Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Поможет ли философская антропология решить проблему сущности человека?
Другим направлением современной мировой философии, которое основным предметом анализа делает человека, выступает «Философская антропология». Необходимо сделать одно уточнение, связанное с употреблением термина «философская антропология» как в узком, так и в широком смысле. В широком смысле данное понятие употребляется для характеристики философских учений, ориентированных на проблему человека. В узком смысле – это философское направление, рассматривающее человека с точки зрения его бытия. Суть антропологической философии заключается в попытке определить основы и сферы собственно человеческого бытия, человеческой индивидуальности, творческих возможностей человека, из него и через него объяснить как его собственную природу, так и смысл, и значение окружающего мира. Непосредственным предшественником и основателем философской антропологии считается, немецкий феноменолог Макс Шелер (1874–1928). Основные идеи философской антропологии изложены в его работе «Положение человека в космосе». В ней он приходит к выводу, что понимание и познание человека не было столь проблематичным, как в XX в. Объяснением этому служит то, что для этого периода характерна абсолютизация «знаний контроля», т.е. естествознания, недооценка «знаний культуры», т.е. антропологии, и пренебрежение к знаниям «спасения», т.е. знаниям о восхождении человека к Богу. Именно поэтому отсутствует синтетическое учение о человеке, что и определяет неустойчивость человеческого бытия. Выход из создавшегося положения М. Шелер видит в начертанной им программе. Согласно этой программе философская антропология должна соединить конкретно-научное, предметное изучение различных сторон и сфер человеческого бытия с целостным философским его постижением. В этой связи он характеризует философскую антропологию как науку о метафизическом происхождении человека, его физическом, психическом и духовном началах в мире, Вместе с М. Шелером у истоков современной философской антропологии стоит и немецкий философ Гельмут Плеснер (1892–1985). Исходные предпосылки своего понимания философской антропологии Г. Плеснер изложил в работе «Ступени органического Наиболее известными представителями философской антропологии являются Арнольд Гелен (1904–1976), Эрих Ротхакер (1888–1965), Ханс-Эдуард Хенсстенберг (р. 1904), Конрад Лоренц (1903–1989). Ответ на вопрос: «что такое человек?» обосновывается в философской антропологии в связи с анализом «субстрата» и «сущности» человека. В рамках этого обоснования прослеживаются биологическая и функционалистская ветви современной философской антропологии. Представители биологической ветви (А. Гелен, К. Лоренц) рассматривают человека, его положение в мире с биологической неспециализированностью (как результат социального развития). Несколько отличным от биологической интерпретации философской антропологии является функционалистский подход к человеку. Основное содержание функционалистского подхода развернуто в работе немецкого философа Эрнста Кассирера (1874–1945) «Что такое человек? Опыт философии человеческой культуры». Согласно функционалистской точке зрения, сущность человека исчерпывается кругом его деяний, обусловленных пересечением символов языка, мифа, религии, искусства, науки и истории, ибо человек – узник мира образов, сотворенных им самим. Поэтому подлинной философией человека может быть только философия, проникающая в структуру каждой из этих форм и рассматривающая их как органическую целокупность. Решение проблемы культуры и человеческого бытия сводится к отысканию формообразующего принципа, а не к раскрытию содержания, скрывающегося за символическими формами. Особое место в философской антропологии занимает психоаналитическое понимание человека и его сущности. Эта традиция восходит к идеям венского врача-невропатолога и психиатра Зигмунда Фрейда (1856–1939). З. Фрейд утверждал, что сознание есть лишь надстройка над его предсознательной и бессознательной основой. Фрейдовская трактовка личности основывается на вычленении трех структурных элементов, обладающих своей собственной спецификой и находящихся в определенном соподчинении друг с другом. «Оно» глубинный слой бессознательных влечений, это то сущностное ядро личности, вокруг которого объединяются и над которым надстраиваются остальные элементы. «Я» – сфера сознательного, своеобразный посредник между бессознательными влечениями человека и внешней реальностью, включая природное и социальное окружение. «Сверх-Я» («Я-идеал») – сфера должествования, моральная цензура, выступающая от имени родительского авторитета и установления норм в обществе. Таким образом, «то, что в индивидуальной душевной жизни принадлежало глубочайшим слоям, становится благодаря образованию Я-идеала самым высоким в смысле наших оценок достоянием человеческой души» (Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989. С. 439). Психоаналитическое видение человека повернуло философское осмысление бытия человека в мире, вовнутрь индивида, акцентируя внимание на тех аспектах жизни, которые проявляются по ту сторону сознания. В первой половине XX в. У З. Фрейда было много последователей. Среди них: Карл Густав Юнг (1875–1961); Альфред Адлер (1870–1952); Карен Хорни (1885–1952); Эрих Фромм (1900–1980). Наряду с экзистенциальной и психобиологической концепциями человека в современной мировой философии сложилось и теистическая тенденция, реализованная в философии персонализма.
Date: 2015-09-18; view: 440; Нарушение авторских прав |