Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объеективный и субъективный фактор в истории. Движущие силы и субъекты исторического процесса





Субъективный фактор в истории, деятельность субъекта — масс, классов, партий, отдельных людей, включающая различные уровни и формы (идеологическую, политическую, организаторскую) и направленная на изменение, развитие или сохранение объективных общественных условий. Категория С. ф. сопредельна с категорией объективного фактора или объективных условий. Их взаимодействие раскрывает положение исторического материализма о том, что историю творят люди, народы, классы. С. ф. всегда действует в рамках объективных отношений и условий, в значительной мере являющихся кристаллизовавшейся формой предшествовавшей деятельности людей. Объективные условия определяют в целом характер, структуру и направление действий С. ф. "Человек в своей практической деятельности имеет перед собой объективный мир, зависит от него, им определяет свою деятельность" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 169—70). Действия С. ф. без учёта объективных условий и закономерностей их развития вступают в противоречие с жизнью, действительностью. Но неправильно все многообразные стороны, формы и черты С. ф. выводить непосредственно из объективных условий, ибо С. ф. обладает относительной самостоятельностью развития. Категория С. ф. выражает механизм воздействия людей на объективные условия, раскрывает движущие силы истории, значение практики в изменении действительности, объясняет процесс обратного влияния надстроечных, идеологических и психологических явлений на базис. В практической деятельности объективная и субъективная стороны исторического процесса выступают как взаимопроникающие и взаимодействующие стороны одного и того же явления. Возрастание роли С. ф. в истории составляет важнейшую сторону исторического процесса. В период крупных поворотов в истории С. ф. приобретает решающее значение в преобразовании общественных отношений, если его действия соответствуют развитию объективных условий. Успех восстания, революции при наличии необходимых объективных предпосылок обусловлен С. ф., такими его сторонами, как политическая сознательность и зрелость, решимость и воля, организованность и способность класса под руководством революционной партии пойти на смелые решения и действия. В истории бывают периоды, когда объективные условия созрели для коренных изменений в обществе, а сил у прогрессивных классов недостаточно, чтобы произвести эти изменения. Тогда общество, по словам Ленина, разлагается (см. там же, т. II, с. 367). Действия консервативных и реакционных классов также тормозят развитие общества. В ходе социалистической революции и после её победы значение С. ф. в истории резко возрастает. Коммунистическая общественная формация возникает и развивается в результате сознательной и творческой деятельности народных масс под руководством марксистско-ленинской партии, деятельность которой является важнейшей составной частью С. ф. Социализм вносит коренное изменение в соотношение между сознательностью и стихийностью. "Коммунизм отличается от всех прежних движений тем, что совершает переворот в самой основе всех прежних отношений производства и общения и впервые сознательно рассматривает все стихийно возникшие предпосылки как создания предшествующих поколений, лишает эти предпосылки стихийности и подчиняет их власти объединившихся индивидов" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 70— 71).

Каждое новое поколение людей, вступая в жизнь, не начинает историю заново, а продолжает то, что сделано их предшественниками. Следовательно, деятельность в определенной мере уже задана объективными условиями, не зависящими от их осознания и воли и обусловливающими в основном характер и способ деятельности людей, направление и формы их социальной активности. К этим условиям относится в первую очередь определенный уровень развития производства и общественных отношений. В этом проявляется объективный фактор истории.

 

Важным для социальной философии является определение движущих сил и субъектов исторического процесса. 1) Основными движущими силами социального развития следует считать потребности, интересы, ценности. Они могут быть индивидуальными и общественными, материальными и духовными. 2) Субъектами созидания и развития общества выступают также массы и лица. Истинным творцом истории есть народ, народные массы. Они порождают сторичних лиц, которые имеют решающее влияние /как позитивный, так и негативный/ на ход истори Ведущий мафии на новый год еще на сайте. и. Существует два ошибочные подходы к природе исторического процесса - фатализм и волюнтаризм. Фатализм - это философские взгляды, которые утверждают, что исторический процесс является фатальным, необходимым, а народные массы и исторические лица не имеют влияния на его развитие. Волюнтаризм - это философское учение, которое отрицает или игнорирует объективные законы развития и считает, что управление общественным процессом можно достичь силой посредством действия исторических лиц. Такая философия ведет к тоталитаризма, фашизма и культа личности. 3) Движущей силой общества является социальная революция. Ее роль заключается в коренном изменении сложившихся общественных отношений и создании новой общественно-экономической формации путем классовой борьбы. Существуют следующие типы революций: буржуазная и социалистическая, которые различаются по своему характеру и движущими силами. Движущими силами революции, как правило, являются народные массы, прогрессивные классы и выразители их интересов - партии. Социальные революции могут осуществляться как путем насилия, так и мирным путем посредством коренных реформ. Для каждой революции должны существовать объективные и субъективные предпосылки, революционная ситуация, от которой зависит форма революции - мирная ли немирная. В современных условиях наиболее типичной является мирная форма революции, которая решает коренные социальные вопросы /смену власти/ экономических отношений политическими и экономическими методами с помощью реформ. 4) Важным и постоянным источником и движущей силой общественного развития, экономической основой каждой социальной революции является противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Это противоречие заставляет общество к соблюдению общей социального закона - закона соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, то есть к равновесия между ними. 5) Движущей силой развития общества является также политическая система, наиболее ярко выражена в форме государства. Политическая система - это система политических партий, организаций, институтов, движений и отношений между ними. Политическая система органически входит в надстройки общества и обслуживает экономический базис.

 

Date: 2015-09-18; view: 644; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию