Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия природы





Что такое природа?

Запишем слово «природа» следующим образом: «при-рода». Природа — это то, что находится приро­де человеческом, то, из чего рождается сам человек. Осо­бенности, которые присущи исключительно человеку (и обществу), в природу не входят. Человек природен в силу своего физико-биологического содержания. Он надприроден постольку, поскольку вырабатывает слож­ные формы психической и социальной жизни. Во вза­имоотношении с природой человек реализует две свои уникальные способности. Он изменяет природу и сим­волизирует себя в ней, «записывает» себя в нее (маг­нитная плата компьютера содержит «записанную» на нее человеком информацию, скульптура свидетельст­вует об эстетических ценностях ее создателя).

Весьма близки по своему значению термины «при­рода» и «материя». Материя — это объективная реаль­ность. Материя в отличие от природы не содержит психические явления мира животных, в остальном природа и материя совпадают.

Итак, природаэто совокупность естественных условий существования человека и общества.

Обзор: исторические формы отношения человека к природе

Античная философия космоцентрична, космос по­нимается как неразделенность природы и человека. Гре-

ческие философы не противопоставляют природу чело­веку. Благая жизнь мыслится не иначе, как в согла­сии и гармонии с природой.

Средневековая христианская философия пони­мает природу как последнее звено лестницы, которая ведет вниз, от Бога к человеку и от человека к приро­де. Человек, развивая свои духовные силы, стремится к возвышению над природой. Иногда дело доходит до умерщвления плоти. В глобальном масштабе человек средневековья не меньше, чем человек античности, подчинен природным закономерностям и ритмам.

• В Новое время природа впервые становится объ­ектом тщательного научного анализа и вместе с тем по­прищем активной практической деятельности челове­ка, масштабы которой в силу успехов капитализма постоянно нарастают. Природа понимается как объект приложения сил человека в соответствии с данными ес­тественных наук, физики, химии, биологии.

• В XX веке (20-е годы) на фоне превращения де­ятельности человека в планетарную силу, которая не только созидает, но и разрушает, русским мыслителем ЕМ. Вернадским и французскими философами Т. де Шарденом и Е. Ле-Руа вырабатывается концепция ноосфе­ры. Ноосфера — это область господства разума. Име­ется в виду, что к XX веку единство природы и человека достигло нового качественного уровня. Те­перь человек должен руководить ходом природных процессов. И делать это следует на основе разума. Ве­ра в силу разума объединяет философов ноосферы с философами Нового времени.

Из четырех ведущих философских направлений наших дней — феноменологии, герменевтики, анали­тической философии и постмодернизма — тема приро-

ды занимает достойное место только в аналитической философии и герменевтике.

В аналитической философии стремятся реализовать научный, а также научно-технический подход к при­роде. Ее содержание интерпретируется на основе дан­ных естественных наук. Природа — это то, что описы­вается совокупностью естественных наук. При этом надо иметь в виду, что в XX веке по сравнению с Но­вым временем в естественных науках достигнуты впе­чатляющие успехи.

Герменевтики рассматривают природу как вклю­ченную в бытие-в-мире человека. Человек находится в мире, поэтому ему предстоит понять природу, что он делает посредством умеренной, а не хищнической прак­тической деятельности. Надо, мол, понять зов самой при­роды.

Наш краткий исторический обзор показывает, что человек всегда находился и находится в некотором соотношении с природой, которое он определенным образом интерпретирует. Человек изначально нахо­дится в условиях, когда в силу самого факта своего су­ществования он постоянно вынужден проверять при­роду на «человечность». С этой целью он использует все доступные ему средства, в том числе и философию.

О природе толкуется не только в так называемых естественных науках, к которым относят физику, хи­мию, геологию, биологию, но и в философии.







Date: 2015-09-18; view: 727; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию