Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исторические формы диалектики и ее альтернативы
Представления о диалектике как развитии материального: мира складывались на протяжении длительного времени. Первые элементы диалектики свое непосредственное выражение нашли воззрениях философов Древней Индии и Древнего Китая и кульминационного развития достигли в античной философии. Стихийная диалектика Древней Греции (первая ее историческая форма в наиболее ярком виде была представлена Гераклитом и Сократом. В частности, Гераклит полагал, что в мире все пребывает движении, т.е. все течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Представления об изменчивости мира Гераклит связывал с закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим огнем. Именно огонь, с его точки зрения, является убедительным символом изменений и развития, происходишь, в мире. Стихия огня у Гераклита адекватно отражает всю Глубину идеи развития. …Философские традиции, связанные с идеей развития, продолжены далее Сократом. Он впервые вводит в оборот термин диалектика», понимая под ней искусство ведения диалога, а точнее обнаружения истины в процессе преодоления противоположных суждений, высказанных в споре между двумя собеседниками. В отличие от Гераклита, заложившего основы объективной диалектики, т.е. диалектики внешнего, материального мира, Сократ по праву считается основателем субъективной диалектики, т.е. диалектики идей, понятий, составляющих сущность человеческою мышления. В силу данного обстоятельства, диалектика у него приобретает вполне осмысленный, т.е. сознательный характер. Второй исторической формой диалектики является идеалистическая диалектика классической немецкой философии в лице, прежде всего, И. Канта и Г. Гегеля. Третьей исторической формой диалектики является материалистическая диалектика, ознаменовавшая качественно новый этап ее развития. Материалистическая диалектика принципиально отличается от идеалистической диалектики Г. Гегеля и прямо противоположна ей. «Мой диалектический метод, - писал К. Маркс, - по своей основе не только отличается от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Г. Гегеля процесс мышления... есть демиург, действительного.... У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Отстаивая принципы научной диалектики, важным является рассмотрение ее альтернатив, в качестве которых выступает метафизика, софистика и эклектика.
Софистика - есть сознательное применение в споре или доказательстве неправильных доводов, так называемых софизмов, т.е. разного рода уловок внешне кажущимися правильными, а на деле являющимися ложными. В качестве примера можно привести следующий софизм: «Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть вполне полезное дело. Следовательно, вор поступает хорошо». Посредством подмены такого рода понятий софистика оправдывает по существу любые, в том числе и преступные действия: терроризм, войны, геноцид, коррупцию, взяточничество и т.д. В этом, собственно, и заключается ее реакционный и социально опасный характер, имеющий, в конечном счете, всегда отрицательный результат.
Характерными приемами софистики являются: 1) вырывание отдельно взятых событий из их общей связи; 2) применение закономерностей одной группы явлений к явлениям другой группы, одной исторической эпохи - к событиям другой эпохи без учета фактора времени и конкретных обстоятельств; 3) гибкость понятий, адекватная развитию объективного мира, софистами рассматривается субъективно, т.е. вне связи с изменениями, происходящими в материальной действительности.
Эклектика - механическое соединение различных, диаметрально противоположных взглядов, идей, принципов, теорий и философских направлений. Эклектичны, например, попытки соединения материализма и идеализма, диалектики и метафизики, реализма и номинализма. Тем не менее, в истории философии подобные «синтезы» имели место. Уже в античное время философом Карнеадом был провозглашен принцип равнозначности философских идей в силу их одинаковой проблематичности. По мнению Кариеада, ни у одного философского учения нет преимущества перед другими философскими школами и направлениями. Идеи Платона, Аристотеля, стоиков, скептиков и даже киников звучали в стенах созданной им новой - третьей Академии. Карнеад стремился устранить существующие разногласия между столь различными фило В классической немецкой философии эклектика воззрений в наибольшей мере нашла выражение у И. Канта, который пытался объединить материализм с идеализмом в одной философской системе, не видя принципиальных различий между ними, за что - слева его критиковали материалисты, а справа - идеалисты.
Date: 2015-09-18; view: 708; Нарушение авторских прав |