Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Орган, звено, подсистема субъекта государственного управления





Признание государственного органа в качестве системообразующе­го элемента организационной структуры государственного управ­ления требует специального рассмотрения типовых внешних взаи­мосвязей, формирующих (предопределяющих) его внутреннюю ор­ганизацию.

В научной литературе отмечается, что каждая самостоятельная единичная структура управления должна иметь такие внешние связи, которые были бы в состоянии обеспечивать и регламентиро­вать:

- полноту ответственности каждого управленческого органа за достижение поставленной перед ним цели (подцели) либо функции управления;

- сбалансированность целей всех звеньев определенного уровня управления по отношению к целям вышестоящего уровня;

- комплексность выполнения (взаимосвязанность) всех функций
управления, относящихся к реализации каждой поставленной це­ли, как по вертикали, так и по горизонтали взаимодействия;

- наиболее рациональные разделение и кооперацию усилий между звеньями и уровнями государственного аппарата с точки зрения выполняемых функций управления, минимизацию их дублирования, а также обоснованное взаимодействие линейно-функциональ­ного и программно-целевого типов структур;

- концентрацию прав (полномочий) и ответственности при реше­нии каждой управленческой задачи за счет рационального перерас­пределения компетенции на каждом уровне управления по гори­зонтали и делегирования полномочий по вертикали;

полное соответствие организационно-экономического механиз­ма контроля исполнения объему компетенции в области ответ­ственности и прав (полномочий) принятия решений по каждой управленческой задаче76.

При создании (преобразовании) государственного органа необхо­димо, далее, видеть его положение в организационной структуре государственного управления и, следовательно, руководствоваться существующими классификациями государственных органов, осо­бенно тех, которые реализуют функции исполнительной власти. Единой классификации государственных органов, действующих в сфере государственного управления, нет, ибо в каждой стране и в каждый исторический момент она своеобразна и призвана отве­чать запросам дня. Но существуют критерии, на основе которых она может проводиться:

- территориальный масштаб компетенции, исходя из которого органы делятся на федеральные (центральные), органы субъектов федерации, их местные органы, а также органы местного само­ управления;

- соподчиненностъ органов между собой, вследствие чего среди них различают вышестоящие и нижестоящие;

- порядок образования органов, по которому они подразделяются на образуемые (вышестоящим органом в рамках его компетенции) и избираемые (либо населением, либо представительным органом);

- характер и содержание компетенции, что ведет к разделению на органы общей, отраслевой и межотраслевой (функциональной) компетенции;

- порядок разрешения вопросов компетенции, служащий основа­нием для выделения органов коллегиального управления и органов единоличного управления.

По источнику финансирования иногда различают органы бюд­жетные и экономически самостоятельные (за счет отчислений от управляемых объектов), но представляется, что органы государ­ственного управления (в широком смысле), связанные с властью, должны быть только бюджетными, хотя и сохранять определенную стимулирующую зависимость, обусловленную качеством управле­ния.

Организационная структура государственного управления состо­ит из множества государственных органов, которые различаются между собой и в то же время могут иметь немало общего, тождест­венного, типичного. Государственные органы, которые характери­зуются одинаковым положением и однородностью осуществляе­мых управленческих функций, обозначают понятием «звено госу­дарственно-управляющей системы». Основными признаками, позволяющими относить государственные органы к тому или ино­му звену организационной структуры управления, служит извест­ная идентичность (совпадение) их правового статуса, структуры и внешних взаимосвязей (как с управляемыми объектами, так и в рамках субъекта государственного управления).

В качестве звеньев организационной структуры государственного управления можно рассматривать: Президента Российской Феде­рации, Правительство Российской Федерации, федеральные ми­нистерства, другие центральные органы федеральной исполни­тельной власти; президентов, глав субъектов Федерации, прави­тельства субъектов Федерации, министерства и другие органы исполнительной власти субъектов Федерации; исполнительные ор­ганы местного самоуправления. Выделение звеньев организацион­ной структуры государственного управления позволяет вырабаты­вать для каждого из них типовые правовые статусы, типовые «внутренние» структуры, типовые наборы взаимосвязей в системе государственного управления и соответственно анализировать и оценивать их рациональность и эффективность. Статусные элемен­ты звена государственно-управляющей системы в то же время представляют собой отправные ориентиры для организационного построения конкретного государственного органа. Тем самым в го­сударстве организационный процесс приобретает определенную Упорядоченность и экономичность.


Государственные органы в отношении управляемой системы вы­ступают во взаимосвязи и взаимодействии, объединенные в специа­лизированную по тем или иным признакам целостность. Такая це­лостность образует соответствующую подсистему органов в органи­зационной структуре государственного управления. Несмотря на множественность и разнообразие подсистем органов, среди них можно выявить немало общего, определяющего место и роль под­системы в управлении общественными процессами:

- в состав подсистемы входят государственные органы, компетен­ция которых сформулирована по какому-либо одному ведущему
признаку (область экономики, сферы услуг, функция государ­ственного управления, комплексная программа, территория);

- между органами, входящими в соответствующую подсистему, устанавливаются прямые структурно-функциональные связи су­бординации;

- каждая подсистема государственных органов внутренне органи­зована (имеет свою собственную структуру), обособлена от других подсистем и возглавляется определенным центром — высшим ор­ганом в данной подсистеме;

- органы и взаимосвязи определенной подсистемы государствен­ных органов обладают значительной устойчивостью, постоянством и выступают вовне (в том числе и в организационной структуре го­сударственного управления) в качестве специфического единого целого;

- подсистема государственных органов (и входящие в ее состав компоненты) имеют особые, только ей присущие виды взаимодей­ствия с управляемыми объектами и другими подсистемами государ­ственных органов.

Подсистемы государственных органов имеют как вертикальное построение (к примеру, федеральные органы исполнительной влас­ти), так и горизонтальное (органы территориального управления субъекта Федерации, города, района). Необходимо рациональное сочетание возможностей и ограничений каждой из подсистем, их взаимодополнение и формирование сбалансированной организаци­онной структуры государственного управления. Это обеспечивает­ся взаимосвязями ее компонентов, благодаря чему достигается це­лостность подсистем и их объединение в организационную структуpy. В качестве существенных выделяются следующие взаимо­связи:

- построения, через которые происходит установление и преобра­зование как всей организационной структуры, так и ее подсистем, отдельных органов, а также внутренней организации и состава;

- функциональные, отражающие каналы формирования и реали­зации внутренних управленческих функций государственных орга­нов и обеспечивающие целостность и динамичность организацион­ной структуры и ее составных частей;

- типа «обратная связь», позволяющие постоянно контролиро­вать активность и целесообразность движения и структуры различ­ных звеньев и отдельных органов, проверять их соответствие объек­тивным запросам;

- информационные, создающие условия взаимообмена информа­цией между всеми компонентами организационной структуры го­сударственного управления.

Множественность и разнохарактерность компонентов (органов, звеньев, подсистем) организационной структуры государственного управления обусловливают актуальность ее правильного построе­ния, необходимость постоянного совершенствования структур раз­личных звеньев, подсистем, их взаимодействий и, главное, не­прерывной рационализации ее связей с управляемыми объектами. Основная проблема необходимого здесь системного подхода заклю­чается не столько в учете всего многообразия (т.е. всей совокупно­сти) связей, существующих в организационной структуре государ­ственного управления, особенно межиндивидуальных, сколько в анализе и построении систематизированной типологии, фиксиру­ющей разнокачественность связей на каждом уровне и в каждом вертикальном срезе. А для этого нужны как соответствующие зна­ния, так и умение применить их на практике.

 







Date: 2015-09-25; view: 417; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию