИНФОРМАЦИЯ – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

В биологии то, что отражает, ограничивает многообразие

В кибернетике сообщение, неразрывно связанное с управлением в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик

В социологии смысл, который человек приписывает данным на основании известных ему правил представления фактов, идей, сообщений

здесь во главу угла ставятся аксиологические (связанные с ценностью, полезностью) свойства информации.

В обществе циркулируют различные виды информации

Особенно важную роль играет информация научная, удовлетворяющая критериям научности, общепринятым в данное время (т. е. она объективна, истинна, проверяема
и т. п.), но не обязательно полученная или используемая только в сфере науки.

ЗНАНИЯ – структурированная информация, т.е. связанная причинно-следственными и иными отношениями и образующая систему

• Термин «информация» часто употребляется вместо термина «данные», но делается это в переносном смысле, по аналогии

• Так поступают даже люди, хорошо понимающие разницу в содержании этих понятий

• Однако необходимо осознавать, что

– по сетям передаются данные

– компьютер тоже обрабатывает данные

– человек с помощью коммуникации получает или передает информацию для того, чтобы он сам или другие, переработав ее в голове и осмыслив, могли получить знания

 

2. Определение и основные характерные черты информационного общества.

Информационное общество – это ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся:

· увеличением роли информации и знаний в жизни общества;

· возрастанием доли информационно-коммуникационных технологий, информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

· созданием глобальной информационной инфраструктуры, обеспечивающей информационное взаимодействие людей, их доступ к информации и удовлетворение их социальных и личностных потребностей.

Само определение понятия «информационное общество» содержит много новых понятий, которые нужно знать и уметь правильно использовать:

· информация;

· знание;

· информационно-коммуникационные технологии;

· информационный продукт;

· валовой внутренний продукт;

· информационная услуга;

· информационная инфраструктура;

· доступ к информации;

· информационное взаимодействие;

· коммуникация;

· общество;

· социум;

· личность;

· социальная потребность;

· личностная потребность

и т.д.

Это требует знания основ экономики, социологии, философии, информатики, а также таких дисциплин, как история науки и техники, культурология, информационные технологии.

3. Как определить, сформировалось ли в той или иной стране информационное общество?

Предпосылками развития информационного общества являются:

  • Превращение информации и знаний в ресурс общественного развития, сопоставимый по масштабам использования с традиционными (энергия, сырье и т.д.) ресурсами

– наличие традиций и подходов к организации и управлению информационной деятельностью

– наличие мощностей по генерации информации

– наличие развитой системы распространения информации

· Формирование и успешное развитие рынка телекоммуникаций, информационных технологий, продуктов и услуг:

– устойчивое развитие всех секторов информационного рынка, в т.ч.:

o увеличение объема продаж средств вычислительной техники и информатики; достижение макроэкономической значимости этого показателя, характеризующего рост использования ресурса «информация»

o стремительный рост рынка средств мобильной связи

o ускоренное развитие систем и средств телекоммуникации

o непрерывное увеличение числа абонентов мировых открытых сетей, в т.ч. интернета

· Высокая степень интеграции страны в глобальные сети и системы связи и в глобализованную экономическую среду

· Усиление понимания в общественном сознании актуальности задачи перехода к информационному обществу с политической и экономической точек зрения

· Наличие и успешное функционирование государственной(ых) структур(ы), ответственной(ых) за обеспечение процессов перехода к информационному обществу

4. Чем отличается информационное общество от предшествующего типа общества (индустриального)?

Индустриальная волна при переходе к классическому капитализму (до 1950-х годов)

Зарождается в XVII веке сначала в Европе, затем в Северной Америке и на других континентах, ее пик приходится на середину XX века. Основными особенностями данной волны являются следующие: 1) происходит централизация всех факторов производства на основе принципов стандартизации, специализации, концентрации; 2) имеет место размывание семейных ценностей; 3) место в жизни человека определяется его доходами; 4) наступает эпоха господства массовых технологий и массовой культуры. Формирование индустриального общества связано с распространением крупного машинного производства, урбанизацией (отток населения из деревень в города), утверждением рыночной экономики и возникновением социальных групп предпринимателей (буржуазия) и наемных работников (пролетариат). В качестве основных принципов данной волны Тоффлер выделяет: стандартизацию (в производстве, услугах, обучении, единицах измерения, ценах и т. д.), специализацию (в разделении труда), синхронизацию (труда во времени, обучения во времени, отдыха и т. д.), концентрацию (населения, трудовой деятельности, энергии, экономики, образования и т. д.), максимизацию (гигантомания в архитектуре, плановых показателях и т. д.), централизацию (экономики, управления государством).

Информационная волна при переходе к обществу, основанному на знаниях

Зарождается в последней трети XX века. В основе ее – бурный рост информационно-коммуникационных технологий. Некоторые особенности информационной волны уже отчетливо проявились в США и странах Северной Европы: 1) перемещение производства в бедные регионы; 2) основа ВВП – услуги; 3) возрастание роли знаний и инноваций в жизни общества; 4) дерегуляция и децентрализация экономических процессов; 5) атомизация социальной жизни. Вызовы информационной волны затрагивают разные страны по-разному: некоторые из них пользуются до сих пор благами только сельскохозяйственной волны, многие – индустриальной и только немногие – информационной. Техника, используемая в производстве, все более усложняется, что вызывает потребность в квалифицированных кадрах и увеличивает ценность научного знания. Возрастает престиж образования, появляется целый слой квалифицированных специалистов, менеджеров, людей умственного труда. Сфера услуг, науки, образования постепенно начинает преобладать над промышленностью и сельским хозяйством, где тоже активно используются научные знания. В 1950−70-е годы становится очевидным, что человечество вступает в новую эпоху, в которой корпорации не только преследуют экономическую выгоду, но и ставят перед собой социальные цели.

5. Можно ли утверждать, что в России сформировалось информационное общество?

ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

1. Назовите основные характеристики информационного общества.

ИО – это ступень исторического развития, ведущая от постиндустриального общества к обществу знаний

ИО − это такое общество, в котором:

производство и потребление информации является важнейшим видом деятельности

информация признается наиболее значимым ресурсом

ИКТ становятся базовыми технологиями

информационная среда наряду с социальной и экологической становится новой системно значимой средой обитания человека

Информационная экономика, для которой характерны новые организационные формы, а также более высокая скорость развития

Высокая информационная культура и высокий уровень информационных потребностей всех членов общества и фактическое их удовлетворение для основной массы населения

Возможность более успешного развития человека благодаря свободному доступу каждого члена общества к информации, ограниченный только информационной безопасностью личности, общественных групп и всего общества

Таким образом, увеличивается сфера свободы личности и область ее возможностей в освоении мира и взаимодействии с обществом

Выделяют 7 значимых характеристик ИО:

1. Развитие сетевой экономики страны (производство, торговля, услуги) и ее интеграция в современную глобальную экономику

2. Формирование и развитие инновационной системы страны, в которой значительную роль играет государство, определяющее инновационную политику страны

3. Технологическое развитие страны (данная характеристика отражает развитие страны путем осуществления разработки новых технологий, внедрения их в производство и торговли ими для этого необходима информационная инфраструктура)

4. Наличие гражданских институтов, которые необходимы для регулирования и развития новых отношений

5. Повышение уровня развития человеческого капитала, выражающееся в развитии образования, здравоохранения и т.д.

6. Международная конкурентоспособность страны (страна должна иметь определенные конкурентные преимущества в производстве благ и услуг, как информационных, так и производственных)

7. Открытость экономики для глобальных процессов (появление интернета ускорило обмен информацией в т.ч. глобальной, способствовало развитию сетевых структур, сетевого бизнеса)

2. Как использование ИКТ влияет на развитие экономики?

 

3. Как использование ИКТ влияет на развитие гражданского общества?

 

4. Как использование ИКТ влияет на развитие отношений между людьми?

 

5. Что такое информационное неравенство?

Доклад Международного союза электросвязи (МСЭ) «Недостающее звено» (1984) - попытка привлечь внимание международного сообщества к проблеме «телекоммуникационного разрыва» между промышленно развитыми и развивающимися странами

Генеральный секретарь МСЭ д-р Пекка Тарьянне (Pekka Tarjanne) (1996) - «Без действий со стороны мирового сообщества нас подстерегает реальная опасность того, что глобальное информационное общество останется глобальным только в названии, что мир будет поделен на информационно богатых и информационно бедных и что разлом между развитыми и развивающимися странами увеличится до размеров непреодолимой пропасти»

Генеральный секретарь МСЭ Хамадун Туре (Hamadoun Touré) (2011): - усиление разрыва с точки зрения широкополосного доступа к интернету

• Всемирный отчет ЮНЕСКО «К обществам знания» (2001):

– Усугубление когнитивного разрыва:

• доступ к информации

• научные исследования

• образование

• навыки использования ИКТ

• культурное и языковое многообразие

• Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяет информационное неравенство как:

– разрыв с точки зрения возможностей доступа к передовым ИКТ

– разрыв между частными лицами, домохозяйствами, компаниями и географическими областями на различных социально-экономических уровнях с точки зрения возможностей доступа к ИКТ и их использования в различных целях

• Цифровой разрыв не является следствием воздействия ИКТ – напротив, это экономическое неравенство становится «цифровым», т.к. неравенство в доступе к ИКТ оказывает воздействие как на индивидуальные субъекты, так и на целые экономики

Факторы влияния:

• уровень образования и доходов

– при сравнимом уровне доходов образование является фактором более активного использования ИКТ

• размер и тип домохозяйства

– в семьях с детьми уровень доступа к ПК и интернету значительно выше

• возраст и гендер

– наивысшие значения в группе 35-45 лет,

– самая высокая динамика использования – среди молодежи

– гендерные различия достаточно существенны в зависимости от страны/региона

• этнический и культурный фон

– религиозные или иные соображения культурного характера

• языковые барьеры

• контраст между городом и деревней

• контраст между хорошо обжитыми и труднодоступными территориями с точки зрения:

– уровня доходов,

– доступа к рынку труда

– развитости бизнеса

– развитости ИКТ-инфраструктуры и стоимости доступа к ней

– номенклатуры и стоимости электронных сервисов

 

Date: 2015-09-26; view: 3678; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию