Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Группа--------------





Имя-----------------

Дата---------------

Название темы-----------------

КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Пункты Замечания

ТЕМА И ЦЕЛЬ ДОКЛАДЧИКА

Подходят докладчику?

Отвечают интересам аудитории?

Соответствуют уровню знаний аудитории:

Слишком широк объем?

Четко формулирована цель речи?

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Ясна структура речи?

Тщательно проработана?

Ясны основные положения?

Достаточны повторения?

Исчерпывающи определения?

Целесообразны переходы?

Достаточно примеров?

Целесообразны примеры?

Целесообразны цитаты?

Целесообразны статистические данные?

Ненужный материал?

Достигнута поставленная цель?

ПРОИЗНЕСЕНИЕ

Естественны манеры?

Уверен в себе?

Товарищеский тон?

Энергична речь?

Осанка?

Контакт с аудиторией?

Звучность голоса?

Освоен материал на память?

Слишком зависит от заметок?

РАЗНОЕ

Рекомендации для выполнения задания на тему «Внешний облик оратора»

Заучите наизусть прозаический отрывок в 200 слов из выборки (указаны ниже) и прочитайте его перед группой. При подготовке сверяйтесь с формой «Критические замечания: внешний облик оратора».

ФОРМА: ВНЕШНИЙ ОБЛИК ОРАТОРА

Группа-------

Имя---------

Дата--------

Название темы-----

КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Пункты Замечания

ВНЕШНОСТЬ И МАНЕРЫ

Правильно избрано место (относительно к кафедре и аудитории)?

Непринужденно держится?

Уверенно ли?

Дружеский тон?

Воодушевлен?

Приятное выражение лица?

Хмурится?

Застывшее выражение?

Обращена речь ко всем?

Смотрит на слушателей?

Есть непосредственное общение?

ПОЗА

Прямая, энергичная?

Скованная?

Неудобная?

Правильно поставлены ноги?

Откидывается назад?

Сутулится?

Неправильное положение рук?

Неправильное положение головы?

Достаточно подвижности?

Бесцельные движения?

ЖЕСТЫ

Целесообразны движения рук?

Целесообразны движения кистей?

Слишком много жестов?

Мало жестов?

Естественны жесты?

Осмысленны жесты?

Разнообразны жесты?

Уместны жесты?

РАЗНОЕ

Ролевая игра «В кабинете заведую­щей ателье».

Разыгрываемая ситуация. После второй пример­ки вы видите, что костюм безнадежно испорчен. Вы хотите, чтобы вам вернули потраченные деньги.

Условия игры. Заведующая находится в позиции Родителя. Она не намерена возвращать деньги. По ее мнению, во всем виноват клиент: куда раньше смот­рел? Проблемы нет — костюм можно исправить.

Задания участникам игры. Могут быть такие же, что и в предыдущем случае. Но можно предложить исполнителям проявить только позицию Взрослого и проанализировать, как это удалось в каждом случае. У тех слушателей, кому это не удастся, обнаруживает­ся психологическая проблема. С такими слушателя­ми нужна дополнительная психологическая работа.

Задание. Отработка позиции Взрослого в игро­вых ситуациях.

Примеры игровых ситуаций:

1. Вы пришли по объявлению в газете устраиваться на работу рекламным агентом...

2. Вы пришли к декану с просьбой разрешить сдать досрочно сессию.

3. Вы закончили школу гувернеров и пришли к хозяйке дома с рекомендательным письмом.

4. Вы пришли к руководителю курсов английско­го языка с просьбой о зачислении. Занятия в группе начались две недели назад.

В роли просителей выступают слушатели, в роли руководителя (хозяина положения) — преподаватель. В разыгрываемых сценах проверяется и отрабаты­вается умение слушателей вести разговор с позиции Взрослого. О том, удается ли это, можно судить по реакции «хозяина положения»: если посетитель ведет разговор по-деловому, ему все удается — «принима­ют на работу», «переносят сессию» и т.д. Если же он униженно просит или требует, то не может добиться желаемого.

В случае неудачи слушатель повторно участвует в игровой ситуации. По просьбе преподавателя слуша­тели каждый раз комментируют ситуации. Разыгры­вание сцен становится уроком и для участников, и для «зрителей». Желательно, однако, чтобы все слу­шатели попробовали свои силы в позиции Взрослого.

Написание и защита реферата

Обязательным элементом самостоятельной работы студентов является представление ими реферата в письменном виде по одной из тем изучаемого курса и его защита.

Реферат – это подробное изложение выбранной вами темы на основе подобранного источника (учебник, журнал, монография, нормативный акт, справочник, этический кодекс).

Конкретная тема реферата сообщается студенту в виде индивидуального задания или выбирается самим студентом из предложенной тематики по согласованию с преподавателем на первой неделе семестра. Не допускается повтор тем рефератов несколькими студентами.

Выбор темы реферата должен быть самостоятельным и не случайным. От этого во многом будет зависеть его успешная защита.

Целью реферата является систематизация, углубление и закрепление знаний студентов по соответствующей выбранной теме дисциплины «Ораторское искусство», а также самостоятельная постановка студентом теоретических проблем, их анализ, свободное изложение и обоснование.

Своеобразие и ценность данной формы обучения состоит в том, что студент получает реальную возможность самоутверждения как исследователь, умеющий самостоятельно систематизировать приобретенные знания, логически стройно, творчески и критически излагать ту или иную проблему.

Таким образом, работа над рефератом, не ограничиваясь получением новой информации, способствует формированию умения и навыков выработки нового знания, что сближает процесс обучения с научно-исследовательской работой.

Написание реферата требует предварительного изучения учебной, справочной и научной литературы по гуманитарным наукам, а также развитие способности самостоятельного обновления и приобретения знаний.

Требования к выполнению реферата:

1. по оформлению:

к защите допускается реферат, имеющий титульный лист, план работы, список используемой литературы, приложения (в случае необходимости). Все страницы реферата должны быть пронумерованы.

2. по содержанию:

в реферате обязательно должны быть отражены актуальность, цели и задачи выбранной темы исследования, четко должны быть изложены все поставленные и решенные вопросы по выбранной теме, квалифицированно проанализированы, рассмотрены проблемы, связанные с темой реферата.

После написания реферат защищается студентом во время занятия. После защиты и получения положительной оценки реферат обязательно должен быть сдан на кафедру для передачи в архив.

В случае получения отрицательной оценки реферат возвращается на доработку или может быть дана новая тема реферата.

Эссе:

Конкретная тема эссе сообщается студенту в виде индивидуального задания или выбирается самим студентом из предложенной тематики по согласованию с преподавателем.

Но даже тщательным образом составленная тематика, конечно, не может охватить всего бесконечного многообразия сложных проблем социальной действительности. Поэтому студент сам может предложить тему эссе. Здесь задача преподавателя заключается в том, чтобы помочь студенту определить актуальность предложенной темы, целесообразность ее рассмотрения, выделить необходимый аспект рассмотрения, четко сформулировать тему и задачу исследования.

Выбор темы эссе должен быть самостоятельным и не случайным. От этого во многом будет зависеть его успешная защита.

Весьма полезным является защита эссе не индивидуально преподавателю, а в аудитории, в присутствии всей группы, сделав его предметом обсуждения и дискуссии.

К написанию эссе предъявляются следующие требования:

1. по оформлению:

к защите допускается эссе, имеющий титульный лист, список используемой литературы (по необходимости). Все страницы эссе должны быть пронумерованы вверху по центру.

2. по содержанию:

в эссе обязательно должны быть проанализированы и рассмотрены проблемы, связанные с темой.

Эссе по социальной психологии представляет собой рукописный текст (6-7 страниц) или машинописный текст объемом 4-5 страниц стандартного формата.

В случае получения отрицательной оценки эссе возвращается на доработку.

За позднее предоставление эссе оценка снижается на 2 балла.

Особое внимание при проверке будет обращено на полное и глубокое раскрытие темы эссе, обоснованность суждений, логичность и последовательность.

Не следует злоупотреблять использованием специальной терминологии, изложением частных вопросов конкретной науки и перегружать текст.

Проведение дискуссии

В процессе проведения СРСП некоторые темы курса предполагают проведение

дискуссий. Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы; спор. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, в которой каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию. Отличительной чертой дискуссии выступает отсутствие тезиса, но наличие в качестве объединяющего начала темы.

При подготовке к дискуссии студенту необходимо внимательно прочитать весь теоретический материал лекции для аргументации своей позиции.

Активное участие в процессе дискуссии оценивается в 5 баллов.

 

Список рекомендуемой литературы Основная литература: 1. Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. Ростов н/Д. 2006 г., 381 стр. 2. Поль Л.Сопер. Основы искусства речи. Ростов н/Д., - пер. с англ. 2005 г., 415 стр. 3. И.Н.Кузнецов. Риторика: учебное пособие – М, 2007 г., 557 стр. 4. Александров Д.Н. Риторика. М., 2000. 5. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. М., 2003. 6. Введенская Л.А. Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов на Дону, 1998. 7. Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. Изд. МГУ, М., 1992. 8. Карнеги Д. Как овладеть навыками ораторского мастерства. М., 1997 9. Козаржевский А.Ч. Античное ораторское искусство. М., 1980. 10. Леммерман Х. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями. (Пер. с нем. М., 1998.). 11. Мурина Л.А. Риторика. Минск. 1994. 12.Никольская С.Т. Техника речи. М.Знание, 1978. 13. Адамбаев Б. Казахское народное ораторское искусство. Алматы, 1997 г. Дополнительная литература: 1. Панасюк А.Ю. Как победить в споре, или искусство убеждать.М., Олимп, 1998 2. Сборник упражнений по логике. М., 1990. Ханин М. Как научиться красиво и правильно говорить. 3. Риторика для детей и взрослых. С-Петербург, 1997. 4. Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972. 5. Баева О.А. Убеждающее воздействие лектора: цели, структура, средства. Минск, 1988. 6. Берков В.Ф. Взаимодействие лектора и слушателей. М., Знание,1986 7. Кузнецова Т.И. Ораторское искусство в Древнем Риме. М. 1976. 8. Логика и риторика. Хрестоматия. Минск, 1997. 9. Логическая культура делового разговора. Кузин Ф.А. Практическое пособие для бизнесменов. М., 1996. 10. Мастера красноречия: Сборник. М., Знание, 1994. 11. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. М., 1989. 12. Об ораторском искусстве. Составил А.Толмачев. М., 1973 Электронные ресурсы: 1.4 Тематика письменных работ по курсу Темы реферативных работ по ораторскому искусству 1. «Риторика» Аристотеля. 2. Цицерон как основатель ораторского искусства Древнего мира. 3. Ораторское искусство как пропаганда и метод убеждения в религиях. 4. Специфика казахской риторики. 5. Виды ораторской речи. 6. Психологические особенности ораторского искусства 7. Культура ораторского искусства. 8. Ораторский стиль. 9. Логика в речи оратора. 10. Юмор, ирония и сатира как важнейший прием в публичном выступлении. 11. Невербальные элементы (поза, жест и мимика) оратора. 12. Технические приемы выступления оратора. 13. Чистота речи как первое требование ее культуры. 14. Подготовка к выступлению. 15. Установления контакта с аудиторией. 16. Секреты успешного выступления. 17. Искусство убеждения. 18. Ведение переговоров. 19. Пути разрешения конфликтов. 20. Культура ведения полемики. 21. Запрещенные приемы ведения полемики. 22. Участие в диспуте, дискуссий. 23. Требования к личности оратора. 24. Использование технических приемов в ораторском искусстве. 25. Этика оратора 26. Диалоги Сократа и Платона и приемы ведения спора в Древней Греции. 27. Бор и Эйнштейн: эпохальный спор. 28. Культура спора. 29. Спор Эразма Роттердамского и Мартина Лютера. 30. Историческое развитие теории спора. 31. Работы Д. Карнеги и основные правила убеждения собеседника. 32. Позволительные и непозволительные уловки в споре. 33. Сократ - яркий представитель ораторской школы Древней Греции. 33. Демосфен и его работы. 34. Георгий и его ораторская деятельность. 35. Римское красноречие. 36. Особенности античного красноречия. 37. Средневековое ораторское искусство. 38. Риторика Возрождения и Нового Времени. 39. Современная риторика в России и за рубежом. 40. Речевая культура как показатель общей культуры личности.   1.5 Тестовые задания для самоконтроля (не более 30 заданий) 1. К основным законам риторики не относится закон а) гармонизирующего диалога б) удовольствия в) эмоциональности речи г) краткости 2. Риторика относится к … наукам а) философским б) гуманитарным в) лингвистическим г) филологическим 3. Наиболее полно соответствует современным научным взглядам следующее определение риторики а) наука о речи, об ораторском искусстве б) наука об искусной, витиеватой, украшенной речи в) филологическая наука, изучающая отношение мысли к слову г) филологическая дисциплина, объектом которой является теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных жанрах письменной и устной речи); близко соприкасается с поэтикой, стилистикой и культурой речи 4. Общая риторика отличается от частной тем, что а) общая риторика рассматривает общие законы речи, а частная – частные б) законы и принципы общей риторики распространяются на все страны и народности, а частная изучает речевые особенности только конкретной нации в) общая риторика изучает универсальные законы любой речи, а частная - конкретные разновидности речи г) законы общей риторики универсальны, всеобщи, не имеют временных и пространственных границ, законы частной риторики – ограничены в пространстве и во времени 5. Частная риторика делится на: а) педагогическую, дипломатическую, экономическую, юридическую б) политическую, академическую, судебную, социально-бытовую, духовную в) социально-политическую, педагогическую, торговую, судебную г) педагогическую, юридическую, церковно-богословскую, торжественную 6. Риторика считалась царицей всех наук в древнем государстве а) Египет б) Греция в) Китай г) Рим 7. Основоположником теории риторической науки считается а) Аристотель б) Квинтилиан в) Сократ г) Горгий 8. Мнение о том, что оратор должен четко определить предмет речи, познать о нем истину, познать души людей, для которых предназначена речь, принадлежит а) Платону б) Аристотелю в) Демосфену г) Цицерону 9. Выражение «Достоинство стиля заключается в ясности: доказательством этого служит то, что раз речь не ясна, она не достигает своей цели» принадлежат а) Лисию б) Цицерону в) Аристотелю г) Сократу 10. Впервые провозгласил культ слова в Древней Греции и сказал о том, что «слово есть великий властелин, который, обладая малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела…» а) Сократ б) Платон в) Цицерон г) Горгий   11. Идеал речевого воздействия, по …, - умиротворение внутренней жизни слушателя, успокоение бушующих страстей (страсти – болезнь души, требующая исцеления) а) Сократу б) Аристотелю в) Цицерону г) Квинлитиану 12. К некооперативным стратегиям не относятся а) споры б) ссоры в) убеждения г) уклонение от ответа 13. Речевой акт включает в себя действия следующих типов а) произнесение высказывания, осуществление пропозиции, иллокутивное действие, перлокутивное действие б) планирование высказывания, подбор языковых единиц, произнесение высказывания, контроль за произнесением высказывания в) подготовка высказывания, произнесение высказывания, контроль за его произнесением г) определение цели высказывания, планирование высказывания, произнесение высказывания, реакция на высказывание 14. Произнесение высказывания «Нельзя ли погромче?» с просьбой об изменении поведения является примером а) метасообщения б) прямого речевого акта в) косвенного речевого акта г) речевой ситуации 15. К видам речевой деятельности не относится а) чтение б) говорение в) размышление г) слушание 16. Вид речевой деятельности, направленный на продуцирование высказывания и осуществляемый без участия непосредственного собеседника, – это а) письмо б) слушание в) чтение г) говорение 17. Элементы риторического канона располагаются в следующей последовательности а) инвенция, диспозиция, элокуция, мемориа, акцио б) диспозиция, инвенция, элокуция, меморио, акцио в) инвенция, диспозиция, элокуция, акцио, меморио г) инвенция, элокуция, диспозиция, мероя, акцио 18. Инвенция – это раздел риторического канона, в котором осуществляется … речи а) расположение б) выражение в) изобретение г) произнесение (исполнение) речи 19. Факты играют важнейшую роль в следующем типе выступлений а) Как устроить домашний уют? б) Серебряный век русской поэзии в) Что случилось с динозавром? г) Мое отношение к детективной литературе 20. Практические советы по сбору материала даются в разделе риторики а) элокуция б) меморио в) диспозиция г) инвенция   21. Этому этапу риторического канона соответствуют следующие виды деятельности: выбор темы (если дана такая возможность), определение основной цели сообщения, формулирование названия речи, продумывание эскизного плана) а) диспозиция б) инвенция в) элокуция г) акцио 22. Самым неудачным названием темы выступления является а) Ваши домашние питомцы б) Забота о здоровье в) Как прожить сто лет… и оставаться здоровым, сильным, молодым г) Кобель вместо мужа (речь о домашних животных в доме) 23. Диспозиция – это раздел риторического канона, в котором происходит … речи а) изобретение б) выражение в) украшение г) расположение 24. Речевое сообщение включает следующие компоненты а) вступление, основная часть, заключение б) зачин, введение, основная часть заключение, концовка в) вступление, сообщение темы, доказательство, заключение г) вступление, сообщение темы, сообщение цели речи, развитие темы, доказательство, опровержение, заключение 25. Речевое сообщение ставится в перспективу в следующем типе заключения а) типологизирующем б) суммирующем в) апеллирующем г) резюмирующем 26. Заключению речевого сообщения не свойственна задача а) обобщение сказанного б) указание перспектив в) краткое повторение основных проблем г) изложение цели выступления 27. Исключите избыточный элемент в списке метафор а) газета ошибается б) молоко берез в) мысли текут г) совесть грызет 28. Найдите пример метонимии а) царь зверей б) если бы молодость знала, если бы старость могла в) туманный Альбион г) все флаги в гости будут к нам 29. Устраните из списка название риторической фигуры – разновидности повтора а) эпифора б) градация в) антитеза г) оксюморон 30. В тексте: «Пусть всегда будет солнце!» - используется троп а) аллюзия б) метонимия в) аллегория г) олицетворение   1.6. Перечень программных вопросов по пройденному курсу и соответствующих итоговым тестам 1. Роль психологии в ораторском искусстве. 2. Некоторые психологические аспекты выступления в молодежной аудитории. 3. Эффекты восприятия и речевая практика оратора. 4. Кинетика и ее роль в риторике. 1. Какие проблемы ораторской речи помогает решать психология. 2. Как проявляется обратная связь в публичном выступлении. 3. Какую роль в выступлении оратора играет начальная пауза. 4. Как поддержать внимание и интерес слушателей в ходе выступ­ления. 5. Какие принципы классификации аудитории существуют. 6. Какие качества личности оратора объективно обеспечивают успех публичного выступления. 7. Влияют ли внешность оратора, его манера одеваться, поза, жесты на успех выступления. 8. В чем суть теории психоанализа 3. Фрейда. 9. Раскрыть смысл стадиальной теории личности Э. Эриксона. 10. Перспективы использования мотивационной теории А.Маслоу в ораторской практике. 11. Понятия экстравертности и интровертности в теории К. Юнга. 11. Назвать основные композиционные и речевые методические сред­ства активизации внимания и интереса слушателей. 12. Перечислить основные эффекты восприятия, какова их роль в деятельности оратора. 13. Дать характеристику основным риторическим жестам. 14. В чем сходство и различие понятий: «спор», «дебаты», «прения», «полемика», «дискуссия»,«диспут». 15. Какие виды спора существуют. 16. Что такое эристический и диалектический спор. 17. Привести примеры софизмов и обозначить принцип доказательства в них. 18. Что такое демонстрация. 19. Какие законы логики используются в доказательстве. 20. Что такое культура спора и каковы ее составляющие. 21. Перечислить позволительные и непозволительные уловки в споре. 22. Назвать основные приемы и условия убеждения. 23. Раскрыть суть правил спора Гомера, Сократа, Паскаля. 24. Индийское правило спора. 25. Что означает выражение «изящная речь» в понимании Цицерона и Пушкина. 26. Назвать отличительные черты ораторства в Древней Греции (назвать самых ярких представителей и их основные труды). 27. В чем особенности древнеримской риторики. 28. Назвать основные работы Демосфена, почему его речи носят название «филиппики». 29. В чем значение средневековой риторики для последующего развития ораторского искусства. 30. Назвать средневековых мусульманских ораторов. 31. Как развивалась риторика в эпоху Возрождения и в Новое время. 32. Почему М. Ломоносова называют «отцом российского красноречия». 33. Перечислить ораторов революции в России. 34. Назвать эпохальные речи XX столетия. 35. Назвать известных ораторов с выраженной харизмой. 36. Какова связь риторики с демократией. 37. Как изменилось назначение риторики в эпоху перестройки и гласности. 38. Раскройте смысл выражения: «Риторика есть тип филологического мировоззрения». 39. Понятие ораторской речи и ее признаки. 40. Виды ораторской речи: социально- политическая речь, академическая речь, судебная речь, богословско-церковная речь, социально-бытовая речь. Их цели и функции. 41. Структура ораторской речи: вступление, основная, часть и заключение. 42. Вступление речи, его цели и типы. 43. Основная часть речи (изложение, доказательство, опровержение) и ее функции. 44. Целевая установка заключения. 45. ребования к концовке речи и ее оптимальные варианты. 46. Тезис как «царствующая» мысль публичной речи. Его взаимосвязь с началом и концом речи, приводимыми аргументами 47. Требования ораторского искусства к публичной речи. 48. Информативность, ясность и точность, логичность, эмоциональность и экспрессивность, богатство, чистота речи, уместность, пристойность, понятность, правильность речи, индивидуальность (самобытность), убедительность, лаконичность речи 49. Основные этапы работы над речью в классической риторике. 50. Современная интерпретация логики работы над речью. 51. Докоммуникативная фаза. 52. Выбор темы, определение цели и вида речи. 53. Подбор материалов. 54. Логическая организация речи. 55. Доказательство и аргументация. 56. Работа над языком и стилем. 57. Коммуникативная фаза. 58. Поведение оратора и управление аудиторией. 59. Техника произнесения речи, искусство спора, ответы на вопросы. 60. Посткоммуникативная фаза. 61. Анализ проведенного выступления. 62. Совершенствование материалов к выступлению. 63. Прогнозирование вопросов 64. Основные требования логики к ораторской речи: определенность, последовательность, непротиворечивость, достаточная обоснованность мыслей. 65. Правила оперирования понятиями, суждениями и умозаключениями в публичном выступлении. 66. Требования закона тождества, закона непротиворечия, закона исключения третьего и закона достаточного основания и их соблюдение оратором. 67. Ошибки, возникающие при нарушении правил доказательства в ораторской речи: «подмена тезиса», «ложный аргумент», «порочный круг», «предвосхищение оснований», «мнимое следование» 68. Понятие культуры речи оратора. 69. Нормативные требования к речи оратора. 70. Лексические нормы. 71. Пути расширения запаса слов. 72. Нормы, определяющие порядок употребления слов. 73. Грамматические нормы. 74. Правила использования морфологии и синтаксиса. 75. Нормы орфоэпии. 76. Типичные ошибки произношения и ударения. 77. Выразительные средства речи. 78. Тропы: сравнение, метафора, эпитеты, метонимия, аллегория, гипербола, синекдоха и другие. 79. Риторические фигуры: антитеза, повторы, риторический вопрос, градация, инверсия, вопросно-ответный ход, прямая речь и другие. 80. Правила цитирования. 81. Пословицы, крылатые слова и выражения, фразеологизмы Понятие о технике речи. Неязыковые средства и их значение для ораторской деятельности. 82. Паралингвистическая (звуковая) составляющая устной речи. Голос. Дыхание. Дикция. Интонация. Логическое ударение. Темп речи. Ритм речи. Паузы. 83. Пути развития и совершенствования звуковых параметров устной речи. 84. Кинесическая (зрительная) сторона устной речи. 85. Облик оратора. 86. Требования к внешнему виду и манере поведения во время речи. 87. Внутренний настрой и мимика оратора. 88. Доброжелательность, внимательность, непринужденность и естественность позы оратора. 89. Правильное положение тела и управление позой в процессе речи. 90. Жесты и правила их использования. 91. Стиль публичного выступления как показатель мастерства оратора и его разновидности. 92. Особенности низкого стиля: строгая рациональность и внешняя спокойность изложения материала оратором, четкая структурная организованность материала, предельная аргументированность, сосредоточенность на раскрытии смысла проблемы. 93. Признаки высокого стиля: эмоциональная насыщенность, яркая выразительность, живая мимика оратора, энергичная жестикуляция. 94. Средний стиль как сочетание элементов низкого и высокого стилей. 95. Факторы, влияющие на выбор стиля публичного выступления: сложность проблемы, характер аудитории, подготовленность оратора 96. История искусства спора. Спор как выяснение истинности противоречащих друг другу тезисов. Цели оппонентов: доказательство своего тезиса, опровержение антитезиса, осведомление. 97. Правила продуктивного спора. Выяснение тезиса и антитезиса, выявление пункта противоречия, уточнение используемых терминов. Анализ аргументов. Спор из-за тезиса, спор из-за аргумента, спор из-за способа доказательства. 98. Поведение в споре. Позволительные уловки (оттягивание возражения, разработка слабых пунктов противника, уловки в ответ на злостное отрицание доводов). Грубейшие непозволительные уловки. Психические уловки (внушение, выведение противника из равновесия, «подмазывание аргумента» и другие). 99. Софизмы. Отступление от задач спора, отступление от тезиса, лживые доводы, мнимые доказательства, софизмы непоследовательности. 100. Меры против уловок. Глоссарий Аббревиатура (итал.) - сокращение, употребительное в устной речи, например, вуз (высшее учебное заведение). Абзац (нем.) - часть текста (его компонент), обладающая само­стоятельностью. Текст делится на абзацы по замыслу автора, на пись­ме выделяется отступом, в устной речи - паузами и интонациями. Автор (лат.) - создатель какого-либо произведения. Авторство предполагает высокую степень самостоятельности. Авторитет (лат.} - всеобщее признание; лицо, пользующееся при­знанием. Ссылка на мнение авторитетов - один из приемов риторики. Агитационная речь - средство убеждение, распространение поли­тических идей. Адлибитум (лат.) - по желанию, на выбор, свободно, т.е. такая манера речи, когда оратор свободно пользуется всеми ее богатствами. Акцент (лат.) - ударение в слове, во фразе, выделение какой-либо части речи, обращение внимания аудитории. Аллегория (греч.) - иносказание, выражение отвлеченного поня­тия при помощи конкретного образа, например, в баснях (Лиса - хит­рость, Волк - жадность). Аллитерация (лат.) - повторение одинаковых или похожих зву­ков, например, «Мой милый маг, моя Мария» (В. Брюсов). Амплификация (лат.) - фигура речи, состоящая в накоплении си­нонимов с нарастанием экспрессивности, в использовании гипербо­лических сравнений, например, «он - храбрый, отважный, мужествен­ный человек». Амплуа (франц.) - роль, род занятий, для оратора - та особенность облика, которую он берет на себя перед аудиторией, выступая «как товарищ», «как критик», «как судья», «как ментор». Анаграмма (греч.) - перестановка букв в слове, например, «топор -ропот», «куб-бук», «сук-суп-зуб». Анадиплосис (греч.) - стилистическая фигура, смысл которой в том, что отрезок речи начинается словами, которыми заканчивается предыдущий, например, «Голова болит, мало можется, мало можется, нездоровится». Анаколуф (греч.) - стилистическая фигура, состоящая в наруше­нии грамматической или логической правильности речи, например, «Признаюсь, удивился, как дубиной, пардон, по лбу». Анафора (греч.) - фигура речи, основанная на повторении слова или слов в каждом параллельном элементе речи, например, «Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем, клянусь позором преступленья...» Антиметабола - фигура речи, состоящая в симметрическом по­вторении одних и тех же слов, но с изменением их синтаксических связей и функций в непосредственном контексте, например, «Ем, что­бы жить, но не живу, чтобы есть». Антитеза (греч.) - фигура, построенная на противопоставлении, нередко на антонимической паре, например, «Кто был ничем, тот ста­нет всем». Антонимы (греч.) - слова, имеющие противоположное значение, например, «твердый-мягкий», «дорого-дешево», «болезнь-здоровье», «большой-маленький». Антономазия (греч.) - замена имен собственных на нарицатель­ные (или наоборот), например, «Геркулес-сильный», «Цицерон- крас­норечивый». Апострофа (греч.) - ораторский прием (фигура), представляющая собой обращение к лицу отсутствующему, или к неодушевленному предмету, как к одушевленному, например, «Ветер, ветер, ты мо­гуч...». Арго (франц.) - речь определенных, социально замкнутых групп: арго преступного мира. Аргумент (лат.) - довод в споре, в рассуждении, в доказательстве; обычно факт, бесспорный, неопровержимый, ясный, проверенный, Артикуляция (лат.) - работа органов речи (языка, губ, мягкого неба, голосовых связок, нижней челюсти), обеспечивающая правиль­ное произношение звуков и лежащая в основе развития дикции орато­ра. Архаизм (греч.) - устаревшее слово или словосочетание, употреб­ление автором в выразительных, стилистических целях: позволяет воспроизвести колорит эпохи, создает атмосферу высокого стиля, Асиндетон (греч.) - бессоюзие, стилистическая фигура, заклю­чающаяся в опущении союзов для усиления речи, например, «пришел, увидел, победил», «не сидел, не стоял, не лежал, даже не бегал». Аудирование (лат.) - восприятие речи на слух, перекодировка акустических сигналов на смысловой, мыслительный код, понимание воспринятой речи; один из 4-х видов внешней речи, наряду с говоре­нием, письмом, чтением. Аудитория (лат.) - слушатели лекции, доклада, а также слушате­ли радио - и телепередач; адресат речи оратора, лектора. Афоризм (греч.) - краткое, меткое изречение, лаконичное, емкое, несущее в себе значительную, важную мысль, нередко строится как антитеза или иная фигура. бм.ингвцзм. (лат.) - двуязычие, одновременное владение двумя языками: родным и неродным. Богатство речи - богатство содержания и богатый выбор языко­вых средств: разнообразие лексики, синтаксических конструкций, а в устном варианте-интонации. Введение (вступление) - начальная структурная часть композиции речевого произведения. Внешняя речь - речь для других, материализованная в виде аку­стических или графических комплексов; ее виды: говорение и письмо - аудирование и чтение. Внутренняя речь - диалог с самим собой. Военное красноречие - одна из ветвей мастерства убеждения; ре­чи полководцев отличаются силой призыва, лаконизмом, афористич­ностью, эмоциональностью. Воображение - способность человека создавать мысленно и во внешней речи новые образы, картины, сюжеты. Вопрос риторический - не требующий ответа, который может со­держаться в самом вопросе. Восклицание риторическое - выражение эмоций оратора, прием, привлекающий внимание слушателей. Гипербатон (греч.) - стилистическая фигура, которая состоит в изменении естественного порядка слов и отдалении их друг от друга некоторыми вставными словами, например, «В восторге только музы томном». Гипербола (греч.) - оборот речи, троп, содержащий непомерное преувеличение размера, силы, значения при характеристике какого-либо явления. Гипотеза (греч.) - предположение, требующее подтверждения. Главная часть произведения - композиционная часть, в которой сосредоточены наиболее важные факты и идеи, обобщения и выводы. Содержит развитие и разрешение основного замысла. Говорение - устное выражение мысли, один из 4-х видов внешней речи; процесс перекодирования внутренней речи в акустические ком­плексы, звучащие слова, в звучащий поток речи. Голос - звук, образующийся при прохождении воздуха между вибрирующими голосовыми связками, основное звуковое средство устной речи. Гомилетика (греч.) - учение о мастерстве церковной проповеди беседы священника с верующими. Градация (лат.) - нанизывание: постепенный переход от одного состояния к другому при нарастании качества (или наоборот) для уси ления эффекта речи, например, «победил, разгромил, уничтожил» Дедукция (лат.) - логическое умозаключение от общею суждения к частным (или другим общим) выводам. Декламация (лат.) - упражнение в ораторском произведении, ис кусство выразительного чтения (речи) вслух, иногда малосодержа тельная, напыщенная речь, выступление оратора. Дефекты речи (лат.) - заикание, гнусавость, шепелявость и др. Диалог (греч.) - беседа между двумя лицами, основная форма ора торской деятельности при ответах на вопросы. Дигрессия (лат.) - отступление, отклонение от темы выступле­ния. .Дикция (лат.) - произношение, манера, с которой оратор произ носит звуки, слоги, слова и фразы. Дискуссионная речь - диалог (или полилог), в котором сталкива ются разные позиции: спор, обсуждение, диспут, полемика, дискуссия, судебное рассмотрение и др. Дисфемизм - троп, состоящий в замене естественного в данном контексте обозначения какого-либо предмета более вульгарным, фа мильярным или грубым. Доказательство - логическая операция, в ходе которой проверяет ся истинность какого-то утверждения (тезиса, гипотезы). Бываю! пря мые и косвенные, «от противного», «дедуктивные и индуктивные». Дыхание - ритмическое всасывание воздуха, обогащенного ки­слородом. Жест (франц.) - жестикуляция, движения руками, головой и пр., сопровождающие речь с целью выразительности. Завязка - начальный момент фабулы, в ней обычно намечается конфликт. Заключение - завершающая композиционная часть речевого про изведения, содержит выводы, ответ на вопрос, постановку новых «а дач. Замысел автора - идея произведения, коммуникативная цель вы­сказывания, выражение позиции. Идиома (греч.) - словосочетание, свойственное данному языку например, «бить баклуши», «спустя рукава», «попасть в просак» Импровизация (лат.) - быстрое, без подготовки, сочинение и ис­полнение стихов, прозы, музыки, а также продукт такого творчества. Инвектива (лат.) - речь с бранью, с оскорблениями в чей-нибудь адрес. Инвенция (лат.) - один из основных разделов классической рито­рики, «изобретение»; в нем определялись правила выбора темы, ее раскрытия, сбора и подготовки материала для выступления, т.е. рабо­ты автора над раскрытием своей идеи, своего замысла, над содержани­ем своего произведения. Инверсия (лат.) - изменение обычного порядка слов в предложе­нии с целью выразительности, передачи оттенка мысли. Индукция (лат.) - логическое умозаключение от частных, отдель­ных случаев, фактов - к общему выводу: накопление фактов, их ана­лиз, обобщение, вывод правила, закономерности. Интервью (англ.) - беседа в форме вопросов журналиста и ответов общественного деятеля, писателя, ученого; предназначается для печа­ти, радио, телевидения. Интонация (лат.) - тон речи, повышение и понижение голоса ора­тора для выражения просьбы, гнева, жалости, усталости, радости и пр. Ирония - троп, основанный на контрасте видимого и скрытого смысла высказывания, эффект насмешки. Какафония (грвч.) - звучание, неприятное для слуха. Иногда мо­жет использоваться для исправления ошибок в речи оратора с учетом недостатков, выявленных в примерах какафонии. Каламбур (франц.) - игра слов, основанная на их сходном звуча­нии, например: «Осип охрип, а Архип осип». Катахреза - употребление слов в значениях, им не принадлежа­щих. Часто выступает как разновидность гиперболической метафоры. Кеннинг - замена собственного или обычного нарицательного имени описательным поэтическим оборотом, например: «Шествую­щий по волнам парусный конь (вместо корабль)». Клише (франц.) - избитое, стереотипное выражение, механически воспроизводимое либо в типичных речевых и бытовых контекстах, либо в данном литературном направлении, диалекте. Коммуникация (лат.) - общение, связь, обмен информацией; коммуникация с помощью средств языка - речь. Возможна невербаль­ная коммуникация. Компиляция (лат.) - работа, составленная путем заимствования и не несущая в себе самостоятельной новизны. Композиция (лат.) - построение, внутренняя структура произве­дения (сочинения, речи). Контаминация (лат.) - включение подробностей одного события в изложение другого, «лирическое отступление» от основной темы выступления. Контрадикция (лат.) ~ противоречие в суждении, противоречивое высказывание, противоречие вообще. Красноречие - мастерство устной речи, способность говорить убе­дительно, интересно, красиво, выразительно, на высоком уровне культуры. Достигается в результате длительного самосовершенство­вания, специального обучения, отличного владения языком. Крылатые слова - меткие, образные, часто воспроизводимые обо­роты речи и отдельные слова; как правило, несут в себе иносказание. Кульминация (лат.) - композиционная часть повествовательного произведения; высшая точка напряжения в развитии сюжета, предше­ствующая разрешению конфликта. Лаконизм (греч.) - краткое и четкое выражение своих мыслей. Лексикон (греч.) - словарь, запас слов, которым владеет человек. Лекция (лат.) - публичное выступление на научную тему в вузе, в колледже, в гимназии. Лекция подчиняется следующим правилам: строгий научный стиль изложения, последовательность, использова­ние законов логики, определенные временные рамки. Лингвистика текста - раздел языкознания, изучающий построение и использование единиц речи, более крупных, чем предложение. Литота (греч.) - образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого. Личность оратора - совокупность и взаимодействие всех аспектов социального, интеллектуального, духовного облика, характера и воли, темперамента и культуры лектора. Логика (греч.) - наука о формах и закономерностях мышления. Логос (греч.) - одно из трех оснований риторики в античном мире: этос - этическое начало, логос - словесное, мыслительное начало, па­фос - эмоциональное начало. Манера (франц.) - отличительная черта стиля оратора, его осо­бенности при говорении, в умении держаться на трибуне Медитативная (лат.) - речь, способствующая раздумью, размыш­лению. Метафора (греч.) - употребление слов и выражений в переносном смысле на основании сходства, аналогии. Метонимия (греч.) - троп, основанный на замене одного слова.другим при обыгрывании смежности двух понятий. Мимика (греч.) - движение лицевых мышц, средство передачи /душевного состояния говорящего. Модель (франц.) - схема, изображение или описание какого-то явления; риторика использует модели текстов, их компонентов при изучении образцов и в построении текстов по моделям. Монолог (греч.) - речь одного человека, в отличие от диалога. Мультилог - беседа между несколькими людьми, групповое об­суждение проблемы, круговое высказывание по теме (тезису), выявле­ние различных точек зрения. Невербальные (лат.) - средства общения, неязыковые: взгляды, мимика, улыбки, жесты, указания на предметы, различные сигналы. Неологизм (греч.) - новое слово, только входящее в массовое употребление. В некоторых случаях неологизмы создает писатель. Неориторика (греч.) - новая риторика; возникла во второй поло­вине XX века на основе идей классической риторики как поиск опти­мальных алгоритмов общения, речевого воздействия на людей Норма языковая (пат.) - общепринятые и узаконенные правила, установки, образцы в использовании языка. Нюанс (франц.) - оттенок, едва заметный переход в интонациях, в темпе, в тембре и т.п., который может быть заметен специалисту. Обратная связь - отклик на речевое высказывание: ответ на во­прос, согласие или несогласие, новое выступление и пр. Оксюморон (греч.) - фигура речи, состоящая в соединении двух антонимов или слов, противоречащих друг другу по смыслу. Омонимы (греч.) - слова с одинаковым звучанием, но с разным значением. Олицетворение - наделение неодушевленных предметов призна­ками и свойствами человека, используется при описании явлений при­роды, окружающих человека вещей. Оратор (лат.) - умеющий говорить «красно», влияющий на ауди­торию, умеющий убедить ее. Парадигма (греч.) - в языкознании система форм одного слова по присущим ему категориям. Парадокс (греч.) - суждение, резко расходящееся с общепринятым мнением, неожиданный поворот в рассуждении. Параллелизм, одина­ковое построение соседних предложений или их частей, Паралогизм (греч.) - ложное умозаключение в результате непред намеренной логической ошибки. Параномазия (греч.) - стилистическая фигура обыгрывания не скольких созвучных слов, но разных по значению. Парцелляция (франц.) - деление фразы на самые краткие отрезки, отделяемые голосом, паузами друг от друга. Пассаж (франц.) - отдельное яркое место в тексте, в речи. Пафос (греч.) - одно из трех оснований риторики в античном ми­ре: этос - этическое начало, логос - словесное, мыслительное начало, пафос - эмоциональное начало. Период - сложная синтаксическая конструкция, с нарастанием напряженности по ступеням и с ее разрешением в конце. Перифраз (греч.) - описательный оборот, употребляемый вместо какого- либо слова или словосочетания. План - схема, модель, словесные наброски будущего произведе ния, необходимый этап работы автора. Плюрализм (греч.) - наличие у людей разных взглядов на одну и ту же проблему. Повтор - фигура речи, состоящая в повторении звуков, слов и вы­ражений в известной последовательности. Полемика (франц.) - спор, преимущественно в политике, науке, вид дискуссионной речи. Полиглот (греч.) - человек, владеющий многими языками. Политические речи (греч.) - речи, связанные с социальными про­блемами, с борьбой партий, с деятельностью власти и пр., носят поле­мический характер, имеют выраженную авторскую позицию и своего адресата. Понятие - одна из форм мышления, высшая форма обобщения. Поэтика (греч.) - наука, изучающая строение художественных произведений и систему их эстетических средств (образы, стилистику и пр.). Прогнозирование - предвидение, основанное на анализе фактов, на аналогиях ожидаемого выступления с речью. Проза (лат.) - речь, лишенная обязательной ритмической струк туры, противопоставляется поэзии как речь обыденная. Пролог - вводная часть повествования произведений, подготавли вающая читателя к развертыванию сюжета. Притча - аллегорический поучительный (реже - сатирический) небольшой сюжетный рассказ. Нередко вводится в структуру публич­ной речи. Произношение - одна из важнейших характеристик устной речи: ясное, правильное, выразительное воспроизведение звуковой стороны речи. Просодия (греч.) - общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота тона, длительность, громкость, тембр и пр. Психолингвистика (?реч.+ лат.) - наука, возникшая в 50-е гг. XX века; служит основой ряда направлений в неориторике. Публичная речь (лат.) - речь, открытая для всех, речь оратора, противостоит дипломатической, дружеской деловой речи. Развитие речи - процесс овладения речью, средствами языка (фо­нетическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), ме­ханизмами их употребления. Развитие тезиса - основная часть рассуждения, его основание, доказательство или опровержение. Развязка - разрешение конфликта в повествовательном произве­дении. Разговорные стили - просторечие, жаргоны, литературно-раз­говорный и разговорно-бытовой стили. Рассуждение - функционально-смысловой тип речи, строится на логических умозаключениях, на причинно-следственных связях. Редактирование текста (франц.) - его выверка, правка, обработка, касающаяся содержания текста, его построения; логики, доступности адресату, его языковой правильности. Резюме (франц.) - краткое изложение сути речевого выступления, краткий вывод, заключение. Рема (греч.) - то новое, что содержится в речи, статье, краткий вывод из сказанного. Реферат (лат.) - доклад на определенную тему типа обзора лите­ратуры, краткое изложение какой-либо научной книги, изложение су­ти собственного труда (автореферат). Ритм (греч.) - одна из характеристик звучащей речи; чередование ее элементов. Ритор - оратор и учитель ораторской речи в Древней Греции и Риме. Риторика (греч.) - теория и практическое мастерство красноречия (устного и письменного), убеждения, воздействия средствами речи. Рутина (франц.) - действия по шаблону, отсутствие чувства ново­го. Синекдоха (греч.) - замена множественного числа единственным в употреблении названия целого вместо части или части вместо цело­го. Синонимы (греч.) - слова, тождественные или близкие по значе­нию, выражающее одно общее понятие, но различающиеся оттенками значений, сферами употребления, эмоциональными окрасками. Синтез (греч.) - соединение, обобщение в познавательной дея­тельности (в отличие от анализа). Сленг (англ) - совокупность слов и выражений определенных возрастных или социальных групп. Словесность - филология; совокупность наук, изучающих язык и литературу. Социолигвистика - отрасль языкознания, изучающая обществен­ные условия развития языка. Стилизация (лат.) - подражание внешним формам какого-либо стиля: народно-поэтического, классического и пр. Стилистика (лат.) - раздел языкознания, изучающий стили языка, жанровые стили; теория, исследующая условия выбора средств языка в зависимости от условий и целей коммуникации. Судебное красноречие - одна из ветвей риторического мастерства речи выдающихся юристов. Суждение - логическая структура, мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предмета или явления. Творчество - созидание, высший уровень мастерства в той или иной области деятельности. Тезис (греч.) - положение, требующее доказательства, первая часть дедуктивного рассуждения. Текст (лат.) - продукт, произведение речевой деятельности, по­следовательность знаков. Тема (греч.) - главная мысль речи, доклада, беседы, разговора; при актуальном членении та часть высказывания, которая содержит известное и служит отправной точкой нового. Тембр (лат.) - голоса, специфическая его окраска, характерная для каждого оратора, человека. Темп речи (лат.) - ее скорость, число звуков, слогов, слов в еди­ницу времени. Техника речи - совокупность умений и навыков, владение прие­мами построения речи и выбора средств языка. Тропы (греч.) - слова, обороты речи, употребленные в переносном значении с целью выразительности:эпитеты, метафоры, сравнения, гиперболы, перифразы, аллегории, олицетворения, литоты и пр. Умозаключение - логическая конструкция, форма мышления, ко­торая обеспечивает правильный вывод из нескольких суждений. Универсал (лат.) - оратор с широкими познаниями. Фабула (лат.) - краткое содержание сюжета, речи, выступления. Фальсификация (лат.) - подделка документов, фактов, подтасовка образцов в ходе ораторского выступления. Фигура речи - оборот речи, особое сочетание или синтаксическое построение, которое используется для усиления выразительности вы­сказывания. Фрагмент (лат.) - отрывок речи, выступления. Фразеология (греч.) - совокупность устойчивых сочетаний, обо­ротов речи, часто иносказательных, юмористичных. Художественная речь - образец поэтической, образной вырази­тельной речи. Целеполагание - заключительная стадия мотивационного этапа подготовки высказывания, целевая установка автора, основа плана ре­чи. Цитата (лат.) - дословная выдержка из какого-то произведения, устной речи автора, используется в доказательстве или в полемике. Чистота речи - отсутствие в ней жаргонных, просторечных вуль­гарных элементов, выходящих за рамки литературной нормы. Шаблон (нем.) - избитая форма выражения, фраза, мысль. Шедевр (франц.) - образцовое произведение, верх искусства. Эвфемизм - смягчающее, вежливое обозначение какого-либо предмета или явления. Эзоповский язык - язык каламбуров, намеков, недомолвок, притч, получил высокую оценку в различных ораторских школах. Экспозиция (лат.) - начальный композиционный элемент произ­ведения, который характеризует обстановку и события. Эллипсис (греч.) - стилистическая, риторическая фигура, пропуск в предложении, в тексте отдельных слов, их сочетаний и пр. Элокуция (лат.) - один из главных разделов риторики, в котором рассматривается языковое оформление содержания с точки зрения «выражения» и «украшения». Эпилог (греч.) - заключительная часть произведения, в котором излагаются события, происшедшие после завершения основного сю­жета. Эпитет (греч.) - образное определение предмета или действия, красочное определение, выраженное прилагательным. Эпифонема - фигура речи, состоящая в употреблении поясни­тельного или восклицательного предложения после утвердительного с тем же общим содержанием для придания первому большего веса. Эпифора - фигура речи, состоящая в повторении слова или не­скольких фраз в целях усиления выразительности поэтической речи. Этикет (греч.) - установленный порядок поведения в определен­ных ситуациях, порядок речевого поведения, употребления общепри­нятых речевых форм. Эффект (лат.) - сильное впечатление от выступления кого- ни­будь. Юмор (англ.) - добродушно-насмешливое отношение к чему-либо, шутка; шуточные произведения, используемые в общении. Язык - знаковая система, используемая для выражения мыслей, для общения; построена на звуковой системе, использует слова, имеет грамматический строй, обеспечивающий функционирование системы и создание сложных структур текста. Ясность речи - ее доступность, точность, строгая логика, четкая композиция, краткость, лаконичность.
 

Date: 2015-09-18; view: 498; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию