Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция - Египетские мифы и мистерии

Рудольф Штайнер

Лекция - Египетские мифы и мистерии

 

 

Штайнер Рудольф

Лекция - Египетские мифы и мистерии

 

Рудольф Штайнер

Лекция: Египетские мифы и мистерии

ЕГИПЕТСКИЕ МИФЫ И МИСТЕРИИ

И ИХ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ

ДУХОВНЫМ СИЛАМ НАСТОЯЩЕГО.

Лекция 1

Если мы спросим себя, чем должна быть для людей теософия, то из всех чувствований, образованных нами в ходе нашей теософской жизни, мы дадим всегда следующий ответ: теософия должна для нас стать путем к высшему развитию нашего человечества, человечности в нас.

Этим мы визвестном отношении для каждого думающего и чувствующего человека ставим само собою понятную жизненную цель, которая заключает в себе наряду с высшими идеалами также и раскрытие в нашей душе важных сил. В сущности лучшие люди всехвременставили себе вопрос: не может ли человек привести и раскрытию то, что заложено в нем? И давались самые разнообразные ответы. Но может быть, мы не найдем ответа более короткого и более убедительного, чем ответ, данный Гете в его "Тайнах", истекающий из егоглубокого убеждения: "От сил, все живое связующих сил, свободен лишь тот, кто себя победил".

Несказанно многое и глубокий смысл заключен в этих словах, которые ясно и отчетливо указывают нам то, в чем лежит вопрос любого развития. Дело в том, что человек развивает свое внутреннее ощущение, когда он выходит за пределы самого себя. Благодаря этому мы, так сказать, поднимаемся над нами самими. Душа, которая побеждает себя, находит над собой путь к высшим благам человечества. Об этой высшей цели теософии необходимо напомнить, если мы намерены заняться темой, именно подобной той, которая интересует нас теперь. Она уведет нас от обыденного горизонта жизни к высшимвозможностям. Мы должны проследить отдаленное прошлое, если мыберемсяза тему, простирающуюся от древнего Египта, до нашеговремени. Мы должны проследить тысячелетия и то, что мы намереваемся сделать, поистине есть то, что должно отвечать глубочайшим возможностям нашей души. Но лишь кажется, что это отдаляет человека от вершин жизни, от того, что ему непосредственно дано: именно этим он и приводит к тому, что ежечасно занимает его. Человек дол жен от повседневной нужды, от того, что несет ему каждый деньуйти к лицезрению великих событий и лишь тогда он впервые найдет то, что его душа охраняет как святыню. Быть может, странным покажется указание, что должна быть найдена связь между древним Египтом - временем пирамид и сфинкса, и нашей эпохой. Вначале может показатьсяневероятным то, что наше время лучше поймется, если мы оглянемся далеко назад. И именно поэтому должны мы поверить о многообъемлющих временах, хотя в тоже время это даст вам возможность, которую мы ищем: возможность выйти за пределы самих себя.

Поэтому теософу, который основательно занимается элементарными понятиями теософии, не может показаться странным искание связи между отдаленными эпохами. Ибо для нас основным убеждением является то, что человеческая душа всегда возвращается, что переживание между рождением и смертью для людей повторяется. Для нас всегда былосамым близким учение о перевоплощении. Подумав над этим, мы можем спросить: да, души, которые живут в нас теперь, уже раньше жили; разве невозможно, чтобы они некогда жили в древнем Египте, что в нас - души, которые некогда видели гигантские пирамиды и загадочного сфинкса?

На этот вопрос нужно ответить утвердительно. Часто обновлялась картина, и наши души уже видели древние памятники культуры, которые они вновь видят теперь. В сущности, это те же самые души, которые жили раньше; они прошли сквозь позднейшие эпохи и вновьявились в наше время. Но мы знаем, что нет жизни, которая бы оставалась бесплодной; мы знаем, что пережившее душою остается в ней в виде сил, темперамента и выявляется вновь в позднейших воплощениях. И то, каким образом мы смотрим теперь на природу; то, каким образом воспринимаем мы все приносимое нашим временем; то, какимобразом воспринимаем мы теперь мир - все это было заложено в древней стране пирамид. Так теперь воспринимаем мы физический мир, как были образованы в то время. Мы должны тщательно исследовать это таинственное сплетение далеких эпох.

Если мы хотим воскресить глубочайший смыслэтих лекций, томы должны углубиться далеко назадв наше земное развитие. Мы знаем, что земля часто изменяется. Пройдя назад через старые культуры, мы можем углубиться еще далее, в седые времена человечествавплоть до времен, когда земля имела иной вид, чем теперь. Мы придем к той эпохе, когда на нашей земле произошла великан катастрофа, в которой действовали силы воды и которая изменила весь земной облик. Если же мы пойдем назад еще дальше, то мы придем к темдревним временам, когда земля имела совершенно другой облик, - мыпридем к тем временам, когда то, что ныне образует дно Атлантического океана, было страною над поверхностью воды. Мы придем к той эпохе, когда наши души жили в совершенно иных телах, чемтеперь, - мы придем к древней Атлантиде. Древние времена, о которых внешняя наука нам может дать еще весьма мало сведений.

Страны Атлантиды погибли благодаря великойкатастрофе. Выступили иные формы. Человеческие тела приняли иные формы. Души, которые теперь живут в нас, жили также и в древней Атлантиде. Водная катастрофа обусловила и внутреннее движение народов Атлантиды, переселение народов с запада на восток. Это движение было особенносильно перед гибелью Атлантиды, мы сами шли с запада на восток через Ирландию, Шотландию, Голландию, Францию и Испанию. Так, шлинароды на восток и заселили Европу, Азию и Сев. Африку.

Не следует думать, что последнее переселение народов с западав областях, которые оно определило мало-по-малу как Азию, Европу и Африку, не встретило никаких народностей; почтився Европа, северная часть Африки и большая часть Азии уже были заселены. Эти страны былизаселены не только с запада, они были заселены уже ранее, так чтоэто переселение уже встретило чуждое поселение. Мы должны представить себе, что когда все успокоилось, образовались особенные культурные отношения. Например, вблизи Германии была область, где с катастрофы, бывшей за тысячелетия до нашего времени, жила наиболеепродвинутая вперед часть всего земного человечества. Эта часть прошла под предводительством великой индивидуальности через Европу доСредней Азии, и оттуда в различные страны были посланы культурные колонии. Одна из колоний послеатлантического временивозникла благодаря тому, что группа людей была послана в качестве колонистов в Индию, встретила население, жившее там с древних времен и имевшее культуру; когда колонисты пришли туда, они основали, много тысячелетий тому назад, первую послеатлантическую колонию, согласноскудным сведениям внешних документов, ибо эти сведения относятсяко времени позже на тысячу лет. В этих важных собранияхмудрости, которые мы называем собраниями Вед, - в этих Ведах мы имеем последний отзвук того, что осталось от ранней индийскойкультуры, которая руководилась сверхземными сущностями Риши*. Культура особого рода, о которой теперь мы можем иметь лишь слабое представление, ибо Веды являются лишь отблеском той древней индийской культуры.

За этой ступенью следует другая - вторая культурная эпоха послеатлантического времени, культура, из которой позже вытекламудрость Заратустры, культура, из которой вышла персидская. Долго длилась индийская культура, долго длилась и культура персидская, закончившаяся Заратустрой.

Затем под влиянием колонистов, посланных в страну Нила, возникает культура, которую мы можем определить четырьмя именами: халдео-египетско-ассиро-вавилонская культура. В Передней Азии, в северной части Африки создалась та культура, которую мы называемтретьей послеатлантической, которая достигла своей вершины впоразительной науке неба халдеев и в культуре Египта.

Затем наступает четвертая эпоха, развивающаяся на юге Европы, эпоха греко-латинской культуры. Ее заря нашла отражение в песняхГомера, и эта культура показывает нам то, что должно было выявитьсебя в греческом искусстве. Она дает нам столь поразительнее искусство творчества. К ней принадлежит и Рим.

Пятая эпоха - это наша. Четвертая длилась от 800 г. до Р. Х. вплоть до XII столетия после Р. Х. С этих пор мы имеем пятую культуру, за которой последует шестая и седьмая.

Теперь мы увидим, что существует своеобразный закон, который объяснит нам действие чудесных сил сквозь эти культуры.

Посмотрим сперва на первую эпоху индийской культуры, и мы увидим, что позже она в новом облике вспыхнет в седьмой культуре. Древняя Индия выявится в ней, в новой форме таинственные силы воздействуют на это.

Вторая культура, названная нами персидской, возродился в шестой культуре. Когда наша культура будет изжита, мы увидим в шестой культуре возродился религия Заратустры.

В этих лекциях мы увидим, что в нашей пятой культуре известным образом повторится третья египетская культура.

Четвертая культура стоит посредине, она сама в себе - ни засобой, ни перед собой она не имеет сравнений.

Чтобы лучше охватить этот таинственный закон, необходимо сказать еще следующее. Мы знаем, что в Индии существовало нечто чуждое современному человеку в его туманном сознании - деление накасты: каста жрецов, каста воинов и т. д. Такое строгое разделениечуждо для современного сознания. Но в первой послеатлантическойкультуре это не было чуждым, но понятным само собой. Тогда не могло существовать ничего иного, кроме разделения человечества, сообразно различным особенностям души, на четыре ступени. В этом не ощущалось жестокости, ибо люди направлялись своими руководителями, чей авторитет само собою делал правильным все их требования. Тогда говорили, что руководители, получившие в Атлантиде воспитание от божественных существ, могли видеть, на какое место должен быть поставлен человек и такое деле ие людей было совершенно естественным.

Совершенно иное деление людей будет в седьмой культуре. В первой культуре побуждение к делению истекало из авторитета; вседьмой культуре будет иначе, люди будут группироваться повещественным признакам. нечто подобное мы находим у муравьев; они образуют государство, которое в своем удивительном строении и в своих удивительных качествах выполняет относительно неслыханнуюзадачу, невозможную ни в каком человеческом государстве. Но там есть именно то, что чуждо людям: деление на касты; каждый муравейвыполняет свою задачу.

Уже теперь можно предположить, что люди поймут, что в подобном делении на группы заключается спасение человечества, и что онинайдут возможным разделение труда и благодаря этому - равноправие; человеческое общество приобретет удивительную гармонию. Это возможно проследить в анналах будущего. Так возродится древняя Индия. И подобным же образом некоторые особенности третьей культуры возродятся в пятой.

Если мы взглянем ближе нато, что является нашей непосредственной темой, то мы увидим огромную область, мы увидим гигантские пирамиды, загадочного сфинкса, и мы увидим, что души, принадлежавшие древним индусам, воплощавшиеся в Египте, воплощенытеперь. И если мы рассмотрим немного в частностях общую характеристику, то перед нами выступят два явления, которые нам укажут, что подобное повторение может быть заложено уже в сверхземном. Мывидели закон повторения в различных культурах, но он является для нас бесконечно значительным, если мы проследим его в духовных областях.

Все мы знаем картину, мы, конечно, все можем вызвать в своей душе эту картину, которая благодаря известным причинам находитсяименно в Германии. Это Сикстинская мадонна. Может быть, все мы, глядя на эту картину, которая воспроизведена бесчисленное число раз, удивлялись поразительному единству, разлитому во всем облике; быть может, в лике матери, в своеобразном парящем движении образа мы ощущали нечто, мы прониклись также и глубоким выражениемглаз младенца. Оглянувшись вокруг на облака, из которых выступаютбесчисленные ангельские головки, мы были охвачены еще более глубоким чувством, которое делало для нас более понятной всю картину. Я знаю, что сейчас я скажу нечто рискованное: если кто-нибудь глубоко и серьезно посмотрит на младенца на руках матери и на облака за ним, которые образуют головки ангелов, то он получитследующее представление. Это Дитя не родилось естественным образом, оно одно из тех, что парят в облаках. Этот ребенок Иисусне что иное, как облачный образ, ставший немного плотнее. Если бытакой ангел слетел с облаков на руки мадонны, это было бы именно тем самым ощущением. Если мы оживим в себе содержание этого чувства, то наш взгляд расширится, он освободится от узкого пониманияестественных взаимоотношений бытия. Именно такая картина можетрасширить узкий взгляд до понимания, что некогда могло быть иначе, короче, в этой картине мы может увидеть глубокую связь человеческих сил с духовными силами Это сокрыто в ней.

Если мы обратим наш взгляд и Египту, то мы увидим нечто подобное. Египтяне имели Изиду, - тот облик, к которому относятся слова: "Я то, что было, что есть, что будет. " Глубокая тайна, скрытая подгустым покрывалом, открывается в облике Изиды, телеснойбожественнойдуховности, - Изиды, которая открывает себя духовному сознанию древнего египтянина, подобно нашей мадонне с младенцем Иисусом - с младенцем Горусом. И благодаря тому, что Изида дает нам нечто, несущеевечное в себе, мы вспомним наше ощущение при взгляде на мадонну. Глубокая тайна лежит вИзиде - тайна, заложенная в духовном. Воспоминание о Изиде есть Мадонна. Изида вновь восстала в Мадонне. Таково это взаимоотношение.

И еще иную связь можем мы теперь указать. Вспомним отношениеегиптянина к умершим; мы вспомним о мумиях, о том, что египтянинпридавал значение сохранению внешней физической формы. Мы знаем, что египтянин наполнял такими мумиями гробницы, в которых он сохранял видимую внешнюю форму, и что он клал в могилу известную утварь и его имущество. Должно было сохраняться то, чем обладал человек в физическом. Этот обычай все более выявлялся, и он обрисовывает египетскую культуру.

Это не могло оставаться без последствий для души. Подумаем о том, что наши души жили в телах египтян. Конечно, наши души были в мумиях. Мы знаем из ранее сообщенных данных, что человек, освобождаясь после смерти от тела, обладает иным сознанием, не оставаясьв бессознательном состоянии. Если он хочет, то может смотреть вниз, если теперь он не может смотреть наверх, то тогда он может смотреть вниз, в физический мир. Не безразлично, сохраняется или распадается тело. Сейчас мы увидим это таинственное взаимоотношение;

благодаря тому, что в древнем Египте тело сохранялось надолго, души переживали нечто определенное. Они знали свое тело, они были связаны с ним, они имели форму своего тела перед собою, и это было важно для них, ибо после смерти душа полна отпечатлений. Отпечатление, произведенное мумифицированным телом глубоко запечатлевалось, и сообразно этому отпечатлению формировалась душа. Эта душа, пройдя через ряд воплощений, теперь живет в нас. Не бесследно прошло то, что душа после смерти видела свое тело, что благодари этому она все снова возвращалась к этому телу; это все не безразлично. Плодэтого возвращения вниз выступает в пятой культуре; это склонность, которую имеют души, полагать слишком большую ценность во внешней культуре. Все, что мы теперь называем привязанностью к материи, произошло потому, что души некогда могли видеть свое собственное воплощение. Благодаря этому человек научился любить физический мир, благодаря этому теперь так часто говорится, что Важно лишь это тело между рождением и смертью. Подобные взгляды не создаются из ничего. Но нельзя лишь критиковать культуру мумий, но нужно рассмотреть необходимость, связанную с постоянно возвращающимся воплощением души. Люди не могли бы выявить себя без мумий. Если бы египтяне не имели культа мумий, то теперь бы человек потерял всякий интерес к физическому миру.

То, что человек устроил теперь свой мир таким образом, то, чтотеперь он видит его так, как делаем это мы, есть следствие того, что египтяне сохраняли мумии; ибо эта культура возникла под влиянием посвященных, которыемогли предвидеть. Не ради причуды сохранялимумии, тогда человечество вели высокие индивидуальности, которыеустроили то, что было важно. Это было построено на авторитете. Вшколах посвящения знали, что наша культура связана с древней. Этутаинственную связь имели жрецы, и они учредили мумифицирование длятого, чтобы души проникались мыслью, которая из низшего внешнегомира ищет духовного опыта.

Так* проникаем мы в глубокие тайны, открывающиеся в культурныхтечениях. Мы лишь коснулись этих тайн, ибо то, что мы указали в Мадонне как воспоминание об Изиде, и то, что видели мы в мумифицировании, лишь слабый намек на действительное духовное взаимоотношение.

Но мы еще глубжепроникнем в эти отношения, мы рассмотрим нетолько видимое внешнее, но и то, что лежит в основе внешнего. Внешняя жизнь протекает между рождением и смертью, но гораздо более долгую жизнь переживает человек после смерти; то, что мы называем кама-лока. Переживания в Кама-лока не вполне сходны с переживаниями здесь в физическом мире.

Что переживаем мы, будучи египтянами, в другом мире? Если мынадолго остановим наш взор на пирамиде, если мы обратим его насфинкс, то мы поймем, что та жизнь, которую переживала между рождением и смертью наша душа, протекала совершенно иначе и что нетсмысла сравнивать ее с современной жизнью.

И еще многообразнее, чем внешние переживания, были переживания между смертью и новым рождением. Во времена египетской культуры душа переживала иное, чем во время Греции, Карла Великого или в наше время. То же относится и к духовному миру: то, что теперь переживает человекмежду смертью и новым рождением есть нечто совершенно иное чем то, что переживал древний египтянин, когда со смертью он слагал свой внешний облик. И подобно тому, как мумифицированиепродолжилось в причинах современного мышления, подобно тому, каквнешняя жизнь повторилась из третьей в пятую культуру, подобно этому происходит акт развития в том таинственном мире между смертью и рождением. И это мы рассмотрим, и здесь мы отыщем таинственную связь. И тогда мы свяжем нечто вместе, чтобы действительно понятьто, что живет в нас, - то, что является в нас плодом той древнею культуры. Конечно, это сведет нас в глубокие шахты лабиринта земного развития, но благодаря этому мы вполне познаем отношение между тем, что строил египтянин, что думал халдей, и тем, чем мы живем теперь. То, что действовало тогда, мы вновь освежим в том, что окружает нас, что нас интересует в окружающем нас. Духовно и физически мы найдемобъяснение этой связи. И тогда мы увидим, как подвигается вперед развитие, как четвертая культура является чудесным связующим звеноммежду третьей и пятой. Итак, наша душа подымется к полным значениявзаимоотношениям мира, и плодом этого будет глубокое понимание того, что живет в нас.

* Риши у индусов называли первых существ, созданных Брамойи считавшихся впоследствии святыми.

* Так как миром управляла мудрость; это другой пример подобного взаимоотношения. То, что теперь люди мыслят так, как они это делают, есть результат того, что пережили они в древнем Египте.

----------------- 1

Лекция 2

Предыдущей лекцией мы пытались представить известную связь в жизненных отношениях, а именно - в духовных отношениях так называемого послеатлантического времени. Мы видели, как первая культурная эпоха этого времени будет повторена в последней эпохе, как персидская культура повторится в шестой эпохе, и как культурная эпоха, которой мы займемся в следующих лекциях, - египетская, - повторяется в жизни и судьбах нас самих в пятой эпохе. Про четвертую эпохумы должны сказать, что она является исключением, ибо она не переживает повторения. Этим мы могли указать на таинственную связь культур послеатлантического времени, следующих за Атлантидой, которая погибла в ужасной водной катастрофе. Время, следующее за Атлантидой, погибнет, как и предыдущее, в войне всех против всех, которая закончит нашу седьмую культурную эпоху. Были намечены имеющие большой интерес взаимоотношения, которые, если мы проследим их, точнее, глубоко осветят нам вашу душевную жизнь. Сегодня, для того, чтобы создать фундамент, мы должны перед нашим духовным взором провести иные повторения. Мы глубоко заглянем в становление нашей земли и мы увидим, что далекие горизонты должны представить для нас большой интерес.

Когда в области оккультизма идет речь о подобных повторениях, как: первая эпоха повторяется седьмой, третья пятой, - то легко путемкакой-нибудь комбинации может возникнуть попытка применить эту схему и для других отношений. Можно подумать, что это возможно, и действительно. Это породило большой сумбур во многих теософических книгах. Необходимо строго предостеречь от следования таким комбинациям, а не только духовным взглядам, иначе произойдет ошибка. То, что мыможем прочесть в духовном мире, можно понять, но не найти путем логики.

Если мы хотим точнее понять культурные эпохи, мы должны обратить взгляд на становление земли вообще, каким представляется оновидящему, который может направить свой духовный взгляд на события весьма отдаленного прошлого. Если мы глубоко заглянем в становление земли, то мы можем себе сказать, что не всегда она имела такой вид, какныне; она не имела, как теперь, твердого основания, не былотакого, как теперь, царства минералов, иные царства тоже были иными и иным был человек. Он не обладал полным телом, он не имел костяка, все это он образовал лишь позже. И чем дольше отодвигаемся мы, тем больше подходим мы к состоянию, которое, если бы мы хотелиисследовать, мы бы увидели в образе тумана, тонкого эфирного тумана. Этот туман был бы гораздо больше нашей теперешней земли, ибо он распространялся бы до самой крайней планеты нашей солнечной системы. Все было охвачено огромной туманной массой, в которой было нетолько то, из чего образовалась наша земля, но и все планетывключая сюда и само солнце. Если бы мы могли изучить этот туман, то онявился бы вам как бы состоящим из прозрачных тонких эфирных точек. Если мы издали смотрим на рой комаров, то он кажется нам как бы облаком, вблизи же мы различаем отдельных насекомых. Такой же некогда мы увиделибы землю, которая некогда не была материальной в нашем смысле слова, а лишь эфирно-материальной. Это землеобразование состояло лишь из отдельных эфирных точек, но с этими эфирными точками было связано нечто особенное. Если мы будем придерживаться того, что человеческий глаз мог бы видеть эти точки, то он воспринялбы их иначе, чем ясновидящий, который увидел бы их, как он видитих теперь, глядя назад. Эта мы должны пояснить себе сравнением. Возьмем семя розы, дикой розы, вполне созревшее; что видит наблюдающийего? Он видит тело, которое весьма мало, и если он не знает, как выглядит семя шиповника, то он никогда не догадается, что отсюда должен вырасти шиповник; этого он никогда не поймет по одной форме семени. Но ясновидящий сможет пережить следующее: семя исчезнет, но перед его ясновидящим взором встанет образ, подобный цветку, духовно выросший из семени. Перед ясновидящим взором возникнет истинная форма, которая может быть видима лишь в духе, Эта форма есть праобраз того, что позже вырастет из семени. Мы бы заблуждались, думая, что этот образ вполне подобен растению, соответствующему семени; онсовершенно не подобен. Это лишь удивительный световой образ, содержащийв себе течения и сложные образования так, что можно сказать, что цветок, позже вырастающий из семени, есть лишь тень тогопоразительного светового образа, который ясновидящийможет увидеть в семени. Запомним же картину того, как ясновидящий видит праобраз растений и снова посмотрим на нашу праземлю на отдельные эфирные Я точки. Если, как в предыдущемпримере, ясновидящий взглянет на такую эфирную точку пыли пра-субстанции, то из этого эфирногозерна пыли для него вырастет световой образ, подобно тому, как онвырастет из семени, - великолепный образ, которого нет в действительности, но который дремлет в этом зерне пыли. Какой же образ можетвидеть ясновидящий, оглядываясь на этот пра-земной атом? Что вырастает? Этот образ опять-таки отличен - подобно тому, как отличенпра-образ растенияот чувственного образа он отличен от человека. Это лишь пра-образ современного человеческого облика. Человеческий

облик некогда духовно дремал в эфирном зерне пыли, и было необходимо все земное развитие, дабы то, что дремало, развилось до современного человека. Для этого была необходимо весьма и весьма многое, подобно тому, как многое необходимо для семени для того чтобы оно

развилось в растение. И постепенно мы поймем, как это стало человеком, если мы уясним себе все происшедшее в промежуточный период.

В далеком прошлом с нашей землей были связаны все планеты, но вэтой лекции мы рассмотрим лишь наиболее интересующие нас сегодня: Солнце, Луну и Землю. Наше Солнце, наша Луна и наша Земля некогдане существовали отдельно и были все вместе. Если мы соединим три современные тела и будем их мыслить как одно мировое тело, то мы получим то, чем была Земля, а именно: Солнце+Земля+Луна. Конечно, человек мог тогда жить лишьв духовной состоянии, ибо Земля еще быласвязана с тем, что теперь находится в Солнце. И еще довольно долгое время мировое тело нашей Земли несло в себе Солнце и Луну. В это время человек духовно существовал лишь в пра-атоме человека. Это изменилось в то время, когдав мировом развитии происходит нечтозначительное; когда Солнце откалывается, как самостоятельноетело, оставляя Землю+Луну. Теперь вместо прежнего единства мы имеемдвойственность, два мировых тела Солнце и Земля+Луна. Почемупроизошло так?

Все, что происходит, конечно, имеет глубокий смысл, которыймы поймем, если мы примем во внимание, что на земле живут не только люди, но и духовные существа, которых, хотя и нельзя видеть физическим глазом, но которые все же существуют, так же как и люди

и другие физические существа. С нашим миром связаны например, сущности, которых христианская эзотерика называет ангелами. Эти существа будут нам более всего понятны, если мы подумаем, что они стоятна той ступени, на которой будет стоять человек, когда земля закончит свое развитие. Эти существа уже теперь ушли так далеко. Болеевысокую ступень занимают Архангелы или Духи Огня, - сущности, которых мы можем увидать, если мы направим наш духовный взорна события целых народов. Эти события управляются сущностями, которых называют архангелами. Еще более высокую ступень сущностей называютНачалами или Духами Личности, и их мы найдем, если обратим нашвзор навремена народов и поняв то, что обычно называется Духомвремени.

Если мы, например, теперь рассмотрим Духа нашего времени, то он будет высокой сущностью, называемой Начало. Есть сущности, еще более высоко стоящие, которых христианская эзотерика называет Властями или Духами Формы. Итак, с нашей землей связаныбесчисленныесущности, являющиеся, так сказать, руководителями отельных ступеней.

Если мы начнем с минерала, то человек есть высшая физическаясущность, другие же тоже находятсяздесь среди нас, пронизываютнас. Вначале нашего земного развития, о котором мы говорили, когда земля имела вид пра-тумана, тогда все эти сущности были связаны сземлей и для ясновидящего было бы ясно, как наряду с человеческимобразоминые сущности пронизывают существующее. Это сущности только что названные и сущности еще более высокие, как-то Силы, Господства, Престолы, Херувимы, Серафимы. Эти сущности все внутренне связаны с эфирной пылью, но все они стоят на различных ступенях развития. Некоторые обладают такой высокой, о которой человек не имеет представления, другие же стоят к нему ближе. Так как эти сущности стояли на разных ступенях, они не могли проходить свое развитие подобно человеку, и для них должна была быть создана другая обитель. Среди этихвысоких сущностей были такие, которые бы много потеряли, если бы они остались связанными с нашими сущностями; поэтому они отделились, взяв тончайшие субстанции тумана, и обратили Солнце в свою обитель, найдя там свое небо и правильный темп развития. Если же бы они остались в низших субстанциях, то они не могли бы продолжать своего развития. Из этого мы видим, что во всем происходящем материально, как разделение мировой субстанции, нельзя видеть лишь физическиепричины, но силы сущностей, нуждавшихся для развития в обители, - сущностей, которые должны были выстроить свое мировое жилище. Мы должны отметить лежащие в основании духовные причины.

Итак, на Земле+Луна остался человек с высшими сущностями более низшего порядка. Лишь одна могущественная сущность, которая уже была зрелой для обители Солнца, пожертвовала собой и ушла с Землей+ Луна. Эту сущность называют Ягве. Он оставил Солнце и осталсяруководителем на Земле+Луна. Итак, мы имеем две обители. Солнце с самыми высшими сущностями под водительством высокой, возвышеннойсущности, которую гностики, например, старались себе представить под именем Плеромы. Мы же должны представлять себе эту сущность. Это вождь Солнца. Ягве - это вождь Земли+Луна. Мы должны твердо запомнить, что благороднейшие духи ушли с Солнцем, оставив Землю сЛуной. Луна еще не была отделена. Как можно представить себе космическое событие отделения Солнца? Раньше всего необходимо воспринять Солнце с его обитателями как наивысшее, что было связано с Землей, и затем понять, что Земля+Луна были низшим образованием. Состояние было ниже нашей современной Земли, она стоит выше. Позже наступил момент, когда Земля отделилась от Луны и вместе с тем от ее грубых субстанций, в которых человек не мог бы развиватьсядальше. Земля должна была отбросить Луну.

Это было самым мрачным и ужасным временем нашей Земли. То, что несло в себе благородные зачатки развития, подпало под власть очень дурных сил, и человек мог идти вперед лишь отбросив дурные условия бытия вместе с Луной.

Мы должны понять, что принцип возвышенности - принцип Солнца противостоит мрачному принципу Луны. Если бы можно было ясновидяще взглянуть на Солнце, тогда отделившееся, то, кроме его обитателей мы увидели бы еще нечто другое. Когда Солнце отделилось, оно определилось не только как совокупность духовных сущностей, нетолько эфирно. Это принадлежало к грубейшему; оно выявилось как нечто астральное, как могучая световая аура.

То, что мы ощутили бы как принцип света, мы увидели бы в виде светящейся ауры. Земля благодаря тому, что она отбросила этот свет, выглядела бы уплотненной.

Добро и зло, свет и мрак стояли тогда друг против друга.

Посмотрим же теперь, каков же былвид Земли до выделения Луны. Представление, что мы должны ее мыслить как нашу современную Землю, было бы неправильно. Зерном той Земли была огненная масса. Это зерно явилось бы в виде огненного шара, окруженного могучими воднымисилами, не нашей современной водой, ибо тогда текучими были дажеминералы. Но все лежало пластами. Такой была Земля, когда она выделила Луну; но тогда на Земле нигде не было воздуха. Существа, жившие тогда, не нуждались в воздухе; они обладали иной системой дыхания. Человек был родом рыбы, но из мягкой текучей материи. То, что он всасывал в себя, не была воздухом, но то, что находилось в воде. Такой вид имела Земля в то время. Мы должны воспринимать ее как нечто, стоящее ниже нашей современной Земли. Человек никогда не мог бы найти правильного темпа развитии, если бы Солнце и Луна неотделились от Земли. Неся в себе Солнце все пошло бы чересчур скоро, обладая же силами, действующими на Луне, - все пошло бы слишком медленно. Когда Луна во время могучей катастрофы отделилась от Земли, мало-по-малу подготовилось то, что можно было бы назвать разобщением воздушной и водяной оболочки. Воздух тогда не был нашим воздухом, он содержал в себе всевозможные пары. Но та сущность, котораямало-по-малу подготавливалась, была известным зачатком современногочеловека. Мы опишем все это подробнее.

Итак, мы узнали человека в трех положениях прежде всего, в соединении Земля+Солнце+Луна, и тогда ясновидящему взгляду он являлсятаким, как мы описали. Затем мы можем увидеть его в очень неблагоприятных условиях - Земля + Луна. Если бы он осталсяв этих условияхон стал бы чрезвычайно злым и диким существом. Солнце сияло как великая аура в пространстве, Земля же + Луна уплотнились. Так возникла двойственность. Солнце осталось таким, как оно есть, Земля же отделилась от Луны, выделив грубые субстанции, но человек остался на Земле. Так наступила тройственность.

Взирая на третью эпоху, человек воспринимает силы как тройственный принцип. Он спрашивает себя. " откуда пришли эти силы? Ранее всего из состояния Земли, но затем силы, развивающиеся во вторую эпохуушли с Луной. Человек ощущал как бы освобождение, но он помнил ещео первой эпохе, когда он был связан с сущностью Солнца. Человек познал тоску, он чувствовал себя как бы отвергнутым сыном. В силах, ушедших с Солнцем и Луной он мог чувствовать себя сыном Солнца и Луны.

Так развивалось наше земное тело от единства к двойственности, до тройственности - Солнце, Земля, Луна.

Время, когда отделилась Луна, когда человек впервые получилвозможность развиться, это время называется лемурийским. Но послемогучей огненной катастрофы, лемурийское время закончилось, и постепенно выступило то состояние нашей Земли, которое принесло ссобоюотношения, необходимые для развития старой Атлантиды. Из водяных масс выделились первые зачатки земной поверхности, это было спустядолгое время после выделения Луны. Но благодаря этому выделениюЗемля впервые получила возможность такого развития.

В Атлантиде человек был еще иным, чем теперь, - мы сможем коснуться этого позже, - но всеже в атлантическую эпоху он стоял настолько далеко, что оживлял воздушную оболочку, как некая мягкая, так сказать, парящая масса. Костяк развивается весьма постепенно. С середины Атлантиды человек ушел настолько далеко, что его вид былприблизительно похож на наш современный облик, но в Атлантиде человек обладал ясновидящим сознанием; наше современное сознание онразвил только в последнее время; и если мы хотим понять человекатой эпохи, то мы должны себе представить ясновидящее сознание тоговремени. Мы лучше всего поймем это путем сравнения с современнымсознанием.

Теперь человек воспринимает мир чувственно, он воспринимает внешние предметы. Ночью же эти внешние предметы погружаются для человека в море бессознательного. Конечно, для оккультиста не существует бессознательности, мы еще придем к этому. Теперь же мы должны себе уяснить, что современный человек обладает двойным сознанием: яснымдневным и сонным сознанием.

В первые времена Атлантиды было не так. Рассмотрим же смену бодрствования и сна в эти первые времена. Тогда человек также в определенноевремя погружался в свое физическое тело, но он не воспринимал, как теперь, предметы в резких контурах. Представим себе, что мыв густом зимнем тумане и видим фонари как бы окруженные световой аурой. Это даст вам приблизительное представление о предметном сознании атлантов. Для человека той эпохи все было окутано таким туманом, все находилось как бы в таком тумане. Так было днем. Но ночьютакже было иначе, чем теперь. Когда атлант выходил из своего тела, то он не погружался в бессознательность, но находилсямиребожественно-духовных сущностей, Я-сущностей. Как верно то, что теперь ночью человек не видит этой сущности, также верно и то, что тогдаон погружался в море духовности, где действительно он воспринимал божественные сущности. Днем он был товарищем низшего царства, ночью он был товарищем высших сущностей. Итак, человек еще неимел самосознания, жил в духовном сознании, жил среди божественно-духовных сущностей. Проследим четыре эпохи нашего земного развития. Сначала мы имеем эпоху, когда Солнце и Луна еще были связаны с Землей. Представим себе эту эпоху. Мы должны себе сказать: сущности этой Земли суть чистые идеальные сущности, и человек существует лишь как эфирное тело, видимое лишь духовным очам. Затем мы переходим ко второй эпохе и видим Солнце, как отдельное тело, Луна же и Землякак мир зла. Затем мы приходим к третьей эпохе - Луна отделяется от Земли, и на Земле действуют силы тройственности. Затем наступает четвертая эпоха - человек находится в физическом мире, который является ему в тумане. Во сне же он товарищ божественных сущностей. Эта эпоха, которая закончилась водной катастрофой, была Атлантида.

Сделав шаг вперед, мы перейдем к человеку, каков он теперь. Как сказано, он развился в течение многих тысячелетий; впервые мы видим его в культурную эпоху послеатлантического времени. Что же утерял человек? Он утерял нечто, что мы сможем себе представить, если будем иметь в виду описание Атлантиды.

Попытаемся себе представить состояние сна атланта. В это времячеловек был товарищем духовного, богов, он поистине воспринимал мирдуховного. После катастрофы человек утерял это. Ночная тьма распространилась вокруг него. Но это дало возможность просветления дневного сознания и развития Я. Всего этого достиг человек, но старые боги исчезли для него, они стали только воспоминанием, ивсе пережитое душой в первую эпоху после Атлантиды было только воспоминанием.

Мы знаем, что души остались теми же, что они перевоплощались; как в древние времена уже были наши души, обитая в телах, такжебыли эти души и при отделении Луны и Солнца, и в то давно прошедшеевремя человек уже был в эфирной пыли. И все пять культурных эпохпослеатлантического периода в своем миросозерцании, в своих религиях есть ничто иное, как воспоминание о прошлых эпохах Земли.

Первая индийская культура дала религию, которая является внутренним отблеском, внутренним повторением в представленияхи чувствах той первой эпохи, когда Солнце и Луна были связаны с Землей, когда высокие существа Солнца еще обитали на Земле. Мы должныподумать о том, какое высокое представление было разбужено этим. И Духа, связанного в первом состоянии Земли со всеми Ангелами и Архангелами, со всеми высокими духовными сущностями, духа, связанного с пра-туманом, индийское сознание понимало как руководство высокой индивидуальности, как имя Брамы. Первая культура в духе повторялто, что произошло; она есть ничто иное, как повторение первой земной эпохи во внутреннем восприятии.

Рассмотрим вторую культуру. В религиозном сознании персидскойкультуры мы имеем принцип света и тьмы. Святые посвященные виделидвух сущностей, стоящих друг против друга. Одну из них они отождествляли с Солнцем, другую с Луной. Аура-Маздао-световая аура, Ормузд- это сущность, которой персы поклонялись, как высшему Богу; Ариманже - злой дух, представитель всех сущностей, владевших Землей + Луна; религия персов является воспоминанием о втором земном периоде.

В третьей культуре человек должен был себе сказать: во мне сила Солнца и Луны выявились как отец и мать.

Единство древности - мировоззрение индусов.

Двойственность после отделения Солнца - религия персов. Тройственность после отделения Солнца и Луны - религиозные представления египтян.

Тройственность является во всех религиозных представлениях третьей культуры и Египет передал ее в Изиде, Озирисе и Горусе.

В четвертой эпохе человек был товарищем богов, воспоминание обэтом появляется в Греции. БогиГреции есть ничто иное, как воспоминание о Богах, чьим товарищем человек был во время Атлантиды. В Атлантиде человек поистине видел богов, это не фантазия. Как теперьчеловек видит внешние предметы, так некогда человек видел Зевса, Афину и т. д. Как египетское время есть воспоминание о тройственности лемурийской эпохи, так состояние Атлантиды, как воспоминание, осталось в греческой иерархии богов. В Греции, как и в Европе, были те же Боги, которых видели атланты, но под другими именами. Они не найдены, эти имена. Это имена тех образов, которые были около человека, когда в атлантическое время он выходил из своего тела,

Итак, мы видим, как периоды космических событий находят своесимволическое выражение в религиозных воззрениях различных культур. То, что в атлантическое время происходит во время сна, вновь возвращается в четвертой культуре.

Мы достигли пятой культуры. О чем же можем мы вспоминать? Древние индусы могли себе представить первый период земли, персы- второй, древние египтяне - третий. Греческая, германская и римскаякультура вспоминали о ликах богов Атлантиды; но вот наступила новая культура, пятая. О чем же может вспоминатьона?

Ни о чем! И это причина, по которой эту культуру во многих отношениях могло охватить безбожие, и почему пятая культура должнасмотреть не в прошедшее, а в будущее.

Пятая культура должна смотреть в будущее, где снова восстанут все боги. Это воссоединение с богами было подготовлено в то время, когда была принесена сила Христа, которая действовала настолько мощно, что смогла вновь дать человеку божественное сознание. И образы богов пятой культуры не могут быть воспоминаниями, люди пятой культуры должны провидеть и лишь тогда жизнь может вновь стать духовной.

Припомните, что в первой лекции мы увидели связь отдельных культур послеатлантического времени. В этой лекции мы видели, как космические события отражаются в религиозных мировоззрениях культур. Наша пятая культура стоит посредине, и поэтомуона должна провидеть.

Мы увидим, как повторение египетского времени даст нам точку опоры, как мы поистине сможем перейти в будущее.

----------------- 2

Лекция 3

В предыдущей лекции мы говорили о таинственном взаимоотношении, в котором находятся состояния развития нашей Земли по отношению к различным миросозерцаниям следующих друг за другомкультур послеатлантического времени. Мы выяснили, что после того, как катастрофа изменила облик Земли, в Индии древнеиндийскаякультура, с ее могучим философским пониманием первой культурнойэпохи, является как бы отражением событий, происходивших в началеземного развития. То, что тогда можно было прозревать в духе, духовный облик, поистине бывший, когда наша Земля начинала своеразвитие. И мы видели, чтовторое состояние Земли, когда Солнцеуже отделилось, что это особенное противоположение двух мировво вторую культурную эпоху в религиозно-философской системе выявилось как противоположение Ормузда и Аримана.

Третья великая культура - египетская, есть отражение того, что произошло когда Земля, Солнце и Луна стали тремя телами. Мыуже указали, что в троице Изиды, Озириса и Горуса отражаетсяастральная троица, звездная троица Солнца, Земли и Луны. Такжемы указали, что разделение произошло в лемурийскую эпоху, за которой следовала атлантическая - четвертое состояние нашей Земли, когда господствовали совершенно иные, чем теперь, отношения сознания. Тогда человек жил вместе с богами, которых он знал - с богами, которых позже называли Вотан, Бальдер, Тор и т. д. Эти существа мог воспринимать атлант в своем ясновидении. Повторение этого сознания божественно-духовных сущностей мы находим в греко-латинское время, а также ународов севера Европы. Будь это Вотан, Зевс, Марс, Гера, Афина, - все они были воспоминанием древних духовных типов, которые составляли духовный мир богов.

Итак, четвертая культура в своих религиозных отражениях являлась тем, что произошло в земном развитии во время Атлантиды. В этой лекции мы должны постепенно углубиться в души древних культур. Если мы хотим составить себе правильный образ того, что религиозно переживало египетское время, то мы должны вспомнить, что важнейшая основная часть этого народа, включая сюда и просвещенных Видящих, состояла изпоследователей тех людей, которые жили в конце атлантической эпохи, и мы должны помнить, чтодревне-атлантическая культура не погибла окончательно послевеликой катастрофы, но что постепенно то, что тогда жило, было пересажено в новое время. И мы лучше поймем душу культуры, если мы перенесемся в души людей.

В конце Атлантиды люди весьма отличались друг от друга. Они сохранили высокую степень ясновидящей возможности. Эта возможностьне исчезла совершенно, многие обладали ею при переселении с запада на восток. Были люди, ушедшие вперед, были и отставшие, нужнопонять, что, следуя особенности того развития, наиболее отставшими были те, которые были наиболее ясновидящими. Наиболее ушедшими вперед были те, которые уже приобрели физическое восприятие мира. Этобыли те, которые перестали ночью видеть духовный мир и которые во время дневного бодрствования видели все более резкие контуры.

И как раз та маленькая группа, о которой уже говорилось, которую вел один из великих, величайших посвященных, обыкновенно называемый Ману - эта группа, уведенная в Азию и оттуда оплодотворившая другие культурные страны как раз эта группа, ранее других в обычных отношениях жизни потерявшая древнее ясновидение, состоялаиз наиболее ушедших вперед людей того времени. Для дневного зрения все яснее выступало то, что мы теперь видим как дневные предметы с их резкими границами. И великий вождь увел этот народ как можно дальше в Азию, чтобы он мог жить замкнуто, не восходя всоприкосновениес народом, сохранившим древнее ясновидение: Во внутренней Азии была основана колония, откуда должны были исходить великиепотоки во все культуры. И Индия была первой страной, получившейсвою культуру из этого центра. Можно отметить, что посланная народная группа уже нашла население в этой стране.

Раньше, до двинувшегося с запада на восток великого переселения, и вся поверхность Земли, выступившая из моря, была заселена. Так что группа, посланная из азиатской колонии должна была смешатьсяс другим народом, который однако, весь был более отсталым нежелите, что были руководимы Ману. У других народов еще было много ясновидящих.

Когда посвященные колонисты основывали колонии, то они поступали иначе, чем поступают при колонизации теперь. Они знали, что нужно исходить из душ; тех, которые должны были быть колонизированы, тогда не происходило вторжений, подобных современным, а принималось вовнимание то, что было найдено на месте.

Было необходимо считаться также и с религиозным воспоминанием, ибо естественно лишь небольшая группа имела представления, наиболее ушедшие вперед, народная же масса образовывала для себя компромисс представлений. Поэтому в этих народных массах везде в Индии, в Персии, о Египте - везде, где возникали различные культуры, - мы находим отсталые для тоговремени религиозные представления, которые были ничем иным, как распространением древних атлантических представлений. Для того, чтобы понять, что это, собственно, были за представления, мы должны составить себе их картину. Мы должны перенестись в души последних народов Атлантиды. Мы должны вспомнить, что в атлантическое время ночью человек не был бессознательным, что его восприятия были такими же, как днем, если вообще в это время можно говорить о дне и ночи. Днем он воспринимал первый следтого, что теперь мы видим так ясно, ночью же он воспринимал богов. Ему не было нужно какого-то доказательства существования богов, подобно тому, как мы не нуждаемся в доказательстве существования минералов. Боги были его товарищами, он сам ночью был духовным существом. В своемастральном теле и Я он странствовал по духовному миру, он сам был духом и встречал сущностей одной с нимприроды. Он встречал и более низких духов, чем описанные позже, как Зевс, Вотан и т. д. Конечно, не только они существовали; они были избранными образами, было подобно тому, как бывает, когда теперь видишь императора, его видят немногие, но верят, что есть император. В этом состоянии, которое было общечеловеческим, даже обладая сознанием дня, иначе воспринимали предметы, чем теперь; дневное сознание также было иным, и мы должны рассмотреть, каково же было это последнее сознание.

Уже было описано, как человек, погружаясь в физическое тело, уходил от божественных сущностей. Он видел предметы, как бы окутанные туманом, это был образ дневного сознания того времени. Эти образы обладали еще одной особенностью, которую мы должны точноуяснитьсебе. Представьте себе, что такая душа приближалась к пруду; вода в этом пруду для такой души не была ограничена столь резко, как теперь, и поэтому в душе было нечто, подобное тому, как если бы приближаясь к пруду, она чувствовала вкус воды, не пив ее из пруда. Лишь глядя, она бы почувствовала, сладка или соленавода, теперь же, видя воду, мы видим лишь ееповерхность; тот же, кто раньше, когда еще существовало смутное ясновидение, приближался к пруду, не ощущал чувствчуждости, - он чувствовал себя в самих качествах воды, он приближался к предмету не так, как теперь мы, тогда было так, словно он мог проникнутьв воду. Представьте себе, что мы нашли бы кусок соли; приближаяськ нему мы почувствовали бы вкус; теперь мы - раньше должны попробовать соль, тогда же это получилось бы лишь при виде соли. Человек как бы находился во всем, он воспринимал вещи одушевленными. Водаветер, все, все доставляло ему нечто; человек мог чувствовать себя внутрипредметов, он жил вместе с ними. Такого сознания, как теперь, которое видит лишь бездушные предметы, тогда не было. Тогда человеквсевоспринимал в симпатии или антипатии, потому что он видел внутреннееон чувствовал, он переживал предметы.

Воспоминание об этих переживаниях осталось, и часть индийского народа, которую встретили колонисты, была одарена подобной связью с предметами. Они знали, что в предметах обитают души, они сохранили в себе способность видеть качества вещей. Представим себе все это отношение. Человек, приближаясь к пруду, воспринимает вкус воды, он видит там духовное существо, дающее вкус воде. Этих духовных существ он мог встречать ночью; днем он видит материальное, ночью же то, что оживляет все. Днем он видит предметы, ночью он видит в истинном облике то, что онощущает днем; он видит духов. Если он говорит: в растениях живутдухи, везде живут духи, то это для него вовсе не вымысел, но нечто, что он может воспринимать. Настолько глубоко должны мы проникнуть в души, чтобы понять их.

Теперь понятно, какая ужасная нелепость получается, когда современные ученые говорят о народной фантазии. Народной фантазии не существует, и кто поистине знает народ, не будет говорить так. Можно найти удивительное сравнение: подобно ребенку, который, ушибясь о стол, толкает его потому, что он одушевляет этот стол(так говорят ученые), так же мог нечто вложить во все прачеловек. Это сравнение повторялось до изнеможения. Конечно, здесьесть - фантазия, но это фантазия ученых, а не народа. Те, которые первоначально одушевляли все, те не грезили, - они лишь передавали то, что воспринимали сами.

Этим восприятием обладали древние народы, как остатком, как воспоминанием. Ребенок не одушевляет стол, он в самом себе не чувствует души, он смотрит на себя самого, как на кусок дерева, и поэтому ставит себя на одну ступень со столом. Причина как раз обратная тому, что говорится в книгах. Пойдем ли мы в Индию, вЕгипет или в какое-либо другое место, всюду мы найдем вышеописанные представления. И в эти представления вливалось то, чтобылодано древними посвященными.

В старой Индии вносили культуру Риши. Теперь мы должны отчасти понять, какова, собственно, была причина для образования одного из важнейших обликов индийского мировоззрения.

Мы знаем, что всегда существовали школы мистерий, где те, которые развивали в себе способность глубоко прозревать вселенную, разбудили в себе дремлющие силы видеть дух вещей. Из этих школмистерий всюду изошли духовные культуры и, рассматривая посвященных, мы правильно поймем их, рассматривая их в послеатлантическое время, ибо тогда наиболее легко понятна их сущность; ноуже в атлантическое время мы находим нечто подобное школам посвященных, и чтобы хорошенько понять их причину, мы попытаемся перенестись в такую древнюю атлантическую школу.

Тогда существовали описанные выше состояния сознания. Возвращаясь к тем временам, мы еще не найдем человека в его современном облике. Тогда он еще был иным. Конечно, мы говорим о первойполовине атлантической эпохи. Человек ужесостоял их физического, эфирного и астральных тел и Я, но физическое тело еще была иным. Физическое тело мы могли бы сравнить с телами морских животныхкоторых мы едва можем различить, но которых мы можем ощупать. Физическое тело человека было мягче, чем теперь; костей еще не было хотя зачали хрящей были; но все же это физическое тело в древнейшую эпоху не обладало современным обликом. Это физическое тело в сущности, не было развито столь многоразлично, как теперь физическое тело человека; тогда физическое тело было более или менее одинаковым, и при этом эфирное тело было чрезвычайно большим. Это эфирное тело различалось по виду, так что было возможно установить лишь четыре типа. Эти четыре типические образа у однойчасти людей выражались посредством одного типа, у другой - другого. Эти четыре имени типов сохранились в апокалиптических именахживотных: быка или тельца, льва, орла и человека. Не вполне правильно было бы, если бы мы захотели себе представить, что эти облики вполне соответствовали обликам современных животных, но впечатление от них напоминало впечатление, производимое теперь соответствующими животными, впечатление производимое эфирными телами было возможно понять при помощи образов тельца, льва, орла и человека. Ту часть, чьи качества носили отпечаток сильной способности размножения, можно, например, сравнить с тельцом; другая часть жила по большей части в духовном. Это были люди-орлы, которые хуже себя чувствовали в физическом мире. Были люди, которые эфирным телом более походили на современное физическое тело, оно не было вполне подобным, но все же это уже был человеческий образ. Таковы были качества эфирных тел атлантов, наиболее сильным было астральное тело, а Я, конечно, было еще вне человека. Итак, тогда люди имели иной вид, нежелитеперь; конечно, ранее созревшие люди, ранее приняли позднейшийоблик, но в главнейшем людей того времени можно охарактеризовать так, как сделали мы. Это было нормальным состоянием человечества того времени.

Иначе было у опередивших, - учеников мистерий, у тех которые стремились получить посвящение древней Атлантиды. Рассмотрим же в духе такое древнее место посвящения и попробуем себе представить то, что давал учитель. Чем же был сам учитель?

Если теперь человек встречает посвященного, то обыкновенноон не может узнать его по внешности; лишь немногие люди теперьузнают посвященных по внешнему виду, ибо теперь, когда физическое тело человеканастолько развито, посвященный, который должен жить в теле, отличается им от других людей лишь в интимно тончайших особенностях. Но раньше посвященный весьма и весьма отличался от других людей: остальные еще были животны, физическое тело быложивотной, чувственной массой. И тогда посвященный отличался тем, что он в своем Физическом теле приближался к современному человеческому облику, что его лицо было подобно современному человеку, что он обладал мозгом, как современный средний человек. Тогда посвященный обладал мозгом весьма развитым для того времени.

Итак, такие посвященные существовали и имели свои школы, и в эти школы посвящения, следуя определенному методу, они брали учеников из нормального человечества, после того, как этипитомцы оказывались зрелыми.

Мы должны уяснить себе, что вместе с эволюционирующим временем прекращалось господство духовных членов человека над физическим человеческим телом. Теперь человек может двигать ногами, он может ездить на велосипеде, он может управлять своим лицом, короче - он обладает известной степенью господства над своим телом. Но это лишь последний остаток древнего владычества над физическимтелом. Тогда мысль, чувство имели гораздо большее влияние на физическое тело. То, что человек думал, имело весьма существенноевлияние. Теперь лишь в исключительных случаях мысль действует далее, чем на эфирное тело. Теперь очень редко медитация, например, действует на физическое тело. Теперь нужно развить неслыханную энергию для того, чтобы мысль влияла на физическое тело. Это легче по отношению к крови, но все же еще очень трудно. Теперьмысль уже влияет на эфирное тело, а в ближайшем воплощении мысль будет настольно могущественна, что внешние соотношения тела изменятся. Но уже теперь нужно работать зная, что душа есть вечное, что она всегда возвращается.

Иначе было в древних школах посвящения; тогда было господство мысли, и в сравнительно короткое время приобреталось влияние на физическое тело. Ученик мистерий мог сам перерабатывать свою организацию в человекоподобную. Тогда было возможно извлечь ученикаиз нормального человечества, и была нужно лишь дать ему верный импульс, ученику не было нужно думать самому, в его душу родомвнушения закладывались мысли; перед его душой должен был стоять определенный духовный образв который он вечно должен был углубляться. Атлантический посвященный всегда давал ученику мыслеформу, которую тот всегда имел перед собой. Что же эта был за образ? Что должен был думать ученик? О чем он медитировал?

Уже было указано на пра-состояние Земли, уже был дан очерк всего развития, уже говорилось о светооблике в пра-пыли. Праобразсовременного человека вырос из этого пра-атома. Не человек древности, а облик современного человека вырос из этого пра-атома; что же делал атлантический посвященный? Именно этот праобраз, этот человеческий праобраз, выросший из пра-семени, он ставил перед душой своего ученика.

Посвященный Атлантиды ставил перед своим учеником как мыслеформу человеческий облик; ученик типа льва или какого-либо иногодолжен был иметь перед собою мыслеобраз того, чем должен стать человек в послеатлантическое время. И благодаря силам этого образа, которые ученик должен был познать, благодаря их воздействию на телаон отличался от других людей. Силы этого образа перерабатывали известную часть, и наиболее далеко ушедшие ученики постепенно становились похожими на современного человека. Посмотрим же назад на поразительные тайны, на мистерии атлантического времени мы увидим еще нечто иное. При выявлении облика людей перед их душами стояло нечто, как образ, уже существовавший как духовный образ тогда, когда Солнце еще было связанос Землей и этот образ будет смыслом Земли; это то, что духовнолежит в основе Земли. И этот образ является им не в том или иномоблике, той или иной народной фантазии, он является как идеал человечества.

Вот чувство, которое должно было развиться в душе ученикапри этом образе: "Этот образ пожелали высшие духовные сущности. Этот образ, путем единства приводящий в человечество. Этот образ есть смысл земного развития. Чтобы осуществить этот образ, Солнцеотделилось от Земли; это то, что должно появиться под конец каквысший идеал Земли. "

Это чувство истекло из ученика приблизительно в середине атлантической эпохи, и мы проследили, как этот образ медитации, стоящий перед учеником, как облик человека, видоизменился в нечто другое и был спасен после катастрофы. Это было то, что сохранилось в индийском обучении посвященных, то, что можно охватить вдавнем святом имени Брамы. То, что божество мира восхотело как смысл земли, это было самым святым для древнего индийского посвященного, и тогда он говорил о Браме.

Отсюда позже вышло учение Заратустры и египетская мудрость, о чем будет говориться в следующих лекциях.

----------------- 3

Лекция 4

Мы закончили предыдущую лекцию рассмотрением одной чрезвычайно важной частности во внутренней жизни, собственно духовной жизни. Мы пыталась вызвать перед нашей душой впечатление атланта, готовящегося к посвящению в начале последней трети атлантической эпохи. Тогда перед нашей душой, как перед душою атланта, возник идеальный человеческий образ, который был мыслеобразом и на котором должен был концентрироваться атлант, ибо в нем состояла его жизнь представлений, чувства и воли.

Этот мыслеобраз все более и более должен был становиться для него примером /моделью/. Теперь мы должны представить себе, какой, собственно вид имел этот мыслеобраз. Он был вполне подобен современному человеку. Если мы помыслим некое сочетание мужчины и женщины, причем отбросим все низшее, если, исходя из этого, мы помыслим некий праобраз, из которого ясно познается лишь верхняя часть тела, тогда мы получим сверхчувственный образ, который некогда возник во время медитации; этот образ воздействовал настолько сильно, что те, которые посвящались, действительно, приближали к этому образу свое внешнее тело. Одно здесь очень важно, а именно то, что медитирующий имеет перед собой некий род человеческого облика, который противостоял ему, вовне. Если посвященный добивался перед собою живого образа, то он должен был уяснить себеследующее: "Я вижу образ, который существовал в пра-состоянии Земли. Некогда Земля состояла из пра-атома, в атоме ясновидящийвидел образ, который теперь возникает передо мною, этот образ уже был в пра-времени Земли, когда не было еще ни животных, ни растений, ни минеральных форм, тогда Земля состояла лишь из человеческого атома. " Конечно, первые зачатки животных образовались уже на Луне, животные тамуже были, но мы знаемтакже, что планетарная система исчезает, уходит в пралайю, где она и растворяет все формы. И если Луна имела уже животные формы, тона Земле в начале еще не было животных и растений, они появились позднее. Лишь после отделения Солнца постепенно возникли животные. Земля в своем пра-времени была лишь человеком.

И на это пра-состояние Земля смотрел готовящийся к посвящению. Он видел в пра-атоме идеальный образ человека. Этот человеческий образ был перед ним, и ему становилось ясным: "Итак, япогружаюсь в пра-состояние Земли. То, что живет в Земле; идеальный облик, идеальнаяформа человека, - говорит мне следующее: Божество действует из вечности в вечность, оно излилось и выдвину из Себя эту человеческую пра-форму. " Итак, посвящаемый видел в духе праформу Божества; животных он видел, как туманные формы, растения, как туманные облики; все это возникло лишь позднее. Все, что ныне живет в низших царствах, все это видел посвящаемый атлант, исходящим из человеческого облика. Мы можем составить себе представление об этой мысли, если подумаем о возникновении каменного угля. Подумайте о древних лесах, которые некогда стояли ижили, а теперь стали каменным углем. Они отстали, они развили себя из высшегов низшее царство.

Итак, видел посвящаемый атлант возникновение всей вселеннойиз человеческой формы. В древние времена это впечатление было заколдовано перед душой человека. Это впечатление пережило потоп, и индийские посвященные также вызывали перед душой ученика этот образ пра-человека, выдвинутого вечным Я.

Когда этот образ стоял перед индийским учеником, он чувствовал, что возникло из этого образа, - что кровь этого пра-образа стала водами Земли и т. д. Так расширялся этот образ до Первопричины всего. Теперьперед его душой ставилось следующее, и ему говорилось: "Двоякое видишь ты в этом образе, во-первых, сам образ, во-вторых, то, что загорается в тебе, как внутренняя сущность прирассмотрении этого образа. Во вне макрокосм, внутри - микрокосм. "Когда греки в походах Александра Великого проникли в Индию и там получили последние отзвуки, то они ощущали следующее: если ученик созерцает то, что во вселенной разлито как человек, он видит перед собой Геракла. Индус называл то, что существует как силы вселенной, Wha. Так уяснили себе греки то, что есть отзвук проходящегоперед душой ученика в древней святой индийской культуре. Именно из этого основного ощущения развилось древнее святое индийскоепосвящение, которое есть духовное отображение того пра-состоянияЗемли, когда Земля еще несла в себе силы и сущности Солнца, о чьей возвышенности тоскуют люди. И поэтому, когда ученик посвящался, то это было неслыханным событием человеческой души, приливом духовной жизни. Это было восхождением в высшие миры. И без восхождения в высшие миры не было возможным посвящение в истинное видение.

Тот мир, который вокруг нас, это физический мир, вокруг него и в нем разлит астральный мир. Выше стоит Девахан - мир богов, и в высшие миры Девахана надлежало ввести ученика, если он должен был почувствовать Макрокосм-Браму. Ученик былв Верхнем Девахане, в мире богов, откуда ведет свое начало самое благородное, чтоимеет в себе человек. Ученик вводился в царство высшего совершенного порядка, - в царство, которое еще очень многое дает познанию, ибо оно не исчерпывается только описанным. Прежде чем описывать дальнейшее, мы должны узнать учителей.

Первоначальными учителями мы называем Риши, а их великим учителем был сам Ману. Семь Риши были учителями древних индусов. Длятого, чтобы, насколько это возможно, немного уяснить их природу, мы должны бросить взор на вселенную. Мы должны уяснить себе, что то, что может воспринимать физический глаз, есть лишь следствиедуховного. Если мы одухотворим весь видимый нами мир, то мы можемсравнить это с эфирным пра-туманом. Этот туман стал плотнее; он опустился в материю; Солнце, Луна и Земля разделились.

Но почему выделились и отдельные планеты? Ибо происходили от


<== предыдущая | следующая ==>
 | Н.Н. Алексеев

Date: 2015-09-18; view: 274; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию