Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обыденное и научное сознание. Общественная социология и идеология





Общественное сознание — система идей, теорий, взглядов, характерная для общества в определенный исторический период.

В своем развитии оно имеет тенденцию к усложнению. В условиях первобытного общества оно содержало эмпирические знания, мораль, верования, зачатки искусства (наскальная живопись, мифы, скульптура). В дальнейшем с расширением материального производства увеличивалось число его компонентов, т.е. корни его изменений находятся не в нем самом, а в общественном бытии (материальная деятельность, материальное производство и производственные отношения). Но автоматической зависимости в этой системе связей нет. Общественное сознание обладает относительной самостоятельностью: его отдельные элементы могут отставать или опережать общественное бытие. В нем всегда осуществляется преемственность в возникновении нового. Причин его относительной самостоятельности несколько:

1) это структурно сложное явление;

2) его подсистемы имеют свои специфические законы функционирования и развития;

3) господствующая элита стремится развивать то, что ей выгодно, и тормозит то, что не отвечает ее интересам.

Структура общественного сознания содержит уровни, стороны и формы.

Уровни: обыденное и теоретическое сознание.

Обыденный уровень — совокупность знаний, обслуживающих каждодневные потребности людей. Отличается поверхностью, ненаучностью, консерватизмом, преимущественно основывается на традициях. Его главным компонентом является здравый смысл. Довольствуется фактами, бессистемно вырабатывается всеми людьми.

Теоретический уровень — система знаний, формируемая профессионалами. Для него характерна доказательность, динамичность изменений, стремление постичь сущность явлений. Часть теоретических знаний носит научный характер, где работает строгая система понятий, категорий, законов и осуществляется проверка положений на практике. Со временем ряд теоретических знаний в упрощенном виде переходит в обыденное сознание.

Стороны: общественная психология и общественная идеология.

Общественная психология_ — совокупность чувств, эмоций, настроений, иллюзий людей, господствующая в определенный исторический период. Как и обыденный уровень, формируется в результате жизнедеятельности всех людей, носит поверхностный, спонтанный характер. Итоговым компонентом выступает общественное мнение. Является объектом интенсивного изучения не только наукой (социальная психология), но и общественной идеологией.

Общественная идеология — целенаправленная система внедрения, защиты интересов и взглядов господствующего класса. Она создается профессионалами высокой квалификации, строго специализирована, структурирована (политическая, экономическая, правовая, эстетическая, религиозная, этическая идеология и т. д.), имеет избирательную преемственность, тщательно камуфлируется.

Формы. Их десять: политическая, правовая, философская, научная, эстетическая, этическая, религиозная, атеистическая, экономическая, экологическая.

Формы — это элементы общественного сознания, которые обслуживают отдельные сферы общества. Чем примитивнее жизненные процессы, тем меньше форм у общественного сознания. Исторически первыми образовались этическая и эстетическая формы. Остальные сформировались с появлением государства (политическая, правовая, философская, религиозная, научная и т. д.). Усложнение общественных ситуаций в последние десятилетия XX в. обусловили возникновение экономической и экологической форм.

Все они по-разному связаны с материальной основой общества. Ближе всего к способу производства находятся экономическая, политическая, правовая и научная формы. Через эти формы все остальные связаны с общественным бытием опосредованно. Соответственно, первые и быстрее преобразуются.

Каждая форма имеет свои специфические функции (религиозная — компенсаторную, научная — гносеологическую и т. д.) и своеобразные средства отражения действительности: религиозная — догмы, этическая — нормы и принципы, научная — категории, законы, теории и т. д.).

В разные исторические периоды отдельные формы занимали ведущее положение по сравнению с остальными. Так, в период средневековья в Европе основной была религиозная форма, сейчас во всем мире – политическая.

Политическая форма способствует укреплению власти и развитию государственности. Имеет следующие структурные элементы:

1) политическое обыденное сознание — повседневные, несистематизированные знания людей о политической сфере. Оно непоследовательно, поверхностно, основывается на шаблонах. Испытывает постоянное влияние политической идеологии;

2) политическое теоретическое сознание — система теорий и взглядов, обслуживающая политическую сферу. Разрабатывается профессионалами, моделирует новейшие политические технологии, схемы воздействия на общественное мнение и алгоритмы поведения политиков. Служит теоретической основой функционирования и развития политической идеологии;

3) политическая идеология — строгая система теорий, направленная на защиту интересов властных структур. Основной элемент данной формы: она формирует программу политических действий элиты, маскирует реальное содержание политики. Нетождественна политике, так как политика — это действия, политическая идеология — обоснование их;

4) политическая психология – совокупность эмоций, чувств, настроений людей, оценивающих политику. Ситуативна, полярна по социальным позициям людей, вырабатывается всеми членами общества. В современный период разработаны активные средства ее переориентации (во время референдумов, выборов и т.д.).

Правовая форма имеет своей основной задачей защиту господствующих форм собственности. Закрепляет правовыми средствами экономические и политические интересы классов, представления о правомерности действий чиновников или государственных учреждений.

Она структурно представлена:

1. Правовая психология – совокупность чувств, эмоций людей, выражающих оценку деятельности правовой сферы. Отличается полярностью эмоциональных позиций, подвижностью. Регулируется правовой идеологией.

2. Правовое обыденное сознание — ненаучные представления людей о правовой сфере. Поверхностно, не проникает в глубь явления, не требует доказательности. Зависит от политической и правовой идеологий.

3. Правовая идеология — обоснованная система теорий, целенаправленно защищающая интересы элиты. Вырабатывается профессионалами, придает интересам характер юридического закона. Имеет разветвленную сеть учреждений.

4. Правовое теоретическое сознание — система теорий о функционировании и совершенствовании правовой сферы. Основа для правовой, политической идеологий и разработки юридических нормативных актов (законов, декретов, декларации, конституций).

Правосознание отличается от системы права. Право — комплекс, законов, действующих в государстве. Они табуальны (запретительны), принудительны к исполнению, вплоть до суровых мер наказания. Это практическая реализация интересов, теоретических и идеологических установок.

Научная форма общественного сознания — объективно-достоверное знание, проверенное на практике и пронизанное определенным мировоззрением.

Возникает, исходя из потребностей людей, когда в процессе развития общества сформировалось абстрактное мышление. Научное сознание базировалось на многочисленных эмпирических сведениях, накопленных в первобытный период. В условиях рабовладения появилась необходимость теоретически осмыслить достигнутое. Положения научного сознания строго доказательны по содержанию, четко систематизированы по форме.

Имеет следующие структурные части:

Эмпирические знания, полученные в результате обыденной деятельности, целенаправленных опытов и экспериментов.

Теоретические знания — система обобщенных аргументированных разработок, исследующих эмпирические данные.

Философские знания обеспечивают мировоззренческую направленность науки, связь результатов развития конкретных отраслей познания с выявленными всеобщими закономерностями мира.

Наука прошла три основных этапа развития:

1) С момента возникновения в рабовладельческом обществе и до XV в.н.э. Развитие шло медленно, производство опережало ее по своим темпам.

2)ХVв.— конец XIX в.— интенсивное накопление знаний, процессы интеграции (объединения) и дифференциации (разделения) наук. Последние преобладали. В XVII—XVIII в. происходят первая научно-техническая и промышленная революции. Они носят локальный характер, так как совершаются только в наиболее развитых странах Европы.

3) Конец XIX в.— конец XX в. Изменился социальный статус (положение) науки: она стала непосредственной производительной силой общества, его активной составной частью. Увеличилось ее непосредственное влияние на всю общественную жизнь.

Продолжаются процессы интеграции и дифференциации знания. В 30—60-е годы XX в. начинается вторая научно-техническая революция. Она носит глобальный характер: ее изменения охватывают весь мир. Темпы развития столь стремительны, что она опережает развитие производства, поэтому одновременно с ней идет и промышленная революция. Направления современной НТР: механизация, электрификация, химизация, автоматизация, компьютеризация, робототизация, космизация.

В 80-е годы XX в. существенный вклад в процессы второй НТР внесла астрофизическая революция. В 90-е годы началась революция в области биологического знания (генная инженерия, клонирование). В будущем прогнозируется революция в психологии.

Оценка роли науки неоднозначна. Существует несколько концепций. Наиболее распространенными являются: сциентизм (лат. scientia и англ, science — знание, наука) и антисциентизм.

Сциентисты абсолютизируют роль науки, причем, в основном провозглашают приоритет естественных, математических, технических систем знания; отрицают роль философии в познании мира и жизни общества.

Антисциентисты делают акцент на ограниченных возможностях науки, существовании ее специфических границ действия, невозможности решения ею всех сущностных проблем бытия мира и человека.

Представители данных концепций стоят на противоположных позициях, преувеличивая особенности науки. В то время, как оценка роли науки должна осуществляться конкретно, соответственно историческим этапам жизни общества, без подмены функций одного вида знания функциями другого.

Этическая форма — самая древняя из всех форм общественного сознания. Зародилась она в виде морали — единственного регулятора бытия первобытного сообщества. Это — свод неписанных норм, правил, законов человеческих отношений. На первых этапах происходила в основном регуляция трудовых процессов и семейных зависимостей. Дальнейшее развитие повлекло за собой усложнение моральных норм, принципов и идеалов, возникли моральные установки социальных общностей, отдельных сфер, профессий, образовалась зависимость от политики и права. Но если нормы права табуальны (запретительны), то нормы морали рекомендательны: дается совет как лучше поступать в том или ином случае. Сфера правовой регуляции уже, чем моральной. Наблюдается пронизанность моралью всех видов общественных отношений, а не только имущественных. Длительность морального осуждения больше, чем правового. Иногда негативная моральная оценка следует за человеком всю жизнь.

Современная моральная сфера – сложное образование. Ее составными элементами выступают учреждения, деятельность, отношения и этническая форма общественного сознания, которая содержит в себе психологические, обыденные, теоретические и идеологические компоненты.

- Этическая психология: чувства и эмоциональные оценки людей морально-нравственных процессов.

- Этическая идеология — руководство морально-психологическими и нравственными состояниями людей.

- Этическое обыденное сознание — непрофессиональные знания о моральной сфере, законах нравственности.

- Этическое теоретическое сознание — система теорий о функционировании и развитии морально-нравственных регуляций. Служит теоретической основой этической идеологии.

Данная форма имеет познавательную, воспитательную, оценочную функции. Если мораль — система норм и принципов общественной жизни, то нравственность есть показатель того, как люди их выполняют, а этическая форма — осознание обществом того и другого.

Эстетическаяформа,— совокупность теорий, взглядов, чувств людей, направленных на оценку и анализ эстетической сферы.

Возникновение эстетической формы произошло при первобытно-общинном строе как выражение потребности осознать себя и свои связи с миром, познать их с позиций красоты. Это специфический вид духовного познания и освоения действительности, проникновения в сущность человеческой природы и окружающего мира.

Эстетическая форма — структурно сложное образование:

эстетическая психология — чувства и эмоциональная настроенность в оценке произведений искусства, природы, окружающего мира и самого человека.

Эмоциональные реакции и предпочтения глубоко индивидуальны, зависят от многих факторов, в том числе и от идеологических установок.

Эстетическая идеология — система теорий, направленная на использование искусства как средства защиты государственности. Представляет собой комплекс целенаправленного воздействия, создаваемого профессионалами.

Эстетическое обыденное сознание — непрофессиональные знания об эстетической сфере, особенностях и законах искусства. Не систематизировано, поверхностно, канонизировано (закрепощенность раз навсегда усвоенными представлениями об искусстве).

Эстетическое теоретическое сознание — система теорий о закономерностях искусства, его роли в обществе. Это комплекс знаний, представленный искусствоведением, историей искусств, социологией искусства, эстетикой (наука о наиболее общих принципах освоения и преобразования мира по законам красоты) и т. д.

Функции:

эстетическая — отражение, познание и прославление прекрасного, порицание безобразного;

идеологическая — защита государственных интересов средствами искусства;

воспитательная – формирование приверженности идеям красоты и прекрасного в мыслях, действиях, поведении людей.

Таким образом, эстетическая форма — есть отражение мира и уникальности человека эстетическими средствами (идеал красоты, вкусо-стилевое единство, гармония, совершенство).

Искусство — процесс создания духовных ценностей, материализация эстетической формы. Оно призвано создавать красоту и прекрасное, отрицать уродливое.

Религиозная форма общественного сознания — возникла в классовом обществе. Ей предшествовал длительный период существования верований, в которых первобытные люди отражали свой страх и неспособность предотвратить гибельные для них воздействия природы, т.е. долгое время был период безрелигиозного развития общества. С появлением социальных антагонизмов начинает формироваться религиозная сфера (учреждения, система догм, деятельности, отношений). Для создания религий использовались мифы, верования древних людей, искусство, философия.

Религия — фантастическое отражение действительности. Ее функции: компенсаторная (призвана компенсировать, восполнять внутреннюю слабость человека в противостоянии трудностям), идеологическая (использование средств и положений религии для укрепления государственной власти), мировоззренческая (формирование системы религиозных взглядов на мир и человека), регулятивная (управление образом жизни верующих и вовлечение в их ряды новой паствы).

Структурные параметры: религиозное обыденное сознание — фрагментарные знания о религиозной сфере, сущности религиозных догматов.

Религиозное теоретическое сознание — система ненаучных доктрин (теология), религиозная психология — совокупность чувств и эмоций людей, направленных на положительное восприятие религиозной системы. Для этого используются разные виды искусства (музыка, архитектура, живопись). Они создают ощущение красивости религиозных обрядов вплоть до экзальтации.

Религиозная идеология — система идей и теорий, целенаправленно формируемая религиозными учреждениями. Цель — защита и распространение религиозности, способствование укреплению государственности.

Рассмотренные формы, стороны, уровни общественного сознания показывают его многообразие, что подтверждается и обилием его функций: как специфических — у форм, так и общих, присущих всем его компонентам. К числу последних относятся:

– гносеологическая — накопление, критическая оценка, систематизация и способ передачи знаний;

– мировоззренческая — формирование мировоззренческой культуры, способствование системе воспитания, приобретению человеком общественно необходимых качеств;

– идеологическая — утверждение идеологических установок и идеологическая ориентация общества.

– регулятивная — управление общественными процессами, организация преемственности духовной жизни.

Общественное сознание не существует вне его индивидуальных носителей. Человек усваивает нормы общественного сознания через призму условий жизни, деятельности, своего поведения, общения, отношений.

Date: 2015-09-18; view: 511; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию