Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В чем проблема единства и автономии социального и биологического в возникновении и развитии человека?
Определение человека в философской литературе зачастую сводилось к характеристике его как субъекта общественно-исторической деятельности и культуры, высшей степени развития живых систем на Земле (Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 736). С позиций данного подхода понятие «человек» освещается недостаточно всесторонне. Во-первых, человек качественно иная система, не сводимая даже к высшей ступени живых систем; во-вторых, значительно ограничено пространство практической деятельности субъекта. Человек – социально-природное существо, субъект созидания, познания и изменения обстоятельств своего существования и своей жизнедеятельности. Труд и есть посредствующее звено, которое соединяет при происхождении и разъединяет в дальнейшем историческом развитии людей и животных. Труд, производство, как человеческий способ жизнедеятельности, подняли людей над прочими животными На современном этапе научного познания, когда стало трудно отрицать диалектический характер преемственности, этапность По новейшим археологическим и антропологическим данным Антропогенез в целом есть взаимопроникающее единство процессов социализации (развитие форм общения и элементов материальной культуры, формирование общественных отношений), сапиентации (изменение телесной физической организации Специфика социальной материи заключена в многообразных видах человеческой деятельности, в которых социальное и биологическое находятся в единстве. Но это отнюдь не означает ни их взаимного растворения, ни параллельного существования двух начал. Социальное и биологическое в структуре человеческого бытия едины и относительно автономны по отношению друг к другу. Анализируя социальное и биологическое в процессах возникновения развития человека и его сознания, исследователи совершенно правильно обращают внимание на сложный многоплановый и многогранный характер их отношений. При изучении психологических проблем антропогенеза, например, отмечают, что в одних измерениях биологическое выступает по отношению к психическому как механизм (физиологическая основа психических процессов), в других – как содержание психического отражения (внутренностные ощущения), в третьих – как фактор, влияющий на психические явления, Процесс формирования многоуровневой структуры человека отражает ряд общих закономерностей развития сложных систем. При формировании систем социального типа часть элементов предшествующей биологической системы, способ их взаимодействия между собой не вытесняются и не трансформируются полностью новыми элементами и возникающим, соответственно, способом их взаимодействия, а подчиняются лишь функциональным связям и отношениям, характеризующим более высокий порядок развития нового системного целого. Клеточное строение, безусловный рефлекс, биологические реакции и т.п. отражают единообразие Биологическое в человеке выступает как целостность природно-животного и антропобиологического уровней его структуры. Биологическая основа является относительной частью целостной структуры человека, в которой все качественно различные определенности взаимосвязаны и соподчинены друг другу. Целое же всегда управляет частью, по крайней мере в главном. «Организм рождается, – писал Н.А. Бердяев, – но творится человеком, он – порождение природной космической жизни, в нем целое не слагается Социальное – внутренний, неотъемлемый компонент субстрата человеческого бытия, который представляет собой совершенно новый вид целостности по своей структуре и функциям, в категории «социальное» находит отражение жизнь общества как совокупности не только общественных отношений, но и множества индивидов, участвующих в изменении социальных и природных условий их существования. Социальное выражает определенное развитие сложных систем, исторические формы их движения, носителем которых выступает человеческий род, общество, личность, человек в единстве социальной и биологической сторон его существования. Раздвоенность бытия человека на взаимоотрицающие стороны, которые одновременно едины и взаимообусловлены в процессе его реальной жизни, подтверждает, что в качестве одной из форм общественные отношения всеобщей взаимосвязи явлений мира есть специфически определенный тип внутренних и внешних связей, образующих общество как органически целостную систему разноуровневых процессов – социальных и несоциальных. Уже отмечалось, что чувственно-предметное освоение и изменение мира, информационно-речевое общение являются ведущими социальными факторами, обусловившими историческое становление и дальнейшее формирование человеческого рода, индивидуальное развитие современного родившегося человека: факты свидетельствуют, что у детей, выросших вне общества, ни одна из биологических потребностей автоматически не превращается в ходе развития ни в одно из человеческих качеств, способов поведения и деятельности, генетически запрограммированные человеческие способности остаются нереализованными. Обычно философы При осмыслении подобных феноменов следует учитывать, что происходит нарушение закономерных связей и единства биологического и социального. При этом, подобно ряду случаев наследственно обусловленных заболеваний, развитие морфофизиологических элементов и психических функциональных процессов происходит путем усиления и развертывания природно-биологического, ослабления и свертывания антропобиологического в программе целостного процесса развития индивида из-за отсутствия контакта с социальной средой, культурой, отсутствия всех видов общения с людьми, в том числе информационно-речевого и практических коллективных (игровых, учебных и т.п.) в предметном мире. Именно в виду отсутствия социальных факторов не находит своего проявления Единство биологического и социального представляет собой одно из глубоких диалектических противоречий, выступающих предпосылкой и условием развития человека. Непонимание объективного единства и автономии биологического и социального в научном познании приводило и приводит к двум крайностям. Одна из них заключается в абсолютизации единства биологического и социального. На практике это выражается либо в объективно идеалистических концепциях (вульгарный социологизм), либо в различного рода упрощенно-материалистических идеях (биологизаторство). Другая крайность заключается в дуалистическом разрыве природно-биологического и социального, в их абсолютном противопоставлении. Фактически это приводит к абсолютному противопоставлению естественных и гуманитарных наук. Важно учитывать, что социальное тесно и неразрывно связано с природно-биологическим генетически и исторически и, вместе с тем, не сводится к нему, качественно отлично от него. Категория «биологическое» характеризует в возникновении Концепции (социобиологии, фрейдизма, этологии и т.д.), исходящие из принципа подчиненности культуры, человека биологическим законам, стоят на редукционистских позициях. Факты научных исследований (генетика, психология, биология и др.) свидетельствуют, что лишь 1% признаков личности обусловлен генетически На исторических этапах развития в зависимости от характера социальных условий жизни и типа общественных отношений виды противоречий социального и биологического своеобразны. Но в каждом конкретном моменте они являются производными от собственно социальных противоречий, раскрывающих содержание источников развития исторически определенных типов общественных систем, способов жизнедеятельности и форм общения. Подвижность границ и динамика противоречий социального и биологического обусловлены сменой жизни человека и характером профессиональной деятельности, а также возрастными возможностями организма. На ряде этапов индивидуального развития – начальном, подростковом, человека в целом, юношеском, во время болезней Сама по себе постановка вопроса о возможности вмешательства в генетическую структуру человека с целью лечения различного рода наследственных заболеваний и защиты наследственности от вредоносного воздействия на нее радиации, ряда химических веществ и других внешних факторов правомерна, заслуживает внимания и поддержки. Так, из-за обильного, недостаточно продуманного использования в сельском хозяйстве людьми ядовитых Философско-антропологическим анализом и ходом исторического развития доказывается, что нарастание внутреннего единства между биологическим и социальным является более глубоким и определяющим, нежели момент их расхождения. Показателен рост средней реальной продолжительности жизни человека, которая возросла с 20–22 лет в древности до 30 лет в XVIII в., 56 лет в Западной Европе к началу XX в. и 75–77 лет – в наиболее развитых странах в настоящее время. Биологическая эволюция человеческого рода продолжается. Изменился ее темп и вектор ее направленности. Но вряд ли достаточно обоснованными являются идеи некоторых ученых, сводящих дальнейшие биологические изменения человека лишь к эволюции его мозга и предрекающих в этой связи физическое вырождение человечества, поскольку под влиянием социальных факторов возможны деструктивные перестройки мозга – например, его сморщивание и т.д. Да, действительно, снижается двигательная активность человека – и значительно возрастают нагрузки на его нервную систему. Принцип единства социального и биологического в комплексном исследовании человека выступает в качестве философского, поскольку он отражает один из моментов всеобщей связи и взаимообусловленности мира, биологические особенности человека составляют его природную основу, а общественно значимые качества выражают сущностные характеристики жизни человека. Можно подчеркнуть следующее: человек существо биосоциальное по содержанию, а по сущности – социальное.
Date: 2015-09-18; view: 351; Нарушение авторских прав |