Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Антидарвиновские концепции эволюции





 

С самого начала теория эволюции оказалась ареной острой борьбы идей, в которой дарвинизму с самого начала стали противопоставлять неоламаркизм или подменять его социал-дарвинизмом.

В неоламаркизме различают психоламаркизм и механоламар-кизм. Психоламаркисты в качестве главного фактора эволюции называли психику. По их мысли эволюцию определяет выработка привычек к новым действиям, постепенное превращение сознательных актов в автоматизм. Психоламаркисты отрицали естественный отбор и считали, что наследственность — это память, которая запечатлевает все воздействия внешней среды, воспроизводящиеся в последующих поколениях в адекватной форме. Механоламаркис-ты полагали, что в основе эволюции лежит переход материи от недифференцированного состояния в дифференцированное. Находясь в состоянии взаимодействия, организм и среда стремятся к равновесию, которое часто нарушается под воздействием факторов среды. Равновесие восстанавливается прямым уравновешиванием в результате непосредственного приспособления и косвенным уравновешиванием через естественный отбор. Все неоламаркисты считали органическую целесообразность свойством организмов, данным изначально.

В XIX в. возник и перешел в XX в. социал-дарвинизм, основателем которого был Э. Геккель, много сделавший для защиты и пропаганды дарвинизма. Однако в трактовке эволюции Э. Геккель и другие социал-дарвинисты отступали к Ламарку, признавая на равных условиях отбор и прямое приспособление на основе унаследования полезных признаков. В то же время они стремились использовать биологические закономерности для объяснения закономерностей развития общества. Главным двигателем общественного развития они считали борьбу за существование и естественный отбор. На основе естественного отбора они пытались обосновать возникновение классов и классового общества, объяснить низкий жизненный уровень народов колоний (теперь развивающихся стран) биологическими причинами. В новейшее время социал-дарвинизм слился с евгеникой, в частности, с той ее частью, в рамках которой предлагается перестроить геном человека. Однако большинство биологов отрицает социал-дарвинизм, так же как и евгенические программы перестройки генома человека.

С самого начала своего возникновения дарвинизм встретил неприязнь католической церкви, которая на длительный период времени превратилась в отрицание этой церковью эволюции. Больше того, эволюция отрицалась креационизмом, а сейчас отрицается «научным» креационизмом. Однако под напором фактических данных католическая церковь в последнее время вынуждена была изменить свое отношение к теории эволюции. В октябре 1996 г. в обращении к Папской академии наук папа римский Иоанн Павел II заявил, что сейчас в пользу теории эволюции так много данных, что их нельзя больше- игнорировать. В частности, папа отметил, что сейчас экспериментальные науки описывают и измеряют с возра-стающейся прецизионностью многочисленные проявления жизни, объясняя их в эволюционной шкале времени, и что теория эволюции есть «...более, чем только теория». Этим заявлением завершается длительный спор католической церкви со сторонниками эволюции в пользу последней. Поскольку «научный» креационизм имел поддержку со стороны католической церкви, то заявление ее главы значительно ослабило положение «научных» креационистов.

Признание эволюции есть одна из выдающихся основ в формировании научного мировоззрения людей, в формировании представлений о научной картине мира.

 

Вопросы для обсуждения

 

1. В чем заключается эволюционизм?

2. На чем основываются современные доводы в пользу эволюции?

3. Почему современную теорию эволюции называют синтетической и в чем состоит ее отличие от классического дарвинизма?

4. В чем заключается сущность современного понимания происхождения жизни? Почему современная теория происхождения жизни является материалистической?

5. Что является главным в учении Ч. Дарвина?

6. Какова роль случайности в эволюции?

7. Назовите главные направления в эволюции, приведите примеры.

8. Дайте определение макро- и микроэволюции. Каково соотношение между макро- и микроэволюцией?

9. Назовите элементарные единицы, явления, материал и факторы эволюции.

10. Дайте определение популяции. Почему элементарной единицей эволюции является популяция?

11. Что представляет собой естественный отбор? Какие формы естественного отбора вы знаете? Какова роль движущего отбора?

12. Что вы знаете об отборе в пользу гетерозигот? Расскажите о серпо-видноклеточной анемии человека и объясните, почему в малярийных районах гетерозиготы HbaHbs обладают селективными преимуществами?

13. Дайте определение вида.

14. Дайте определения анагенеза и кладогенеза. Есть ли разница между этими процессами?

15. Что вы знаете о скорости эволюции? Как вы понимаете механизм видообразования?

16. Обратима ли эволюция? Почему виды устойчивы, какое это имеет значение для эволюции?

17. Происходит ли образование новых видов в современную эпоху?

18. Можно ли считать новыми видами организмы, создаваемые генной и клеточной инженерией?

19. Что вы знаете о гипотезе нейтральности молекулярной эволюции?

20. Какие вы знаете антидарвиновские концепции эволюции?

21. В чем заключается общенаучное значение теории эволюции?

22. Какова роль теории эволюции в биологии и в практической деятельности человека, связанной с растениями и животными?

23. Различия в последовательностях азотистых оснований ДНК человека и зеленой мартышки равны 9,6%, человека и обезьяны-капуцина — 16,8%, а зеленой мартышки и капуцина — 16,6%. Можете ли вы реконструировать филогению этих трех видов и указать вероятный процент замен азотистых оснований в ходе эволюции?

 

Литература

 

Аиала Ф. Введение в популяционную и эволюционную генетику. М.: Мир. 1984. 227 стр.

Дубинин Н. П. Генетика. Кишинев: Штиинца. 1985. 533 стр.

Майр Э. Популяции, виды и эволюция. М.: Мир. 1974. 460 стр.

Опарин А. И. Жизнь, ее природа, происхождение и развитие. М.: Наука. 1968.

Руттен М. Происхождение жизни. М.: Мир. 1973. 411 стр.

Северцов А. Н. Главные направления эволюционного процесса. М.: Виомедгиз. 1934. 150 стр.

Тимофеев-Ресовский Н. В., Воронцов Н. Н., Яблоков А. В. Краткий очерк теории эволюции. М.: Наука. 1969. 407 стр.

Яблоков А. В.. Юсуфов А. Г. Эволюционное учение. М.: Высшая школа. 1989. 335 стр.

Czifto G. Without Miracles Universal Selection Theory and the Second Darwinian Revolution. NIT Press. 1957. 385 pp.

Rosemweig M. L. Species Diversity in Space and Time. Cambridge University Press. 1995. 436 pp.

 

Date: 2015-09-25; view: 607; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию