Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Универсалии человеческого поведения
Одним из основных источников информации о поведенческих предпочтениях человека являются кросс-культурные исследования, которые я начал во второй половине шестидесятых, и которые продолжаю до сих пор. Когда я начал искать универсалии человеческого поведения, я думал, что можно положиться на существующие документальные фильмы в крупных фильмотеках мира. Однако, хотя фильмы о людях, разумеется снимаются чаще, чем о любом другом виде на Земле, мне не удалось использовать киноматериалы, снятые для других целей, так как имевшиеся документальные фильмы склонны сосредотачиваться прежде всего на таких аспектах стратегии выживания и материальной культуры, как охота, рыболовство, постройка ловушек, подготовка охоты, ткут ткани и так далее. Эти аспекты довольно хорошо зарегистрированы. Уникальные ритуалы также снимались, но здесь информация была далеко не полна. А наиболее интересными были неформальные социальные отношения, такие, какие имеются между матерью и ребёнком, во всём мире. Мне стало ясно, что нужно строить свою документационную программу. По счастливому совпадению, в начале шестидесятых, когда мой интерес обратился к универсалиям человеческого поведения, у моего старого друга, Ханса Хасса, с которым я предпринимал несколько быстрых экспедиции, была идея насчёт снятия серии фильмов о человеке, и он попросил меня быть его консультантом. Так как мы не хотели тратить время на напрасные поиски документов этого вида в больших фильмотеках и архивах, мы попробовали снарядить две экспедиции по съёмке неформальныой каждодневной жизненной активности в ходе специфических социальных взаимодействий. Ханс разработал для этой цели метод ненавязчивой съёмки с использованием зеркального объектива, который позволял производить съёмку под углом 90° к оси камеры. Камерой, не направленной на человека, мы в самом деле могла снимать доверительные взаимоотношения даже со сравнительно близкого расстояния, не вызывая у людей тревожности. Напротив, непосредственное фокусирование на них, даже с большого расстояния, легко обнаруживалось, ибо люди в ходе своей активности всегда посматривают по сторонам, по-видимому машинально. Но они при этом начеку, обнаруживают всё, направленное на них. После двух последующих экспериментальных исследований в 1967 в Новой Гвинее и 1969-м в верхнем течении Ориноко (Яномами), общество Макса Планка согласилось со мной в 1970 году учредить маленькую рабочую группу, которая в 1975-м году стала независимым исследовательским учреждением общества Макса Планка. Для кросс-культурного исследования я выбрал традиционные культуры с различными стратегиями питания на различных континентах:
1.!Ко и Гуи Сан (Бушмены) центральной Калахари. Некоторые данные были также получены у!Кун. Эти группы представляются моделями охотничье-собирательской стадии культурной эволюции, и таким образом, во многих отношениях являются архаичными формами социальной жизни.
2. Яномами с бассейна верхней Ориноко, представляющие а переходную стадию от охоты и собирательства к садоводству;
3. Эйпо с западной части Новой Гвинеи, которые в то время, когда мы начали исследования, представляли собой нетронутую неолитическую культуру;
4. Химба, традиционные скотоводы северной Намибии;
5. Жители острова Тробрианд, садоводы и рыбаки;
6. Балинез, как модель потомственных незападных крестьян.
В этих культурах были проведены длительные исследования. Кроме того, мы привлекали отдельные случаи из других культур. Для изучения основных стратегий социального взаимодействия, и процессов самоорганизации групп детей, мы организовали в Европе проект "Детский сад". С подробностями этой программы, с нашей междисциплинарной командой и результатами можно ознакомиться в тексте моей книги "Этология человека" [Еibl-Eibesfeldt, 1989]. Продолжая эту работу теперь уже более чем 30 лет, а эта программа всё ещё продолжается, мы накопили в нашем архиве около 290 км 16-милиметровой плёнки, из которой более 200 фильмов были опубликованы в "Энциклопедии кинематографии" в Геттингене. Результаты наших исследований суммированы в моей книге "Этология человека" и в других многочисленных публикациях (например, Eibl-Eibesfeldt, Schiefenovel и Heeschen 1989). Наш поиск универсалий был успешным. Некоторые из выразительных моторных паттернов, в сравнении со статистическим базисом действительно могут быть охарактеризованы постоянством формы, а диапазон их изменчивости один и тот же в различных культурах. Для примера возьмём такой случай, как "вскидывание бровей", который выполняет везде одно и то же множество функций [Eibl-Eibesfeldt, 1968; Grammer и Еl., 1988]. Наши кросс-культурные фильмы показали большое количество универсальных паттернов поведения. Хочу привести здесь несколько примеров экспрессивных паттернов, чтобы показать их универсальность. Один относится к паттернам приветствия, который я назвал "вскидыванием бровей". Он выполняется в очень специфическом контексте и сигнализирует о готовности к социальному контакту. Это начинается со вскидывания головы, в результате чего голова поднимается и быстро отдёргивается назад. Брови почти одновременно поднимаются примерно на одну шестую секунды. Паттерн часто завершается кивком головой. Улыбка часто накладывается на всю эту последовательность, обычно начинаясь сразу после встречи глазами. Я подробно обсуждал происхождение и функцию этого паттерна в другом месте [Eibl-Eibesfeldt, 1975b). Вкратце, эта мимика произошла от мимики удивления, в данном случае - дружественное удивление (о чём говорит сопровождающая улыбка), что таким образом сигнализирует о готовности к контакту. Мы наблюдаем её в поздравлениях, флирте, в подчеркивании согласия, и в других ситуациях, выражающих готовность к контакту. Культурные различия влияют на готовность, с которой вскидывание бровей исполняется. Жители Полинезии исполяют вскидывание бровей с большой готовностью. Они приветствуют незнакомцев этим сигналом и также связывают этот сигнал с также с фактическим "да". Однако японец, подавляет этот сигнал при встрече со взрослыми; это рассматривается как неподобающий жест, хотя маленьким детям этот сигнал адресуется свободно. Мы на Западе, похоже придерживаемся промежуточного положения. Мы используем сигнал при флирте, когда приветствуем очень хороших друзей, и наконец в подчёркивании согласия. Этот базовый паттерн следует рассматривать этологами как "Erbkoordination" "врождённого моторного шаблона". Вскидывание бровей составлена из последовательности мускульных действий, начинающихся со встречи глазами, а вскидывание головы, в сопровождении улыбки, немедленно последующее за этим кратковременное повышение бровей, и после этого быстрый уход от пристального взгляда. Можно определить действия мускулов вовлечённых в этот факт приветствия, исполняя систему, разработанную Hjortsjo [1969], Ekman и Friesen [1977]. Она позволяет производить пофреймовый анализ, производя имитации мускульных сокращений, и если требуется - компьютерный анализ. Анализируя 233 случая вскидывания бровей, зафиксированные в трёх различных культурах, мы нашли, что этот случай демонстрирует довольно высокую степень стереотипности. Статистически значимых культурных различий в исполнении его мы найти не смогли. Этот метод анализа и его универсальность может быть проиллюстрированы и фильмом. Универсальность других выражений лица можно проиллюстрировать аналогично. Следующий пример в фильме о взаимодействии между матерью и ребёнком снят у Яномами, показывает деликатные детали, которые можно было заснять, лишь не фокусируясь открыто на снимаемом человеке. Фильм также иллюстрирует способы нашей работы. Мы не начинаем с опросов матерей о целях и способах воспитания детей, но снимаем на камеру и документируем, что матери делают и говорят. И когда мы анализируем запись, и видим, как матери обнимают и целуют своих младенцев, в данном случае - этого маленького сына, которого мы показываем в фильме, и обращается к нему с такими словами, как "Будь диким, мой любимый дикий сыночек. Покажи-ка свои зубки" (у девятимесячного мальчика пока нет ни одного зуба), "Похвастайся своим членом" (там пока ещё нечем хвастать), тогда мы понимаем, что эта мать безусловно не хочет растить его слабохарактерным, и мы также понимаем, что эта мать действительно любит своего маленького сына. И это позволяет мне скорректировать такие странные взгляды, как недавно высказанный Ариесом и Бадинтером, написавшими, что материнская любовь является результатом влияния поздней цивилизации, и что матери в традиционных обществах переживают потерю своих младенцев легко, так как они привыкли терять детей в раннем возрасте. Эти утверждения не выдерживают никакой критики. У меня есть записи трогательных песен матерей и отцов Яномами. Детоубийство часто представляется как свидетельство того, что матери легко убивают их детей в таких обществах. Опять же, даже при том, что детоубийство действительно существует, матери не делают его с лёгким сердцем (leichtherzig). Эту тему также можно обсудить. В нашем архиве есть другой интересный фильм; мы снимали его у Эпио (Папуа - новая Гвинея), где мать решила убить своего новорождённого, потому, что это была девочка. Но так как при этом присутствовал наблюдатель-женщина, которую она знала, то включился запрет, и она признала своего младенца. Было найдено, что стратегии социального взаимодействия, ритуалы приветствия, дарения и принятия подарков, улаживания споров и успокоения, и им подобные, весьма переменчивы от культуры к культуре. Но при более близком рассмотрении однако оказывается, что они следуют некоторыми основными универсальными правилами. Давайте рассмотрим пример улаживания конфликта, как универсально наблюдающейся стратегии ведения конфликта. Наш пример взят из одного фильма, показывающего мальчика Яномами, играющего около столба. Перед этим у него был краткий контакт с другим мальчиком, старавшимся прогнать его. Он приближается к нему снова. Мальчик улыбается, явно с намерением успокоить, но эта стратегия терпит неудачу; мальчик наносит своему приятелю удар, и он теперь опускает взгляд, дуется, и отворачивает голову. Это поведение блокирует дальнейшую агрессию. Агрессор отворачивается, и не пристаёт к приятелю. Мы постоянно сталкивались с попытками атакованного блокировать агрессию улыбкой, отведением взгляда и надуванием щёк. Улыбка как средство успокоения в данном случае терпит неудачу потому, что эта стратегия может быть интерпретирована как покорность (по крайней мере - частично), так как она сочеталась с наклоном головы и отведением взгляда, отчётливым отворачиванием, серьёзной угрозой имеющимся узам, и это действительно очень эффективно, так как люди расценивают дружественные отношения в группе как очень важные, настолько, что они готовы защищать их от конкурентов ради привязанности к дружескому партнёру. Среди прочих, соперничество между братьями - универсальное явление. Действительно мы можем выживать лишь в сообществе, которое принимает нас. В былые времена, изгои имели немного шансов выжить. Действия оскорблённого могут быть очень разнообразны в различных культурах, и даже словесно. Однако "я не буду с тобой разговаривать" u "я с тобой больше не играю" - это очень широко распространённые словесные варианты. Они могут внешне выражаться чрезвычайно различно, но в принципе они всегда содержат именно это сообщение. Дарение и принятие подарков - широко распространённые средства установления дружественной привязанности. О ритуальном обмене подарками имеется очень богатая антропологическая литература. Подарки служат установлению привязанностей посредством взаимных обязательств. Чтобы перемещение объектов работало как функция обмена подарками, должны быть соблюдены следующие универсальные правила. Прежде всего, дарящий должен быть признан как владелец передаваемого объекта. И норма обладания чем-то существует как универсалия. Приоритет обладания чем-то признают даже малыши. Если один ребёнок желает некий объект, которым обладает другой, то он не может просто взять его - этому бы возражали - но должен попросить об этом так, чтобы это не выглядело требованием, но лишь выражало его желание. Кроме того, если что-что предлагается, то это должно быть принято, или должны быть приведены оправдательные причины непринятия. Иначе отказ принятия будет воспринят как оскорбление. Наконец, от принимающего ожидается взаимность - по крайней мере дружелюбным подтверждением того, что принимающий благодарен, будь то жестами или устно. Уже очень маленькие дети спонтанно дарят подарки для установления или укрепления дружественных отношений. Часто они дарят вкусные кусочки, и часто при этом приоткрывают свои рты, подобно тому, как их матери приоткрывают их при кормлении младенцев. Мы вернёмся к этому позже. Серия фотографий иллюстрируют основные правила дарения у маленьких детей различных культур. В первом случае, две девочки Яномами ели ягоды. Та, кто закончила раньше, попыталась взять несколько ягоды у другой, которая отодвигает их, и попытка взять не удаётся. Первая девочка немедленно признает ошибочность её поступка, и, протянув ладонь, ждёт теперь дарения ягод. И действительно, теперь другая девочка охотно делится с нею. И этого момента, судя по выражениям их лиц, они - хорошие друзья. Другой пример показывает двух детей Эйпо (Новая Гвинея), сидящих бок о бок. Мальчик слева ест кусок пирога. Его единоутробная сестра попыталась взять его, он реагирует отодвиганием. Наблюдающая это мать мальчика просит его поделиться с сестрой, разламывает его на две половины, и возвращает обе сыну, который охотно отдаёт одну своей единоутробной сестре. В этом примере интересно обратить внимание на то, что мать соблюдает норму владения, и не просто отдаёт одну половину сыну, а другую - его сестре, но предоставляет это сделать ему. Когда мы наблюдаем ритуалы дарения и принятия подарков, то одни и те же правила наблюдаются везде, а в примитивных обществах, типа Бушменов, подарки связывают людей в систему социальной взаимоподдержки [Wiessner, 1977]. Подарками обмениваются при встречах. В западных культурах, дни рождения и Рождество - события, когда обмен подарками обладает особенной важностью. Обмен подарками - это, безусловно универсальный способ установления и укрепления связей. Он однако также может стать культурно изощрённым методом конкуренции, вроде того, что имеет место в обычаях гостеприимства у индейцев Квакитул северо-западного побережья Северной Америки. У них вожди одних племён приглашают других с целью превзойти последних, и таким образом принизить их оказанием гостеприимства и дарения превосходящих подарков. Стратегия срабатывает, когда гость становится не в состоянии отплатить соответственно, Тогда он признаёт свое поражение, и подчиняется дарителю. Эта агрессивная стратегия может быть основана только на нашем филогенетически развитом предпочтении, ибо мы должны выглядеть взаимно-адекватными изначальному дарителю. Наш последний пример относится к паттернам приветствия на расстояния. Первая фотография показывает индейца Яномами, входящего в качестве приглашённого гостя в пригласившую деревню по случаю праздника. Он танцует в полном военном снаряжении с агрессивными жестами. Ситуация столкновения несёт в себе вызов, и люди склонны принимать за признаки слабости согласие подчиняться. Такую интерпретацию блокируют агрессивные жесты. Но при этом мы видим его маленького сына, танцующего с ним, и помахивающего зелёной пальмовой ветвью, и это - дружественный жест. Однако может показаться, что это поведение типично лишь для культуры Яномами. И действительно, в большинстве других культур таких танцев не танцуют. Однако если мы наблюдаем государственный визит, мы наблюдаем почётный караул при оружии, в некоторых случаях даже приветствующую гостя салютом из пушек, что есть чёткая демонстрация военной мощи. В то же время, гость государства получает от детей цветы.
Date: 2015-09-18; view: 491; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|