Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философские инновации как аспект философской деятельности
В современном обществе все большую значимость приобретают инновационные процессы в различных сферах духовной Инновации – внедренное и доведенное до массового потребления (массово тиражируемое) нововведение в виде товара, услуги, технологии или иного продукта (материального или символического). Следует также подчеркнуть, что «инновация относится не просто к созданию и распространению новшеств, но к таким изменениям, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления»[60]. Особенностью современной инновационной деятельности является то, что она базируется на фундаментальных знаниях и прикладных исследованиях, т.е. включена в сложную, специализированную систему духовно-практического освоения действительности. В рамках этой системы сформированы и культивируются технологии массового производства знания и новых проблем и задач, решение которых приводит и к обновлению представлений о реальности, В этом плане мы хотели бы обратить прежде всего внимание на сложное, многослойное взаимодействие философского и междисциплинарного научно-гуманитарного знания, которое проявляется при постановке, обсуждении, разработке ряда проблем, касающихся развития современного общества. Речь идет о необходимости перевода сложного гуманитарного дискурса из неявно принимаемого философско-методологического Философская инноватика в своих массовых проявлениях генерируется в процессе развития и усложнения отношений философии с наукой, другими сферами духовности и практикой. Это определенный и вполне конкретный этап развития философской деятельности, связанный с развитием ее инструментально-прикладного потенциала. В этом плане философия следует по пути развития любой отрасли рационального познания, где происходит дифференциация на фундаментальную и прикладную сферы. В развитии философии с нашей точки зрения возможно выделить четыре основных ситуации: 1. Разработка новых философских систем. 2. Развитие уже существующих философских систем. 3. Формирование областей философской инноватики как сферы прикладных философских исследований и разработок. 4. Популяризация философских систем. Первые две ситуации – развитие фундаментального философского уровня. Третья и четвертая позиции – область философской инноватики в широком смысле: решение нефилософских проблем с помощью философского инструментария. По-преимуществу философская инноватика ориентирована на комплексные и междисциплинарные проблемы. С ее помощью осуществляется формирование эпистемологического контекста, который впоследствии остается «за скобками» междисциплинарного, или дисциплинарного исследования. Введение модели, где само философское знание и философская деятельность трактуются как дифференцирующиеся в зависимости от степени (уровня) абстрагирования и, наоборот, применительно к развитым механизмам перевода абстрактных схем в практическую деятельность или в духовную деятельность (практику) более конкретную, нежели философская, очевидно, осуществляется под влиянием и по аналогии с развитой научной деятельностью, где на определенном этапе ее развития, по образному выражению В последние годы в отечественной философии такого рода постановки сделаны рядом авторов, имеющих богатый опыт исследования генезиса, развития теоретических схем и их «оборачивания» в физике, логике, истории философии. Отметим с нашей точки зрения наиболее интересные в этом плане суждения В.С. Степина, В.С. Степин в обобщающей статье «Философия»[61] вводит знаковое различие философии на «теоретическую» и «практическую»: «Реальное различие решаемых философией типов познавательных задач иногда фиксируется как различие “практической” и “теоретической” философии. Но это различие относительно, если учесть, во-первых, что теоретическая компонента всегда присутствует и Однако при всей относительности различий «теоретической» В какой-то степени данная схема применительно к основаниям «теоретической» и «практической» философии трансформирована на базе идеи об универсалиях культуры: «Многие выработанные философией идеи трансформируются в культуре как своеобразные “дрейфующие гены”, которые в определенных условиях социальных перемен получают мировоззренческую актуализацию… На их основе могут создаваться религиозные, этические, юридические, политические учения, публицистика и эссеистика, которые наполняют практическим и эмоциональным содержанием категориальные структуры философии… Философские категории переплавляются в универсалии культуры, соединяясь с различными способами и технологиями деятельности, поведения и общения. Последующее функционирование универсалий культуры может в явном виде обнаруживать свои философские основания»[65]. Вновь подчеркнем то обстоятельство, что самым интересным здесь является не столько констатация наличия у теоретической (фундаментальной) философии разного уровня приложений и философского, и нефилософского характера, сколько раскрытие алгоритмов перехода от философской теории Весьма примечательной применительно к дифференциации философского мышления и философского знания выступает позиция С.А. Лебедева, выступившего с оригинальной концепцией изложения философского знания, базирующегося на анализе того, что можно обозначить как основания философии[66]. Поиск неких исходных общезначимых начал в изложении теоретической философии (а не только пересказа имен, подходов, методов, идей, принадлежащих крупнейшим философам) приводит автора к выводу о том, что «такой минимальной общезначимой основой может быть только структура философии. При этом одной из примечательных особенностей этой структуры является то, что Исходя из этого, автор дает следующую трактовку: «В огромном массиве философского знания, накопленного за многовековую историю его развития, необходимо четко различать два его основных уровня: теоретическую и прикладную философию. Это типологическое различие имеет своим основанием существенно разные типы философствования, которые отражаются и закрепляются в виде разных пониманий ее предмета. Теоретически философия имеет своим предметом всеобщие характеристики рефлексирующего сознания, категориальный строй мышления. Прикладная же (наиболее объемная часть философского знания) понимает предмет философии как учение о предельных основаниях Бытия. При этом в содержание последнего включаются разные виды бытия: Мир в целом, Природа, Общество, Культура, Жизнь, Человек. В самом по себе выделении теоретической (фундаментальной, «чистой») и прикладной философии нет ничего необычного. Оно идет Это, безусловно, очень важное суждение, хотя подобное этому суждение нами высказано двумя годами ранее[69] и в развернутом виде, содержащем и концепцию, и ее реализацию. Но дело не только в приоритетах: идеи, что называется, «витают» в воздухе. Важно: почему стали витать именно эти идеи, Подчеркивая, что «фундаментальная философия», как категория, может быть раскрыта прежде всего через обращение к категории «основания философии» (аналог «оснований математики»), необходимо вместе с тем отметить, что, к примеру, математика на этом пути приобрела за последние 100–120 лет развития (с того времени, как обратилась к осмыслению своих оснований) большой Отталкиваясь от сказанного выше, следует особо подчеркнуть, что у каждой фундаментальной философской системы есть своя версия (модель) философской инноватики. Структурализм и экзистенционализм, аналитическая философия и прагматизм, феноменология, волюнтаризм и марксистская философия опираются на собственный инструментарий философской инноватики, с помощью которого разрабатываются начала и подходы к формированию различных культурно-образовательных систем; инструментарий той или иной философии управления или философии политики; проектируются различные модели философской когнитологии или философии науки с их аппаратом рефлексии. Хотелось бы также подчеркнуть нетривиальность различий между различными моделями философской инноватики, формирующихся на базе альтернативных философских парадигм. Например, для разных форм позитивизма, аналитической философии, выводящих на философию науки как вид прикладной философии, существенно проявление в сфере соответствующей философской инноватики установки на конструктивизм, конструктивистский подход («Как же можно в целом определить, что такое конструктивизм? – отмечает И.Т. Касавин. – Я буду рассматривать его в первую очередь как направление в эпистемологии и философии науки, в основе которого лежит представление об активности познающего субъекта, который использует специальные рефлексивные процедуры при построении или конструировании образов, понятий, рассуждений… И в этом смысле он выступает как альтернатива любой метафизической онтологии и эпистемологического реализма»)[72]. Другой пример, как образец иного рода основной инновационной установки, характерен для герменевтической модели философской инноватики, где культивируется на этом уровне «концепция понимания» и «истина понимания» и альтернативный эпистемологии проект «работы со знанием»[73]. Одним из лучших примеров репрезентаций того, как складываются на базе различных моделей философской инноватики (экзистенциально-диалогической; критико-рационалистической; герменевтической; философско-аналитической; постмодернистской) различные версии философии образования и педагогической антропологии и соответствующие конструкты, определяющие основные направления педагогической инноватики, является фундаментальная работа Если проиллюстрировать с помощью схемы, включая и суждение об основаниях философии (метафилософия), фундаментальной и прикладной философии, то в целом «вертикальная» дифференциация философского знания и философского мышления может быть представлена следующим образом.
Схема 1. Дифференциация философского знания
Запрос на философскую инноватику в сфере гуманитарного знания, пожалуй, впервые обозначился в конце XIX – начале XX в., С другой стороны, в этот же период в рамках позитивизма сформировалась система философской инноватики, приложенной Достаточно известными примерами отечественной философской инноватики второй половины XX в. являются разработки Анализируя приведенные и другие примеры современной отечественной философской инноватики, необходимо отметить следующие ее особенности. Во-первых, идеальным случаем (условием) философско-инновационной деятельности является соединение в одном мыслителе функций и философа, и конкретика. Такого рода ситуации складывались еще в условиях классической науки. Яркими примерами здесь выступает творчество Р. Декарта, Г. Лейбница, раннего И. Канта, позднее – О. Конта, К. Маркса, М. Вебера. Вместе с тем и современное научное познание не смогло бы сделать свои последующие шаги без объединения философских и конкретных усилий А. Эйнштейна, Во-вторых, в творчестве отечественных ученых и философов, внесших большой вклад в становление философской инноватики В-третьих, при описании инструментария и самой деятельности в области философской инноватики особую значимость имеют ее образцы, примеры, то что называют «кейсы». Характерным «Итак, я всегда встаю перед вопросом, с чего начинать. Если начинать с изложения знания, то тогда оно может быть только догматическим (тогда на вопрос В.А. Лефевра «Как все это обосновать?» я, в принципе, не смогу отвечать). А если начать с характеристики механизмов моего мышления, то они точно так же будут казаться весьма произвольными, ибо основываются на том опыте работ и на тех теоретических представлениях, которые вам пока неизвестны. Выход из этого положения, как мне представляется, заключен в том, что единственным средством обоснования является демонстрация путей и методов получения самого знания (а пути Такая стратегия изложения и демонстрации материала требует от вас специфической способности и специфических способов работы, а именно – того, что мы называем методологическим и деятельностным мышлением»[74]. В современной философской деятельности инновационный компонент значительно усилился. Философы все более ориентированы не только на освоение, развитие классических и новых философских систем, парадигм, но и на решение задач, имеющих по отношению к ним прикладной характер. Анализ тематики докторских диссертаций за последние 8–10 лет, публикуемых в «Бюллетене ВАК», показывает, что значительную часть философского продукта (свыше 80%), защищаемого Вместе с тем нужно подчеркнуть, что в сфере философской инноватики задействованы не только профессиональные философы. Многие крупные ученые, конструкторы, художники, практики, сталкиваясь с проблемами, обращаются к инструментарию Восточной или Западной философии, а то и изобретают «философский велосипед». Но руку философам в этих случаях редко протягивают. Дескать – «наука сама себе философия!» Но это не так. Есть обширная пограничная область – и не научная, и не философская, Иными словами, функциональный аспект философского знания выводит нас на его методологические, мировоззренческие, аксиологические и иные приложения. А если продолжать двигаться по этим векторам далее, то мы выходим на уровень философской инноватики. Однако здесь есть и множество векторов, которые идут не от философии к ее приложениям, а от запросов сложных проблем Конституирование философской инноватики – это не дань моде. Востребованность философско-инновационной сферы связана со значительным ростом задач, востребующим инструментарий философской инноватики, что обусловлено прежде всего потребностями быстро развивающегося информационного общества, где задачи роста различных отраслей духовного производства начинают превалировать по отношению к отраслям материального производства[75]. Специфика философской инноватики репрезентируется прежде всего по отношению к техническим, научным, экономическим, художественным и ряду иных инноваций. Философская инноватика – это, несомненно, сфера символических инноваций, роста и развития того, что мы называем приложениями в сфере духовного производства, символическим капиталом. Это сфера приложения рационально-рефлексивного инструментария к решению сложно-системных и междисциплинарных проблем и задач. На выходе – усовершенствования в области интеллектуальной техники, техники целеполагания, техники межличностных коммуникаций и отношений. Что касается методологических и методических особенностей философской инноватики, то прежде всего нужно подчеркнуть специфику методологии философской инноватики на уровне основной методологической установки. Она прежде всего связана с переключением мыследеятельности с созерцательной установки – на проектную. В связи с этим вспоминается известный марксов тезис: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Но кто это должен делать? Прежде всего философы, которые должны трансформировать и сам интеллектуальный процесс, и его взаимосвязь с практической деятельностью. Еще один сюжет задействован на разработку инструментария, с помощью которого моделируется внешний и внутренний диалог, собственно теоретико-рефлексивная деятельность. Стоит отметить также значимость аналитического инструментария, нацеленного на изучение междисциплинарных связей, вычленение инвариантных теоретических образов, возникающих в различных отраслях фундаментального научного знания. Если конкретизировать, то в исследованиях и разработках Резюмируя сказанное, подчеркнем: философской инноватикой следует называть сферу интеллектуальных и практических разработок междисциплинарного вида, осуществляемых с помощью инструментария философской рефлексии. Потребность обозначения этой области деятельности термином «философская инноватика» связана прежде всего с необходимостью более точной квалификации данного вида деятельности – это не сфера фундаментальной философии, и даже не всегда ее прикладная часть в виде «философии науки», «философии политики» или «философии религии», а решение еще более конкретных Инструментарий философской инноватики ориентирован на решение сложносистемных, междисциплинарных проблем, где совершенно недостаточен монодисциплинарный инструментарий и необходимо решать задачи выявления оснований науки, осуществления синтеза различных дисциплинарных отраслей, разработки проектов сложносистемной деятельности, направленной на большую перспективу, решение социально-практических задач, сопряженных с деятельностью субъектов с разнонаправленными стратегиями, и т.п.
Date: 2015-09-18; view: 412; Нарушение авторских прав |