Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Складывание системы социальной защиты в странах Африки





Одним из наиболее проблемных в социальном отношении регионов мира является Африка. Нищета и бедность приобрели здесь настолько массовый характер, что многими воспринимаются как «естественные» явления. На сумму менее одного доллара США в день, а это, по сути дела, уровень нищеты, здесь существует 250 млн человек, что примерно составляет 40% от общей численности населения региона. Более 200 млн африканцев не имеют доступа к медицинскому обслуживанию. Только в десяти африканских странах дети имеют возможность получить универсальное начальное образование. Из 34 млн человек, пораженных в мире к началу 2000-х гг. СПИДом, около 2/3 живут в Африке. С середины 1980-х по середину 2000-х гг. от этой страшной болезни умерло более 20 млн африканцев. Целое поколение детей теряет

1 Шестакова Е.Е. Социальные реформы в латиноамериканских государствах: политика и идеология/Друд за рубежом. 2001. № 3. С. 36.


из-за СПИДа своих родителей. По данным Генерального секретарь ООН Кофи Аннана, к началу 2000 г. глобальная эпидемия затронула судьбы 11 млн сирот, из которых 90% — африканские дети.

Войны и вооруженные конфликты стали бедствием для народов Африканского континента. В результате за последние 20 лет погибло 8 млн человек. И сегодня почти 20 государств к югу от Сахары охвачены войнами, что мешает их социально-экономическому развитию, несет страдания и горе народам воюющих стран.

Серьезной социальной проблемой Африки является безработица. Для примера можно сослаться на государство Заир. В этой стране, где сосредоточено до 60% мировых месторождений кобальта и магния, в конце 90-х гг. почти 80% трудоспособного населения не имело работы. При этом промышленные мощности страны были загружены менее чем на 10%. Даже в экономически более благополучной ЮАР к началу 2000-х гг. не менее 7 из 10 молодых южноафриканцев в возрасте от 20 до 29 лет являлись безработными.

На фоне перечисленных острых социальных проблем трудно говорить о реально функционирующих системах социальной работы применительно к большинству стран региона. Такая деятельность достаточно последовательно и активно ведется лишь в небольшом количестве относительно развитых африканских стран (ЮАР, Тунис и др.). На профессиональном уровне стали развивать Социальную работу в Нигерии, Зимбабве, ставших полноправными членами Международной федерации социальных работников. В тех же африканских странах, где пока еще социальная работа не получила развития, социальная помощь оказывается преимущественно на традиционном уровне. Семья, территориальная (племенная) и религиозная община являются основными ее субъектами. Определенную поддержку нуждающемуся в социальной помощи африканскому населению оказывают различные гуманитарные, благотворительные объединения, действующие под эгидой международных организаций и влиятельных ассоциаций индустриально развитых стран мира.

ЮАР является одной из немногих африканских стран, где уже сложилась и не первый год достаточно эффективно фун-


кционирует система профессиональной социальной работы. Р. Вуд, исследовавший специфику социальной работы в этой стране, вполне компетентно заявлял, что здесь широко признана важность социальной работы, которая отличается в целом высоким профессионализмом.

Многие южноафриканские социальные работники заняты в сфере социального обслуживания. В стране существует разветвленная сеть служб, помогающих гражданам пожилого возраста и инвалидам. Структурными подразделениями этих учреждений, которые именуются социальными клубами, являются центры дневного обслуживания пожилых, службы помощи на дому и др. Хотя с государственной политикой расового неравенства в ЮАР покончено, однако все еще сохраняются многие преимущества у белого населения. Те же социальные клубы в 90-е гг. обслуживали в основном белых граждан страны. Подобная тенденция сохранялась и в начале 2000-х гг. Она коснулась и других важных сфер социально-экономической жизни. По официальным данным, в 2002 г. в ЮАР из 40% общего числа безработных трудоспособных граждан 35% составляли африканцы и лишь 5% белые. Пожилые граждане из числа африканцев обслуживаются, как правило, общинными социальными службами..

Стационарные социальные учреждения по обслуживанию пожилых и престарелых принадлежат в Южной Африке в основном частным социальным структурам. Однако помощь им оказывает и государство. Здесь также получают услуги преимущественно белые граждане.

Пенсионное обеспечение в ЮАР не является обязательным, хотя имеет государственный характер финансирования. Гарантированные пенсии получают по результатам тестирования. Наряду с пенсией по возрасту пенсионные пособия выплачивают инвалидам, ветеранам и др. Имеется здесь такой вид пенсионного обеспечения, как пособие по уходу за больными проказой. В 90-е гг. все еще оставались дискриминационные проявления расового характера в пенсионном обеспечении. Размер пенсии африканцев был ниже, чем у белых пенсионеров, в среднем по стране на 40—45%.


Система государственных пособий в ЮАР распространяется на нетрудоспособных граждан,- а также на лиц, страда-


 




ющих некоторыми опасными болезнями. Довольно существенны размеры пособия при туберкулезе и дотации на его лечение. Эта болезнь в начале 2000-х гг. убивала ежегодно более 13 тыс. человек и еще большее их число делала нетрудоспособными. Тем, кто в связи с такой болезнью не мог работать, государство предоставляло пособие по инвалидности и дополнительно выделяло денежные дотации налечение. Поскольку работу найти в стране сложно и зарплата часто бывает крайне низкой, то не редкость, когда больные туберкулезом сами прекращали лечение, чтобы и дальше получать материальную помощь. Сумма пособия примерно в 10 раз превосходила доходы от случайных заработков.

Особенностью системы социальной работы в ЮАР является ее активная включенность в сферы здравоохранения и образования. Отделения социальной работы существуют здесь в большинстве больниц, а в наиболее крупных функционирует их несколько. Социальные работники устанавливают контакты с семьями, близкими знакомыми больных, обеспечивают психологическую поддержку. В случаях смерти или тяжелого диагноза подопечного именно они профессионально разговаривают с семьей и друзьями.

Социальные работники в Южной Африке работают и во многих школах, особенно в частных. Нередко они выступают в качестве посредников между школьниками и общиной. В работе с учащимися они содействуют развитию у детей и подростков таких необходимых навыков, как коммуникабельность, способность принимать ответственные решения, умение сочувствовать и прощать, осознавать себя как личность и др.

В Африке важную роль играет традиционный аспект социальной помощи. Уже отмечалось, что помощь престарелым африканцам в ЮАР оказывается преимущественно службами, функционирующими на уровне местных общин.

У африканских народов, ведущих племенной образ жизни, сохраняется культ пожилых родителей. Например, у народа венда самое уважаемое положение и последнее слово при решении важнейших вопросов принадлежит не главе семьи — кормильцу, а его пожилым родителям. Их здесь особо почитают за то, что они после смерти «могут общаться с


небесными силами» и попросить у них помощь для оставшихся в живых сородичей.

У того же африканского народа венда при решении семейных неурядиц роль «социального посредника» берет на себя старшая сестра главы семьи. Существует и целая иерархия «светских посредников», профессионально работающих за вознаграждение. В их число входят местные прорицатели, которые иногда помогают найти выход из сложной жизненной ситуации.

Как уже отмечалось, социальную помощь бедствующим народам Африки оказывают международные организации и благотворительные ассоциации. В некоторых государствах действуют местные организации, занимающиеся привлечением финансовых средств для благотворительной деятельности. Таким ассоциациям иногда удается получить и субсидии от правительственных органов. Для примера можно сослаться на ЮАР, власти которой в 90-е гг. периодически оказывали финансовую поддержку благотворительным организациям, специализировавшимся на помощи престарелым гражданам и инвалидам.


Уже не один десяток лет большую работу ведет в Африке Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, которое является главным органом в системе учреждений, призванных реагировать на все крупномасштабные чрезвычайные ситуации, связанные с беженцами. При поддержке этой организации в начале 90-х гг. в Кении в срочном порядке было создано 15 лагерей, где были размещены тысячи беженцев из Сомали, Эфиопии и других близлежащих стран. Общая численность беженцев, которых приняла тогда Кения, составляла более 420 тыс. человек.

Помощь народам Африки оказывают также правительства и гуманитарные организации ряда стран мира. При поддержке Франции, занимающей на международном уровне одно из ведущих мест в борьбе с эпидемией СПИДа, в некоторых африканских странах были созданы специализированные приюты для детей, родители которых умерли от этой болезни. Один из приютов для «сирот СПИДа» действует в Кении. В 90-е гг. международная помощь для борьбы с эпидемией вирусного менингита была оказана Нигерии. В эту


 




страну, население которой насчитывает более 110 млн человек, была доставлена необходимая вакцина.

Социальную поддержку африканскому населению предоставляют и многочисленные религиозные организации. Для помощи беженцам, размещенным во временных лагерях на территории ряда государств Африки, своих представителей регулярно направляет Всемирная лютеранская федерация. Во второй половине 90-х гг. в Конго на средства евангелистов и некоторых гуманитарных организаций был создан учебный центр для детей народа пигмеев. Здесь ребята получили возможность не только для обучения, но и медицинского обслуживания.

Потребовались большие усилия ООН, различных неправительственных гуманитарных и благотворительных организаций для вовлечения африканских стран в систему мероприятий по планированию семьи. Основным показателем ее результативности считается уменьшение суммарного коэффициента рождаемости, который учитывает среднее число детей, рожденных одной женщиной за весь ее репродуктивный период. В целом по Африке этот коэффициент за четверть века удалось снизить. В 1970—1975гг. он был равен 6,3, а в 1995—2000 гг. — 5,1. В течение 90-х — начале 2000-х гг. повсеместно наблюдался рост удельного веса африканских женщин, пользовавшихся различными методами предохранения от беременности.

В целом процесс формирования в африканских государствах систем социальной защиты развивается сложно, во многих случаях крайне медленно и противоречиво. Большинству стран континента еще предстоит разработать и внедрить механизмы социального страхования, что крайне затруднительно в условиях массовой безработицы и нищеты. Как полагают некоторые эксперты, африканским странам, где пенсионные системы находятся в зачаточном состоянии, первоначальный упор следовало бы сделать на обеспечение страховой сетки для пожилых лиц, которую целесообразно финансировать на началах распределительной системы.


Перспективы развития социальной сферы, формирования действенных систем социальной защиты в африканских и в латиноамериканских странах будут во многом определять-


ся их экономическим положением, подъемом национальных отраслей промышленности и сельского хозяйства. До тех пор, пока не заработают страховые механизмы, особая ответственность за обеспечение необходимого минимума социальной защиты ложится на государственные органы, местные власти, территориальные и религиозные общины.Ослаблению остроты некоторых насущных социальных проблем способствует и деятельность различных благотворительных, гуманитарных организаций, включая международные ассоциации.

Завершая разговор по рассматриваемой теме, следует подчеркнуть, что нельзя создать сколько-нибудь действенную систему социальной защиты в странах, где государственные власти до минимума ограничивают социальные расходы, где из-за огромных размеров бедности, нищеты и безработицы остается низким уровень внутреннего накопления, сохраняется малая емкость потребительского рынка. Неолиберальный путь модернизации в условиях Латинской Америки и Африки не привел к долгожданному прогрессу. Приоритетным направлением социально-экономического развития стран этих континентов может стать новая модель «экономически стабильного и социально справедливого общества», ориентированная на активное развитие отечественного производства, обеспечение высокого уровня образования, внедрение достижений науки и новейших технологий. Такая идея начинает находить все большее понимание и одобрение. При названной стратегии развития могут появиться реальные условия и дополнительные возможности для формирования вполне эффективных систем социальной защиты.

Контрольные вопросы к теме IX

/. Неолиберальный характер системы социальной защиты большинства латиноамериканских стран.

2. Чилийская модель пенсионного обеспечения: специфика и
опыт реализации.

3. Распространение частного медицинского страхования в
государствах Латинской Америки.


 




4. Роль традиционно-семейного фактора в оказании соци
альной помощи в латиноамериканских странах.

5. Децентрализация системы социальной защиты в Латин
ской Америке.

6. Складывание систем социальной защиты в странах Аф
рики.







Date: 2015-09-18; view: 734; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию