Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПОЛОЖЕНИЕ. о разработке, регистрации и публикации

БАЛТИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА»

(БГАРФ)

 

 

  «Утверждаю» И.о. ректора БГАРФ ____________ А.Г. Валишин «__» ___________ 2008 г.

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о разработке, регистрации и публикации

электронных образовательных ресурсов в академии

 

 

Калининград

  «Согласовано» Проректор по УР ___________ Н.Ю. Бугакова «__» _________ 2007 г.

 

Разработчики: Грошев Г.А., декан заочного факультета (ЗФ) БГАРФ, профессор, к.т.н.; Крюков Р.И., заведующий центром дистанционного обучения ЗФ БГАРФ.

 

Положение рассмотрено и одобрено на заседании Учебно-методического Совета БГАРФ «__» ______ 2008 г.

 

 

Рецензенты: Ветров И.А., декан радиотехнического факультета БГАРФ, доцент, к.т.н.; Кологривов А.Г., заведующий кафедрой СРТС, профессор, к.т.н.; Букатый В.М., заведующий кафедрой СВ, профессор, к.т.н.

 


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Современные инновационные технологии обучения предполагают широкое использование компьютерной техники, обучающих программ, международной информационной сети INTERNET, национальных информационных сетей. Развивается электронное и дистанционное обучение, основанное на широком применении электронных образовательных ресурсов.

Цель данного положения – оказать методическую помощь преподавателям и студентам, разрабатывающим электронные образовательные продукты в различной форме: электронных учебников или учебных пособий, тестирующих программ, виртуальных лабораторных практикумов и т.п.

При разработке Положения учтены следующие нормативные документы:

· Standard LOM (for Learning Object Metadata) (IEEE 1484.12.1-2002) – международные стандарты, носящие рекомендательный характер, разрабатываемые для технологической поддержки систем обучения, основанных на компьютерных средствах обучения и дистанционного обучения. LOM определяет минимальный набор атрибутов для управления, размещения и характеристики учебных объектов. В документах представлены оптимальные модели внутренней структуры учебных курсов с учетом особенностей интеграции курса в существующее информационное пространство;

· ГОСТ 7.83-2001. Межгосударственный стандарт Системы стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД). Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. Введен с 1.07.2002 г.;

· Законы РФ «Об информации, информатизации и защите информации», «Об авторском праве и смежных правах» (с учетом изменений, внесенных в соответствии с Федеральным законом от 20.07.04 №72-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах»), «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», «О библиотечном деле»;

· Приказы Министерства образования РФ «Об электронных изданиях» от 21.01.2003 г., «Об оформлении учебных изданий на электронных носителях» от 07.12.2001 г., другие нормативные акты Министерства образования РФ.

 

 

2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

2.1. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) представляют собой совокупность средств, представленных в электронном виде и предназначенных для обеспечения образовательного процесса. Можно классифицировать ЭОР по структуре вуза (факультета, кафедры, подразделения), по специальностям и направлениям, по которым ведется подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием (ВПО), по учебным дисциплинам учебного плана и т.п.

ЭОР факультета включает в себя ЭОР кафедр и других подразделений, входящих в состав факультета. В состав ЭОР кафедры входят ЭОР учебных дисциплин, преподаваемых на кафедре.

ЭОР учебной дисциплины иногда по аналогии с ПМКД называют электронным учебно-методическим комплексом дисциплины (ЭУМКД). ЭОР учебной дисциплины содержит набор электронных образовательных продуктов, предназначенных для обеспечения учебного процесса по данной дисциплине.

2.2. Электронный образовательный продукт (ЭОП) представляет собой продукт в электронном виде, содержащий систематизированные сведения научного и прикладного характера, изложенные в форме удобной для изучения и рассчитанные на учащихся разного возраста и степени обучения. К ЭОП относятся электронные учебники, электронные учебные пособия, тестирующие программы, стандартные пакеты прикладных программ, виртуальные лабораторные практикумы, имитационные программы-тренажеры и т.п.

 

2.3. Электронный учебник (ЭУ) – это ЭОП, который полностью раскрывает содержание учебной программы данной дисциплины и позволяет учащемуся самостоятельно ее освоить.

 

2.4. Электронное учебное пособие (ЭУП) представляет собой ЭОП, который раскрывает или дополняет содержание отдельных разделов или тем учебной программы дисциплины, или посвящен изучению конкретных видов оборудования.

 

2.5. Тестирующая программа (ТП) является ЭОП, предназначенным для тестирования учащихся по данной учебной дисциплине. При этом ТП могут подразделяться на ТП для входного, промежуточного и итогового контроля, а также на универсальные ТП, позволяющие осуществлять все виды контроля по данной учебной дисциплине.

 

2.6. Пакет прикладных программ (ППП) представляет собой электронный программный продукт, предназначенный для решения конкретных прикладных задач и разработанный в специализированных зарубежных или отечественных организациях. К таким ППП относятся такие известные электронные программные продукты как MathCAD, MATLAB, Micro-CAP, MicroLOG, Electronics Workbench, P-CAD, 1С: Бухгалтерия, Консультант Плюс и т.п.

 

2.7. Виртуальный лабораторный практикум (ВЛП) представляет собой ЭОП, содержащий несколько виртуальных лабораторных работ и позволяющий имитировать работу нескольких лабораторных установок, используемых в лабораторном практикуме по конкретной учебной дисциплине.

 

2.8. Виртуальная лабораторная работа (ВЛР) – это ЭОП, имитирующий работу конкретной лабораторной установки, содержащей объект исследования (оборудование, устройство, макет), а также измерительные приборы, предназначенные для измерения параметров этого объекта. Как ВЛП, так и отдельные ВЛР могут быть выполнены на основе известных ППП. Например, по дисциплинам, связанным с электротехникой, электроникой и радиотехникой, могут быть использованы ППП MATLAB, Electronics Workbench и др.

 

2.9. Имитационная программа-тренажер – это ЭОП, который обеспечивает имитацию работы реального оборудования и позволяет отрабатывать практические навыки работы с ним.

 

2.10. Электронное издание – это электронный документ (группа электронных документов), прошедший реакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения.

 

2.11. Учебное электронное издание – электронное издание, содержащее систематизированные сведения теоретического и прикладного характера, изложенные в форме удобной для изучения и преподавания и рассчитанное на учащихся разного возраста и степени обучения.

 

 

3. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ЭЛЕКТРОННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОДУКТАМ

 

3.1. Наличие главной страницы ЭОП с указанием полного названия академии, ФИО авторов, наименования ЭОП, года разработки. Рекомендуется выбирать формат главной страницы на весь экран монитора персонального компьютера (ПК). Пример главной страницы ЭУП показан на рис. 3.1.

 

3.2. Наличие развитого меню, раскрывающего содержание ЭОП, т.е. основные разделы, темы и т.п. Рекомендуется включать в качестве обязательных элементов ЭОП «Глоссарий» и «Сведения об ЭОП».

«Глассарий» носит справочный характер и должен содержать основные термины, сокращения, аббревиатуры, используемые в ЭОП.

Раздел «Сведения об ЭОП» должен раскрывать назначение ЭОП, для изучения какой учебной дисциплины или нескольких учебных дисциплин он может быть использован, для какой категории учащихся ЭОП предназначен. В этом же разделе должны содержаться сведения об авторах разработанного ЭОП (место работы, должность, ученое звание, ученая степень и т.п.), а также требования к ПК, где будет установлен данный ЭОП.

Пример меню ЭУП, предназначенного для изучения судового радиоэлектронного оборудования приведен по рис. 3.2.

 

 

 

Рис. 3.1. Главная страница ЭУП

Рис. 3.2. Главное меню ЭУП

3.3. Удобная навигация по ЭОП, позволяющая переходить из одного раздела в другой, в главное меню. В некоторых ЭОП для этого располагают главное меню слева от основного информационного окна, как это показано на рис. 3.3. При этом возможен переход в любой раздел или подраздел ЭОП путем управления «мышью» ПК.

 

3.4. Возможность сохранения неподвижными изображений (фотографий, схем, графиков, диаграмм, таблиц и т.п.) при изменении текста, в котором содержатся соответствующие пояснения к ним. При необходимости может быть предусмотрена возможность изменения масштаба изображений при сохранении формата окна с текстом.

Пример окна ЭУП с неподвижной схемой и изменяемым текстом приведен на рис. 3.4. В этом примере курсор «мышкой» подводится к интересующему нас блоку (узлу), нажимается правая клавиша «мышки» и интересующий нас блок (узел) выделяется цветом, а в правой части появляется текстовый комментарий к этому блоку (узлу).

Возможно расположение поясняющего текста в специально встроенном окне, в котором предусмотрено перемещение текста (рис. 3.5).

 

3.5. Разделы диалогового окна ЭОП должны быть адаптированы под разрешение экрана 800х600 пикселей или диалоговое окно должно быть масштабируемым под любое разрешение экрана монитора. Программа ЭОП не должна самостоятельно менять разрешение экрана.

 

3.6. Модульное размещение основного текста на сравнительно небольшие фрагменты, имеющие законченный характер. Каждый модуль может быть самодостаточным, т.е. включать свою систему упражнений, контрольных заданий и вопросов, перечень литературы и т.п.

 

 

Рис. 3.3. Расположение меню в поле ЭУП

 

 

 

Рис. 3.4. Пример окна ЭУП с неподвижной схемой и изменяемым текстом

 

Рис. 3.5. Пример окна ЭУП с неподвижной схемой и изменяемым текстом во встроенном окне

 

3.7. Рекомендуется предусмотреть гиперссылки, содержащие дополнительную информацию к основному материалу, чтобы не перегружать материал каждого модуля лишними подробностями. Например, при использовании в тексте модуля ранее изученной теоремы или закона можно в гиперссылке напомнить формулировку этой теоремы или закона, дать краткую справку о ее авторе.

 

3.8. Целесообразно предусмотреть помощь в использовании ЭОП в виде подсказок в специальных окнах или в виде отдельной инструкции по работе с ЭОП.

 

3.9. При использовании в ЭОП чертежей или их фрагментов, электрических схем необходимо соблюдать требования ЕСКД и ГОСТ. Если изучается оборудование зарубежного производства, то допускается приводить соответствующие чертежи и схемы из исходных технических описаний.

3.10. В ЭОП, предназначенных для изучения реального оборудования, рекомендуется использовать цветные цифровые фотографии как внешнего вида с разных точек зрения, так и отдельных наиболее важных для изучения блоков, узлов, плат и элементов с соответствующими пояснениями.

 

3.11. Для лучшего восприятия материалов ЭОП рекомендуется использовать мультимедийные средства, позволяющие в динамике изображать различные процессы, происходящие в реальном оборудовании, лабораторных установках, моделях. Целесообразно использовать мультимедиа для демонстрации проводимых опытов, работы реального оборудования. Возможно использование кино- или видеофрагментов для иллюстрации отдельных исторических событий и деятельности исторических личностей.

 

3.12. Не допускается использование в ЭОП коммерческих компонентов, файловых форматов gif, mp3 и др.

 

3.13. Рекомендуется при разработке ЭОП использовать не раздражающую и не напрягающую глаза цветовую палитру. В качестве фона можно использовать голубой, светлобежевый. желтый, светлозеленый цвет и т.п.

 

3.14. Должны отсутствовать лишние отвлекающие элементы интерфейса (значки, части неиспользуемых окон и т.п.).

 

3.15. В ЭОП должна быть предусмотрена возможность отключения звуковых эффектов, если таковые используются.

 

3.16. При разработке ЭОП можно использовать любой удобный язык программирования. Приоритетом обладают следующие языки, инструменты и технологии: Visual C++; Java; Macromedia Flash; HTML; XML; Visual Basic; Delphi. Не рекомендуется применять технологию dot NET.

3.17. Программа ЭОП должна быть оптимизирована по скорости работы, а также занимать как можно меньше дискового пространства без потери количества и качества информации. Она должна представлять собой открытую систему, которую можно дополнять и обновлять информацию с сервера.

 

3.18. Установка ЭОП на компьютер пользователя и удаление его не должны вызывать никаких сложностей у пользователя.

 

3.19. ЭОП должен одинаково стабильно, без искажений в интерфейсе работать во всех операционных системах, разработанных компанией Microsoft, от Windows 98 до Windows XP. Желательно, чтобы ЭОП мог быть легко перенесен и на другие платформы: Linux, FreeBSD.

 

3.20. В тестирующей программе (ТП) по учебной дисциплине должна быть предусмотрена возможность выбора вида контроля (входной, промежуточный, итоговый), структуры тестирования (по теме, разделу, всему курсу), количества тестовых вопросов. Все вопросы должны быть ясно и четко сформулированы и не предполагать двусмысленных ответов.

В качестве примера на рис. 3.6 и 3.7 приведены варианты тестовых заданий по учебной дисциплине «Формирование и передача сигналов» специальности 160905 – «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования». В первом варианте (рис. 3.6) предусмотрено указание номеров правильных ответов в соответствующие окна, а во втором варианте (рис. 3.7) предполагается выбор номера правильного ответа.

 

3.21. Рекомендуется в ТП проводить анализ и статистику результатов тестирования учащихся с возможностью распечатки результатов тестирования на бумажных носителях.

 

Рис. 3.6. Пример тестового задания с указанием номеров правильных ответов

 

Рис. 3.7. Пример тестового задания с выбором номера правильного ответа

 

3.22. При создании виртуальной лабораторной работы (ВЛР) на экране монитора может быть воспроизведена виртуальная лабораторная установка или стенд с исследуемым объектом, который может быть представлен либо в виде фото, рисунка, чертежа, схемы и т.п., а также органы управления или регулирования параметров исследуемого объекта, измерительные приборы и др. Можно предусмотреть в рамках ВЛР изменение объекта исследования или его элементов, диапазона изменения параметров, что трудно реализовать на реальном лабораторном стенде.

В качестве примера на рис. 3.8 приведен внешний вид виртуальной лабораторной установки для исследования основных характеристик автогенераторов, в которой объект исследования представлен в виде принципиальной электрической схемы. При этом может быть выбран вариант схемы, тип транзистора, вариант задания. Устанавливаемые значения параметров контролируются в специальном окне. В этом же окне индицируются и измеряемые параметры.

 

 

Рис. 3.8. Пример виртуальной лабораторной установки для исследования основных характеристик автогенераторов

4. РЕГИСТРАЦИЯ И ПУБЛИКАЦИЯ

ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

 

4.1. Управление электронными образовательными ресурсами (ЭОР) осуществляет проректор по учебной работе.

 

4.2. Все ЭОР, используемые в образовательном процессе в БРАРФ, должны быть зарегистрированы в Центре информационных технологий (ЦИТ) БГАРФ по определенной регистрационной форме (Приложение 1). ЭОР, не прошедший регистрацию в ЦИТ, не может быть включен преподавателем, кафедрой или другим структурным подразделением БГАРФ в документы разного уровня (годовые отчеты и т.п.).

 

4.3. Электронные образовательные продукты (ЭОП) разрабатывают с учетом потребностей учебного процесса структурными подразделениями БГАРФ (кафедры, факультеты, ЦИТ и т.п.), отдельными преподавателями или коллективами преподавателей, а также сторонними организациями.

 

4.4. Разработка ЭОП осуществляется в рамках служебного задания либо специального заказа. С разработчиками ЭОП БГАРФ заключает авторский договор (Приложение 2). В дальнейшем все отношения между сторонами регулируются на основании этого договора.

 

4.5. Учебный ЭОП может быть издан, либо просто опубликован. План издания учебных ЭОП формирует редакционно-издательский отдел (РИО) по предложениям подразделений БГАРФ. Публикация учебного ЭОП, в отличие от издания, проходит по упрощенной схеме, что дает возможность оперативного размещения и использования учебного материала и внесения в него изменений.

 

4.6. Публикация ЭОП осуществляется путем его размещения в Виртуальном представительстве БГАРФ на образовательном портале системы открытого образования (openet.ru) после регистрации в ЦИТ БГАРФ.


<== предыдущая | следующая ==>
Награждение победителей Конкурса | Под патронатом Союза Композиторов Санкт-Петербурга

Date: 2015-09-18; view: 261; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию