Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мотивационная сфера личности несовершеннолетних правонарушителей





Мотивы человеческого поведения связаны с потребностями личности. Потребности формируют нормальные социально-значимые и социально-одобряемые мотивы деятельности:

1) физиологические потребности формируют, например, мотив материального успеха, что в криминальном варианте выражается в корыстных мотивах преступления и т.д.;

2) потребность в физической и психологической безопасности формирует мотив самозащиты в виде адекватных компенсаторных механизмов и психологических механизмов защиты, что в криминальном варианте может стать физической самозащитой при нападении, или собственно насильственное сверхагрессивное поведение при очевидном несоответствии реальной угрозы и субъективном ее восприятии;

3) необходимость в привязанности и любви формирует мотив избегания одиночества, что в асоциальном варианте проявляется в бродяжничестве у несовершеннолетних, когда подросток получает суррогат родительской любви со стороны своей референтной группы;

4) потребность в уважении со стороны членов общества детерминирует мотив приятия со стороны окружающих людей, который проявляется в подростковом возрастном периоде. Если же этого не происходит, то несовершеннолетний будет искать ту субкультуру, в которой он соответствует ее сниженному порогу требований, например, криминальную субкультуру;

5) потребность в самореализации определяет мотив самоутверждения и достижения, что характерно для всех людей; в криминальном варианте эта потребность может быть гипертрофированной, выступать в виде запредельной «жажды власти» и т.д.

Можно предложить следующую классификацию мотивов противоправного поведения несовершеннолетних[99].

1. Биологические мотивы, обеспечивающие физиологическое выживание организма (зачастую подросток кормит себя, родителей-алкоголиков и младших братьев и сестер): украл еду, дрова и т.д.

2. Общегуманные мотивы, удовлетворяющие личные потребности родных и близких. Например, украл велосипед для себя или брата, игрушки для сестры и т.д.

3. Корыстные мотивы с целью материального обогащения.

4. Инфантильные мотивы, где отсутствуют цели жизнеобеспечения или наживы, а доминируют гедонистические (гедонизм – наслаждение) цели с романтическим и приключенческим оттенком. Например, ограбление ларька с целью «приятного» проведения досуга в компании; награбленным не дорожат, остатки еды и питья могут отдать другим.

5. Мотивы самоутверждения в рамках реакции подражания референтной группе, здесь наблюдаются различные варианты групповых противоправных действий.

6. Агрессивные мотивы, которые приводят к хулиганству, актам вандализма, мести, убийствам и т.д., как дифференцированные, так и недифференцированные по направленности.

7. Мотив страха, возможный в двух вариантах: а) подчинение в силу психологической зависимости от членов группы или ее руководителя и б) принуждение в силу физической зависимости и прямых угроз расправы. Именно здесь ярко проявляется борьба мотивов, когда субъект осознает и понимает противоправность деяния, но не может руководить своими действиями.

В юридической литературе встречаются утверждения, что преступления совершаются при стремлении к удовлетворению извращенных и деформированных потребностей. «Изучение мотивации убийств и тяжких телесных повреждений показало, что в ее основе лежат извращенные потребности: в самоутверждении любым способом (25%), стремлении добиться превосходства над окружающими (10%) и т.д.»[100] Легко заметить, что здесь допущено смещение потребностей и мотивов, не разграничены потребности и способы их удовлетворения. Криминологическими исследованиями установлено, что не менее половины правонарушений являются антисоциальными главным образом в связи со средствами, применяемыми субъектами для достижения тех целей, которые сами по себе могли бы рассматриваться как социально нейтральные или даже полезные (если отвлечься от средств их достижения). Так, в основе корыстных преступлений лежит стремление к приобретению материальных благ, что само по себе не является антисоциальным. Однако данная потребность может удовлетворяться и недозволенным способом, ценой существенного нарушения прав и интересов других лиц или общества в целом (например, приобретение средств к существованию путем разбоя, кражи, убийства и т.д.).

13.2. Психологические особенности преступного поведения несовершеннолетних

Преступность несовершеннолетних имеет свои особенности, которые проявляются в уровне и динамике такой преступности, в причинах, условиях и мотивации преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Эти особенности могут быть связаны с определенными свойствами личности несовершеннолетних и их статусом в обществе. Понятие преступности несовершеннолетних связано с определенными возрастными границами и включает четыре возрастные группы несовершеннолетних: 14-15 лет; 15-16 лет; 16-17 лет и 17-18 лет.


По криминологическим характеристикам к ним примыкают лица, не достигшие возраста, с которого может наступать уголовная ответственность, а также «молодые взрослые».

Число зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними либо при их участии, а также выявленных подростков-преступников за последние годы существенно возросло. Динамика этих показателей опережает темп прироста населения в возрасте 14-17 лет в 3,5 раза[101]. Наблюдается процесс омоложения уголовно наказуемого поведения несовершеннолетних: криминальная активность 14-15-летних растет более быстрыми темпами, чем 16-17 летних.

Почти ¾ преступлений, совершенных подростками, исчерпывается тремя составами: кражи (немногим более 60%), грабежи (8-9%), хулиганство (около 7%). Число умышленных убийств, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилований по каждому виду значительно меньше. Несовершеннолетними постепенно осваиваются сравнительно новые разновидности преступлений, такие, как захваты заложников, вымогательство, торговля оружием и наркотиками, валютное мошенничество, компьютерные преступления и некоторые другие.

Среди выявляемых подростков-преступников каждый седьмой, а среди осужденных – каждый пятый ранее совершали преступления.

Устойчивой особенностью противоправного поведения несовершеннолетних является высокий уровень групповой преступности (почти 65%).

Наблюдается рост вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность взрослыми, усиление виктимности подростков.

Если раньше преступность несовершеннолетних была в основном «уличной», то сейчас увеличивается доля преступлений, совершаемых ими в своих и чужих жилищах, общежитиях, по месту учебы, на транспорте.

Происходит нивелирование различий криминальной активности условных групп несовершеннолетних, выделяемых по признакам рода их занятий, но, как и прежде, уровень преступности является самым высоким среди неучащихся и неработающих подростков.

Доля несовершеннолетних преступников мужского пола достигает 90-95%.

Преступления несовершеннолетних носят преимущественно групповой характер (в трех случаях из пяти были совершены в группе)[102]. Вместе с тем до недавнего времени такие группы были малочисленны: по 2-3 человека и, как правило, возникали ситуативно, а после совершения преступления распадались.

Пример. Несовершеннолетние П. (17 лет) и А. (15 лет) решили «разобраться» с В., так как тот требовал, чтобы мать А. вернула ему долг. Заманив В. в пустующий дом, начали драку. П. подставил подножку, а затем включился А., нанес удар ножом, но на этом не остановился. Спросил у П.: «В какой стороне сердце?» и нанес в область сердца несколько ударов. Потом отрезал у В. ухо, принес его домой и отдал собаке со словами «…тебе сегодня мясное дают».

Анализ материалов уголовного дела, проведенное судебно-психологическое экспертное обследование показали следующее. Оба несовершеннолетних с раннего детства были предоставлены сами себе, матери воспитанием детей не занимались, у А. отца не было, а у П. отец отбывал срок наказания. Из школы и А., и П. были исключены.


П. с 13 лет состоял на учете в ИДН за самовольные уходы из дома, кражи, развратные действия в отношении несовершеннолетнего. Уклонялся от учебы и работы, был замечен в драках. Рассматриваемое уголовное дело для него второе. Был в 19.. г. осужден на 1,5 года по статьям 140, ч.2; 140, ч.3; 141, ч.2; 206, ч.2; 81, ч.3; 145, ч.1; 193, ч.1; 189, ч.1; 215, ч.2 УК Украины. За время отбывания наказания характеризовался негативно, помещался в карцер за притеснение сокамерника.

Психологическое обследование показало низкий уровень развития интеллекта; узость круга интересов, ригидность (тяжеловесность) мышления; эпилептоидно-истероидный тип акцентуации характера (у лиц такого типа проявляются поведенческие нарушения, взрывчатость, агрессивность, мстительность, эгоцентризм, склонность к демонстративному поведению и т.п.). П. охотно, с определенной рисовкой рассказывал о правонарушении, оправдывал свои проступки и преступления.

В преступлении П. играл лидирующую роль. Его преступные действия носили осознанный, целенаправленный характер: им было выбрано удобное, безлюдное место, драку начал с подножки, с активного нападения, расправа была запланирована (о том, как «разбираться» с потерпевшим, обсудил с А. до случившегося).

А. с 12 лет был поставлен на учет в ИДН за кражу из магазина; к уголовной ответственности привлечен не был, так как не достиг возраста уголовной ответственности.

Обследование А. показало низкий уровень развития интеллекта; неустойчивый тип акцентуации характера (представители этого типа легко попадают под влияние других, плывут по течению, безынициативны). А. «дружил» со старшими подростками, был склонен к легкому, праздному образу жизни.

Групповые противоправные действия П. и А. носили взаимно провоцирующий характер. Кажущаяся анонимность группового поведения («Кто сделал? – Мы.») усиливала эффект подражания и эмоционального заражения.

Несовершеннолетним, как известно, свойственно стремление к группированию со сверстниками. Свободное общение с ними – не только способ проведения досуга, но и средство самоутверждения и самовыражения личности (семья и школа не всегда создают условия для удовлетворения этих важнейших для несовершеннолетних потребностей).

Анонимность группового поведения рождает чувство личной безответственности, безнаказанности.

Пример. В августе 19..г. в поселке сверстницами была избита несовершеннолетняя Г., которая впоследствии скончалась в больнице. В материалах уголовного дела имелись данные о том, что несовершеннолетняя В., взяв потерпевшую за волосы, несколько раз ударила ее затылочной частью головы о забор.


В. воспитывалась бабушкой, дедушкой и отцом (мать умерла, когда В. было 3 года). Часто болела, училась слабо, дисциплину в школе не нарушала.

Основным развлечением несовершеннолетних поселка было посещение дискотеки, которое, как правило, сопровождалось распитием самогона.

Лидирующую роль в данном конфликте играла Ш., ее организаторские способности и склонность к лидерству отмечались в свидетельских показаниях. В конфликте была затронута личность Ш., ее самолюбие.

Ш. потратила значительные усилия, чтобы собрать всех девушек на «разборку» с Г. Сказала В., что Г. «ставила засосы» ее другу Мише. Идя на разборку, подстрекала В. к активным действиям, обещала поддержать, так как Г. была физически развитой девушкой, в отличие от В. Шли на «разборку» с отрицательной установкой: избить, «рылом в навоз ткнуть». Били Г. всей группой (5 человек).

Психологическое обследование показало социальную незрелость (психологический инфантилизм) В., свойственную ей внушаемость, ведомость, легкость подчинения группе; экстернальность (все происходящее, и хорошее, и плохое, расценивалось как результат действия внешних сил), слабость волевой регуляции. К сожалению, в процессе следствия должным образом не была оценена лидирующая роль Ш. в организации острой конфликтной ситуации – подстрекала действия сверстниц, не давала конфликту угаснуть.

Противоправные действия несовершеннолетних часто объясняются индивидуально-психологическими, возрастными особенностями, а также особенностями ситуации.

Пример. У несовершеннолетнего К. с детства отмечались пугливость и боязливость, чувство робости и застенчивости. По месту жительства и учебы характеризовался положительно. Тяжело переносил ссоры, скандалы родителей, переживал по поводу их развода. После развода родители активно занимались устройством своей личной жизни, сына отселили к бабушке и дедушке, с ним практически не общались.

В психологическом исследовании была диагностирована сенситивная акцентуация характера. По данным А.Е.Личко, чувство собственной неполноценности у сенситивных подростков делает особенно выраженной реакцию гиперкомпенсации. Они ищут самоутверждения не в стороне от слабых мест своей натуры, а именно там, где они себя не проявляли. Робкие и стеснительные мальчики пытаются продемонстрировать свою «отвагу». К., познакомившись с молодыми 18-летними парнями, был тронут их вниманием к себе. С ним разговаривали о его проблемах, чего дома не наблюдалось. Так, когда один из новых знакомых, увидев проходившую невдалеке женщину, сказал: «Слабо тебе будет забрать сумку и шапку?», К. немедленно приступил к действиям (хотя до этого случая не хулиганил, не совершал противоправных действий). Далеко К. с чужой сумкой и шапкой не убежал, был задержан прохожими.

Характеризуя поведение несовершеннолетних правонарушителей, исследователи часто отмечают низкий уровень интеллектуального развития, как одну из причин преступления, объясняя его недостаточно развитым правосознанием (важно для определения степени вины). Но, как уже было сказано выше, правосознание не исчерпывается объемом правовых знаний и не сводится только к мышлению, степени овладения речью.

Так, адвокат, защищавший в процессе следствия несовершеннолетнего Ю., в своем заявлении отметил, что его подзащитный обучается во вспомогательной школе, письменной речью не владеет, плохо читает, и, следовательно, уровень его развития не соответствует возрасту.

Заметим, что письменная речь и речь устная – это средство мышления и форма выражения мысли и т.д. Письменная речь напрямую интеллект не определяет. Церковные сооружения в Кижах, выстроенные из дерева (соединения без единого гвоздя) неграмотными мастерами могут являться тому примером.

Психологическое исследование показало, что Ю. был «хорошим» организатором многократных групповых преступных действий несовершеннолетних. Он искал квартиры для выгодных краж, «сколачивал» временную группу исполнителей (одних уговаривал, соблазнял барышом, других запугивал, грозил расправой в случае отказа), все украденное хранил в гараже, организовывал сбыт наворованного, распределял «доход» (львиную долю оставлял себе). Мать и старший брат воспитанием Ю. не занимались. Подросток был предоставлен самому себе, из школы можно было легко уйти, не посещать занятия, контроля за поведением Ю. не было.

Анализ поведения Ю. показал достаточный уровень конкретно-практического мышления, направленного на достижение криминальных целей, решение противоправных задач.

В 1990-е годы появилась тенденция формирования организованных группировок несовершеннолетних. Такие группировки были выявлены в Казани, Йошкар-Оле, Дзержинске Горьковской области, Чебоксарах, в Ульяновске, Кургане и других городах.

В Казани, например, в конце 1980-х годов существовало более 60 группировок такого типа, которые включали около 1,5 тысяч подростков – активных участников группировок и еще 6-8 тысяч подростков, находившихся под влиянием первых. В группировках поддерживались традиции и обычаи преступной среды, определенная иерархия, существовала уплата взносов лидерам группировок и т.д. Члены группировок регулярно совершали кражи, грабежи, в том числе с выездом в другие города, занимались вымогательством. Такое явление получило у юристов и журналистов название «казанского феномена»[103]. Такие преступления имеют большую социальную опасность, что обусловлено вовлечением в сферу криминальной деятельности многих лиц, а также наличием определенных внутригрупповых связей, отношений, оказывающих влияние на каждого участника преступной группировки.

Социально-психологическая специфика преступной группы несовершеннолетних заключается в том, что она является тем фактором, который формирует у подростков антисоциальные взгляды и потребности, способствует осознанию силы группы и приводит к совершению правонарушений. В этих условиях появляются большие возможности для возникновения и распространения определенного преступного «опыта». Как правило, в группах совершаются наиболее тяжкие преступления: грабежи, разбои, хулиганство, изнасилования.

Изучение деятельности группы правонарушителей и каждого участника преступной группировки в отдельности дает возможность строгой индивидуализации меры ответственности, помогает всестороннему, полному и объективному исследованию всех обстоятельств совершения преступления.

Психологический аспект изучения преступлений, совершенных группой несовершеннолетних, заключается в анализе каждого участника в процессе осуществления преступного замысла, в выяснении структурных отношений в группе. Ролевая конкретизация позволяет оценить влияние авторитета организатора (лидера) на того или другого члена преступной группы, определить, каково влияние группового мнения на индивида, каким образом возникают и формируются мотивы групповой криминальной деятельности несовершеннолетних.

Подростковый и юношеский возрасты отличаются стремлением к общению, неустойчивостью ценностных ориентаций, уязвимостью психики. Несовершеннолетние зачастую вовлекаются в преступную деятельность групп путем уговоров, просьб. Это наглядно подтверждает отсутствие у многих несовершеннолетних четкой позиции в оценке явлений общественной жизни.

Необходимо учитывать, что у несовершеннолетних процесс социализации, т.е. включение в общественные отношения, только начинается, отсутствуют необходимый жизненный опыт, знания, недостаточно совершенны познавательные процессы. Подростка-правонарушителя характеризует отсутствие либо слабое развитие личностно-социального контроля: он зачастую не может либо не стремится правильно оценивать свои поступки.

При изучении групповой преступной деятельности несовершеннолетних наибольший интерес представляют группы с насильственной ориентацией. Подростки, совершающие насильственные преступления, характеризуются устойчиво преступной деформацией поведения. Например, причинение тяжких телесных повреждений или смерти – не самоцель, а способ устранения препятствий на пути достижения их желаний, способ удовлетворить потребность в самоутверждении.

При изучении психологии несовершеннолетних правонарушителей важно обратить внимание на мотивацию преступного поведения, поскольку она наиболее четко отражает социальную опасность противоправного поведения, антисоциальные потребности правонарушителя. Мотивы групповых преступлений несовершеннолетних имеют некоторые особенности. Особый интерес представляет явление конформизма. В процессе групповой преступной деятельности конформизм проявляется через влияние группового мнения на индивида. Конформность же означает степень и характер подверженности индивида групповому мнению.

Следует заметить, что в условиях чрезвычайной, экстремальной ситуации, которая возникает при совершении преступления, конформность выше, чем в обычных условиях, поскольку индивид не располагает временем для анализа конкретной обстановки, оценки своего положения.

Существует определенная зависимость между возрастом несовершеннолетнего правонарушителя – участника преступной группы и уровнем конформности: он наиболее высок в 14-15 летнем возрасте, когда подражательные мотивы, влияние мнения группы либо ее лидера являются основой, определяющей характер деятельности и поведения подростка. Следует заметить, что зачастую в основе формирования преступных групп несовершеннолетних лежит многолетнее общение. Изучение обстоятельств возникновения и формирования преступных групп несовершеннолетних свидетельствует о том, что большинство их участников – жители одного района, улицы и т.д. и знакомы друг с другом продолжительное время.

Группа несовершеннолетних с социально отрицательной ориентацией характеризуется восприимчивостью к отрицательным явлениям, отсутствием социально полезных целей.

К наиболее тяжким преступлениям, которые совершаются несовершеннолетними в группах, относятся половые преступления. Анализ данных по делам о групповых изнасилованиях показывает, что участники преступных групп ранее уже совершали преступления и, как правило, характеризуются устойчивой преступной деформацией личности.

Так, пятеро подростков во главе с 18-летним Б. организовали выпивку в квартире родителей Б. и изнасиловали несовершеннолетнюю П., причинив ей тяжкие телесные повреждения, которые привели затем к смерти потерпевшей. Организаторы преступления Б. и О. ранее были судимы за умышленные преступления. Остальные участники этой группы длительное время состояли на учете в детской комнате милиции и в инспекции по делам несовершеннолетних. В данном случае наиболее ярко проявляются устойчиво преступная деформация личности, сочетание половой распущенности с хулиганскими мотивами.

Исследования показывают, что очень часто групповые изнасилования у несовершеннолетних сочетаются с хулиганством, либо хулиганские действия предшествуют совершению половых преступлений. В общем объеме групповых правонарушений несовершеннолетних хулиганство занимает значительное место. Оно является не только самостоятельным видом преступления, но и той питательной средой, в которой вызревают еще более опасные для общества преступные деяния.

Следует отметить также, что совершение преступления предварительно организованной группой в корне отличается от совершения преступления в соучастии. В случае совершения преступного деяния преступной группой реально проявляется общность антисоциальных взглядов, потребностей, т.е. общность психологии. Насильственные преступления, совершенные в соучастии, характеризуются спонтанностью, эмоциональной насыщенностью; последствия преступления в значительной мере определяются степенью виктимности потерпевшего. Преступления, совершенные относительно устойчивой группой, характеризуются меньшей спонтанностью либо отсутствием ее. Причина этого – неоднократность преступных действий, осознание собственной безнаказанности, наличие определенного преступного «опыта», своеобразная специализация.

При расследовании групповых преступлений несовершеннолетних чрезвычайно важно выявить индивидуально-психологические особенности личности участников, когда каждый из них, сознавая неизбежность наказания, старается исказить истинное положение вещей, умалить свою роль в содеянном, а лидер группы стремится предстать рядовым исполнителем и т.п. Если же совершено насильственное преступление, то обвиняемые, как правило, стремятся преувеличить степень виктимности ситуации.

В плане нравственно-психологическом личность несовершеннолетних преступников характеризуется рядом довольно существенных специфических признаков. Прежде всего на их противоправном поведении, безусловно, сказываются возрастные особенности, такие, например, как повышенная внушаемость, склонность к социально-психологическому заражению, подражанию, юношеский негативизм, известная несформированность жизненных ориентаций и установок, инфантильность эмоционально-волевой сферы. Для большинства преступников-подростков характерны отсутствие интереса к учебе и труду и соответственно значительное ослабление или полная утрата связей с учебными и трудовыми коллективами. В большей степени их привлекает сфера досуга, как правило, заполненного социально-негативным содержанием (бесцельное времяпрепровождение, тусовки в подъездах, подвалах, на улицах, чердаках, рок-музыка, азартные игры, выпивки, употребление наркотиков, половая распущенность, болезненное реагирование на любые замечания взрослых и т.д.).

Логическим продолжением этих антисоциальных (еще не преступных) занятий являются кражи и грабежи, для того чтобы добыть деньги для приобретения алкоголя и наркотиков, «на девочек», на покупку модной одежды, средств звукозаписи и кассет, хулиганские выходки ради самоутверждения и т.д. Интерес к технике, художественному творчеству, спорту (кроме примитивного накачивания мышц) у несовершеннолетних правонарушителей проявляется в 3-4 раза реже, чем у подростков с позитивной направленностью поведения.

О последствиях своих противоправных действий, возможно трагических, подростки редко задумываются, чему способствует прежде всего низкий уровень развития правосознания. Мотивы собственных действий ими нередко приукрашиваются, «облагораживаются», в то время как побуждения и поведение потерпевших очерняются, окрашиваются в резко негативные тона.

Для несовершеннолетних преступников весьма характерны завышенные самооценки, низкий уровень ответственности за свои поступки, отсутствие чувства стыда, дефицит совести, равнодушие к другим людям, их проблемам и заботам. Типичными чертами для многих подростков-правонарушителей является сниженный самоконтроль, эмоциональная неуравновешенность, упрямство, импульсивность, злобность, мстительность, агрессивность.

Социальную неадаптированность части несовершеннолетних преступников усиливают умственная отсталость, нервно-психические отклонения психопатического характера либо в виде последствий черепно-мозговых травм, инфекционных и других заболеваний.

Большинство несовершеннолетних преступников обладают устойчивыми привычками и стереотипами антиобщественного поведения: постоянно демонстрируют пренебрежение к общепринятым нормам поведения, склонны к употреблению спиртных напитков, наркотиков, а также к бродяжничеству, побегам из дома и воспитательных учреждений, являются конфликтными и нечестными людьми. Замыкаясь в круге общения с себе подобными, они, как правило, враждебно относятся к тем подросткам, которые хорошо учатся, соблюдают дисциплину, уважают старших по возрасту.

В годы реформ отмечается расширение социально-экономической базы преступности несовершеннолетних. Это прежде всего обнищание многих семей, возрождение детской и подростковой беспризорности, появление безработицы несовершеннолетних. Семья, которая едва сводит концы с концами, каждодневно борется за выживание, причем использует для этого морально далеко не безупречные, а порой и откровенно противоправные средства, перестает быть инструментом социализации. Она становится либо постоянно и сильно действующим источником негативных влияний на нравственное формирование подростка, либо выталкивает его на улицу, в антиобщественную среду, в стихию «дикого» рынка, в частности, сферу полулегального или нелегального мелкого бизнеса. Большинство подростков, вынужденных заниматься мойкой автомашин, уборкой, погрузкой-разгрузкой товаров в коммерческих ларьках и магазинах, торговлей с рук в электропоездах, на улицах, в подземных переходах и т.д., начинают систематически пропускать занятия или совсем теряют связи с учебными коллективами. При этом они не только лишаются возможности приобретать знания, развиваться в интеллектуальном, культурном отношении, проводить досуг со сверстниками, но и сталкиваются с разнообразными негативными явлениями, присущими экономическому «подполью» (с фактами нечестности, обмана, недобросовестной конкуренции, вымогательства и т.п.).

В сложнейших условиях нравственного формирования и развития личности оказались подростки из семей безработных, беженцев, вынужденных переселенцев. На подростков из неблагополучных семей, которые не порвали связей со школой, негативное влияние оказывают новые дефекты социализации в этих типах микросреды. Например, в школе – это «черный рынок», приторговывание спиртными напитками, наркотиками, порнографической продукцией, в семье – усиление алкоголизации, обострение конфликтных ситуаций как следствие перманентных жизненных неурядиц (угрозы потерять работу, остаться без средств к существованию и т.п.).

Имеются свои проблемы, негативно влияющие на нравственное формирование и развитие несовершеннолетних, и в благополучных в материальном отношении семьях. Это, например, проявления двойной морали родителей, живущих в непозволительной роскоши на средства, добытые противоправным путем, а порой и откровенное рвачество, алчность, бездуховность, нередко отсутствие теплоты во взаимоотношениях и сильное взаимное отчуждение[104].

Отрицательно влияет на нравственное формирование детей и подростков наблюдающееся в последнее время обострение извечной проблемы «отцов и детей». Некоторые несовершеннолетние оказываются в особо сложном положении, сталкиваясь с поляризацией идейно-нравственных позиций взрослых членов семьи, своеобразным конфликтом поколений и культур на этом уровне, когда, например, отец является преуспевающим предпринимателем со взглядами, ориентациями и привычками «новых русских», а дед, бабушка, тети, дяди, обладавшие в прошлом высоким социальным статусом, имеющие заслуги перед страной, сохранили приверженность стереотипам жизни советских людей, верность коммунистическим ценностям и идеалам.

Это очень непростые ситуации, особенно для тех, у кого еще не сформировалось устойчивых убеждений, цельного мировоззрения. И некоторые подростки находят выход из них в отклоняющемся, а затем и противоправном, преступном поведении.

Определенный вакуум в воспитательных воздействиях на детей, подростков (а также молодых людей) возник после ликвидации пионерских и комсомольских организаций, а новые, соответствующие изменившимся условиям формы общественных движений и объединений, охватывающие подрастающее поколение, создаются медленно. В то же время имеют место факты вовлечения несовершеннолетних в межэтнические конфликты, в религиозные секты, различные экстремистские организации, проповедующие моральный и правовой нигилизм, вседозволенность, национальную, расовую и религиозную вражду и т.п.

В силу возрастных особенностей несовершеннолетние в большей степени, чем взрослые, подвержены криминогенным воздействиям таких негативных явлений в духовно-нравственной сфере, как распространение порнографии, пропаганда насилия, жестокости, культа наживы в средствах массовой информации.

Структура преступности несовершеннолетних характеризуется:

1) более узким, по сравнению со взрослыми, кругом совершаемых преступлений, что объясняется особым социальным и правовым статусом несовершеннолетних, исполняемыми ими социальными ролями;

2) меньшей долей тяжких преступлений.

Преступность несовершеннолетних высоколатентна. Это связано с тем, что о многих преступлениях (например, кражах, изнасилованиях) потерпевшие лица не заявляют, считая, что они не будут раскрыты в силу своей незначимости, а это в свою очередь усиливает чувство безнаказанности у преступившего закон подростка, или само потерпевшее лицо, пережившее сексуальное надругательство (или родственники), не желает об этом событии рассказывать, чтобы окружающие люди об этом не узнали. Может сказываться также низкий уровень профилактической работы правоохранительных органов в жилых массивах и т.д.

В настоящее время особенностью преступности несовершеннолетних стало все более частое применение оружия. Известны случаи использования усыпляющих и наркотических веществ при совершении изнасилований и других преступлений. Корыстная мотивация доминирует по всем составам преступлений.

Динамика преступности несовершеннолетних за последние 10 лет неблагоприятна, так как превышает рост преступности взрослых в 2-2,5 раза.

К самым значимым криминогенным условиям преступности несовершеннолетних можно отнести беспризорность, бесконтрольность, семейное неблагополучие, безработицу, низкий материальный достаток, слабость ранней профилактики.

13.3. Психологические аспекты профилактики правонарушений несовершеннолетних

Профилактика преступлений и иных правонарушений среди несовершеннолетних является существенной предпосылкой воспитания подрастающего поколения.

Несовершеннолетний преступник не становится таковым внезапно в момент совершения преступления. Как правило, антисоциальные свойства его личности формируются постепенно и задолго до совершения уголовно наказуемого деяния, которое дает основание для качественно новой социально-правовой оценки его личности как личности преступника.

Предупреждение преступлений – это, прежде всего, выявление и устранение факторов, их детерминирующих.

В предупреждении преступности несовершеннолетних большую роль играет общесоциальная система профилактики и раннее предупреждение правонарушений.

К общесоциальным профилактическим мерам относятся:

а) исполнение Закона о молодежи, который нацелен на разрешение или смягчение экономических, духовных, правовых проблем несовершеннолетних;

б) решение проблем семьи, материнства, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних в маргинальных и нищих семьях;

в) существенное сокращение подростковой и молодежной безработицы;

г) материальное обеспечение детского спорта, творчества, ремесленничества, досуга;

д) нравственно-духовная направленность воспитательной работы с подростками с решительным устранением криминально-рыночной психологии, возрождением психологии коллективизма, традиций славянской общности, сострадания, справедливости и жертвенности во имя высших социальных интересов;

е) организация правового «ликбеза» средствами массовой информации, позволяющего в доступной, желательно увлекательной форме усваивать правовые знания, нормы правопослушного поведения;

ж) прекращение пропаганды средствами массовой информации культа насилия, сексуальной извращенности и вседозволенности, частнособственнической психологии, материального успеха любой ценой – (не секрет, что содержание кинофильмов, книг и т.п. часто становится сценарием деликта, а поступки героев тиражируются в реальных противоправных действиях);

з) усиление индивидуальной результативной профилактики девиантного поведения со стороны подростков с психическими аномалиями.

Специальные меры предупреждения преступности несовершеннолетних осуществляются, прежде всего, инспекциями по делам несовершеннолетних, подразделениями по предупреждению безнадзорности подростков и работе с неблагополучными семьями по месту жительства.

Перспективным представляется участие церкви в воспитании трудных подростков, в формировании подростковой психологии; организационная и финансовая поддержка в восстановлении внешкольной работы с детьми, в работе воспитательно-трудовых колоний.

В основу деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних должно быть положено фундаментальное положение психологии: человек не только проявляется, но и формируется, развивается, складывается как личность в ходе реализации ведущей активности (деятельности и общения), желательно социально полезной, целенаправленной, приносящей ему успех. У старших подростков ведущей активностью является общение в деятельности.

Включение несовершеннолетних в общественно полезные виды деятельности (общения) является важной профилактической мерой.

Процесс деморализации с последующей криминализацией личности подростка протекает в условиях отрицательной социальной микросреды – семейного и школьного неблагополучия, в негативных группах сверстников. Эффективность профилактики правонарушений несовершеннолетних целиком зависит от того, в какой мере удается добиться социального оздоровления неблагоприятной микросреды, в которой находится подросток.

Вся повседневная жизненная практика индивида, весь опыт его общественного существования непосредственно формируется и реализуется именно в малых социальных группах – в семье, учебном и трудовом коллективах, компаниях друзей и знакомых. Ближайшее окружение и непосредственная среда – главные каналы нравственного формирования личности. Через них, в частности, воспринимаются индивидом противоречия и трудности социального развития, несовершенство различных сторон общественной жизни и социального устройства, недостатки и ошибки в деятельности конкретных учреждений, организаций, должностных лиц. И если непосредственная среда оказывается неблагоприятной, осложненной антисоциальными проявлениями, это затрудняет воздействие на индивида позитивных сторон общественной жизни и, напротив, усиливает влияние негативных ее сторон, приводит к формированию нравственно отрицательной личности. Таким образом, негативные нравственные свойства, являющиеся элементами психологического механизма антиобщественного поведения, не даны человеку от рождения и не возникают неожиданно, спонтанно, лишь в связи с совершением преступления, а складываются на протяжении предшествующей жизни индивида, под влиянием совокупных условий, в которых эта жизнь протекает. От того, какими окажутся эти условия, с чем и с кем сталкивается индивид на своем жизненном пути, зависит формирование его как личности. Здесь, конечно, немало случайного, но в этой случайности проявляется определенная закономерность, состоящая в том, что пока в социальной действительности имеют место условия, способные поддерживать индивидуалистическую психологию и различные нравственные пороки, лежащие в основе преступного поведения, некоторые лица становятся их носителями. Задача состоит в том, чтобы устранить подобные условия или максимально ограничить их отрицательное воздействие, обеспечив тем самым формирование нравственного человека, неспособного совершить преступление. Таково главное направление предупреждения преступности и профилактики преступлений.

Каковы же конкретные условия неблагоприятного нравственного формирования личности?

Прежде всего следует указать на обстановку в семье и условия семейного воспитания. В семье начинается социализация человека – здесь он приобретает первые представления об окружающем его мире, о людях, о дозволенном и недозволенном. Под влиянием семейной среды у растущего человека первоначально складываются взгляды и привычки, формируются потребности, вырабатываются навыки их регулирования и удовлетворения. По мере того как он выходит за рамки семейного окружения, вступает в контакты со сверстниками, товарищами по школе, сослуживцами по работе, расширяются и усложняются условия, влияющие на его нравственные позиции и поступки. Но семья в большинстве случаев сохраняет в этом процессе свою ведущую роль. А.С.Макаренко писал об этом: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывают все: люди, вещи, явления, но прежде всего – люди. Из них на первом месте родители…»[105]. От обстановки в семье, от примера родителей, от правильности их поведения по отношению к детям, к обществу во многом зависит, какими вырастут сами дети. Если человек еще с детских лет усвоил необходимые нравственные нормы и моральные правила, он легче преодолевает возникающие трудности и соблазны. А тот, кто в детстве не получил надлежащей нравственной закалки, больше подвержен различным негативным влияниям.

Существуют объективные обстоятельства, затрудняющие надлежащую организацию семейного воспитания: низкий культурно-образовательный уровень некоторых родителей, их занятость на работе, не позволяющая в должной мере осуществлять необходимый надзор за ребенком, недостаточная материальная обеспеченность и ненадлежащие жилищно-бытовые условия части семей. Криминогенное значение подобных обстоятельств фиксируется при изучении преступности несовершеннолетних[106]. Однако наиболее существенны субъективные обстоятельства, характеризующие нравственно-психологическую обстановку в семье, поведенческие позиции ее членов, отношение родителей к своим обязанностям по воспитанию детей.

Одно из серьезных проявлений семейного неблагополучия – разводы, число которых весьма велико и имеет тенденцию увеличиваться. Ныне в стране распадается в среднем каждый второй брак, при этом до 85% разводящихся имеют несовершеннолетних детей. Развод означает крушение семейного коллектива, что существенно отражается на детях, серьезно затрудняет их надлежащее нравственное формирование, способствует безнадзорности и правонарушениям. Анализ многочисленных криминологических исследований свидетельствует, что отсутствие одного из родителей у несовершеннолетних правонарушителей встречается в 2-4 раза чаще, чем у правопослушных подростков, и что примерно каждый второй-третий несовершеннолетний преступник формируется в условиях неполной семьи.

«Механизм» криминогенного влияния распада семьи связан с психическим воздействием, которое это событие оказывает на членов «брошенной» семьи, особенно детей, у которых вырабатывается презрительно-осуждающее отношение к родителям, не сумевшим сохранить семью, возникает тенденция отделить и противопоставить себя окружающим. Сложность складывающихся в семье отношений, чувство обиды и отчужденности побуждают подростка искать компенсацию на стороне, в среде сверстников со сходной неудачной судьбой, способствует нежелательным связям и неблагоприятным влияниям. Справедливо сказано, что «в подавляющем большинстве случаев положение брошенных детей сложнее и опаснее, чем положение сирот»[107].

Ненадлежащее нравственное формирование может иметь место и в формально «полной» семье, если ее характеризуют ненормальные взаимоотношения, ссоры, скандалы, грубость, равнодушие, цинизм. Подобная семья утрачивает качество коллектива и потому не способна воспитать у своих членов коллективистскую психологию, высокие моральные свойства. Это неблагоприятно отражается прежде всего на детях.

Ненормальная обстановка в семье побуждает подростка проводить время вне семьи, а иногда вообще бежать из дома, что почти неизбежно приводит к правонарушениям, а порой и к преступлениям.

Существенным криминогенным обстоятельством в сфере семейных отношений является невыполнение родителями своих обязанностей по воспитанию детей: отсутствие надзора за ними, безразличие к их времяпрепровождению, связям и знакомствам. Подобное обстоятельство фиксируется почти у каждого второго несовершеннолетнего правонарушителя. Исследования показывают, что лишь в одной из десяти семей родители проводят все свободное время с подростками: ходят с ними на прогулки, в кино, театр, музеи, на стадионы. В семьях «неблагополучных» подростков это имеет место еще реже.

Еще более вредно, чем воспитательная бездеятельность и пассивность, неправильное воспитание, проявляющееся в отсутствии должной требовательности к детям, потакании всем их желаниям и капризам, безудержном баловстве, стремлении уберечь своего ребенка от всех жизненных неудобств и трудностей, облегчить или вовсе избавить от необходимости выполнять какие-либо обязанности как внутри семьи, так и вне ее – в школе, учебном заведении, на производстве и т.д. Нередко подобные извращения в воспитании допускаются в особо обеспеченных семьях, где родители чрезвычайно щедро делятся со своими детьми теми большими возможностями, которыми обладают в силу своего служебного положения, профессии, рода деятельности.

Семья – это определенная хозяйственная ячейка. Как организовано хозяйство семьи? Какие представления и навыки получает ребенок в семье о деньгах, о путях и способах обеспечения материального благополучия? Какой «финансово-экономический опыт» он в ней приобретает? Все это небезразлично для нравственного формирования растущего человека. А именно здесь, особенно в современных условиях коренной перестройки экономических отношений, коммерцизации всех сторон общественной жизни, обострения материального расслоения и неравенства, изменения семейно-хозяйственных ориентиров, пересмотра многих прежних представлений и понятий, связанных с деньгами, обеспеченностью, богатством и т.п., много неправильного, нездорового, просто вредного, способного возбудить и поддержать жадность и зависть, корысть и подлость, ханжество и обман. Многие подростки приобщаются к различным видам «заработка» (мойка автомашин, продажа газет и т.п.), втягиваются в коммерческую деятельность. Подобная «экономическая самостоятельность» сама по себе небезупречна. Она часто связана с негативными явлениями – отрицательно отражается на учебе, а нередко и на поведении таких подростков, порождает между ними различные конфликты, приводящие порой к правонарушениям, способствует контактам со взрослыми, оказывающими на подростков отрицательное нравственное воздействие, а то и прямо втягивающими их в совершение преступлений (торговля наркотиками, воровство, мошенничество, разбой и т.п.).

Особенно отрицательно сказывается на нравственном формировании растущего человека наличие в семье таких антиобщественных нравов и традиций, как мещанство, карьеризм, стяжательство, нечестность, лицемерие, расхождение между словом и делом. Семейное воспитание – не цикл нравоучительных бесед, а повседневное и непрерывное воздействие на сознание растущего человека всего строя жизни данной семьи, каждого поступка его членов, в первую очередь родителей. Здесь важно все: как взрослые работают и как отдыхают, как относятся друг к другу, к детям, к родным и знакомым, друзьям и соседям; как реагируют на все события, как проявляют себя в беде и радости, во всех жизненных ситуациях. Даже если это проявляется не в виде конкретных антиобщественных поступков, а в форме соответствующих нравственных оценок, суждений – это влияет на сознание подростка, усваивается им как норма, которой надлежит следовать. Если же подобные взгляды и позиции реализуются в конкретных антисоциальных поступках родителей, развращающее воздействие такого поведения на растущих в семье детей почти неизбежно.

Существенная роль в нравственном формировании растущего человека, в становлении его как личности принадлежит школе. Здесь подросток получает опыт общественного существования, приобретает не только знания, но и навыки социального поведения, вырабатывает нравственные качества сознательного гражданина. Школа призвана воспитать в своих питомцах порядочность и честность, трудолюбие и общественную активность, неприятие жестокости, грубости, равнодушия, эгоизма. Опираясь на помощь государства и общественности, школа должна добиваться этой цели, воздействуя на своих питомцев как непосредственно, так и через семью, организуя и направляя семейное воспитание. Однако эта высокая миссия далеко не всегда и не везде выполняется. Серьезным упреком школе является тот факт, что среди осужденных подростков более трети – школьники или учащиеся профессионально-технических учебных заведений. Да и среди работающих несовершеннолетних правонарушителей многие лишь недавно расстались со школой. Таким образом, подавляющая часть несовершеннолетних преступников – это подростки, так или иначе упущенные школой.

Какие же обстоятельства в работе школы создают почву для криминогенного развития личности?

Прежде всего, обучение в школе недостаточно связывается с жизнью, с практическими задачами общественного существования. Оторванность школьного обучения от трудового воспитания приводит к тому, что после окончания общей образовательной школы из нее выходят почти взрослые люди, плохо приспособленные к самостоятельной практической деятельности, не умеющие применить свои силы в каком-либо общественно полезном деле. Средняя школа долгое время ориентировалась на подготовку своих питомцев к получению высшего образования, психологически ориентируя на это и самих учащихся. Неудивительно, что некоторые юноши и девушки, окончив школу, не только не могут, но и не хотят заниматься производственным трудом, считая единственно приемлемой для себя перспективой поступление в институт. А если это не удается (что сегодня в силу ряда причин достаточно распространено), болезненно воспринимают «крушение всех надежд», ощущение ненужности и неустроенности, душевную растерянность, таящие в себе опасность поведенческих срывов и ненадлежащих поступков. Другой недостаток школьного трудового воспитания – ориентация учащихся преимущественно на престижные и высокооплачиваемые виды трудовой деятельности. Однако по ряду объективных и субъективных причин не каждому окончившему школу подростку открывается перспектива подобной трудовой деятельности, что приводит к психической неудовлетворенности, чреватой возможностью педагогического срыва.

Недостатки школьного воспитания, его оторванность от практических потребностей жизни заключаются не только в слабости политехнического образования. Связь школы с жизнью – понятие гораздо более широкое, чем трудовая подготовка учащихся. Знания и умения – это далеко не все, что нужно человеку. Не менее важны мировоззрение, характер, воля, в формировании которых весьма существенна и ответственна роль школы. Немало юношей и девушек, столкнувшись по окончании школы, а нередко и в старших классах с жизнью, с ее трудностями и соблазнами, оказываются не в состоянии определить правильную линию поведения. Попав в неблагоприятную жизненную ситуацию, под влияние антисоциальных элементов, такие лица совершают аморальные или противоправные поступки.

Существенным недостатком в учебно-воспитательной работе школы, в значительной мере связанным с формализмом и показухой, является необоснованный отсев учащихся.

Анализ криминологических исследований показывает, что вероятность у подростка встать на преступный путь тем выше, чем раньше он оставил школу: среди несовершеннолетних правонарушителей примерно каждые двое из трех оставили школу, не получив среднего образования, значительная часть таких несовершеннолетних правонарушителей отстает на 2-3 года от соответствующего их возрасту уровня образования. Криминогенное значение «недостаточного» образования проявляется и у взрослых преступников: среди них лица с образованием ниже 8 классов составляют от 70 до 95%[108].

Исключение из школы, преждевременное прекращение учебы лишают подростка воспитательного воздействия школьного коллектива, вызывают озлобление против школы и педагогов, побуждают искать компенсацию утраченного в связях с такими же «неудачниками». В подобных случаях подросток часто нигде не работает, бездельничает, «болтается» на улице, контактируя порой с социально сомнительными лицами, или устраивается на работу, которая ему неинтересна, где нет надлежащих условий для положительного воспитательного воздействия на него.

Преждевременное прекращение учебы, отсев из школы, как правило, свидетельствуют о неблагополучии в судьбе подростка – неблагоприятных семейных условиях, отрицательных влияниях и связях и т.п. Школа же порой не только не противодействует, а, напротив, способствует отсеву таких учащихся.

Неблагоприятными факторами нравственного формирования подростков в школе являются нередко встречающиеся случаи применения неправильных педагогических и воспитательных методов и приемов, черствость и предвзятость в отношении к учащимся, подавление их самостоятельности и инициативы, подмена воспитания голым администрированием.

Следует наладить, с учетом изменившихся социально-экономических условий, бесперебойное функционирование качественно новой системы трудового воспитания. Подросткам должны быть предоставлены все возможности для систематического участия в посильном, хорошо оплачиваемом труде как на государственных, муниципальных, так и в частных предприятиях.

За последнее время под влиянием конъюнктурно-политических, а порой и откровенно демагогических соображений и лозунгов, по существу, сведено на нет военно-патриотическое воспитание подростков и молодежи.

Между тем с учетом того, что подавляющее число несовершеннолетних преступников являются лицами мужского пола, это направление воспитательной работы имеет особое антикриминогенное значение. Конечно, организация, содержание и методика военно-патриотического воспитания в настоящее время требуют существенных изменений, модернизации, приспособления к новым реалиям. Отказываться же от него только потому, что им, возможно, чрезмерно увлекались в советское время, нет никаких оснований.

Важное направление профилактики правонарушений несовершеннолетних – их правовое просвещение и воспитание. Актуальными задачами здесь являются подготовка квалифицированных кадров педагогов для проведения такой работы, обеспечение активного участия в ней ученых-юристов, сотрудников правоохранительных органов, психологов.

Доведение правовой информации до несовершеннолетних должно начинаться как можно раньше, осуществляться более доходчиво, с учетом особенностей детской и подростковой психологии, в эмоционально привлекательных формах.

Необходимо возродить оправдавшие себя и создать новые центры организованного досуга детей и подростков, наполненного социально полезным содержанием, способствующего их гармоничному физическому, психическому, нравственному развитию. В этих целях целесообразно использовать возможности не только государства, но и коммерческих структур, фондов милосердия, благотворительных организаций, общественных объединений и движений, религиозных конфессий, установить жесткий контроль за использованием как бюджетных, так и внебюджетных средств, предназначенных для организации досуга несовершеннолетних. Государству следует всячески поддерживать физических и юридических лиц, оказывающих денежную помощь подросткам, оказавшимся в неблагоприятных жизненных условиях, малообеспеченным семьям, специальным учебно-воспитательным учреждениям, детским домам.

В воспитательно-профилактической работе с несовершеннолетними правонарушителями, которые нередко сами чувствуют себя изгоями, никому не нужными, неисправимыми людьми, надо всегда исходить из «оптимистической гипотезы», всячески стремиться к опоре на положительное, что имеется в личности самых запущенных в нравственно-педагогическом отношении подростков.

Имеются значительные резервы для более активного и эффективного использования сугубо правовых средств защиты интересов детей и подростков, предупреждения их виктимизации, а также правонарушений с их стороны. Необходимо расширять практику применения к несовершеннолетним, совершившим впервые преступления небольшой или средней тяжести, принудительных мер воспитательного характера: предупреждение; передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированных государственных органов; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению, а также помещение, с освобождением от наказания, в специальные воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения.

Как показывает опыт, несовершеннолетние нередко совершают преступления в виде ответной реакции на насильственные действия, направленные против них (или угрожающие им). В этой связи следует более активно использовать все правовые (в том числе уголовно-правовые) средства борьбы с насилием в отношении детей и подростков.

Вопросы для самоконтроля

1. Особенности противоправного поведения несовершеннолетних

2. Какова связь акцентуаций характера с преступным поведением подростков?

3. В чем заключаются различия преступного поведения взрослых и подростков?

4. Перечислите основные подростковые поведенческие реакции. Как они проявляются в делинквентном поведении несовершеннолетних?

5. В чем заключается психологический инфантилизм?

6. Какова мотивация противоправных действий несовершеннолетних?

7. Детерминанты противоправного поведения несовершеннолетних.

8. Основные пути профилактики деликта.

Глава 14
Психология преступных групп

14.1. Сущность и типология преступных групп

14.1.1. Понятие преступной группы

Существует множество видов преступлений, для совершения которых заинтересованные в них лица должны объединять свои усилия. В таких объединениях действуют общие социально-психологические закономерности группового поведения людей, но имеется и своя специфика, обусловленная их направленностью и особыми правилами внутренней организации. Преступная группа – это объединение лиц с антиобщественной направленностью. Если социальные группы характеризуются продуктивными формами деятельности, создающей материальные и духовные ценности, то преступные группы имеют деструктивную, разрушительную направленность против закона и общества. В преступные группы обычно вовлекаются лица с паразитическими склонностями, стремящиеся существовать за счет труда других людей. Поэтому групповая преступность представляет большую опасность для общества.

Для преступных групп характерны также специфические межличностные отношения. На первый план здесь выдвигаются «деловые» преступные действия, общие корыстные интересы, общий страх, круговая порука. Межличностные эмоциональные отношения отступают на второй план, дружба и взаимные симпатии отсутствуют или выражены очень слабо. Для членов преступной группы характерны циничное отношение к социальным ценностям, моральным нормам поведения, эмоциональная глухота, жестокость, воздействие грубой физической силой.

14.1.2. Типология преступных групп

Классификация преступных групп строится на основе учета нескольких признаков, характеризующих различные аспекты их противоправной деятельности.

По количественному составу преступные группы, как и социально положительные группы, делятся на малые и большие.

Малые преступные группы имеют в своем составе от 2-х до 30-40 человек. По мнению большинства исследователей этой проблемы, преступная группа – это всегда малая неформальная группа, выступающая как коллективный субъект преступной деятельности[109].

Количественный состав малой преступной группы в определенной мере влияет на ее сплоченность, устойчивость и эффективность преступной деятельности. Оптимальной в количественном отношении считается группа, состоящая из 2-7 человек.

Такой состав спонтанно отражает «закон оперативной памяти», так как подобная группа в наибольшей степени сплочена, мобильна, поддается контролю и управлению со стороны вожака.

Однако групповая преступность не сводится только к наличию малых неформальных групп. Такие группы могут объединяться в более обширные сообщества с общим руководством и образовывать большие группы. В сфере хозяйственных преступлений количественный состав преступных групп точному учету не поддается, он может достигать 200-250 и более человек. В больших сообществах типа мафии наблюдается деление на подгруппы по определенным отраслям преступлений. Личные контакты в таких группах очень ограничены в связи с конспирацией.

По степени организации преступные группы делятся на:

– ситуативные группы;

– организованные группы;

– преступные организации.

Ситуативная преступная группа включает не менее двух лиц, объединяющихся в целях совершения конкретного преступления. Такая группа может возникнуть на непродолжительное время для удовлетворения конкретной корыстной потребности. Основные признаки ситуативной группы:

– предварительный сговор;

– согласие всех участников;

– наличие инициатора преступления;

– нет четко выраженного руководства и распределения ролей;

– преступление совершается без тщательной предварительной подготовки и, как правило, совершается однократно.

В таких группах отсутствует определенная система взаимоотношений и сложная иерархия.

Например, трое несовершеннолетних увидели поздно вечером оставленный возле дома мотоцикл с коляской. Они решили его угнать, «чтобы покататься», и стали виновниками автоаварии на шоссе.

Организованные преступные группы возникают на основе предварительного преступного сговора и связаны с многократным совершением преступлений. Общими признаками организованных преступных групп являются:

– наличие организатора и руководителя;

– наличие иерархической структуры;

– распределение ролей;

– совместная разработка и обсуждение плана действий;

– формирование определенной психологической и функциональной структуры;

– создание специального денежного фонда, которым распоряжается вожак;

– распределение добытых средств в соответствии с местом в иерархии и значимостью выполняемых в преступлении ролей;

– установление норм и правил поведения как внутри группы, так и вне ее;

– внешняя защита группы.

Преступная организация характеризуется более тесной сплоченностью и организованностью, более сложной иерархией. В нее входят лица, представляющие различные социальные общества, но объединенные идеей преступного промысла. Такие организованные сообщества включают также аппарат защиты и насилия. Наиболее сплоченной и опасной для общества преступной организацией является банда, направленная на совершение убийств и террористических актов.

Преступная организация характеризуется такими общими признаками:

– организованность – наличие четкой иерархической структуры и единого строгого управления со стороны организатора;

– устойчивость – наличие длительных и прочных преступных связей в группе и способность восстанавливаться после применения к ней мер уголовного воздействия;

– сплоченность – высокая степень связанности и взаимозависимости членов организации – круговая порука. В основе такой сплоченности лежат не гуманные товарищеские отношения, а побудительные стимулы – мотивация, корыстные личные интересы, страх перед разоблачением;

– защищенность, т.е. наличие специальных блоков защиты, групп прикрытия, аппарата психического и физического давления на членов группы.

Примером четко организованной вооруженной преступной группы может служить банда братьев Ларионовых (см. рис. 28).

Преступные группы характеризуются также по содержанию преступной деятельности[110]. По этому признаку можно выделить следующие виды преступных групп: расхитители, взяточники, маклеры, рэкетиры, контрабандисты, а также шайки, банды, мафия и др.

Расхитители – это группа лиц, объединяющихся в целях хищения государственной и общественной собственности. В СССР этот вид преступлений был очень распространен в силу повсеместной безхозяйственности и составлял в среднем по союзным республикам около 45%. Психология членов групп расхитителей характеризуется страстью к наживе, презрительным отношением к труду других людей, к общественной собственности, цинизмом, способностью к тщательной социальной маскировке. Расхитители хорошо адаптированы к социальной среде, прикрываются лозунгами высокой морали. Им не свойственны агрессивность и импульсивность. Обычно положительно характеризуются по месту жительства и работы, внешне ведут вполне законопослушный образ жизни. Общительны, коммуникабельны, осторожны, расчетливы, целеустремленны, честолюбивы. Делают все, чтобы их преступная деятельность не была раскрыта, для чего имеют нужных людей в различных инстанциях, в прессе, правоохранительных органах, стараются оказывать им различные услуги, умело прикрывают свои стяжательские интересы шумихой об общественном благе. Широко рекламируют свои акты благотворительности в пользу сирот и инвалидов. Для приобретения большего уважения в социальной среде стараются обзавестись государственными грамотами, наградами и т.п. В то же время они стараются выявлять в трудовых коллективах людей принципиальных и неуступчивых и избавляться от них.

В советское время нередко первые руководители производственных коллективов выступали одновременно организаторами преступных расхитительных групп. В настоящее время, в период приватизации, приобретенные расхитителями теневые капиталы стали легализовываться в процессе приобретения больших объемов частной собственности в своей стране и за рубежом. Теневой частью их ныне легализованного бизнеса остается приобретение собственности на подставных лиц, перевод капиталов в зарубежные банки и т.д. Для современных финансовых олигархов характерны все вышеуказанные качества расхитителей. Однако они вышли на общегосударственный и международный уровень и умело формируют свой социальный имидж посредством приобретаемых ими же средств массовой информации – газет и каналов телевидения.

Взяточники – группа должностных лиц, получающих незаконные вознаграждения за какие-либо действия с использованием своего служебного положения.

В СССР правонарушения этого типа составляли около 8% от общего числа хозяйственных преступлений. Возможно, что столь низкий показатель обусловлен трудностью выявления, так как взяточники действуют в системе государственного управления, и при этом как дающий, так и берущий взятку не хочет признаться в содеянном.

Взяточничество, или «лихоимство», было неотъемлемой частью жизни чиновничьей системы в старой России, так что понятия «чиновник» и «лихоимец» употреблялись в народе как синонимы.

В современных капиталистических странах Запада действует строгая система законов против взяточничества, но и о







Date: 2015-09-25; view: 641; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.083 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию