Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Единый государственный экзамен по русскому языку





 

Инструкция по выполнению работы

 

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей.

Часть 1 включает 30 заданий (А1 – А30). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 состоит из 8 заданий (В1 – В8). Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно.

Часть 3 состоит из одного задания (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по тексту (сочинение).

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

 

Желаем успеха!

ВАРИАНТ 9

ЧАСТЬ1

 

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 — А30) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа

 

А1. В каком слове ударение падает не на третий слог?

 

1) обеспечение 2) отключит 3) кашлянуть 4) позвоним

 

А2. В каком предложении вместо слова ЕДИНЫЙ нужно употребить ЕДИНИЧНЫЙ?

 

1) Большинство отрицательных героев Н. В. Гоголя можно собрать в ЕДИНЫЙ образ пошлости.

2) Вокруг голубовато – синяя пустыня без ЕДИНОЙ складочки – ни бугров, ни впадин.

3) М. Горький советовал критикам обращать внимание на литературу в целом, а не на ЕДИНЫЕ явления её.

4) Просветители XVIII века считали, что права и обязанности гражданина должны быть ЕДИНЫМИ для всех.

 

 

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) более моложе 3) без золотых погон

2) лягте 4) в двухстах шагах

 

 

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Изучая растения средней полосы,

 

1) у меня появился интерес к этой проблеме.

2) некоторые из них используются для озеленения участков.

3) они были собраны в гербарий.

4) обратите внимание на их отличие от других зон.

 

 

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Никто из тех, кто играл в школьной баскетбольной команде, не стал профессиональным спортсменом.

2) Лесные поляны покрылись яркими звёздочками земляники, обильно цветущей в этом году.

3) Сёстры увлекались и хорошо разбирались в современной музыке.

4) В «Ровеснике» печатают много интересных статей.

 

 

Прочитайте текст и выполните задания А6 – А11.

 

(1)… (2) Сначала специалисты изменили конструкцию первых образцов манипулятора — сделали её удобнее для массового пользователя. (3) Два колёсика, разработанные в конце 60-х годов, были заменены на небольшой шарик и ролики. (4) В результате модифицированная таким образом мышь стала похожа на свою прабабушку — трекбол, созданный почти 50 лет назад. (5) Однако конструкцию манипулятора необходимо было упростить. (6)… разработчики ещё больше приблизили мышь к современному виду.

 

А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в тексте?

 

1) Современная компьютерная мышь выглядит изящно и весит несколько граммов.

2) Прежде чем приобрести привычную для нас форму, компьютерная мышь прошла немало испытаний.

3) В момент создания компьютерная мышь была похожа на шар для игры в боулинг.

4) Первая компьютерная мышь появилась в 1952 году.

 

А7. Какое из приведённых ниже сочетаний слов должно стоять на месте пропуска в шестом предложении?

 

1) Кроме того, 2) Однако 3) Вместо этого 4) И тогда

 

А8. Какие слова являются грамматической основой в пятом (5) предложении текста?

 

1) необходимо было

2) конструкцию необходимо было упростить

3) необходимо было упростить

4) было упростить

 

А9. Укажите правильную характеристику пятого (5) предложения текста.

 

1) простое

2) сложносочинённое

3) сложное бессоюзное

4) сложноподчинённое

 

A10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ЗАМЕНЕНЫ из третьего (3) предложения текста.

 

1) действительное причастие

2) страдательное причастие

3) прилагательное

4) деепричастие

 

А11. Укажите значение слова МАНИПУЛЯТОР во втором и пятом

предложениях текста.

 

1) тот, кто занимается манипуляциями

2) приём, действие над чем-либо ручным способом

3) механизм, выполняющий действия точно так же, как рука человека

4) ключ для передачи сообщений

 

А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

 

В XVIII век в русской музыке были особе(1)о распростране(2)ы мелодии, в которых явстве(3)о проступают черты народной песни.

 

1) 1, 2 2) 2, 3 3) 1, 3 4) 2

 

А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

 

1) х…рактеристика, ч…стотный, вн…мание

2) осл…жнённый, к…рректный, выск…зать

3) п…лноценный, зам…чать, ум…лять (значение)

4) к…лючий, разл…чать, выт…рать

 

А14. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

 

1) и…черпанный, не…говорчивый, ра…кошелиться

2) от…двинуть, пр…родина, пр…образ

3) пр…сечь, пр…чудливый, пр…вратности (судьбы)

4) в…ездная (виза), подош…ют, раз…единить

А15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Я?

 

1) крас…щий пигмент, внемл…щий всему

2) стел…щийся туман, грешники ка…тся

3) пастухи гон…т, друзья дел…тся всем

4) люб…щие читать, народы бор…тся

 

А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

 

А. претерп…вать

Б. француж…нка

В. меньш…нство

Г. шаш…чный

1) Б, В, Г 2) А, В 3) А, В, Г 4) А, Б, Г

 

А17. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

 

1) Мы так и остались в (не)доумении, когда странный гость внезапно удалился.

2) Дрофы кружились над побережьем в поисках клочка земли, где они могли бы пастись, пока (не)стает снег.

3) Нам (не)откуда было позвонить в город.

4) (Не)приятно гулять на улице в такую сырую погоду.

 

А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

 

1) Хозяйка вышла (НА)ВСТРЕЧУ гостям и (В) ПРОДОЛЖЕНИЕ всего вечера ни разу не покинула нас.

2) В саду музыка была не слышна, (ЗА)ТО пахло сиренью, и этот запах, казалось, будет всегда, (ЧТО)БЫ ни произошло.

3) Литература связана не только с культурой своей страны, но и других стран, а ТАК(ЖЕ) с древней культурой, (ПО)ЭТОМУ на страницах книг могут оживать мифологические образы.

4) Навыки гончарного дела нарабатывались (В) ТЕЧЕНИЕ тысячелетий, (ПРИ)ЧЁМ передавались они от отца к сыну, из поколения к поколению.

А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в данном ниже предложении:

 

Заморосил мелкий дождик () и весь видимый горизонт обложило тучами.

1) Простое предложение с однородными членами, перед И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

 

А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

 

Маша просидела в углу до самого обеда (1) внимательно глядя (2) на старшую сестру и (3) вслушиваясь (4) в произносимые ею слова.

 

1) 1, 2 2) 1, 2, 3, 4 3) 2, 4 4) 1

 

А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

 

Вдоль леса росли красивые молодые ели и берёзки, выбежавшие (1) как будто (2) покрасоваться. Эта лесная молодёжь (3) казалось (4) лукаво шепталась между собой, счастливая тем, что даёт только полная сил молодость.

 

1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3, 4 3) 3, 4 4) 1, 4

 

А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).

 

1) Иногда она сидела на корточках у нижних полок или стояла на стуле у верхних и тряпкой вытирала сотни пыльных корешков.

2) В глазах его вспыхивали и метались страх и ярость.

3) На углу Охотного и Тверской стояли как механические экипажи так и приводимые в движение конной тягой.

4) От идущих мимо меня людей пахло табаком или водкой или аптекой.

А23. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

 

Ещё одна минута объяснения — и давнишняя вражда готова была погаснуть.

 

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Первая часть сложносочинённого предложения указывает на условие действия во второй.

4) Вторая часть сложносочинённого предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

 

А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

 

В Киеве на высокой горе на берегу Днепра (1) установили памятник (2) князю Владимиру (3) во времена княжения (4) которого (5) состоялось крещение Руси.

1) 1, 3, 4 2) 3, 4, 5 3) 3 4) 3, 5

 

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

 

Весной того года я окончил лицей (1) и (2) когда приехал из Москвы (3) просто поражён был (4) как изменился наш угрюмый дом.

 

1) 1, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 3 4) 2, 3, 4

 

А26. В каком варианте придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

 

1) От жара, подымавшегося вместе с дымом кверху, качались ветки старой ели, у подножия которой мы расположились.

2) Я предложил вернуться назад и разыскать перешеек, который привёл нас на этот остров.

3) Ночью шёл сильный дождь, который прекратился только к рассвету.

4) Почувствовав приближение сильных холодов, таёжный бурундук делает большие запасы продовольствия, которые он съедает за зиму.

А27. Прочитайте текст.

Прожив недолгий век, гениальный скрипач Николо Паганини оставил после себя множество слухов и легенд. Произошло это отчасти потому, что люди, потрясённые его музыкой, часто не могли дать рациональное объяснение способностям музыканта. Кто-то говорил, что его искусство – музыка небес, ангельские голоса, а недоброжелатели отвечали, что Паганини в сговоре с потусторонним миром. Вплоть до Xxвека ходили слухи, что в юности Николо прибег к помощи хирурга: то сделал ему операцию, чтобы повысить гибкость рук. Предположение это такое же фантастическое, как и все прочие легенды, собранные вокруг имени Паганини.

 

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Гениальность Паганини вызывала множество слухов и легенд, так как его игру считали музыкой небес.

2) Множество слухов и легенд о гениальности Паганини возникло потому, что люди были потрясены его музыкой.

3) Люди часто не могли дать рациональное объяснение уникальным способностям Паганини, поэтому возникало множество слухов и легенд.

4) Вокруг имени Паганини всегда было много слухов и легенд, создаваемых его недоброжелателями.

 

 

Прочитайте текст и выполните задания А28 – А30; В1 – В8; С1.

 

(1) Когда – то, приезжая в Костино, ходил я по здешним буграм за шампиньонами, как к себе в огород. (2) Глянешь сверху на другой склон – где там белеет «ведьмин круг» – и вперёд! (3) Желающих собирать эти «поганки» почти не было. (4) Сейчас всё наоборот: желающих много, шампиньонов – едва – едва. (5) Прежде на хлипконогие луговые опята и глядеть не хотелось, теперь кладу им поклон за поклоном. (6) В мглистый осенний денёк вышел размяться, сунув в карман полиэтиленовый пакет. (7) На всякий случай. (8) Влажно тускнели полуоголённые ветки. (9) Липкая палая листва не отзывалась шелестом на шаги. (10) Пробившись сквозь неё, кое – где догорали увядающие шлемы мухоморов да изредка подмигивали какие – то желтоватые грибы. (11) Я не удостаивал их вниманием. (12) Ведь это были не опята, значит, никчемные, никому не нужные создания. (13) Поганки, как зачастую нарекаем грибы, о которых не имеем понятия. (14) На этот раз я всё же срезал крайний гриб. (15) Он оказался упругий, на изломе кремоватый. (16) Пальцы мои тотчас волнующе запахли лесной свежестью.

(17) Дома я первым делом открыл справочник и нашёл своего знакомца под странным именем «крепидот». (18) Пояснялось, что в нашей стране растёт он повсеместно, съедобен. (19) Отведав грибы жареными, могу добавить, что они нежны на вкус.

(20) Как часто встречаются среди любителей грибной охоты люди с таким же испорченным зрением, как и у меня.! (21) Причём иной торопыга не просто обойдёт стороной какой – нибудь подозрительно пятнистый «зонтик пёстрый», но ещё и ногой поддаст – ведь не подберёзовик. (22) Окажется ли в ту минуту рядом кто – либо способный сказать, что погубил он гриб, который может угодить самому изысканному вкусу? (23) Непросто сориентироваться в разноликом грибном царстве… (24) Но разве проще распознать человека? (25) И не только с первого взгляда, с первой встречи… (26) Кто скажет, мимо скольких внешне ничем не примечательных людей, которые могли доставить радость, а может быть, и принести счастье, прошли мы, едва удостоив их беглым взглядом? (27) Хорошо ещё, если походя не толкнули. (28) Ведь обликом они совсем не похожи на кумиров.

 

(По Ю. П. Леонову)

 

 

А28. Найдите место в тексте для пропущенной фразы.

 

Как было не поверить в благонадёжность этого дара?..

 

1) между предложениями 5 и 6

2) между предложениями 10 и 11

3) между предложениями 16 и 17

4) после предложения 28

 

А29. Определите тип речи текста.

 

1) описание

2) все типы речи

3) повествование

4) рассуждение и повествование

 

А30. В каком смысле втор употребляет выражение ЛЮДИ С ИСПОРЧЕННЫМ ЗРЕНИЕМ (предложение 20)?

 

1) близорукие, плохо видящие на большом расстоянии

2) пренебрегающие тем, что неброско, не привлекает яркостью

3) рассеянные, несобранные

4) не различающие или плохо различающие цвета

 

 

Date: 2015-09-25; view: 1409; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию