Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вотчинно - поместное землевладение и формы зависимости крестьян
Вотчинное землевладение: · Изначально вотчина - вид безусловной феодальной земельной собственности (вотчину можно было передавать по наследству, менять, продавать); · XIII - XV вв. - вотчина - господствующая форма землевладения на Руси; · конец XV - начало XVI вв. - после присоединения к Московскому княжеству новгородских, тверских и псковских земель, многие вотчинники потеряли свои владения, их собственность перешла к дворянству; · середина 50-х гг. XVI в. - вотчинники приравнены к дворянству в отношении несения военной службы, ограничено право родового выкупа. · Поместье - вид феодальной земельной собственности в России конца XV - начала XVIII вв.; земельный участок, предоставлявшийся дворянам за военную службу, первоначально без права наследования и продажи Зависимые крестьяне — общее название одного из двух основных социально-экономических классов средневекового общества эпохи классического феодализма. Группой лично зависимых крестьян управляли воины-землевладельцы, так называемые феодалы, защищавшие крестьян от нападений других феодалов как активными военными действиями, так и другими методами, например, предоставляя им защиту в стенах своего замка, торговые площади для ярмарок, складские помещения и так далее. Зависимое крестьянство пришло на смену рабству античности. Основное отличие лично зависимого крестьянина (крепостного) от раба был тот факт что за первыми было признано право на жизнь, то есть за убийство крепостного феодал (или помещик) должен был теоретически понести уголовную ответственность позакону,. В отличие от рабов крестьяне могли обладать частной собственностью, заниматься коммерцией Крестьянин сам по себе не мог быть продан, объектом купли-продажи являлась земля к которой он был прикреплён. Положение зависимого крестьянства варьировало по странам и регионам Европы, а также эволюционировало в зависимости от временного периода. Россия была прогрессивной страной, поэтому чисто формально крепостное право было отменено раньше чисто формальной отмены рабства в америке. На смену зависимым крестьянам и феодалам с распространением капитализма в ХVII-ХIХ веках пришли наёмные рабочие и капиталисты. Судебник 1497 г — свод законов Русского государства; нормативный правовой акт, созданный в целях систематизации существующих норм права. Памятник русского феодального права XV века, созданный в эпоху правления Ивана III. Составление Судебника длительное время приписывалось дьяку Владимиру Гусеву, однако, по мнению Л. В. Черепнина, поддержанному и другими историками, в оригинальном документе имелась описка и речь шла о казни упомянутого Гусева[1]. По мнению того же Черепнина, наиболее вероятными составителями Судебника были князь И. Ю. Патрикеев, а также дьяки: Василий Долматов, Василий Жук, Фёдор Курицын[2]. Эпоха Ивана III была ознаменована преодолением феодальной раздробленности и созданием московского централизованного государства. Усиление власти великого князя, возрастание влияния боярства, появление аппарата управления централизованным государством вызвали необходимость принятия нового нормативно-правового акта, отвечающего вышеуказанным реалиям. В Судебнике 1497 года, как и в любом феодальном своде законов, нормы права излагались без чёткой системы, казуально (то есть на каждый случай, вдаваясь в частности), открыто определяли привилегии господствующего слоя населения. Однако уже наметилась определённая систематизация материала, чего не знали предшествующие законы. Норм процессуального права (ведение розыскного и судебного процесса) в Судебнике значительно больше, чем норм материального права (гражданского, уголовного). Ст. 67 Судебника устанавливала порядок объявления княжеских указов. Юридическая техника, то есть совокупная связь приемов, применяемых при разработке содержания и структуры правовых предписаний государства, слабая. Начало закрепощения крестьян. События 1575—1576 гг. оказались важным этапом закрепощения крестьян. В весенней «челобитной» 1576 г. Иван Грозный объявил о праве перехода помещиков в его удел из земщины Симеона Бекбулатовича вместе с их «людишками». Здесь речь шла и о крестьянах и холопах. На конец 70-х годов приходится новый нажим на крестьян. Быстро росла барская пашня в центральных районах страны. В начале 80-х годов большая часть крестьян Московского уезда трудилась на господской пашне. К концу Ливонской войны, продолжавшейся с 1558 по 1583 г., хозяйственная разруха в стране резко усилилась. Тяготы возросших поборов, мор и голод приводили к вымиранию населения и к бегству крестьян на восточные и южные окраины. Правительство Грозного пыталось заботиться прежде всего о благополучии «воинского чина», т. е. военно-служилого люда. Преодоление хозяйственного запустения сопровождалось новым нажимом на крестьян в интересах помещичьего хозяйства и феодального государства. Происходило дальнейшее расширение поместного земельного фонда, а также обеспечение помещичьих хозяйств рабочей силой. Постановления соборов 1580 и 1584 гг. дали возможность увеличить фонд земель для испомещения, способствовали обеспечению поместий крестьянской силой и расширили круг лиц, несущих тягло в пользу государства [1]. Не менее важным мероприятием было описание земель в 80-е годы XVI в. Описание подвело итог наличному составу освоенных земель в государстве и их состоянию в результате хозяйственного упадка. Перепись сопровождалась массовой раздачей земель помещикам, а писцовым книгам правительство придало характер акта, прикреплявшего крестьян к земле. Целью этой переписи была запись крестьян в писцовые книги по тем землям, где их застали «заповедные годы» [2]. Законодательное введение «заповедных лет» в 1581 г. явилось крупнейшим шагом в деле обеспечения помещичьего землевладения рабочей силой и тем самым решающей мерой на пути удовлетворения хозяйственных нужд дворянства. Однако историческое значение «заповедных лет» является неизмеримо большим. «Заповедные годы» были закономерным результатом социально-экономического развития Русского государства и наряду с другими мероприятиями 80—90-х годов XVI в. сыграли значительную роль в оформлении крепостного права в общегосударственном масштабе. В эти годы «заповедывались» (запрещались) крестьянские переходы даже в том урезанном виде, как их допускали Судебники 1497 и 1550 гг. Текст указа о «заповедных годах» до сих пор не найден. Тем не менее многие опубликованные архивные материалы убедительно показывают, что заповедными были 1581-1586, 1590, 1591, 1592, 1594 и 1596 гг. [3] Возможно, что только отсутствие документального материала не позволяет отдельные звенья этих лет, соединить в единую цепь «заповедных годов». Лишь в 1601 и 1602 гг. по указу Бориса Годунова был разрешен временный частичный вывоз крестьян. В остальное время «заповедные годы» были в силе и никогда не отменялись [4]. Но, с другой стороны, отмена права крестьянского перехода для поместного землевладения стала жизненной необходимостью. В условиях хозяйственного разорения количество крестьянских переходов и бегство крестьян росли, служилые люди - помещики - оказывались в затруднительном положении: удерживать крестьян в Юрьев день они не имели права по закону, а своих средств и возможностей для привлечения новых крестьян у них было немного. Запрещение крестьянских выходов, очевидно, касалось, всего государства. Правительство в интересах феодалов-помещиков ввело законодательное прикрепление крестьян к земле, способствуя усилению эксплуатации крестьянского труда. С окончанием разорительной войны, с постепенной ликвидацией опричнины, расширением запашки несколько улучшилось общее хозяйственное состояние страны. Но положение крестьян, эксплуатация которых усиливалась, было по-прежнему тяжелым. Массовое разорение крестьян центральных районов только расширяло возможности для усиления феодальной эксплуатации. Таким образом, центральная власть пошла по пути прикрепления основного производителя — крестьянства — к земле феодалов-землевладельцев. В конце XVI в. в России фактически в государственном масштабе установилась система крепостного права. Государство и церковь. Ереси. К концу XV столетия положение русской православной церкви оказалось довольно сложным. После падения Константинополя в 1453 г. русская церковь окончательно стала самостоятельной и на ее отношения со светской властью извне никто уже не мог воздействовать. Наиболее дальновидные иерархи православной церкви стремились к укреплению великокняжеской власти и централизации государства как оплота самодержавства. Вместе с тем внутри страны авторитет церкви был значительно поколеблен из-за обострения социальных противоречий. Протест социальных низов общества чаще всего выражался в религиозной форме. В наиболее крупных русских городах в XV в. появились так называемые еретики, деятельность которых была особенно опасна для церкви. Новый подъем еретического движения произошел в конце XV в. в Новгороде и был связан с деятельностью приехавшего из Литвы в 1471 г. еврея Скария (отсюда название - ересь жидовствующих, из-за схожести с иудаизмом). Эта ересь получила широкое распространение среди низшего новгородского духовенства. Самыми упорными гонителями еретиков стали архиепископ Новгорода Геннадий и видный церковный деятель, игумен и основатель Иосифо-Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий (Иван Санин). По имени последнего стало называться целое направление религиозной мысли. Московский кружок еретиков составляли дьяки и купцы, возглавляемые приближенным Ивана III думным дьяком Иваном Курицыным. Они выступали за усиление великокняжеской власти и ограничение церковного землевладения, настаивали на том, что каждый человек без посредничества церкви может общаться с Богом. В 1490 г. на церковном соборе еретики были осуждены и прокляты. Сторонники ереси жидовствующих были высланы из Москвы, а в Новгороде их подвергли унизительной расправе. В церковной среде не было полного единства по отношению к еретикам. Так, оппонентами иосифлян выступали так называемые нестяжатели во главе со старцем Кирилло-Белозерского монастыря Нилом Сорским. Нестяжатели, например, считали, что с еретиками следует полемизировать, а не расправляться, и что подлинное служение церкви надо исполнять через аскетический образ жизни, "нестяжанием" земных богатств и владений. Некоторое время Иван III склонен был поддерживать нестяжателей. Но на церковном соборе 1503 г. воинствующие иосифляне оказали упорное сопротивление в вопросе об отказе церкви от землевладения. А уже на следующий год новый церковный собор приговорил еретиков к смертной казни. Московский кружок Курицына был уничтожен. Так начал складываться союз светской власти с наиболее ортодоксальной частью церковников во главе с Иосифом Волоцким, который провозглашал "священство выше царства", а устои православия - условием существования самодержавия. Московское государство и Великое княжество Литовское в XV - XVI вв. Большую роль в отечественной истории сыграю Великое княжество Литовское. Оно не только вобрало в себя огромный массив древнерусских земель, история которых долгое время протекал в рамках истории Литовского княжества. В процессе своего становления и развития литовские князья выступили могущественными соперниками московских князей. Борьба за лидерство в деле объединения Руси во многом определяла политику московских правителей. Многочисленные литовские племена (летьгола, земигола, литва, жмудь, ятвяги и др.) жили по течению рек Западная Двина, Неман и Балтийскому побережью. Принадлежали они к земледельческим народам, занимались животноводством и рыболовством, охотой и бортничеством. Процесс формирования государства у литовских племен пришелся на XIII в. В результате острого соперничества на первый план выдвинулся Миндовг, провозгласивший себя в 1237 г. великим князем. Созданное им Литовское княжество включаю в себя Аукшайтию, Жемайтию (Восточная и Западная Литва) и Новогрудскую землю ("Черная Русь"). Чтобы обезопасить себя со стороны Ливонского ордена, совершавшего военные походы против язычников, Миндовг принял католичество. Но это был не более чем маневр. Стоило ситуации измениться, как князь вернулся в язычество и, поддержанный литовскими племенами, разгромил немцев. Однако созданное им объединение не отличалось прочностью и с гибелью Миндовга (1263 г.) распалось. Князем, которому удалось основать династию великих литовских князей и сделать процесс становления государственности необратимым, стал Гедимин (1316-1341). Талантливый и удачливый политик, он силой, интригами, союзами и династическими браками расширил территорию Литвы. В состав нового государства вошли Туровское, Пинское и Витебское княжества. Гедимин поддерживал тесные связи с князьями Северо-Восточной Руси. Его дочь Мария стала женой тверского князя Дмитрия Михайловича; по-видимому, одна из дочерей вышла замуж за московского княжича Семена (князя Семена Гордого). Гедимин, пытаясь отвоевать захваченные русские земли, начал борьбу с ордынцами. Население древнерусских земель увидело в Литве приемлемую альтернативу ордынскому владычеству. Опираясь на помощь Гедимина, Смоленское княжество с 1330-х гг. перестало платить "выход" в Орду. Свое влияние Гедимин распространил на Киевскую, Галицкую и Волынскую земли. К концу его княжения русские земли составляли уже более двух третей всей территории Литовского государства. Политику Гедимина продолжил князь Ольгерд (1345-1377), действовавший в тесном союзе с братом Кейстутом. К княжеству были присоединены Чернигово-Северские земли. Ольгерд начал наступление на Смоленское княжество и зависимые от него Верховские княжества. В 1363 г. Ольгерду в сражении у Синих Вод (недалеко от Буга) удалось разгромить ордынцев. Победа ускорила освобождение Южной Руси от ордынского владычества. За Литвой окончательно закрепились Киевская, Подольская (Восточная часть) и Волынская земли. Великое княжество Литовское стало одним из центров объединения древнерусских земель, оставив позади более слабые в военном отношении Тверское и Московское княжества. Политические амбиции Ольгерда побуждали его вмешиваться в дела северо-восточных соседей - "соперников" в деле объединения. На рубеже 1360-70-х гг. это привело к столкновению с Московским княжеством, в котором молодой князь Дмитрий Иванович оказался стороной оборонявшейся. Тюрко - татарские ханства в XV - XVI вв. государства, образовавшиеся в процессе распада Золотой Орды в XV—XVI ввК татарским ханствам относится также Касимовское ханство, вассал Русского государства. В татарских ханствах сохранились традиционные институты Золотой Орды — ханский диван, основные правящие роды (Аргын, Барын, Кыпчак, Ширин), административно-территориальное деление (улусы, даруги и др.), сословное деление на эмиров, беков, мурз, уланов и «чёрных людей» (тат. кара халык) и т. п. Культура и быт Московского государства во второй половине XV в. Образование единого Русского государства, его продвижение на пути централизации оказало существенное влияние на культурное развитие страны. Начались процессы преодоления культурной замкнутости, формирования общерусской национальной культуры. Культура превратилась в мощное орудие борьбы за торжество нового государственного порядка, упрочение власти самодержца и рост авторитета церкви. В литературе позднего средневековья нашли отражение как традиционные темы, так и новые, фиксирующие происходившие перемены. Произведения Куликовского цикла, созданные в конце XIV - первой половине XV в., "Задонщина", "Сказание о Мамаевом побоище", воспевали мужество русских воинов, Дмитрия Донского и его ближайших сподвижников. "Сказание..." - самый подробный рассказ о Куликовской битве. В нем упомянуты события, отсутствующие в других источниках, например о действиях засадного полка, паломничестве Дмитрия Донского в Троицу за благословением Сергия Радонежского. Этим сюжетом автор подчеркивает союз великокняжеской власти с церковью. Героический характер битвы побудил автора "Сказания..." обратиться к устным преданиям и легендам о Мамаевом побоище. По оценкам литературоведов, многие эпизоды произведения носят эпический характер. Ощутимо влияние устной народной поэзии. Однако все словосочетания и формы, восходившие к приемам народного творчества, переплетаются с приемами книжной риторики, создавая в итоге единый поэтический образ. "Сказание..." пользовалось большой популярностью у средневекового читателя. Оно дошло до нас во множестве списков и оказало большое влияние на последующие воинские повести. Интерес человека к окружающему миру раскрывает "Хождение за три моря" тверского купца Афанасия Никитина. Он совершил в 1466-72 гг. путешествие в Индию. Поражает любознательность автора, наблюдательность, его острый взгляд отмечал социальные и национальные различия народов. "Земля многолюдна, да сельские люди бедны, а бояре власть большую имеют и очень богаты", - сетует Афанасий Никитин, чьи симпатии на стороне простых людей, везде страдающих под гнетом "тамошних" князей и бояр. Один из главных героев "Хождения за три моря" - Русская земля, о которой Афанасий часто вспоминает и с которой вольно или невольно сравнивает увиденное. Земля именно Русская - не Тверская. В своем произведении тверской купец выступает как выразитель общерусского сознания. Дальнейшее развитие получает житийная литература. Проповедь благочестивого образа жизни вовсе не мешала авторам подчеркивать значение союза княжеской и церковной власти. Среди авторов-агиографов видное место занимает Епифаний Премудрый, перу которого принадлежат жития Сергия Радонежского и Стефана Пермского. Культурный подъем середины XVI в. связан с именем митрополита Макария. Под его руководством были составлены Четьи-Минеи. Двенадцатитомное издание (помесячное чтение) систематизировало и организовываю в рамках единой формы и стиля разнообразную церковную литературу, от жития святых до памятников церковного права, что объективно содействоваю религиозно-нравственной и идейной консолидации общества, упрочению самосознания. Макарьевские Четьи-Минеи стали собранием книг, читаемых на Руси. Публицистическим содержанием наполнились традиционные жанры. Их авторы стремились представить историю русского народа как часть христианской истории, выявить новое положение Московского царства среди мировых держав. В "Хронографе 1512 г." Россия предстаачена как новый центр мирового христианства. Имперские амбиции ощутимы в "Сказании о князьях Владимирских". Произведение озвучиваю идею преемственности власти московских князей от византийских императоров, которые в свое время (император Константин Мономах) прислали царские регалии Владимиру Мономаху и "с того времени князь великий Володи мер Всеволодович наречен Мономахом и царь всея великой России". Родословная линия великих князей в "Сказании..." восходила к римскому императору Августу. Его брат Прусс поселился в Прусской земле, откуда в Новгород и пришел "княжить князь великий Рюрик". Мессианские и эсхатологические идеи с особой силой прозвучали в писаниях псковского монаха Филофея. После падения Константинополя, когда "во всей поднебесной" остаюсь лишь одно Русское православное царство, современники задумывались о настоящем и будущем: за что Бог покарал Византию? что станет с истинной христианской верой, неразрывно связанной в сознании православных с православным царством? Русские книжники связали падение Византии с ее шатаниями в вере и отступничеством. Но глубочайший пессимизм уступа! место оптимизму - Божественная благодать перешла на Русскую землю. Для Филофея и его последователей Москва - воспреемница и наследница великих традиций Рима первого и Рима второго - Константинополя. Не менее важной была и последняя часть известной формулы: "Москва - Третий Рим, а четвертому не бывать". Таким образом, Московское царство и московские государи оказывались ответственны за судьбы "большого христианства". Теологически-религиозная теория Филофея скоро получила политическое осмысление, стала важным элементом официальной государственно-политической доктрины. Ответственность за судьбы православия и православного царства обосновывала неограниченный характер власти московских государей. Успешно развиваюсь летописное дело. В середине XVI в. была составлена официааьная Никоновская летопись - подлинная энциклопедия времени. Один из списков летописи, Лицевой свод украшали многочисленные (более 17 тыс.) миниатюры. В редактировании, а позднее и в изменении ряда трактовок событий принимал участие Иван Грозный. Смысл изменений - в апологии великокняжеской и царской власти, личности Ивана IV, с деятельностью которого связывались успехи Русского государства. Книжное дело. Эволюция книги проходила в русле развития человеческого общества. В ранних цивилизациях основным средством распространения информации была устная речь, которая со временем стала фиксироваться на различных предметах окружающего мира, приспособленные человеком для сохранения и передачи сообщений. Выделить следующие этапы развития письменности: предметный, рисуночный, идеографический. Обозначить переход к более сложным системам передачи информации - иероглифическому, буквенно-звуковому письму. Выделить этапы в развитии систем письменности: в иероглифической-иератического и демотического, в клинописной - угаритского, крито-микенского, арамейского письма. Отметить особенности и значение каждого из них для развития книги. Подчеркнуть роль финикийского алфавита как родоначальника алфавитов мира. Остановиться на вопросах дешифровки древних иероглифических и клинописных текстов. При изучении этой темы необходимо заострить внимание на разновидностях материалов для письма, их особенностях, способах изготовления, ареале распространения и временных границах применения. Выявить соответствие таких материалов для письма, как глина, камень, папирус, пергамент, бумага историческим формам книги - табличкам, свиткам, кодексам. Отметить существование книг на пальмовых листьях (Индия), на шелке (Китай, Корея, Япония), на деревянных дощечках (Греция, Рим), на бересте (Древняя Русь). Далее необходимо ознакомиться с тем, как размножались и сохранялись книги в древности, какие книги дошли до наших дней. Охарактеризовать библиотеку царей Птолемеев как крупнейший культурный и научный центр античного мира, где уже в то время существовали каталоги, упомянуть Эфесскую библиотеку в храме Караккалы, руины которой сохранились до наших дней в Турции, Пергамскую библиотеку, основанную владыкой Пергамского царства Евменом II после того, как во II в. до н.э. в Пергаме был изобретен новый писчий материал - пергамен. Пергамен, в силу своих особых качеств способствовал широкому распространению учености и культуры, появлению новых черт в оформлении рукописей, зарождению переплетного искусства. Из среды книжников выделяются переписчики - копиисты, размножавшие рукописи на продажу. Этот факт стоит расценивать как важную стадию становления книжной торговли. Обобщая материал главы, необходимо сделать вывод о том, что Древний мир и античность дали человечеству вместе с письменностью богатство духовной культуры и книгу, как средство закрепления, передачи информации, средство межличностного общения. В эпоху раннего Средневековья литературное и книжное наследие античности играло огромную роль, несмотря на катастрофический размах гибели книг. В этот период особого расцвета достигла византийская и арабская книжность. Отметить жанрово-тематическое разнообразие рукописей, особенности письма и оформления. Рассмотреть монастырские центры книгописания, деятельность которых определялась религиозным мировоззрением, надолго определившим содержание и внешний облик книги, показать роль церкви в осуществлении цензурного надзора за содержанием переписываемых манускриптов. В XI веке с развитием торгово-экономических связей возникают университетские скриптории, а вместе с ними библиотеки, оживляется книжная торговля, формируется книжный рынок, в орбиту которого вовлекаются различные слои населения. Изучая эти вопросы, студент должен сделать выводы о проникновении элементов светскости в организацию книжного дела, о превращении искусства книгописания в ремесло, а книги в товар. Уделить внимание вопросу формирования общественных и частных библиотек. Особо следует остановиться на Библии как замечательном памятнике Средневековья, ее составе и роли в выработке норм перевода, редактирования, комментирования, значении Никейского собора 325г. для создания единого канона Библии, повлекшего появление апокрифов как текстов, отвергнутых церковью, то есть запрещенных к широкому распространению. Студент должен знать, когда были сделаны переводы Библии на греческий и латинский язык, как они назывались, кто и когда сделал перевод Библии на славянский язык, назвать древнейшие списки Библии, дошедшие до наших дней. Подобно христианству, другие религии мира имели собственные священные книги: иудеи - Талмуд, мусульмане - Коран. Необходимо отметить, когда была принята единая редакция священных книг, ставшая с тех пор канонической. Сделать выводы о книгах Средневековья как источниках философских идей и художественных образов последующих культурных эпох. Летописание. Самым замечательным явлением древнерусской литературы были летописи. Первые погодные записи относятся еще к IX в., их извлекли из более поздних источников XVI в. Они весьма кратки: заметки в одну, две строки. Как явление государственного масштаба летописание возникает в XI в. Летописцами становились люди разных возрастов, и не только монахи. Очень значимый вклад в восстановление истории летописного дела внесли такие исследователи, как А.А.Шахматов (1864-1920) и А.Н.Насонов (1898 - 1965). Первым крупным историческим сочинением стал Свод, законченный в 997 г. Его составители описали события IX-X вв., старинные легенды. Он включает даже придворную эпическую поэзию, восхвалявшую Ольгу, Святослава и особенно Владимира Святославовича, в чье княжение данный Свод и был создан. К фигурам европейского масштаба необходимо отнести монаха Киево-Печерского монастыря Нестора, который к 1113 г. закончил свой труд «Повесть временных лет» и составил обширное историческое введение к нему. Нестор прекрасно знал русскую, болгарскую и греческую литературу, будучи человеком очень образованным. Он использовал в своем труде более ранние Своды 997, 1073 и 1093 гг., а события рубежа XI-XII вв. освещал как очевидец. Эта летопись давала наиболее полную картину ранней отечественной истории и копировалась на протяжении 500 лет. Надо иметь в виду, что древнерусские летописные своды охватывали не только историю Руси, но и историю других народов. Летописанием занимались и светские люди. Например, великий князь Владимир Мономах. Именно в составе летописи до нас дошли такие прекрасные его произведения, как «Поучение к детям» (ок. 1099; впоследствии дополнено, сохранилось в списке 1377 г.). В частности, в «Поучении» Владимир Мономах проводит мысль о необходимости отпора внешним врагам. Всего «путей» - походов, в которых он участвовал, было 83. В XII в. летописи становятся очень подробными, и так как они пишутся современниками, то в них очень ярко выражаются классовые и политические симпатии летописцев. Прослеживается социальный заказ их покровителей. Из наиболее крупных летописцев, писавших после Нестора, можно выделить киевлянина Петра Бориславича. Самым загадочным автором в XII-XIII вв. был Даниил Заточник. Считают, что ему принадлежат два произведения - «Слово» и «Моление». Даниил Заточник был прекрасным знатоком русского быта, хорошо знал церковную литературу, писал ярким и красочным литературным языком. О себе он сказал следующее: «Был язык мой, как трость книжника-скорописца и приветливы уста мои, как быстрота речная. Того ради попытался я написать об оковах сердца моего и разбил их с ожесточением, как в древности разбивали младенцев о камень». Отдельно надо выделить и жанр «хождений», описывающих путешествия наших соотечественников за рубеж. Во-первых, это повествования паломников, осуществлявших свои «хождения» в Палестину и Парьград (Константинополь), но постепенно стали появляться и описания западноевропейских государств. Одним из первых было описание путешествия Даниила - игумена одного из черниговских монастырей, который посетил Палестину в 1104- 1107 гг., проведя там 16 месяцев и участвуя в войнах крестоносцев. Наиболее выдающимся произведением этого жанра является «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, составленное в виде дневника. В нем описываются многие южные народы, но в основном жители Индии. «Хождение» А. Никитина продолжительностью в шесть лет состоялось в 70-х гг. XV в. Очень интересна «житийная» литература, так как в ней, кроме описания жизни канонизированных лиц, давалась правдивая картина жизни в монастырях. Описывались, например, случаи взяточничества за получение того или иного церковного сана или места и др. Здесь можно выделить Киево-Печерский патерик, представляющий собой сборник рассказов о монахах этого монастыря. Литература. история развития литературы на русском языке. Русская литература существовала ещё до XI века и может быть отнесена к средневековой литературе[1]. История русской литературы изучена без внимания к молекулярным изменениям в обществе; учёта роста классового сознания различных слоёв населения; правильного понимания международных отношений. Вместо этого исследования проводятся вокруг деятелей, а не историко-литературном процессе. Исследователи пытаются осмыслить всё творчество, например, Пушкина или Грибоедова в связи с движением декабристов, притом декабристов правого крыла[2]. Date: 2015-09-18; view: 2799; Нарушение авторских прав |