Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идеология современной социал-демократии

 

Идейные истоки социал-демократии берут начало со времен Великой французской революции от идей социалистов-утопистов и классиков марксизма. Формирование и возрастание в конце XIX – начале XX в. роли и влияния рабочего движения в странах с развитым капитализмом привели к созданию социал-демократических партий, роль которых заключалась в представительстве интересов рабочего класса. В ряде стран (например, в Великобритании и Скандинавских странах) профсоюзы и поныне являются коллективными членами этих партий. Первоначально социал-демократы поддерживали идеи революционного перехода к социализму посредством диктатуры пролетариата, обобществления средств производства, социального равенства и т.д. Став парламентскими партиями, социал-демократы перешли на позиции реформизма и критики революционного перехода от старой общественной системы к новой.

 

Руководители реформистского крыла социал-демократии провозгласили своей стратегической целью построение демократического социализма. В основе первоначальной концепции демократического социализма лежала программа постепенной интеграции рабочего класса в существующую систему и ее постепенной трансформации эволюционным путем. Э. Бернштейн считал, что «социализм не только по времени, но и по внутреннему своему содержанию» является «законным наследием» либерализма. Речь идет о таких принципиальных для обоих течений вопросах, как свобода личности, хозяйственная самостоятельность отдельного индивида, его ответственность перед обществом за свои действия и т.д. Демократия – это средство и в то же время цель. Она есть средство проведения социализма, и она есть форма осуществления этого социализма. Реформизм в демократической системе способствует тому, что субъекты политики сознают границы своего влияния и меру своих возможностей и могут предпринять лишь то, на что в данных условиях могут рассчитывать. Это обусловливает умеренность требований и постепенность преобразований.

 

В 1951 г. Социнтерн принял программу принципов – Франкфуртскую декларацию. В ней были сформулированы «основные ценности демократического социализма». Она содержала также положение о возможности плюралистического обоснования социал-демократами социалистической цели. Программы социал-демократических партий подчеркнули многообразие своих идейных источников, плюрализм своих ценностей, установок, ориентации. В основной программе СДПГ ключевую роль играло понятие социализма как «постоянной задачи». Но четкого разграничения между социализмом как движением, социализмом как теорией и социализмом как состоянием в программе нет. Под категорией социализма как «постоянной задачи» понимают, прежде всего, такое движение к социализму, которое не предполагает наличия переломного момента, качественного «скачка», знаменующего переход к социализму.

 

Суть современного социал-демократизма наиболее точно выражена в Годесбергской программе СДПГ 1959 г. В качестве «основных целей социалистического стремления» провозглашены свобода, справедливость и солидарность. Эти три пункта в различных модификациях с дополнением ценностей равенства, демократии и т.д. в той или иной форме присутствуют в программах большинства социал-демократических партий. Для социал-демократов свобода означает самоопределение каждого человека. Свобода, игнорирующая равные права для всех людей, вырождается в произвол. Равенство дает смысл свободе, которая действительна для всех людей. Равные права индивида на самоопределение, на признание его достоинства и интересов составляют содержание справедливости. Свобода, равенство и справедливость обусловливают друг друга. Свобода личности может реализоваться только в свободном обществе, и, наоборот, не может быть свободного общества без свободы индивида. Стратегической целью социал-демократы считают построение демократического социализма путем создания солидарного общества, в котором важнейшие политические решения принимаются осознанно и ответственно всеми гражданами, на основе национального согласия.

 

В 80-е гг. социал-демократические партии приняли новые программные установки на политический плюрализм, частно-капиталистические рыночные принципы экономики, государственное регулирование экономики на основе кейнсианских рекомендаций. Сущность социал-демократической идеологии раскрывается во взглядах на роль государства в системе общественного развития. Деятельность социал-демократических правительств основана на косвенном влиянии государства на хозяйственные процессы, т.е. с помощью изменения процентных ставок, норм банковских резервов, займов и налогов. Особое внимание уделяется механизмам перераспределения. В развитом обществе действуют два механизма распределения. Первый – рынок, который приносит крупные доходы тем, чей труд может высоко оплачиваться, либо тем, кто владеет значительным капиталом, землей и т.д. Второй – государство, перераспределяющее доходы в обществе. Государство определяет принципы и условия взаимодействия субъектов социально-экономической и политико-правовой деятельности, а также является арбитром в их отношениях. Государство не является собственником, а только участвует в перераспределении прибыли, для того чтобы обеспечить:

· последовательную реализацию естественных и гражданских прав человека;

· формирование массового слоя культурных собственников из всех слоев общества и стимулирование созидательной активности каждого;

· создание условий для целостного и стабильного развития производства и общества.

Преимущества шведской модели заключаются в ее способности обеспечить:

1). историческую и культурную преемственность в развитии общества;

2). сохранение цивилизационных ценностей рыночной экономики с гарантией государства по смягчению ее негативных проявлений для граждан;

3). последовательное развитие созидательной активности граждан посредством поддержки предпринимательства (например, в Швеции представители гуманитарной интеллигенции регистрируют свои дома как предпринимательские конторы, так как получают льготы при покупке товаров длительного пользования, оплате жилья, уплате налогов);

4). экологическое и социально-ответственное хозяйствование различных субъектов собственности через жесткие требования по защите окружающей среды, а также посредством мер, обеспечивающих защиту социального минимума работника в соответствии с его уровнем образования и квалификации независимо от формы собственности, с которой он связан;

5). стимулирование граждан к повышению квалификации и переобучению при необходимости. До начала 80-х гг. пособие по безработице для низкоквалифицированных рабочих доходило до 90 % их прежнего заработка, что лишало их стимула к поиску работы, повышению квалификации. С конца 80-х гг. размеры пособий по безработице сокращаются;

6). развитие местных органов самоуправления вплоть до полной экономической самостоятельности.

 

 

4. Избирательная система: сущность и основные компоненты

Выборы, являясь характерным признаком демократической политической системы, и сами могут быть представлены как системный объект. В этом случае говорят об избирательной системе.

Избирательная система - это целостная совокупность политических субъектов, институтов, норм, принципов, процедур, составляющих механизм организации и проведения выборов [9; c.282]. В числе основных компонентов избирательной системы выделяют субъектов выборов и избирательное право, характеристика которых в следующем.

1. Избиратели - одно из главных действующих лиц в процессе выборов. Предпочтения, высказанные в процессе голосования избирателями, т.е. гражданами, которые в соответствии с законом обладают правом голоса, есть, по сути, критерий для определения того, каков будет конкретный состав представительного органа или кто займет отдельную выборную должность. Вся совокупность избирателей страны или административно-территориальной единицы называется избирательным корпусом.

Чтобы прийти в день выборов и проголосовать, недостаточно просто иметь право голоса. Необходимо, чтобы гражданин был внесен в списки избирателей. Эта процедура может носить обязательный или добровольный характер. В первом случае соответствующие службы вносят в списки всех имеющих право голоса, вне зависимости от их желания (например, в Германии, Италии, Великобритании, Швеции и др.). Таков порядок и в России. Во втором случае включение в список избирателей осуществляется по инициативе самого гражданина (например, в США, Франции, Мексике и др.). В этом случае избирательный корпус оказывается более узким, чем предусмотрено законом.

2. Важное место среди субъектов выборов занимают их коллективные участники - политические партии. И это не случайно, поскольку главная цель деятельности партии - овладение политической властью или участие в ее осуществлении. Участие политической партии в выборах может быть обусловлено соблюдением ряда требований ограничительного характера, к числу которых относятся:

* минимальное число членов;

* получение определенного процента голосов на предыдущих выборах;

* сам факт периодического участия в выборах.

В современной России правом самостоятельного участия в выборах до недавнего времени обладали не только партии, но и другие общественные объединения. В процессе трансформации политической системы на рубеже 1980-1990-х годов возникло множество общественных организаций и движений. В этих условиях, когда отсутствовало четкое разграничение политических партий и других общественных объединений, появляется термин "избирательное объединение", закрепленный позже в избирательном законодательстве. Считаться избирательным объединением, а значит, самостоятельно участвовать в выборах, могло практически любое общественное объединение, в уставе которого в качестве основной цели деятельности записано участие в политической жизни. В результате правом участия в выборах депутатов Государственной Думы в 1995 г. обладали 258 общественных организаций. Число тех, которые были зарегистрированы в качестве избирательных объединений, было значительно меньше - 43, однако и эта цифра, видимо, избыточна. В их числе были и такие, как, например, Партия любителей пива, которые были партиями лишь по названию.

С принятием в 2001 г. Закона "О политических партиях" ситуация изменилась. Согласно ст.36 этого Закона политическая партия признается единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно участвовать в выборах. Те же политические партии, которые в течение пяти лет подряд не принимали участия в выборах, ликвидируются (ст.37).

3. Кандидаты на выборную должность - также субъекты выборов. То или иное конкретное лицо приобретает статус кандидата после того, как пройдет процедуру регистрации. Все кандидаты обладают равными правами и обязанностями, поэтому по закону им запрещено использовать преимущества своего служебного положения (если речь идет о кандидате, занимающем государственную должность).

Выделяя кандидатов в качестве субъектов выборов, необходимо затронуть следующую проблему. Определенное число из тех, кто претендует на места в парламенте, по итогам выборов становятся депутатами. Чьи интересы в этом случае они должны выражать - своих избирателей или всего народа? Ответ на этот вопрос определяется характером депутатского мандата.

Принцип императивного мандата предполагает право избирателей давать депутатам обязательные наказы и отзывать тех, кто их доверия не оправдал. Этот принцип зафиксирован в конституциях весьма ограниченного числа государств (например, Китая, Кубы, Вьетнама), являясь при этом скорее формальностью. В большинстве стран действует принцип свободного мандата, предполагающий, что депутат является представителем всего народа, и возможность его отзыва не предусматривается. Например, статья 27 Конституции Франции прямо гласит: "Любой императивный мандат недействителен". В Конституции России столь точных указаний не содержится, что и позволило депутатам Государственной Думы в 2001 г. инициировать подготовку законопроекта, предусматривающего отзыв депутата.

Организационное руководство всем процессом выборов осуществляют избирательные комиссии. Значимость их положения в избирательной системе определяется обширными полномочиями, которыми они обладают. В их числе [11; c.134]:

* контроль за соблюдением избирательных прав гражданина;

* регистрация выдвинутых кандидатов;

* распределение финансовых средств, выделенных государством, между кандидатами или партиями (если таковые предусмотрены);

* организация голосования по почте;

* принятие решения о действительности бюллетеней;

* определение результатов выборов и др.

Ясно, что возможности влияния избирательных комиссий на процесс выборов весьма значительны. Поэтому основными требованиями к избирательным комиссиям являются беспристрастность и независимость их персонала.

Действия всех субъектов выборов и отношения, возникающие между ними, регламентируются избирательным правом, представляющим еще один важный компонент избирательной системы.

Любые взаимоотношения людей в той или иной степени регламентируются сложившейся системой норм. В этом случае они становятся упорядоченными и предсказуемыми. В некоторых ситуациях достаточно неписаных правил. Если вы пришли покупать билет на поезд, а около кассы стоит несколько человек, значит, вы должны встать в очередь и приобрести билет после них. Таково правило. Большинство людей именно так и поступают, а число желающих "проскочить без очереди" все же невелико. Политика - это сфера взаимодействия большого числа людей, и она связана с властью. Поэтому здесь не обойтись неписаными правилами, и значительная доля политических отношений, в том числе и в процессе выборов, регламентируется правовыми нормами.

Итак, в широком смысле слова избирательное право - это совокупность юридических норм, обеспечивающих и регулирующих формирование выборных институтов власти [14; c.7].

Термин "избирательное право" употребляется и в другом, узком, значении:

избирательное право - это право граждан участвовать в формировании выборных институтов власти. В этом случае различают:

1) активное избирательное право - право гражданина избирать;

2) пассивное избирательное право - право гражданина избираться.

Признание выборов демократическими, а их результатов легитимными обусловлено соблюдением ряда основных принципов избирательного права. Нарушение же этих принципов подрывает доверие граждан к сформированным институтам власти.

1. Принцип всеобщности предполагает право всех взрослых и психически здоровых граждан участвовать в выборах. Но это максимум возможного, который на деле практически нигде не достигается.

Реальная практика выборов связана с наличием избирательных цензов, т.е. специальных условий, ограничивающих приобретение избирательного права. Цензы пассивного права, как правило, гораздо жестче цензов активного права.

1) Возрастной ценз предполагает право участвовать в выборах по достижению определенного возраста. В настоящее время примерно в двух третях стран мира активным избирательным правом обладают граждане при достижении 18 лет, а в некоторых странах (Бразилия, Иран, Куба) - даже с 16 лет. При этом, например, в США возрастной ценз был снижен с 21 года до 18 лет относительно недавно - в 1971 г., в Дании - с 20 лет до 18 - в 1978 г. [7; c.46].

Для пассивного избирательного права возрастной ценз выше. Например, в Италии, чтобы быть избранным в Палату депутатов, гражданин должен достигнуть возраста 25 лет, в Сенат Республики - 40 лет, президентом - 50 лет.

2) Ценз гражданства означает, что избирательные права предоставляются только гражданам данного государства. Приобретение пассивного избирательного права может быть оговорено сроком гражданства (например, в США он составляет семь лет для избрания в Палату представителей и девять лет - в Сенат) или даже требованием быть гражданином по рождению (для кандидатов в президенты, например в США, Финляндии, Беларуси, Казахстане, Грузии).

3) Ценз оседлости предполагает право участвовать в выборах при условии проживания на данной территории не менее определенного законом срока. Так, в Японии для участия в голосовании установлен ценз оседлости, равный трем месяцам. Что касается пассивного избирательного права, то, например, в США избрание в Конгресс предполагает сам факт проживания на территории штата, президентом же может быть избран гражданин, который не менее 14 лет постоянно проживает на территории США.

4) Ценз пола заключается в признании избирательных прав только за мужчинами. Борьба за предоставление женщинам равных избирательных прав с мужчинами началась в середине XIX в., и ее результатом является практически полное (не считая некоторых мусульманских государств) снятие ограничений по признаку пола. Впервые женщины получили избирательные права в 1893 г. в Новой Зеландии, а в Европе в 1906 г. - в Финляндии, которая в это время входила в состав Российской империи. В США же ценз пола был снят поправкой XIX к Конституции только в 1920 г. В ряде стран, в том числе и известных своими демократическими традициями, женщин уравняли в избирательных правах с мужчинами не так давно, например во Франции и Италии - в 1945 г., в Швейцарии - в 1971 г.

5) Имущественный ценз предполагает право участвовать в выборах при условии обладания имуществом определенного размера или уплаты налогов. В начале XX в. это ценз практически повсеместно был отменен. Однако, например, в США ограничение избирательных прав по причине неуплаты налогов было отменено только в 1964 г.

Само по себе существование избирательных цензов не означает, что избирательное право является недемократическим.

Важно, какие это цензы и каков масштаб ограничений, обусловленный их применением. Наличие цензов возраста, гражданства, оседлости можно считать разумным. Относительно высокая возрастная планка для кандидатов на выборные должности обусловлена тем, что властные полномочия должны находиться в руках тех, кто достиг определенного возраста и накопил определенный жизненный опыт. Разумным следует считать и то, что участие в управлении обществом и государством оговорено наличием гражданства. Что касается ценза оседлости, то его наличие дает возможность гражданам избрать того представителя, который хорошо знаком с проблемами округа и воспринимает их как часть собственных.

Если же избирательное право содержит ограничения имущественного характера, по признаку пола, расы, этнической или религиозной принадлежности, идейным убеждениям, то это ставит под сомнение его демократический характер.

2. Принцип равенства предполагает одинаковую для всех избирателей возможность влиять на результаты выборов. Равенство избирательного права достигается:

* наделением каждого избирателя равным числом голосов (как правило, одним, но иногда избиратель может обладать двумя и более голосами);

* обеспечением единой нормы представительства, т.е. каждый депутат представляет примерно равное число жителей или избирателей.

С учетом последней нормы образуются избирательные округа.

Возможны определенные отклонения от этого принципа, например, с помощью так называемой "избирательной геометрии". В этом случае при нарезке избирательных округов нарушается единая норма представительства, и голоса избирателей приобретают разный вес. Например, если от округов с населением 100 тыс. и 200 тыс. жителей избирается по одному депутату, то голос избирателя в первом округе весит примерно вдвое больше голоса избирателя второго округа.

Нарушением принципа равенства избирательного права является также деление избирательного корпуса по этническому, социально-классовому, территориально-поселенческому и другим признакам на неравноправные части - курии - с заранее установленным числом мандатов, предоставляемых каждой из этих групп. Так, в Палате депутатов Иордании девять мест зарезервировано за христианами, шесть - за бедуинами, три места - за черкесами и чеченцами.

3. Принцип прямого избирательного права предполагает право граждан участвовать в формировании выборных институтов власти непосредственно. Он действует практически повсеместно на выборах органов местного самоуправления, однопалатных парламентов, нижних палат двухпалатных парламентов, иногда - верхних палат (например, в США, Италии, Польше), президентов (например, во Франции, Австрии, Финляндии).

Косвенное избирательное право, в отличие от прямого, предусматривает право граждан участвовать в формировании выборных институтов власти через посредство избираемых ими представителей, которые затем выбирают президента или депутатов. Пожалуй, самым известным примером применения косвенного избирательного права являются выборы президента США, осуществляемые избирателями не напрямую, а через коллегию выборщиков.

4. Принцип тайного голосования предполагает исключение контроля за волеизъявлением избирателя. Тайна голосования обеспечивается тем, что избиратель заполняет бюллетень в закрытой от посторонних взглядов кабине.

Из этого правила есть исключения. Например, при выборах в Народную палату индийского парламента осуществляется нумерация бюллетеней, что позволяет определить, за кого голосовал избиратель.

Выделенные принципы избирательного права должны быть не просто закреплены в конституции. Этого недостаточно. Они должны применяться на практике. В противном случае эти принципы превратятся в красивую декларацию, не более того.

 

 

Заключение

Итак, избирательная система есть порядок организации и проведения выборов, а также определения результатов голосования при выборах представительных органов, ряда высших органов государства и должностных лиц (прежде всего при выборах президента), а также представительных органов субъектов федерации в федеративном государстве, органов автономных образований, органов местного самоуправления, их глав.

Политическая система в современном российском обществе имеет ряд особенностей. Прежде всего в ее институциональной подсистеме заметны акцент в перераспределении властных полномочий в пользу исполнительных органов и существенное ограничение функций законодательных институтов власти, которые практически лишены возможности осуществлять контроль за деятельностью исполнительных органов (правительства, премьер-министра и т.д.), наблюдать за ходом реализации принимаемых ими законов.

Кроме того, с точки зрения характера распределения власти и взаимоотношений политической системы и общества в России существует, скорее, авторитарная плюралистическая система. Авторитарная политическая система характеризуется концентрацией власти в едином центре, каковым являются Президент и его администрация. Поле деятельности представительных органов власти ограничено. Плюрализм же обнаруживается в разделении властей в государстве, многопартийности, передаче ряда законодательных и исполнительных полномочий от центра субъектам федерации.

Для российской политической системы также характерны низкий удельный вес политических партий, их слабое влияние на власть и общество. Эти особенности свидетельствуют о противоречии между политической структурой и ее культурным основанием. Дело в том, что замена политических институтов прежней системы (в частности, КПСС, Советов всех уровней) новыми, куда вошли Президент, двухпалатный парламент (Федеральное Собрание), осуществлялась быстрее, чем происходили изменения в политической культуре общества.

Новые институты часто не находят поддержки в обществе, поскольку в нем еще господствуют старые политические нормы и ценности, стандарты политического поведения. Отбрасывание коммунистических ценностей (равенства, справедливости, коллективизма) автоматически не привело к утверждению в обществе либеральных ценностей (индивидуализма, собственности, свободы и т.д.). Это особенно хорошо прослеживается в понимании населением такой ценности, как свобода, которая воспринималась как российское понятие "выйти на волю", т.е. делать что пожелаешь, а не понималась как свобода выбора, связанная с уважением прав и свобод других людей, ответственностью за принятое решение, поступок. Поскольку наша политическая система еще не сформировала свое культурное основание в виде признанных в обществе демократических идеалов, ценностей, норм, ее возможности интегрировать общество, обеспечить единство и стабильность довольно ограничены. Поэтому политическая система в России еще какое-то время будет балансировать между целостностью общества и его дезинтеграцией, распадом.

Слабая интегрированность в российскую политическую систему разнородных групп, партий, движений проявляется в том, что политические силы имеют ограниченный доступ к процессу принятия решений. Посттоталитарную систему как механизм власти пока точнее было бы назвать закрытой, чем открытой. Ей свойственны черты олигархичности. Это касается прежде всего процесса принятия решений, которые до последнего времени осуществляла узкая группа лиц: Президент - глава администрации Президента - премьер-министр.

Недостатком политической системы России является и ее слабая реактивная способность. В частности, она не всегда своевременно и адекватно реагирует на существующие и вновь возникающие интересы и потребности населения, нередко запаздывает при разрешении социальных конфликтов (например, манифестации протеста обманутых вкладчиков, работников бюджетной сферы, не получающих зарплату).

Однако следует признать, что реформирование политической системы - процесс всегда сложный и длительный, сопряженный с временными неудачами и просчетами.

В Российской Федерации действует смешанная избирательная система.

В заключение отмечу, что в качестве важнейших направлений реформирования избирательной системы современной России можно отметить следующие:

осуществление реального разделения власти, что расширило бы избирательное поле - количество выборных властных позиций, а следовательно, способствовало бы дальнейшей демократизации страны;

создание реальных гарантов демократической организации и проведения выборов через расширение полномочий Федерального Собрания и Конституционного Суда в деле контроля над работой Центральной избирательной комиссии РФ и всем избирательным процессом;

демократизация информационной власти СМИ (прежде всего, электронных - радио, телевидение), обеспечение государством равенства возможностей для всех участников выборов.

 

 

5.

В условиях глобализации рынков и капиталов постепенно изменяется роль национального государства, которое из-за противоречия между глобальным характером деятельности транснациональных корпораций и локальным налогообложением лишается пространства для маневра и, следовательно, реальных рычагов управления. Институты и организации гражданского общества, которые строились вокруг демократического государства и социального контракта между трудом и капиталом постепенно теряют свое значение в реальной жизни людей. Причиной этого, по мнению М.Кастельса, стала потеря структурами гражданского общества "легитимной самобытности"[1].

Основным противоречием (и соответственно движущей силой развития) формирующегося нового информационного общества, основанного на сетевых информационных структурах, является противоречие между глобализацией мира и самобытностью (идентичностью) конкретного сообщества.

Кастельс, опираясь на концепцию французского социолога Алена Турена, вводит понятия "самобытность сопротивления" и "самобытность, устремленная в будущее». В обществе сетевых структур наряду с государственными структурами, глобальными сетями и индивидуумами существуют сообщества, которые объединились вокруг самобытности сопротивления. Это сопротивление направлено против основной тенденции развития современного общества - глобализации. Важной чертой этих сообществ является минимальная включенность в структуры традиционного гражданского общества и их, в большей части, протестный характер. Однако, з перспективе, часть из этих сообществ от сопротивления сможет перейти к самобытности устремленной в будущее и тем самым будет способна создать нечто подобное "новому гражданскому обществу" и новому государству.

"Новая самобытность, устремленная в будущее, подчеркивает Кастельс, возникает не из былой самобытности гражданского общества, которой характеризовалась индустриальная эпоха, а из развития сегодняшней самобытности сопротивления"[2]. Кастельс приводит основные группы сообществ, которые по его мнению могут через самобытность сопротивления перейти к самобытности, устремленной в будущее и направленной на преобразование общества в целом с одновременным сохранением ценностей сопротивления доминирующим интересам глобальных потоков капитала и информации.

Это, прежде всего, религиозные, национальные и территориальные сообщества. Кастельс подчеркивает особую важность учета этнического фактора, который выступает в качестве ведущего фактора как угнетения, так и освобождения и привлекается в поддержку других форм самобытности сообщества (религиозной, национальной, территориальной). Территориальная самобытность и рост ее общемировой активности ведет, по его мнению, к возвращению на историческую сцену "города-государства", как характерной черты века глобализации. Женские сообщества и движения экологистов также имеют потенциал для формирования самобытности устремленной в будущее.

Признаком соответствия этих сообществ новой архитектуре сетевого информационного общества является их сетевая, децентрализованная форма организации и самоорганизующиеся системы циркулирования информации внутри сообщества. "Именно этот децентрализованный, неуловимый характер сетевых структур социальных изменений, заключает Кастельс, столь затрудняет восприятие и идентификацию новой самобытности, устремленной в будущее, которая складывается сегодня"[3].

С идеями Кастельса созвучны выводы многих социологов и политологов, исследующих социальные процессы в современном обществе, возникшие в связи с глобализацией общественных и экономических отношений. Например Хайко Шрадер приводит доказательства того, что в глобализованной экономике существуют многочисленные хозяйственные связи, которые базируются на личных отношениях. "Глобализация и персонализация с этой точки зрения, отмечает Х.Шрадер, одновременные процессы, и оба процесса ставят под вопрос национальное государство и государственное гражданство как значимый, создающий солидарность образей идентичности"[4].

Говоря о практической востребованности теоретических построения М.Кастельса следует иметь в виду, что профессор

Кастельс является членом высшего экспертного совета по проблемам информационного общества при Комиссии ЕС, что позволяет ему продвигать свои идеи при реализации конкретных проектов.

 


<== предыдущая | следующая ==>
Оценка результатов перехода | Silverrun

Date: 2015-09-25; view: 1109; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию