Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема истины и заблуждения. Критерий истины





Людей всегда интересовал вопрос о том, что такое истина и каковы пути преодоления заблуждений, которые также встречаются на пути познания. Заблуждение — это знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. В основе заблуждения лежит неразвитость, ограниченность и ущербность как самого познания, так и практической деятельности, являющейся фундаментом познания. Заблуждение является искаженным отражением действительности, оно затрудняет наше познание, но является неизбежным моментом познания. Таким заблуждением человечества долгое время было представление о том, что Солнце вращается вокруг Земли, пока Николай Коперник, Джордано Бруно и Галилео Галилей не доказали обратное. Грандиозным заблуждением была алхимия, представление о том, что с помощью “философского камня” можно превращать одни вещества в другие, в частности, получать золото. В форме этого заблуждения и его преодоления складывалась химия как наука о превращениях вещества.

Заблуждения следует отличать от лжи — преднамеренного искажения истины, которое преследует определенные корыстные цели. Очень близки к понятию лжи понятия дезинформации, ошибки. Если заблуждения рано или поздно преодолеваются ходом человеческого познания (иногда даже превращаются в истинные знания), то ложь как передача заведомо неистинной информации более опасна и может быть более живучей, т.к. имеются силы, заинтересованные в такой искаженной информации.

В отличие от заблуждения и лжи истина — это соответствие человеческих знаний действительности, совпадение человеческой мысли с объектом. При этом необходимо учитывать, что истина — не сами объекты действительности, а только знание о них, адекватное объектам. Именно в этом смысле можно говорить об объективности истины, конечной обусловленности наших знаний реальной действительностью, общественно-исторической практикой. Истина — это всегда процесс, а не моментальное, одноразовое постижение объекта в полном его объеме. Например, истиной является утверждение о шарообразности Земли, ибо это подтверждается фактом лунного затмения, при котором тень Земли имеет форму круга.

При характеристике истины используются категории абсолютной и относительной истины. Абсолютная истина — это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание. Под абсолютной истиной многие философы также понимают образец и предел, к которому стремится наше знание. Таким образом, можно говорить об абсолютной истине в узком смысле слова — знании, которое не опровергается при дальнейшем развитии человеческого познания действительности, и в широком смысле слова — никогда не достигаемом пределе нашего познания, исчерпывающем знании всего мира. Относительная истина — это в общем правильное, но неполное, ограниченное знание. В силу бесконечности и изменчивости окружающего нас мира и зависимости познания от исторических условий на каждом этапе познания мы имеем неполные, незавершенные истины. Старые истины постоянно сменяются новыми либо отвергаются и становятся заблуждениями (к примеру, идеи о существовании теплорода, флогистона, эфира). Абсолютная истина как целостный фрагмент знания складывается из суммы относительных не путем их механического соединения, а в процессе творческого познания, когда из старой теории сохраняются крупицы абсолютной истины (например, при замене классической механики квантовой).

В понимании соотношения абсолютного и относительного моментов в истине существует две крайности: преувеличение роли абсолютных (“вечных”) истин, ведущее к догматизму, и раздувание момента относительности истины, ведущее к релятивизму. Лишь диалектическое понимание соотношения абсолютного и относительного в познании предохраняет от этих крайностей. На важность учета конкретных условий места, времени и других обстоятельств при оценке истинности того или иного положения указывал Гегель, который подчеркивал, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.

Для того чтобы отличить истину от заблуждения, мы прибегаем к различным способам проверки истины (критериям). В истории философии высказывались различные точки зрения. Философы-эмпирики считали, что человечество овладевает истинными знаниями, отдавая предпочтение чувственному опыту. Философы-рационалисты, напротив, считали, что рациональное, логическое познание дает нам истинную картину мира, а чувственные данные чаще вводят нас в заблуждение. В качестве таких логических критериев предлагались ясность и отчетливость истинных знаний (Декарт), общезначимость (махизм), то, что является выгодным, полезным для человека (прагматизм), соглашение между людьми насчет того, что следует считать истиной (конвенционализм) и др. В каждом из таких подходов есть рациональные, приемлемые идеи. Тем не менее ни одна из этих концепций не дает удовлетворительного решения проблемы критерия истины. Наиболее адекватным следует считать признание решающей роли практики как критерия истины. Как уже говорилось, практика — это многообразные формы материальной деятельности, в которых реализует себя человек. И когда наши знания реализуются на практике, будь то техническое усовершенствование, научное открытие, гипотеза, получившая подтверждение в эксперименте, это означает, что истина прошла решающую проверку. При этом не следует пренебрегать логическими критериями (законами формальной и диалектической логики), помня, что решающее слово за практикой.

Для того чтобы доказать истинность того или иного утверждения, необходимо каким-то образом проверить его. Средство такой проверки называется критерием истины (от греч. kriterion — мерило для оценки).

Учеными предложены различные критерии того, как отличить истинное от ложного:

Сенсуалисты опираются на данные чувств и критерием истины считают чувственный опыт. По их мнению, реальность существования чего-либо проверяется только чувствами, а не абстрактными теориями.

Рационалисты считают, что чувства способны вводить нас в заблуждение, и видят основы для проверки высказываний в разуме. Для них основным критерием истины выступают ясность и отчетливость. Идеальной моделью истинного знания считается математика, где каждый вывод требует четких доказательств.

Дальнейшее развитие рационализм находит в концепции когерентности (от лат. cohaerentia — сцепление, связь), согласно которой критерием истины является согласованность рассуждений с общей системой знаний. Например, «2х2 = 4» истинно не потому, что совпадает с реальным фактом, а потому, что находится в согласии с системой математических знаний.

Сторонники прагматизма (от греч. pragma — дело) считают критерием истины эффективность знаний. Истинное знание — это знание проверенное, которое успешно «работает» и позволяет добиться успеха и практической пользы в ежедневных делах.

В марксизме критерием истины объявляется практика (от греч. praktikos — деятельный, активный), взятая в самом широком смысле как всякая развивающаяся общественная деятельность человека по преобразованию себя и мира (от житейского опыта до языка, науки и т.д.). Истинным признается только проверенное практикой и опытом многих поколений утверждение.

Для сторонников конвенционализма (от лат. convcntio — соглашение) критерием истины является всеобщее согласие по поводу утверждений. Например, научной истиной считается то, с чем согласно подавляющее большинство ученых.

Некоторые критерии (согласованность, эффективность, согласие) выходят за пределы классического понимания истины, поэтому говорят о неклассической (соответственно когерентной, прагматической и конвенциональной) трактовке истины. Марксистский принцип практики пытается соединить воедино прагматизм и классическое понимание истины.

Поскольку у каждого критерия истины имеются свои недостатки, все критерии можно рассматривать и как взаимодополняющие. В таком случае истиной однозначно можно назвать только то, что удовлетворяет всем критериям.

Имеются и альтернативные трактовки истинности. Так, в религии говорится о сверхразумной истине, основанием которой является Священное Писание. Многие современные течения (например, постмодернизм) вообще отрицают существование какой-либо объективной истины.

Современная наука придерживается классической трактовки истины и считает, что истина всегда объективна (не зависит от желаний и настроений человека), конкретна (не бывает истины «вообще», вне четких условий), процессуальна (находится в процессе постоянного развития). Последнее свойство раскрывается в понятиях относительной и абсолютной истины.

 

Date: 2015-09-18; view: 1597; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию