Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из христианских Священных Писаний





Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его.

От Марка, 12:32

Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены.

От Матфея, 10:29-30

Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем, и движемся, и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род"... Мы, будучи родом Божиим...

 

Деяния, 17:27-29

 

 

Дух Божий живет в вас... Духом Своим, живущим в вас.

 

Римлянам, 8:9,11

 

 

Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм — вы.

 

1 Коринфянам, 3:16-17

 

 

А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.

 

Там же, 6:17

 

 

Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете Вы от Бога, и вы не свои, ибо вы куплены дорогою ценою? Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.

 

Там же, 6:19-20

 

 

Но у нас один Бог Отец, из Которого все... Которым все, и мы Им.

 

Там же, 8:6

 

 

Да будет Бог все во всем.

 

1 Коринфянам. 15:28

 

 

Ибо вы — храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду. ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.

 

2 Коринфянам, 6:16

 

 

Бог один.

 

Галатам, 3:20

 

 

Утвердиться Духом Его во внутреннем человеке.

 

Ефесянам, 3:16

 

 

Один Бог и Отец всех. Который над всеми... и во всех нас.

 

Там же, 4:6

 

 

Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков.

 

1 Тимофею, 1:17

 

 

Я есмь Альфа и Омега, начало и конец... Который есть и был и грядет.

 

Откровение Иоанна, 1:8

 

 

Из Священных Писаний ислама

 

 

Ваш Бог — Бог единый, и нет иного Бога, кроме Него; Он милостив и милосерд.

 

Коран, 2:158

 

 

Мы принадлежим к Богу и к нему возвратимся.

 

Там же, 2:151

 

 

Во власти Бога и Восток и Запад; куда ни обратитесь вы, везде вы встретите Лицо Бога, ибо Бог вездесущий и всеведущий.

 

Там же, 2:109

 

 

Есть только один Бог, нет Бога, кроме Бога, Живого и Неизменного. Ни дремота, ни сон не овладевают Им. Ему принадлежит все, что есть на небесах и на земле. Кто может предстательствовать перед Ним, если не будет на то Его воли? Он знает, что было до них и что будет после них, — люди же постигают из мудрости Его лишь то, чему Он пожелает их научить. Престол Его простирается на небо и на землю, и Он без всякого труда охраняет их. Он Высочайший, Великий.

 

Коран, 2:256

 

 

Нет Бога, кроме Бога Живого, Неизменного.

 

Там же, 3: 1

 

 

Бог един.

 

Там же, 4:169

 

 

Всем нам предстоит вернуться к Богу.

 

Там же, 5:53

 

 

Нет Бога, кроме единого Бога.

 

Там же, 5:77

 

 

Который питает других, а Сам не нуждается в том, чтобы Его питали.

 

Там же, 6:14

 

 

Скажи: существует, конечно, только единый Бог.

 

Там же, 6:19

 

 

У Него есть ключ ко всем тайнам. Он один их знает. Он знает о том, что существует на земле, и о том, что скрыто в глубине морской. Листка не упадет без Его ведома. Нет ни одного зерна в мрачных недрах земли, нет зеленой или высохшей былинки, которая не была бы означена в книге явной.

 

Там же, 6:59

 

 

От Господа ничего не укрывается из всего сущего на небе и на земле.

 

Там же, 14:41

 

 

Все погибнет, кроме Лика Божия... К Нему возвратитесь вы.

 

Там же, 28:88

 

 

Мы ближе к Нему, чем Его собственная становая жила.

 

Там же, 50:15

 

 

Он видит деяния ваши.

 

Там же, 57:4

 

 

Бог обо всем свидетельствует. Разве не видишь ты, что Богу ведомо все сущее на небесах и на земле? Не бывает беседы между тремя лицами так, чтобы Он не присутствовал четвертым, не собирается вместе пятерых без того, чтобы Он не был шестым. Не бывает ни большого, ни меньшего сборища так, чтобы Его не было вместе с ними, где бы они ни находились... ибо Он обо всем осведомлен.

 

Коран, 58:7-8

 

 

Скажи: Бог един, Вечный Бог.

 

Там же, 112:1-2

 

 

Бог говорит: "Я упование того, кто надеется на Меня; и Я с ним и вблизи его, когда он вспоминает обо Мне".

 

Изречение Магомета

 

 

Бог говорит: "Если кто старается приблизиться ко Мне на один вершок,24 то Я приближаюсь к нему на аршин; и если кто силится приблизиться ко Мне на аршин, Я к нему приближаюсь на две сажени; и если кто идет ко Мне, то Я бегу ему навстречу".

 

Изречение Магомета

 

 

Бог говорит: "О человек! Следуй только Моим законам, и ты станешь подобен Мне, а затем скажи: "Будь", и вот Оно есть".

 

Изречение Магомета

 

 

Бог говорит: "Для любимого Мною человека Я — слух его, которым он слышит, Я — зрение его, которым он видит, Я — руки его, которыми он держит, и Я — ноги его, которыми он ходит".

 

Изречение Магомета

 

 

Бог был, когда ничего не было. Он все знает, что было и будет. Он есть свет без тени, жизнь без смерти и знание без неведения. Таким, какой Он сегодня. Он остается вовеки.

 

V Имам, Магомет, сын Али

 

 

Ты еси абсолютное Бытие; все остальное — призрак.

 

Джами

 

 

Если ты проникновенно всмотришься в корень материи, то ты постигнешь, что Он есть и Видящий, и Око, и Видение.

 

Гулчан-г-Раз

 

 

Из Священных Писаний сикхов

 

 

Он Сам есть Единый, и Он Сам есть множество... Он всегда пребывает во всем.

 

Джанджи

 

 

Без примет, непостижимый; не предмет; неприкосновенный времени или действию; нерожденный; из никакого лона; самосущий; безусловный; непоколебимый.

 

Соратх, 1

 

 

Он Сам и бесформенное, и форма; Единый без качества и с качествами. О Нем Одном говорится, о Нанак. Этот Единый есть множество.

 

Баванаккхри Гуру, V

 

 

Что видимо, есть Брахм; что слышно, есть Брахм; Он именуется Единым и только Единым.

 

Гуру, III

 

 

Веда не знает Его величия; Брахма25 не знает Его тайну; Аватары не знают Его границ; Господь Всевышний Парабрахман — без границ.

 

Раткали Гуру, V

 

 

Непроявленный Господь, сокровенный Учитель, наполняющий все сердца и направляющий их изнутри, куда бы я ни взглянул, всюду Ты еси.

 

Бхарон Гуру, V

 

 

Он един есть. Он все во всем. Своими законами Он поддерживает вселенную.

 

Сукхмани Гуру, V

 

 

В каждом сердце пребывает Гари. Так провозглашают мудрецы.

 

Гуру, IХ

 

II. ПРОЯВЛЕНИЕ БОГА ВО ВСЕЛЕННОЙ

 

Все теологии различали между Богом в Его истинной природе и Богом в проявлении. Сама религия не придает особого значения этой разнице, так как имеет дело с отношением человека к Богу, а не с метафизическими умозрениями, которые требуются теологией. Эти требования вызываются потребностью разума ответить на возникающие перед ним задачи, тогда как сердце ищет только одного: объекта для любви, и поклонения. "Логос Души един"; Слово, говорящее человеческому Духу, не нуждается в объяснительной теологии, чтобы защитить Себя перед Своим подобием.

 

Но религии обладали всегда своими теологиями, и в последних заключались глубокие, истины, выраженные в умозрительных терминах, причем форма этих истин видоизменялась с каждой особой религией и даже с каждым отдельным учителем. Религиозные распри разгораются вокруг этих терминов, а не вокруг самих истин, для которых термины служат лишь частичными и неполными выражениями. Дух един, тогда как интеллект многообразен и, подобно призме, разлагает белый свет истины на его составные цвета, из которых каждый отличается от остальных, оставаясь в то же время нераздельной частью единого белого света.

 

Во главе этих неизменных истин стоит истина о божественном Самопроявлении во вселенной, и это Самопроявление признается мыслью, способною проникать в глубину, троичным: Бог проявляет Себя в трех Аспектах, в трех основных Видах, тремя существенными Качествами, которые выполняют три первичные Деятельности по отношению к Его вселенной. На основании этой истины возникла идея божественной Троицы во многих религиях, как древних, так и современных; отрицание этой идеи в мусульманской религии обязано, с одной стороны, тому грубому антропоморфизму, с которым идея эта была представлена, а с другой стороны, сказавшейся во времена пророка Магомета великой необходимости подчеркнуть Единство Бога, ввиду того хаоса многобожия, в котором утрачено было сознание Единства. Разумно установленная, эта истина не может вызвать никакого возражения. Но ее понимание, эмоционально выраженное невежественным, хотя бы и любящим поклонником, может действительно возмутить философа.

 

Индус говорит о непроявленном Боге, о Бесконечном и Абсолютном, неизменно Самосущем и Безусловном, как о "Неимеющем качеств", тогда как проявленного Бога, верховного Владыку вселенной, он представляет "имеющим качества". Этими основными качествами он считает Бытие, Сознание и Блаженство, и в троичности человеческого Духа с его тремя свойствами — деятельностью, познаванием и волей — он видит ограниченное отражение или образ Господа и в то же время доказательство троичности того объекта, который Дух человеческий отражает в себе. В Писаниях последователей Зороастра идея Бога выражается тремя понятиями: "Я есмь", "Мудрость" и "Блаженство", рядом со многими иными качествами.26 Точно так же и еврейская религия заявляет, что человек сделан по подобию Божию, а в своем внутреннем учении — скрытом от народа по той же причине, которая повлияла и на арабского Пророка, — она говорит: об Эйн-Соф, о Едином, проявляющемся как Кетер, Корона,— Аспект Блаженства Бога, корень Воли в человеке; о Бина, Разуме, — Аспект Сознания у Бога, корень Познания у человека; о Хокма, Вселенском Разуме, — Аспект Бытия Бога, корень Деятельности у человека. В этом заключается коренная истина, лежащая в основе всех троичных Ипостасей, какими бы именами они ни назывались в различных религиях: Отец, Сын, Святой Дух у христиан; Шива, Вишну и Брама у индусов; Амитаба, Авалокитешвара, Манжусри у китайских и тибетских буддистов; Ахура-Мазда, Спента- и Ангро-Майнью и Армаити у последователей Зороастра; Могучий, Мудрый и Милосердый у мусульман, а также различные названия Троицы у египтян, халдеев и в других мертвых религиях; все в один голос провозглашают эту внутреннюю троичность, обнаруженную Богом в проявлении и отраженную в троичности сознания той вселенной, в которой Он проявляется. Три Аспекта божества, раскрывающихся во вселенной, становятся для обитателей этой вселенной тремя Сущностями; употребляя же слова известного христианского исповедания, — "тремя Лицами единого Бога". За всеми этими представлениями скрывается глубочайшая метафизическая истина — вселенская и отвлеченная, применимая ко всем мирам, прошедшим, настоящим и будущим, которые являют собой не более как выражение этой истины во Времени и Пространстве: Истина эта может быть выражена как "Единое Я", как Не-Я, или вселенная, которая есть Его Мысль, и как Его мышление о ней, которое представляет собой отношение между Мыслителем и Мыслью, благодаря чему последняя живет и приносит плоды.

 

Наш разум не может избежать троичности, присущей проявлению, и эта основная истина была выражена всевозможными способами — и первобытным, и философским, и мистическим, и антропоморфическим; выражения ее разнообразны, но сама истина остается всегда одна и та же, внедренная в самую суть нашего существа. Верно понятая, она не может быть отвергнута.

 

Проявленный Бог есть Корень вселенной; некоторые религии говорят об эманации, другие о творчестве; верно лишь одно, что нет ничего, кроме Бога, а самый метод, которым Он осуществляет вселенную, есть второстепенный вопрос. Он — Создатель, Строитель, Архитектор Своих миров. Его жизнь зарождает их и сохраняет во все время, положенное для их существования, а когда время это заканчивается, Он возвращает их из состояния раздельности в Свое Единство. "А затем (наступает) конец", дабы был "Бог все во всем"27 или, как говорит мусульманин, "все погибнет, кроме Его Лица".28

 

Дело осуществления вселенной, одарение ее участием в Его Бытии, внедрения в нее, если можно так выразиться, части Его Жизни принадлежит по необходимости третьему божественному Аспекту: "И Дух Божий носился над водою",29 — говорит еврейское Писание. Брама, говорит индус, есть Создатель, "Предок всех Миров".30 "Тот Господь есть Создатель... чье Имя есть невидимо Развивающий, Бог",31 — говорит последователь Зороастра. "Бог есть ваш Господь... Создатель всех вещей",32 — говорит мусульманин. Не существует никакого разногласия в религиях относительно того, что Бог есть Источник жизни, что все существующее обязано своим бытием Ему. Эта творческая деятельность Бога есть проявление Его третьего Аспекта, христианин сказал бы — Его третьего Лица.

 

Бог поддерживает и сохраняет миры, и этот второй вид Его деятельности есть то, что называется проявлением Его второго Аспекта или Лица по отношению к Его вселенной. "Он заботится обо всех вещах",33 — заявляет мусульманин. "Его жизнью поддерживается вселенная",34 — говорит индус. Еврейские Писания переполнены заявлениями о непрестанном присутствии в мире Бога, руководящего, правящего и наставляющего.35 А когда наступает период покоя, Он призывает снова к Себе Духов, исшедших из Него, разрушая созданные Им миры. "Я есмь имя Разрушителя всего",36 — возвещает Ахура-Мазда Зороастру. "В твоем Господе будет конец всех вещей, — говорит Магомет, — и к Богу возвратятся все вещи".37 Для индусов Шива есть Разрушитель всех форм и Освободитель всех Духов, конечный мир и Блаженство. "Таким образом один и тот же единый Бог... принимает назначение Брамы, Вишну и Шивы по мере того, как Он создает, сохраняет или разрушает... Он есть Причина создания, сохранения и разрушения".38

 

В этом учении о трех божественных Аспектах — о Боге по отношению к Его вселенной — мы имеем первичную истину о божественном Единстве, выраженную конкретно и примененную к основным деятельностям Бога в Его мирах. Как один человек может быть одновременно и супругом, и отцом, и господином и может быть виден с одной стороны своей жене, с другой — своим детям, с третьей — своим слугам и все же во всех своих сношениях с людьми оставаться одним и тем же человеком, так же и Бог в Своих трех Аспектах, как Создатель, Охранитель и Освободитель, остается одним и тем же Богом. Он есть Отец нашего духовного Начала, Покровитель наших жизней, Источник наших деятельностей; в этом тесном отношении мы стоим к Нему как индивидуальности, тогда как Его собственная природа познается нами как глубочайшая Суть.

 

 

Из индусских Священных Писаний

 

 

Познавший Бога, Который без начала и без конца, Который в этой твердой материи есть Творец вселенной, Который имеет бесконечный образ, познавший Единого, проникающего вселенную, освобождается от всех оков.

 

Шветашватара упанишада, V, 13

 

 

Он творит вселенную и знает вселенную; Он есть Причина Духа, Владыка времени, проявляющий качества; Он всеведущий, Господь материи и сознательного воплощенного существа. Правитель качеств, Причина освобождения, существование и рабство. Он подобен Самому Себе, бессмертный, пребывающий в, образе Правителя, премудрый, вездесущий, хранитель этого мира; нет другого источника господства.

 

Там же, VI, 16, 17

 

 

Когда Он проявляется, все проявляется за Ним; Его проявлением весь мир становится проявленным.

 

Катха упанишада, II, v, 15

 

 

Тогда Самосущий, Господь, непроявленный, но проявлявший вселенную, явился с мощной силой, Рассеятель Тьмы. Он, постижимый тому, что превыше чувств, непроявленный, древний, содержащий все существа, непостижимый, Он Сам воссиял.

 

Ману-смрити, I, 6,7

 

 

Он есть невидимое, неосязаемое Существо, без происхождения, без различия, без ока или уха, без руки или ноги, вечное, всепроникающее, вездесущее, тонкое, неистощимое Существо, Которого мудрые признают источником вселенной.

 

Мундака упанишада, I, i, 6

 

 

Подобно тому как от горящего пламени на тысячу ладов исходят подобные же искры, так и из Неразрушимого, о любимый, рождаются различного рода существа и затем возвращаются к Нему...

 

От Него рождаются Дыхание, Разум и все Чувства, Эфир, Воздух, Огонь, Вода и Земля, опора их всех...

 

От Него различными путями рождены Лучезарные, Садхи, Люди, Животные, Птицы.

 

Там же, I, ii, 3-7

 

 

Воистину все это есть Вечный Единый, от Него оно исходит, в Него погружается и Им держится.

 

Чхандогья упанишада, III, XVI, 1

 

 

Он захотел: "Да буду Я множеством, да буду Я рожденным".

 

Ригведа, I, CXIV, 26

 

 

В конце века, о Каунтея, все сущее поглощается Моей низшей природой; при начале века Я их снова рождаю. Скрытый в Моей собственной природе, с силою Я снова и снова зарождаю это множество существ, бессильных и беспомощных.

 

Бхагавадгита, IX, 7, 8

 

 

Неразрушимый, Высочайший есть Вечный; Суть Его именуется Самопознанием; Эманация, которая есть причина рождения существ, именуется Действием; знание Элементов касается Моей преходящей природы, а знание Лучезарных касается жизнедающей энергии.

 

Там же, VIII, 3, 4

 

 

Единый, единственный Бог, Джанардана, принимает названия Брахмы, Вишну и Шивы, согласно тому, что Он творит, хранит или разрушает... Он есть причина творения, сохранения и разрушения.

 

Вишну-пурана, I, II, 62

 

 

Из Священных Писаний парсов

 

 

Армаити, Совершенная Мысль, есть Твоя мысль, о Ахура-Мазда! Твое есть духовное знание творить мир.

 

Агунавад Гата, XXX, I, 9

 

 

О Ахура-Мазда! Я несомненно Тебя признаю как Всемогущего и Кормильца, ибо той Десницей, которой Ты оказываешь помощь и грешнику, и святому, — той самой Ты благословляешь их.

 

Уштавад Гата, XIII, 4

 

 

Ахура-Мазда говорит: "Я — Защитник, Я — Жизнедатель и Кормилец, Я — Ведающий и самый духовный Руководитель... Я от имени Ахуры (Жизнедателя), и Я от имени Мазды (Премудрого)".

 

Яшт, I, 12

 

 

О Ахура-Мазда! Скажи Мне воистину, что Я спрашиваю. Кто был вначале Творец и Отец Истины? Кто указал путь Солнцу и звездам? Кто есть, кроме Тебя, направляющего рост и увядание месяца?

 

Уштавад Гата, xliv, 3

 

 

О Пресвятый Ахура-Мазда! Звезды и Солнце, вестник дня, вращаются лишь ради славы Твоей.

 

Спентомад Гата, I, 10

 

 

Первый Великий Мыслитель, чья сияющая слава проникнута Светами бесконечных сфер. Тот, Кто в силу всеобъемлющего могущественного знания Своего есть Творец, Вседержитель.

 

Агунавад Гата, XXXI, 7

 

 

О Ахура-Мазда! Когда Ты впервые Своим Разумом сотворил все живые существа и создал Законы, тогда Ты одарил нас физической жизнью и разумом, а также дал нам способность к работе и религиозные учения.

 

Там же, XXXI, 11

 

 

Хвала Тебе, Ахура-Мазда, троякая хвала перед лицом всех творений.

 

Авеста, Кварсет Ньайс, I

 

 

О Ахура-Мазда! по Твоей царской праведности Ты пребываешь в одной обители с Аша (Истина) и с Вогу-Мано (благой Разум).

 

Уштавад Гата, xIix, 9

 

 

Тот, Кто известен как самый Премудрый и Жизнедатель в своем неистощимом могуществе и Кто решил в своей сфере, что счастье и бессмертие будут достигаться через Истину и благой Разум.

 

Там же, хIv, 10

 

 

Когда родившиеся в истинном счастье39 вступают в благую обитель Ахура-Мазды, Вогу-Мано и Аша, тогда воистину разбивается власть Дружи (материи).

 

Агунавад Гата, XXX, 10

 

 

Ахура-Мазда говорит: "Вследствие Моего знания и Моей мудрости мир был с самого своего начала, и потому мир и продолжит быть до самого конца".

 

Яшт, I, 25

 

 

Мы вспоминаем Ахура-Мазду, сотворившего животных и хлеба, сотворившего воду и прекрасные деревья, сотворившего Светы (сферы), и землю, и все творения.

 

Гаптан Яшт (или Яшт, II). Отрыв. III, 1

 

 

Арурвиле, Ахура-Мазде и вам, Аша и Вогу-Мано, я пою хвалу, вам, Которых есть растущая мудрость и царствие вечное. Да приблизитесь вы через это поклонение ради моей радости.

 

Агунавад Гата, XXVIII, 3

 

 

Примечание. Ахура-Мазда, Аша (Истина) и Вогу-Мано (Благой Разум) составляют любимую Троицу парсов. Иногда два последних относятся к Амешаспентам.

 

Один последователь Зороастра пишет: "Эта Троица — Ахура-Мазда, Аша и Вогу-Мано часто встречается в Гатах. Хотя в Авесте Ахура-Мазда, первый Логос, часто употребляется как соединяющий в себе все три Логоса в одном, иногда Он означает собой и Непроявленного; Аша, "олицетворенный Закон", по выражению д-ра Лауренс-Миль, соответствует дхарме, а Вогу-Мано, вселенский Разум, символизирует собою то второй, то третий Логос. Все три пребывают в той же "обители" (hademoi = ha + deman, тот же дом, или план).

 

 

Из еврейских Священных Писаний

 

 

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему.

 

Бытие, 1:26

 

 

Спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие? В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти.

 

Иов, 12:7-1040

 

 

Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их: Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах. Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все живущие во вселенной, ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось.

 

Псалтирь, 32:6-9

 

 

Твои лета в роды родов. В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся.

 

Псалтирь, 101:25-28

 

 

Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом.

 

Притчи, 3:19

 

 

Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней.

 

Исаия, 42:5

 

 

Я создал землю и сотворил на ней человека; Я — Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я.

 

Там же, 45:12

 

 

Ибо вот Он, Который образует горы, и творит ветер, и объявляет человеку намерения его, утренний свет обращает в мрак и шествует превыше земли. Господь Бог Саваоф — имя Ему.

 

Амос, 4:13

 

 

Кто сотворил семизвездие и Орион и претворяет смертную тень в ясное утро, а день делает темным, как ночь, призывает воды морские и разливает их по лицу земли? — Господь имя Ему!

 

Там же, 5:8

 

 

Господь, распростерший небо, основавший землю и образовавший дух человека внутри его.

 

Захария, 12:1

 

 

Из буддийских Священных Писаний

 

 

В северной буддийской церкви Шива именуется Амитабхой. Безграничным Светом; Вишну именуется Падмапани, иначе Авалокитешвара; третье лицо Манжусри, Творческая Мудрость, соответствует Брахме.

 

Санскритско-китайский словарь. Eitel

 

 

Как Брахму я знаю Васетха, и мир Брахмы, и ведущий к нему путь. Да, я Его знаю, как знает вступивший в мир Брахмы и родившийся в пределах его.

 

Тевиджа-сутта

 

 

Из христианских Священных Писаний

 

 

Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

 

От Матфея, 28:19

 

 

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

 

От Иоанна, 1:1

 

 

Бог, сотворивший мир и все, что в нем. Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь, и дыхание, и все.

 

Деяния, 17:24-25

 

 

Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами.

 

2 Коринфянам, 13:13

 

 

Ибо в Нем (во Христе) обитает вся полнота Божества телесно.

 

Колоссянам, 2:9

 

 

Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит.

 

Там же, 1:15-17

 

 

Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино.

 

1 Послание Иоанна, 5:7

 

 

Достоин Ты, Господи, приять славу, и честь, и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено.

 

Откровение, 4:11

 

 

Из Священных Писаний ислама

 

 

Все, что находится на небе и на земле, — все принадлежит Ему и Ему повинуется. Он один на небе и на земле; возымев желание, Он говорит: "Да будет так!", и делается по слову Его.

 

Коран, 2:110-111

 

 

Господь мой, Который дает жизнь и отнимает.

 

Коран, 2:28

 

 

Который питает других, а Сам не нуждается в том, чтобы Его питали.

 

Там же, 6:14

 

 

Он повелел заняться заре; Он установил ночь для отдыха, а солнце и луну для счета времени.

 

Там же, 6:96

 

 

Он — Бог, ваш Владыка; и нет иных богов, кроме Него. Его, творца вселенной, почитайте. Он бдительно следит за всем. Люди не могли бы достичь Его своими взорами; от Его же взоров ничто не укроется: Он проницателен, Он осведомлен обо всем.

Там же, 6:102-103

 

 

На земле нет ни одной твари, которой Господь не позаботился бы обеспечить пищу...

 

Там же, 11:8

 

 

Разве ты не заметил, что Господь повелевает воде снизойти с неба? При помощи ее земля на другой же день покрывается зеленью. Бог преисполнен доброты и осведомлен обо всем.

 

Там же, 22:62

 

 

Он даровал вам жизнь, и Он же повелит вам умереть, а затем снова оживит вас.

 

Там же, 22:65

 

 

Награда Господа твоего стоит большего; Он лучше других распределяет блага.

 

Там же, 23:74

 

 

Он сотворил небеса и землю без всякой видимой опоры; Он бросил на землю горы, как сваи, для того, чтобы она не содрогалась.

 

Там же, 31:9

 

 

Бог — Творец всего мира; Он обо всем заботится; у Него ключ от неба и земли.

 

Там же, 39:63

 

 

Мы построили небо Своими руками и сделали его, конечно, сообразно с желанием Нашим. Подобно ковру распростерли Мы землю... Я создал людей и гениев только для того, чтобы они служили Мне. Я не прошу у них хлеба насущного; Я не прошу у них, чтобы они питали Меня.

 

Коран, 51:47,56,57

 

 

Все сущее на небесах и на земле возносит хвалы Господу. Он Могучий и Мудрый. Ему принадлежит власть над небесами и над землею; Он повелевает и жить и умереть. Он все может. Он первый и последний, видимый и скрытый; Ему все ведомо... все возвращается к Нему.

 

Там же, 57:1-3,5

 

 

Восхваляй имя Господа твоего Всевышнего, Который все создал и во всем установил равновесие, Который всему назначил особую судьбу и все направляет к одной цели. Который повелевает произрастать травам лугов и превращает их в сухое сено.

 

Там же, 87:1-5

 

 

О Боже! Ты создал Свои создания, не видя им подобия. О Боже! Ты раскинул земли без всякой помощи. О Боже! Ты все устроил без сотрудников. О Боже! Ты разрушишь эту вселенную, но не дашь ей погибнуть.

 

Молитва мусульманская

 

Превосходен День до дня и до ночи,

Свободный от тревог и усталости;

Мы были в слиянии с Царем Бытия.

Закон разлуки совершенно не действовал...

И никто еще не вкушал существования;

И не был человек отделен от Истины или от человека;

Все были погружены в море единства.

Вдруг океан бытия разбился на волны,

И весь проявился в Себе самом и из себя Самого.

 

 

Меснави. Джалал-ид-Дин-Руми

 

 

Из Священных Писаний сикхов

 

 

Создав существа, Он над ними поставил Время и ходом его стал управлять.

 

Соратх, 1

 

 

Я славлю Первичного Единого, Омкара, распростершего воду, землю и небо; первого Духа, непроявленного, нетленного; чей свет озаряет 14 миров; пребывающий одинаково и в муравье, и в слоне; для которого равны и правитель, и нищий; от формы двойственность; Дух без знамений, непосредственно познающий, сокровенный владыка каждого сердца.

 

Джапжи Гуру, I

 

 

Единый производящий, Единый вседержащий и Единый творящий правосудие.

 

Там же

 

 

Творец посылает радость и страдание, а Сам забывает.

 

Бэгачарай Ки Вар Гуру, IV

 

 

Своим словом создаешь Ты вселенную, и, сотворив ее, Ты проникаешь ее.

 

Вар-Ману Гуру, V

 

 

Когда Он Сам создал форму вселенной, Он проявил Себя в трех качествах.

 

Сукхмани Гуру, V

 

 

Когда Создатель рождает эманацию, тогда творение принимает бесчисленные тела; когда только Ты скрываешься, то все воплощенные погружаются в Тебя.

 

Чаупаи Гуру, Х

 

III. ВЕЛИКИЕ РАЗРЯДЫ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ

 

Божественная Жизнь облекается в бесчисленное разнообразие форм, и последние не ограничены нашим земным миром — этой точкой в безграничном Пространстве, — а также и теми видами материи, которые мы в состоянии видеть нашими глазами. В нашем собственном мире божественная Жизнь проявляется в минеральном царстве как Существование; божественные свойства Сознания и Блаженства начинают выражаться отчасти в возникающей чувствительности бесчисленных форм растительного царства; гораздо полнее проявляются эти свойства в чувствовании и зарождающейся разумности животных, и они же раскрываются вполне, проявляя троичную Природу Бога, в человеке — этом "венце творения". "В бессознательной земле, камне и т. д. проявляется лишь одно Существование (третий божественный Аспект), и Я (Self) еще не достигло формы индивидуализированного Духа. Неподвижные жизни, т. е. травы и деревья, а также и подвижные жизни, обладающие дыханием, являются ступенями проявления высшего вида".41

 

Было бы совершенно неразумно предполагать, что божественная Жизнь проявляется лишь в физической материи одного нашего ничтожного мира и ограничивается лишь нашей землей, водой и воздухом. Существуют не только бесчисленные населенные миры, но и огромные царства Пространства, всепроникающий эфир, миры, состоящие из материи слишком тонкой для нашего зрения, все это кишит существами, разделяющими неистощимую Жизнь Бога. Разумные существа всех степеней, сверхчеловеческие и подчеловеческие, принимая нашу собственную расу как мерило для сравнения, отражают божественный образ в вечно изменяющихся пропорциях; плодоносящие мириады жизней распределяются по ступеням необозримой лестницы, основание которой погружено во тьму видимых миров, а вершина теряется в величии небесного сияния:

 

... великого мирового алтаря ступени

Возносятся через тьму к самому Богу.42

 

Все религии признавали существование сверхчеловеческих невидимых Духов и называли их различными именами. Индусы и буддисты называют их дэвами, Лучезарными; евреи, христиане и мусульмане — ангелами и архангелами; последователи Зороастра дают им название семи амешаспентов (архангелов) с сонмами подчиненных им исполнителей (yazatas), включая сюда и фероаров. Большинство религий признают также существование низших духов, по большей части подчеловеческого порядка, и о них же говорится в народных верованиях всех стран и в произведениях наиболее одаренных воображением поэтов наших дней. Многие сенситивные люди чувствуют присутствие сознательной жизни в очаровывающих нас красотах природы, но есть и такие, которые способны видеть этих младших детей природы, забавляющихся в лесах, ручьях и воздухе; их называют духами природы, элементалями, феями, русалками, джиннами и т. д.

 

Дэвы или ангелы являются исполнителями воли Бога, разумными Сущностями, непрерывно работающими над тем, что мы называем "естественными законами природы". Они приводят в осуществление божественное Мышление в его непрерывной деятельности, ибо Бог сделал "Ангелов Своими посланниками",43 "Своими исполнителями, которые доставляют ему радость".44 Эти "Владыки Чистоты" правят в духовных и материальных мирах, "Владыки над всеми живущими в воде, Владыки над всеми живущими на земле, Владыки над всеми летающими, Владыки над всеми прыгающими. Владыки над всеми копытными".45 "Не все ли они суть служебные духи?"46 — спрашивает апостол Павел в Послании к евреям. Евреи говорят о том, как они охраняли пророка Елисея,47 и о других подобных проявлениях и заявляют, что создание земли происходило "при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости".48 Индусские и буддийские Писания полны ссылок на ангелов и описаний как их, так и миров, иных, чем наш мир, и сам Будда говорит о своем знании этих миров и их обитателей.49 По индусским Писаниям Создатель вызвал к жизни великие сонмы Лучезарных (дэв), одних — для сношения с человеком, а других — для оживотворения законов природы и для управления ими; по этим Писаниям дэвы предшествовали человеку в порядке эманации. Они имеют много имен, но все извлекают свое бытие и свои силы от единого Бога: "Все Лучезарные воистину Он Сам; все они опираются на Самого (Self)".50 И безразлично, упоминаются ли их имена или нет; всякая сила исходит от Бога, подобно тому как в монархическом государстве все предписания носят имя монарха, хотя бы они издавались и выполнялись его уполномоченными.

 

Некоторые из дэв управляют законами природы,51 другие заведуют помощью людям и отвечают на их молитвы, касающиеся материальных вещей: "Те, которые добиваются успеха в земной деятельности, поклоняются Лучезарным", но духовный человек не поклоняется им, ибо они помогают лишь в земных успехах, где "скоротечны воистину плоды".52

 

В христианской церкви упоминаются три больших разряда ангелов, подразделяемых на девять групп:

 

1-я — Серафимы, Херувимы, Престолы.

 

2-я — Власти, Силы, Господства.

 

3-я — Начала, Архангелы, Ангелы.

 

Начала суть Ангелы Хранители народов и государств, тогда как девятая группа касается исключительно индивидуального человека.

 

У мусульман имеется четыре великих архангела: Гавриил, Св. Дух или ангел Откровения; Михаил, ангел Покровитель; Азраил, ангел Смерти; Израфил, ангел Воскресения.53 Есть у них еще Сандольфон, ангел Молитвы. Около каждого человека находятся два приставленных к нему ангела, запечатлевающих его жизнь день за днем. Коран часто упоминает о деятельности ангелов; они "подчиненным образом управляют делами этого мира"54 и, по описаниям, обладают чистыми и тонкими телами, созданными из нур — тонкой огненной субстанции; они же имеют задачей запечатлевать действия людей и отделять их души от тела при смерти.55 Архангел Гавриил был тем, который принес божественную весть Пророку,56 как в христианских Писаниях Деве Марии.57 Коран говорит также о низших духах — о пяти разрядах джиннов или духов, относящихся к пяти элементам природы и созданных из огня; некоторые из них добрые, а некоторые злые; "некоторые из нас (духов) правдивы, а некоторые совсем иные: мы все различного рода".58 Обращение к ним не одобряется.

 

В Писании Вендидад дается длинный перечень духов природы, которым не следует поддаваться.59 Там встречаются также фероары неба, воды, земли, деревьев, скота, которые поддерживают живых существ.60 Интересно отметить, что в религии Зороастра имя Фероар, или Фраварши, употребляется одинаково и для духа природы, и для человеческого Духа; человек признается определенным разрядом в многочисленных рядах живых существ, причем одни разряды поднимаются над ним до самого проявленного Бога, а другие — спускаются вниз до простого атома.

 

Религия заставляет нас видеть во вселенной не мертвую машину или бездушный автомат, двигающийся механически по химическим и иным законам; она учит, что вселенная — живой организм, в котором химические действия — результаты живых деятельностей, подобно тому как химические изменения в клетках мозга являются результатом мышления; живой организм, в котором разум двигает природу к сознательно предусмотренным и заранее избранным целям. Религия определяет человека как существо, развивающееся среди других существ, из которых одни выше, а другие ниже его, и все развиваются подобно ему, поднимаясь на более и более высокие ступени, раскрывая скрытые возможности, развивая бесконечные потенции. Он — член великой семьи, в которой одни старше его, а другие моложе; старшие помогают ему, а младшие нуждаются в его помощи. Поразительная панорама взаимно переплетающихся жизней развертывается перед ним, и он видит, что и над ним, и под ним божественная Природа производит свою работу, следуя неизменной и совершенной Воле, которая и есть Закон; что ниже его уровня живые существа понуждаются этим Законом и бессознательно работают согласно с ним, а поднявшиеся выше его радостно присоединяются к этому Закону и работают сознательно, сообразуясь с ним, и что только на переходной человеческой ступени существует анархия борющихся воль. Он начинает понимать, что этот разлад есть необходимый переход от вынужденных деятельностей низших разрядов к добровольным, но одинаково закономерным деятельностям высшего Порядка; что человек занимает ступень, на которой развивается воля, и что анархия должна продолжаться до тех пор, пока его воля, которая является Аспектом Бога в человеке, не усвоит ту истину, что в добровольном согласовании с Волей Отца заключается истинная человеческая свобода. "Господь сказал: о человек! следуй только Моим законам, и ты станешь подобен Мне, и если скажешь: да будет, смотри! оно уже есть".61 И тогда перед ним развернется величавое представление о Небесном Человеке, тело которого состоит из живых клеток — индивидуальностей, двигаемых единою Жизнью. Представление это должно быть близко христианам, религия которых учит: "Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос... И вы — тело Христово, а порознь — члены".62 Те, которые поднимаются выше анархии враждующей человеческой воли на ступень сверхчеловеческую, становятся воистину "преславным телом", достойным пребывающего в нем Духа, двигаемого единой Волей, и эта божественная Воля направлена на то, чтобы поддерживать неустанно развивающиеся миры.

 

 

Примечание. Интересно, что одни и те же числа встречаются во всех религиях: у Зороастра 30 имен + 3 великих Духа; в индусской религии 33 великих дэвы; у гностиков 30 Корень Эонов + Христос, Св. Дух и Высочайший, что вместе опять составляет 33; 33 лежит и в основе неисчислимых сонмов.

 

 

Из индусских Священных Писаний

 

 

Индра, Митра, Варуна, Агни, так именуют Его, а Он златоперистый Гарутман. Мудрые говорят о Едином, как о многих; они называют Его Агни, Яма, Матаришва.

 

Ригведа, I, XIV, 46

 

 

Ею питайте Светозарных, и да питают они вас! Питая друг друга, вы достигнете высшего блага.

 

Бхагавадгита, III, 11

 

 

Стремясь к успеху в делах, люди приносят жертву Лучезарным.

 

Бхагавадгита, IV, 12

 

 

Поклоняющиеся Лучезарным идут к Лучезарным; поклоняющиеся предкам идут к предкам; те, которые поклоняются силам природы, идут к силам природы; но Мои поклонники идут ко Мне.

 

Там же, IX, 35

 

 

Воистину, в Тебя вступают сонмы Лучезарных и со сложенными руками в трепете славословят Тебя, сонмы пресвятых взывают к Тебе, воспевая Твою хвалу громким песнопением: "Да будет все ко благу!"

 

Там же, XI, 21-22

 

 

Да будет человек всегда изучать Веды и поклоняться Лучезарным; поклоняясь Лучезарным, он поддерживает движущиеся и неподвижные царства.

 

Ману-смрити, III, 75

 

 

Единый содержит в себе всех Лучезарных; все пребывает в Едином.

 

Там же, XII, 119

 

 

Из Священных Писаний парсов

 

 

Что принадлежит Лучезарным Амешаспентам, с чудодейственными глазами, великим, помогающим, сильным. Агурианы нетленны и чисты. Все семь подобного разума, все семь подобного делания; подобен их ум, подобно их слово, подобны их действия, и один у них Отец и Владыка, Творец Ахура-Мазда... они — созидатели и разрушители творений Ахура-Мазды, их творцы и руководители, их защитники и правители. Они поддерживают мир, так что он не стареет и не умирает, не впадает в тление и зловоние, но вечно живой, вечно растущий, царство желанное, в котором и мертвые могут воскреснуть, и бессмертие наступит для живых, царство совершения эволюции мира.

 

Замъяд Яшт, III, 15-19

 

 

С уважением мы вспоминаем Фароаров Мантры, Фароаров неба, Фароаров вод, Фароаров земли, Фароаров деревьев, Фароаров скота, Фароаров души и Фароаров святых творений.

 

Яшт, XIII, XXIV, 86

 

 

Фароары поддерживают небо, поддерживают воду, поддерживают землю, поддерживают детенышей (лоно) матерей, предохраняя их от смерти.

 

Ясна, XXIII, 1

 

 

Эти Фароары помогают прекрасному росту плодовых деревьев, лежавших до этой помощи без роста в течение долгого периода в одном месте в неподвижном состоянии.

 

Яшт, XIII, XV, 55

 

 

Из буддийских Священных Писаний

 

 

Он (Будда) совершенно Сам все постигает и видит как бы лицом к лицу эту вселенную, нижний мир со всеми его Духами и высший мир Мары, Брахмы, и всех творений, Саман и Брахман, Лучезарных и людей, и Он передает Свое знание другим.

 

Тевиджа-сутта

 

 

Беззаветностью поднялся Магаван (Индра) до господства над Лучезарными.

 

Дхаммапада, II, 30

 

 

Благоухание праведных поднимается, как высочайшее, до Лучезарных.

 

Там же, IV, 56

 

 

Побежденное "я" лучше "я" других; никто, даже Лучезарный, Гандарва, Мара или Сам Брахман не могут превратить в поражение победу человека, победившего самого себя и всегда владеющего собою.

 

Там же, VIII, 105

 

 

Какие бы духи ни собрались сюда, принадлежащие земле или живущие в воздухе, будем поклоняться совершенному Будде, почитаемому Лучезарными и людьми.

 

Ратана-сутта, 17

 

 

Многие Лучезарные и люди мечтали о благословении, мечтая о счастье.

 

Махамангала-сутта, 1

 

 

Ты знаешь дела этого мира, и дела Лучезарных, и конец конца.

 

Дхаммика-сутта, 2

 

 

Совершенный, в совершенстве поклоняющийся, достигает слуха Лучезарного и будет иметь успех, так говорю Я (ответ Будды на вопрос: зачем поклоняются Лучезарному).

 

Сундарикабхарадважа-сутта, 5

 

 

Даже и в радостях Лучезарных совершенный ученик Будды не находит радости.

 

Уданаварга, 18

 

 

Ученик преодолеет землю, и мир Ямы, и мир Лучезарных.

 

Там же, 43

 

 

Даже Лучезарные завидуют тому, чьи чувства покорены, как обузданные кони покорены возницею.

 

Там же, 24

 

 

Мы будем подобны сияющим Лучезарным, питающимся счастьем.

 

Там же, 197

 

 

Говори правду; не уступай гневу; давай, если у тебя просят; через эти три ступени ты приблизишься к Лучезарным.

 

Там же, 224

 

 

Из еврейских Священных Писаний

 

 

А Иаков пошел путем своим. И встретили его Ангелы Божии. Иаков, увидев их, сказал: это ополчение Божие.

 

Бытие, 32:1-2

 

 

Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их.

 

Псалтирь, 33:8

 

 

Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч; среди них Господь...

 

Там же, 67:18

 

 

Бог стал в сонме богов; среди богов произнес Суд.

 

Там же, 81:1

 

 

Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих.

 

Там же, 90:11

 

 

Ты творишь Ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий.

 

Псалтирь, 103:4

 

 

Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его.

 

Там же, 148:1-2

 

 

И молился Елисей и говорил: Господи! Открой ему глаза, чтобы он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея.

 

4 Царств, 6:17

 

 

Из христианских Священных Писаний

 

 

Жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.

 

От Матфея, 13:39

 

 

Тогда явился Ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного... И Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий перед Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие... В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве... имя же Деве: Мария.

 

От Луки, 1:11,19,26,27

 

 

Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.

 

Там же, 15:10

 

 

Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

 

От Иоанна, 1:51

 

 

Ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

 

Там же, 5:4

 

 

Ангел Господень ночью отворил двери темницы.

 

Деяния, 5:19

 

 

Вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили.

 

Деяния, 7:53

 

 

А Филиппу Ангел Господень сказал.

 

Там же, 8:26

 

 

Он в видении ясно видел... Ангела Божия, который вошел к нему.

 

Там же, 10:3

 

 

И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною. Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение. Прошедши первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним.

 

Там же, 12:8-10

 

 

Ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь и сказал: "не бойся, Павел, тебе должно предстать пред кесаря".

 

Там же, 27:23-24

 

 

Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем.

 

Римлянам, 8:38-39

 

 

Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.

 

Галатам, 3:19

 

 

Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано.

 

Колоссянам, 1:16

 

 

Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?

 

Евреям, 1:14

 

 

Вы приступили... ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов.

 

Евреям, 12:22

 

 

...От семи духов, находящихся перед престолом Его.

 

Откровение, 1:4

 

 

Семь звезд суть Ангелы семи церквей.

 

Там же, 1:20

 

 

... Которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю.

 

Там же, 5:6

 

 

И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола, и животных, и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч.

 

Там же, 5:11

 

 

И семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих.

 

Там же, 4:5

 

 

Из Священных Писаний ислама

 

 

Верующие признают Бога и Ангелов Его.

 

Коран, 2:285

 

 

Он избирает своих вестников среди Ангелов.

 

Там же, 22:74

 

 

Слава Господу, Творцу неба и земли, вестниками Которого являются Ангелы с двумя, тремя и четырьмя парами крыльев.

 

Там же, 35:1

 

 

Он создал гениев из чистого огня, огня без дыма.

 

Там же, 55:13

 

 

Теми, Которые были посланы один за другим, Теми, Которые стремительно, двигаются, Рассеивающими, Устанавливающими различения, Бросающими слово извинения или предостережения, что обещанное вам близко к осуществлению.

 

Там же, 77:1-7

 

 

Исторгающими насильственно, удаляющими осторожно, плавающими по воздуху, опережающими в беге своем, ведущими дела вселенной.

 

Коран, 79:1-5

 

 

Конечно, у Него есть стражи, которые старательно наблюдают за вами. Им известны деяния ваши.

 

Там же, 82:10-12

 

 

Иные из людей искали себе убежища у кое-кого из гениев, но это только увеличило безумие их. Люди эти, как и вы, гении, верили, что Господь никого не воскресит. В полете своем мы дотронулись до неба, мы нашли его наполненным стражами сильными и дротиками пламенеющими. И воссели мы на седалищах, чтобы услышать, что происходит там; но всякий, кто отныне пожелает услышать, найдет пламенеющий дротик, который будет подстерегать его, чтобы поразить. Мы не знаем, было ли это несчастьем, которое назначено людям земли, или же Господь хотел только направить их по пути правому. И среди нас, гениев, есть и добродетельные, и порочные; мы разделены на различные виды. Мы думали, что мы не могли бы ослабить могущества Господа на земле, что мы не сумели бы ослабить Его и своим бегством. Как только мы услышали Книгу направления (Коран), мы уверовали в нее.

 

Там же, 72:6-13

 

 

Из Священных Писаний сикхов

 

 

Что это за врата, что за дом, в котором пребывая, Он поддерживает все?

Бесчисленны музыкальные инструменты, бесчисленны музыканты.

Бесчисленны песни и бесчисленны певцы.

Тебе поют ветер, вода, огонь и дхарма-раджа у двери Твоей;

Тебе поет Читра-Гунта, ведущий летопись кармы и знающий ее; написав, он решает согласно дхарме;

Тебя воспевают Шива, Брахма и почитаемые Лучезарные, Тобою созданные;

Восседающий на Своем престоле Индра, вместе с воинством Лучезарных, славословит Тебя у врат Твоих;

Тебе поют молящиеся сиддхи и поклонники Твои, погруженные в медитацию;

Тебе поют джаты, правдивые и довольные;

Тебе поют славные герои;

Тебе поют пандиты, риши из века в век в Ведах;

Тебе поют могущественные духи небес, стран смерти и ада;

Тебе поют Ратны, которые Ты создал вместе со всеми Тиртхами;

Тебе поют герои, и все четыре рода творений славословят Тебя;

Тебе поют области, страны, миры, сотворенные и хранимые Тобою;

Тебе поют угодные Тебе, исполненные счастьем, погруженные в преданность Тебе;

Многие другие еще поют Тебе, не могу вспомнить всех; может ли Нанак мыслить далеко?

Он есть и Он один есть истинный Господь, вечно верный и верного имени.

Он есть и будет вовек, и Ему не будет конца.

 

Джапжи Гуру, I

 

IV. ВОПЛОЩЕНИЕ ДУХА

 

Вся вселенная может быть названа воплощением Духа, так как ни единая частица материи, как бы мала она ни была, не могла бы сохранять своей связи с другой частицей даже на один миг, если бы не было одушевляющей ее жизни. Материя существует лишь для выражения Духа, и сама по себе была бы бесцельна и бесполезна, если бы не служила проводником для такого выражения. Эта истина — непреложная везде и во всем — была выражена различными способами всеми религиями, в особенности же учением о пребывании Бога в сердце некоторых людей, осененных Божьей силой; учением, которое стоит отдельно от общего верования, что всякая Жизнь и всякий Дух исходят от Бога. "Ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род"63".

 

Индусы имеют своих аватар ("аватара" означает: Тот, Кто спускается; Бог с нами), веруя, что время от времени второй Аспект божества проявляет Себя в человеческом виде для помощи миру:

 

Хотя нерожденный, — Мое Вечное Я, Владыка всего сущего, осеняющий природу, Мною созданную, — Я все же рождаюсь Моей собственной властью.

 

Когда правда приходит в упадок, о Бхарата, а неправда воцаряется, тогда являюсь Я. Для защиты добрых, для поражения злодеев, для восстановления праведности (дхармы), Я рождаюсь из века в век.64

 

Индусы имеют также своих мудрецов (риши), своих аскетов (йоги), которые благодаря чистой жизни и сознательным усилиям придали материи своих тел такую прозрачность, что божественный Дух, пребывающий в храме тела, может светить, несмотря на плотскую оболочку. Эти великие Существа — Посланники Бога, распространяющие Его истины в мире, раскрывающие Его Природу, Его Волю, Его Любовь, дающие человечеству все Священные Писания, которые служат авторитетными документами для каждой религии. Веруя в своих собственных Пророков и в отдельное Откровение, полученное через них, индусы охотно и в полной мере признают, что другие религии также имеют своих Пророков и свои Откровения, которые для них столь же авторитетны и полезны, как их собственные авторитетны и полезны для Индии.

 

Кроме этих особых случаев божественного воплощения или осенения Духом Божьим, индусы также верят, что каждый человек есть божественное воплощение, что Бог воистину пребывает в сердце каждого человека. Для индуса каждый человек — более того, каждое животное, дерево и минерал — является воплощением Духа; он убежден, что формы меняются, могут рождаться и умирать, тогда как Дух пребывает вечно.

 

Последователи Зороастра видят в своем верховном Пророке, в первом из четырнадцати Зороастров, тот божественный Свет, при помощи которого они находят свой путь в этом мире. Ахура-Мазда говорит непосредственно с Ним, и Он приносит людям Откровение Закона. Он занимает по отношению к своим поклонникам положение, сходное с тем, которое по отношению к индусам занимает их божественный Законодатель Ману и их риши. Последнее воплощение Зороастра, Сосиош, приближается наиболее к понятиям индусов об Аватаре.

 

Евреи признают Отцом своей расы Авраама, "Друга Господня", законодателем — Моисея и, кроме того, имеют длинный ряд Пророков, открывавших божественную Волю своему народу. "Слово Господа сошло" на такого-то и такого-то, это выражение употребляется часто как указание на осенение человека Духом Божьим. "Дух Господа Бога на Мне",65 — говорит Исаия. "И сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои",66 — говорит Иеремия. Так же заявляет Исаия и о будущем Учителе из рода Давидова: "И почиет на Нем Дух Господень", — слова, на которые ссылался Христос, когда хотел определить свою задачу.67

 

Буддисты признают в Будде божественное Я (Self), освобожденное от ограничений неведения, видят в Нем Просветленного, славный венец, заканчивающий длинный ряд жизней, которые были все посвящены помощи миру. Он достиг степени Бодхисаттвы, Мирового Учителя и продолжал в течение тысячелетий свой благословенный труд; под конец Он принимает свое последнее рождение на земле и в этом последнем тел

Date: 2015-09-25; view: 197; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию