Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление — общественный институт





В раскрытии понятия государственного управления, а на его ос­нове всего богатства соответствующего научного знания важное значение принадлежит толкованию обоих его составных — «госу­дарственное» и «управление». Дело в том, что в каждое из слагае­мых этого понятия привнесено столько различных смыслов, интер­претаций, семантических нюансов, что порой даже специалистам трудно понять, о чем идет речь и что имеется в виду. Особенно мно­го трактовок дано понятию «управление», в результате чего по­следнее стало охватывать почти безбрежное множество самых разнокачественных явлений, отношений и процессов.

К управлению относят взаимодействие гравитационных, электро­магнитных, радиационных и иных сил во Вселенной. В его терми­нах иногда описывают геологические и географические процессы. Управленческие аспекты усматривают в механизмах, в физиче­ских, химических и биологических явлениях. Порой даже стихий­ное, произвольное действие природных и социальных элементов пытаются представить в качестве управления.

Возникло и получило признание управление как родовое поня­тие, характеризующее упорядочение взаимодействия определенно­го множества элементов или составных частей природы, общества, самого человека. Наиболее широко управление рассматривается кибернетикой (Н. Винер), которая выделяет самые общие (универ­сальные) свойства взаимосвязей и взаимодействий в механиче­ских, биологических и социальных системах17. Соответственно этому разработаны математические и информационные теории управ­ления (К. Шеннон, У. Росс Эшби). С подобных «общих» подходов многие аспекты управления описаны общей теорией систем (Люд­виг фон Бернгалайфи), синергетикой (Г. Хакен), «организмической теорией управления» (А.Н. Колмогоров), другими отраслями, как принято говорить, точной науки.

Такой подход многое дал для уяснения назначения и смысла управления. Он имел и практическое применение: способствовал познанию космического пространства, совершенствованию управ­ления механизмами и производственными технологиями, физи­ческими и химическими процессами, возникновению биотехноло­гий, продвижению в анализе сущности генетического «кода» и его роли в развитии организмов и их популяций.

Вместе с тем расширение понятия «управление», подведение под него стихийного действия природных и социальных сил, а также механизмов объективной саморегуляции привело к тому, что оно начало терять свой собственный смысл, стало употребляться для обозначения явлений, отношений и процессов, где, в общем-то, от­сутствует сознательное начало, момент непременной связи управ­ления с человеком. Ведь нетрудно заметить, что естественно-при­родные закономерности, формы их проявления в варианте стихий­ности (случайности) либо объективной саморегуляции весьма отличаются от отношений, процессов и явлений, формируемых людьми в рамках своей частной и особенно общественной жизни18. Причем отличие здесь качественное, позволяющее разграничивать стихийные и саморегулятивные механизмы и управление.

В природе любая саморегулирующаяся система имеет в извест­ной мере, в контурах саморегуляции, замкнутый, локализован­ный, в какой-то степени закрытый характер (атом, молекула, клет­ка, организм, популяция, солнечная система и т.д.) и объективно (независимо от желания и воли человека) детерминирована внут­ренними, имманентными данной системе закономерностями и ис­точниками (импульсами) существования, движения и развития. Человеку приходится познавать тайны таких систем и вводить их

в свою жизнедеятельность лишь с обязательным учетом их законо­мерностей, форм и возможностей. Здесь субъективное, сознатель­ное проявление человека весьма ограниченно и связанно.

Данную посылку хотелось бы подчеркнуть особо. Да, материя в общем едина, но ее уровни — механический, физический, хими­ческий, биологический, социальный — имеют главным образом свои, специфические источники воспроизводства, структуры, свя­зи детерминации и другие свойства и элементы, которые в совокуп­ности формируют и обеспечивают существование именно данных уровней. Механическая система не может быть биологической и наоборот. Хотя наука в чем-то их и сближает. Социальная же сис­тема представляет собой качественный скачок. Она как бы впиты­вает в себя элементы и свойства всех предыдущих уровней, и опи­раясь на сознание человека, придает всем своим взаимосвязям, взаимодействиям и процессам иной, скажем, очеловеченный ха­рактер. Именно сознание человека через его деятельность позво­лило сотворить «вторую» природу, все то, что сегодня именуется цивилизацией в широком смысле. Сознание сотворило и управле­ние, которое во все периоды истории человечества было фактором его развития. Понять это означает понять смысл и предназначение управления.


Управление, конечно, осуществляется в системах «человек — техника», «человек — технология», «человек — природа», «чело­век — техника (технология) — природа» и др., но осуществляется именно потому, что в них первичным, “управляющим” компонен­том выступает человек, да и созданы они в целях обслуживания ин­тересов человека. Какой бы сложной ни была подобная система, она формируется и действует по модели, заданной ей человеком, и призвана удовлетворять его потребности. Скажут, что сейчас име­ются автоматизированные (даже автоматические) системы, кото­рые управляются компьютерами и без прямого участия человека. Да, таких систем становится все больше, но они пока что создают­ся и программируются по замыслу человека и являются отражени­ем его творческого потенциала — продуктом его сознания и труда. Тем самым, все знания, накопленные кибернетикой, общей теори­ей систем, теорией информации, математикой, синергетикой, «организмистикой» и другими отраслями науки, требуют при их применении в управлении существенной поправки на то обстоятель­ство, что управление представляет собой общественное явление.

Одновременно следует обратить внимание на то, что проблема ставится гораздо шире. Дело в том, что любая механическая, физи­ческая, химическая и биологическая системы, любое явление и ве­щество природы приобретают для человека смысл только при соот­несении их с потребностями, интересами и целями его жизнедея­тельности, тогда, когда он с ними соприкасается и ощущает их в своем существовании. Разумеется, речь идет не об отдельном че­ловеке, а о человечестве в целом, представленном в его историче­ском развитии. Утилитарная точка зрения, конечно, не лучшая, но нельзя не признавать, что естественно-природные «продукты» и творения «второй», искусственной природы значимы для человека главным образом тем, что обеспечивают его частные и обществен­ные запросы.

Космос существовал всегда, но только его познание позволило человеку начать его осваивать и использовать. То же относится и к тем элементам и взаимосвязям, открытие которых привело к овладению ядерной энергией. И так можно сказать по каждому материальному и духовному продукту, которые когда-то и кем-то были созданы и постепенно стали потребительской ценностью для людей.

Поэтому управление (в латинском языке — regere, в английском — control, management, во французском — administration, в немец­ком — Regierung) в буквальном смысле этого понятия начинается тогда, когда в каких-либо взаимосвязях, отношениях, явлениях, процессах присутствуют сознательное начало, интерес и знания, цели и воля, энергия и действия человека.

Управление находится в ряду явлений «второй» (искусственной) природы, возникших и развившихся в течение всей истории чело­веческой цивилизации. Оно создано людьми в целях сознательной саморегуляции своей жизнедеятельности и имеет в обеспечении их потребностей и интересов столь же важное значение, как семья и собственность, мораль и право, способ производства и государство, знания и информация и другие общественные институты.


Отсюда «связанность» управления уровнем развития и организа­ции человеческого потенциала, все его зависимости от состояния общества, его закономерностей и форм, идеалов и ценностей. В каж­дый данный исторический момент управление воспроизводится со­ответствующим обществом, от него «берет» свою сущность, в нем реализует свои возможности, является его частью, существует для него, по уровню его развития характеризуется и совершенствуется. В глубоких и активных взаимосвязях со всей системой организации и функционирования общества, в поддержании ее динамики, рацио­нальности, эффективности и содержится, в общем-то, секрет управ­ления, раскрыть который, а тем более овладеть им — очень непрос­тая задача. Она к тому же усугублена исключительной сложностью данной системы, в которой представлены интересы и воля, сознание и поступки миллионов людей, ее инертностью и подвижностью, жесткостью и изменчивостью и в то же время многообразным элеме­нтным составом самого управления, огромнейшим спектром его взаимосвязей и взаимодействий с обществом. Короче говоря, управ­ление — это одна из труднейших и ответственных сфер интел­лектуальной и практической деятельности людей. Это сфера, от состояния которой во многом зависит благополучие общества и в ко­нечном счете — судьба каждого человека.

Управление существует в рамках взаимодействия людей, в преде­лах субъективного фактора. Посредством управления прежде всего и главным образом люди связываются между собой, совместными усилиями формируют «ткань» коллективной и общественной жиз­ни. Предметами, по поводу которых возникает управление между людьми, могут быть материальные вещи, технические средства, технологические процессы, социальные ценности, продукты ду­ховного творчества и т.д., но сторонами в управлении могут быть только люди. И положение не меняется ни при создании автомати­зированных систем управления (АСУ), ни при взаимодействии управления с техническими, технологическими и биологическими системами с самым высоким уровнем объективной и искусствен­ной саморегуляции — в управлении все исходит от человека и ориентировано на человека.

Исключительно важным представляется и тот момент, что управ­ление как явление детерминируется иерархической структурой общества и порождаемой ею властью. Властью в широком социо­логическом смысле, выражающем бесчисленные взаимосвязи между людьми, при которых одни люди в силу разных причин, условий и факторов подчиняются интересам и воле других людей либо со­зданным людьми общественным институтам — обычаям, традици­ям, религиям, морали, праву и т.д. У нас почему-то принято стыд­ливо замалчивать существование и проявления власти, встречаю­щиеся на каждом шагу и оказывающие управляющее воздействие на наше сознание, поведение и деятельность. Даже слово обладает властью, ибо оно несет информацию, ориентацию, психологиче­скую нагрузку и многое другое, на что мы не можем не реагировать. Между тем власть — категория совершенно общественная, хотя на­ходятся авторы, которые популяционным отношением среди жи­вотных, а иногда и растений, пытаются придать свойства власти и к тому же по принципу аналогии перенести их на человеческие вза­имосвязи.


И поэтому нельзя особо не подчеркнуть, что управление есть про­цесс и продукт функционирования сознания и воли людей, важней­шее направление действия их разума. Сегодня почему-то многие считают, что разум посрамлен, хотя вся современная цивилизация создана разумом и пока сохраняется и воспроизводится им. Разум объективно диктует не только общественное поведение, но и лич­ное для каждого человека. Разум определяет судьбу человека, не­смотря на проявление множества жизненных обстоятельств. И надо не бояться разума, выражаемого в знаниях, опыте, таланте, а на­оборот, бояться отсутствия разума — всякого самодурства, произво­ла, безграмотности, авантюризма, некомпетентности и прочих по­добных явлений, которыми, к сожалению, заполнена российская история и современность.

Пора осознать, что практическое действие разума реализуется именно через управление, посредством управления, которое соеди­няет сознание человека с его деятельностью. А посредником и дви­жущей силой (энергией) здесь выступает воля, приводящая к тому, что что-то осмысленное, задуманное, логически сконструирован­ное, умозрительно понятое, желаемое, необходимое непременно воплощается в жизнь, вызывает активные практические действия людей.

Хотелось бы, наконец, сказать, причем мысль, которая очень многое объясняет (чтобы к этому постоянно не возвращаться), что управление в сообществе людей (большом или малом) всегда акту­ально и потому-то и возникло, что общество есть открытая система (К. Поппер), в которой будущее вовсе не детерминировано про­шлым, а зависит от воли, энергии и организованности действий лю­дей. Оно бывает таким, каким его сообща созидают люди. Истори­ческое наследие, которое люди используют в качестве «материала» для строительства своей жизни (завтрашнего дня), тоже является продуктом жизнедеятельности предыдущих поколений и открыто для них в своей оценке и возможностях. Можно его отрицать, низ­вергать, отказываться от него и строить на пустом месте. Можно от­носиться к нему бережно, избирательно, брать все ценное и конструктивное и таким образом наращивать национальное богат­ство. Все упирается в выбор. И еще: жизнь отдельного человека, коллектива, общества открыта и в том смысле, что ничто в ней не дается раз и навсегда, является нерушимым и абсолютно устойчи­вым, осуществляемым по известной программе. Личностные и со­циальные взаимосвязи воссоздаются ежедневно, ежечасно, ежеми­нутно усилиями сознания, реальным поведением и активной дея­тельностью людей. Без этого наступает энтропия, хаос, анархия, произвол, распад. В таких условиях — открытости всего человече­ского (общественного) — управление служит важнейшим общест­венным институтом самосохранения, восстановления, преодоле­ния негэнтропии общественной, а часто и личной жизни. Значит, надо изучать, раскрывать, осваивать сущность управления, с тем чтобы лучше использовать его потенциал в решении всех проблем жизнедеятельности людей.

 







Date: 2015-09-25; view: 332; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию