Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие источников трудового права и их система
При изучении трудового права важное практическое значение имеет точное определение круга того нормативного материала, на базе которого оно исторически складывалось, развивалось и продолжает развиваться в настоящее время. Трудовое право России представлено совокупностью многочисленных исторических норм. Внешне эти нормы облекаются в определенную форму (закон, указ, постановления и т.д.). Такие формы (способы) государственного выражения и закрепления юридических норм обозначаются термином "источники права". Из источников права практика трудовых отношений берет сведения о юридических нормах, их содержании и действии. В трудовом праве, как и в других отраслях российского права, функции источников права выполняют нормативные акты, издаваемые компетентными государственными органами, иногда с учетом мнения профсоюзных органов. Правотворчество - это вид деятельности государства по установлению юридических норм или признанию юридических или иных социальных норм на основе познания законов экономического развития общества. Безотносительно к конкретной сфере общественных отношений, правотворчество является источником права в материальном смысле понятия. Но право можно изучать как результат правотворчества, как совокупность действующих норм, регулирующих конкретные общественные отношения на данном этапе развития общества. В этом случае термином "источник права" обозначается способ или форма выражения воли народа, при помощи которой соответствующее правило поведения, установленное государственной властью или иным уполномоченным органом, приобретает правовую силу. В этом смысле термин "источник права" широко используется в российской юридической литературе, когда речь идет об изучении конкретных правовых норм, относящихся к определенной сфере общественных отношений. Термин "источник права" в этом специфическом понимании во многом схож с терминами "законодательство", "нормативные акты, регулирующие данный вид общественных отношений", "форма права". Все они отражают нормотворческую деятельность государственных органов, но уже в конкретной форме закрепления правовых требований (закон, указ, постановление и т.д.). Термин "источник права" используется нами в названном смысле, чтобы обозначить конкретную форму выражения правовых требований, исходящих как от государственных органов власти, так и от других органов, издающих нормативные акты в пределах своей компетенции, на основе и во исполнение актов государственной власти. Трудовое право России формируется из значительного количества правовых норм: законов, указов, постановлений Правительства, всевозможных ведомственных актов и внутриорганизационных актов локального регулирования. Все они в различной степени определяют поведение людей в процессе труда и регулируют общественные отношения, составляющие предмет трудового права. Изучение источников трудового права позволяет отметить некоторые особенности формирования трудового законодательства и иных нормативных актов, которые обусловлены спецификой предмета правового регулирования. Во-первых, в их формировании находятся не только федеральные акты, но и акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам трудового права. Во-вторых, среди источников трудового законодательства большое место принадлежит актам, исходящим от функционального органа - Минздравсоцразвития РФ. В-третьих, в трудовом законодательстве придается важное значение нормам локального регулирования. В-четвертых, в создании источников трудового законодательства активное участие принимают сами работники либо непосредственно, либо через профессиональные союзы и иных представителей при создании централизованного трудового законодательства, в том числе социально-партнерскими соглашениями на федеральном, региональном, отраслевом и других уровнях. В-пятых, трудовое законодательство обладает большой дифференцированностью в подходе к правовому регулированию труда в отдельных отраслях народного хозяйства, а также в отношении отдельных регионов, некоторых категорий работников. В свете изложенного под источниками трудового права следует понимать результаты правотворческой деятельности компетентных органов государственной власти, а также совместного нормотворчества работников и работодателей (их представителей) в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Источники трудового права составляют определенную систему, которая включает в себя разнообразные по своему характеру, юридической силе и сфере действия. Согласно ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Вместе с тем, до недавнего времени ТК РФ, хотя и содержал указание на термин "трудовое законодательство" (ст. 5), в то же время не раскрывал содержание указанной категории. Положение изменилось с принятием Закона о внесении изменений в ТК РФ который установил и систематизировал различные категории источников трудового права. Так, в настоящее время, трудовое законодательство состоит из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права. Под иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права понимаются: 1) указы Президента РФ; 2) постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; 3) нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ; 4) нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Трудовые отношения и иные, непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Таким образом, источники трудового права представляют собой четыре группы нормативных правовых актов: 1) Конституция РФ и ФКЗ; 2) трудовое законодательство; 3) иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; 4) коллективные договоры, соглашения и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Следует обратить внимание на иерархию источников трудового права, под которой мы понимаем расположение рассматриваемых нормативных правовых актов по их юридической силе. О соотношении ТК РФ и ФЗ. Нормы трудового права, содержащиеся в иных ФЗ, должны соответствовать ТК РФ. В случае противоречий между ТК РФ и иным ФЗ, содержащим нормы трудового права, применяется Кодекс. Если вновь принятый ФЗ, содержащий нормы трудового права, противоречит ТК РФ, то этот ФЗ применяется при условии внесения соответствующих изменений в Кодекс. Указы Президента РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и ФЗ. Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, ФЗ и указам Президента РФ. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, ФЗ, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ. Законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и ФЗ. Исходя из смысла ст. 5 ТК РФ указанные законы субъектов РФ обладают высшей юридической по отношению к указам Президента РФ и Постановлениям Правительства РФ. Такое положение обусловлено положениями ст. 72 Конституции РФ о совместном правовом регулировании трудовых и тесно связанных с ними трудовых отношений РФ и ее субъектами, а тем, что такие законы непосредственно входят в трудовое законодательство РФ. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ не должны противоречить ТК РФ, иным ФЗ, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти. Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с ТК РФ, другими ФЗ и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Вместе с тем в настоящее время существуют и проблемы дальнейшего совершенствования трудового законодательства, например, проблема его единства*(6). Таким образом, система источников трудового права - это последовательное расположение во взаимосвязи всех актов трудового законодательства по их назначению, субординации, подчиненности.
Date: 2015-09-18; view: 395; Нарушение авторских прав |