Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Люк де Клапье Вовенарг





 

(1715—1747 гг.)

писатель

 

Бедность так принижает людей, что они стыдятся даже своих добродетелей.

 

Большинство людей в глубине души презирает добродетель и плюет на славу.

 

Бывают люди, чьи таланты никогда бы не обнаружились, не будь у них еще и недостатков.

 

Великие люди бывают подчас велики даже в малом.

 

Великие люди, научив слабодушных размышлять, наставили их на путь заблуждений.

 

Великие мысли исходят из сердца.

 

Всего ошибочнее мерить жизнь мерою смерти.

 

Все жизненные правила следует черпать только в мужестве.

 

Все люди рождаются искренними, а умирают лжецами.

 

В сострадании меньше нежности, чем в любви.

 

В чем только не убеждают человека страх и надежда!

 

Вырази ложную мысль ясно, и она сама себя опровергнет.

 

Высокая должность избавляет иногда от необходимости иметь еще и дарования.

 

Где темен стиль, там царствует заблуждение.

 

Главные обязанности людей основаны на их беззащитности друг перед другом.

 

Глупец всегда убежден, что никто ловчей его не проведет умного человека.

 

Говорить только хорошее обо всех и вся — плохая и мелкая политика.

 

Гордость — утешительница слабых.

 

Даже лучшие писатели говорят слишком много.

 

Даже у молодой женщины меньше поклонников, чем у богача, который славится хорошим столом.

 

Действия не так добры или порочны, как наши желания.

 

Для того чтобы творить великие дела, нужно жить так, будто и умирать не придется.

 

Если афоризм нуждается в пояснениях, значит, он неудачен.

 

Если советы страсти более смелы, чем советы рассудка, то и силы для исполнения их страсть дает больше, чем рассудок.

 

Если хотите высказывать серьезные мысли, отучитесь сперва болтать вздор.

 

Есть люди, которые относятся к нравственности, как некоторые архитекторы к домам: на первый план ставится удобство.

 

Есть люди, которые читают лишь для того, чтобы находить у писателя ошибки.

 

Женщины и молодые люди умеют ценить лишь тех, к кому питают склонность.

 

Жестче всех тот, кто мягок из корысти.

 

…Именно страстям обязан разум самыми блистательными своими завоеваниями.

 

Иной раз проще создать новую партию, чем постепенно добиться главенства в уже созданной.

 

Иные живут счастливо, сами того не зная.

 

Искусство нравиться — это искусство обманывать.

 

Истина — солнце разума.

 

Когда нововведение слишком трудно установить, это служит доказательством, что в нем нет необходимости.

 

Красноречив тот, кто даже непроизвольно заражает своей верой или страстью ум и сердце ближнего.

 

Краткость жизни не может ни разубедить в ее радостях, ни утешить в ее горестях.

 

Критиковать автора легко, но трудно его оценить.

 

Кто более строг, чем законы, тот — тиран.

 

Кто ищет славы на пути добродетели, тот лишь требует награды по заслугам.

 

Кто не знает цену времени, тот не рожден для славы.

 

Кто не способен выдумывать небылицы, у того один выход — рассказывать были.

 

Кто уважает себя — внушает почтение другим.

 

Легче всего уничтожить ту партию, в чьей основе лежат доводы благоразумия.

 

Легче рисоваться многими знаниями, чем хорошо владеть немногими.

 

Легче сказать новое слово, чем примирить меж собой слова уже сказанные.

 

Ленивцу всегда хочется что‑нибудь делать.

 

Лжец — человек, не умеющий обманывать; льстец — тот, кто обманывает обычно лишь глупцов.

 

Лицемеря, совесть не сознает, что она лицемерит.

 

Ловкачи никого не отталкивают от себя.

 

Лучшая опора в несчастье не разум, а мужество.

 

Любая страсть, владеющая человеком, как бы открывает прямой доступ к нему.

 

Любовь сильнее самолюбия: женщину можно любить, даже когда она презирает вас.

 

Люди всегда ненавидят тех, кому причиняют зло.

 

Люди обычно мучают своих ближних под предлогом, что желают им добра.

 

Люди с пылким характером редко бывают постоянны в дружбе.

 

Мало бывает несчастий безысходных; отчаяние более обманчиво, чем надежда.

 

Мало говорят вещей основательных, когда стараются сказать что‑нибудь необыкновенное.

 


Мало кому удавалось совершить великое деяние по чужой подсказке.

 

Милосердие предпочтительнее справед— ливости.

 

Молодые люди меньше страдают из‑за своих оплошностей, чем от благоразумия стариков.

 

Молодые люди плохо знают, что такое красота: им знакома только страсть.

 

Мужество, сочетаемое с умом, помогает более, нежели один ум без мужества.

 

Мы знаем больше бесполезных вещей, чем не знаем полезных.

 

Мы любим иной раз даже такие похвалы, в искренность которых не верим.

 

Мы не любим, когда нас жалеют за совершенные нами ошибки.

 

Мы не особенно довольны бываем своими друзьями, если они, ценя наши хорошие качества, позволяют себе замечать также и наши недостатки.

 

Мы подмечаем в людях много пороков, но признаем мало добродетелей.

 

Мыслить человека научили страсти.

 

Мы слишком мало пользуемся мудростью стариков.

 

Мысль о смерти вероломна: захваченные ею, мы забываем жить.

 

Мы так многое в жизни презираем, чтобы не исполниться презрением к самим себе.

 

Мы укоряем обездоленных, дабы не обременять себя состраданием.

 

Надежда — единственное благо, которым нельзя пресытиться.

 

Наслаждение есть плод труда и награда за него.

 

Насмешка — детище удовлетворенного презрения.

 

Насмешка — хорошее испытание для самолюбия.

 

Нас оскорбляет не столько презрение глупцов, сколько пренебрежение людей умных.

 

Наш разум скорее проницателен, нежели последователен, и охватывает больше, чем в силах постичь.

 

Невозможно отучить людей изучать самые ненужные предметы.

