Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что такое метафизика?





 

Термин «метафизика» введен в I в. до н.э. комментатором трудов великого древнегреческого мыслителя Аристотеля Андроником Родосским и буквально означает «то, что после физики». А. Родосский расположил труды Аристотеля по естествознанию (физике) первыми, а после них – философские труды, т.е. учение о всеобщих основаниях бытия, о его первоначалах, о том, что недоступно для созерцания в конкретных науках, а постигается умозрительно, знание в целом, натурфилософия.

С ХVI в. термин «метафизика» употребляется в значении «онтология», т.е. учение о бытии как таковом.

Современное толкование термина «метафизика» введено
в ХVIII в. выдающимся немецким философом Г. Гегелем: «антидиалектика».

Метафизика и диалектика – методы рассмотрения философских проблем, но они существуют и за пределами философии,
в обыденном познании, в науке как способы жизнедеятельности.

Исторически сложилось так, что в знании, и особенно в философии древности, прежде всего у древних греков, большое распространение получила диалектика (особенно в философии Гераклита Эфесского: всем известны его умозаключения «все течет, все изменяется», «нельзя дважды войти в одну и ту же реку» и др.). Но эта диалектика имела наивный, стихийный характер. Поэтому, когда человечеству стало необходимо накопить конкретные знания о явлениях природы, постепенно роль всеобщего метода начинала играть метафизика (особенно в ХVII-ХVIII вв.), рассматривавшая явления вне связи, вне развития, одно независимо от другого: так неразвитой науке было легче и проще изучать явления и накапливать конкретный фактический материал. Когда же человеческое знание накопило достаточно большое количество фактов об окружающем мире, в них надо было разобраться, объяснить, увязать друг с другом, отделить случайное от необходимого и т.д., т.е. потребовалось рассмотреть явления во взаимосвязях, взаимодействии, изменении, развитии, как это имеет место в самой действительности. Метафизика, следовательно, как всеобщий метод стала изживать себя, эта роль постепенно стала переходить к диалектике.

Развитие диалектических взглядов на мир распространялось
в ХVIII-ХIХ вв. прежде всего в естественных науках. Диалектика как наука о всеобщих законах движения возникает в математике (учение о переменных величинах), в астрономии (гипотеза Канта–Лапласса о возникновении солнечной системы из газопылевого облака на основе его качественного преобразования, развития), в геологии (учение Майеля о качественном изменении поверхности земли), в биологии (эволюционная теория Ч. Дарвина). Наряду с указанным последним, еще два великих открытия XIX в. (закон сохранения и превращения энергии и теория клеточного строения живого) особенно основательно способствовали утверждению диалектики
в науках о природе. Целый ряд крупных открытий в физике в конце XIX – начале XX в. потряс механистическую картину мира и утвердил электромагнитную, а точнее диалектическую картину мира (открытие естественной радиоактивности, электрона, теория относительности, квантовая механика и др.). Естествознание доказало, что природа диалектична. Оно в указанный период фактически стало наукой о законах движения, развития природы.

Ко второй половине XIX в. все сферы познания фактически стали диалектическими. В области мышления это сделал Г. Гегель, в диалектике понятий гениально угадавший диалектику вещей. Принципы диалектики в объяснении общества утвердили: К.Маркс, его соратники и последователи, аккумулировавшие принципы историзма и трудовой теории стоимости, начиная с Гердера – Руссо – Тьери, Гизо, Минье – Оуэна, Сен-Симона, Фурье – А. Смита, Д. Рикардо. Во всех этих областях науки были открыты всеобщие законы, утвердившие идею универсального движения, развития, всеобщей связи в понимании всех сфер действительности.

Историческое место и роль метафизики изменились, но это не означает, что она вообще отброшена или должна быть отброшена: она, говоря словами Г. Гегеля, диалектически «снята», т.е. из всеобщего стала вспомогательным, подчиненным методом – в обыденном познании и жизни, в науках (в определенных рамках и конкретных условиях), когда предметы в статике, но не останавливаясь на этом и переходя далее к диалектическому синтезу, ибо диалектика
в наибольшей мере в настоящее время соответствует потребностям современной науки и практики.

Итак, диалектика – это наука о наиболее общих закономерных связях, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески-познающего мышления и деятельности.


Метафизика и диалектика как методы философствования
в процессе истории выступали в разных формах. Можно выделить две исторические формы метафизики.

1-я (классическая) форма метафизики (ее еще называют «старой» метафизикой) охарактеризована выше, она была присуща философии и науке ХVI-XIX вв. (натурфилософия, метафизический материализм и др.) и базировалась на отрицании развития
и всеобщих связей.

2-я форма метафизики («новометафизический» метод) возникла в начала XX в., когда под давлением неумолимых фактов
и выводов науки стало абсурдным прямо отрицать развитие. «Новая» метафизика не отрицает развития, но трактует его односторонне, ограниченно, выпячивая одну из сторон сложного и противоречивого процесса развития (например, качественные изменения, «зряшное», «голое» отрицание, либо количественные изменения – так называемый «плоский эволюционизм» и т.д.).

Можно выделить целый ряд видов метафизического мышления, либо подходов к действительности на основе «новой» метафизики, метафизического способа жизнедеятельности, которые возникают в результате абсолютизации отдельных форм познания или практической деятельности (они имеют место и в системе социального управления): сенсуализм, эмпиризм, рационализм, догматизм, релятивизм, агностицизм, бюрократизм, консерватизм, волюнтаризм, конформизм, натурализм, формализм, фатализм, прожектерство, эклектика, софистика и т.д.

 

Что такое диалектика?

Термин диалектика означал в древнегреческой философии следующее: искусство вести спор (Сократ) или искусство доказательства (Платон). Современное научное понимание диалектики как науки о развитии принадлежит Г. Гегелю.

Наиболее распространенное в настоящее время определение диалектики следующее: это наука о всеобщих связях, взаимообусловленности, взаимодействии и развитии явлений. Имеется ряд других (по форме, но не по сути) определений диалектики: наука
о всеобщих законах развития природы, общества и мышления; наука о том, как возникают, развертываются и разрешаются противоречия; наука о противоречиях в самой сущности явлений и др.

Известны три основные исторические формы диалектики.

1. Стихийная, наивная диалектика древних (наиболее яркий представитель – древнегреческий философ Гераклит Эфесский).

2. Идеалистическая диалектика Г. Гегеля (вторая половина ХVIII – первая треть XIX вв.).

3. Материалистическая диалектика марксизма (возникшая
в середине XIX в. и существующая вплоть до наших дней).

Элементы диалектики в настоящее время содержатся в различных (кроме марксизма) философских направлениях: в философии науки (Т. Кун, С. Тулмин, К. Поппер, И. Лакатос и др.), в герменевтике (Х.-Г. Гадамер), в философии Франкфуртской школы
(Г. Маркузе, Т. Адорно, Ю. Хабермас), экзистенциальная диалектика (Ж.-П. Сартр), рационализм Г. Башляра и др.

Следует отметить, что в известный период в советской философской литературе имелась определенная абсолютизация роли материалистической марксистской диалектики (что само по себе противоречит подлинной диалектичности): делался чрезмерный упор на революционную сторону ее, преуменьшалось значение эволюционных путей и методов преобразований, имелось определенное «бравирование» научностью марксистской диалектики, которая, дескать, могла быть только единственно научной. Поэтому далее, пытаясь избежать этих абсолютизаций, мы будем вести речь о диалектике в целом, вообще, а не об одной из ее форм, конечно, отдавая должное высшей ее исторической форме (см. схему).

 







Date: 2015-09-18; view: 382; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию