Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эпиктет
(ок. 50 — ок. 140 гг.) греческий философ‑стоик, родился в Гиерополе (Фригия), жил в Риме
Свободный — это тот, у кого все происходит в соответствии с его свободой воли и кому никто не может помешать. Что же, сумасбродство ли свобода? Ни в коем случае! Ведь безумие и свобода несовместимы.[2537]
Таких, которые толкуют о стоических рассуждениях, вы можете показать тьму. Да разве в эпикурейских они разбираются не с такой же обстоятельностью? (…) Покажите же мне кого‑нибудь, кто болеет, и все же счастлив, кто в опасности, и все же счастлив, кто умирает, и все же счастлив. Покажите. Я жажду, клянусь богами, увидеть какого‑нибудь стоика. (…) Сделайте мне такую милость, не откажите старому человеку увидеть зрелище, которого я до сих пор не видел.[2538]
Если кто‑то — один, это не значит, что тем самым он и одинок, так же как если кто‑то — в толпе, это не значит, что он не одинок.[2539]
Помни, что дверь открыта. Не будь труслив, но как дети, когда им не нравится игра, говорят: «Я больше не играю», так и ты, когда тебе что‑то представляется таким же, скажи: «Я больше не играю» и удались, а если остаешься, то не сетуй.[2540]
Как хорошие участники трагедийного хора не могут петь одни, но могут вместе с многими, так некоторые не могут гулять одни. Человек, если ты кто‑то, и один гуляй, и с самим собой беседуй, и не прячься в хоре. Пусть насмеются над тобой когда‑нибудь, пусть оглядят тебя, пусть встряхнут тебя, для того чтобы ты узнал, кто ты.[2541]
Человек — это душонка, обремененная трупом.[2542]
Нет насилия, которое могло бы лишить нас свободы выбора.[2543]
«Лаская своего ребенка, — говорил Эпиктет, — следует сказать самому себе: быть может, завтра он умрет». — «Но ведь это — накликание беды». — «Ничего подобного, — отвечал он, — это обозначение одного из действий природы. Иначе и слова: „Колосья пожинаются“ — также являлись бы накликанием беды».[2544]
Пьяному все равно не убедить трезвого, как трезвому не уговорить пьяного.[2545]
Удивительна наша природа и жизнелюбива (…). Нет ничего противнее, гаже нашего тела, и все же мы любим его и хвалим; если нужно было бы походить только пять дней на наших ближних, мы не согласились бы на это. Представь себе, как приятно вставать рано поутру и чистить другому зубы или, когда справит свои естественные надобности, мыть ему седалище. Надо только удивляться, как это мы любим то, что ежедневно требует столько ухода, сопряженного с неприятностями.[2546]
Один молодой хвастун говорил в театре, что он умен, потому что беседовал со многими философами. Эпиктет заметил ему: «Вот и у меня много знакомых богачей, а все же я не богач».[2547]
Настоящая мудрость есть не что иное, как умение выяснять и устанавливать истинную меру добра и зла; и задача всякого разумного человека состоит в том, чтобы прикладывать эту меру ко всем делам жизни.
Истинное добро заключается в правильных понятиях и в добрых желаниях. Истинное зло — в неправильных понятиях и в порочных желаниях.
Чего не следует делать, того не делай даже в мыслях.
Зависть — враг счастливых.
Если человек имеет возможность рассуждать и может созерцать солнце, луну и звезды, и наслаждаться дарами земли и моря — он не одинок и не беспомощен.
Когда ты чем‑нибудь мирским встревожен или расстроен, то вспомни, что тебе придется умереть, и тогда то, что тебе раньше казалось важным несчастьем и волновало тебя, станет в твоих глазах ничтожной неприятностью, о которой не стоит и беспокоиться.
Чем реже удовольствие, тем оно приятнее. Нужно позволить себе не всякие удовольствия, но только те, в которых нет ничего дурного.
С простыми людьми поменьше говори о теориях, а побольше поступай согласно им.
Не берись судить других, прежде чем не сочтешь себя в душе достойным занять судейское место.
Из всех творений самое прекрасное — получивший прекрасное воспитание человек.
Чем более собеседник твой заблуждается, тем важнее и желательнее, чтобы он понял и оценил то, что ты хочешь ему доказать.
Когда ты хочешь показать твоему собеседнику в разговоре какую‑нибудь истину, то самое главное при этом — не раздражаться и не сказать ни одного недоброго или обидного слова.
Если хочешь быть беспристрастным судьею, смотри не на обвинителя, а на самое дело.
Где человек находится противясь, там его тюрьма.
К свободе ведет лишь одна дорога: презрение к тому, что не зависит от нас.
Выдерживай и воздерживайся.
Не то жалко, что человек лишился своих денег, дома, имения, — все это не принадлежит человеку. А то жалко, когда человек теряет свою истинную собственность — свое человеческое достоинство.
С безумным не умножай речи, а к неразумному не ходи.
В несчастье познается друг и изобличается враг.
Любовь свойственна только здравомыслящему человеку.
Строгость отца — прекрасное лекарство: в нем больше сладкого, чем горького.
Владей страстями, иначе страсти овладеют тобою.
Умный борется со страстью, глупец — становится ее рабом.
Кто крепок телом, может терпеть и жару и холод. Так и тот, кто здоров душевно, в состоянии перенести и гнев, и горе, и радость, и остальные чувства.
Жизнь короткую, но честную всегда предпочитай жизни долгой, но позорной.
Date: 2015-09-25; view: 296; Нарушение авторских прав |