 

Нельзя быть справедливым, не будучи человечным.

 

Не надо осмеивать общеуважаемые мнения, вы этим только оскорбляете людей, но не убеждаете их.

 

Не найдется, пожалуй, истины, которая не могла бы послужить для кого‑либо поводом к заблуждению.

 

Необходимость избавляет нас от трудностей выбора.

 

Непринужденная беседа — лучшая школа для ума.

 

Не следует робеть из опасения наделать ошибок, самая большая ошибка — это лишать себя опытности.

 

Нет искуса тяжелее для целомудрия, нежели одиночество.

 

Нет ничего полезнее доброго имени, и ничто не создает его так прочно, как достоинство.

 

Нет покровителей надежнее, чем наши собственные способности.

 

Нет правил более изменчивых, нежели правила, внушенные совестью.

 

Нет человека настолько остроумного, чтобы никогда не быть скучным.

 

Неученость не есть недостаток ума, а знание не есть признак гения.

 

Низок душою тот, кто стыдится своей дружбы с людьми, чьи недостатки стали всем известны.

 

Ничто так не унижает человека, не делает его таким жалким, как тщеславие, оно ярчайшая примета посредственности.

 

Одиночество так же необходимо разуму, как воздержание в еде — телу, и точно так же гибельно, если оно слишком долго длится.

 

О людях следует судить не по тому, чего они не знают, а по тому, что знают — и насколько глубоко.

 

Отчаяние есть величайшее из наших заблуждений.

 

Подлинно хорошая живопись чарует нас до тех пор, пока ее не начнут хвалить другие.


 

Полна самобытности и новизны та книга, которая пробуждает в нас любовь к старым истинам.

 

Польза добродетели столь очевидна, что даже дрянные люди поступают добродетельно ради выгоды.

 

Порою наши слабости привязывают нас друг к другу ничуть не меньше, чем самые высокие добродетели.

 

Постоянство — это всегдашняя мечта любви.

 

Правила нравственности, как и люди, меняются с каждым поколением: они подсказаны то добродетелью, то пороком.

 

Праздность более утомляет, чем труд.

 

Прежде чем ополчиться на зло, взвесьте, способны ли вы устранить причины, его породившие?

 

Привычка — все, даже в любви.

 

Пустое дело — пытаться угодить завистникам.

 

Пьяный отпускает иногда более забавные шутки, чем записные остроумы.

 

Рабство унижает человека до того, что он начинает любить свои оковы.

 

Равно слабодушны и те, что окружают свои дела непроницаемым покровом тайны, и те, что все о них выбалтывают.

 

Разуму не постичь надобностей сердца.

 

Робость можно определить как боязнь порицания, стыд — как уверенность, что оно неминуемо.

 

Самые кислые люди — это те, которые слащавы из интереса.

 

Самые полезные советы те, которые легче всего использовать.

 

Самый увлекательный разговор — и тот утомляет слух человека, поглощенного страстью.

 

Сделавшись собственностью человека, животное ублажает его самолюбие.

 

Сила или слабость нашей веры зависит скорее от мужества, нежели от разума. Тот, кто смеется над приметами, не всегда умнее того, кто верит им.

 

Соблюдение целомудрия вменяется в закон женщинам, меж тем в мужчинах они превыше всего ценят развращенность. Не забавно ли?

 

Советы старых людей — как зимнее солнце: светят, да не греют.

 

Сознание плодотворности труда есть одно из самых лучших удовольствий.

 

Сознание своей силы умножает ее.

 

Судя по всему, человек от природы не способен к независимому существованию.

 

Суровость закона говорит о его человеколюбии, а суровость человека — о его узости и жестокосердии.

 

Твердый характер должен сочетаться с гибкостью разума.

 

В старости не увеличивается число друзей: все потери тогда безвозвратны.

 

Терпение — это искусство надеяться.

 

Только тот способен на великое деяние, кто живет так, словно он бессмертен.

 

Торгуя честью, не разбогатеешь.

 

Тот, кто требует платы за свою честность, чаще всего продает свою честь.

 

Тщеславие… лишает людей естественности.

 

У женщин обычно больше тщеславия, чем темперамента, и больше темперамента, чем добродетели.

 

Ум должен не ограничивать, а дополнять добродетель.


 

Умеренность в великих людях ограничивает лишь их пороки.

 

Ум — око души, но не сила ее; сила души — в сердце.

 

У нас нет ни сил, ни случая сотворить все добро и зло, которое мы собирались сотворить.

 

Управлять одним человеком иной раз труднее, чем целым народом.

 

Успех создает мало друзей.

 

Хотите подчинить себе других — начинайте с себя.

 

Мне жаль влюбленного старика: юношеские страсти губительно опустошают изношенное и увядшее тело.

 

Человека называют бесхарактерным, если душа его слаба, легкомысленна, непостоянна, но даже эти недостатки все равно образуют характер.

 

Человеколюбие — вот первейшая из добродетелей.

 

Человек, от которого никому нет проку, поневоле честен.

 

Чрезмерная осмотрительность не менее пагубна, чем ее противоположность: мало проку от людей тому, кто вечно боится, как бы его не надули.

 

Чужое остроумие быстро прискучивает.

 

Шутка у философов столь умеренна, что ее не отличишь от серьезного рассуждения.

 

Язык и мысль ограничены, истина же беспредельна.

 

Ясность украшает глубокие мысли.

 

Войны подобны судебной тяжбе, где судебные издержки превышают спорную сумму.

 

В дружбе, браке, любви, словом, в любых человеческих отношениях мы всегда хотим быть в выигрыше, а поскольку отношения между друзьями, любовниками, братьями, родственниками и т. д. особенно тесны и многообразны, не следует удивляться, что в них ждет нас больше всего неблагодарности и несправедливости.

 

В известном смысле недостатки любого произведения сводятся к одному — оно слишком длинно.

 

В любом трактате проглядывает подчас немало двусмыслицы, а это доказывает, что каждая из договаривающихся сторон сознательно намеревалась нарушить его, как только представится возможность.

 

Велики людские притязания, а цели — ничтожны.

 

Вельможа слишком дорого продает свое покровительство; поэтому никто и не считает себя обязанным платить ему признательностью.

 

Все, что слишком длинно, приедается, даже жизнь; однако ее любят.

 

Всего ошибочнее мерить жизнь мерою смерти.

 

Дураки употребляют умных людей с той же целью, с какой мужчины‑недоростки носят высокие каблуки.

 

Дураков меньше, чем думают: люди просто не понимают друг друга.

 

Дурных людей всегда потрясает открытие, что и добропорядочные способны на хитроумие.

 

Если болезненный человек съест вишню, а назавтра сляжет с простудой, ему непременно скажут в утешение, что он сам во всем виноват.

 

Живость ума не слишком красит человека, если ей не сопутствует верность суждений. Не те часы хороши, что ходят быстро, а те, что точно показывают время.

 

Как трудно заниматься выгодным делом, не преследуя при этом собственной выгоды!

 

Какие услуги ни оказывай людям, им все равно не сделаешь столько добра, сколько, по их мнению, они заслуживают.

 

Какую бы нежность ни питали мы к друзьям и близким, их счастья все равно мало, чтобы осчастливить и нас.

 

Когда человек неспособен занять и развлечь себя, он берется занимать и развлекать других.

 

Когда я вижу человека, превозносящего разум, я готов держать пари, что он неразумен.

 

Люди готовы наобещать горы, чтобы избавиться от необходимости дать хотя бы крохи.

 

Люди редко примиряются с постигшим их унижением: они попросту забывают о нем.

 

Много говорят лишь о тех мыслях и книгах, которые интересны многим.

 

Монахами становятся из набожности, а солдатами — из нечестия, но затем те и другие исполняют свои обязанности почти всегда по необходимости или по привычке.

 

Мы без особого труда прощаем вред, причиненный нам в прошлом, и бессильную неприязнь.

 

Мы делаем вид, будто нам лень завоевывать славу, и при этом лезем из кожи ради ничтожной корысти.

 

Мы знаем за собой много такого, о чем люди всегда умалчивают, и угадываем в них то, о чем умалчиваем сами.

 

Мы не в силах пренебречь презрением окружающих: у нас слишком мало самолюбия.

 

Мы не доверяем даже умнейшим людям, когда они советуют, как вести себя, но не сомневаемся в непогрешимости собственных советов.

 

Мы не очень печемся о благополучии тех, кому помогаем только советами.

 

Мы не понимаем, сколь притягательны сильные страсти. Нам жаль людей, живущих в вечной тревоге, а они презирают нас за то, что мы не знаем тревог.

 

Мы не так домогались бы всеобщего уважения, когда бы твердо знали, что достойны его.

 

Мы редко вдумываемся в чужую мысль; поэтому, когда нам самим приходит такая же, мы без труда убеждаем себя, что она совершенно самобытна — столько в ней тонкостей и оттенков, которых мы не заметили в изложении ее автора.

 

Настоящие политики лучше разбираются в людях, нежели те, что подвизаются на поприще философии; другими словами, именно политики — настоящие философы.

 

Наше суждение о других не так изменчиво, как о самих себе.

 

Нашу снисходительность мы приберегаем для праведников.

 

Неглупые дурнушки часто злы: их гложет досада на свое безобразие, ибо они видят, что красота восполняет любой недостаток.

 

Нелегко ценить человека так, как ему хочется.

 

Немного здравого смысла — и от глубокомыслия ничего не останется.

 

Несправедливо требовать от людей, чтобы из уважения к нашим советам они делали то, чего никогда не стали бы делать ради самих себя.

 

Нет обиды, которой мы не простили бы, отомстив за нее.

 

Нет утраты болезненней и кратковременней, чем утрата любимой женщины.

 

Неустанная деятельность скорее приведет к богатству, нежели осмотрительность.

 

Отчаянье обманывает чаще, нежели надежда.

 

Подданные льстят государям куда как с большим пылом, чем те эту лесть выслушивают. Жажда что‑то добыть всегда острее, чем наслаждение уже добытым.

 

Пожалуй, на свете не существовало писателя, довольного веком, в котором ему привелось жить.

 

Расположения сильных мира сего скорее добьется тот, кто помогает им пустить по ветру их добро, нежели тот, кто пытается научить, как его приумножить.

 

Редкий человек способен, не дрогнув, стерпеть правду или сказать ее в глаза.

 

Самыми лучшими министрами были те люди, которые волею судеб дальше всего стояли от министерств.

 

Светские люди не говорят о таких мелочах, о каких судачит народ, но и народ не интересуется таким вздором, каким заняты светские люди.

 

Совесть умирающих клевещет на всю прожитую ими жизнь.

 

Стоит нам почувствовать, что человеку не за что нас уважать, — и мы начинаем почти что ненавидеть его.

 

Солдаты потому полны такой вражды к народу, на чьей земле воюют, что им нельзя грабить в свое удовольствие и что мародеров наказывают: люди всегда ненавидят тех, кому причиняют зло.

 

Страх перед людьми — вот источник любви к законам.

 

У завзятых остряков есть постоянное место в хорошем обществе — и всегда последнее.

 

Хорошая кухня — вот что крепче всего связывает между собой людей хорошего тона.

 

Хороших желудков куда меньше, нежели хорошей пищи.

 

Чем бесспорнее изречение, тем больше опасность, что оно станет общим местом.

 

Великие короли, полководцы, политики, замечательные писатели — все они люди; пышные эпитеты, которыми мы себя оглушаем, ничего не могут прибавить к этому определению.

 

Глупо ласкать себя надеждой, будто мы способны убедить других в том, чему и сами не верим.

 

Мы многому верим без доказательств, и это естественно.

 

Лжецы угодливы и кичливы.

 

Несправедливость всегда оскорбляет наши чувства — разве что она приносит нам прямую выгоду.

 

Тверже всего мы знаем то, чего не заучиваем.

 

Кто не способен к великим свершениям, тот презирает великие замыслы.

Лицо человека выражает и его характер, и темперамент. Глупое лицо выражает лишь физические свойства — например, крепкое здоровье и т. д. И все‑таки нельзя судить о человеке по его лицу, ибо физиономии людей, равно как манера держать себя, отличаются переплетением столь различных черт, что тут очень легко впасть в заблуждение, не говоря уже о несчастных обстоятельствах, которые обезображивают природные черты и не позволяют душе отразиться в них, — например, оспины, болезненная худоба и пр.

 

Торг честью не обогащает.

 

Нам легче приобрести лоск всезнания, чем основательно овладеть небольшим числом знаний.

 

Дух подвластен тому же закону, что и тело, — невозможности существования без постоянного питания.

 

Ум достигает великого только порывами.

 

Неизменная скупость в похвалах — верный признак посредственного ума.

 

Ум око души, но не сила ее; сила души — в сердце.

 

Ум большинства ученых правильнее всего, пожалуй, уподобить человеку прожорливому, но с дурным пищеварением.

 

Пусть люди совершают любые ошибки себе во вред, лишь бы им избегнуть худшей напасти — подчинения чужой воле.

 

Глупец, у которого большая память, исполнен мыслей и фактов; но он не умеет делать выводов и заключений — а в этом вся суть.

 

Великий человек берется за великие дела потому, что сознает их величие, глупец — потому, что не понимает, как они трудны.

 

Говорят мало основательного, когда стремятся сказать необычное.

 

Несколько примеров, приведенных в немногих словах и на своем месте, придают мыслям больше блеску, больше весу и авторитетности; но излишнее обилие примеров и излишек подробностей всегда ослабляют речь.

 

Красноречие, вероятно, наиболее редкий, равно как и самый изящный из всех талантов.

 

Красноречие следует предпочесть знанию.

 

Тратить красноречие на соболезнования, когда заведомо известно, что горе притворно, значит бесстыдно ломать комедию.

 

Если мысль нельзя выразить простыми словами, значит, она ничтожна и надо ее отбросить.

 

Кто красноречив от природы, тот иной раз говорит великие истины с такой ясностью и краткостью, что большинство людей не думает, что в них была глубокая основательность.

 

Чашечка кофе после обеда — и наше самоуважение возрастает; точно так же достаточно порою небольшой шутки, чтобы сбить большую спесь.

 

Тщеславные люди — плохие дипломаты: они не умеют молчать.

 

Не жалко, что человек родился или умер, что он лишился своих денег, дома, имения, все это не принадлежит человеку. А то жалко, когда человек теряет свою истинную собственность — свое человеческое достоинство.

 

Люди не в силах устоять перед лестью, и даже понимая, что им льстят, все равно попадаются на эту удочку.

 

Самая новая и самая самобытная книга та, которая заставляет любить старые истины.

 

Достоинства человека есть драгоценные камни, которые красивее играют в оправе скромности.

 

Мы восприимчивы к дружбе, справедливости, человечности, состраданию и разуму. Не это ли и есть добродетель, друзья мои?

 

Окажись я единственным обитателем земли, владение ею не доставило бы мне радости: у меня не было бы ни забот, ни наслаждений, ни желаний, даже богатство и слава превратились бы в пустые слова, ибо не станем обманывать себя — всеми своими удовольствиями мы обязаны людям, прочее в счет не идет.

 

Попробуйте в разговоре с человеком непреклонно суровым сказать доброе слово о милосердии, и вы услышите в ответ: Если закон не будет безжалостен, нас удавят в собственной постели. О кровавая трусость!

 

Не полагайтесь на уважение и доверие человека, который, входя во все ваши интересы, не говорит вам о своих.

 

Только общение излечивает от самонадеянности, робости, глупой заносчивости, только свободный и непринужденный обмен мнений позволяет изучать людей, прощупывать, распознавать и сравнивать себя с ними.

 

Люди глупые никогда не поймут умных.

 

Легко критиковать автора, но труднее — оценить его.

 

Можно от всего сердца любя человека, все‑таки понимать, как велики его недостатки. Было бы глупой дерзостью мнить, будто нашего расположения достойно лишь одно совершенство. Порою наши слабости привязывают нас друг к другу ничуть не меньше, чем самые высокие добродетели.

 

Бывают весьма порядочные люди, которые умеют веселиться лишь на один манер — зло потешаясь над собеседниками.

 

Человек разумный не станет придираться к прямому смыслу слов, если ему понятно, что хотел ими сказать автор.

 

Если человек рожден с высокой и мужественной душой, если он работящ, горд, честолюбив, чужд низкопоклонства, а ум его глубок и скрытен, я могу смело сказать, что у него есть все необходимое, чтобы его не замечали вельможи: они больше, чем остальные, боятся тех, кем не могут помыкать.

 

Разве кто не имеет права любить самого себя? Разве поступок будет менее хорош только потому, что мы делаем его с удовольствием?

 

Лишь мелкие люди вечно взвешивают, что следует уважать, а что — любить. Человек истинно большой души, не задумываясь, любит все, что достойно уважения.

 

По ложному пути идут женщины, избравшие своим оружием кокетство. Они мало в ком способны зажечь великую страсть, и не потому, что они, как принято считать, легкомысленны, а потому, что никто не хочет остаться в дураках.

 

Любовный порыв первый творец рода человеческого.

 

Неблагодарность самая гнусная, но вместе с тем и самая обыкновенная и самая исконная — это неблагодарность детей к родителям.

 

Самые высокие мысли подсказывает нам сердце.

 

Пылкое честолюбие с самой юности изгоняет из нашей жизни всякую радость: оно хочет править единовластно.

 

Кто нечестен там, где речь идет о наслаждении, тот и в делах лишь прикидывается честным. Если даже наслаждение не делает вас человечнее, значит, вы по натуре жестоки, как зверь.

 

Кто‑то заводит разговоры так же панибратски и бесцеремонно, как мы оперлись бы в церкви на соседа, если бы нам стало худо.

 

В сущности, почти все, что люди считают зазорным, совершенно невинно. Мы краснеем от того, что не богаты, не знатны, что у нас горб или хромая нога, и еще по множеству поводов, о которых не стоит даже упоминать.

 

Тщеславие есть самое естественное свойство людей, и вместе с тем оно‑то и лишает людей естественности.

 

Ничто не может успокоить завистника.

 

Зависть обвиняет и судит без доказательств, она преумножает недостатки, дает малейшим ошибкам громкие названия; язык ее исполнен желчи, преувеличения и несправедливости.

 

Редко случается высказать здравую мысль тому, кто всегда тщится быть оригинальным.

 

Легкомысленные люди склонны к двоедушию.

 

Люди от природы настолько склонны подчиняться, что с них мало законов, управляющих ими в их слабости, им недостаточно повелителей, данных судьбой, — им подавай еще и моду, которая предписывает человеку даже фасон башмаков.

Двоедушные люди легко меняют свои правила.

 

Не хвали человека, пока он жив — вот правило, изобретенное завистью и слишком поспешно подхваченное философами. Напротив, я утверждаю, что человека нужно хвалить при жизни, если, конечно, он того заслуживает. Отважиться воздать ему должное надлежит именно тогда, когда зависть и клевета ополчаются на его добродетель и талант. Похвалить от души не опасно, опасно незаслуженно огорчить.

 

Мы куда усердней подмечаем у писателя противоречия, часто мнимые, и другие промахи, чем извлекаем пользу из его суждений, как верных, так и ошибочных.

 

Нервы портятся легче, чем исправляются.

 

Вольтер (Мари Франсуа Аруэ)

 

(1694—1778 гг.)

писатель и философ‑просветитель,

действительный иностранный почетный член Петербургской Академии наук

 

Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость.

 

Бурная ревность совершает больше преступлений, чем корысть и честолюбие.

 

В бессмертие отправляются с небольшим багажом.

 

Величайшее удовольствие, какое только может чувствовать честный человек, — это доставлять удовольствие своим друзьям.

 

Видеть и делать новое — очень большое удовольствие.

 

Внеобщественный человек не может иметь морали.

 

Война превращает в диких зверей людей, рожденных, чтобы жить братьями.

 

Время достаточно длинно для того, кто пользуется им; кто трудится и мыслит, расширяет его границы.

 

Всегда наслаждаться — значит вовсе не наслаждаться.

 

Все жанры хороши, кроме скучного.

 

Все к лучшему в этом лучшем из миров.

 

Все почести этого мира не стоят одного хорошего друга.

 

Всякое желание есть зачаток новой скорби.

 

Выдать чужой секрет — предательство, выдать свой — глупость.

 

Главное — ладить с самим собой.

 

Глаза дружбы редко ошибаются.

 

Глуп тот человек, который остается всегда неизменным.

 

Гордость людей низких состоит в том, чтобы постоянно говорить о самом себе, людей же высших — чтобы вовсе о себе не говорить.

 

Для великих дел необходимо неутомимое постоянство.

 

Если бы бога не существовало, его следовало бы выдумать.

 

Если люди долго спорят, то это доказывает, что то, о чем они спорят, неясно для них самих.

 

Зависть — яд для сердца.

 

Затянувшаяся дискуссия означает, что обе стороны неправы.

 

Земля — это огромный театр, в котором одна и та же трагедия играется под различными названиями.

 

Зло исцеляют противоположным.

 

Знать много языков — значит иметь много ключей к одному замку.

 

Иллюзия — первая из всех утех.

 

Иной на втором месте блестит, и его блеск отражается на том, кто занимает первое место.

 

Иной, сияющий на втором месте, гаснет на первом.

 

Искусства обходят кругом весь мир и циркулируют, как кровь в наших венах.

 

Искусство быть скучным состоит в том, чтобы говорить все.

 

Истина, свобода и добродетель — вот единственное, ради чего нужно любить жизнь.

 

Истинное мужество обнаруживается во время бедствия.

 

Каждый отец семейства должен быть хозяином у себя дома, а не в доме соседа.

 

К живым следует относиться доброжелательно, о мертвых же нужно говорить только правду.

 

Книги на злобу дня умирают вместе со злободневностью.

 

Когда сказать нечего, всегда говорят плохо.

 

Кто не любит свободы и истины, может быть могущественным человеком, но никогда не будет великим человеком.

 

Кто ограничивает свои желания, тот всегда достаточно богат.

 

Кто прощает преступление, становится его сообщником.

 

Кто умеет владеть собою, тот может повелевать людьми.

 

Ленивые всегда бывают людьми посредственными.

 

Лучшее — враг хорошего.

 

Люби истину, но будь снисходителен к заблуждениям.

 

Любите добродетель, не ища ее блеска. Честь — в сердце.

 

Любовь — самая сильная из всех страстей, потому что она одновременно завладевает головою, сердцем и телом.

 

Люди мало размышляют, они читают небрежно, судят поспешно и принимают мнения, как принимают монету, потому что она ходячая.

 

Люди никогда не испытывают угрызений совести от поступков, ставших у них обычаем.

 

Математическая истина остается на вечные времена, а метафизические призраки проходят, как бред больных.

 

Многочисленность законов в государстве есть то же, что большое число лекарей: признак болезни и бессилия.

 

Мы потому клеймим ложь наибольшим позором, что из всех дурных поступков этот легче всего скрыть и проще всего совершить.

 

Надежда выздороветь — половина выздоровления.

 

Невежество — величайший недуг человечества.

 

Не все, что является фактом, заслуживает того, чтобы быть описанным.

 

Не дело создано для мысли, а мысль создана для дела.

 

Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает слабым государство.

Нельзя желать того, чего не знаешь.

 

Ненависть в сочетании с презрением способна стряхнуть любое ярмо.

 

Нет ничего продолжительнее времени, так как оно мера вечности; нет ничего короче его, так как его недостает для всех наших начинаний… Все люди пренебрегают им, все сожалеют об его утрате.

 

Никогда не бывает больших дел без больших трудностей.

 

Ни на что не годится тот, кто годится только для самого себя.

 

Объясненная шутка перестает быть шуткой.

 

О великом человеке судят только по его главным деяниям, а не по его ошибкам.

 

Он, должно быть, невежественный человек, поскольку отвечает на все вопросы, которые ему задают.

 

Откапывая ошибки, теряют время, которое, быть может, употребили бы на открытие истин.

 

Отчизна — это край, где пленница душа.

 

…Памятники науки существуют вечно.

 

…Первое обвинение отбрасывается, второе задевает, третье ранит, а четвертое убивает.

 

Пользуйтесь, но не злоупотребляйте — таково правило мудрости. Ни воздержание, ни излишества не дают счастья.

 

По моему мнению, брак и его узы или величайшее добро, или величайшее зло; середины нет.

 

Постоянная важность является лишь маскою посредственности.

 

Почти все то, что говорят люди, производит меньшее впечатление, чем сама манера, с какой это говорится, так как те, кто слушают, имеют приблизительно те же мысли, как и тот, кто их высказывает, и только выражение составляет разницу.

 

Поэзия — музыка души.

 

Предрассудок есть мнение, не основанное на рассудке.

 

Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена, а если повторяется, то наводит на нас скуку.

 

Прекрасно быть скромным, но не следует быть равнодушным.

 

Признательность не всегда красноречива.

 

Прогресс — закон природы.

 

Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды.

 

Самолюбие есть надутый воздухом шар, из которого вырываются бури, когда его прокалывают.

 

Сатира должна быть колкою и веселою.

 

Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов.

 

Сколько нелепостей говорится людьми только из желания сказать что‑нибудь новое.

 

Слабость с обеих сторон — такова, как известно, особенность всех ссор.

 

Слезы — это немая речь.

 

Соперничество — пища для гения.

 

Споры древних философов были постоянно мирны, а споры богословов были часто кровавы и всегда бурны.

 

С религией получается то же, что с азартной игрой: начавши дураком, кончишь плутом.

 

Старый поэт, старый любовник, старый певец и старый конь никуда не годятся.

 

Стихи повсюду были первыми детьми гения и первыми учителями красноречия.

 

Страсти — это ветры, надувающие паруса корабля; ветер, правда, иногда топит корабль, но без него корабль не мог бы плыть.

 

Суди о человеке больше по его вопросам, чем по его ответам.

 

Суеверные люди в обществе — то же самое, что трусы в армии: они сами питают панические страхи и заражают ими других.

 

Счастье есть лишь мечта, а горе реально.

 

Счастье не скрывается в чаще лесной, еще менее его можно найти у царей, его нет даже у мудреца: оно не составляет удела нашей короткой жизни. Нужно отказаться от него, но по крайней мере иногда можно обнимать его подобие.

 

Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге.

 

Теории подобны мышам: они проходят через девять дыр и застревают в десятой.

 

Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны.

 

Торжество разума заключается в том, чтобы уживаться с людьми, не имеющими его.

 

Тот, кто не ведет себя соответственно своему возрасту, всегда расплачивается за это.

 

Труд часто является отцом удовольствия.

 

Угрызения совести есть единственная добродетель, остающаяся у преступников.

 

Украсть мысли бывает часто преступнее, чем украсть деньги.

 

Успехи науки — дело времени и смелости ума.

 

Фанатизм по отношению к суеверию — то же, что бред по отношению к лихорадке, что бешенство по отношению к гневу.

 

Хорошие характеры, как и хорошие сочинения, не столько поражают вначале, сколько под конец.

 

…Христианство и разум несовместимы.

 

Человек создан для действия. Не действовать и не существовать для человека — одно и то же.

 

Чем более читаете, не размышляя, тем более уверяетесь, что много знаете, а чем более размышляете, читая, тем яснее видите, что знаете еще очень мало.

Честного человека можно преследовать, но не обесчестить.

 

Честь — это бриллиант на руке у добродетели.

 

Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить.

 

Читая в первый раз хорошую книгу, мы испытываем то же чувство, как при приобретении нового друга. Вновь прочитать уже читанную книгу — значит вновь увидеть старого друга.

 

Чтобы были довольны твои читатели, не будь слишком доволен собой.

 

Что сделалось смешным, уже не может быть опасным.

 

Язык имеет большое значение еще и потому, что с его помощью мы можем прятать наши мысли.

 

Атеизм — порок некоторых умных людей, суеверие — порок глупцов.

 

Библиотека, вверенная невежде, все равно что гарем под управлением евнуха.

 

Бог вовсе не должен страдать из‑за тупости своего священника.

 

Бог не на стороне больших батальонов, а на стороне лучших стрелков.

 

Боюсь, что земной шар — желтый дом Вселенной.

 

Брак — единственное опасное приключение, доступное даже трусам.

 

Ваши уши слишком целомудренны, а ваши нравы слишком развращены.

 

Вера — это триумф богословия над человеческой слабостью.

 

Верить в Бога невозможно, не верить в него — абсурдно. (Видоизмененный Вольтер.)

 

Власть чисел тем могущественнее, чем меньше в них разбираются.

 

Врач — это человек, пичкающий лекарствами, в которых он мало что понимает, организм, в котором он ничего не понимает.

 

Все главнейшие иностранные языки можно выучить за шесть лет, но для изучения своего недостаточно целой жизни.

 

Вся наша история — вымысел, с которым все согласны.

 

География — единственное искусство, в котором последние творения всегда самые лучшие.

 

Генерал, одержавший победу, в глазах публики не совершал вовсе ошибок, так же как разбитый генерал всегда не прав, как бы ни был уместен его образ действий.

 

Глаза читателя более строгие судьи, чем уши слушателя.

 

Горе тем, кто переводит буквально и, передавая каждое слово, обескровливает смысл. Именно здесь можно сказать, что буква убивает, а дух животворит.

 

Государственного мужа создает характер, а вовсе не исключительная проницательность.

 

Государственное образование, называвшееся Священной Римской империей, не было ни священным, ни римским, ни империей.

 

Девушки быстрее учатся чувствовать, чем юноши мыслить.

 

Для большинства людей исправиться — значит поменять свои недостатки.

 

Доверить другому чужую тайну — предательство, доверить свою — глупость.

 

Догмат бессмертия души есть самая утешительная и в то же время наиболее устрашающая идея из всех, которые человеческий дух мог воспринять.

 

Договаривать все до конца — верный способ наскучить.

 

Достаточно было одному мужчине влюбиться в женщину, чтобы мир стал таким, каков есть.

 

Если Бог сотворил человека по своему образу и подобию, то человек отплатил ему тем же.

 

Если Бога нет в нас, то его нет нигде.

 

Если бы в Англии была только одна религия, следовало бы опасаться ее деспотизма; если бы их было две, представители каждой перерезали бы друг другу горло; но их там тридцать, а потому они живут в благодатном мире.

 

Женщина может сохранить лишь одну тайну — тайну своего возраста.

 

Женщина — это человеческое существо, которое одевается, болтает и раздевается.

 

Идеальное правительство невозможно, потому что люди наделены страстями; а не будь они наделены страстями, не было бы нужды в правительстве.

 

Идеи Бога среди людей столь же различны, как их религии и законы. Все люди рождаются с носом и пятью пальцами, но ни один из них не появляется на свет со знанием Бога; прискорбно это или же нет, но таково, несомненно, человеческое состояние.

Излишек — вещь крайне необходимая.

 

Именно наша любовь к самим себе помогает любви к другим. Разумеется, Бог мог бы создать тварей внимательными единственно только к благу другого. В этом случае купцы находились бы в Индии исключительно в благотворительных целях, а каменщики дробили бы камни, чтобы доставить удовольствие своему ближнему. Но Бог устроил вещи иначе.

 

Искатель счастья подобен пьяному, который никак не может найти свой дом, но знает, что дом у него есть.

 

Искусство медицины состоит в том, чтобы помогать пациенту коротать время, пока природа излечивает болезнь.

 

Книга во времена Гомера и Гесиода была такою же редкостью, как в наши времена хорошая книга.

 

Когда чернь начинает рассуждать — все пропало.

 

Короли знают о делах своих министров не больше, чем рогоносцы о делах своих жен.

 

Корысть еще более слепа, чем любовь.

 

Кто не имеет что сказать, всегда говорит плохо.

 

Лучше поздно, чем плохо.

 

Люди пользуются умом лишь для того, чтобы оправдать свои дурные поступки, а языком — чтобы скрывать свои мысли.

 

Маленькие машины работают лучше больших, потому что в последних сильнее трение. Так же и относительно государств.

Маленькие ручейки прозрачны, потому что неглубоки.

 

Метафизики и теологи весьма напоминают тех гладиаторов, которых заставляли сражаться с повязкой на глазах.

 

Метафизические системы для философов — то же, что романы для женщин.

 

Монархия — лучший из худших видов правления.

 

Настоящие похвалы — это духи, которые приберегают для бальзамирования покойников.

 

Не бедность невыносима, а презрение. Я могу обходиться без всего, но я не хочу, чтобы об этом знали.

 

Не неравенство тягостно, а зависимость.

 

Не следует говорить человеку о недостатках его возлюбленной, объяснять истцу слабые стороны его дела или приводить доводы рассудка ясновидцу.

 

Не следует громко говорить о милостях, которыми одаряют нас женщины и короли.

 

Нередко спрашивают, почему те, кому служение повелевает быть учеными и терпимыми, столь часто бывали невежественны и бессердечны. Они были невежественны потому, что слишком долго учились, и жестокими потому, что чувствовали, как их никчемные занятия становятся объектом презрения мудрых людей.

 

Нет ничего неприятнее, как быть повешенным в неизвестности.

 

Ничто не пользуется таким уважением, как застарелое зло.

О себе: Мы с Господом Богом кланяемся, но бесед не ведем.

 

О трактате Руссо «Рассуждение о происхождении неравенства между людьми»: Когда читаешь вашу книгу, разбирает охота побегать на четвереньках.

 

Образование развивает способности, но не создает их.

 

Одежда изменяет не только фигуру, но и нравы.

 

Он был великим патриотом, гуманным человеком, истинным другом — если, конечно, это правда, что он умер.

 

Опасно быть правым, когда правительство ошибается.

 

Отчаяние часто выигрывало сражения.

 

Политика во все времена сохраняла злоупотребления, на которые жаловалось правосудие.

 

Поэзия говорит больше, чем проза, при помощи меньшего количества слов.

 

Предрассудки — разум глупцов.

 

Прекрасное не требует доказательств.

 

Равенство есть вещь самая естественная и в то же время химера.

 

Развод, вероятно, почти столь же стар, как и брак. Хотя я полагаю, что брак на несколько недель древнее.

 

Разум говорит мне, что Бог существует, но разум также говорит мне, что я никогда не узнаю, что это такое.

Разъясненная шутка перестает быть смешной; любой комментатор остроты — просто глупец.

 

Религиозная догма всегда в безопасности, когда ее опровергают только философы: все академики вселенной ничего не изменят в веровании народа.

 

Римский календарь был необычайно запутан. Римские полководцы всегда побеждали, но никогда не знали, в какой день это произошло.

 

Когда слушающий не понимает говорящего, а говорящий не знает, что он имеет в виду, — это философия.

 

Своим почитателям: Вы хотите удушить меня розами.

 

Сердце не стареет, но как мучительно селить божество в развалинах!

 

Сила женщин в слабостях мужчин.

 

Скромность — знаменитейшее достоинство, если ты знаменит.

 

Слепой следовало бы изображать не любовь, а самовлюбленность.

 

Словари составляются из словарей.

 

Счастье — отвлеченная идея, составленная из нескольких ощущений удовольствия.

 

Там, где речь идет о деньгах, все одной веры.

 

Те, кто грешит исключительно против Бога, должны быть наказаны на том свете; те, кто грешит против людей, должны быть наказаны на этом.

 

Тот, кто умирает при многих свидетелях, умирает всегда мужественно. (По поводу смерти Людовика XIV.)

 

Утешительна одна только мысль, а именно: какой бы системы мы ни придерживались и с какой фатальностью ни связывали бы все наши действия, мы всегда будем действовать так, как если бы мы были свободны.

 

Утром я составляю планы, а днем делаю глупости.

 

Французы говорят быстро и действуют медленно.

 

Хорошие новости всегда опаздывают, а плохие летят как на крыльях.

 

Хотя желудок влияет на наши мысли, люди с самыми лучшими желудками — не самые лучшие мыслители.

 

Цена монеты — пульс государства и довольно верный способ узнать его силы.

 

Шутки хороши только тогда, когда их подносят еще не остывшими.

 

Я без ума от женщин, особенно если они красивы и податливы.

 

Я не знаю ни одного народа, который обогатился бы вследствие победы.

 

Я не пожелал бы счастья, если бы ради него надо было стать дураком. Если мы дорожим счастьем, то еще больше дорожим разумом. Но, если поразмыслить, окажется, что предпочитать разум счастью значит быть безрассудным.

 

Я не разделяю ваших убеждений, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их высказать.

 

Я признаю, что человек непостижим, но столь же непостижима и вся остальная природа, и в человеке не больше очевидных противоречий, чем во всем остальном.

 

Вольтеру сообщили, что доктор Галлер далеко не так одобрительно отзывается о его трудах, как Вольтер — о трудах Галлера. «Что ж, — заметил Вольтер, — человеку свойственно ошибаться; возможно, мы ошибаемся оба».

 

В 1779 году Вольтер отправился из Швейцарии в Париж. На городской заставе его остановили и спросили, не везет ли каких‑либо товаров, облагаемых пошлиной. «Господа, — отвечал Вольтер, — у меня в экипаже нет никакой контрабанды, кроме меня самого».

 

Какой‑то автор представил Вольтеру трагедию и попросил высказать о ней свое мнение. Вольтер прочитал рукопись и ответил: «Написать такую трагедию вовсе не трудно; трудность в том, что отвечать ее автору».

 

На смертном одре, в ответ на предложение отречься от дьявола, Вольтер сказал: «Теперь не время наживать себе новых врагов».

 

Отчизна это край, где пленница душа.

 

Моя любовь к отечеству не заставляет меня закрывать глаза на заслуги иностранцев. Напротив, чем более я люблю отечество, тем более и стремлюсь обогатить мою страну сокровищами, извлеченными не из его недр.

 

Нет человека, в котором не было бы чего‑нибудь ненавистного, в котором не был бы скрыт лютый зверь, но лишь немногие честно говорят, как они справляются с этим лютым зверем.

 

Никто, конечно, не рождается на свет с уже готовыми понятиями о праве и справедливости, но человеческая природа устроена так, что в известном возрасте эти истины естественным образом вырабатываются.

Жить — значит работать. Труд есть жизнь человека.

 

Словарь — это вселенная в алфавитном порядке.

 

Никогда не бывает больших дел без больших трудностей.

 

Видеть и делать новое — очень большое удовольствие.

 

Для спасения государства достаточно одного великого человека.

 

Человек создан для действия. Не действовать и не существовать для человека — одно и то же.

 

Ленивые всегда бывают людьми посредственными.

 

Честь — это бриллиант на руке у добродетели.

 

Многочисленность фактов и сочинений растет так быстро, что в недалеком будущем придется сводить все к извлечениям и словарям.

 

Чтобы добиться успеха в этом мире, недостаточно быть просто глупым, нужно еще иметь хорошие манеры.

 

Самый нелепый из всех деспотизмов, самый унизительный для человеческой природы, самый несообразный и самый зловредный — это деспотизм священников.

 

Почему не поднять голос против злодеев прошлого, знаменитых основоположников суеверия и фанатизма, тех, кто впервые схватил на алтаре нож, чтобы отдать на заклание строптивых, не желающих принять их воззрения?

Наиболее суеверные эпохи были всегда эпохами самых ужасных преступлений.

 

Величайшие распри производят меньше преступлений, чем религиозный фанатизм.

 

Суеверные в обществе то же, что трусливые в войске: они сами чувствуют и возбуждают в других панический ужас.

 

Никогда двадцать огромных томов не сделают революции, ее сделают маленькие карманные книжки в двадцать су.

 

Добродетель и порок, моральное добро и зло — во всех странах определяются тем, полезно или вредно данное явление для общества.

 

Твердость есть мужество ума, она предполагает просвещенную решимость. Упрямство, напротив, предполагает ослепление.

 

Мрачная ревность неверною поступью следует за руководящим ее подозрением; перед нею, с кинжалом в руке, идут ненависть и гнев, разливая свой яд. За ними следует раскаяние.

 

Великие горести оказываются всегда плодом необузданного корыстолюбия.

 

Тот, кто желает лишить человека страстей на том основании, что они опасны, уподобляется тому, кто пожелал бы выпустить из человека всю кровь, исходя из того, что она является причиной апоплексического удара.

 

Старость создана для того, чтобы получать огорчения, но она должна быть достаточно благоразумна для того, чтобы переносить их безропотно.

 

Для глупца старость — бремя, для невежды — зима, а для человека науки — золотая жатва.

 

С летами все страсти умирают; только себялюбие никогда не умирает.

 

О немцах я более хорошего, нежели дурного мнения, но вместе с тем не могу не признать за ними один (и весьма крупный) недостаток — их слишком много.

 

Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других.

 







Date: 2015-09-25; view: 499; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.384 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию