Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Элементы и свойства стиля государственного управления





Среди факторов рационализации государственного управления очень важное место занимает его стиль: продуманное и согласован­ное взаимодействие управленческих элементов и человеческого по­тенциала. По существу, через стиль своего функционирования управляющая система оказывает влияние на различные общест­венные отношения, процессы и взаимосвязи, реализует свои целеполагающие, организующие и регулирующие потенции.

Стиль государственного управления — явление сложное, много­элементное, системное. Он основан на определенном синтезе соци­альных, организационных, нормативных, информационных и тех­нических параметров государственного управления, т.е., в извест­ной мере, на объективных началах, с одной стороны, и генофонда, интеллектуального развития, социально-психологических сил и исторического опыта человеческого потенциала, иными словами, субъективного фактора, вовлеченного в управление, — с другой. Можно утверждать также, что стиль представляет собой специ­фическое отражение в особой управленческой сфере общества единства объективного и субъективного. Его нельзя анализиро­вать по принципу «или — или», а можно только в динамическом взаимодействии социальных, материальных и идеальных элемен­тов управления с живым, полнокровным, страстным человеческим субстратом управляющей и управляемой систем. Именно через стиль управление проявляет себя не только как наука, но и искус­ство, не только педантичный силлогизм, но и горячая интуиция, не только опыт, но и эвристическое чутье. Стиль дает возможность каждому участнику управления, опираясь на установленные структуры, нормы, формы, методы и другие элементы управления, в полной мере раскрыть свою творческую, созидательную сущ­ность.

Под стилем государственного управления, думается, следует понимать реально используемую систему социально эффективных и постоянно развивающихся способов, средств, форм и методов повседневного функционирования должностных лиц и в целом ор­ганов государственной власти и местного самоуправления, осно­ванную на соответствующих принципах и обеспечивающую рацио­нальное и демократическое ведение управленческих дел. Его отли­чие от стиля работы в других сферах общества усматривается прежде всего в социальной активности должностных лиц и соответ­ствующих органов, которая: а) связана с применением государ­ственно-властных полномочий либо опорой на них; б) четко и до­вольно полно нормативно регламентирована и протекает в установ­ленных формах и процедурах; в) своей целью имеет формирование и реализацию управляющих воздействий.

Но многогранность источников, дающих тот или иной стиль государственного управления, зависимость стиля от общественно-по­литического, целевого, функционального и организационного устройства государственного управления постоянно недооценива­ются. Стиль трактуется некоторыми как нечто автономное, само­стоятельное, действующее лишь по каким-то своим собственным закономерностям.

Он как бы отрывается от истории, традиций, культуры народа, объединенного в государство, от тех конкретных социально-эконо­мических, духовных, политических и международных обстоя­тельств, в которых приходится управлять, от образованности, уровня развития и технологической оснащенности тех, кто управ­ляет, и тех, кем управляют. Отсюда бессмысленные и бесконечные призывы к улучшению стиля управления, без знания реальных ис­точников и факторов, предопределяющих его. Абстрактный под­ход с абстрактными сентенциями.

В иных подходах, рассматривающих стиль как совокупность приемов, способов, методов функционирования государственных органов, должностных лиц, акцент делается преимущественно на самих элементах их деятельности (на содержании, роли, возмож­ностях, управленческом влиянии и т.д.). Стиль анализируется в от­рыве от его носителя — человека. В результате упрощается пробле­ма: достаточно, мол, сформулировать наиболее целесообразный на­бор элементов стиля государственного управления, научить ему и заставить овладеть им, и управление будет эффективным. Как буд­то в набор элементов стиля управления можно легко подставить любого человека, и он проявит себя. Набор, конечно, важен, ну­жен, но социально-психологические характеристики человека накладывают на него исключительно рельефный отпечаток.

Отождествляются несколько разные, хотя и сопряженные явле­ния: управленческий процесс, т.е. набор, совокупность, система (как угодно) формальных, неодушевленных элементов государ­ственного управления, а также элементов управленческой деятель­ности, и стиль как единство, взаимодействие управленческих эле­ментов и человека (компонента системы государственного управле­ния). Стиль шире, сложнее, подвижнее, чем управленческий процесс. В то же время в последнем скрыт основной потенциал со­вершенствования стиля государственного управления, ибо ум, та­лант, правоответственность человека нельзя ничем заменить.


Существуют точки зрения, в соответствии с которыми идет психо­логизация стиля управления, когда все сводится к качествам чело­века, особенно волевым, его напористости, энергии, силовым по­тенциям. Абсолютизируется субъективная сторона управления в ущерб объективной. На практике это ведет к тому, что основным в совершенствовании стиля управления видится поиск и подбор сильной личности на государственную должность, особенно руко­водителя. Такой крайне психологизированный подход, помимо же­лания его приверженцев, способствует процветанию волюнтариз­ма, субъективизма, иногда произвола в управлении.

Бесспорно, человек — главная, центральная фигура в управле­нии, но общество не может полагаться только на добрые качест­ва того или иного человека, тем более занимающего руководящую Должность. Оно должно иметь твердые гарантии, надежные механизмы и регуляторы, которые бы непременно (при любых услови­ях) обеспечивали деятельность этого человека (должностного лица) в необходимом направлении и в социально признанных формах, методах и процедурах.

Поэтому, каким бы ни был стиль государственного управления по своим свойствам (о чем чуть ниже), он должен состоять из следу­ющих, необходимых для него элементов:

а) целевых, функциональных и организационных характеристик органов государственной власти и местного самоуправления, кото­рые определяют их место и правовой статус в иерархии управляю­щей системы субъектов государственного управления;

б) юридически закрепленных и соответственно практически ис­пользуемых форм, методов и процедур управленческой деятельно­сти органов управления и их должностных лиц;

в) реально проявляемых общекультурных, профессиональных и личностных качеств должностных лиц, посредством которых фор­мируются социально-психологические механизмы управления.

Стиль государственного управления во многом близок к полити­ческому режиму (15.1) и в существенных своих свойствах произве­ден от него, хотя в нем есть свои нюансы и самостоятельные прояв­ления, поскольку политический режим обслуживает интересы власти, более узко — интересы власть предержащих, а стиль управ­ления призван придавать государственному управлению необходи­мые для него рациональность и эффективность. Власть всегда более конъюнктурна, чем управление, воспроизводящее в себе управляе­мую систему, причем и тогда, когда управление делает это на низ­ком уровне, что заметно по состоянию общества и способам реше­ния его проблем.

Управление, как это странно ни звучит, более социологично, чем власть. Последняя может преуспевать в своем самодовольстве, стя­жательстве, в то время как простые люди бедствуют. Но в таком случае нет управления, поскольку то, что и как делает власть, нельзя называть управлением. Оно существует лишь тогда, когда есть реальное общественное развитие.

Свойства стиля государственного управления создаются акцен­том в названных элементах и комбинациями из них. Исходя из это­го, в научной литературе выделено несколько стилей управления: директивный (административно-директивный, автократический, авторитарный), демократический (коллегиальный, кооператив­ный, корпоративный) и либеральный.


Директивным признается стиль, который отличается чрезмер­ной централизацией власти, приверженностью к единоначалию в гипертрофированных формах, самовластным решением больши­нства не только крупных, но и сравнительно мелких вопросов жиз­ни коллектива, сознательным ограничением контактов с подчи­ненными. Демократический стиль предполагает предоставление подчиненным самостоятельности, соразмерной их квалификации и выполняемым функциям, подготовку и принятие решений при их деятельном участии, создание необходимых для выполнения ра­боты предпосылок и справедливую оценку их усилий, уважитель­ное отношение к людям и заботу об их потребностях. Либеральный стиль отличают рассогласованность деятельности, бесконечные увязывания личностных интересов и амбиций, многоговорение, нежелание принять на себя ответственность за решения и их после­дствия, когда они неблагоприятны.

Кроме указанных, выделяют: стиль анархический, когда все пу­щено на самотек и каждый делает все, что хочет и как хочет; кам­панейский стиль, при котором руководители, должностные лица от случая к случаю хватаются за дело, бурно проводят различные мероприятия, а потом успокаиваются и так до следующего присту­па «активности» (кампании); волевой стиль, для которого харак­терны исключительно приказы, грубое психологическое давление, опирающееся на служебные зависимости. Различают также стиль общий и индивидуальный. Общий стиль — это, можно сказать, стиль нормативный, т.е. общепризнанный, проявляющийся в главных своих чертах повсеместно, в широких масштабах, раз­деляемый и поддерживаемый обществом. Под индивидуальным стилем понимается общий стиль, преломленный в соответствии с конкретными условиями управленческой деятельности и каче­ствами соответствующих руководителей и должностных лиц. Глубочайшее влияние на индивидуальный стиль работы оказыва­ют социально-психологические качества личности, что и характе­ризует его как определенное социально-психологическое явле­ние.

Разумеется, что в чистом виде ни один стиль управления не про­является. Чаще всего имеет место сочетание, смешение стилей при явном преобладании какого-либо одного. Естественно также, что свойство стиля управления, складывающегося в его системе и под­системах, напрямую зависит от качеств лиц, занятых в управлен­ческих процессах.

Исторический опыт показывает, что наиболее целесообразным, продуктивным и ориентированным на длительную перспективу яв­ляется демократический стиль государственного управления. Именно он позволяет стабилизировать управленческие процессы и посредством них наладить рациональное и эффективное общест­венное развитие.


Среди свойств демократического стиля государственного управ­ления можно назвать:

а) глубокие, органические взаимосвязи органов государственной власти и местного самоуправления с гражданами, что способствует познанию управляемых объектов, потребностей, интересов и целей жизнедеятельности людей, развитию в них понимания сущности и значения управленческих решений и действий, стимулированию
во всей системе государственного управления отношений инициа­тивности, творчества, активного соучастия в делах общества и го­сударства;

б) обширные возможности для введения научного знания в управ­ленческие процессы и придания им необходимой целенаправлен­ности, деловитости и влиятельности. Научность стиля государ­ственного управления предполагает: широкое использование в го­сударственном аппарате достижений общественных, естественных и технических наук; последовательное соблюдение в деятельности аппарата установленных наукой объективных закономерностей об­щественной жизнедеятельности; всемерное способствование со стороны аппарата развитию научно-технического прогресса и широкому внедрению его достижений в практику; соизмерение уровня деятельности аппарата с обоснованными наукой положениями, вы­ водами и рекомендациями. В то же время сама научность создает условия для обоснованной целенаправленности и последующей де­ловитости — конкретного и системного решения управленческих
задач;

в) становление и поддержание во всей системе государственного управления подлинно гуманных взаимоотношений между руково­дителями и подчиненными, членами управляющих структур и управляемых объектов, коллективами, должностными лицами и гражданами, в результате чего права и свободы человека приобре­тают действительную реализацию.

Следует сказать и о том, что стиль государственного управления наглядно раскрывает степень освоения науки, искусства и опыта управления.

 







Date: 2015-09-25; view: 319; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию