Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 7. Харизматический имидж ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Внешние черты лидера, его «стигматы», внешняя привлекательность или ущербность – лишь стартовая точка для формирования его имиджа. Образ харизматика – это то, каким он себя предъявляет публике. Этот образ складывается еще и благодаря его поведению и методам коммуникации. Имидж, бренд лидера возникает, когда все эти элементы складываются вместе. Тогда в сознании публики – поклонников, последователей, электората – появляется цельная картинка лидера. Харизма требует уникальной картинки. Но в то же время образ лидера не может не соответствовать определенному архетипу властной фигуры, закрепившейся в массовом сознании еще с древности. Следовательно, имидж харизматика непременно опирается на несколько типичных черт, базовых составляющих мифа. В этой главе мы поговорим о том, как уникальные особенности лидера – «стигматы», странности, сверхспособности – и его архетипические черты соединяются, как они складываются в имидж. Аскетизм лидера Образ харизматического лидера восходит к его миссии. Если имидж харизматика отклоняется от его сверхзадачи, от идеалов, которые он транслирует окружающим, харизматический миф разрушается. Влияние лидера ослабевает. Поэтому одна из главных угроз образу лидера – дисбаланс между его личными интересами и всеобщей выгодой. Вспомните, что мы обсуждали в главе о миссии харизматического лидера: харизматик видит свое предназначение в том, чтобы давать другим, а не брать себе. Люди, идущие за лидером, независимо от их моральных и религиозных убеждений считают, что он живет для реализации какой-то сверхцели. Если же обнаруживается, что харизматик занят удовлетворением своих мелких личных нужд и даже не скрывает этого, образ всемогущего лидера тает на глазах. Влияние харизматика – тонкая игра с чашами воображаемых весов. На одной чаше – все то, чем лидер одарил своих поклонников или свой народ. На другой – все, что он взял для себя. Харизматическому лидеру важно, чтобы на этих весах сохранялся дисбаланс. Чтобы чаша «давать» – по крайней мере в общественном представлении – сильно перевешивала. А значит, чашу эту нужно постоянно нагружать: демонстрировать заботу о людях, предъявлять конкретные дела и поступки, направленные на их благо. Если таких дел под рукой нет, сгодятся и нахмуренные брови, демонстративная обеспокоенность лишениями и страданиями других. Лампа в кабинете лидера горит всенощно, свидетельствуя о неустанном труде на пользу человечеству. Но при всей демонстрации своей усердной работы на благо человечества харизматик не забывает разгружать и вторую чашу весов, проходящую под кодовым названием «брать». Для этого каждый лидер находит немало способов. В их числе – показной аскетизм, демонстрация скромного образа жизни. Порой харизматический лидер транслирует окружающим прямо-таки пренебрежительное отношение к своим личным потребностям. Он как бы заявляет: «Мне нужно немного. Я человек простой». Вспомните, в каких организациях чаще встречаются лидеры-харизматики. Чаще всего именно в этих организациях аскеза, пренебрежение к себе возводится в один из главных принципов. В церкви, монашеских орденах нищета – идеологическая основа жизни духовенства. В криминальном мире «понятия» предписывают вору в законе жизнь без собственности. В армии командиры носят простую одежду, обязаны довольствоваться малым, особенно во время боевых действий. Бойцы, служившие в Афганистане, рассказывали о случаях, как молодые, только что прибывшие в часть офицеры на несколько месяцев ввиду бюрократических неурядиц не были поставлены на довольствие. У солдат были свои пайки и запасы, лейтенантам же было нечего есть. И это была почти безвыходная ситуация: обратиться к рядовому и потребовать поделиться было бы страшным ударом по имиджу офицера. Подобный «дележ» мог происходить только в форме дара, подношения, обставленного определенными ритуалами. Харизматики демонстративно отказываются от излишеств, предметов роскоши. Ленин, Генри Форд и Джон Рокфеллер славились тем, что одевались скромно, даже бедно. Рокфеллеру приходилось специально напоминать, что костюм его совсем износился, что неплохо было бы приобрести новый. Император Николай II, как рассказывали, носил галифе с заплаткой. Наследнику императорского престола якобы перелицовывали мундирчик, когда он его снашивал, хотя император мог позволить себе любой уровень роскоши. Судя по всему, это миф, но миф устойчивый – его до сих пор пересказывают экскурсантам в Ливадийском дворце. Владелец и первое лицо одной крупной российской компании, производящей кровельное покрытие, оставляет удивительное впечатление. Он – баснословно богатый человек – носит простые, дешевые и даже безвкусные костюмы, недорогие туфли. По корпоративным правилам, в компании все питаются в одной столовой. Никаких ширмочек, никакой особой кухни или особой посуды для начальства. Владелец компании спускается и ест тот же суп, те же вареники, что и весь персонал. Подходит к любому столу, спрашивает сотрудника: у вас свободно? Можно к вам? Работники компании наверняка рассказывают своим друзьям с других предприятий: ваш, мол, с охраной приезжает, и всех выгоняют из вестибюля, потому что он приехал, а наш может запросто усесться за твой стол со своей котлетой. И это не поза, не кокетство. Он считает, что так правильно. Борис Ельцин заверял избирателей, что и после избрания президентом будет перемещаться по столице на «Москвиче» (кто бы ему позволил!). Один состоятельный предприниматель из Рязани имеет причуду ездить хоть и с шофером, но зато на «Волге». Ни за что не соглашается пересесть на представительскую иномарку. Один из богатейших инвесторов мира Уоррен Баффет даже и не думал о покупке дорогих спортивных машин и частных островов. Его основное место жительства – небольшой дом в Омахе, который он купил в 1957 году за 31 тысячу долларов. Десятилетие за десятилетием Баффет покупал костюмы в ближайшем недорогом универмаге и много лет носил один и тот же потрепанный свитер. Отказ от предметов роскоши – конечно, вещь обманчивая. «Мерседес» – дорогая машина, но она может восприниматься не как излишество, а как непременный атрибут делового человека. А вот «Хаммер», который, возможно, и дешевле, публика воспримет именно как предмет роскоши, как демонстрацию богатства. Очень дорогие часы могут выглядеть неброско и не привлекут внимания, а дешевые, усыпанные поддельными камнями, – привлекут. Возможен и другой поворот: лидер не просто демонстрирует скромность, но декларирует свою ответственность за мир. Привлекает внимание к тому, насколько ответственно он потребляет общественные и природные ресурсы. Совладельцы Google Сергей Брин и Ларри Пейдж, уже будучи миллиардерами, разъезжали по Калифорнии не на «Ламборджини», а на «экологически чистых» «Тойотах Приус». Харизматики любят показать, что в повседневной жизни обходятся самым малым. О Билле Гейтсе, владельце Microsoft, ходили слухи, будто он не только ест в McDonald’s, но и совершенно равнодушен к своему гардеробу. Мол, из костюмов его торчат нитки – такие они старые. Миф отличный. Но сколько же нужно носить костюм, чтобы из него лезли нитки! Многие харизматики любят подчеркнуть, насколько просто они питаются. Сталин, как гласит молва, всю жизнь питался гречневой кашей и котлетами. На сотрудников вообще производит впечатление, когда руководитель обедает тем же, что и они сами. Во время Великой депрессии президент США Франклин Рузвельт снизил зарплаты госслужащим, но взамен кормил за свой счет сотрудников Белого дома. Еще один впечатляющий прием для топ-менеджера, а особенно владельца компании, – назначить себе минимальную зарплату. Мода эта пошла, вероятно, от гендиректора Chrysler Ли Якокки, который пришел спасать тонущую компанию и согласился на зарплату один доллар в год. Моду с удовольствием подхватили и Ларри Эллисон из Oracle, и Сергей Брин с Ларри Пейджем из Google (хотя кризисом тогда и не пахло), и масса других лидеров. Публика может и не понимать, что при зарплате один доллар в год топ-менеджер может получать 2 млн долларов в качестве бонусов и еще 10 млн в виде дивидендов с акций. Об этом задумываются немногие, а зарплата в 1 доллар производит нужное впечатление. За доллар работал и губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер. Русский генерал Алексей Ермолов, герой Отечественной войны 1812 года, сражавшийся за Париж, писал в своем завещании: «…Похоронить меня как можно проще. Прошу сделать гроб простой, деревянный, по образцу солдатского, выкрашенный желтою краскою. Панихиду обо мне отслужить одному священнику. Не хотел бы я ни военных почестей, ни несения за мною орденов…» На деле, естественно, провожали генерала всей страной. Харизматическое влияние подкрепляет отказ и от других привилегий, которые полагаются лидеру по должности и статусу. Ленин несет бревно вместе с рядовыми участниками первого коммунистического субботника. Основатель IKEA Ингвар Кампрад летает только эконом-классом. Билл Гейтс – будто бы тоже (представляете, Гейтс – человек с такой узнаваемой внешностью – стоит в очереди на регистрацию!). Командир идет под пули в первых рядах. Руководитель компании становится на выставочный стенд вместе с рядовыми сотрудниками или в авральный период сам отвечает на звонки потенциальных клиентов. Впрочем, зачастую это делается напоказ. И затягивается демонстрация ненадолго. Еще одно из проявлений аскетизма – подчеркнутая религиозность. Джон Рокфеллер был примерным членом баптистской церкви, не упускал случая продемонстрировать твердость своей веры и много жертвовал на церковные дела. Рокфеллер вообще, несмотря на свое фантастическое богатство, демонстрировал аскетизм во всех отношениях. Он не пил и не курил, воспевал здоровый образ жизни, потратил половину состояния на благотворительность, а еще придерживался принципа «заполучи все, что можешь, сбереги все, что можешь, и отдай все, что можешь». Помимо богатства и привилегий, есть еще одна черта, которую харизматикам демонстрировать не стоит. Это мелочность, обыденность. Последователей вождя смущает любой намек на то, что главное для него – не миссия, а решение личных проблем. Харизма рушится, когда люди узнают о том, как их лидер ругается с женой из-за грязной посуды или спорит с другим менеджером о том, в чьем распоряжении сегодня будет машина с водителем. Супружеские измены, судебные тяжбы – все это низводит харизматическую личность до уровня толпы, на которую она стремится распространить свое влияние, а значит, противопоказано ей. Чтобы не допустить у подчиненных когнитивного диссонанса, харизматики обычно выстраивают свои коммуникации таким образом, чтобы у работников не было возможности увидеть их личную жизнь, дом, семью. Они отгораживают от последователей определенные аспекты своего бытия и своей личности. Например, выбирают для проживания такие районы, в которых адепты никогда и ни за что не появятся. У тех не будет возможности увидеть, в каком роскошном особняке живет лидер, как одеваются и на чем ездят его домашние. Чего глаза не видят, то сердце не тревожит. Лидер, стремясь не выглядеть обыденным, может даже запретить себе пить и есть в присутствии других, за исключением разве что родных и самых близких друзей. Запретить себе спать и уставать в присутствии других. Не болеть и не выглядеть больным (за исключением случаев, когда это намекает на схватку с судьбой). Выполнить все эти условия сложно. Но, если человеку это удается, о нем начинают слагать легенды, ему приписывают сверхчеловеческие способности. Есть и другие способы смягчить восприятие личной жизни харизматика менее удачливыми и состоятельными гражданами. Об одном мануальном терапевте из Одессы ходят легенды: мол, за несколько сеансов поднимает на ноги смертельно больных. Поток пациентов к нему не ослабевает. На коммерческих условиях он принимает всего два-три раза в неделю, причем в самой обычной районной поликлинике. В остальные же дни и часы работает с поликлиническими больными по направлению. Бесплатно, разумеется. Но даже в те дни, которые начальство выделило ему для личного приема пациентов, в кассу их доктор не отправляет. Когда после сеанса пациент вот-вот должен спросить «Сколько?», он никогда не отвечает. Знаком он показывает: «Сколько сами решите». Кто-то копеечку положит, кто-то несколько тысяч. Имиджу доктора не вредит то, что зарабатывает он побольше многих топ-менеджеров. Повредило бы отношение к этому доходу и к тому, как именно он ему достается. Если лидеру не удается скрыть уровень своего потребления, если чаша «брать» в глазах окружающих перевешивает, харизматический миф рушится. Именно поэтому при смене политического курса о прежних лидерах начинают говорить лишь в одном контексте – как они пользовались своим положением, как получали удовольствие от жизни. Изобличение излишеств, будь то девочки в сауне или дочка в лондонском вузе, существенно смещает баланс весов в сторону «брать». Американские войска, вошедшие в Ирак, продемонстрировали публике не заводы по производству оружия массового поражения, хотя причиной вторжения якобы стали именно они. Нет, нам предъявили богатые дворцы, дорогие автомобили Саддама и его семьи, золотые унитазы и прочую роскошь. Из этого же разряда – рассказы о крокодиловых туфлях лидера КПРФ Геннадия Зюганова, швейцарских часах патриарха Кирилла или дворцах, которые президент Путин будто бы строил не то в Сочи, не то в Испании, не то в Сочи и в Испании. И дело не в том, что кто-то сомневается, что перечисленные лица могут себе это позволить или что они заработали на них незаконным способом. Вовсе нет. Глава РПЦ распоряжается гигантскими деньгами, в сравнении с которыми стоимость одних часов неизмеримо мала. Зюганов вполне в состоянии купить себе туфли из кожи игуаны и каймана. Однако дело не в истинных размерах его состояния. Мы допускаем, что эти люди богаты. Но они, на наш взгляд, не имеют права нам это откровенно демонстрировать. Это негласный пакт: мы даем вам власть, а вы взамен делаете вид, что живете не намного лучше нас. Точно так же мы читали о коллекции автомобилей Брежнева и его неравнодушии к рюмочке. Узнавали о сексуальной невоздержанности Берии. Если недостает фактов, находятся авторы, готовые в художественной форме описать, как Сталин ел черную икру ложкой и щупал танцовщиц за бедра в дни блокады Ленинграда. Подобными же методами действуют те, кто пытается подорвать авторитет действующего лидера, разрушить его влияние в коллективе. Достаточно распустить слухи о том, где учатся его дети, как одевается жена, где они недавно отдыхали. И показать фотографии домика, который справил себе шеф, пока рабочие по полгода сидели без зарплаты. Однажды мне довелось увидеть, как одна знаменитая певица пыталась выиграть BMW в телевизионной лотерее. Если бы поклонники увидели звезду в такой машине, ничего страшного не произошло бы. Они не перестали бы восхищаться ею, даже узнав, что таких машин у нее целый гараж. Но ее старательность в отгадывании цифр и букв, явное желание выиграть автомобиль имидж звезды подрывали. И всего этого можно было бы избежать, заявив до начала игры: в случае победы приз будет передан детскому дому. Тогда имидж в любом случае не то что не пострадает, а еще и выиграет. С другой стороны, для харизматика важно не зацикливаться на том, как люди относятся к нему и его достижениям. Массовое сознание не оставляет успешным людям никаких шансов на царствие небесное. «Власть – это грязь, – рассуждают многие. – Она невозможна без насилия. А значит любая власть – от дьявола». Имеешь власть – на тебе смертный грех. Если же твоя порочность недоказуема, сойдет и предположение, что ты, по крайней мере, несчастен. Эксцентричность и чудачества При всем аскетизме и готовности отстаивать свою миссию, лидеру важно быть особенным, подчеркивать свою избранность. Харизматики могут и целенаправленно усиливать свой образ посланцев бога, воплощения судьбы, предвестников истории, а могут и полусознательно вести себя так, чтобы закрепить этот образ. Они могут быть очень требовательны и автократичны. Они диктуют своим последователям, как себя вести, и наказывают тех, кто не соблюдает субординацию. Они сохраняют дистанцию между собой и своими адептами, предпочитают особые формы общения. Лидеры не стесняются своей эксцентричности. Наоборот, они наслаждаются ею, живут ею, эксплуатируют ее. В копилку харизмы немало добавляют увлечения лидера. Но добавляют, только если это странные, необычные увлечения, которые мало кому в голову могут прийти, кроме самого харизматика. Неслучайно люди с большими амбициями, приходя на новое место работы, считают своим долгом довести до всех окружающих список своих необычных хобби. Они стремятся сразу закрепить в сознании коллег, с какими необычными людьми их сводит судьба. Среди «харизматических» хобби может быть увлечение необычным, уникальным видом спорта – особенно если этот спорт связан с риском, который харизматик успешно преодолевает. Было время, когда харизматический облик лидера удачно подкрепляло увлечение восточными единоборствами. Сегодняшним лидерам приходится искать нечто более экзотическое. Или, наоборот, совсем родное, из отечественного прошлого, но забытое всеми. Кто знает, может быть, такой экзотикой станет, например, вольная борьба. Харизматическому влиянию помогают и занятия, ассоциирующиеся у публики с азартом, – например, конный спорт. Место спортивного хобби может занять фанатичное увлечение темой здоровья. Одни харизматики просто поддерживают здоровый образ жизни. Полководец Суворов даже в ссылке, куда попал по немилости императора Павла, продолжал закаляться, рано вставать, обливаться холодной водой. Эти привычки немало удивляли его современников, считавших его не то чудаком, не то героем. Современные бизнес-лидеры часто берут модель Суворова на вооружение. Они встают и занимаются в спортзале в пять утра, совершают утренние пробежки, играют в гольф или теннис. Гитлер, который в молодости курил не переставая, потом не просто бросил курить, но учредил целую программу борьбы с курением. Нацистское государство финансировало исследования о вреде курения, выделяло массу денег на антитабачную пропаганду, ввело разнообразные запреты для курильщиков. Сам Гитлер не только не курил, но и, как утверждали, исповедовал вегетарианство, почти не употреблял алкоголь, был помешан на чистоте. Харизматики нередко возводят здоровье – причем собственную концепцию здоровья – в абсолют. Сидят на особой вегетарианской диете собственного изобретения, живут по особому графику, будто бы дающему особую бодрость и свежесть, делают специальные упражнения, каких не найдешь ни в одной книге по фитнесу. Они проповедуют особый режим дня, пишут книги о своей диете, как глава российской ИТ-компании ABBYY Давид Ян. Они насаждают правила здорового образа жизни в своей семье. А некоторые ждут соблюдения этих правил жизни от своих сотрудников. Владелец корпорации «Уралсиб» Николай Цветков – большой поклонник здорового образа жизни. В свой офис на четырнадцатом этаже он, как сообщал Forbes, обычно поднимался по лестнице. Аналогичного отношения к жизни Цветков ждал и от своих коллег: многие топ-менеджеры «Уралсиба» вслед за ним увлеклись йогой и цигун. Сотрудников стимулируют заниматься спортом и следить за здоровьем; бросающим курить одно время даже выдавали премии. В корпоративной столовой можно заказать вегетарианские и диетические блюда. Когда мне довелось проводить тренинг по лидерству для топов этой компании, я с удивлением во время кофе-брейка увидел на столах не обычные для этого случая кофе, бутерброды и печенье, а травяной чай, сухофрукты и свежую морковь. «Здесь никто никого не насилует, все люди свободные. Но у акционера есть понимание, что подобное притягивает подобное. Он как акционер ведет определенный образ жизни и хочет, чтобы мы это понимали, принимали и старались этим заниматься», – говорил в интервью топ-менеджер «Уралсиба» Александр Пугач. К необычным увлечениям относится и умение играть на редком музыкальном инструменте. Причем харизматики интересуются такими инструментами, о которых простые люди вообще не знают. Или такими, в принципе игры на которых не сразу разберешься. Кларнет, флейта или, допустим, укулеле. С другой стороны, харизматик может играть и на более распространенных инструментах: пианино, скрипке, гитаре. Но играть виртуозно – так, как простым смертным недоступно. Короче говоря, увлечения харизматика демонстрируют его уникальность, его особые таланты. Иначе они не работают на его имидж и харизматическое влияние. Если он коллекционер, то должен собирать что-то необычное. В стиле ретро: совсем старые автомобили или каминные решетки. Или, наоборот, продукты суперсовременных технологий, которых еще ни у кого нет, – спортивные тюнингованные авто или экспериментальные модели гаджетов. Увлечения, идет ли речь о танцах или парусном спорте, могут подчеркивать провидческие способности лидера, намекать на то, что завтра этим будет увлекаться вся планета – а он прочувствовал это уже сегодня. А могут говорить о его способности находить нечто уникальное в прошлом. Наконец, к отличительным чертам лидера мы отнесем и его необычные, загадочные для многих убеждения. Это может быть вера в случай или в судьбу. Это может быть собственная политическая концепция. Создатель сети «ВКонтакте» Павел Дуров с жаром объясняет, как должны быть устроены образование, политическая система, рынок труда и все остальное в государстве. Миллионы поклонников ловят, цитируют, обсуждают эти слова Дурова. Для них он – пророк, гуру, высшая инстанция. Это могут быть религиозные убеждения. К примеру, предприниматель никогда, ни в коем случае не берет кредитов – и объясняет свою позицию тем, что вера это запрещает. Или не пьет совсем, ни капли. Не из-за здоровья, а по принципиальным религиозным соображениям. Создатель компании «Глория Джинс» Владимир Мельников подкрепляет свои бизнес-доводы цитатами из Библии. А есть бизнесмены с твердыми религиозными взглядами, которые ждут от своих сотрудников не просто таких же убеждений, но и постоянной их демонстрации. Российский предприниматель Василий Бойко-Великий требовал от сотрудников пройти курс основ православной культуры, обустроил на предприятии часовни, отменил празднование 23 Февраля и 8 Марта и сделал выходными Страстной четверг и Страстную пятницу. Он запретил сотрудницам делать аборты, а всех состоящих в браке обязал повенчаться. Несогласных с этим Бойко пообещал уволить по сокращению штатов. На харизматика работают экстраординарные поступки и проявления экстраординарных качеств. Это может быть как необычная доброта, так и откровенная жестокость. Генерал Алексей Ермолов, уже упомянутый выше, главнокомандующий в войне на Кавказе в первой четверти XIX века, действовал жестко: целиком уничтожил несколько ханств, переселял местных жителей на равнины, разрушал аулы. Дошло до того, что в семьях горцев именем Ермолова пугали детей, рассказывали, будто он любит пить кровь кавказских младенцев. Страх врагов перед Ермоловым подкреплял веру солдат в своего генерала. Харизматик-супермен Люди идут за лидером – на то он и лидер. Но за кем они пойдут в зону дискомфорта, на территорию опасности? Только за тем, кто обещает обеспечить им безопасность. А кто может обеспечить безопасность в ситуациях экстремальной опасности? Только сверхчеловек, супермен. Образ харизматического лидера непременно предполагает уникальные способности. Способности, которые превосходят возможности простых людей. Харизматик – уже не обычный человек. Это почти бог. Бытует заблуждение, что талантливый человек талантлив во всем. Практика этого не подтверждает. Талантливый футболист может быть бездарным музыкантом, талантливый музыкант – никаким отцом, талантливый педагог – ужасным водителем и так далее. Но заблуждение живет. Нам свойственно переносить свойства частей на целое. Если элемент системы обладает каким-либо свойством, мы говорим, что система обладает этим свойством. Поэтому, пусть даже таланты харизматика проявляются всего в одной-двух узких областях, к каждой реально существующей особенности лидера миф может добавить еще несколько оснований для поклонения. Мифообразующим фактом для харизматика может стать любая особенность, способность, недоступная другим. И если эта способность не имеет рационального объяснения, если это загадка для всех – тем лучше. Харизматический лидер должен сам чувствовать свою уникальность, свои особые навыки и возможности. Ведь сверхспособности – это свидетельство принадлежности к особому отряду людей, более совершенных существ. Это еще одно указание на избранность, на существование миссии, на предназначение. Лидер сам должен чувствовать: он может что-то делать лучше других. Не обязательно все – он же все-таки не совсем бог, – но хотя бы что-то. К суперспособностям, конечно, относятся особые физические возможности. Это необычайная сила, способность выкурить за день несколько пачек сигарет или выпить двадцать чашек кофе. Способность пить и не пьянеть. (Хотя стоит иметь в виду, что в одном окружении это будет работать на харизму, тогда как в другом, наоборот, разрушать.) Это и особая энергия – способность работать в дико сложном, невыносимом, нечеловеческом режиме, когда уже никто не выдерживает. Огромному числу людей не хватает сил жить, их постоянно что-то угнетает. Руководители-харизматики излучают мощный поток энергии. Они болеют реже подчиненных. Во многих компаниях вам расскажут истории о шефах, которые являются на работу первыми, а уходят последними. Такие истории потом попадают в бизнес-прессу и даже в книги для менеджеров. Еще в советские годы ходили байки о физической крепости Ельцина: попойка с его участием заканчивается в два ночи, номенклатурщики расходятся еле живые, а в пять утра он всех будит и зовет играть в волейбол. Правда, глава его охраны Александр Коржаков объяснял эту стойкость вполне будничными причинами: «Надо понимать, откуда он – этот стиль-то. Набравшись, Борис Николаевич не мог уснуть до утра – обязательно часа через три просыпался, и ему нужно было или снова выпить, или накуролесить, или врачей вызывать и мучить: мол, что-то болит, давайте лечить. Долго спать он не мог – ночь для него тянулась мучительно». Реальные факты в мифах домысливаются, приукрашаются, идеализируются. «Шеф гудел с нами до шести утра, – возбужденно рассказывают сотрудники. – Уехал никакущий, вернулся в девять свежий, как огурчик. Пошел на переговоры к французам и заключил выгодный контракт!» На самом деле, конечно, не до шести, а до двух. И не пил, а так, «обозначал». И вернулся не в девять, а в двенадцать. Причем не очень-то свежий. И поехал не на переговоры, а в сауну. А переговоры потом, конечно, завалил. Но попробуй скажи об этом подчиненным! Людям свойственно преувеличивать желаемое. Многие лидеры, как гласят мифы и легенды, способны подолгу не спать. Тут вспоминаются фронтовые хирурги, Наполеон, якобы спавший три часа в сутки, Сталин, окно в кабинете которого светилось круглосуточно. Этот механизм прекрасно работает даже в быту. Полоска света, пробивающаяся поздней ночью из-под двери папиного кабинета, – мифообразующий факт, питающий отцовскую харизму. В этом же ряду стоит необычайно крепкое здоровье харизматика. На пикнике компания попала под дождь. Все свалились с простудой, а лидеру хоть бы что. Харизматики, если верить складывающимся о них мифам, быстро встают на ноги после операций и тяжелых заболеваний (вспомните – они проходят через смерть!). Им, как Суворову, удается даже преодолеть генетическое наследие и благодаря собственному упорству добиться железного здоровья. На харизму работают и рассказы о невероятном сексуальном потенциале человека. Правда, обычно это касается только мужчин: у женщин-харизматиков такое поведение может быть расценено как распутство. Важно заметить: в основе мифа лежит не тот факт, что шеф всякий раз пускает слюни при виде стройных ног, а рассказы, что дамы сами к нему бегут в огромных количествах и остаются довольны. Подобные легенды рассказывали и о председателе ВЦИК Михаиле Калинине, который будто бы переспал с массой актрис Большого театра, и о Распутине, якобы совратившем половину Санкт-Петербурга. Недоказуемо, но и опровергнуть затруднительно. А значит, работает на миф. В ряду способностей харизматиков часто выделяют сверхинтеллект. Например, умение делать несколько дел одновременно – писать, читать, слушать, декламировать и чесать за ухом, – которое приписывали Юлию Цезарю и Александру Македонскому. Или уникальная память: прочитал главу книги – и тут же запомнил. Просмотрел длинную таблицу с данными по продажам – и на следующий день пересказал по памяти. Подобной фотографической памятью, как говорили, Билл Гейтс славился еще в школе. Наполеон будто бы знал всех солдат своей армии в лицо. Подобные фокусы любят демонстрировать некоторые руководители компаний. Попадется начальнику на глаза чье-либо личное дело. Он прочтет его, запомнит пару фактов. А столкнувшись в лифте с этим сотрудником, поздоровается с ним за руку, обратится по имени, спросит о здоровье супруги Татьяны и успехах сына-первоклассника. Оторопевший подчиненный проезжает свой этаж. А придя в себя и добравшись до своего кабинета, принимается транслировать эту мифообразующую историю. Или расскажут директору о том, что у одного из сотрудников умер отец. Спускается шеф в столовую, находит этого человека, идет к нему с соболезнованиями. Если этот фокус повторять пару раз в месяц, он закрепит за руководителем образ человека с уникальной памятью и вниманием к подчиненным. Сложив вместе случайно брошенные фразы, сотрудники придут к выводу, что начальник знает всех в лицо и следит даже за мелкими событиями в их жизни. Вскоре этот миф утвердится в компании. Еще одна сверхспособность – необычайная интуиция лидера. Со стороны и не поймешь, то ли это удача, то ли способность видеть будущее: харизматик всегда знает, с каким потенциальным партнером стоит иметь дело, а с каким – нет, какой проект сработает, а какой прогорит. Иногда по всем расчетам выходит, что прибыль гарантирована. А шеф говорит: «Не нравится. Спинным мозгом чувствую: не надо с ними иметь дела». С проектом идут к конкуренту, тот берется – и полный провал. А сотрудники ломают голову: «Как он угадал?!» Способность к провидению проявляется и в личной жизни. В последний момент харизматик переносит поездку и сдает билет – самолет разбивается. За пять минут до происшествия пересаживается с переднего пассажирского сиденья на заднее. Машина врезается в грузовик, передние сиденья – всмятку. Вообще способность совершать невозможное, чем бы это невозможное ни было, – сильный плюс к харизме. Советский атлет Валерий Брумель в детстве был изгоем среди сверстников. Слабого мальчика часто били, издевались над ним. Но он завоевал авторитет, сумев влезть на уцелевшую стену разрушенного дома. Спустился Брумель оттуда с содранной кожей на руках и ногах. Других мальчиков его смелость потрясла, и побои прекратились. Брумель повторял этот трюк не раз, ставя мировые рекорды один за другим. Мао Цзэдун переплывал реку Янцзы, бросая вызов другим партийным чиновникам. Потом об этих заплывах писали стихи. У сегодняшних бизнес-лидеров популярен триатлон: соревнования, предполагающие не только отличную спортивную подготовку, но и концентрацию всех сил, чрезвычайную выносливость. Те, кто побеждает в этих соревнованиях, считают себя членами элитарного глобального клуба. Что уж тогда говорить об исцелении больных, воскрешении мертвых, способности накормить толпу пятью хлебами и подобных чудесах, которыми славятся пророки и лидеры религиозных культов? Чудо – фундамент их харизмы. В более примитивных обществах и политические лидеры опираются на чудо и магические способности, которые им приписывают окружающие. Правитель Гаити Франсуа Дювалье культивировал миф о своей колдовской силе. Однажды, по ходившим в его окружении легендам, Дювалье воткнул несколько иголок в фигурку, изображавшую американского президента Кеннеди. Вскоре тот погиб. Правда, от пули. Харизматик демонстрирует нечеловеческую выдержку и устойчивость. Он никогда, никому, ни в какой форме не жалуется, о чем бы ни шла речь – о том ли, что ему хочется пить, а рядом нет воды; о том ли, что подвели бизнес-партнеры; о том ли, что у него умер кто-то из близких. Он даже не говорит: «Ой, как жарко!» или: «Какая сегодня отвратительная погода!» Харизма ущербности и уязвимости Нам свойственно полагать, что харизматик – это непременно положительный герой. Безупречный, успешный, всеми любимый. Так ли это? Вовсе не обязательно харизматиков любят все. Им достаточно, чтобы им были преданы их последователи, адепты их миссии. Успех – тоже спорная категория. То, что для одного успех, для другого – поражение. А уж безупречными харизматиков называть и вовсе нельзя. Люди могут считать харизматика избранным, суперменом не только исходя из его позитивных достижений, но и на основе его особых, поразительных недостатков. Ему не так важно, чем именно выделяться среди других. Главное – выделяться. А ущербность в сочетании с другими аспектами харизматического мифа дает довольно сильный эффект. С давних времен магнетической притягательностью пользовались горбуны. По средневековым поверьям, горбуну нельзя было отказывать. Считалось, что он владеет тайными знаниями и магическими силами, с помощью которых способен жестоко наказать обидчика. В то же время бытовало и другое поверье, согласно которому прикосновение к горбу приносило удачу. Гюго не просто так вывел Квазимодо горбуном. Он писал «Собор Парижской Богоматери» в соответствующем культурном контексте и понимал, что горбун – нечто большее, чем просто физически ущербный человек. Фигура горбуна близка к мифологической фигуре трикстера – могущественного и злокозненного персонажа, склонного к насмешкам и розыгрышам, непредсказуемого и опасного. Как считают антропологи, горбатость в древние времена ассоциировалась с принадлежностью к другому миру, миру демонов (о ней, кстати, свидетельствовали в глазах простых людей и другие изъяны, которые мы бы назвали «стигматами», – слишком маленький рост, рыжие волосы, слепота и так далее). Если изучить народные сказки и поверья, то можно заметить, что появление или исчезновение горба приписывается действию потусторонней силы и сверхъестественных обстоятельств. В результате настороженного отношения к горбунам им многое сходило с рук. Они могли позволить себе значительную часть из того, чего не мог позволить себе обычный человек. Общество как будто признавало и компенсировало таким отношением свою несправедливость и отвращение, испытываемое к горбатым людям. Как мы видим, в каком-то смысле отношение к горбунам близко к тому, как люди воспринимают харизматических личностей. И нельзя исключать, что некоторые лидеры осознанно пользуются этой харизмой ущербности. Ущербность может выражаться не только в физических увечьях. Это могут быть и другие явные нарушения здоровья вроде паралича, разбившего Франклина Рузвельта. Стало общим местом говорить о корреляции между малым ростом лидеров и их харизмой. Слишком уж много встречается среди харизматиков людей небольшого роста. Популярная психология объясняет это тем, что человек стремится преодолеть комплекс неполноценности, вызванный недостаточным ростом. Он пытается компенсировать этот недостаток, добившись больших достижений в другой области, утвердив свою значительность в иной сфере. А что делать, если с генетикой не повезло? Возможно, так и есть. Но дело не только в этом. Малый рост у мужчины неизбежно воспринимается окружающими как некоторая ущербность. И в сочетании с другими проявлениями харизматического образа этот минус может, как ни парадоксально, укреплять авторитет и влияние. Порой харизматическое влияние только укрепляется противоречивостью поступков и суждений лидера. «Надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым – и быть таковым в самом деле, но внутренне сохранять готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо», – писал Макиавелли. Умение продемонстрировать противоположные стороны натуры говорит об уникальности харизматика. Возможно даже – о его сверхчеловеческой сути и происхождении. Противоречивость привлекает к фигуре лидера внимание, побуждает людей анализировать его слова, поступки. И самим додумывать миф, наводить несуществующие мосты между противоречивыми доводами и решениями. Первый президент Украины Леонид Кравчук подметил противоречивость фигуры Ельцина: «Он внешне был очень крутой мужчина, вождь, а когда с ним общаешься за обедом, Ельцин – это ненаигранный демократ. Главное в Борисе Ельцине – его противоречивость была заметной, яркой. Есть люди, которые пытаются это скрыть, а он не скрывал. Он был таким, какой он есть». Выдающийся психолог Лев Выготский, исследователь мифологического мышления, в своей «Психологии искусства» описал бинарный аффект – эмоции, которые развиваются одновременно в двух противоположных направлениях. Миф и мифологические образы героя непременно содержат противоречия, бинарные оппозиции. Мифологическая фигура отца внушает и любовь, обожание, почитание – и страх, неуверенность в своих силах, стремление доказать, что ты достоин его покровительства. Боги в античных мифах одновременно являют невероятную жестокость и нечеловеческое милосердие. Харизматические лидеры тоже опираются на противоположные эмоции. Чем сильнее эти эмоции выражены, чем больше между ними разрыв – тем выше потенциал харизмы. Образ политического лидера всегда внушает некоторый страх, трепет, благоговение. Страх – это способ ввести последователей в своего рода транс, изменить их сознание. Мы можем любить очень сильно лишь то, чего сильно боимся. То, что вызывает напряжение, тревогу. Эмоции любви и страха тесно связаны. Этим объясняется и стокгольмский синдром, когда заложники так сживаются со своими похитителями-террористами, что закрывают их собой от спецназа и оправдывают впоследствии. Добряк-жизнелюб может нравиться коллегам, но его фигура одномерна. Она не притягивает людей, не зовет за собой. Если харизматическое влияние опирается на любовь последователей к лидеру, то и здесь противоречивость становится плюсом. Двусмысленного, непредсказуемого боятся. Но у такого человека и больше шансов вызвать к себе особую любовь. Какая женщина сильнее притягивает мужчин – предсказуемая, правильная, понимающая? Или стерва, вертихвостка, у которой семь пятниц на неделе? Конечно, вторая. Такую же любовь пробуждают к себе и харизматические лидеры, личность которых многомерна, не поддается простому линейному описанию. Свидетельством противоречивости может быть и психологическая ущербность харизматика. Например, неспособность противостоять дурным привычкам и порочным наклонностям. Много курит, пытается бросить, а не удается. Сотни способов перепробовал. В бараний рог любого скрутит, а бросить сигарету не может. Это может быть и истеричность, неумение держать себя в руках. «Вспыльчив, но отходчив» – эти слова мы нередко слышим о бизнес-лидерах, политиках, боевых командирах, криминальных авторитетах. Парадокс: ведь лидер, как считается, должен быть хозяином своих эмоций. А здесь он не только не контролирует их, но полусознательно себя накручивает, даже получает от своего гнева извращенное наслаждение – хотя такие проявления несдержанности могут быть и игрой на публику. Об особой, «харизматической» ущербности может свидетельствовать даже психическое нездоровье лидера. Над поведением Владимира Жириновского много смеялись, подозревая у него психические отклонения, но это не мешало ему оказывать харизматическое влияние на значительную часть российского общества. Нестандартное или истерическое поведение с элементами безумия – назначение коня сенатором, падение с моста, драки в Государственной думе – тоже играет на руку лидеру, помогает ему отличаться от массы. Харизматическое влияние может опираться и на слабость его обладателя. Харизматический лидер – это человек, который не стесняется своего несовершенства и от этого, как ни странно, выигрывает. Стив Джобс порой откровенно демонстрировал более слабое понимание технических вопросов, чем его разработчики. И, опираясь на это, позволял себе капризничать, требовать невозможного. В книге Уолтера Айзексона «Стив Джобс» описана очень характерная для последнего ситуация: «Однажды Джобс заглянул в кабинку к Ларри Кеньону, инженеру, разрабатывавшему операционную систему Macintosh, и пожаловался, что она слишком долго грузится. Кеньон принялся было объяснять, но Джобс перебил: “А если бы от этого зависела чья-то жизнь, вы бы придумали, как сократить время загрузки на десять секунд?” Кеньон ответил, что постарался бы. Тогда Джобс написал на доске расчеты и продемонстрировал Ларри, что если бы пять миллионов человек использовали Mac и каждый день им приходилось бы загружать его лишние десять секунд, в год получилось бы около 300 миллионов часов, что равняется примерно 100 жизням, которые в противном случае можно было бы спасти. “На Ларри это произвело впечатление, и через несколько недель он добился результата: система стала загружаться на 28 секунд быстрее”, – вспоминает Аткинсон». Просто Джобсу так хотелось – а инженеры, сталкиваясь с силой его харизмы, не могли ему отказать. Генри Форд не стеснялся советоваться со своими инженерами, не стеснялся своей некомпетентности и даже выпячивал ее. Форду хотелось, чтобы двигатель занимал в автомобиле меньше места, чтобы капот был короче. Инженеры возражали, что это невозможно по законам физики. Форд демонстрировал непонимание и просил сделать хоть что-нибудь. Так и появился V-образный двигатель: сотрудники поняли, что упорство и невежество шефа не преодолеть, легче справиться с естественными законами. А вот еще один парадокс харизматического лидерства: уязвимость, гонимость лидера иногда могут усиливать его влияние. Харизма растет, когда последователи лидера узнают, что их кумиру грозит опасность, что его срочно необходимо защищать от врагов. Популярность Емельяна Пугачева строилась на том утверждении, что он якобы отвергнутый наследник престола. И кто знает, что больше двигало его сторонниками – желание изменить положение дел в России (и собственное положение) или желание восстановить справедливость, вступиться за «цареву кровь»? Покушения играли на руку и Гитлеру, и Муссолини, и Ленину, и Хусейну, и Каддафи, и другим вождям. Слухи о провалившихся покушениях раздувались, а близость лидера к гибели неизменно преувеличивалась. Ведь такие истории имеют двойной смысл. С одной стороны, они свидетельствуют, что харизматик успешно прошел через смерть. С другой – подчеркивают, что жизнь его по-прежнему под угрозой. Если никто, как назло, не нападает на героя, то ему приходится создавать видимость опасности, рассказывать о врагах, ждущих возможности нанести удар в спину. Обычно это те же самые враги, что жаждут сорвать выполнение лидером своей миссии. Объявление о врагах, угрожающих жизни харизматика, объединяет его последователей. Они находят в себе новые силы бороться с теми, кто собирается отнять у них будущее. Иногда харизматику просто везет с врагами и бедствиями. «Новый курс» Франклина Рузвельта облегчил жизнь американцам, пришедшим в уныние после Великой депрессии. Но к концу 1930-х было видно, что у Рузвельта и его команды больше нет резервов для оздоровления. Экономика опять заходила в тупик. Рузвельт и его окружение все больше понимали, что стране нужна большая встряска – большая война. Экономику теперь могла оживить только милитаризация. 1 сентября 1939 года в три часа утра зазвонил телефон. Звонил Уильям Буллит, посол США в Париже, с докладом, что немецкие войска вошли в Польшу. «Ну что же, Билл, – с явным облегчением сказал Рузвельт. – Наконец-то это свершилось. Да поможет всем нам Господь!» Мистика и реальность: механизм харизматического имиджа Американский теоретик менеджмента Карл Вейк любит рассказывать историю о венгерском отряде в Альпах (первым ее рассказал чешский поэт Мирослав Голуб). Молодой лейтенант послал группу на разведку, но ее настигла снежная буря. Лейтенант уже мысленно похоронил разведчиков, однако на третий день они вернулись. И рассказали о своем испуге, о том, как чуть было не потеряли надежду, но потом нашли карту и успокоились, решив дождаться окончания бури. С помощью карты они установили, где находятся и как вернуться в лагерь. Увидев карту, лейтенант был изумлен. На ней были изображены не Альпы, а Пиренеи. Эта история может служить метафорой для отношений харизматического лидера и его адептов или подчиненных. Харизматик не всегда на самом деле знает, что же нужно делать. Но даже если он и не знает, другие люди непременно должны думать, что у него есть четкий план, а значит, все прекрасно. Важна не цель, а идея цели, представление об этой цели, зафиксированное в умах людей. Успешный лидерский имидж объясняется не только уникальными качествами, присущими или приписываемыми харизматику. Он зависит от целого комплекта обстоятельств и событий его жизни и его эпохи. Конечно, любой лидер работает над своей харизмой, заботится о своем имидже. Но наивно было бы думать, будто основатели мировых религий или знаменитых компаний тщательно составляли списки своих уникальных способностей, каждодневно пополняя их новыми пунктами. Многие черты образа, которые харизматики развивают, заданы заранее, определены за них. Они вытекают из их психологии, миссии, борьбы, которую они ведут. Среди таких базовых обстоятельств могут быть и объективные исторические факторы, общественные закономерности, которые от лидера совершенно не зависят. Значительную роль в этом наборе играет и случайное стечение фактов и событий, которое обыватель склонен порой считать мистическим, волшебным. Год Дракона у китайцев считается счастливым. В Китае верят, что тем, кто родился в этот год, всегда будет сопутствовать удача, богатство, успех и все остальные радости жизни. Американские экономисты Ноэл Джонсон и Джон Най решили проверить легенду. Оказалось, что азиаты, чья дата рождения приходится на год Дракона, действительно в среднем чуть лучше образованны и имеют больше шансов на успех. Мистика? Вовсе нет. Вера в превосходство «драконов» сильно распространена в Азии. И благодаря этой вере людям, рожденным в год Дракона, гарантировано более пристальное внимание. В их успехи и сверхспособности окружающим проще поверить. Более того: как говорят исследователи, более богатые и образованные родители специально подгадывают так, чтобы родить ребенка в счастливый год. Бедным семьям, как известно из других исследований, запланировать рождение ребенка с такой точностью гораздо сложнее. То есть на годы Дракона приходится пик рождений в богатых, успешных семьях. А у детей из таких семей, конечно, больше шансов на будущий успех. Когда поверье подкрепляется фактами, верят ему еще больше. Аура успеха вокруг родившихся в удачливый год усиливается. На этом примере видно, как харизматическое лидерство зависит от общественной, политической, экономической ситуации, от распространенной в обществе веры и обычаев. Эти общественные обстоятельства – фон, на котором появляются лидеры. Харизматичность может быть во многом предопределена обстоятельствами рождения, воспитания, образования человека. Харизматическое влияние предопределяется и попаданием в нестабильную, революционную ситуацию. В место и время, где человек в одиночку способен изменить будущее, где его поступки могут приобрести историческое значение, харизматическую ауру, мистический ореол. Во время, когда люди готовы мобилизоваться ради большой цели. В место, где есть такие люди, поддающиеся мобилизации. В то же время харизматическая личность невозможна без способности действовать, принять решение. Без полномочий и ресурсов, без потенциала влияния на других, без умения задействовать их в своих целях. Эти факторы от объективной ситуации зависят слабо. Бренд харизматика складывается и из других обстоятельств. Лидер «вбрасывает» в информационное поле события, факты, фразы, которые другие люди смогут повторять и связывать с ним. Стоит выступить с ловкой, уместной репликой в победный для нации день, ярко отреагировать на событие – и тебя запомнят как победителя. Тут сразу вспоминаются приписываемые Цезарю слова: «Пришел, увидел, победил» или замечание Черчилля: «Будь я буром, надеюсь, что я сражался бы на поле брани», произнесенное после Англо-бурской войны. Есть такие примеры и в современном брендинге. Например, фраза «Он такой один», использованная в рекламе пива «Тинькофф», надолго приклеилась к Олегу Тинькову и его проектам. А некоторые харизматики прославились своим удачным косноязычием – тут и афоризмы Виктора Черномырдина («Хотели как лучше, а получилось как всегда»), и оговорки Джорджа Буша и Александра Лукашенко. И конечно, большую роль в этом брендинге харизматической личности играет мистическая составляющая. Харизматик, как кажется многим людям, излучает что-то непонятное, чуть ли не магическое. Он входит в комнату – и все замолкают. Когда он говорит, от него исходит сияние, волны, лучи. Так, полководец появляется перед солдатами и вызывает их ликование. Они чувствуют, как военачальник мгновенно внушает им стремление к победе. Разговоры о лучах и свечении мне приходилось слышать от довольно здравых и профессионально подкованных людей. Они чуть ли не клянутся, что все это фиксируют органами чувств. Хотя, если расспросить подробнее, действительно ли наблюдается изменение пространства, воздушной среды вокруг человека, – или, например, изучить видеозаписи его выступлений, – то очевидцы приходят к выводу, что в физическом смысле таких явлений не наблюдается. А в каком наблюдается? В психологическом. При выступлении харизматика слушатели – даже современные, рациональные, продвинутые люди – испытывают прилив сил, высвобождение психической энергии. Что на самом деле происходит? Все что угодно. Возможно, харизматик интуитивно владеет методами введения в транс и подсознательного влияния. Введя людей в состояние транса, он делает им внушение, подталкивает к активации жизненных сил и ресурсов для достижения общей цели. Может быть, он очень хороший психолог и понимает, что определенные жесты в сочетании с определенным тембром голоса и определенными словами воздействуют на наши глубинные, базовые центры, опять-таки пробуждая нашу внутреннюю энергетику и стимулируя инстинкт, который и есть, в общем-то, корень жизненной энергии. Может быть, это человек специфической внешности – в возрасте, крепкого телосложения, с низким голосом, – и при его появлении люди робеют, трепещут. Они переносят на него архетип, древний образ отца, и он вызывает к себе чувства, какие должен вызывать любимый отец, – комфорта, безопасности, спокойствия. А может быть, этот лидер просто продемонстрировал череду блестящих успехов. И, когда он появляется на сцене, это сразу вызывает у сидящих в зале ассоциацию со сверхуспешностью, с непобедимостью. Это условный рефлекс. Так или иначе, этот аспект харизматического влияния связан с энергетикой лидера. С энергией, которую он накапливает в себе, которой делится с другими людьми, которую высвобождает в окружающих. Эта энергетика позволяет побеждать, вернуть уверенность в себе, в своих силах. То есть при появлении харизматика с людьми происходит некая трансформация сознания и состояния. В биографии Стива Джобса, написанной Уолтером Айзексоном, упоминается похожий эффект, который люди, окружавшие Джобса, называли «полем искажения реальности». В присутствии Джобса многие не просто вели себя по-другому. Менялись границы возможного и невозможного, которые они для себя устанавливали. Сыграть роль в появлении особого ореола вокруг харизматика могут и необычные имя, фамилия, отчество (ведь они говорят о происхождении). Непривычно звучащие слова в действительности проще забрендировать, сделать узнаваемыми. Сначала необычное имя вызывает интерес, удивление, недоумение. Люди переспрашивают, переиначивают его на свой лад. А потом имя закрепляется. Многие музыканты и артисты для этого берут псевдонимы. Для некоторых же лидеров важно поменять имя официально. Например, упомянутый нами предприниматель Василий Бойко, отсидевший несколько лет в заключении, вышел на свободу и добавил к своей фамилии слово «Великий». Харизматическое влияние – это наслоение внешних и внутренних, объективных и субъективных факторов. Одно подкрепляется другим. Лидер должен быть сам уверен в своей миссии, в ее правильности, в ее успехе. Но эта уверенность приходит не только сама по себе и не только путем изучения знаков судьбы. Уверенность в правоте лидера подкрепляет его окружение, его ближайшие сторонники. Зачастую это узкая группа догматичных, а порой и фанатичных функционеров. Они превозносят лидера и не терпят критики ни в свой, ни в его адрес. Ближний круг лидера умеет отгородиться от неприятных поворотов общественного мнения и отгородить от них самого харизматика. Окружение харизматика умеет транслировать его позицию массе и транслировать лидеру поддержку массы. Оно обеспечивает сплоченность почитателей и обожателей вокруг лидера и его организации. Вся работа приближенных подкрепляет веру адептов в харизматика, убежденность в его непогрешимости, всемогуществе, проницательности и правоте. Эта уверенность подкрепляется и непобедимостью лидера, сверхуспешностью харизматических поступков. Непобедимость тоже складывается из субъективных и объективных обстоятельств. Хорошо, если победы следуют одна за другой. Но, если время идет, а успехов не наблюдается, для харизматика крайне важно создать иллюзию побед. В этом все харизматики опираются примерно на один и тот же механизм. Обнаруживается всеобщая беда, от которой страдает или может пострадать вся партия, вся компания, весь народ, а еще лучше – все человечество. И оказывается, что нынешняя работа лидера сосредоточена именно на том, чтобы преодолеть эту почти неизбежную катастрофу. Когда напряженное ожидание апокалипсиса достигает высшей точки, проблема объявляется успешно решенной. Чаще всего к такому способу поддержать свой авторитет прибегают лидеры религиозных сект и культов. Они успешно предотвращают провозглашенный ими самими конец света. Успешность и непобедимость – один из главных факторов харизматического влияния. «Доказательством того, что успех составляет одну из главных основ обаяния, является одновременное исчезновение обаяния с исчезновением успеха. Герой, которого толпа только накануне превозносила, может быть на другой день осмеян ею, если его постигла неудача. Реакция будет тем сильнее, чем больше было обаяние. Толпа смотрит тогда на павшего героя как на равного себе и мстит за то, что поклонялась прежде его превосходству, которого не признаёт теперь», – писал Гюстав Лебон в «Психологии народов и масс». Для Лебона таким поверженным харизматиком был Робеспьер. Он пользовался огромной властью и влиянием, посылая на казнь своих врагов и бывших товарищей. Но как только несколько коллег-революционеров переменили свое отношение к нему, он потерял и власть, и былой магнетизм. Толпа провожала его на гильотину такими же проклятиями, каких удостаивались его собственные жертвы. «Верующие всегда с особенной яростью разбивают богов, которым некогда поклонялись», – заключает Лебон. Но, пока харизматик успешен, пока он продолжает демонстрировать публике свою уникальность, непогрешимость и сверхчеловеческие качества, миф укрепляется, а харизматический образ цементируется. Изменить этот уже сложившийся образ нелегко – в каком-то смысле харизматик становится его рабом. Нередко выходит так, что лидер на протяжении всей своей карьеры вынужден следовать имиджу, который сформировал еще в молодости. Именно такой ловушки боятся голливудские актеры. Поэтому они все время стараются выбирать разные, не однотипные роли. Впрочем, и харизматическим лидерам под силу избежать этой западни. С другой стороны, устойчивый образ лидера имеет и свои преимущества. Он в чем-то облегчает жизнь харизматика. От «стигматов», которые закрепились за харизматиком, никуда не уйдешь. Это признаки объективные, наблюдаемые. А вот уникальность – качество во многом мифологическое. И если она уже устоялась в воображении окружающих, то любые отклонения от сложившегося образа, которые допускает лидер, будут просто игнорироваться. Или, по крайней мере, считаться исключением. Date: 2015-09-18; view: 1382; Нарушение авторских прав |