Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задачи, решаемые с помощью ПМТСтр 1 из 66Следующая ⇒
Анатолий Васильевич Алексеев Психическая подготовка в теннисе
Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru «Психическая подготовка в теннисе»: «Феникс»; Ростов на Дону; 2005 ISBN 5–222–06487–5 Аннотация
В данной брошюре обобщен практический опыт спортивного врача–психотерапевта, работавшего тренером по психической подготовке с юными теннисистами. Основная задача предлагаемой системы психической подготовки – активизировать спортсменов на самостоятельное целенаправленное использование в личной практике процессов, заложенных в психическом аппарате – в головном мозге. Манера изложения материала достаточно проста, что позволяет юным спортсменам не только с помощью тренеров, но и самостоятельно овладеть разными возможностями предлагаемой системы психической подготовки в теннисе.
А. В. Алексеев Психическая подготовка в теннисе
Предисловие
К занятиям психической подготовкой с юными теннисистами меня привлек в 1995 году В.А. Лазарев, бывший в то время Главным тренером Всероссийской теннисной ассоциации. У меня уже был почти 30–летний опыт в осуществлении психической подготовки к соревнованиям в процессе работы со многими спортсменами из разных видов спорта, но с теннисистами общаться не пришлось. А сам я не имел соревновательного опыта в этом виде спорта. Но понаблюдав на ряде сборов, прекрасно организованных в Сочи и Адлере, за тем, как тренируются и соревнуются юные теннисисты, я пришел к выводу, что ничего принципиально нового в деле психической подготовки здесь изобретать не придется. В чем конечная цель игры в теннис? В том, чтобы послать мяч в такую точку на площадке соперника, с которой ему будет трудно или невозможно отбить мяч через сетку обратно. А чтобы посылать мячи с предельной точностью в уязвимые участки на площадке соперника, бьющему теннисисту необходимо самому быть в своем наилучшем психофизическом соревновательном состоянии.
Оптимальное боевое состояние (ОБС)
Представление о том, как создавать наилучшее психофизическое соревновательное состояние, сложилось у меня к концу 60–х годов прошлого столетия. Сформировавшаяся концепция получила название – «оптимальное боевое состояние» (ОБС). Чтобы спортсмены могли самостоятельно обретать свое оптимальное боевое состояние, оно подразделяется на три основные части, три составных компонента: физический, эмоциональный и мыслительный. Физический компонент ОБС. Он напрямую связан с проведением такой разминки, к концу которой в опорно–двигательном аппарате и сердечно–дыхательной системе должны развиться предельно конкретные качества, которые заранее оговариваются во время первой беседы со спортсменом. Например, руки должны стать расслабленными, теплыми, сильными, хлесткими и т.д. Ноги – расслабленными, теплыми, легкими, быстрыми и т.д. Тело – теплым, гибким, сильным и т.д. Для чего нужны подобные уточнения физических качеств в руках, ногах, туловище? Для того, чтобы проводить разминку не «вообще», лишь бы согреться и как–то размяться, а разминаться так, чтобы к концу этой важнейшей процедуры обрести все желаемые конкретные физические возможности. В современном спорте не должно быть места для чего–либо «вообще», всё должно иметь предельно конкретное содержание. Разминку следует проводить на пульсе около 140–160 ударов в минуту, в противном случае сердечно–дыхательная система не обретет к выходу на корт необходимое рабочее состояние. Кроме этого каждый спортсмен должен знать свой «боевой» пульс, который определяет сам спортсмен путем подсчета частоты сердечных сокращений перед самым началом матча, сразу после окончания его и во время минутных перерывов. Подсчитывать проще за 6 секунд и добавлять ноль, что покажет частоту пульса за минуту. Знание своего боевого пульса позволит (если он станет чрезмерно частым), успокоить себя и снять чувство психофизической зажатости, или, наоборот, активизироваться, если частота сердечных сокращений опустится ниже допустимой границы. По моим наблюдениям, частота боевого пульса колеблется в пределах от 180 до 210 ударов в минуту за время игры на корте. Теннисист, играющий в рамках своего боевого пульса, сохраняет хорошую психическую и физическую устойчивость. •Эмоциональный компонент ОБС. Он определяется таким уровнем психоэмоционального возбуждения, который необходим для успешного ведения соревновательной борьбы. У каждого теннисиста этот уровень возбуждения свой: кому–то надо быть весьма возбужденным, а кто–то играет успешнее, будучи почти спокойным. Найти личный оптимальный уровень психоэмоционального возбуждения поможет регулярный подсчет частоты пульса на протяжении нескольких матчей. Повторяю – каждый спортсмен должен знать свой боевой пульс и удерживать его столько времени, сколько требуется по ситуации, стараясь не допускать больших отклонений от оптимальной величины. Но частоте пульса – процессу физиологическому – необходимо придать психическое оформление. С помощью, например, таких слов: «настроение отличное, азартное, чувствую кураж, полон спортивной злости» и т.д. Необходимо подчеркнуть, что эмоциональный компонент является как бы стержнем всего ОБС. Поэтому не следует жалеть ни времени, ни упорства для нахождения наиболее точных и действенных слов, определяющих и наполняющих содержание этого компонента. •Мыслительный компонент ОБС. Его назначение – организация на протяжении матча дисциплинированного мышления, то есть такого, которое позволяет спортсмену оперировать минимумом мыслей, необходимых для успешного тактического поведения. Примеры подобных мыслей: «хорошо чувствую соперника; внимание полностью сконцентрировано на игре и на мяче; на любые трудности, неудачи буду отвечать мгновенной мобилизацией всех своих сил; чем ближе к финишу, тем буду играть активнее и лучше» и т.д. и т.п. Содержание первичных формул всех трех компонентов ОБС со временем всё более и более уточняется и обретает весьма высокую степень полезного воздействия на психофизическое состояние спортсмена, позволяя ему успешно управлять собой в экстремальных условиях соревновательной борьбы. Формулы ОБС играют роль постоянного ориентира, позволяющего в случае утери какого–либо качества быстро определить его и вернуться в нужное психофизическое состояние. Например, если теннисист почувствовал, что ухудшилась концентрация на мяче, он может с помощью соответствующей формулы («держу высокую концентрацию внимания на мяче») вернуть необходимое самочувствие. Только отсутствием ориентира, основанного на формулах личного ОБС, можно объяснить такой казус, как проигрыш 5–6 геймов подряд. Теннисистка, знающая свое ОБС, уже через 2–3 гейма, проигранных подряд, сможет разобраться, какие элементы из ее ОБС перестали «работать», и определив их, вернет их в свое оптимальное боевое состояние, тем самым прекратив проигрыши в последующих геймах. Надо сказать, что формулы ОБС имеют тенденцию к сокращению их первоначального количества. Так, у одного теннисиста всё множество его формул со временем свелось к такой: «Предельно уверен и точен!» А другой ограничился утверждением: «Всё тяну!» Эти сокращения как бы вобрали в себя все те качества, которые поначалу были подробно расписаны в трех компонентах их ОБС. Текст формул оптимального боевого состояния допустимо уподобить тексту роли, которую получает актер драматического театра. В обоих случаях просто выучить текст – недостаточно. Содержание слов формул ОБС, подобно словам роли, необходимо «пропустить» через себя так, чтобы каждое слово из каждого компонента вызывало в организме спортсмена соответствующую психоэмоциональную реакцию. Если, скажем, есть формула «очень уверен в себе», то сразу вслед за ее мысленным произнесением необходимо испытать все ощущения в физическом и психическом состоянии, которые у данного спортсмена являются составными элементами чувства уверенности. Например, такие, как чувство сухости во рту, прилив силы в области груди, пронзительность взгляда и т.д., и т.п. Если же после слов об уверенности в организме не произойдут соответствующие изменения в физическом и психическом состоянии, то слова об уверенности станут пустым звуком, ибо останутся бесполезными. «Пропитывать» себя содержанием формул своего ОБС следует до тех пор, пока они не начнут эффективно и буквально за секунды вводить спортсмена в его оптимальное боевое состояние. Для достижения нужного результата требуется определенное время – в среднем, от одной до трех недель, если регулярно заниматься соответствующими психофизическими тренировками по 8–10 минут 4–6 раз каждый день. В специальном разделе будет рассказано как использовать для этой цели медитацию. Предельно конкретное определение всех качеств личного ОБС является первой главной задачей в деле психической подготовки к соревнованиям. Большую помощь в овладении формулами ОБС может оказать метод, именуемый «психической саморегуляцией» (ПСР).
Психическая саморегуляция (ПСР)
Психической саморегуляцией называется воздействие на психические и физические функции своего организма с помощью слов и соответствующих им мысленных образов. Психическая саморегуляция, а также самовнушение, аутотренинг, самогипноз – все эти термины в данном пособии будут использоваться как однозначные. Существует немало различных вариантов аутотренинга. Далее будет изложен метод самогипноза, получивший название «психомышечная тренировка» (ПМТ). Она начала создаваться мною в январе 1973 года, первично оформилась летом этого же года и обрела окончательное содержание в течение 1974–1975 годов. С тех пор в своей работе со спортсменами (и не только с ними) я обычно использую ПМТ как легко осваиваемый и высокоэффективный метод самогипноза. Несколько слов о гипнозе. Это такой метод словесного воздействия, при котором сначала производится погружение в дремотное, сноподобное (гипноидное) состояние. После этого головной мозг обретает повышенную способность к восприятию подготовленной информации, которая хорошо фиксируется в памяти и определяет дальнейшее самочувствие и поведение человека. Когда один гипнотизирует другого, такой процесс называется гетерогипнозом («гетерос» по–древнегречески – «другой»). Если же человек сам себя погружает в гипнотическое состояние, то здесь уже речь идет об аутогипнозе («аутос» на том же языке означает «сам») или, по–русски – о самогипнозе, одним из вариантов которого и является психомышечная тренировка. ПМТ основана на взаимоотношениях между головным мозгом и скелетными мышцами, то есть теми, которые покрывают скелет и осуществляют всё многообразие движений. Природа устроила нас так, что при психическом возбуждении скелетные мышцы непроизвольно напрягаются. Поэтому все так называемые «мандражеры» всегда в той или иной степени скованы, зажаты. Но современный большой спорт пришел в противоречие с этим законом природы, ибо соревновательная борьба требует от спортсменов весьма высокой психической активности с одновременной предельной мышечной свободой, расслабленностью. От скелетных мышц в головной мозг постоянно поступают так называемые проприоцептивные импульсы, сообщающие сознанию о состоянии мышечной периферии. Когда мышцы становятся повышенно активными, как, например, во время разминки, поток импульсов от них возрастает, и мозг тоже начинает активизироваться. Если же мышцы расслабить, выключить их из напряжения, поток импульсов от них уменьшится, и мозг начнет успокаиваться вплоть до погружения в дремотное, сноподобное, гипноидное состояние. Следовательно, чтобы ввести себя в гипноидную отрешенность, необходимо овладеть умением выключать мышцы из активности и максимально расслаблять их. В свое время поэт сказал: «Слово – полководец человечьей силы!» Это очень точное утверждение требует весьма важного дополнения. Дело в том, что не само слово как таковое действует на нас, а тот мысленный образ, который стоит за словом. Что такое мысленный образ, встающий за словом? Услышали, предположим, слово «яблоко», и сразу же в сознании возникает мысленный образ яблока. А после слова, скажем, «самолет» возникает в мозгу образ самолета. Может возникнуть вопрос: как этот, так сказать, нематериальный мысленный образ может оказывать на нас то или иное материальное воздействие? Простой опыт показывает, как нематериальный, чисто психический процесс оказывает на нас вполне реальное материальное воздействие. Представьте, что у вас во рту очень кислый и сочный ломоть лимона. И у подавляющего большинства начнет выделяться слюна – вполне конкретный материальный процесс. Хотя никакого реального лимона во рту не было, а подействовал его мысленный образ. Так что правильно подобранный мысленный образ при определенных условиях (о них ниже) может целенаправленно влиять на очень многие функции организма. Перейдем к овладению возможностями психомышечной тренировки. Первый шаг при обучении ПМТ – освоение формулы: «Мои руки расслабляются и теплеют…» Чтобы руки, от плечевых суставов до кончиков пальцев, после промысливания слов формулы действительно расслабились и согрелись, необходимо для каждого слова формулы подобрать наиболее лично подходящий мысленный образ. Кто–то представляет расслабляющиеся руки просто очень мягкими, а кто–то «видит» их похожими на мягкое тесто или на желе и т.д. То есть мысленные образы могут быть самыми необычными и фантастичными, лишь бы они были удобными, приятными и эффективно действующими. После того как мысленный образ, вызывающий в руках расслабление, будет установлен, начинается его практическое использование. Несколько предварительных замечаний. Если на первых порах трудно мысленно представить обнаженными обе руки одновременно, следует расслаблять лишь одну – ведущую руку, правую у правшей или левую у левшей. Мысленный образ из головы надо переводить в руки без какого–либо психического напряжения, очень спокойно, причем делать это не на каком–то мысленном двойнике, расположенном рядом, а непосредственно на самом себе, то есть идеомоторно. Дышать лучше так: на неглубоком вдохе промысливаются слова «мои руки…», а на замедленном выдохе тоже очень медленно, по слогам, мысленно произносится слово «рас–сла–бля–ют–ся…» так, чтобы завершить его к концу выдоха. Если выдох закончится раньше, нового вдоха специально не надо делать, а предоставить дыханию функционировать по своим законам. Промысливая слово «рас–сла–бля–ют–ся…», полагается постоянно «видеть», как этот процесс распространяется по рукам. После 4–6–кратного повторения этих слов у большинства возникает отчетливое ощущение расслабленности в мышцах рук. Затем следует подобрать мысленный образ к слову «и теплеют…». Здесь можно использовать образ внешнего тепла, представив себя, например, обнаженным на пляже или в сауне (но без веника, ибо руки должны оставаться неподвижными), или использовать образ внутреннего тепла, вообразив, что в расслабленных руках артерии расширились, и в них усилился ток горячей артериальной крови. Дыхание здесь используется так: на легком вдохе промысливается союз «и…», а на очень замедленном выдохе по слогам слово «те–пле–ют…» Одновременно надо «видеть», как образ тепла разливается по рукам. У большинства тепло начинает ощущаться после 4–6 повторений, особенно в кистях и пальцах. Добившись хотя бы начальных ощущений расслабления и тепла, обе части формулы следует объединить: «Мои руки расслабляются и теплеют…» – и повторить эти слова 4–6 раз в очень замедленном темпе, по слогам, причем не «трудясь», а как бы «играя» и стараясь испытывать чувство удовольствия от того, что мышлению начинают подчиняться конкретные физические процессы расслабления и тепла. Следующая формула ПМТ: «Мои ноги (от мышц таза до подошв) рас–сла–бля–ют–ся и те–пле–ют…» Здесь для достижения соответствующих ощущений расслабления и тепла могут быть использованы те же мысленные образы, что использовались для мышц рук, но неплохо подобрать новые, лишь бы они были удобны, приятны и эффективны. Овладение этой формулой идет по тем же правилам, которые описаны при расслаблении и согревании рук. Хорошим подспорьем для достижения нужных ощущений может послужить ванна с очень теплой водой. В неё надо погрузиться до шеи перед ночным сном, хорошо запомнить внешний вид обнаженных рук и ног, а также ощущения расслабления и тепла в них, затем встать, насухо вытереться, лечь навзничь под одеяло и приступить к «игре» с мышцами рук и ног, соблюдая все вышеуказанные правила, ведущие к расслаблению и согреванию мышц. В некоторой степени ванну можно заменить очень теплым душем или грелками. Подбор наиболее эффективно и приятно действующих мысленных образов – самое важное условие для успешного использования психической саморегуляции. Следующие группы – мышцы туловища и шеи. Формулы для них составляются и используются по тому же стандарту, что для рук и ног. Однако практика показала, что весьма редко возникает необходимость и в их расслаблении и согревании. Так что после выключения рук и ног можно сразу переходить к выключению из активности весьма важной группы – мышц лица. Формула здесь – «Мое лицо расслабляется и теплеет…» Чтобы расслабить мышцы лица, их удобно мысленно разбить как бы на три этажа. Первый – это мышца, поддерживающая нижнюю челюсть. Выключается она путем легкого разжатия зубов и губ, рот при этом слегка приоткрывается, а щеки расслабляются. Второй этаж – мышцы, располагающиеся вокруг глазных яблок. Расслабляясь, они расходятся подобно кругам на воде, возникающим после брошенного камешка. А третий этаж – это тонкая мышца, разглаживающаяся под кожей лба. После выключения всех трех этажей возникает «маска покоя», которая появляется на лице непосредственно перед засыпанием. Согревать нужно только нижнюю часть лица – ту, которая ниже глаз, то есть щеки, нос, губы и подбородок. Это связано с тем, что тепло, вызываемое в процессе саморегуляции, не является чем–то чисто «психическим», так сказать, нематериальным, а обусловлено притоком реальной теплой артериальной крови, которой наполнять глазные яблоки, а также головной мозг, как правило, не следует, а то и вредно. В результате расслабления и согревания мышц рук, ног и лица возникает состояние дремотности, сонливости, «гипнотического самопогружения», которое имеет формулу: «Состояние приятного (глубокого) покоя». Чтобы убедиться в его наступлении, надо перед мысленным взором поместить небольшую плоскость какого–либо успокаивающего цвета – голубого, зеленого или серого. Размер представляемой плоскости не имеет значения, а важно то, чтобы она была гладкой, одноцветной, неподвижной и не содержала никаких посторонних включений типа линий, точек, пятен и т.д. Такая плоскость в ПМТ именуется «экраном успокаивающего цвета», качество которого свидетельствует о степени готовности головного мозга к решению запланированных задач. Если же в «экране» появятся цвета красных, оранжевых или желтых тонов, это будет сигналом, что головной мозг совершенно не готов для использования его возможностей, так как эти цвета воздействуют на него возбуждающе и разрушают «экран успокаивающего цвета», а он является как бы стартовой площадкой, с которой начинается процесс решения той или иной заранее намеченной задачи. После овладения умением расслаблять и согревать мышцы рук, ног и лица (на что уходит около недели), можно переходить к освоению той формулы психомышечной тренировки, которая навсегда останется первой. Её содержание – «Я расслабляюсь и успокаиваюсь». В ней сосредоточено всё содержание и вся сущность ПМТ. Физически расслабляя все мышцы, мы настолько уменьшаем поток проприоцептивных импульсов от них в головной мозг, что в нём начинается уже психический процесс – успокоение. Какие же мысленные образы можно связать с новым словом «успокоение»? Здесь возможны три варианта. Первый – так как при волнениях подчас возникают учащенное сердцебиение и неприятные ощущения в области груди, то, направив туда внимание, с одновременным промысливанием слова «успокаиваюсь», можно успокоить разволновавшееся сердце. Второй вариант – направить внимание на то место в организме, которое как–то беспокоит: ноет, болит, зудит и т.п. Образ успокоения, расположенный над беспокоящим местом, значительно ослабит неприятное чувство. Предположим, заболел зуб или живот. Внимание, направленное на соответствующее место одновременно с мысленным произнесением слова «успокаивается» (повторенным несколько раз), уменьшит чувство боли, а то и вовсе ликвидирует ее. Всё зависит от степени тренированности в деле психической саморегуляции. И третий вариант, наиболее предпочтительный и эффективный, – быстрый, за несколько секунд, уход в «экранное» состояние головного мозга, что достигается в процессе регулярных ежедневных занятий психомышечной тренировкой по несколько раз в день. В частности, утром в постели сразу после пробуждения и вечером, перед тем как погрузиться в ночной сон. Используется первая формула ПМТ следующим образом: промысливая на вдохе местоимение «Я…», следует вполсилы, как бы сладко потягиваясь, напрячь одновременно все мышцы: сжать пальцы в кулаки, взять стопы на себя, втянуть живот, поднять плечи к ушам и слегка нахмуриться. Такое общее напряжение на высоте вдоха надо задержать в течение 3–4 секунд, а затем мгновенно сбросить его, сопровождая спокойным замедленным выдохом. Одновременно следует промысливать слово «рас–сла–бля–юсь» и мысленно «видеть», как расслабляются все группы мышц. Затем на фоне легкого вдоха следует союз «и…», после которого одновременно со спокойным выдохом подключается слово «успокаиваюсь» с использованием одного из трех вышеописанных мысленных образов. На начальном этапе обучения психомышечной тренировке вслед за первой формулой «Я расслабляюсь и успокаиваюсь» идет формула «Мои руки расслабляются и теплеют…» и так далее до формулы «Состояние приятного (глубокого) покоя» с уходом в «экранное» состояние головного мозга. При использовании первой формулы ПМТ очень важно несильное напряжение во всех мышцах, сознательно вызываемое одновременно с местоимением «Я…» и удерживаемое в течение 3–4 секунд, затем напряжение сбрасывать именно мгновенно, а не просто постепенно расслабляя все мышцы. Иногда возникает потребность в усилении эффекта действия формул ПМТ. Тогда они переводятся в так называемый «окончательный» вариант. Например, формула «Мои руки расслабляются и теплеют», будучи переведенной в окончательный вариант, станет такой: «Мои руки полностью расслабленные, теплые, неподвижные…», причем последнее слово должно вызвать чувство приятного оцепенения в мышцах рук. При использовании окончательных формул дыхание уже специально не регулируется, оно становится непроизвольным. Практика однако показывает, что необходимость в использовании окончательных формул возникает крайне редко. Итак, умение погружать себя с помощью ПМТ в «экранное состояние» достигнуто. Как же использовать возможности самогипноза при игре в теннис?
Задачи, решаемые с помощью ПМТ
Восстановление сил. В начале прошлого века отец русской физиологической науки И.М. Сеченов доказал, что и при физическом утомлении главным образом устают не работавшие мышцы, а клетки головного мозга, посылающие активизирующие импульсы к мышцам, без воздействия которых на мышцы, они не смогли бы произвести необходимые движения. Следовательно, для восстановления сил необходимо в первую очередь дать отдых головному мозгу путем погружения его в сон. Длительность сна может быть разной – от 6–8 часов, например, ночью, до нескольких минут, что умелые люди практикуют для отдыха в течение дня. Специальные исследования показали – если после завершения даже тяжелых тренировок спортсмены сразу же погружают себя с помощью самогипноза в самовнушенный сон–отдых на 15 минут, то такая процедура позволяет полностью восстановить затраченные силы. Если же не сделать этого, то утомление, развившееся в процессе тренировочных нагрузок, будет удерживаться в организме (как будто бы уже отдыхающего спортсмена) еще на протяжении почти часа. А утомление способно со временем накапливаться, что вызывает состояние хронической усталости, проявления которой нередко наблюдаются у наших ведущих теннисистов и особенно у теннисисток, не наученных правильно восстанавливать силы. Чтобы успешно использовать самовнушенный сон–отдых в течение 15 минут (или дольше), необходимо овладеть умением быстро погружаться в «экранное состояние» за счет первой формулы ПМТ («Я расслабляюсь и успокаиваюсь…»). Головной мозг, находящийся в таком состоянии, хорошо отдыхает, что способствует восстановлению затраченных сил. Опыт говорит, что восстанавливать силы можно и во время одноминутного отдыха, предоставляемого теннисистам на протяжении матча. Для этого надо с помощью первой формулы ПМТ («Я расслабляюсь и успокаиваюсь») погрузиться за 3–5 секунд в «экранное состояние», оставаться в нем в течение 50–55 секунд, а за последние секунды (до команды судьи «Тайм!») продумать тактику своей игры в предстоящем гейме. Своевременно и полноценно восстанавливать силы обязаны уметь все профессиональные теннисисты, если хотят успешно выдерживать очень напряженный график современных соревнований. Ночной сон. Некоторые спортсмены перед соревнованиями чрезмерно волнуются («предстартовая лихорадка»), что мешает хорошему сну по ночам. Чтобы усыпить себя за 8–10 минут, следует начать промысливать очень–очень медленно все формулы ПМТ подряд, каждую по 5–6 раз. А погрузившись в «экранное состояние», подключить следующие формулы, специально предназначенные для наступления спокойного ночного сна. Их тоже надо использовать очень–очень медленно по 5–6 раз подряд с абсолютной верой в то, что они обеспечат хороший глубокий сон. Вот эти «формулы сна»: 1. Появляется чувство сонливости… сонливости… 2. Сонливость усиливается… усиливается… 3. Становится всё глубже… и глубже… 4. Приятно темнеет в глазах… 5 Всё больше и больше… 6. Наступает сон… сон… сон… (спокойный сон, глубокий сон, непрерывный сон…. до такого–то часа…) Чтобы проснуться в нужный час, следует представить соответствующее положение стрелок на своих часах, показывающих, например, 5.30, и промыслить несколько раз: «Сон до пяти тридцати», и биологические часы, функционирующие в организме, разбудят в запланированное время, возможно с отклонением на несколько минут в ту или иную сторону. Точность пробуждения зависит от того, насколько успешно освоены возможности ПМТ. Используя формулы сна, нельзя ни в коем случае проверять, как они действуют. Если, например, после формулы «Сонливость усиливается…» начать прислушиваться – усиливается сонливость или нет, то процесс самопогружения в сон будет нарушен. Все формулы сна полагается промысливать, сохраняя постоянную веру в их высокую эффективность. Экран успокаивающего цвета, каким бы ни был его первоначальный цвет (голубой, серый или зеленый) в процессе использования формул сна должен постепенно всё больше и больше темнеть и темнеть, и к формуле «Приятно темнеет в глазах…» становиться совершенно черным, таким черным, каким видится всё окружающее в момент наступления сна. Формулы сна можно подключать и до наступления экранного состояния, если отчетливое чувство сонливости стало возникать на каком–либо предварительном этапе использования ПМТ, например, при промысливании формул, направленных на выключение мышц ног. И, конечно, никогда не надо стараться уснуть – это грубая ошибка. Ибо старание – это психическое напряжение, активизация головного мозга, что, естественно, мешает его успокоению. Сон нужно осторожно и умело как бы завлекать, «заманивать» в клетки головного мозга, чтобы наступление сна происходило как бы само по себе, незаметно для засыпающего. Поэтому неправильно думать: «Я засыпаю…» В этом сочетании слов есть элемент активности. А следует формулировать – «Наступает сон…», который и наступит без усилий засыпающего. Лучшим помощником для достижения полноценного сна является самогипноз, в частности, психомышечная тренировка. Отношение. Наше отношение к кому–либо или чему–либо достаточно отчетливо влияет на самочувствие и настроение. Простой житейский пример: некоторые с нетерпением ожидают появления пенки на закипающем молоке, чтобы насладиться ею. А у других только вид этой пенки вызывает чувство отвращения, даже тошноту. Все видят одно и то же – пенку на молоке, а реакция на неё у разных людей диаметрально противоположная. Следовательно, в психическом факторе, именуемом «отношением», заложена некая сила, способная воздействовать на людей. Влияние отношения на психическое состояние и общее самочувствие необходимо использовать и при игре в теннис. Например, выходя на корт соревноваться, очень полезно отнестись к предстоящему матчу, как к празднику. Это повысит настроение и улучшит качество игры. Некоторые даже тихий шум в зале воспринимают, как помеху. Таким надо научиться к зрителям относиться совершенно безразлично, как будто бы их нет. Однако гораздо лучше почувствовать неподдельный интерес публики к игре и наполниться её благожелательным отношением к игрокам. Есть теннисисты, которые просят близких людей (родственников, друзей и т.д.) не смотреть на их игру, почему–то стесняются их. Но почему же стесняться, а не «подпитаться» тем добрым отношением таких людей, которые они испытывают, наблюдая за своими любимцами? Неплохо также знать, что на определенном месте в зале сидит дорогой человек и, влюбленно относясь к нему, играть как можно лучше. Очень важно перед матчем определить свое отношение к сопернику. Конечно, ни в коем случае нельзя бояться его. А, наоборот, всем своим поведением, походкой, выражением лица, взглядом показать, что чувствуешь свое превосходство над ним. И сохранять это чувство, независимо от того, как складывается матч. Однако, обретая чувство превосходства над соперником, нельзя терять чувства уважения к нему. Взаимоуважение должно иметь место на протяжении всего соревнования, независимо от того, каковы истинные отношения между данными спортсменами в повседневной жизни, за стенами корта. Когда видишь, как опытные профессионалы при неудаче начинают страдать и бить ракеткой об пол, будто бы она виновата в сделанной ошибке, понимаешь, что им неведомо: поступая таким образом, они лишь закрепляют в памяти только что произведенную оплошность, и она в силу этого повторится ещё не раз в будущем. Поэтому, допустив ошибку, надо сразу же улыбнуться – пустяк, мол! Улыбка сотрет в памяти следы от совершенной оплошности и позволит быстро сообразить, как не допустить её впредь. Однажды известная швейцарская теннисистка Мартина Хингис, выполняя верный смэш, послала мяч в аут. Сразу же подбросила ракетку над собой, поймала её, улыбнулась и продолжала играть как ни в чем не бывало, показав этим прекрасный пример правильного поведения после очень обидной неудачи. Вот почему теннисистам (да и не только им) необходимо постоянно руководствоваться правилом: «На любые трудности, помехи и неудачи мгновенно отвечаю улыбкой и мобилизацией всех своих сил!» При игре парами следует учитывать следующее обстоятельство. Когда два человека занимаются общим делом, его конечный результат не становится простой суммой их общих усилий. Общее дело порождает особый психический феномен, именуемый «эмерджентностью», («emerge» по–английски – «появляться»), смысл которого можно определить, как «всплытие», как появление новых дополнительных качеств, способствующих успеху общего дела. Степень эффективности эмерджентности зависит от того, насколько дружны, насколько душевнее относятся друг к другу играющие в паре. Чем выраженнее эмерджентность, тем успешнее идет игра. Хотя возможны варианты, когда игроки, составляющие пару, довольно равнодушны в жизни друг к другу, но действуют успешно в силу того, что хорошо понимают, как важно быть высоко сплоченными на протяжении всей игры. Как бы там ни было, о существовании феномена эмерджентности следует всегда помнить, и учитывать его при составлении соревнующихся пар. В завершение данного раздела необходимо сказать ещё о том, как относиться к теннису в целом – как к трудной работе или как к игре? Убежден, что к теннису следует относиться как к игре! И занимаясь им, надо именно играть, а не тяжко трудиться. Хотя не исключено, что при совершенствовании тех или иных элементов игры необходимо приложить немалый труд. Один весьма известный наш баскетбольный тренер, поработав за рубежом, так сказал в интервью: «Оказывается, у нас в баскетбол работают, а у них (то есть, за рубежом) в баскетбол играют». Очень хотелось бы, чтобы наши теннисные тренеры тоже стали относиться к теннису как к игре. Такое отношение избавило бы от многих нежелательных осложнений. О точности. Умение направлять мячи точно в такие участки на площадке соперника, откуда ему будет трудно или невозможно послать мяч обратно через сетку, – сущность игры в теннис. Поэтому следует сразу же приучать начинающих теннисистов к выполнению точных ударов, и не позволять им бить по мячу как попало, лишь бы послать его через сетку. Надо помнить, что любое ошибочное движение оставляет в памяти соответствующий ошибке след. И когда таких вредных следов накапливается много, головной мозг как бы «засоряется», и в нем уже трудно создать и зафиксировать образы точных движений. А ведь движение начинается в головном мозгу, в сознании, в виде мысленного образа того движения, которое предстоит совершить. Чем точнее такой образ, тем точнее будет соответствующее реальное движение. Но предварительно необходимо подготовить те органы – мышцы и суставы, которые должны физически выполнить задуманное действие. Готовить их в процессе разминки следует так, чтобы добиться тех качеств в руках, ногах и теле, которые определены в физическом компоненте оптимального боевого состояния (ОБС). Чем подготовленнее к физическим действиям окажутся мышцы и суставы, тем точнее будет выполнено запланированное движение. Идеомоторика. Представляя то или иное движение, не надо видеть при этом себя как бы со стороны, как бы в зеркале. Такое, именуемое «зрительным», представление мало продуктивно. Мысленный образ точного движения надо очень аккуратно переводить из головы в соответствующие мышцы, которым предстоит физически выполнить запланированное движение. Этот процесс называется «идеомоторным». Чтобы наладить идеомоторные связи между мозгом и мышцами, надо сначала мысленно «видеть» разучиваемое движение и сразу вслед за этим, почти одновременно, и медленно выполнять его физически. Идеомоторные тренировки надо начинать в замедленном темпе, постепенно, за 10–15 минут ускоряя его до ощущения, что мышцы послушно следуют за мысленным образом, сохраняя его точность. Сущность идеомоторики – сначала очень точный образ движения, а потом само движение. У талантливых спортсменов хорошие идеомоторные связи заложены с рождения. Остальным надо развивать их путем регулярных тренировок по 15–20 минут ежедневно. Для этого надо на стене разместить какую–либо цель, например, со спичечную коробку, и, взяв в руку ракетку, методично, сначала медленно, а затем всё быстрее и быстрее, мысленно «видеть», что посылаешь мяч точно в цель, сопровождая такие мысленные представления соответствующими движениями мышцами и ракеткой. (См. мою книгу «Система АГИМ»). Ряд ведущих зарубежных теннисистов, по свидетельству мастера спорта по теннису профессора А.П. Скородумовой, после утомительных тренировок и соревнований сразу занимаются некоторое время так называемой «зачисткой», играя друг с другом легко, очень аккуратно, не допуская ошибок. Этим самым они «очищают» свой мозг от следов, оставленных различными оплошностями, вытесняя их следами только хороших действий, с сознательной фиксацией их в своей памяти, что способствует появлению полезных положительных эмоций и оздоравливает нервно–психическую сферу. Достижению точных движений помогает использование соответствующих слов. Совершенствуя, например, удар справа по линии, полезно проговаривать про себя (промысливать) слова: «Точно справа по линии…» и представлять точный полет мяча в желаемом направлении, мгновенно сопровождая этот образ соответствующим движением ракетки. Правильное использование слов всегда ускоряет достижение нужного результата. Овладение умением точно посылать мячи в уязвимые участки на площадке соперника является одним из важнейших компонентов в деле психической подготовки теннисистов. Ментальная тренировка. Этот термин произошел от английского слова «mental», переводимого как «умственный, мысленный». Суть данной тренировки – мысленное представление себя играющим очень хорошо, успешно, без ошибок. Для этого надо взять ракетку и начать двигаться по корту в темпе реального поединка, физически выполняя соответствующие действия. Подобную тренировку можно проводить и дома, представляя, что находишься на корте с воображаемой ракеткой в руке. Но представляя себя хорошо играющим, не надо «видеть» себя где–то сбоку или впереди от себя в виде своеобразного двойника. Такие «зрительные» образы, как уже было сказано, малопродуктивны. Мысленные образы хорошей игры должны переходить в физические действия только идеомоторно, то есть непосредственно в опорно–двигательный аппарат игрока, в его мышцы и суставы. Пользу ментальной тренировки продемонстрировал простой эксперимент, проведенный в г. Ярославле. Два молодых теннисиста 18–19 лет (тренер П.Э. Терентьев) сыграли друг против друга один сет, в процессе которого один сделал 12 ошибок, а другой – 9. Ошибками считались испорченная первая подача, а также попадание мячом в сетку или в аут. Затем с ракеткой в руке спортсмены в течение трех минут двигались по корту в обычном соревновательном темпе, чисто ментально представляя, что посылают мячи очень точно, не совершая ни одной ошибки, в разные участки площадки соперника. И сразу после этого сыграли еще один сет. У того, кто до ментальной тренировки сделал 12 ошибок, их стало 4. А у второго, их количество снизилось с 9 до 5. Таким образом, ментальная тренировка как бы «вытеснила» из памяти теннисистов часть следов их ошибочных действий и позволила доминировать мысленным образам успешной игры. Не берусь определять, сколько времени следует ежедневно отводить ментальным тренировкам. Это должен решить сам теннисист на основании личного опыта. Но могу рекомендовать проводить такие 3–5–минутные тренировки непосредственно перед каждым матчем. Это поможет утвердить в сознании мысленные образы, способствующие успешной игре за счет более точных полетов мячей. Медитативная тренировка. Английское слово «meditate» означает «размышлять, обдумывать». В контексте психической саморегуляции под медитацией понимается использование заранее обдуманных мысленных образов, после предварительного погружения головного мозга в дремотное, сноподобное, гипноидное, «экранное» состояние, когда мозг обретает повышенную восприимчивость к вводимой в него информации. Главной темой при использовании медитативной тренировки является обретение теннисистом своего оптимального боевого состояния (ОБС), о котором подробно было рассказано выше. Решая эту задачу с помощью медитации, необходимо предварительно очень точно описать все компоненты своего ОБС. В качестве примера приводятся формулы оптимального боевого состояния юной теннисистки И.Д.: Физический компонент ОБС: Руки – расслабленные, теплые, гибкие, сильные, точные, хлесткие! Ноги – расслабленные, теплые, растянутые, мягкие, пружинистые, быстрые! Тело – хорошо размятое, гибкое, сильное, синхронное с ногами! Эмоциональный компонент ОБС: Настроение хорошее, праздничное! Полна спортивной злости! Приятно возбужденная, азартная и агрессивная! Мыслительный компонент ОБС: Полностью уверена в себе! Давлю на соперницу! Навязываю ей свою игру! Мячи посылаю лишь в точно намеченные участки площадки соперницы! Постоянно держу высокую концентрацию внимания на игре и на мяче! Обязательно буду повышать активность и качество игры к концу каждого гейма, каждого сета! Любые трудности, помехи, неудачи только мобилизуют меня! Отвечаю на них мгновенной улыбкой! Постоянно хорошо собранная и заводная! Подобные формулы создаются самими спортсменами с учетом подсказок тренера по психической подготовке. На начальном этапе медитативных тренировок, проводящий такое занятие тренер по психической подготовке медленно читает формулы эмоционального и мыслительного компонентов, стараясь произносить слова не сухо, протокольно, а с соответствующим выражением, чтобы мысленные образы, встающие за словами формул, буквально «пропитывали» слушающего. На погружение в экранное состояние и последующую медитативную тренировку уходит в среднем 8–10 минут, причем сама медитативная тренировка, охватывающая эмоциональный и мыслительный компоненты ОБС, занимает 2–4 минуты. Через 5–6 тренировок под руководством тренера по психической подготовке, теннисисты начинают уже самостоятельно погружать себя в экранное состояние и проводить медитативную тренировку, которая обычно завершается разрушением экранного состояния и выходом в обычное бодрствование. На такую совершенно самостоятельную тренировку, если погружаться в экранное состояние с помощью одной первой формулы ПМТ («Я расслабляюсь и успокаиваюсь…») требуется не более 5 минут. Для объективной оценки действия медитативной тренировки проще всего использовать подсчет частоты сердечных сокращений (ЧСС), а также тест Люшера (цветовой или фигурный, каждый из 8 карточек). Пульс легче считать за 6 секунд и к полученной цифре прибавлять ноль, так как ЧСС полагается определять числом сокращений за одну минуту. А тест Люшера спортсмены раскладывают за 10–15 секунд, и затем в течение полминуты с помощью специальной таблицы можно в цифрах определить такое качество, как «психическая работоспособность» спортсмена в данный момент. Её высший показатель – 10 баллов. В первые дни занятий медитативной тренировкой различия между показателями ЧСС и теста Люшера до и после завершения тренировок невелики. Например, пульс учащается с 70 ударов до 80, а психическая работоспособность возрастает, например, с 4,8 до 5,7 балла. Но через 3–4 недели, при условии, что медитативные тренировки, направленные на умение обретать ОБС, проводятся ежедневно по несколько раз в день, теннисисты уже могут совершенно самостоятельно, оставаясь неподвижными в «экранном» состоянии, учащать пульс на 30–40 ударов и повышать свою психическую работоспособность до 10 баллов. Однако это еще не значит, что высокие результаты, показанные в условиях учебного помещения, так же легко воспроизведутся во время соревнований на корте. Потребуются еще 1–2 недели, чтобы нужные качества эмоционального и мыслительного компонентов ОБС быстро и хорошо возникали в экстремальных условиях соревновательной борьбы. Медитативную тренировку можно и нужно использовать не только для обретения оптимального боевого состояния. Находясь в «экранном» состоянии, можно успешно вырабатывать нужное отношение к конкретному человеку или к предстоящему событию, например, к матчу. Очень полезно представлять точные посылы мячей, а также хорошо исполняемую подачу. В 1997 году в теннисном центре Воронежа (директор В.Б. Буткевич) мною была проведена экспериментальная работа с целью выяснения влияния идеомоторно–ментально–медитативных тренировок на точность выполнения подачи. В эксперименте приняли участие четыре мальчика 11–12 лет, занимающихся теннисом по четыре года. За 6 дней было осуществлено 8 занятий по специальной программе, каждое по 30–40 минут, а на седьмой день была проведена контрольная проверка, показавшая, что точность подачи у всех улучшилась ровно в два раза.
Заключение
Почему данное пособие названо «психической подготовкой»? По той причине, что термин «психологическая подготовка», широко распространенный в спортивной среде, неверен по своей сути. С позиций семантики – науки о смысловой структуре слов, «психологическая подготовка» есть подготовка в вопросах психологии, то есть науки о том, как функционирует наш психический аппарат, то есть головной мозг. У студента, идущего сдавать экзамен по психологии может быть хороший или какой–нибудь иной уровень психологической подготовки в знаниях этой науки. Когда же спортсмен идет соревноваться, он не штудирует учебник по психологии (хотя знать её весьма полезно), а, настраиваясь на предстоящую борьбу, готовит свое психическое состояние. Следовательно, если говорить о спорте, то здесь надо употреблять термин «психическая подготовка». Психическая подготовка в спорте осуществляется, на мой взгляд, посредством использования двух основных положений. Первое – каждый спортсмен обязан досконально точно знать из каких психических и физических элементов складывается его наилучшее соревновательное состояние, его ОБС. Другами словами – должен иметь очень точное представление о своем наилучшем психофизическом соревновательном состоянии – залоге, обеспечивающем успешное ведение борьбы. Второе основное положение – каждый спортсмен обязан владеть возможностями, заложенными в психической саморегуляции, в аутотренинге. Целенаправленное использование этих возможностей способствует ускоренному достижению наилучшего психофизического соревновательного состояния. Регулярные занятия аутотренингом по методу психомышечной тренировки развивают способность к концентрации внимания, что в свою очередь помогает становлению дисциплинированного мышления. А ведь известно, что или мы владеем своими мыслями, или они владеют нами. Занятия же аутотренингом весьма дисциплинируют мышление, делают нас рациональными хозяевами своего поведения. Нетрудно заметить, что овладение всем вышеизложенным материалом возможно лишь при условии самостоятельных, регулярных занятий, направленных на тренировку психического аппарата, на улучшение деятельности головного мозга. Причем такие тренировки требуют всего лишь 20–40 минут ежедневно. А польза от них огромна. Написать данное пособие меня побудило удивительное равнодушие большинства теннисных тренеров к вопросам психической подготовки своих учеников. Очень надеюсь, что написанное заинтересует всех, кто серьезно занимается теннисом. А. В. Алексеев, действительный член Московской психотерапевтической академии, заведующий кафедрой спортивной психотерапии, ассоциативный член профессиональной психотерапевтической лиги
Date: 2015-09-18; view: 410; Нарушение авторских прав |