Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)
Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом
Вид учебной работы
| Всего часов
| Общая трудоемкость базового модуля дисциплины
|
| Аудиторные занятия (всего)
|
| В том числе:
|
| Лекции
|
| Семинары
|
| Самостоятельная работа
|
| Вид промежуточного контроля
| опрос, проверка конспектов, доклады
| Вид итогового контроля
| зачет
|
Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)
№
п/п
| Раздел
Дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
| лекц.
| семин.
| актив. формы обуч.
| срс
|
| Становление и развитие социологии девиантного поведения
|
|
|
|
|
|
| Опрос, доклады, проверка конспектов
|
| Виды отклоняющегося поведения. Формы проявления социальной патологии (интерактивн. лекц. )
|
| 2-3
|
|
|
|
| Опрос, доклады
|
| Теории происхождения социальных патологий: биологические, психологические, социологические
|
| 3-4
|
|
|
|
| Опрос, доклады, проверка конспектов
|
| Алкоголизм как форма социальной патологии в обществе
|
| 4-5
|
|
|
|
| Опрос, доклады
|
| Наркомания как форма социальной патологии в обществе (интерактивн. лекц. и семинар)
|
| 6-7
|
|
|
|
| Опрос, доклады
|
| Проституция как общественная проблема
|
| 9-10
|
|
|
|
| Опрос, доклады
|
| Суицид как крайняя форма социальной патологии
|
| 11-12
|
|
|
|
| Опрос, доклады, проверка конспектов
|
| Проблема преступного поведения. Социальные причины преступности
|
| 13-14
|
|
|
|
| Опрос, доклады, проверка таблицы
|
| Нищенство и бродяжничество как социальная патология
|
| 15-16
|
|
|
|
| Опрос, доклады
|
| Социальный контроль над отклоняющимся поведением
|
| 17-18
|
|
|
|
| Опрос, доклады, проверка конспектов
| Итого:
| | |
|
|
|
| зачет
|
Содержание дисциплины
Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины
№
| Наименование
раздела дисциплины
| Содержание раздела дисциплины
| Результат обучения, формируемые компетенции
|
| Становление и развитие социологии девиантного поведения
| Становление и развитие социологии девиантного поведения. Основные понятия: социальная норма, девиантное поведение, отклоняющееся поведение, социальная патология. Признаки и структура социальной патологии.
Междисциплинарный подход в исследовании отклонений: проблема девиаций в естественных (медицина, биология) и гуманитарных (социология, педагогика, демография, психология и социальная психология и др.) науках.
| ОК-1
формирование теоретических оснований
|
| Виды отклоняющегося поведения. Формы проявления социальной патологии
| Виды отклоняющегося поведения: девиантное, делинквентное и криминальное поведение. Типы отклоняющегося поведения: деструктивное, асоциальное и противоправное поведение. Девиантное поведение молодежи. Типология социальной патологии как негативной формы проявления девиации: алкоголизм, наркомания, проституция, бродяжничество, суицидальное и преступное поведение.
| ОК-1,
ПК-6
формирование способностей к обобщению и анализу
|
| Теории происхождения социальных патологий: биологические, психологические, социологические
| Биологические концепции природы и причин девиантного поведения: теории Ч. Ломброзо, Э. Кречмера, выводы У. Шелдона. Инстинктивная природа девиаций К. Лоренца. Исследования в области генетики. Несостоятельность биологического подхода.
Психоаналитические концепции социальных отклонений, особенности психического состояния личности как решающий фактор в возникновении девиантного поведения. Психоаналитическая теория З. Фрейда. Идеи Э. Фромма о наличии у человека доброкачественной и злокачественной агрессии. Теория социального научения А. Бандуры. Концепция «извращенных личностей» А. Ф. Лазурского.
Социологические теории происхождения социальных отклонений: теория аномии (Э. Дюркгейм, Р. Мертон), теории культурного переноса (К. Шоу, Г. МакКей) и субкультуры (А. Коэн), теория конфликта (Я. Тэйлор, П. Уолтон и др.), концепция стигматизации: «драматизация зла» Ф. Танненбаума, первичная и вторичная девиация Э. Лемерта.
| ОК-1,
ПК-6
формирование способности использовать систематизированные знания
|
| Алкоголизм как форма социальной патологии в обществе
| Исторические тенденции алкоголизации населения России. Алкогольная ситуация на современном этапе. Показатели алкоголизации населения и уровни потребления алкоголя. Социальные последствия алкоголизации. Подростковое и женское пьянство. Алкогольная реформа 1985 года. Модели и мотивы употребления алкоголя. Семейное неблагополучие как фактор алкоголизации. Алкогольная политика. Социальный контроль и профилактика алкоголизма у подростков.
| ОК-1,
ПК-6
формирование способности использовать теоретические знания социальных наук
|
| Наркомания как форма социальной патологии в обществе
| История распространения наркотиков в мире и в России, особенности наркотизации различных групп населения России. Социальные последствия наркомании. Пути распространения. Изменение мотивов и структуры потребления наркотиков. Новые модели потребления. Механизм приобщения к наркотикам. Связь алкоголизации с первичной наркотизацией. Алкогольное поведение потребителей наркотиков. Преступность и наркотики. Женщины и наркотики. Студенты и наркотики. Социальный портрет наркомана. Динамика отношения населения к потреблению наркотических веществ. Легализация наркотиков: за и против.
| ОК-1,
ПК-6, формирование способности использовать систематизированные практические знания
|
| Проституция как общественная проблема
| Проституция: понятие, признаки, структура, виды. Исторический процесс развития проституции в России, модели социального контроля за проституцией. Концепции проституции: функционализм, интеракционизм, феминизм и др. Проституция как общественная проблема. Социальные характеристики проституции: анализ участников процесса сексуальной коммерции. Социально-демографические характеристики. Мобильность проституток. Проституция несовершеннолетних как актуальная проблема. Правовое регулирование. Проблемы социального контроля за проституцией.
| ОК-1,
ПК-6
формирование способности использовать систематизированные теоретические знания
|
| Суицид как крайняя форма социальной патологии
| Основные понятия и характеристики. Самоубийство как социальное явление. Динамика самоубийств в России, классификация суицидальных проявлений. Социально-психологическая дезадаптация личности как фактор суицидального поведения. Социально-демографические (гендерные, возрастные, профессиональные и пр.) характеристики суицидентов. Темпоральные характеристики самоубийств. Отношение населения и отдельных его групп к суицидальному поведению. Возрастная динамика суицидального поведения. Семейные конфликты, развод, одиночество и суицид.
| ОК-1,
ПК-6
формирование способности ставить цели и выбирать пути их достижения
|
| Проблема преступного поведения. Социальные причины преступности
| Преступное поведение: понятие, причины, факторы. Проблемы анализа динамики преступности. Система показателей уголовной статистики. Преступность в Российской Империи. Преступность в России после 1917 года. Организованная преступность. Социально-демографическая характеристика лиц, совершивших преступление. Личность преступника. Феминизация преступности. Проблемы преступности несовершеннолетних. Особенности преступности несовершеннолетних. Наказание как социологическая проблема: функции уголовного наказания.
| ОК-1,
ПК-6, формирование способности использовать систематизированные практические знания
|
| Нищенство и бродяжничество как социальная патология
| Бродяжничество как социальная патология – масштабы, причины, факторы. Структура, типология, социально-демографические характеристики лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством.
Нищенство и попрошайничество – характер, виды, социально-психологические аспекты.
Сопряженность проблем бродяжничества, нищенства, попрошайничества между собой и с другими видами девиантного поведения. Социальная стоимость бродяжничества и нищенства. Стратегия социального контроля в борьбе с нищенством и бродяжничеством.
| ОК-1,
ПК-6, формирование способности использовать систематизированные практические знания
|
| Социальный контроль над отклоняющимся поведением
| Социальный контроль как способ саморегуляции социальной системы. Функции социального контроля. Способы и механизмы осуществления контроля и корректировки взаимодействия. Социальный контроль и санкции. Типология форм контроля и социальных воздействий на человека.
Институты социального контроля. Инструменты социального контроля: изоляция, обособление, реабилитация (Т. Парсонс).
Модели социального контроля. Понятие социальной нормы как условия упорядочения социального взаимодействия. Функции социальных норм. Виды социальных норм. Социальные санкции и их классификация.
Основные тенденции социального контроля в советской и постсоветской России. Стратегия и тактика социального контроля на современном этапе.
| ОК-1,
ПК-6, формирование способности использовать систематизированные практические знания
|
Date: 2015-09-25; view: 238; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|