Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
концепции циклического развития об-ва⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 23
Одна из важнейших проблем философии истории ‑ направленность и периодизация исторического процесса. Есть два типа интерпретации направлений развития истории: линейные и нелинейные (циклические). Нелинейные интерпретации появились раньше линейных в виде мифического «колеса истории» - повторения одних и тех же этапов общественного развития в соответствии с космическими циклами. Первым научным приверженцем циклической интерпретации истории считают Дж. Вико (XVIII в.), выделившего 3 исторических цикла: 1) божественная стадия (теократия - власть жрецов), 2) героическая стадия (аристократия – государство воинов) и 3) человеческая стадия (демократия – власть толпы), вырождающаяся в первобытный хаос, где все сначала. В неклассической философии возобладали цивилизационно-циклические модели, согласно которым история каждого народа – уникальная вариация типичных циклов развития. Примеры таких теорий: - культурно-исторические типы Н.Я. Данилевского: всякое племя (народность) либо создает самобытную цивилизацию со своей уникальной культурой и историей развития, либо превращается в этнографический материал для других; 9 народов уже реализовали себя, создав культуры всемирно-исторического значения, у славян ‑ Великие перспективы; - морфология культуры О. Шпенглера: жизнеспособная культура примерно за 1000 лет с момента своего зарождения проходит жизненные циклы, подобные детству, зрелости и старости индивида, а потом отмирает, перерождаясь в нечто, закостеневшее и бесплодное, функционирующее по инерции; - локальные цивилизации А. Дж. Тойнби: на Земле есть несколько крупных областей, каждая из которых содержит цивилизацию определенного типа, сейчас это цивилизации третьего поколенья, скрепленные собственными универсальными религиями; стадии жизни цивилизации примерно таковы: все начинается с «вызова» (угрозы выживанию народа) со стороны природного и (или) социального окружения – выживают лишь те народы, чья элита сумела сплотить массы для «ответа» (преодоления угрозы) – после победы следует экспансия во все стороны – чрезмерное расширение владений истощает цивилизацию-захватчицу, и она переживает несколько «надломов» – после одного-двух сильных надломов еще возможно возрождение через обновление элиты – последний (обычно третий) надлом ведет к окончательному разложению. Спасение нынешней (ставшей всемирной) западноевропейской цивилизации Тойнби видит в сплочении всего человечества с помощью единой общечеловеческой религии. Линейные интерпретации исторического процесса восходят к христианству, преодолевшему античные представления об историческом кругообороте однонаправленным движением к Царству Небесному: здесь повторы исключены; «стрела», или «спираль» времени едина для всех народов (каждый народ продолжает дела предшественников и способствует развитию современников). Два основных вида линейного развития: прогрессизм (Просвещение, немецкая классика), отстаивающий наличие и полезность прогресса, и регрессизм (платонизм, социальный пессимизм), склонный видеть в истории вырождение человечества. Для классического прогрессизма характерно придание большого значения научно-техническому прогрессу. В зависимости от единицы периодизации истории выделяются: - формационная парадигма (марксизм), где вся история делится на социально-экономические формации, сменяющие друг друга в такой последовательности: первобытнообщинный строй – рабовладельческий строй – феодализм ‑ капитализм – социализм/коммунизм; - цивилизационная парадигма (современная западная философия), где выделяется доцивилизация и три этапа цивилизации: доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный (информационное общество). Отечественная философия предпочитает сочетать линейные и нелинейные интерпретации, формационную и цивилизационную парадигмы.
50. Концепция стадийного развития об-ва.
Date: 2015-09-18; view: 473; Нарушение авторских прав |