Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 35 иррационализм, экзистенциализм, ф. жизни





Современный философский иррационализм может быть типологизирован в три основных типа: экзистенциальный, интуиционистский и художественно- поэтический на основании реализации перехода от способа постижения иррационального к способу его выражения. Специфика экзистенциального типа иррационализма состоит в противопоставлении рациональности человека и иррациональности мира, которое фиксируется категорией абсурда. Своеобразие интуиционистского типа иррационализма заключается в понимании интуиции как способа преодоления разрыва между человеком и миром. Художественно- поэтический тип иррационализма характеризуется как переход от постижения иррационального к его выражению за счет иррационализации самого языка.

При изучении трех типов современного философского иррационализма выявляются следующие закономерности. Во-первых, развитие всех трех иррационалистических типов можно подчинить следующей схеме: на первом этапе развития того или иного типа всегда наблюдается противопоставление иррационального рациональному, что является реакцией на классическую философскую традицию, которая подавляла и вытесняла иррациональное на периферию философии. На втором этапе акцент ставится уже не на противопоставлении противоположностей, а на их взаимном существовании, одновременном наличии в бытии и познании.

Во-вторых, в экзистенциальном и интуиционистском типах иррационализма очевидна тенденция перехода от гносеологии к онтологии. В экзистенциалистском иррационализме эта тенденция проявляется в интерпретации понятия «абсурд», которое в философии С. Киркегора наделено гносеологическим содержанием, заключающимся в противопоставлении разума противоразумной ситуации, сравнимое с противопоставлением субъекта и объекта познания, а в философии Ж.-П. Сартра и А. Камю оно становится онтологическим понятием, являясь таким сущим, которое изначально содержит в себе рациональное и иррациональное. В интуиционистском иррационализме тенденция перехода от гносеологизма к онтологизму может быть выявлена при исследовании перехода от философии А. Бергсона, позицию которого мы обозначаем как «гносеологический дуализм», к философии отечественных интуитивистов, которые не делают различия между онтологией и гносеологией, отождествляют их. В-третьих, последовательное рассмотрение трех типов иррационализма дало возможность отметить преемственность между ними, что позволяет исследовать их не обособленно, изолированно друг от друга, а в общей системе, где один иррационалистический тип на апогее своего развития ставит новую проблему, которая выводит в следующий тип иррационализма и т. д. Экзистенциали́зм — направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Экзистенция трактуется как противоположность эссенции (сущности). Если судьба вещей и животных предопределена, то есть они обладают сущностью прежде существования, то человек обретает свою сущность в процессе своего существования. Основным проявлением экзистенции является свобода, которая подразумевает тревогу за результат своего выбора. Экзистенциализм как философское направление никогда не существовал и не существует. Противоречивость этого исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, непохожего ни на кого. Неким аналогом экзистенции можно считать душу человека.

Психоана́лиз — семейство психологических теорий и методов, направленных на систематизированное объяснение бессознательных связей через ассоциативный процесс. Один из методов психотерапии, получивший

широкое распространение в Европе (с начала ХХ века), США (с середины ХХ века) и Латинской Америке (со второй половины ХХ века

Философия жизни, иррационалистическое философское течение конца 19 - начала 20 вв., выдвигавшее в качестве исходного понятия "жизнь" как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи. Философия жизни явилась выражением кризиса классического буржуазного рационализма. Она выступила против господства методологизма и гносеологизма в идеалистической философии 2-й половины 19 - начала 20 вв. (неокантианство, позитивизм). Социально-политические воззрения представителей Философии жизни весьма различны: от буржуазного либерализма до консервативных позиций; в своём крайнем биологически-натуралистическом варианте она оказала влияние на формирование идеологии национал-социализма в Германии.

Понятие "жизнь" многозначно и по-разному толкуется в различных вариантах Философии жизни. Биологически-натуралистическое толкование характерно для течения, восходящего к философии Ницше и представленного Л. Клагесом, Т. Лессингом и др.: "живое" подчёркивается как нечто естественное в противоположность механически сконструированному, "искусственному". Для этого варианта Философии жизни характерна оппозиция не только материализму, но и идеалистическому рационализму - "духу" и "разуму", склонность к примитиву и культу силы, попытки свести любую идею к "интересам", "инстинктам", "воле" индивида или общественной группы, прагматическая трактовка нравственности и познания (добро и истина - то, что усиливает первичное жизненное начало, зло и ложь - то, что его ослабляет), подмена личностного начала индивидуальным, а индивида - родом (тотальностью), органицизм в социологии.







Date: 2015-09-18; view: 1162; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию