Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Переживания и творческие состояния в деятельности композитора
Как отмечалось во второй главе, переживания, как и психические состояния, будучи генетической характеристикой психической деятельности, в целостном виде выражают динамику психической жизни человека за определенный отрезок времени. Говоря о роли и особенностях эмоциональных явлений в творчестве композитора, А. И. Муха подчеркивает, что творец живет двойной жизнью, выражая, с одной стороны, в музыке «воображаемые переживания», с другой стороны, воплощая в них свои искренние чувства, эмоции, мысли [201, с. 223-224.]. Об этом пишет В. Д. Днепров: «в музыке как бы соприсутствуют два «я» — «я», составляющие объект музыки («чужое я»), и «я» самого композитора» [121, с. 77]. Глубокий анализ переживаний художника сквозь призму психологической проблемы «я» дан Е. Я. Басиным [36], который охарактеризовал динамически сложную иерархическую систему ролей художника. Представления Е. Я. Басила созвучны широко известной в российской психологии концепции В. К. Вилюнаса о системной природе эмоциональных явлений и переживаний человека [83]. Согласно этой концепции, ведущее переживание обусловлено доминирующей потребностью личности, выражая ее направленность, личностный смысл деятельности в целом [83, с. 104]. Это переживание и есть воплощение личностного художнического «я». Производные же переживания связаны с частными задачами, промежуточными целями деятельности. Они не только выражают все те установки, которые Е. Я. Васин включает в подсистему «не-я» (изображаемых и выражаемых «я»-образов), но и так называемые «операционные», текущие эмоции. К числу последних относят эмоций успеха-неуспеха, связанные с решением творческой задачи, которые выполняют оценочные, контролирующие, тормозящие функции, предвосхищающие эмоции, сигнализирующие композитору «вероятный» исход текущей творческой задачи, интеллектуальные возможности, связанные с процессом поиска решения (интеллектуальный процесс, творческая радость, сомнение, удивление и даже интеллектуальный гнев). Date: 2015-09-25; view: 386; Нарушение авторских прав |