Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема бедности и безработицы





В Докладе Всемирного Банка о развитии мира отмечено, что «первейшая задача развития – уменьшение бедности». Для миллионов людей в странах третьего мира уровень жизни застыл на месте. А в некоторых странах даже снизился.

По некоторым данным, 1/3 населения Бразилии, 1/2 жителей Нигерии, 1/2 населения Индии потребляют товаров и услуг менее чем на 1 долл.7 в день (по паритету покупательной способности).

Таким образом, экономический рост в мировой экономике не способен уничтожить или хотя бы сократить уровень обнищания нескольких регионов мира. Масштабы и темпы роста народонаселения, являясь самостоятельной глобальной проблемой, выступают и как фактор, воздействующий на состояние других глобальных проблем, в частности на проблему бедности.

Сегодня уровень жизни 1,5 млрд человек (20% мирового населения) находится ниже

прожиточного минимума, а 1 млрд живет в условиях нищеты и голода.

Одной из главных в мире является проблема бедности. Под бедностью понимается невозможность обеспечивать простейшие и доступные для большинства людей в данной стране условия жизни. Большие масштабы бедности, особенно в развивающихся странах, представляют серьезную опасность не только для национального, но и для мирового устойчивого развития.

Критерии бедности. Различаются национальный и международный уровни бедности. Национальный уровень бедности – это доля населения, живущего ниже национальной черты бедности. В большинстве стран мира и в том числе в России под национальной чертой бедности понимается доход ниже прожиточного минимума, т.е. не позволяющий покрывать стоимость потребительной корзины – набора самых необходимых по меркам данной страны в данный период времени товаров и услуг. Во многих развитых государствах бедными считаются люди с доходом в размере 40-50% от среднего дохода по стране.

Международный уровень бедности – это доход, обеспечивающий потребление менее чем на 2 долл. в день. С середины 90-х гг. XX века определяют также международный уровень чрезвычайной бедности (или иначе – сверхбедности) – доход, обеспечивающий потребление менее чем на 1 долл. в день. Это по сути максимально допустимый уровень бедности с точки зрения выживания человека.

 

В настоящее время по оценкам Всемирного банка общее количество бедных, т.е. живущих менее чем на 2 долл. в день составляет в мире 2,5 – 3 млрд. человек. В том числе общее количество людей, живущих в чрезвычайной бедности (менее чем на 1 долл. в день) – 1-1,2 млрд. Иными словами 40,7 – 48% населения мира – бедные, а 16-19% - сверхбедные.

За период с 80-х гг. XX века по начало XXI века численность людей, живущих в чрезвычайной бедности сократилась примерно на 200 млн. Это произошло главным образом за счет уменьшения количества сверхбедных в Китае. С начала 90-х гг. проявляется тенденция к сокращению количества сверхбедных в другом многонаселенном государстве – Индии. В то же время в странах Африки южнее Сахары на протяжении последних 20 лет наоборот наблюдался постоянный рост численности сверхбедных.

Распределение беднейшего населения по регионам мира за период с 1980 г. не претерпело существенных изменений. Две трети бедноты мира по-прежнему проживает в Восточной и Южной Азии и одна четверть – в Африке южнее Сахары. Большая часть бедного населения сосредоточена в сельских районах развивающихся государств.

Азиатско-Тихоокеанский регион добился замечательного прогресса в борьбе с бедностью за последние несколько десятилетий. Однако бедность остается главной проблемой.2 В 1990 году примерно половина населения региона проживала в условиях крайней бедности, определяемой как проживание менее чем на 1,25 долл. США в день (при паритете покупательной способности). К 2007 году масштабы бедности сократились примерно на 50 процентов, при этом около четверти населения региона все еще проживало в условиях крайней бедности. В абсолютных цифрах численность бедного населения сократилась с 1,55 млрд. человек в 1990 году до 996 млн. человек в 2007 году, несмотря на тот факт, что общая численность региона за тот же период выросла с 3,3 млрд. человек до 4 млрд. человек.3 По оценке, составленной на основе складывающейся тенденции, число людей, проживающих в условиях крайней бедности в регионе, в 2010 году уменьшилось до 862 млн. человек. Ускоренное уменьшение масштабов бедности в регионе приблизило их к среднемировому уровню, а в 2007 году оба показателя стали сопоставимыми. Это означает, что в Азиатско-Тихоокеанском регионе проживает 61 процент бедного населения мира, а такую же величину составляет и доля региона в мировой численности населения.

Полученные в последние время данные свидетельствуют о том, что среди субрегионов масштабы бедности самые высокие в Южной и Юго-Западной Азии (36,1 процента), затем в Юго-Восточной Азии (21,2 процента) и далее в Восточной и Северо-Восточной Азии (13 процентов) и Северной и Центральной Азии (8,3 процента). Хотя доля бедных в общем населении с 1990 года снижалась во всех регионах, в Восточной и Северо-Восточной Азии и в Юго-Восточной Азии она снижалась относительно быстрее.

Во многих странах существуют собственные национальные критерии бедности, но оценки бедности, основанные на этих критериях, несопоставимы с показателями других стран из-за различий критериев бедности. Несопоставимы они и по времени, ввиду меняющихся методик расчетов и определений критериев бедности. С учетом этой оговорки Китай смог уменьшить масштабы бедности с 6 процентов в 1996 году до 4,2 процента в 2008 (см. таблицу 1). В Индии доля бедных снизилась с 36 процентов в 1994 году до 27,5 процентов в 2005 году. В Бангладеш, Непале, Пакистане и Шри-Ланке также отмечалось значительное уменьшение масштабов бедности со временем.

 

Таблица 1 - Процентная доля населения, проживающего за национальной чертой бедности в отдельных странах

Страна Период Первый год Средний год Конечный год
Армения (1999, 2001, 2009) 54,8 48,3 26,5
Азербайджан (1995, 2001, 2008) 68,1 49,6 15,8
Бангладеш (1992, 2000, 2005) 56,6 48,9 40,0
Камбоджа (1994, 1997, 2007) 47,0 36,1 30,1
Китай (1996, 1998, 2008) 6,0 4,6 4,2
Фиджи (1996, 2003, 2009) 25,5 35,0 31,0
Индия (1994,.., 2005) 36,0 .. 27,5
Индонезия (1996, 1999, 2010) 17,6 23,4 13,3
Казахстан (1996, 2001, 2002) 34,6 17,6 15,4
Кыргызстан (1997, 2003, 2005) 51,0 49,9 43,1
Лаосская Народно-Демократическая Республика (1993, 1998, 2008) 45,0 38,6 27,6
Малайзия (1993, 2004, 2009) 13,4 5,7 3,8
Монголия (1995, 1998, 2008) 36,3 35,6 35,2
Непал (1996,.., 2004) 41,8 .. 30,9
Пакистан (1999, 2002, 2006) 30,6 34,5 22,3
Папуа-Новая Гвинея (1990, 1996, 2002) 24,0 37,5 39,6
Филиппины (1994, 2000, 2009) 40,6 33,0 26,5
Шри-Ланка (1996, 2002, 2007) 28,8 22,7 15,2
Таджикистан (1999, 2003, 2009) 74,9 72,4 47,2
Таиланд (1996, 2000, 2009) 14,8 21,0 8,1
Вьетнам (1993, 2002, 2008) 58,1 28,9 14,5

 

 

В субрегионе Восточной и Северо-Восточной Азии инфляция растет, хотя и умеренными и поддающимися регулированию темпами, и увеличится с 3 процентов в 2010 году до, как показывают расчеты, 4,7 процента в 2011 году (диаграмма 1). Высокие международные цены на сырьевые товары и большой внутренний спрос подталкивают цены вверх, но повышение валютных курсов в целом сдерживает инфляцию, привносимую извне. Среди компонентов инфляции вызывает озабоченность быстрый рост цен на зерно и другие продукты питания. Юго-Восточная Азия – это еще один субрегион, где наблюдается резкое повышение темпов инфляции, но ее уровни все еще низки по сравнению с другими субрегионами. Инфляция в этом субрегионе оценивается в 5,5 процента в 2011 году против 3,9 процента в 2010 году.

 

Рисунок 1- Инфляция потребительских цен по субрегионам в 2010-2012 годах

 

 

Вместе с тем, высокая инфляция является серьезной проблемой в Южной и Юго-Западной Азии, где в последние годы она достигла двузначных цифр, повысившись в 2010 году до 10,9 процента. Хотя ожидается, что в 2011 году инфляция уменьшится до 8,4 процента, риски продолжают усиливаться. Ввиду того, что инфляция в значительно большей мере сказывается на бедных слоях населения, она вызывает особую озабоченность во многих странах субрегиона, имеющих большие масштабы бедности. Среди прочих факторов инфляцию в целом подстегивают бюджетные дефициты. Как это ни странно, когда субсидии, например на электричество и нефтепродукты, уменьшают для сдерживания бюджетного дефицита, инфляция также растет. Высокие темпы инфляции отмечаются и в регионе Северной и Центральной Азии. Согласно оценкам, инфляция в этом субрегионе вырастет с 7,1 процента в 2010 году до 9,6 процента в 2011году.

Высокие цены на продовольствие и энергию прямо или косвенно воздействуют на несколько совокупных макроэкономических показателей, в том числе на показатели потребления, инвестиций, объема производства, общей инфляции, торгового баланса и сальдо бюджета. Влияние на общую инфляцию вполне очевидно. Кроме того, когда рост цен на топливо и продовольственные продукты переходит от воздействия первого уровня – на внутренние цены – к воздействию второго уровня – на заработную плату, обычно повышают процентные ставки, стремясь сдержать инфляционные ожидания. Рост процентных ставок отрицательно скажется на инвестициях, а условия высокой инфляции создают факторы неопределенности, которые будут тормозить новые инвестиции. Для стран, импортирующих продовольствие и энергоресурсы, повышение цен на импорт, безусловно, приведет к ухудшению условий торговли и торгового баланса и, следовательно, будет подталкивать к снижению валютного курса и повышению цен на другие импортируемые потребительские товары и вводимые факторы производства. Сальдо бюджета начинает испытывать давление, когда правительства осуществляют меры социальной защиты или предоставляют субсидии для компенсации роста цен с целью защиты бедного населения. Борьба с отрицательными последствиями роста цен на продовольствие и энергию путем более активного использования государственных ресурсов приведет к уменьшению наличных государственных средств, используемых для реализации других стратегий, направленных на поддержку роста экономики и борьбу с бедностью.

Ввиду высокой волатильности цен на нефть трудно делать предположения о будущем изменении цен на нефть. В 2010 году средняя цена одного барреля сырой нефти марки Брент составляла 79,50 долл. США. Для данных расчетов предполагается, что средняя цена на нефть в 2011 и 2012 годах будет на уровне 110 долл. CША за баррель. Цены на продукты питания в 2011 году вырастут примерно на 25 процентов и останутся относительно стабильными в 2012 году. Если цены на нефть и продовольствие останутся на уровне 2011 года, страны региона добьются более высоких темпов роста. Сведения об общем снижении роста в результате повышения цен на нефть и продовольствие приводятся в основном тексте. В данных расчетах главное значение имеют не точные цифры, а тот факт, что снижение роста ВВП действительно происходит, и оно весьма значительно.

Рост цен на продукты питания в результате роста цен на топливо и под влиянием других факторов напрямую сказывается на средствах к существованию бедноты и групп населения с более низкими доходами. Инфляция продовольственных цен снижает реальные доходы и расходы и может подорвать успехи в деле борьбы с бедностью, достигнутые за несколько десятилетий развивающимися странами. Более высокие цены на продукты питания оказывают двоякое влияние на уровень бедности: они сказываются на людях, не способных вырваться из бедности из-за низких темпов экономического роста, и на людей, которые ввергаются в бедность в результате снижения реальных доходов. Например, люди, живущие чуть выше черты бедности, по всей вероятности, окажутся за этой чертой в результате повышения цен на продукты питания. Объединение этих двух групп населения дает общий показатель воздействия роста продовольственных цен на бедность (см. рисунок 2). Нет необходимости добавлять, что те, кто уже проживает за чертой бедности, вследствие роста цен на продукты питания могут оказаться в еще более тяжелых условиях.

Рост цен на основные продукты питания воздействует на бедное население также и иным образом. В зависимости от того, являются ли бедные чистыми продавцами или чистыми покупателями основных продуктов питания, рост цен на них приведет к повышению доходов домашних хозяйств, являющихся чистыми продавцами, и усугубит трудности бедных домашних хозяйств, являющихся чистыми покупателями. Трудности, с которыми сталкивается бедное население, усиливаются ввиду того, что они вынуждены тратить наибольшую долю своего дохода на основные продукты питания, что оставляет им меньше средств для расходов на другие продукты, которые играют важную роль в качестве дополнительных источников энергии и питательных веществ, и на непродовольственные нужды, включая здравоохранение и образование. В целом неожиданное повышение цен на основные продукты питания сразу же отрицательно сказывается на положение городской бедноты, поскольку большая часть ее является чистыми покупателями. В меньшей степени такая же ситуация наблюдается даже в сельских районах: например, исследования доходных видов деятельности в сельской местности показывают, что 91 процент сельской бедноты в Бангладеш в 2000 году были чистыми покупателями основных продуктов питания.

Рисунок 2 – Воздействие на уровень бедности высоких темпов инфляции и цен на продукты питания

 

Определяющее значение в решении проблемы бедности имеет разработка развивающимися странами эффективных национальных стратегий развития, опирающихся на внутренние ресурсы. Здесь требуются преобразования не только в производстве (индустриализация, аграрные реформы), по и в сфере образования, здравоохранения и проч. Однако многие из этих стран не могут изменить свое положение без посторонней помощи.

Ситуацию с бедностью осложняет безработица. В целом в мире насчитывается около 1

млрд безработных, в основном живущих в развивающихся странах мира. При превышении безработицей 5%‐ного уровня правительства развитых стран начинают принимать жесткие меры для борьбы с ней.

В 2010 году количество работающих бедных во всем мире увеличится более чем на 215 млн. лиц. Около 200 млн. человек могут оказаться на гране нищеты.

Об этом рассказал координатор Международной организации труда (МОТ) в Украине Василий Кострица на международной конференции "Глобальный кризис: роль европейских государственных служб занятости". По данным координатора МОТ, в докризисный период из 2,8 млрд. занятых в мире около 1 млрд. 388 млн. были люди, живущие на $2 в день. При этом более 380 млн. человек находились в состоянии чрезвычайной бедности (жили меньше, чем на $1 в день).

Между тем, он уточнил, что проблема безработицы и до кризиса очень остро стояла во многих странах, поскольку ежегодно на мировой рынок труда выходят 45 млн. молодых людей без квалификации. "Чтобы обеспечивать этот новый прирост, миру необходимо до 2015 года создать более 300 млн. новых рабочих мест", - подытожил представитель МОТ.

Эксперты МОТ предполагают, что в странах с развитой экономикой и в государствах Европейского Союза число безработных увеличится еще на 5 млн. В других регионах безработица сократится незначительно либо останется на прежнем уровне.

Важнейшим фактором преодоления бедности является экономический рост, поскольку именно экономический рост ведет к увеличению национального продукта, за счет которого формируется фонд потребления. Вместе с тем, вполне возможно сохранение масштабов бедности неизменными на фоне неплохого экономического роста (как, например, в Нигерии, где в 1990-2003 гг. ВВА увеличивался в среднем на 2,9% в год). Это связано как с очень быстрым ростом населения (2,6% в Нигерии в эти же годы), так и с тем, что экономический рост может обеспечиваться узкой группой отраслей с небольшим спросом на рабочую силу (ТЭК в Нигерии).

В то же время в борьбе с бедностью важна и государственная помощь бедным, хотя ее увеличении ведет к снижению остроты проблемы бедности, ноне к ее решению. Как показывает опыт развитых стран, на фоне роста этой помощи может возрастать так называемая застойная бедность. Под эту категорию подпадает та часть трудоспособного населения, которая отчаялась найти работу и, поэтому, психологически ориентирована лишь на помощь государства. Как следствие, адресные выплаты пособий бедным должны сопровождаться комплексом социально-экономических мер, нацеленных на их вовлечение в трудовую деятельность, (программы профессиональной подготовки и переподготовки, содействие в поиске рабочих мест и др.)

Особую остроту глобальной проблеме бедности придает то, что многие развивающиеся страны в силу низкого уровня доходов пока не имеют достаточных возможностей для смягчения проблемы бедности. Именно поэтому для ликвидации очагов бедности в мировом хозяйстве требуется широкая международная поддержка. Проблеме бедности уделяется все большее внимание со стороны международной общественности. В октябре 2000 г. главы правительств 180 государств мира подписали так называемую Декларацию Миллениума, определив восемь ключевых задач мирового развития на период до 2015 г. и призвав международные экономические организации сориентировать свои программы помощи на их достижение. Первой в числе этих задач в декларации названа задача уменьшения к 2015 г. в половину числа людей, вынужденных существовать менее чем на 1 долл. в день.

 

Date: 2015-09-18; view: 911; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию